Содержание психологического развития дошкольников
У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:
- расширение круга общения ребенка;
- вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
- формирование системы ценностей и образного мышления.
Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.
Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.
На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.
Литература
Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты». В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д. Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.
В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.
Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Дидактические игры
Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.
Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:
- для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
- для развития слуха («угадай по голосу»);
- для развития вкуса («угадай по вкусу»);
- для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.
Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.
Просто обратите внимание на то:
какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
какие игры наиболее привлекательны для малыша.
4 метода дошкольного образования
Методы дошкольного воспитания детей – это систематизированные, последовательные и взаимосвязанные действия педагогов, направленные на максимальное достижение задач и результатов.
Дошкольная педагогика состоит из следующих методов:
-
Формирование сознания личности (метод включает пояснение, беседу или рассказ, которые направлены на получения знаний об окружающем мире, о природе и обществе, правилах поведения, трудовой деятельности взрослых; метод формирует у ребенка систему понятий и четких убеждений, помогает в создании собственного жизненного опыта и учит давать оценку своему поведению и поведению других людей).
-
Организация деятельности, общения, поведения (посредством специальных упражнений, создания ситуаций, спортивных и логических игр со сверстниками, познавательных речевых и арифметических конкурсов метод приводит ребенка к познанию действительности в процессе разной деятельности).
-
Стимулирование и мотивация деятельности и поведения – методы, которые предполагают применение к воспитанникам поощрений (положительной оценки поведения детей, которая всегда вызывает яркие эмоции, гордость, удовлетворение собой), наказаний (осуждения плохого поступка или отрицательного отношения с целью скорректировать дальнейшее поведение и активировать желание исправиться) и соревнований (состязание на выявление лучшего результата уже имеющихся навыков, несет в себе много положительных эмоций, связанных со стремлением к труду, первенству и достижению поставленных целей). Добавим, что в поощрительных оценках при всем коллективе, очень нуждаются необщительные, несмелые дети. А вот вынесение наказания рассматривается в каждом случае индивидуально – некоторых детей нельзя осуждать в присутствии коллектива.
-
Контроль и самооценка (проведение бесед, опросов, тестов и создание специальных ситуаций для выявление степени воспитанности).
Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта
У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.
Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир
Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы
Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.
Формирование сенсорных эталонов по В.И. Логиновой
В. И. Логинова – это талантливый ученый в сфере дошкольной педагогики. Она пишет, что развитие сенсорных понятий начинается в самые ранние годы и продолжается в школе. Она разделила процесс формирования на три этапа, связанные с возрастом детей.
Первый этап – это изучение сенсорных моторных эталонов. Дети в этом возрасте могут замечать лишь некоторые качества предметов, которые имеют для них большое значение. Малыши понимают, что шарики могут катиться, а кубики – не могут. Но почему это так, им пока не понятно.
Следующий уровень связан с предметными эталонами. Ребенок начинает соотносить качества, которыми наделен знакомый предмет с новым предметом.
В предшкольный период у детей начинают формироваться сенсорные эталоны в соответствии с накопленным опытом. В этом возрасте дети могут использовать образы свойств предметов, которые у них есть в запасе. Основываясь на этом опыте, дети усваивают всю систему эталонов, которая принята человечеством. Они уже воспринимают сами эталоны отдельно от объектов.
Сам процесс усвоения сенсорных эталонов протекает очень долго и достаточно сложен. Детям нужно научиться понимать систему геометрических фигур, им нужно работать с величинами, с временными и пространственными ориентировками.
Изучить сенсорный эталон – значит не только научиться правильно называть разные свойства предметов. Нужно обладать ясными представлениями, позволяющими делать анализ и выделять свойства разных предметов в разных обстоятельствах
Поэтому очень много внимание уделяется сенсомоторным действиям. Чтобы познакомить ребенка с каким-либо предметом на практике, ему нужно дать его потрогать и ощутить все его свойства на ощупь
Дети сжимают предметы, гладят их, катают, нюхают и совершают другие операции, чтобы понять, какими они обладают свойствами.
