Как научить ребенка 2

Особенности детей в два года

Второй годик жизни можно охарактеризовать 3 главными новоприобретениями: ребёнок начинает активно передвигаться, разговаривать и взаимодействовать с окружающим миром.

Основное средство коммуникации – речь, которая активно развивается благодаря уникальной способности детей в полтора года и старше к подражательству. Совершенствуется и игровая деятельность малышей, теперь они воспроизводят в игре буквально всё, что видят вокруг.

Чтобы понимать, чем занять ребёнка в год или два, нужно более подробно разобраться в особенностях этого возрастного периода. Среди особенностей малышей старше 12 месяцев выделяют:

  • формирование сюжетно-отобразительных игровых навыков (как уже было отмечено, малыш отображает впечатления, которые получены в быту);
  • появление элементов наглядно-действенного мыслительного процесса;
  • живой отклик на музыкальные и литературные произведения;
  • усвоение элементарных принципов поведения;
  • выполнение поручений родителей, обращение к ним по собственной инициативе;
  • приобретение некоторых навыков самообслуживания;
  • умение держать фломастеры в руках;
  • появление интереса к ровесникам, желание с ними взаимодействовать.

Поведение крохи в 1,5 — 2 года, в отличие от ребёнка в 4 месяца, характеризуется большей усидчивостью и внимательностью. В два года малыш способен увлечённо заниматься каким-либо действием в течение четверти часа, особенно когда мама также вовлечена в занятие.

Если вы не знаете, какие развивающие игры для детей до года обеспечивают полноценное развитие ребёнка, обязательно прочитайте статью детского психолога. В ней рассмотрены полезные игровые занятия по месяцам.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители

И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.

Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно

Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.

Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

2 Занятия похожи на игру или на обучение?

К сожалению, до сих пор встречаются развивающие занятия, которые правильнее назвать обучающими. То есть как в школе: педагог дает материал, проверяет, что сделали дети, исправляет ошибки. Многие мамы уверены, что именно так и надо — ребенку скоро в школу, пусть привыкает.

Тут кроется большая ошибка. Ведущая деятельность в раннем детстве и в дошкольном возрасте — игровая. Все, что будет дано в игре, ребенок усвоит лучше. Практически любое задание можно сформулировать как игровое или как обучающее. Например, с малышами до трех лет просьба повторить название фигур приведет к значительно меньшим результатам, чем игра с этими фигурами в качестве печений для игрушек.

Даже у ребенка пяти-шести лет задание «продолжить логический ряд…» может вызвать скуку. В то же время ребенок будет с интересом дорисовывать змею, у которой по всей длине был одинаковый узор, но стерся от дождя — и надо помочь ей снова стать красивой и целой.

Еще один бонус игровых занятий — дети с радостью бегут на развивашки, их познавательная мотивация в разы выше. Глядишь, и собеседование в школу пройдет легко и непринужденно.

Почему многие педагоги не практикуют игры? Вести обучающие занятия за партой легче, чем придумывать и учиться чему-то новому. Легче удерживать дисциплину. Результат тоже известен. От этого выигрывает педагог и группа в целом, но могут «проиграть» конкретные дети — и, например, ваш ребенок.

Так что обратите внимание, в какой форме проходят занятия: «задание — выполнение» или «пение песен, двигательная активность, игры»

Малышу 20-22 месяца — развивающие игры и игрушки

В этом возрасте малыш уже хорошо орудует ложкой, когда кушает. Некоторые просятся на горшок без напоминания, тем очень облегчают жизнь родителям.

Уже хорошо малыши играют в сортер, пирамидки. Эти игрушки даже становятся им неинтересны. Тут может помочь бизиборд. Это такая доска с разными шпингалетами, замками, крутилками, ручками, щеколдами. Ребенок может долго играть, пытаясь открыть шпингалет или открыть молнию. Эту игрушку очень рекомендую. Пусть лучше малыш занят бизибордом, чем крутит ручки у газовой плиты.

К этому возрасту ребенок уже хорошо знает горячее и холодное, маленькое и большое, различает цвета и геометрические фигуры.

Сейчас активно идет развития речи у малыша и поэтому необходимо читать много детских книжек с интересными картинками. Приобретите своему малышу книжки с окошками, книжки-пищалки, книжки-пазлы, книжки с наклейками и чаще рассматривайте их с ребенком.

На улице малышу нравится бегать, лазить по турникам типа шведской стенки, съезжать с горки и качаться на качелях. Препятствовать этому не надо. Надо лишь страховать ребенка и не дать упасть или удариться.

В 21-22 месяца можно дать порисовать ребенку на большом листе бумаги. К этому времени дети уже начинают осознавать границы листа и могут не выходить за его пределы.

