Как помочь ребенку стать уверенным в себе: 5 ошибок, которые никогда нельзя совершать

Что делать если ребенок нерешительный

  1. Не тревожьтесь и не нервничайте. Не стоит слишком часто употреблять слова: «отойди – это опасно», «не бери – оно грязное», «не пей», «осторожнее». Подобные реплики закладывают в подсознание чувство неполноценности, ребенок будет думать, что он неумелый, хуже и слабее окружающих. Речь не идет о каких-то крайних мерах, но взобраться на дерево под присмотром родителей вполне можно.
  2. Не пренебрегайте. Любое преодоление себя – большая победа для ребенка. Дочка после долгих тренировок села на шпагат или сын преодолел половину детского бассейна кролем – дети ждут одобрения и похвалы родителей. Мамина поддержка – это будущая золотая медаль на соревнованиях.
  3. 3.Общайтесь на равных. Когда вашему чаду исполнилось 7, психологи рекомендуют общаться с ним, как с другом. Уважение со стороны родителей определяет отношение ребенка к самому себе. Спрашивайте его мнение в какое кафе пойти, где бы он хотел провести лето и почему ему не хочется общаться с Сережей.
  4. Не требуйте. Бесконечные требования не сделают из вашего ребенка олимпийского чемпиона или вундеркинда. Если он заметит, что не оправдывает ваших ожиданий, это уязвит его самолюбие, и самооценка стремительно упадет, даже большие таланты невозможно будет возродить. Родительская похвала – мотивация, ступень к будущим успехам и великим победам вашего ребенка.
  5. Позвольте ему сделать самому.Чувство, что тебе доверяют придает силы и уверенность в себе. Давайте ребенку задания по возрасту: регулярно поливать цветы, гулять с собакой, кормить рыбок. Не забывайте рассказывать родственникам, что у вас растет настоящий помощник. Ребенок научится брать ответственность и станет уверенным в себе.

Какие качества нужно развивать у мальчиков

  1. Независимость. Мужчина должен уметь принимать правильные решения и рассчитывать на себя. В будущем сын научится налаживать контакты, брать на себя ответственность, отвечать за собственные поступки.
  2. Способность анализировать. Научите сына делать выводы из любой ситуации, правильно оценивать себя и окружающих, анализировать поведение людей и обстановку. Он должен понимать, на что способен, а также уметь различать добро и зло.
  3. Сочувствие. Неправильно думать, что мужчина не должен сопереживать и сочувствовать. Наоборот, развивайте это качество в сыне. Если он научится сочувствию, это поможет развить уверенность в себе.

Период созревания

Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.

Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий

Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики

Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.

10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.

Как правильно воспитать уверенность в себе: советы психологов

Многие понимают, как сложно развить в себе уверенность и решительность. За комплексом обычно стоит большое количество негативного опыта в прошлом. Кроме того, устоявшиеся модели поведения не так легко переломать: человек просто привыкает к этому состоянию и отказывается с ним бороться.

Психологи выделяют несколько компонентов, из которых складывается уверенность в себе:

  • доминирование оптимистических установок над пессимистическими;
  • позитивный опыт в прошлом;
  • наличие определенных навыков и опыта для какой-то полезной деятельности;
  • умение анализировать ту или иную проблему, и на основе этого находить наиболее позитивное для себя решение;
  • высокая самооценка;
  • высокая оценка со стороны других людей.

Она проявляется и физически: во внешности, поведении, манере говорить и общаться. Например, уверенный человек обладает хорошей осанкой, не сутулится, говорит спокойно и без лишней жестикуляции.

Для того чтобы достичь этого, потребуется усиленная работа, направленная как «внутрь», так и вовне. Психологи обычно выделяют несколько этапов, через которые необходимо пройти.

«И опыт, сын ошибок трудных»

Даже если родители никогда не говорят детям, что нельзя совершать ошибки, и постоянно твердят о том, что «на ошибках учатся», у ребенка все равно может возникнуть страх ошибиться. 

Откуда он берется?

Если родители не позволяют себе ошибаться, дурачиться и очень чувствительны к тому, чтобы не выглядеть смешным, то ребенок это считывает.

Стоит обратить внимание на то, как вы сами относитесь к своим ошибках. Если вы сами постоянно избегаете тех видов деятельности, где вы не эксперт (например, отказываясь танцевать на вечеринке под предлогом «я плохо танцую»), то и ребенок учится тому же.  