Можно сделать вывод, что есть два главных компонента, включаемых в процесс восприятия сенсорных эталонов:
- развитие представлений о разновидностях свойств предметов, которые выполняют функцию сенсорных эталонов;
- развитие самих действий, которые необходимы для использования этих эталонов во время анализа свойств реальных объектов.
Перед тем как приступить к возрастным этапам развития сенсорных эталонов, хочется коротко обсудить главные задачи сенсорного развития дошкольников.
Знакомство с каждым типом эталонов обладает своими особенностями, ведь разные свойства предметов могут подразумевать разные действия с этими предметами
К примеру, в время знакомства с цветами и оттенками, очень важно, чтобы дети могли самостоятельно получать эти цвета и оттенки
Во время знакомства с геометрическими формами и их видами, дети должны учиться обводить контур, контролируя при этом движения своей руки, а также сопоставляя фигуры во время наблюдения за ними и при взаимодействии с ними.
Знакомство с величиной подразумевает, что дети будут выстраивать предметы по убыванию или увеличению величины. Так они создают сериационные ряды, учатся работать с общепринятыми мерками.
Когда дети воспринимают музыку, они знакомятся с образцами ритмичных и звуковысотных отношений.
Во время всего дошкольного детства человек знакомится с разными видами эталонных свойств. Постепенно они усваивают все более тонкие черты и свойства. Они начинают усваивать связи между эталонами и существующие между ними отношения. Дети запоминают порядок цветов, могут группировать их на холодные и теплые, могут выделять округлые фигуры или прямолинейные объекты.
При этом совершенствуются действия восприятия. Дети должны учиться обследовать предметы. И нужно постепенно переводить их способности на новый уровень. Сначала обследуются предметы от внешних действий к действиям восприятия. Затем дети начинают выполнять более сложные глазомерные действия, последовательно рассматривать предметы и словесно их описывать.
На этом этапе нужно объяснять, как правильно рассматривать предмет, как вслушиваться в звуки, как сравнивать их. Так деятельность ребенка направляется на самостоятельное использование этих методов в отношении разного содержания.
Сенсорное восприятие – это сигналы, которые получает наш мозг, а чем больше и разнообразнее эти сигналы, тем лучше для нашего развития.
Не стоит отделять развитие сенсорного восприятия вашего ребенка от его общего воспитания. Они идут бок о бок и приводят к одному результату – социализации.
Несмотря на то, что многие игрушки, которые сейчас продаются, имеют пометку «для развития сенсорного восприятия, сенсорного воспитания», нет необходимости выдумывать что-то новое.
При воспитании осязательных ощущений следует обратить внимание на восприятие формы и размера, восприятие текстуры, восприятие температуры, восприятие плотности. Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы
Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках
Для развития осязания ребенку просто нужно почаще разрешать трогать различные предметы
Но, в отличие от стихийного «трогания», малышу необходимо объяснять, что конкретно он трогает, или акцентировать его внимание на некоторых особенностях того предмета, который находится у него в руках
— Потрогай, какой шершавый (гладкий/мягкий/твердый/деревянный) и т.д.
Можно сделать ребенку «сенсорные ладошки»: вырезать из различных тканей (хлопка, бархата, кожи и др.), бумаги ладошки. Давая ребенку трогать каждую из ладошек, называйте материал.
Из подручных материалов можно также самостоятельно сделать ребенку сенсорное панно. Для этого потребуются: косточки различных фруктов и ягод (абрикосовые, вишневые, арбузные), пуговицы разных размеров, крупы (гречка, рис, горох, манка) и картонная коробка. Используя клей ПВА и собственную фантазию, приклеиваем подготовленные материалы на дно коробки.
Ребенку будет не только интересно прикасаться к различным материалам, но и полезно: развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь ребенка. Это связано с тем, что речевые центры головного мозга находятся с центром мелкой моторики. Таким образом, давай ребенку различные сенсорные стимулы, мы убиваем сразу двух зайцев.
Также стоит рассказывать о фигурах, с которыми знакомится ребенок, достаточно просто называть их, в будущем ребенок обязательно их запомнит.