Методика Марии Монтессори

Мария Монтессори — первая итальянская женщина-врач, педагог, создавшая систему развития свободного и самостоятельного ребенка. Ее методика живет уже больше века и на сегодня является самой популярной. 

Главное в методике — правильно организовать среду в классе или дома, чтобы ребенок мог занимать себя самостоятельно. В свободном доступе должны быть средства для уборки, предметы обихода, одежда, книги, игрушки. 

Даже в школе дети сами составляют свой учебный план и выбирают, какому предмету уделить больше внимания. 

Девиз: «Помоги мне сделать это самому».

Возраст: с 1,5 лет — по сути, с того момента, как ребенок начинает самостоятельно ходить.

Что развивает: мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь, мышление. Основные принципы: 

Основные принципы: 

  1. Грамотно организованное пространство. 

Пространство занятий должно соответствовать возрасту ребенка и делиться по зонам развития:

  • зона практической жизни — самая первая зона, с которой знакомятся малыши. Здесь они выполняют работу по дому, учатся бытовым вещам — очищать фрукты, вытирать со стола, подметать; 
  • зона сенсорного развития с пазлами, наборами геометрических фигур разной формы, размера, цвета, музыкальные инструменты, лоскутки тканей разной фактуры;
  • зона математики — материалы для счета и знакомства с цифрами: доски Сегена, весы, линейка;
  • языковая зона — материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки для обводок и штриховок, подвижный алфавит, серии карточек для чтения, книжки;
  • космическая зона — здесь ребенок знакомится с окружающим миром, с основами физики и географии, ботаники, узнает про строение человека и традиции разных народов: глобус, флаги, термометры, карты мира. 
  1. Свобода. 

Ребенок сам выбирает, во что играть и как долго. При этом он должен соблюдать правила: не мешать другим и убирать за собой все материалы. 

  1. Самостоятельность. 

Педагог и родители не вмешиваются в игры и занятия ребенка. Они показывают, как работать с новым материалом, или помогают, если ребенок об этом просит.

  1. Отсутствие оценок. 

Ни в детских садах, ни в школах деятельность ребенка никак не оценивают: ни похвалой, ни критикой. 

  1. Разновозрастные группы. 

Старшие дети учатся помогать младшим, младшие учатся у старших. 

Плюсы:

  • Дети растут самостоятельными.
  • Их не сравнивают между собой и не критикуют, позволяя заметить ошибки самостоятельно и исправить их, сохранить нормальную самооценку.
  • Дети занимаются тем, что им в данный момент интересно, в своем темпе, не испытывая давления извне.
  • Развивается внутренняя мотивация к учебе.

Минусы:

  • Тяжелая адаптация к обычной школе, где приходится подчиняться правилам. При этом большинство монтессори-школ в России учат детей только до 12 лет.
  • Мало или совсем нет творческих и подвижных занятий.
  • Отсутствуют ролевые игры, которые способствуют социализации.

Что почитать родителям: 

  • Мария Монтессори «Помоги мне сделать это самому»;
  • Мария Монтессори «Упражнения с Монтессори-материалом»; 
  • Мария Монтессори «Мой метод».

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Развлечения для юных джентльменов

Мальчики же часами зависают над лего: подбирают детали, размышляют, пробуют варианты сборки, чтобы в итоге получить заветный корабль, замок или робота. Кроме того их могут увлечь наборы юных физиков, химиков или другие развивающие игры. А если вы пригласите в гости друзей, то дети вполне могут развлечь себя, устроив соревнования по настольному футболу или хоккею.

Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее могут быть варианты его самостоятельного досуга

Родителям важно не навязывать свое мнение, а следить за интересами ребенка, обсуждать его желания и создавать пространство, в котором малыш сможет гармонично расти и развиваться изо дня в день.

Как можно избежать детской истерики в магазине?

  1. Лучший способ не допустить истерику — это оставить ребенка дома со взрослым. Однако, это не всегда возможно.
  2. Если вы отправляетесь в магазин за покупкой одежды, заранее объясните ребенку, что сегодня день покупки одежды, а не игрушек. Ребенок конечно же расстроится, но свое негодование он покажет дома, а не в магазине.
  3. Предложите ребенку взять с собой игрушку в магазин (желательно недавно купленную). Так вам будет проще отказать ребенку, поскольку у него уже есть хорошая игрушка.
  4. Перед походом в магазин составьте с ребенком список покупок, учитывая его желание. Если ребенок захочет написать машину или куклу, предложите вместо этого написать йогурт, фрукты и прочее.
  5. Выбирайте магазины в которых есть детские игровые городки. Сейчас многие супермаркеты заботятся о детях, предоставляя им возможность весело отдохнуть и повеселиться. Даже в небольших магазинах есть детский стол с раскрасками и карандашами. Воспользуйтесь такой возможностью.

6. Уберите деньги из кошелька, покажите, что на игрушку сегодня не хватает.

7. Избегайте те места и полки в магазине, на которых продаются игрушки. 

8. Если вы видите, что ребенок начинает закатывать слезную просьбу, лучше сразу покинуть магазин, не дожидаясь истерики.

Рисунок по образцу

Это визуальные задания на внимательность, суть которых в следующем: вы показываете детям определённый рисунок, даёте им несколько секунд на то, чтобы его изучить, потом убираете образец и просите их быстро нарисовать на своих листках точно такой же.

Вот авторская игра, придуманная Анатолием Засобой, в таком ключе. Попросите детей нарисовать на своих листках шесть точек — вот так:

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Затем покажите им заранее сделанный образец (подготовьте сразу несколько вариантов, чтобы провести несколько туров игры). Дайте десять секунд на запоминание.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Попросите детей за те же десять секунд соединить на своих листках шесть точек точно так же, как было на вашем рисунке, и показать результат. Правильно воспроизведут фигуру далеко не все, но это будет весело и включит азарт для следующей попытки (уже с другим образцом).

Лайфхак: если вы проводите занятие онлайн, некоторые дети, скорее всего, постараются схитрить и незаметно от вас сразу перерисовать фигуру в то время, когда вы показываете образец. Чтобы это исключить, попросите учеников держать обе ладошки поднятыми, пока вы демонстрируете им свой рисунок.

Это задание развивает не просто визуальную кратковременную память, но и ассоциативное мышление (подскажите детям, что для лучшего запоминания того, как соединены точки на образце, нужно проассоциировать получившуюся фигуру с каким-то предметом или образом, на который она похожа).

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Задачу можно постепенно усложнять — уменьшать время запоминания (до пяти секунд, до трёх и, наконец, до одной), увеличивать количество точек (до восьми, десяти). Главное — помнить правило: усложнение должно быть постепенным, начинать нужно с самого простого варианта, который у детей точно получится, иначе, если задание окажется им не по силам, они быстро потеряют интерес к процессу.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Ещё один вариант задания на визуальное запоминание: попросите детей нарисовать четыре (постепенно количество можно увеличивать) пустых прямоугольника. Потом покажите им картинку с домино, дайте время запомнить расположение точек и предложите точно так же расставить точки в своих прямоугольниках.

Иллюстрация: Майя Мальгина для Skillbox

Кстати, недавно шведские учёные выяснили, что подобные задания на визуальную кратковременную память помогают младшеклассникам развивать свои математические навыки. Так что перед уроком математики они будут особенно полезны.

Советы для родителей

6 простых шагов на пути самостоятельной игры

Хочется отметить, что здесь мы говорим не про избавление от детей, а про полноценную игру, в которой ребенок принимает главные роли и непосредственное участие.

Не имеем в виду развитие игрой типа: компьютерных игр или многочасовые показы мультиков по телику, здесь мы имеем в виду деятельность ребенка, который что-то созидает, творит сам, своей головой  и руками.

Чтобы ребенок мог самостоятельно играть, у него должно быть место и игрушки, которыми он может воспользоваться. Но так же это должны быть и не только игрушки, может быть и настольные игры без мелких деталей, или карандаши и фломастеры, книги или велосипед, вы же знаете, чем мог бы позаниматься ваш ребенок.

Я написала велосипед, потому, что мой ребенок проснулся — глаза открыл и он уже за рулем в ванную умываться едет на велике, кушать на велике.

Организуйте для ребенка рабочую среду, в которой он будет играть. И она будет его мотивировать на это. И не захламляйте эту рабочую среду всякими новомодными развивалками супер — пупер интересными.

Все это только тормозит фантазию ребенка и притупляет ее. Заполните в меру, не кидайтесь в крайности, а то все сейчас уберете, оставите один карандаш.

Давайте ребенку в течение дня небольшие поручения, которые он в состоянии сделать сам без вашей помощи.

Любимое занятие. Вы, как мама должны знать любимое занятие, которое нравится вашему ребенку больше, чем другие. Если еще не замечали, понаблюдайте. Может это набор для лепки, или домино, лото, какая-нить другая настольная игра, которая бы увлекала его с головой.

В возрасте после 2 лет у ребенка формируется основа сюжетно-ролевых игр. Их начинает интересовать игра в доктора например, после приема у педиатра, или ребенок может поиграть в повара, каждый раз видя, что вы готовите на кухне.

Но в чем важность: в том, что мы ждем, что ребенок начнет сам играть и сам научится играть. Это не так

Если ваш ребенок не ходит в сад, общения со сверстниками минимальное.

Где он должен научиться? Воспользоваться опытом прошлых жизней? Нет, вы должны показать ему, как нужно играть.

И желательно предоставить ему право выбора, чем заняться. Не указывайте:  иди порисуй, или пособирай конструктор. Мы же развиваем самостоятельность и инициативу, так пусть она будет во всех начинаниях.

Не забывайте про похвалу. Если ребенок  поиграл 10 минут и не позвал вас — отлично! это уже прогресс, дальше-больше, постепенно увеличивайте время.

В заключение хочется добавить, что любого ребенка можно приучить играть самостоятельно. Конечно все зависит и от темперамента и от настроения, здоровья, окружающей обстановки и других факторов.

Но именно с самостоятельной игры к ребенку приходит осознание самого себя, чувство понимания, что он самостоятельная единица этого общества и вполне способен  сам себя заинтересовать и увлечь.

После таких самостоятельных игр, когда мама готовит на кухне, ребенок в детской играет, и когда мама решила заглянуть в детскую, то порой увидишь там такое…

На этом все! Играйте и развивайтесь!

До новых встреч!

Игры с Lego на карантине. 10 классных идей

Для этой серии игр и развивающих занятий у вас должен быть в наличии конструктор Lego Duplo/Lego или другие похожие конструкторы.

1. «Сортировка«. Для первого варианта игры вам понадобится пластиковый или бумажный лоток от яиц и конструктор Лего. Нарисуйте несколько схем из 10 квадратов, каждый из которых будет своего цвета. Задача ребенка собрать кубики в лоток от яиц по схеме. Если ребенок играет мелкими деталями, он может класть в каждую ячейку не 1 деталь такого цвета, а много.

2. «Учим счет». Игра для малышей, которые только учат цифры. Нестирающимся маркером напишите на разных кубиках цифры. Теперь можно просить ребенка сооружать башни, собирая кубики в нужной последовательности.

Можно делать башни с цифрами в одном цвете, например, 10 оранжевых, 10 красных и 10 синих кубиков.

3. «Учим цифры«. Можно сделать такую игру чуть иначе. Нарисуйте 10 столбиков на листе бумаги, внизу напишите цифры от 0 до 9. Теперь ребенок должен уложить нужное количество деталей в каждую колонку.

4. «Учим Сложение». С помощью этой игры можно обучить навыку сложения. Рисуем карточки с примерами и выкладываем примеры кубиками. Цифра 2 — 2 кубика желтого цвета, цифра 3 — 3 кубика синего и т.д.

5. «Зеркальная картинка». Разделите поле на 2 части. выложите хаотично кубики на одной половинке. А теперь дайте задание ребенку выложить кубики на второй половинке в зеркальном отражении.

6. «Выложи по схеме«. Распечатайте несколько цветных схем, и дайте малышу. Теперь он должен собрать точно такие же фигурки как на картинке. Цвета должны быть расположены в нужном порядке.

7. «Строим цифры«. Прекрасная игра, которая подойдет и деткам постарше. Предложите детям сами построить цифры, как на этих картинках, или проявив свою фантазию.

8. «Сложение и вычитание«. Вариант изучения сложения и вычитания. Выкладываете перед ребенком кубки, он должен посчитать количество ячеек на кубике и сказать или записать ответ.

9. «Умножение«. Есть возможность объяснить ребенку умножение на кубиках Лего. Посмотрите как это можно сделать на наших картинках.

10. «Дроби«. Кубики Лего практически универсальная игрушка. С их помощью можно объяснить не только сложение и вычитание, умножение, но и дроби. Вот варианты того, как это можно сделать!

Выбираем развивающий столик

Развивающий столик для детей от 1 года обычно оснащен набором, который позволит полноценно формироваться малышу. В комплект входят такие элементы:

  • рычаги и разноцветные кнопки, при нажатии на которые звучит музыка;
  • детали, воспроизводящие голоса животных, звуки музыкальных инструментов;
  • световые элементы;
  • движущиеся фигурки.

Всё это многообразие позволяет ребенку развивать слух, вкусовые рецепторы, осязание (слушая, кусая, трогая красивые кнопочки). На первый взгляд может показаться, что кроха ничего не понимает. Однако в этом возрасте отлично работает «накопительный эффект», уже в скором времени ребенок без ошибок будет повторять все действия, которые показали ему старшие.

Так как развить ребенка в 1 год проще с подручными средствами, советуем купить родителям такой столик. Он позволит разрабатывать мелкую и крупную моторику, осваивать размеры разных предметов, различать голоса животных, развивать речь, слух, одновременно развлекаться и играть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: