Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
4 Что поможет справиться со страхами?
Преодоление фобий во многом зависит от поведения и отношения к ребенку родителей. Они должны отнестись к этой проблеме со всей серьезностью и показать ребенку, что они не осуждают, а понимают его. Необходимо создать в семье спокойную обстановку, где малыш будет чувствовать себя в полной безопасности. Жалобы ребенка не должны оставаться без внимания. Это поможет вырастить успешного и уверенного в себе человека.
Избавиться от боязни можно, но только если вовремя обратиться к специалисту. Это нужно сделать до 10 лет. Коррекция страхов проводится в нескольких направлениях:
- Повышение самооценки ребенка.
- Использование методов для снятия эмоционального и мышечного напряжения (арт-терапия, массаж).
- Обучение навыкам владения собой и контроля своих эмоций в разных ситуациях (ролевые игры, в которых ребенок проявляется себя, как сильный и бесстрашный человек).
Почему возникает страх?
- конкретная ситуация. Если ребенка исцарапала кошка, он будет в дальнейшем бояться повторения этой ситуации. Однако такие страхи довольно легко поддаются коррекции – достаточно обратиться к квалифицированному психологу;
- механизм внушения. Нередко взрослые способствуют формированию страхов у ребенка – например, часто грозятся в случае непослушания отдать его полицейскому. В результате ребенок будет бояться людей в форме;
- фактор окружения. Если ребенок испытывает постоянный страх дома, или у него не сложились отношения в садике/школе, то впоследствии он будет расти боязливым и остро реагировать на критику;
- фантазии. Например, под влиянием собственных фантазий у многих детей формируется страх темноты, только одни дети его перерастают, а у других могут развиться нервные расстройства;
- психические расстройства. Нередко страхи могут свидетельствовать о развитии невроза, и в таком случае без специалиста не обойтись.
Детские страхи и их коррекция
- реальные страхи, которые являются естественной реакцией на внешние раздражители;
- невротические страхи, которые связаны с невротическими расстройствами. То есть страх возникает сам по себе, безосновательно;
- свободные страхи, которые выражаются в постоянном ожидании стрессовой среды.
1 Почему появляются детские страхи?
Присутствие в жизни ребенка неприятных впечатлений заставляет его испытывать страх. Важным условием гармоничного развития личности является преодоление фобий еще в детском возрасте. Родители должны помочь своему чаду бороться со своими страхами, в противном случае они могут испортить всю жизнь, так как негативно отразятся на психологическом здоровье человека.
Малыш уже более осознанно начинает понимать, что вокруг существует много опасностей. В это время преобладают фобии, которые основаны на инстинкте самосохранения. У детей школьного возраста, особенно у подростков, страхи имеют социальный характер.
Возрастные страхи чаще всего встречаются у тревожных, мнительных, эмоционально чувствительных детей с врожденной нервозностью. Большую роль играет в этом семья. На возникновение страхов влияют следующие ситуации:
- Фобии родителей.
- Гиперопека.
- Авторитарный стиль воспитания.
- Единственный ребенок в семье.
- Душевные травмы, испуг.
- Повышенные нервно-психические нагрузки мамы, ранний выход на работу.
- Неполные семьи.
Детская практическая психология выделяет следующие основные причины появления страхов:
- Конкретный случай, который произошел в жизни малыша и сильно напугал его. Ребенок может начать бояться после того, как его укусила собака, он застрял в лифте, попал в аварию. После этого может появиться стойкая фобия. Последствия характерны для детей с повышенной мнительностью, неуверенных в себе и с заниженной самооценкой.
- Детские фантазии, воображение, которые способствуют тому, что дети выдумывают монстров, чудовищ под кроватью. Есть малыши, которые сразу забывают о них после того, как им приснится кошмарный сон, а другие наотрез отказываются оставаться одни в комнате.
- Часто повторяющиеся скандалы, негативная обстановка в семье, отсутствие понимания, поддержки и заботы становится причиной повышенной тревожности ребенка. Со временем развиваются различные фобии.
- Негативный опыт общения со сверстниками. Если ребенка обидели в садике или школе, он может наотрез отказываться посещать учебное заведение.
- Наличие неврозов. Это заболевание находится в компетенции докторов. Основными симптомами недуга является наличие страхов, которые не соответствуют возрастной категории малыша или имеют патологические проявления.
Страх становится причиной сильного эмоционального напряжения детей. Это проявляется такими изменениями в поведении, как заторможенность, импульсивность, непредсказуемость. Если малыш боится чего-то, то это говорит о том, что он не может сам справиться со своими чувствами, не может их контролировать.
Для каждой возрастной категории характерны определенные виды фобий. Их проявление зависит не только от возраста, но и от пола ребенка.
Диагностика и коррекция детских страхов
Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.
В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:
- нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
- слепить что-то – по тому же принципу;
- придумать сказку (или закончить предложенную);
- откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).
После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:
- Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
- Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
- Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.
В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:
- танцетерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- уветотерапия;
- арт-терапия;
- песочная терапия и т. д.
Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ
Ребенка считают вспыльчивым, если он склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость — это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она причиняет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств и поэтому требует преодоления.
