Игры не делают людей антисоциальными!
В СМИ очень популярен образ одинокого, замкнутого в себе, сидящего в темной комнате и никогда не произносящего ни слова геймера. Любой, кто хоть раз играл в Minecraft по сети знает, что это полная ложь. Тут я могу точно сказать, что в примере может быть не толь Minecraft. Сейчас разработчики стремятся сделать игру как можно более социальной
. К примеру, в Counter Strike: Global Offensive играть без голосовой связи вообще не возможно. В Ingress и Pokemon Go играть одному можно только на начальных уровнях.
По своей сути игра по сети заставляет людей контактировать между собой. Давайте вернемся к примеру с крепостью. Допустим, мы уже все распланировали и теперь должны приступить к постройки. У нас очень много работы и мы хотим пригласить друзей, что бы они помогли нам. Теперь 2 момента становятся очевидными:
-
Коммуникация
в игре жизненно необходима; - Совместные усилия сплачивают
людей в дружную команду.
Теперь команда должна решить, кто собирает ресурсы, кто проектирует крепость (если крепость не была полностью продумана), а кто ее строит (и какие ее части), кто будет добывать пищу и кто будет оборонять остальных от враждебных существ. Вдобавок к этому нужно распределить игроков так, чтобы они работали эффективно. Пытаясь собрать такую команду, лидер приобретает бесценный опыт
в общении с людьми, который пригодится ему в будущем.
Антисоциальные исследования проходили на протяжении многих лет и в результате была выявлено, что игры с режимом multiplayer помогали игрокам побороть неуверенность в себе и страх перед другими людьми. Около 70% пользователей с радостью общались с другими игроками.
В Minecraft игровые сообщества варьируются от нескольких человек, играющих вместе по локальной сети, до целых серверов, где одновременно онлайн находятся более сотни человек. К примеру, на сайте ежедневный охват составляет более 5000
игроков.
Как отличить «игроманию» от увлечения?
Сами по себе компьютерные игровые миры не приносят вреда, а во многих случаях полезны для человека и общества. Так, неуклонно снижающийся уровень насилия связывают в том числе с видеоиграми: люди могут выплеснуть негативные эмоции, снизить стресс, отвлечься от рутины безопасным для себя и окружающих способом.
Как отличить зависимость от увлечения:
Увлечение не доставляет проблем
человек контролирует время видеоигры;
если возникает что-то важное, легко отвлекается, прерывается;
не приносит в жертву компьютеру или приставке рабочее время, время учёбы, время общения с близкими;
не тратит чрезмерное количество денег на видеоигры (не более, чем на другие развлечения);
у человека много других увлечений — чтение, кино, прогулки, музеи, концерты и т.д.;
виртуальная реальность не меняет привычный уклад жизни: режим сна и отдыха, приёмов пищи;
элементы игры не переносятся (или в минимальном количестве) в повседневную жизнь: фанатские группы, одежда с персонажами, постеры, игровая атрибутика, и т.д.;
увлечение не портит его отношения с окружающими.
Аддикция характеризуется следующими проявлениями:
Американская психологическая ассоциация (APA) разработала девять критериев для диагностики зависимости от видеоигр у мужчин и женщин. Проверьте, есть ли у вас данные симптомы:
-
Пациент много думает об игре, даже если занимается другими делами, и планирует, когда сможет поиграть.
-
Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время увлечения или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
-
Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
-
Пациент понимает, что должен сократить время, но не может себя контролировать.
-
Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу видеоигр.
-
Пациент продолжает играть, даже если осознаёт негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
-
Пациент лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в виртуальной реальности.
-
Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
-
Из-за аддикции есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.
Как играть с ребенком
Научить играть невозможно
Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот
Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?
Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?
В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.
Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.
Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру
Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра
Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка
Но и снова не забывайте о совместной игре.
Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».
А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.
В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.
И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.
Причина номер «1» — Зависимость
Теперь перейдём к общим причинам, почему нельзя играться в Майнкрафт – или, как минимум, нежелательно. Взять хотя бы зависимость. От любой хорошей игры в небольшой степени возникает приятная зависимость. Поиграйте в великолепную EVE Online , хотя бы, чтобы понять, как желание постоянно возвращаться в игру может быть приятным – и развивающим, ведь это очень неглупая вещь.
С Minecraft ситуация же совершенно иная. Зависимость там возникает по причине того, что любые процессы протекают там достаточно медленно, всегда есть чувство, что вы что-то не завершили. Хочется вернуться и продолжить. Но такая зависимость непродуктивна. Вы возвращаетесь в игру не из-за её глубины, чтобы её лучше изучить, а просто из-за чувства неудовлетворения.
Развивающие игры, основанные на принципе биологической обратной связи и нейробиоуправлении
Это истинная новация в мире медицины и образования. Через использование технологии биологической обратной связи человек может значительно развить свой потенциал. Принцип работы этой технологии сродни «физиологическому зеркалу».
Вначале определяется проблема или навык, который необходимо натренировать. Например, развить навык диафрагмального дыхания (полезно для детей с различными нарушениями дыхательной системы, частыми ОРВИ), способность к лучшей концентрации внимания (полезно для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или быстрому расслаблению (полезно для быстро утомляемых и тревожных детей).
С помощью датчиков измерения различных физиологических параметров (электрическая активность мозга (ЭЭГ), рекурсия дыхания, кожная проводимость, частота сердечных сокращений, температура и тд, взрослый или ребенок подключается к небольшому блоку, соединенному с компьютером, на который установлено специальное программное обеспечение.
Программа диагностирует текущий статус навыка и автоматически задает цель немного улучшить его в течение 20-30 минутного тренинга.
В процессе тренинга ребенок получает инструкцию и видит игру или мультфильм, которым может управлять с помощью «правильного» дыхания, хорошей концентрации или глубокого расслабления.
Например, если ребенок дышит «правильно», то есть диафрагмой и в заданном темпе, то изображения и звуковое сопровождение мультика чистое, его приятно смотреть, а если нет, то ребенок видит аудиальные и визуальные помехи и инстинктивно пытается адаптировать свое дыхание под «нужный» режим. С помощью серии таких тренингов у ребенка новый навык доводится до автоматизма, который он потом в любое время может при необходимости «включить».
С помощью температурных датчиков, которые устанавливаются на кончики пальцев, можно даже обучить человека, страдающего вегетососудистой дистонией, силой мысли поднимать температуру в конечностях и самостоятельно греться.
Метод эффективен, безопасен, практически не имеет противопоказаний, может применяться начиная с 7 лет (единственное условие — способность понять и выполнить инструкцию). Как и в случае обучающих игр, необходимо сопровождение подготовленного специалиста — врача или психолога.
Через установление с мозгом биологической обратной связи с помощью современного медицинского диагностического оборудования можно быстро и эффективно обучиться многому из того, чему учит йога и восточные созерцательные практики. Звучит как чудо, но эта современная технология подтверждена тысячами научных исследований и широко используется в Германии, США, Канаде и в России в медицинских, профилактических и образовательных целях.
Несколько слов о нейрофизиологической природе игр и почему они так нравятся детям и взрослым.
Разработчики компьютерных игр активно эксплуатируют два принципа, хорошо известных в научной психологии: принцип дофаминовой зависимости и принцип лучшего запоминания незавершенных действий (эффект «Зейгарник»), связанный с незавершенным гештальтом.
Из-за игр не гниют мозги!
Главным аргументом в высказывании «Из-за игр ваши мозги гниют!
» является то, что «играя, вы не делаете реальные вещи
«. Это отдельная темы для дискуссии, но есть исследования, которые доказывают, что из-за игр ни только не гниют мозги, а, наоборот, заставляют их работать более активно. То же самое и для взрослых. Так как майнкрафт является всем известной игрой, я буду использовать ее в качестве примера.
Почти все, что вы можете сделать в Minecraft, требует некоторые способности. К примеру, строя даже самый обычный дом вы задействуете творческое мышление
. А что, если мы будем строить большую крепость на горе? Тут уже вы будете планировать
постройку с самого начала, что бы не попасть впросак. Игроку придется исследовать
территорию, что бы понять, получится ли построить замок именно в выбранном месте. Далее вам потребуется рассчитать
сколько ресурсов потребуется для постройки. Если игрок собирается строить крепость в режиме выживания, то ему придется подумать
о безопасности, ибо ночью его будут атаковать враждебные мобы,
А после постройки замка нужно будет заняться дизайном
внутренних помещений и облагораживанием
территории.