Принципы обучения детей дошкольного возраста
Принцип гуманизации и демократизации. Он заключается в ориентации воспитателя на личность каждого ученика и создании условий для полноценного развития детей.
Принцип воспитания образования. В его основе лежит правильная организация учебного процесса. Образование и воспитание — это взаимосвязанные процессы, хотя они имеют разное содержание и методы. Процесс обучения всегда должен быть образовательным, т.е. формировать личность в целом.
Принцип развивающего обучения. При организации обучения педагог должен ориентироваться на «зону непосредственного развития» ребенка. Это означает, что вы должны использовать то, что интересно и актуально для ребенка сейчас, и сосредоточиться на том, что находится в процессе формирования (следуйте «завтра»).
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип науки. Педагог должен дать ребенку реалистичные идеи и знания об окружающем мире. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, становятся основополагающими для его дальнейшего образования. Таким образом, знания, передаваемые репетитором, не должны противоречить знаниям, передаваемым детям в школе.
Принцип наглядности. Использование в процессе обучения различных наглядных пособий (плакатов, моделей, рисунков и т. д.), Чтобы показать ребенку предмет или занятие в его естественной среде. С помощью визуализации ребенок имеет возможность увидеть предмет, выделить его специфические, характерные свойства и особенности. Принцип наглядности предполагает использование наглядных пособий в разумном количестве с устным сопровождением.
Принцип доступности. Он заключается в организации учебного процесса с учетом способностей ребенка. Чрезвычайно важным при реализации принципа доступности является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. Это означает, что принцип доступности направлен на предоставление возможности получения образования каждому ребенку с учетом его возраста и психологических способностей.
Принцип последовательности, последовательности и постепенности. Этот принцип основан на том, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы дети получали знания последовательно от более простых (общих) к более сложным. Учебный процесс представляет собой специально разработанную программу с определенной системой учебных материалов. Прогрессивное обучение основано на том, что дети сначала получают знания, которые являются основой для изучения следующего материала.
Принцип связи науки с жизнью. Процесс обучения (усвоение нового учебного материала) будет более плодотворным, если уроки будут организованы с использованием реальных жизненных ситуаций (через игру, работу и т. д.). Организация занятий, связанных с реальными ситуациями, не только положительно влияет на обучение, но и вызывает интерес у детей.
Принцип деятельности и осведомленности. Обучение основано на активности познавательных процессов и психического состояния ребенка. Если ребенок хочет учиться самостоятельно, то процесс обучения намного проще
Вот почему так важно развивать познавательные процессы ребенка, решая познавательные и практические задачи.
Принцип учета индивидуальных особенностей. Он основан на том, что процесс обучения организован с учетом возрастных и психологических особенностей конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с этим ребенком. Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в том, что учитель ориентируется не на «среднего» ученика, а на каждого отдельного ученика. Следует учитывать психологические и возрастные условия, чтобы выбрать лучшие методы и приемы обучения, понятные каждому ребенку. Принципы индивидуального обучения включают:
- индивидуальная работа с каждым учеником,
- и фронтальная работа со всем классом.
Таким образом, принципы обучения детей дошкольного возраста представляют собой набор инструментов и методов, которые педагог должен использовать для организации учебного процесса. Принципы обучения — это историческая категория, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется, чтобы соответствовать современным требованиям к обучению дошкольников.
Что такое сенсорное развитие и воспитание?
Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д
Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.. Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой
Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.
Основы методики сенсорного воспитания дошкольников
Ребенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:
- младший дошкольный;
- средний дошкольный;
- старший дошкольный.
За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно. Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе. И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.
Подробнее о сенсорном развитии малышей до 1 года
Начинать сенсорное развитие малышей можно практически с самого их рождения. Конечно, это не получится делать в игровой форме и вам больше придется заниматься демонстрацией. В первые месяцы восприятие мира малышами происходит путем осязания и обоняния. Поэтому для них важен постоянный тактильный контакт с мамой. Некоторые родители придерживаются радикальных методов воспитания детей и стараются с рождения «не приучать к рукам», решают не укладывать ребенка рядом с собой спать, чтобы он привыкал к своей кроватке. Такие методы имеют место быть и пользуются популярностью, но мы советуем не увлекаться ими, а помнить, что совместный сон и пребывание на руках для новорожденного малыша крайне полезно с точки зрения сенсорного и эмоционального развития. Притом крайне полезно не просто брать ребенка, а вместе с ним купаться, носить в специальном слинге, делать массаж ручек и ножек.