Говоря о том, что надо не бояться ошибок, родители часто действуют так: говорят одно, а на деле демонстрируют другое. 

Малыши вполне терпимо относятся к своим ошибкам, но из-за нетерпимости к ним родителей дети понемногу осознают, что ошибка — это что-то крайне нежелательное.

Чтобы избежать неприятностей, связанных с оцениванием действий ребенка, родители спешат вмешаться.

В частности, это касается школьных оценок. «Дай, перепроверю домашнее задание, а то вдруг ты совершишь ошибку и Марьиванна поставит тебе, трояк — нехорошо, неприятно!» — говорит мама или папа. 

Прося ребенка решить сначала карандашом или вырывая лист, если задание решено плохо, мы снова транслируем негативное отношение к ошибкам.

Когда ребенок совершает ошибку, как правило, он огорчается, чувствует неловкость, у него могут опускаться руки. Маленькие дети часто плачут из-за своих ошибок — что-то где-то не выиграли, куда-то не добежали.

Но здоровое отношение к ошибкам состоит именно в том, чтобы спокойно переживать негативные чувства, которые сопровождают любую ошибку, не стараясь ее «замазать». 

Что делать

Настраивать ребенка на то, что ошибки и негативные эмоции от них — это часть практики, и совершать их совершенно нормально

При этом важно говорить, что несмотря на ошибки, он может и должен двигаться вперед. Ошибка не его должна разрушать. 

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе

Как видно, неуверенность в себе чаще всего формируется в детском и подростковом возрасте

Родителям важно знать, как воспитать уверенность в себе подростка. Своевременные действия помогут ребенку избежать многих проблем в дальнейшей жизни

Это процесс сложный, и от родителей требуется, в первую очередь, гибкость.

Научитесь находить компромиссы. Помните, что психика ребенка устроена иначе, чем у взрослого. Ее очень легко ранить

Важно уметь доносить свою позицию в правильном месте, подальше от посторонних глаз, в правильный момент и правильными средствами.
Уважайте личные границы ребенка. Это поможет ему сформировать представление о себе, как о личности.
Доверяйте ребенку важные дела и обязанности

Так он сможет ощутить свою самостоятельность, научиться полагаться на собственные силы. Как утверждают психологи, это особенно важно, чтобы воспитать уверенность в себе в мальчике.
Соблюдайте баланс в общении. Похвала и одобрение должны быть обоснованными, критика – мягкой. Она должна не унижать или устрашать, а помогать и учить.
Крайне важны забота, поддержка и тепло. Ребенок должен чувствовать себя любимым и важным.
Существует ряд специальных игр и тренингов. Например, можно обыгрывать какие-то ситуации из жизни, чтобы ребенок учился самостоятельно решать проблемы.

Упражнения и тренинги — эффективный способ воспитать уверенность в себе и для детей, и для взрослых.

Психологическая помощь при конфликте

Помощь психолога поможет решить конфликт сына и матери, предотвратив разрыв в отношениях, способный затянуться на всю жизнь:

  • Психолог выслушает обе стороны конфликта и опираясь на психологию отношений, поможет сыну и матери услышать друг друга и понять процессы и изменения, которые происходят в мировоззрении друг друга.
  • Профессионал научит выходить из кризисов мягко и с уважением к личности всех участников конфликта.
  • При необходимости, психолог подскажет способы менее болезненного разрыва эмоциональной связи между взрослым ребенком и матерью или, напротив, восстановить утраченную связь.

Найти выход из конфликта поможет психолог с высокой квалификацией и большим опытом в практической семейной психологии!

Нужна помощь психолога? Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно. Стоимость консультации в разделе Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты. Возможна также Skype-консультация.

Что такое заниженная самооценка?

Заниженная самооценка — это психологическая проблема, не обращать внимания, на которую никак нельзя. Впоследствии она негативно влияет на формирование личности ребенка, выражается во внешних и внутренних проявлениях. Родители, которые считают, что это часть характерологических особенностей, ошибаются.

Заниженная самооценка

Признаки низкой самооценки

Низкая самооценка проявляется в унылости, замкнутости, обидах. Существуют отличительные признаки, по которым можно определить наличие проблемы:

  • ребенок обижается даже по малейшему поводу;
  • не верит в собственные силы, использует отговорки: «я не смогу», «у меня не получится»;
  • избегает общения со сверстниками;
  • не хочет браться за новое дело.