Язык «Майнкрафта»
Как вообще можно объяснить язык «Майнкрафта»? К вашему ребенку приходят в гости друзья, они собираются в комнате и начинают общаться про нубов и эндерманов, при этом смеются и хихикают, пока родители слушают и думают, что лучше бы они говорили о спорте. Многие родители даже не увлекаются спортом, но они хотя бы могут поучаствовать в таком разговоре. Родители хотят участвовать в жизни своих детей, но как только те начинают разговаривать о «Майнкрафте», им сразу начинает казаться, что это латынь. И когда родители просят детей объяснить одно понятие, за этим сразу же появляется необходимость объяснить еще одно понятие, а за ним еще одно. И к тому моменту как вы понимаете, почему вашему ребенку нужно было убить дракона Эндера, половина вашего дня уже прошла. В результате все заканчивается тем, что ребенок рассказывает, а родители просто кивают и надеются, что не согласились только что купить какой-нибудь аддон.
Привлечь к учёбе даже самых нерадивых
Учитель математики и научных дисциплин из Австралии Стивен Эльфорд три года пользовался Minecraft как обычный геймер, а потом решил использовать её на своих занятиях. Например, предлагал ученикам «пройтись» по клетке животного и собрать информацию об органеллах. А ещё построил миниатюрную версию Мельбурна, где можно не просто гулять, но и провести раскопки на одном из участков города, попробовав себя в роли археолога. Найти там самые разные «сокровища», и не только древние кости, а ещё и банки с конфетами.
Эльфорд привлёк к игре и ребят помладше, и подростков. Например, пятнадцатилетних учеников за работу на уроках математики он вознаграждал различными бонусами в виртуальном мире. Это мотивировало даже нерадивых учеников. Эльфорд рассказал изданию PC Gamer об одном из них — школьник никогда не славился отличной учёбой, да и домашние задания сдавал редко.
«Он написал мне письмо на обратной стороне листочка с домашним заданием: „Эльфи, я ненавижу тебя. Да нет, просто шучу. Я сделал домашку и не понимаю, почему. Я не понимаю, почему ты заставил меня это сделать и как ты меня заставил“. Он сам выбрал выполнить задания, чего до этого никогда не случалось», — рассказал педагог.
Игры не делают людей антисоциальными!
В СМИ очень популярен образ одинокого, замкнутого в себе, сидящего в темной комнате и никогда не произносящего ни слова геймера. Любой, кто хоть раз играл в Minecraft по сети знает, что это полная ложь. Тут я могу точно сказать, что в примере может быть не толь Minecraft. Сейчас разработчики стремятся сделать игру как можно более социальной
. К примеру, в Counter Strike: Global Offensive играть без голосовой связи вообще не возможно. В Ingress и Pokemon Go играть одному можно только на начальных уровнях.
По своей сути игра по сети заставляет людей контактировать между собой. Давайте вернемся к примеру с крепостью. Допустим, мы уже все распланировали и теперь должны приступить к постройки. У нас очень много работы и мы хотим пригласить друзей, что бы они помогли нам. Теперь 2 момента становятся очевидными:
-
Коммуникация
в игре жизненно необходима; - Совместные усилия сплачивают
людей в дружную команду.
Теперь команда должна решить, кто собирает ресурсы, кто проектирует крепость (если крепость не была полностью продумана), а кто ее строит (и какие ее части), кто будет добывать пищу и кто будет оборонять остальных от враждебных существ. Вдобавок к этому нужно распределить игроков так, чтобы они работали эффективно. Пытаясь собрать такую команду, лидер приобретает бесценный опыт
в общении с людьми, который пригодится ему в будущем.
Антисоциальные исследования проходили на протяжении многих лет и в результате была выявлено, что игры с режимом multiplayer помогали игрокам побороть неуверенность в себе и страх перед другими людьми. Около 70% пользователей с радостью общались с другими игроками.