Полезно выкладывать малышей на разные поверхности (шелк, мех, хлопок и т.п.). Совсем маленьким вполне достаточно демонстрации однотонных предметов, а начиная с трех месяцев уже можно вводить яркие многоцветные. Также с трех месяцев хорошо начинать выполнять пальчиковые упражнения, показывать ребенку его отражение в зеркале, вид из окна.
Внимание: не рекомендуется давать малышам для игр предметы из личного обихода, например, мамино зеркальце из набора косметики. Вы можете приобрести игрушку для ребенка до года (следите за маркировкой 0+), в которой имеется безопасная зеркальная вставка
Положительно на настроение и самочувствие детей влияет прослушивание приятной инструментальной музыки. На просторах интернета можно найти композиции, созданные специально для новорожденных малышей. В такой музыке, помимо самой мелодии, звучит тихое сердцебиение, что помогает малышу «вспомнить» себя в утробе мамы.
Когда придет время вводить прикорм, лучше всего это делать с однокомпонентных блюд. Это правильно и полезно не только с точки зрения профилактики аллергических реакций, но и для формирования представления об отдельных вкусах. И помните: никаких приправ и специй, только натуральные природные вкусы!
Игры, используемые для тренировки
В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».
Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.
Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.
Что такое сенсорное воспитание
В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.
Сенсорное воспитание ( от лат. «sensus» – «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений
Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно. Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность
В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.
Ознакомление с эталонами
Определить, какова величина предмета, можно лишь сравнить его с другими предметами, расположенными в ряду подобных.
Эталоном здесь может быть представление о том, какие отношения по величине существуют между предметами. Например, предмет может быть маленьким или большим. Также постепенно переходить от изучения отношений между 2-3 предметами к отношениями, существующими между многими предметами.
К примеру, на третьем году жизни дети должны уметь на глаз выбирать предмет, который больше или меньше. Для этого они сравнивают всего два предмета. Затем они могут учиться выбирать предмет, который похож на образец – третий.
Сложнее научить ребенка глазомером подбирать два предмета, которые по величине вместе равны третьему.
На первом этапе нужно знакомить детей с использованием простых мерок.
К примеру, ребенок может использовать шнурок или полоску бумаги для измерения предмета и сопоставления его с образцом.
Главным содержанием воспитания сенсорики является знакомство детей с цветом, величиной и формой. И это правильно, ведь именно эти свойства обладают определяющим значением в процессе развития зрительных представлений о явлениях и предметах реального мира.
Эталоны величины и меры
Эталоны величины обладают особым характером. Ведь величина – это относительное свойство, для измерения которого используются условные меры. Эти меры, в отличии от геометрических форм, носят условный характер.
Система мер специально создается людьми. При этом в качестве основы измерения может использоваться любая единица. А вот геометрические фигуры всегда отражаются от форм настоящих объектов.
Изучение системы мер и их применения – важная задача, которая требует математической подготовки. Поэтому ее не вводят в работу с дошкольниками.
Но в процессе восприятия мы не всегда можем применять метрическую систему. В то же время и отказаться от нее мы не можем полностью.
Величина может быть установлена в зависимости о того, какое место занимает предмет в ряду подобных. Например, большая кошка выглядит большой по сравнению с другими кошками, но при этом она очень маленькая по сравнению с жирафом. Поэтому эталоном величины часто становятся представления о том, какие отношения существуют между предметами в виде: маленький, большой, самый маленький и т.п.
Постепенно эти представления усложняются. Происходит переход от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих, которые образуют ряды возрастающих и убывающих величин. Естественно, что воспитание сенсорики очень переплетено с формированием мышления детей.
Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)
В среднем возрасте у дошкольников в игре появляется ролевое взаимодействие. В процессе игровой деятельности дети начинают осознавать, что все происходит ради смысла игры. Это позволяет активно развивать изобразительную деятельность. Особую роль уделяют рисованию. Оно становится предметным.