Низкая самооценка

Симптомы «Комплекса неполноценности»

Этот комплекс формируется у детей еще с дошкольного возраста, и негативно влияет на формирование целостной личности

Очень важно вовремя выявить признаки «комплекса неполноценности» и искоренить

Обратите внимание! Нельзя говорить фразы по типу: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда это не сможешь» и подобные, все это надо перефразировать и давать ребенку положительную установку. Отличительные черты:

Отличительные черты:

  • Отсутствие собственного мнения — опирается на мнение родителей либо авторитетных окружающих (родственников, учителей, знакомых) и даже если он и решиться высказать свое мнение отказывается от слов, когда услышит противоречия.
  • Страх общения со сверстниками — наотрез отказывается гулять с ребятами на детской площадке, ему кажется, что он недостаточно хорош для них, чувствует себя уязвимым и неинтересным среди мальчиков и девочек.
  • Боится возражать взрослым — не может отстоять себя в разговорах со старшими, не дает отпор за обиды, оскорбления.
  • Задевают в школе и во дворе — другие дети не дают прохода, ребенка часто бьют и обижают.

Буллинг

Проявляется этот комплекс в ежедневном взаимодействии с окружающим миром и в определенных ситуациях. Родителям стоит наблюдать, способствовать дружеским семейным отношениям, поддерживать и хвалить хорошие поступки.

Как оценить уровень самооценки

Этот уровень — изменчивая величина, меняется от того, в какой среде пребывает и с кем общается ребенок. Родителям необходимо постоянно держать этот показатель на контроле. Определить этот признак не сложно в домашних условиях, под рукой всегда найдется то, что нужно.

Методы определения самооценки:

С помощью месторасположения рисунка на бумаге. Рисунок расскажет о многом, о страхах, переживаниях, психологическом состоянии, восприятии действительности. Определить состояние таким способом легко, нужно посмотреть на рисунок, в какой части листа он находится. Верхняя часть листа — завышенная, средняя — адекватная, внизу — заниженная, повод для тревоги есть. Цветовая гамма на рисунках говорит о психологическом состоянии. Преобладание темных цветов говорят о депрессивном, волнующем состоянии, тем более, если в сочетании с рваными, острыми линиями.

Методика «Лесенка»

  • Тест «Лесенка». Подходит для детей от трехлетнего возраста. На листе бумаги необходимо начертить лесенку из 10 ступеней. Показав ее сказать, что на самой нижней ступеньке стоят очень плохие дети, а на верхней самые хорошие, и попросить ребенка нарисовать на какой ступеньке он видит себя. Ключ к тесту: 1-3 ступенька — сильно занижена; 4-7 — адекватно оценивает себя, но переставать следить нельзя; 8-10 — свидетельствует о завышенном уровне. Впоследствии можно попросить нарисовать своих друзей, так выявляется его отношение к другим сверстникам, одноклассникам.
  • «Смешные человечки» — обычная игра, выявляющая уровень самосознания и оценки личности. Рисуется дерево, на ветках которого располагаются обычные зверьки. Далее рисуется новое дерево, и спрашивают ребенка, где он сидел бы, если попал на дерево. Где сидели бы его друзья? Недостаток теста лишь в том, что он показывает только самоощущения детей в знакомом коллективе.

Реальную картину можно узнать, когда в семье складываются доверительные отношения.

Доверие — залог успеха воспитания

Уверенный родитель = уверенный ребёнок

Стоит напомнить золотое правило «кислородной маски» в самолёте, которую сначала необходимо надеть на себя, а потом уже на своих детей. Никакие способы и тренировки не помогут ребёнку стать самостоятельным и ответственным, если его родители не показывают должного примера. Если мама или папа, не могут принять решения, пока не обсудят его со всеми родственниками; если они боятся высказаться и всегда следуют за «толпой»; если они не держат обещания и забывают о записи к врачу — то о каком воспитании можно говорить. Начинать всегда нужно с себя, ведь ребёнок следует примеру, а не советам.