В Minecraft игровые сообщества варьируются от нескольких человек, играющих вместе по локальной сети, до целых серверов, где одновременно онлайн находятся более сотни человек. К примеру, на сайте ежедневный охват составляет более 5000
игроков.
Картинки-находилки
Тоже визуальное задание и тоже очень известное. Суть картинок-находилок в том, что на них изображено много однотипных предметов вперемешку — например, много книг, мячей, ножниц, глобусов, калькуляторов и карандашей. Учитель даёт задание за десять секунд сосчитать, сколько на картинке всего палитр, потом — сколько глобусов, потом — сколько рюкзаков, и так далее.
Постепенно задание можно усложнять, сокращая время на поиск.
Иллюстрация: ngupakarti / Shutterstock
Можно поискать картинки, построенные по такому принципу и подходящие к тематике урока. Например, если вы преподаёте в начальной школе и сейчас у вас будет урок письма, подойдёт картинка, на которой изображены вперемешку несколько букв алфавита. Пусть дети найдут, сколько здесь букв «а» (строчных и заглавных), сколько букв «б» и так далее.
Иллюстрация: Drekhann / Shutterstock
Что-то пошло не так
Свой смартфон у сына появился лет в 5 — достался ему старый папин телефон. Играл он на нём во все части Angry Birds (отличная игра для детей, которым не суждено гулять с рогаткой во дворе) и Bad Piggies (классная инженерная головоломка — я с уровнями не справлялась, а пятилетка — запросто). В лето перед поступлением в школу у него появился в арсенале Minecraft Pocket Edition. Я была даже рада — сколько раз я писала про эту игрушку прямо здесь, на Newtonew, и всё собиралась предложить её сыну, а тут как-то само получилось.
Minecraft — игра без преувеличений классная, почти мгновенно после выхода обросшая фанатской субкультурой. Я до сих пор не в состоянии понять, что в ней настолько привлекает детей старшего детсадовского и младшего школьного возраста. Если взрослые игроки вполне могут ностальгировать по восьмибитной графике и наслаждаться квадратным майнкрафтовским миром, то детям такая ностальгия неведома. Тем не менее, школьники младших и средних классов от неё без ума — достаточно посмотреть, сколько летсплеев снято и выложено на YouTube молодыми неиспорченными душами. Я пришла к выводу, что в Minecraft соединено всё, что в принципе отличает компьютерные игры от всех остальных видов развлечений:
- возможность построить собственный мир;
- нелинейный способ взаимодействия с игровым миром (не так, как с книгой);
- интерактивность (не так, как при просмотре передач и фильмов);
- мгновенная обратная связь;
- обширные возможности для общения и самовыражения (благодаря игровому сообществу).
Это прекрасные свойства, развивающие системное и стратегическое мышление, цифровую грамотность, навыки планирования и даже коммуникативные навыки. При нескольких условиях: вы сами знаете, как это всё работает, готовы потратить большое количество времени на познание игрового мира вместе с ребёнком и… не пользуетесь мобильной версией игры.
Именно Minecraft Pocket Edition, официальное мобильное приложение Minecraft, привело к тревожным последствиям.
Тёмная сторона Minecraft
Minecraft у нас был установлен и на домашнем свободном ноутбуке, никому толком не принадлежащем, и поэтому перешедшем во владение сына — на стареньком макбуке (в этом случае важна именно Mac OS) Антон запускал любимую игрушку, сам искал туториалы, смотрел летсплеи на YouTube. Всё, что он смотрел, я тщательно контролировала, поскольку он сёрфил через мой активный Google-аккаунт. Та версия Minecraft, в которую играл Антон на макбуке, и стиль его игры вызывали у меня только одобрение — он обучался простым командам в терминале, находил новые блоки, самостоятельно учился с ними обращаться, изучал возможности мира.
А вот стиль его игры на смартфоне я конструктивным назвать не могла. Тут нужно сказать об одной вещи: есть огромная теневая отрасль, обслуживающая Minecraft — модификации, или попросту «моды». Мод — это файл с кодом, меняющий оригинальное содержание игры. Они могут добавлять новые функции, например, дают возможность проигрывать свою музыку на фоне или добавляют в игру электричество, лифты или новые измерения; могут изменять внешний вид, например, менять текстуры; а могут серьёзно влиять на весь ход игры, давая лазейку для читов — например, давать неограниченное количество ресурсов. Моды официально не поддерживаются производителем, но есть огромное количество лаунчеров, позволяющих устанавливать и запускать моды. Очень легко это делается в Minecraft под Windows и в мобильной версии Minecraft.