Например, ребенок в этом возрасте должен осознавать, что у человека есть глаза, рот, нос, волосы, пальцы, элементы одежды. Происходит усовершенствование изобразительной деятельности.
На заметку! Дети начинают самостоятельно рисовать фигуры, понимая их предназначение, осваивают навыки вырезания ножницами, склеивания деталей. Вводится понятие конструирования.
К основам сенсорного воспитания детей среднего возраста также можно отнести следующее:
Формирование навыков создания построек по своей задумке.
Развитие как крупной, так и мелкой моторики.
Особое внимание уделяется координации движений и ловкости ребенка. Он должен хорошо держать равновесие, перешагивать через преграды, уметь играть с мячом.
Восприятие становится более развитым
Дети должны уметь не только распознавать геометрические фигуры, но и понимать, какие предметы на них похожи.
Хорошо развито применение понятий величины, цвета, длины и ширины.
Более усовершенствована ориентация в пространстве.
У дошколят увеличивается объем памяти. Они могут запоминать по восемь наименований предметов. Формируется произвольное запоминание. Ребенок уже способен понять поставленную перед ним задачу, они запоминают поручения, которые дают им родители или воспитатели.
Происходит активное развитие образного мышления. Можно применять схематические изображения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу.
Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку, рассказ. Развивается осознание взаимодействия событий.
Внимание становится более устойчивым. Ребенок в четыре года уже может сосредоточится на одном задании более 15 минут. Он может при выполнении действия запомнить условие, которое должно быть выполнено.
Улучшается дикция и произношение звуков. Речь у детей становится более развитой. В этом возрасте могут исправиться нарушения в речи, которые наблюдались ранее. Хорошо проходит развитие грамматической стороны.
Существенно меняется общение ребенка со взрослым. Оно больше становится познавательного характера. У малыша все больший интерес вызывает сложная для него информация.
Большую роль в возрасте с 4 до 5 лет для развития играет потребность в уважении со стороны взрослых
Очень важно, чтобы со стороны родителей и воспитателей звучала похвала.
Сенсорное развитие этого возраста отражается и во взаимоотношениях между сверстниками. Появляется избирательность, разделение детей на обособленные группы. Начинает проявляться лидерство. Для развития собственного образа у ребенка важна конкурентность.
Важно! Необходимо направить развитие детей среднего возраста в нужное русло. Помочь им сформировать правильное представление о своем образе, занять позицию среди сверстников в группе!
Развитие в рисовании
Сенсорное развитие детей от 5 лет и старше
С пяти лет начинается самый ответственный возраст перед подготовкой к школе. Дети уже четко знают понятия фигур, цветов, умеют сопоставлять один предмет с другим по свойствам. У них уже накоплен значительный опыт по тактильным ощущениям.
Задача воспитателей и родителей — закрепить имеющиеся знания. В возрасте от 5 до 6 лет дошкольники уже способны играть в интеллектуальные игры. Это нужно активно использовать в образовательной деятельности. Например, можно устраивать викторины после каждой пройденной темы.
Отлично подходят для этого возраста игры в шахматы, шашки и детское лото. Это не только тренирует внимательность, но и память, логику. Лучше всего с пяти лет делать акцент на коллективные игры, ролевую деятельность.
На заметку! В качестве обучающих игры для дошкольников могут использоваться занятия по теме изучения правил дорожного движения. Здесь можно придумать как викторины, так и ролевые сценки. Такой способ поможет не только эффективно закрепить новый материал, но и натренировать сенсорику.
Отдельное внимание нужно уделить в возрасте после пяти лет коммуникативным способностям у детей. Это важный аспект воспитания для будущих школьников
Для этого чаще нужно применять работы в группах, коллективное творчество. Задача воспитателей помочь дошкольнику найти свое место среди сверстников.
Игры для дошкольников
Заключение
Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.
На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.
Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.
Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:
- обследование предметов;
- дидактические игры;
- занятия творчеством.
К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию. Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой
Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность. Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне
В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.