  • Начните с себя. Это основное правило воспитания и обучения. Дети – зеркало своих родителей, это воплощение примера и подобия. Невозможно требовать от ребёнка вставать раньше, чтобы не опаздывать в школу, если вы сами периодически не успеваете вовремя на работу. Выполняйте обещания и следуйте собственным правилам и заветам. Никаких двойных стандартов, например, маме можно, а тебе нет. Иначе, рано или поздно ребёнок усвоит, что иногда безответственность всё же уместна.

  • Дайте свободу. Поощряйте самостоятельность, ведь без неё не сформируется ответственность. Дайте возможность ребёнку участвовать в бытовой жизни: пусть заправляет свою кровать, складывает игрушки или вещи, кормит кота, вытирает за собой разлитую воду, сам заполняет дневник или снимает обувь. Список бесконечен. Не упустите тот момент, когда вашему отпрыску захочется сделать «всё самому». Пусть пробует, учится. Только без крайностей. Не нужно разрешать варить суп или чистить лук четырёхлетней дочери, даже если ей очень хочется. Начните с малого и постепенно прибавляйте нагрузку. Пусть сначала она помоет овощи, выберет кастрюльку или просто посолит.

Про горку и коньки

Получилось… Васька с Мишкой точно так не могут… От пота и льда штаны прилипают к ногам, а волосы под шапкой как будто намыленные… «Поздравляю, сынок! — папа бежит навстречу, размахивая руками. — Зачем рыдал? Говорил, что никогда не получится?!».

Все же я на него зол немного. Зачем было меня мучить? Я бы и так съехал с этой горки, потом, когда-нибудь… Я только на коньках-то научился стоять прошлой зимой, а тут — эта ледяная горка… Можно было бы съехать вон с того пригорка, пониже, и — домой. Нет, ему надо с самого верху… А вообще здорово: неужели я смог? Завтра Ваське с Мишкой покажу — у них челюсти отвиснут…

— Вообще-то нужно было сначала вон с того пригорка съехать, пониже, а завтра забраться повыше, чтобы постепенно усложнять задачу, — рассуждает папа. — Это я маху дал, прости.

— Да не-ет, — протянул я, — пониже, — это для малышей, а мне-то шесть уже. Зря я ныл, нужно было съехать и все, давно бы уже пирожки дома ели.

Папа как-то хитро прищурился, посмотрел мне в глаза, похлопал по плечу и начал стягивать с меня коньки.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

С чего все начинается

Очень часто поверить в свои силы ребенку мешает чувство собственной уязвимости, вызванное беспокойством о безопасности. Причина кроется в родителях, точнее, в тех методах, которые они применяют для воспитания малыша.

Метод кнута

Чтобы была понятна суть часто допускаемой ошибки родителей, вот вам пример.

За одни только сутки ребенок выслушивает более, чем 2 000 (!) требований, высказанных в ультимативной форме:

  • Иди завтракать!
  • Почисти зубы!
  • Заправь кровать!
  • Одевайся! Не копайся! Быстрее!
  • Собери игрушки!
  • Ложись спать!

Вот только некоторые из них, самые узнаваемые. А ведь их можно высказать и по-другому, если у родителя иссякло терпение:

  • Говори все начистоту, а не то хуже будет!
  • Убери игрушки с пола, иначе они окажутся в мусорном ведре!

Ребенок оказывается под сильным давлением в течение всего дня, каждый день.

Теперь включите фантазию и вообразите, что так на работе раздает вам указания начальник: у него такой стиль общения. Ваши действия? Скорее всего, займетесь поиском нового места работы. Но ваш малыш никуда не может уйти. Семья – это его мир.

Формулируя фразу таким образом, вы сохраняете личное достоинство ребенка и даете ему возможность самому предпринять шаги, чтобы исправить оплошность.

Метод пряника

«Дети еще слишком малы, чтобы принимать решения о чем-либо», – так думает большинство родителей. Куда проще решить за несмышленыша, что для него лучше, самим, чем наблюдать, как он набивает себе шишки из-за неверного выбора.

Еще пример: утром чадо собирается в школу или садик, опаздывает. Вы тоже спешите, поэтому считаете благом натянуть на полусонного малыша одежду или заправить за школьником постель: ведь так можно сэкономить время.

Чтобы поверить в свои силы, он должен их применять на практике. Позвольте ему сделать выбор, пусть ошибочный, и полностью прочувствовать последствия. Ведь самый ценный опыт – тот, который пережил, а не услышал.