Целая индустрия на этих модах построена, миллионы просмотров.
Моды при умелом обращении могут очень обогатить игровой опыт, усложнить и разнообразить игру; но, к сожалению, возможность лёгкой наживы оказывается гораздо более привлекательной. Как установить моды на Mac OS, Антон не догадался, но ведь у него была и мобильная версия!
В общем, всё, во что превратилась игра Антона на смартфоне — это поиск, отсмотр и тестирование десятков разных модов. Оказалась забыта основная цель игры — развитие собственного мира. Не у дел остались фантазия, пространственное мышление, терпение, необходимое для сбора ресурсов.
Всё это заменилось бездумной гонкой за новыми модами, их обновлениями, короткой радостью от визуальных плюшечек и огромного количества ресурсов и быстрым разочарованием от каждого приобретения — то, чего ты не заработал сам, скоро надоедает.
И взрослому будет сложно себя остановить, если он окажется в гигантском гипермаркете, где всего много и всё бесплатно — только протяни руку и бери. Конфет? Сколько хочешь. Нежнейшего паштета? Да вот, черпай прямо отсюда. Лимонада? Круассанов? Салата «Цезарь»? Представьте себя в таком месте. Велик соблазн объесться, потом страдать от несварения, потом корить себя за слабость духа и обещать себе, что больше никогда, но… Но вот снова неоновая вывеска этого гипермаркета, и вы снова не можете сдержаться, и снова потом злитесь на самого себя.
Детям контролировать свои желания ещё труднее. И так же в них растёт раздражение от незаслуженно полученного, только не отдают они себе отчёта в причине своих негативных эмоций.
Через пару месяцев такой вот «игры» в Minecraft я получила капризного, апатичного, нервного ребёнка. Ещё немного, и он стал бы похож на вот этот каноничный пример:
Пришлось поступить резко. В зимние каникулы, после недели горных лыж и чтения книг из маминого детства в бабушкином доме, Антон не обнаружил на привычном месте своего смартфона.
И всё же я не теряю свою веру в видеоигры и считаю, что в школе им — самое место. Ведь игры в школе — это по умолчанию лицензионные версии без простой возможности обхода и надзор взрослого человека. Тем более, есть удачные примеры и эксперименты — , норвежский учитель, или вот даже в российских школах .
Minecraft учит думать наперед
Без плана играть в Minecraft не получится. Нужно заранее решить, как вы будете действовать. Что будете строить, в каком порядке и так далее. В жизни действуют те же законы. Чтобы достичь своих целей, нужно уметь планировать свои действия.
Процессы вроде постройки дома в Minecraft требуют многослойного планирования. Нужна схема здания, расчеты по количеству материалов, площадь необходимой территории и многое другое.
Эффект можно усилить, ограничив время, которое ребенок может проводить в игре. Это заставит его заранее решать, что он будет делать в игре, где он будет добывать ресурсы, где будет охотиться, что строить. В будущем эти навыки очень пригодятся ему в реальной жизни.
Математика и расчеты
Этот пункт особенно важен для тех детей, которые испытывают проблемы с расчетами в уме. Да и вообще, проблемы с математикой могут быть решены за счет Minecraft. Тем более это самый интересный способ обучения, и он точно приглянется ребенку.
Мир Minecraft состоит из блоков. Земля, вода, песок. Для того, чтобы делать дороги, мосты, туннели, здания, ребенку придется научиться считать. Сколько блоков понадобится для постройки собственного жилища, сколько блоков воды нужно для заполнения домашнего бассейна.
Также с математикой придется иметь дело во время создания сложных печатных плат Redstone. Например, если нужно заставить механизм выполнять повторяющееся действие с определенной задержкой, придется использовать специальный гаджет, способный отложить запуск устройств. Каждый из них способен задержать действие на 0.4 секунды. В связи с этим игроку придется посчитать, сколько нужно таких гаджетов, чтобы достичь нужной задержки.