За стеклом
Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.
Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.
Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.
Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?
- Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
- Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
- Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
- У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
- У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.
Стратегия и тактика ваших действий
Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом»
Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым
Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании. Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы
Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Проблемы современных детей
Петр Дмитриевский родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.
Петр Дмитриевский
— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?
— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.
Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.
Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.
У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут
Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками
Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.
С какого возраста начинается подростковый период?
Для родителей их ребенок всегда кажется маленьким человеком, который нуждается в заботе и внимании. Даже, когда он взрослеет, не все взрослые осознают это. Продолжают по-прежнему чрезмерно опекать свое чадо. А ведь ребенок, достигший двенадцатилетнего возраста, уже является подростком. С этого момента к нему нужно относиться по-иному. С одной стороны, это еще не совсем взрослый человек, но с другой – вполне самостоятельный.
Родители должны справиться с субъективным мнением. Они должны научиться воспринимать своего ребенка более серьезно. Знания в области психологии подростка окажутся как раз актуальными. Ведь двенадцатилетний возраст – это пора серьезных изменений. Родители должны хорошо чувствовать своего ребенка, быть для него опорой и лучшими советчиками. Нужно постараться с подростком подружиться.
В 12 лет ребенок делает первые осознанные попытки соотнесения себя со взрослой категорией. Это проявляется в повторении чужих манер, копировании стиля общения. Таким образом подросток пытается самоутвердиться. Он чувствует себя старше и умнее.
Мальчишки уделяют большое внимание своей физической форме. Этот вопрос становится для них приоритетным
Они готовы работать над собой в поте лица. Если посещаемых кружков и секций недостаточно, не пожалейте средств для новых. Мальчикам становится не все равно, в какой одежде они ходят. Не выражайте дикое удивление, что они готовы потратить время на смену имиджа. Лучше помогите найти новый образ и удобный стиль.
А что уже говорить о девочках? В 12 лет на первое место они ставят свои внешние данные. Предпринимают первые экспериментальные попытки с косметикой. В большинстве случаев в ход идут мамины косметические средства. Ни в коем случае не стоит запрещать им это делать и ругать. Лучше вместе в магазине подобрать что-то подходящее по возрасту. При этом отдать предпочтение натуральному составу. Подрастающая леди должна усвоить, что косметические средства используются индивидуально. Будьте готовы к тому, что последует отказ от яркой детской серии. В корзину захочется положить настоящую помаду и разноцветные тени.
Мальчики и девочки в этом возрасте отличаются медлительностью. Однако такое поведение не должно пугать. Подростки так много для себя открывают нового, что для решения некоторых вопросов может понадобиться дополнительное время. Например, им сложно моментально представить себя в новом образе. Их терзает нерешительность и множество альтернативных вариантов. Это абсолютно нормальное явление.
Научное объяснение этому такое: у подростка память и мышление продолжают функционировать, но связь между ними устанавливается по новым схемам. Ребенок старается вспомнить ранее выученный материал и применить знания на практике. Он стремится из прочитанного как можно больше информации отложить в своей голове. Процесс запоминания носит осмысленный характер. В двенадцатилетнем возрасте подростку не все равно, что о нем думают и как о нем отзываются. Ребенок очень чувствителен, болезненно относится к критике. Это часто становится причиной надуманных страхов. Родители должны не допустить этого. Сделать это не так сложно, если спокойно поговорить с ребенком в нужный момент.
Что делать с ребенком?
Эмоциональная связь — это лучший и, по сути, единственный способ сохранить доверительные отношения с ребенком. А значит — иметь шанс уберечь его от непоправимых ошибок. Иначе он просто вас не услышит, более того, будет делать наперекор.
Конечно, создавать эмоциональную связь лучше с самого раннего детства, но даже если время упущено — не опускайте руки. Потому что любовь, желание понять побеждает всегда — и в 15 лет, и в 95.
Эмоциональная связь создается только при соприкосновении открытых сердец. Лучший способ — искренние разговоры на волнующие темы. О прошлом и будущем, о любви, о семье, о судьбе.
Подростки особенно недоверчиво относятся к взрослым, считают, что «родители ничего не понимают». Наберитесь терпения, начинайте разговор с вашим буйным подростком с добрым намерением — понять его, услышать, поговорить по душам, стать ближе, роднее друг другу. Не поучайте, не высмеивайте, не обесценивайте его чувств. Задавайте больше вопросов, внимательно слушайте.
Уважительно отнеситесь к его переживаниям. Ведь что бы другой человек ни чувствовал — для него это единственная правда жизни. Игнорировать его даже самые абсурдные переживания, опровергать их — лучший способ отдалиться навсегда.
Помните, что ребенок на данном этапе учится реализовывать свою свободу выбора и воли. Он хочет максимально прочувствовать, что сам принимает решение. Любое последствие ценится им, если оно его, а не «навязанное», как это было в детстве.
Идеально, если вы будете системно понимать, какие желания движут вашим ребенком, и сможете не противодействовать ему, а быть на его волне, подсказывать, как их реализовать с наибольшим удовольствием.
Раздражение и спор по любому поводу
Она вступает в спор по каждому поводу, легко раздражается, с интересом доводит до белого каления младших сестер, врываясь и разрушая игру, дико хохочет и через пять минут уже рыдает. Ведет себя как всезнающий и всемогущий подросток, а вслед за этим ссориться с 5-летней сестрой из-за куклы, крадет сладости, забывает сказать спокойной ночи и, о боже, таит секреты.
Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, описал этот возраст как один из самых глубоких кризисов взросления. Он дал точнейший образ этому времени — “Выход из рая”. Ребенок постепенно и неминуемо приближается к порогу, выходу-из-детства. Он еще не совсем вышел, но вдруг осознал — тяжелейший факт — свою отдельность. Я это не мама и не папа, и не моя семья, и не мои друзья, и я никто из известных мне людей. Я единственный и я Один. Осознание собственной отдельности, одиночества и — смертности. Первое в жизни полное погружение.
Нам очень повезло оказаться в вальдорфской школе, где все — и родители и учителя — в курсе того, что происходит с человеком в 9 лет. Раз в неделю в течение прошлого года (моей старшей как раз исполнилось девять) мы собирались, чтобы поделиться наблюдениями, обсудить сложные ситуации и послушать точные и очень простые советы учителя, как с этим всем быть.
Позже я с удивлением обнаружила, что вне антропорсофской среды об этом периоде мало что известно. В российском пространстве особенно. При этом есть немало прекрасных книг на английском, посвященных именно этому периоду.
Кризис девяти лет невероятно глубокий, но при этом один из самых незаметных, очень внутренних. Этот ребенок уже не орет лежа на полу как трехлетка, который не получил желаемое, и не выкрикивает жесткие слова, хлопая дверью, как подросток
Он еще нежный, очень беззащитный и действует осторожно. Этот кризис переживается глубоко внутри, в нем много наблюдения и медленного осознавания
Ребенок как бы просыпается в этот мир, мир взрослых, в структуру этой жизни.
Рассвет подросткового периода
13 лет – это тот возраст, когда гормональные изменения преобладают над всеми остальными. Под их влиянием у ребенка наблюдается частая смена настроения. Мальчишки могут казаться шустрее в поведении. Они заметно резко выражают свое мнение. Их суждения могут быть агрессивными. Взрослые в семье все часто начинают говорить о «трудном» ребенке. На самом деле подросток в этот период претерпевает изменения, которые вписываются в рамки психологии. Данная наука в этом плане поистине многогранна. Ее углубленное изучение может дать ответы на многие вопросы, описать и объяснить поведение ребенка в разных ситуациях.
В данном возрасте ребенок считает себя уже достаточно взрослым человеком. Он знает о своих правах, поэтому не боится выражать свое мнение. Он не скрывает и свои желания. И в этом нет ничего плохого. Родители должны быть рады, что ребенок с ними откровенен. Неправильно поступают те взрослые, которые пытаются сразу же поставить подростка на свое место с его безграничными желаниями. Такое подавление не принесет пользы. Потом не нужно удивляться плачевным последствиям. В первую очередь взрослые должны смириться с тем, что их чадо повзрослело. Ребенка нельзя лишать самостоятельности. Он только начинает предпринимать первые шаги к отделению от родителей. Нужно найти силы примириться с этим. Иначе подростка можно натолкнуть на непоправимую ошибку.
В 13 лет у ребенка наблюдается повышенное сексуальное влечение. В этом возрасте интимная сфера более многогранна конечно у девочек. Нельзя сказать, что мальчики находятся в стороне. Однако пиковая фаза у них протекает позже. Подростки очень трепетно относятся к внешним данным. Они стремятся все больше и больше походить на своих кумиров. Задумываются об идеальной фигуре. Уделяют больше внимания подбору одежды. Проводят длительное время у зеркала. Их глаза сияют, а в голове генерируется множество вариантов для самовыражения. Этот огонек ни в коем случае нельзя гасить. Вкусы разных поколей всегда отличаются. Но родители – это первые люди, которые реагируют на внешние изменения детей. Нужно отказаться от мер жесткой критики. Лучше присоединиться к экспериментам.
В тринадцатилетнем возрасте психика у ребенка очень хрупкая. Этот период одинаково сложен как для ребенка, так и для родителей. Подростка очень легко “сломать”, если он будет чувствовать, что связан по рукам и ногам. Из каждой ситуации он выносит определенный опыт. Пусть он будет связан только с хорошими воспоминаниями. Для этого одних знаний психологии недостаточно. Нужно обязательно их практиковать. Уметь давать адекватную оценку своим действиям. Не бояться предпринимать повторные шаги. Ребенок должен почувствовать предлагаемую помочь, а не сплошное наказание.
Развитие ребенка в 11–13 лет
Физическое развитие ребенка
Тело ребенка начинает стремительно меняться. У девочек этот процесс происходит быстрее, у мальчиков – чуть медленнее. Ребенок может очень резко прибавить в росте, масса тела может как увеличиться, так и снизиться. Начинается половое созревание. У одних детей изменения на физиологическом уровне могут начаться раньше, у других – позже. Из-за того, что тело резко поменялось, у ребенка нарушается координация. Подростки бывают немного неуклюжими, потому что пока только привыкают к своему новому облику.
Интеллектуальное развитие
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о последствиях своих поступков. Например, могут попробовать курить, хотя знают, как плохо это сказывается на здоровье. Но ребенок не задумывается, что эти последствия коснутся именно его.
Психологическое развитие
Чаще всего ребенок сосредоточен на общении со своими сверстниками. Учеба отходит на второй план. Помимо общения с друзьями может возникать тяга к противоположному полу. Дружба в этом возрасте очень экспрессивна, ее может разрушить любая ссора. В целом ребенок может стать агрессивнее, эмоциональнее. Или, напротив, «уйти в себя».
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.