Спотыкаясь и набивая шишки, ребенок научится делать выводы, а это ценный навык. Вам же нужно не ругать его (ничего не можешь сделать; ты совсем бестолковый и др.), а оказывать поддержку:

  • ничего страшного, можно попробовать еще раз позже;
  • у тебя все получится, я верю в тебя.

Если делать за ребенка ту работу, которую он может выполнить сам, вы вырастите инфантильную личность, получив в итоге великовозрастного увальня.

Ведь очень часто взрослая лень – это всего лишь маскировка неуверенного в себе человека, который просто-напросто боится что-либо сделать самостоятельно, потому что не умеет.

  • Малыш не станет убирать игрушки, если за него это делает мама.
  • Девочка не научится готовить (шить, гладить), если ей не дать возможность научиться этому.

Здесь для родителя важно не уничтожить настрой на самообучение неловким комментарием или деструктивной критикой. Ребенок только учится. Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом

Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело

Поговорка про первый блин, который выходит комом, как раз об этом. Ребенку важна поддержка, а не замена: скажите добрые слова, но не беритесь выполнять за него неудавшееся дело.

Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

Говорить о том, что у мужчины и женщины будет одинаковое воспитание, не приходится. Обычно у партнеров имеются разногласия в отношении того, какой должна быть семейная жизнь и что должны делать муж и жена в этом союзе. Как сохранить отношения, несмотря на взгляды своего мужчины?

  1. Пересмотреть свое отношение на привычки будущего мужа. Часто оказывается так, что они не так уж и плохи. Просто от того, что вы к ним не привыкли, вам кажется, что их вовсе не должно быть.
  2. Умерить свои желания. Не все должно происходить так, как того хотите вы. С таким же подходом живет ваш мужчина. Если он вынужден в чем-то меняться, перепрограммируя себя, значит, и вам следует в чем-то себя ограничить или изменить.
  3. Пообщайтесь с родителями своего мужа. Возможно, вы чего-то не понимаете, а мужчина вам сам ничего не может ответить по этому поводу. Скорее всего, родители смогут дать ответы на некоторые вопросы.
  4. Не делайте поспешных выводов. Если окажется, что ваш мужчина из неблагополучной семьи, это еще не будет однозначно говорить о том, что он станет похожим на своих родителей. Все-таки люди имеют право выбора. Если ваш мужчина сделал выбор не быть похожим на своих родителей, а брать пример с других лиц, то он будет придерживаться данного принципа.

Как предложить детям общение заново?

Можно ли как-то выйти из этого тупика, и преодолеть нежелание взрослых детей разговаривать с вами?

Семейный психолог скажет, что это очень сложно – потому что нельзя заставить или «обхитрить» другого человека, который имеет связанные с вами психологические травмы и триггеры. Что делать, если взрослый сын не хочет общаться с родителями?

Во-первых – признайте за ним такое право. Перестаньте считать его неблагодарным, неправильным, «не выплатившим» сыновний долг. Это действительно отдельный человек, способный жить автономно и, как ни банально, не просивший себя рожать и воспитывать. Долгов перед вами у него нет – он их «отдал» в несовершеннолетнем возрасте, подчиняясь вашей родительской воле.

Мы часто не замечаем, как вели себя в детстве и виним родителей в своих бедах

Что же делать? Прекратите навязываться детям: дотошно расспрашивать об их делах, давать непрошеные советы, пытаться отслеживать события их жизни и обижаться, если вас в эту жизнь не впускают. Можете сообщить сыну или дочери, что больше не будете вмешиваться без просьб, понимая то, что были «токсичным» родителем, и хотели бы теперь взаимодействовать иначе.

Можете иногда делиться своими новостями (конечно, не перебарщивая со звонками и сообщениями). Стоит (для себя!) интересоваться разными явлениями современной жизни – вы живете в одном социуме с поколением ваших детей, и всем будет легче и интереснее, если между вами не будет культурной и мировоззренческой пропасти, и вам найдется что обсудить. Станьте детям  приятелями – примите, что наставничество уже неуместно.

Можете предложить «вылетевшим из гнезда» детя свою помощь, но ограничьтесь единичным предложением конкретной поддержки, а не постоянно напоминайте о своем порыве помогать (что уже очевидно граничит со стремлением опекать).