Как и в случае с агрессивной вспышкой, приступ вспыльчивости необходимо попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь ребенка, в других, наоборот, целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории. Детей постарше можно побуждать выражать свои чувства словами.
Если же ребенок уже вспылил, то урезонить его не удастся. Успокаивающие слова не будут действовать. Здесь важен спокойный эмоциональный тон. Когда приступ пройдет, понадобится утешение, особенно если ребенок сам напуган силой своих эмоций. На этой стадии старший дошкольник уже может выразить свои чувства словами или выслушать объяснения взрослого
Взрослый не должен уступать ребенку только ради того, чтобы не вызвать припадка, однако важно оценить, действительно ли запрет взрослого имеет принципиальное значение, не борется ли он с пустяком и не является ли это лишь ложной принципиальностью и самоутверждение
Дела семейные
Если во время чтения у вас возникло впечатление, что дети только и делают, что чего-нибудь боятся, то вы совершенно правы (взрослые ничуть не лучше!). Однако все самое интересное только впереди: согласно исследованиям, количество детских страхов увеличивается в старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет. Самый же «бесстрашный» возраст у девочек приходится на 3, а у мальчиков — на 4 года. И одна из главных задач ответственных родителей в эти прекрасные периоды затишья — не усугубить ситуацию. Что, к сожалению, далеко не всегда получается — недаром психологи в один голос твердят, что семья играет решающую роль в формировании детских страхов.
Среди них одними из самых распространенных являются так называемые внушенные страхи. Их источник, как несложно догадаться, — это сверхзаботливые родители, бабушки, дедушки, а также няни и воспитатели, которые, пытаясь оградить ребенка от опасности, перегибают палку и чересчур эмоционально предупреждают: «Не беги — упадешь!» Или: «Не гладь собаку — она кусается!» Ребенок может даже не понимать, о чем идет речь, но он безошибочно считывает тревогу авторитетного для него взрослого и добавляет новые боязни в свою копилку страхов. А также обзаводится такими чертами характера, как пессимизм, мнительность, неуверенность в себе и зависимость от чужого мнения.
Запугивание и излишняя опека, впрочем, далеко не единственный способ, которым родные могут поселить в душе ребенка тревоги
Бывает и наоборот: недостаточное внимание со стороны родителей, их эмоциональная отстраненность, излишняя строгость и суровые наказания приводят к детским страхам. И разумеется, ни в коем случае нельзя недооценивать атмосферу в семье: погода в доме действительно влияет на то, будет ваш ребенок бояться любого шороха или вырастет бесстрашным и уверенным в себе человеком.
Резюме
Знание взрослыми внешних, поведенческих нормативов психомоторного развития дошкольника позволит им вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение v него задержки психического развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным этапом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызывающие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной.
Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры.
Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые. Только психологически грамотная поддержка развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.
Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения: создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребенком, необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребенка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.
Мягкое внушение
Выбрав правильную методику, очень просто избавить ребенка от страхов. Совет, как избавить малыша от излишних переживаний, будет такой: мягко внушите ребенку, что страх, который время от времени закрадывается в душу, можно просто запереть или отправить на северный полюс. Например, малыш боится привидений. Поговорите с ребенком и узнайте, в каких мультиках он видел подобных существ. Попросите малыша представить привидение как можно четче, а затем пусть ребенок изобразит в своем воображении северный полюс. Айсберги, вечная мерзлота и белый снег, а на фоне этой картинке – образ из кошмаров. Скажите ребенку, что в таких условиях не сможет выжить ни одно существо, ни живое, ни мифическое. Поэтому привидение из страхов должно замерзнуть и превратиться в глыбу льда. Объясните малышу, что страх замерз, теперь его больше нет. Подобные игры хорошо работают с теми детьми, которые наделены богатым воображением.
Откуда берутся детские страхи
Проблема детских страхов всегда остается актуальной, ей посвящаются многочисленные медицинские исследования и социальные опросы.
Причины детских страхов многообразны, но наиболее часто встречаются следующие:
- грубое обращение с ребенком, насилие по отношению к нему, семейные конфликты, свидетелем и участником которых он является;
- предупреждения взрослых об опасности, заключенной в предмете или определенных действиях, которые малыш запоминает, часто не понимая смысла угрозы;
- пугающие рассказы других детей, обиды, насмешки с их стороны;
- тесный эмоциональный контакт с родителями, особенно если ребенок является единственным, воспитывается в неполной семье и мало общается со сверстниками.
Также важны индивидуальные черты личности ребенка. Часто повышенную склонность к страхам имеют дети с тревожно-мнительным характером, невротическими расстройствами или заболеваниями центральной нервной системы. По статистическим данным, страхи в детском возрасте чаще наблюдаются у девочек и малышей, рожденных немолодыми родителями.
Виды и проявление детских страхов
Страхи можно разделить на ситуационные и личностно обусловленные:
- Ситуационный возникает в опасной, необычной или шокирующей обстановке: громкий звук, резкое изменение окружающей обстановки, пугающее поведение людей или животных, опасная ситуация.
- Личностный определяется характером человека и может проявиться в новой обстановке, при контакте с незнакомыми людьми, животными, предметами.
Каждому возрасту присущи определённые фобии, проявляющиеся в большей или меньшей степени.
До года малыша могут пугать громкие звуки, незнакомые люди, различные неожиданные ситуации, резкая смена обстановки. Этому возрасту часто присуща также боязнь высоты. Боязнь разлучения с мамой появляется у малышей уже с первых месяцев жизни.
В возрасте 1—2 лет может прибавиться страх травмирования, это связано с тем, что происходит активное освоение двигательных навыков. Часто присутствует сильная боязнь разлуки с родителями. А также ребёнок может бояться сновидений, из чего может появиться страх засыпать.
В 2—3 года страх разлуки с родителями всё ещё силён, добавляется страх отвержения с их стороны, может пугать изменение уклада жизни, природные явления (гром, град, ветер, молния). Серьёзной проблемой может оказаться боязнь сновидений, особенно если малышу снятся кошмары.
В 3—5-летнем возрасте часто проявляется страх перед вымышленными чудовищами и сказочными персонажами. Маленькие дети неспособны чётко разделять реальность и мир снов, сказок, фильмов. Кощей бессмертный и Баба-яга для малыша — персонажи, которых он может вполне реально бояться.
https://youtube.com/watch?v=EFg_KJAdM6k
Возраст 5—7 лет может характеризоваться возникновением страха физической боли и насилия. При этом страх одиночества и потери родителей, страх потеряться самому и прочие страхи более ранних периодов могут сохраняться.
Проявится ли тот или иной страх и насколько сильными будут его проявления, зависит от особенностей психики конкретного ребёнка и от окружающей его обстановки.
Определение понятия
Детские страхи — явление, обусловленное возрастными особенностями развития психики, с которым в той или иной степени приходится встречаться и работать всем родителям, воспитателям, педагогам.
Даже в совершенно различных цивилизациях у детей на определённых этапах развития проявляются некоторые общие страхи, например, боязнь разлуки с мамой, темноты, агрессивных животных, резких звуков и некоторые другие
А значит, возникновение фобий является важной частью общих закономерностей развития психики ребёнка
Страхи, возникающие в результате нормального развития ребёнка, не требуют серьёзного вмешательства со стороны специалистов и их несложно скорректировать в домашних условиях самим родителям.
Сила воображения
Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.
А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.
Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…
Советы психолога
Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.
С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.
Причины возникновения
Причиной возникновения страха и тревожности у детей является особенность детской психики отличающейся большей восприимчивостью, ранимостью, обострённым восприятием внешних воздействий и неспособностью в должной мере им противостоять. Такие явления, как тревожность и страх, если они действительно обусловлены возрастными особенностями развития, чаще всего имеют временный характер.
Если же страхи не проходят долгое время и переживания, которые они вызывают, тяжело переносятся ребёнком, это чаще всего говорит о том, что причиной является какое-либо серьёзное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Такие состояния требуют консультации специалистов, которые могут помочь родителям определить причину и вывести ребёнка из сложного состояния.
Часто ситуации, способствующие возникновению детских страхов и тревожности, создают сами родители и ближайшее окружение ребёнка. Неосознанное или даже целенаправленное запугивание малыша, неблагоприятные, проблемные отношения между родителями, неадекватное отношение родителей к детям, — всё это может спровоцировать возникновение детских страхов.
Возрастные особенности фобий у ребенка
В действительности возникновение детского страха – это неотъемлемая и вполне естественная составляющая взросления. В определенном возрасте наличие конкретных фобий является нормой – таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена таблица, в которой распределены детские страхи в соответствии с возрастом малыша.
Возрастные рамки проявления детского страха:
Возраст ребенка | Что пугает детей |
0-6 месяцев | громкие звуки, например, упавший стул, резкие движения, отсутствие мамы рядом или неожиданные перемены в ее настроении |
7 месяцев – 1 год | громкие продолжительные звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, незнакомые чужие люди, нестандартные ситуации или смена привычной окружающей обстановки |
1-2 года | получение травмы, так как в этом возрасте кроха осваивает новые двигательные умения, долгое расставание с мамой или папой (поход в детский сад лучше отложить) |
2-3 года | отчуждение с близкими родственниками на эмоциональном уровне, ночные кошмары, явления природы – как гроза, гром и молния |
3-5 лет | смерть собственная или родителей, вследствие чего дети начинают бояться всего, что может к ней привести: болезней, пожаров, аварий, укусов змей |
5-7 лет | сказочные персонажи и выдуманные чудовища, что приводит к тому, что ребенок стремится не оставаться в полном одиночестве; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс |
7-8 лет | опоздание на урок, невыполнение домашнего задания, получение плохой оценки или выговора, непринятие сверстниками, темные места, подвалы и чердаки, катастрофы |
8-11 лет | неудачи в учебе и спортивных состязаниях, преступники, наркоманы, пьяные люди, физическое насилие тяжелые заболевания |
11-13 лет | возможность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах окружающих, особенно среди своих друзей и одногодок, насилие, носящее сексуальный характер |