Примет ли выросший ребенок новый формат отношений – зависит от него.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.

Обучайте детей с умом

Недавно меня пригласили на рождественский ужин, и, поскольку это была не моя семья, я могла внимательно понаблюдать за общением гостей. На вечеринке было много людей разных возрастов — они постоянно общались, пили и ели. На таких семейных встречах они делились новостями. В этом есть что-то очень милое: все общались с интересом и очень дружелюбно.

Мое внимание привлек молодой человек, который наклонился над детским манежем и сказал: «Привет, ребята! Как дела? Ну что, получается справиться с головоломкой?» Потом он обратился к дедушке: «Привет, дедушка! Очень рад, что ты пришел. Ты сегодня особенно хорошо выглядишь!» Затем он повернулся ко мне: «Здравствуйте! Меня зовут Ричард Броуди. А вас?»

А вас?»

Основываясь лишь на одном наблюдении, могу предположить, что его ждет легкая и успешная жизнь. Я не имею ни малейшего представления о том, как он стал таким общительным, ведь я только видела его поведение в доброжелательной атмосфере семейной вечеринки.

Родители могут помочь своим детям стать успешными в жизни, если научат их непринужденно завязывать беседу. Правила общения, выученные в детстве, пригодятся подрастающему поколению в будущем. Пример тому — Ричард. Как помочь нашим детям и как поддержать их, чтобы они преуспели в общении?

Сначала давайте разберемся, чего не надо делать. Вспомните свое детство. Готова поспорить, вы терпеть не могли, когда взрослые говорили вам:

  • «Ну разве ты не милашка?»
  • 
«Ты разобьешь не одно сердце, когда вырастешь».
  • «Это мама купила тебе такое красивое платье?»
  • «В каком классе учишься, юная леди?»

Хуже всего, когда они собирались вокруг и обсуждали тебя, как будто тебя там не было:

  • «На самом деле у него глаза матери».
  • «Ты так думаешь? Мне кажется, он многое унаследовал от отца».
  • «Жаль, что у меня нет такой милой девочки!»
  • 
«Разве эти кудри не очаровательны? Откуда у тебя такие кудри, милая?»

Лично мне последний вопрос задавали постоянно, а я понятия не имела, откуда у меня такие кудри. Но взрослые только усмехались, словно ждали, что я им что-то отвечу. Казалось, подобные разговоры веселили их, но не помню, чтобы мне было весело.

Я привела эти примеры, чтобы показать: ни дети, ни взрослые не знают, что отвечать в таких ситуациях. Как ребенок может поддержать беседу? По-моему, мы должны больше задумываться о том, как мы общаемся с младшим поколением.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов

Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:. Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

  1. Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
  2. Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
  3. Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
  4. Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
  5. Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
  6. Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
  7. Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
  8. Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
  9. Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
  10. Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.

Как поднять самооценку у ребенка в начальной школе. 8 простых правил.

Как поднять самооценку у ребенка? Помогут 8 простых правил.

1.Одним из главных правил психологи считают необходимым исключить навязывания других детей в качестве примера. Это позволит детям правильно развиваться и легко выстраивать социальные связи.

Ребёнок чувствует себя более комфортней, когда примером служат его успехи в сравнении с его же достижениями на более раннем этапе. Дети сосредотачиваются на своём развитии, своих успехах. Они начинают воспринимать окружающих людей, как источник поддержки, а не критики.
Собственная оценка, сделанная публично – это, как правило, тяжёлый опыт для детей

Ребенку в это время очень нужна помощь в преодолении внутренних барьеров.
Большую роль в младшем школьном возрасте оказывает помощь взрослых в осознании детьми важности сторонней оценки их деятельности, развитии уважения к критическим замечаниям.
Адекватное восприятие неудач – ещё одна задача, которую родители должны помочь решить ребёнку. Важно научить его понимать, что периодические неудачи — это нормально

Главное извлечь из них пользу и ценный опыт.
Хвалить нужно вовремя и к месту. Ошибочно думать, что с помощью похвалы мы всегда лишь повышаем самооценку ребенка. Дети хорошо чувствуют фальшь и неискренность. Если они поймут, что их высокая оценка далека от правды, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах. Скорректировать самооценку у таких детей станет сложно в дальнейшем.
Развивайте сильные стороны у ребёнка. Не нужно убеждать ребёнка стремиться быть лучше всех
Помогите ему разобраться с тем, что нравиться делать ему и уделите внимание развитию именно этой способности. Не обязательно быть успешным именно в математике или физике
Хорошее умение разбирать и собирать велосипед или плавать, помогут ему быть уверенным в себе ничуть не хуже.
Всемирно известный педагог, врач и писатель Януш Корчак сказал: «Детей нет, есть люди». Родители не должны забывать об этом и не позволять себе ничего такого в отношении детей, чего бы они не позволили в отношении взрослых людей.

Коррекция самооценки — это та работа, которой необходимо постоянно заниматься в любом детском коллективе. Психика у детей в младшем школьном возрасте очень подвижна, ей свойственна большая гибкость, что позволяет производить корректировку их самооценки без особых трудностей. Но если её отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Как повысить самооценку и уверенность в себе мальчику 7-8 лет

Адекватная самооценка — это успешность во всех его проявлениях: взаимоотношениях в коллективе, формировании семьи, на работе и т. д. В восемь лет формируется представление о себе и других, это обусловлено кризисом — ребенок приобретает социальный статус ученика, для него важна внешняя оценка его достоинств.

Важно! Чем больше преград и трудностей ребенок положительно преодолел, тем он увереннее в себе

Практические советы по формированию адекватной самооценки

Как поднять самооценку ребенку? Дети — это будущие взрослые, которых нужно поддержать в трудную минуту, похвалить, одобрить их поведение, тогда они вырастут уверенными в себе людьми, успешными и активными членами общества.

Копия родителей — начинаем работу с себя

Дети — отражение своих родителей, часто они копируют именно своих ближайших родственников. Нотки неуверенности родителей вполне могут передаться детям в виде тревожности и низкой самооценки, самоуважения. Нельзя сказать, что развиваться нужно только детям, работу над саморазвитием нужно проводить каждому взрослому.

Как правильно похвалить, поблагодарить, наказать

Как повысить самооценку и уверенность в себе ребенку? Похвалой можно не только улучшить, но и ухудшить положение вещей. Особенно если это лже похвала или похвала, не имеющая смысла.

Похвала

Хвалить можно и нужно, похвала «окрыляет» детей и дает установку становиться еще лучше, стремиться к успеху.

Хвалить нужно когда:

  • выражается собственное мнение, подкрепленное аргументами;
  • оказывает помощь друзьям, ближнему, младшим;
  • проявляет оптимистический настрой;
  • за мужество;
  • за желание преобразить мир к лучшему;
  • за доведение дел до конца.

Благодарить ребенка нужно для поднятия его достоинств и оценки происходящего. Даже взрослым необходимо иногда побыть ребенком и оказаться зависимым от младших. Интересоваться мнением детей, благодарить за оказанную помощь в пределах их сил нужно в ежедневной жизни.

Воспитывая детей, без наказаний вряд ли обойдется, но наказания никак не должны быть во вред здоровью или морально унижать.

Наказание

Наказывать нужно правильно:

  • не вредя здоровью;
  • если есть сомнения, лучше не наказывать;
  • наказание должно быть не за счет любви, нельзя лишать теплых чувств;
  • за один раз — одно наказание;
  • не отнимать личных вещей;
  • поздние наказания — лучше не наказывать вовсе, чем запоздало, иначе влечет за собой формирование комплексов;
  • наказание — прощение, чтоб не было чувства вечно виноватого;
  • отмена наказания — если инцидент исчерпан, отменяется наказание.

Важно! Никогда нельзя наказывать ребенка, если он больной или плохо себя чувствует, или же когда сами родители расстроены по каким-либо причинам!

Как сравнение с другими влияет на самооценку

Дети — уникальные создания, и каждый отличается своими достоинствами. У всех из них разный нрав, характер, темперамент, способности. Абсолютно каждый талантлив в чем-то своем. Задача родителей определить и подкрепить талант, но уж никак не сравнивать свое чадо с другими. Это пагубно влияет на психику и осознание собственного «Я», своих сил. Если постоянно сравнивать, то формируется низкая самооценка, тревожность, замкнутость. Ребенок может даже думать, что его не любят потому, что он не такой как другие, не достойный.

Сравнение с другими

Важно! Нужно любить ребенка таким, каков он есть, и помочь раскрыть его таланты

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: