Михаил иванович глинка

Творчество

В скором времени после выпуска из пансиона, Михаил начал писать свои первые произведения. В начале 1820-х годов он сочинил несколько романсов. Любопытно, что один из них – «Не пой, красавица, при мне», был положен на стихи Пушкина.

После этого Глинка начал писать необычайно много композиций, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах. Стоит заметить, что он стремился выйти за рамки устоявшихся шаблонов бытовой музыки.

В 1823 г. Михаил Глинка побывал на Кавказе, где лечился минеральными водами. Здесь он познакомился с музыкой местных народов, которая произвела на него большое впечатление. Тогда же ему удалось познакомиться с такими видными деятелями, как Василий Жуковский, Адам Мицкевич и Александр Грибоедов.

В 1829 г. Глинка вместе с Николаем Павлищевым опубликовал «Лирический альбом», в который входили несколько произведений Михаила. В следующем году он начал жаловаться на здоровье, в связи с чем решил сменить петербургскую сырость на более благоприятный климат.

Музыкант отправился лечиться в Европу, посетив ряд немецких и итальянских городов. В Италии Глинка исследовал вокальный жанр бельканто и написал немало произведений в «итальянском духе». К тому моменту биографии его композиции уже соответствовали высочайшему классу.

Именно тогда у Михаила сформировался собственный «почерк». Летом 1833 г. он отправился в Германию. Тут он брал уроки у Зигфрида Дена. Спустя год он получил известие о смерти отца, по причине чего был вынужден вернуться домой.

В 1834 г. Глинка принялся за написание своей первой оперы «Жизнь за царя», которую окончил спустя пару лет. После этого она была поставлена на сцене Петербургского Большого театра. Тогда же он получил должность капельмейстера Придворной певческой капеллы, которую возглавлял 2 года.

В конце 1842 г. композитор представил свою очередную оперу «Руслан и Людмила», которая подверглась жесткой критике. Михаил Глинка был очень огорчен такой реакцией общественности. К тому же, он переживал кризис в личной жизни, что еще больше ухудшило его психическое и физическое здоровье.

В результате, Михаил решил отправиться в очередную долгосрочную поезду по Европе, посетив несколько французских и испанских городов. Со временем к нему вновь вернулось вдохновение, благодаря чему он сочинил ряд произведений, включая «Арагонскую хоту» и «Воспоминание о Кастилии».

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки»

Возвратившись на родину, Глинка начал часто получать приглашения на разные светские мероприятия, которые чрезмерно утомляли его. Это привело к тому, что он решил снова выехать за границу. В 1848 г. мужчина прибыл в Варшаву, пробыв там около 2-х лет.

В данный период биографии композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская»

Важно заметить, что в данном произведении автор заложил новый тип симфонической музыки, сумев мастерски воссоединить разные ритмы, настроения и характеры

Последние 5 лет жизни Глинка провел в разъездах. Во время 2-летнего пребывания в Париже, он работал над симфонией «Тарас Бульба», которую так и не успел закончить. После начала Крымской войны Михаил Иванович возвратился в Россию. Тут мужчина занялся написанием мемуаров – «Записки», которые были изданы уже после его смерти.

Творческий путь композитора Михаил Глинка

Первые сочинения из-под пера маэстро вышли практически сразу после выпуска из учебного заведения. Он стал автором нескольких лиричных и пронзительных романсов. Одно из произведений Михаил написал на стихи Пушкина. Речь идёт о композиции «Не пой, красавица, при мне».

Интересно, что Александр Сергеевич и Глинка познакомились во время обучения в пансионе. Их объединила любовь к музыке и литературе. Вплоть до трагической смерти Пушкина они поддерживали тёплые дружеские отношения.

В 1823 году в связи с ухудшением здоровья композитор отправился на Кавказ, в лечебницу. Он находился под впечатлением от местного колорита. Горы, неописуемые пейзажи и завораживающие места поспособствовали улучшению, в том числе, и эмоционального здоровья. Когда маэстро вернулся домой, то взялся за написание пронзительных композиций.

Через год Глинка вынужден покинуть родной дом. Он отправился в Санкт-Петербург, где занял должность в Министерстве путей и сообщения. Музыкант был доволен работой, но его категорически не устраивало то, что у него не хватало личного времени для занятия творчеством. Глинка принял решение уволиться с высокооплачиваемой должности.

Жизнь в Питере бурлила. Именно здесь проходили все знаковые события того времени. Михаилу удалось познакомиться с творческой элитой, и вобрать знания для создания гениальных классических произведений.


Михаил Глинка: Биография композитора

Пребывание в Санкт-Петербурге не прошло для Глинки бесследно. Сырость и постоянный холод поспособствовали ухудшению здоровья великого маэстро. Музыканту ничего не оставалось делать, как отправится на лечение в одну из европейских больниц.

В Италии Глинка не только лечился, но и занимался профессиональным обучением. Там он познакомился с Доницетти и Беллини, досконально изучил оперу и бельканто. Когда его здоровье полностью поправилось, композитор решил посетить Германию. Там, он продолжает учиться, посещая уроки игры на фортепиано у выдающихся германских педагогов. Вернуться на родину Михаила заставила кончина отца.

Жизнь и творчество

  1. В 1822 году Глинка заканчивает обучение в пансионе и поступает в Главное управление путей сообщения, но служба его не увлекает, и он решает полностью отдать себя музыке. Первое время он активно занимается изучением западноевропейской классики и начинает участвовать в небольших домашних дворянских концертах, изредка работает руководителем оркестра своего дяди. Именно в этот период он делает первые шаги в качестве композитора. Поначалу он сочиняет вариации на тему, взятую из оперы «Швейцарское семейство», написанную композитором Йозефом Вайглем. Процесс его увлекает, и он сочиняет все больше, используя различные жанры и пробуя себя. Именно в период этого творческого поиска и исследований он пишет свои известные романсы на основе стихов А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского и других. Хоть эти романсы известны до сих пор, но Михаил Иванович не был удовлетворен успехами. Он отчаянно ищет новые вариации и формы звучания, стараясь выйти за рамки общепринятых канонов того времени.
  2. Большой след в его творчестве оставило путешествие по Кавказу в 1823 году. Главным достижением этой поездки стало создание «Персидского хора» к опере «Руслан и Людмила», которое было основано на одной народной песне Азербайджана.
  3. С 1830 по 1834 годы Михаил Иванович путешествует по Европе. Посещая Австрию, Германию и Италию, он ближе знакомится с местными музыкальными канонами и традициями, постоянно совершенствуя свои навыки композитора. После возвращения из путешествия он решается на осуществление мечты и начинает писать оперу.
  4. В 1836 году состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» в Санкт-Петербурге. В ее основу легла история Ивана Сусанина. Произведение не сразу приняли к постановке, однако, после длительных споров, ее все же утвердили.
  5. После успеха оперы в 1836 году Глинку назначают руководить Придворной певческой капеллой. На протяжении 2-х лет он успешно ей руководит.
  6. Лето 1838 года он проводит на Украине, отбирая для капеллы певчих.
  7. В 1837 году уже известный композитор, Михаил Иванович, начинает работу над своей оперой «Руслан и Людмила». Изначально он планировал начать работу над ней с автором поэмы А.С. Пушкиным, однако смерть поэта помешала композитору в этих планах.
  8. В ноябре 1842 года состоялась премьера долгожданной оперы «Руслан и Людмила». Критика была уже довольно безжалостной.
  9. В 1844 году после тяжелого периода и критики оперы он направляется во Францию, где происходит его знакомство с композитором Г. Берлиозом. Под влиянием Берлиоза 10 апреля 1845 года композитор устраивает большой благотворительный концерт своей музыки в Париже.
  10. В мае 1844 года Глинка направляется в Испанию. Здесь он изучает фольклор, язык и культуру местного народа. Итогом посещения Испании являются написанные им новые увертюры.
  11. В 1847 году Михаил Иванович решает возвратиться в родное Новоспасское село, а зиму провести в Смоленске. Его пребывание в России было не долгим, так как постоянные приглашения на балы и в гости к местным дворянам и помещикам не давали ему сосредоточиться на спокойной деятельности. Он решает уехать из страны.
  12. В 1848 году композитор останавливается в Варшаве. Там он создает симфоническую фантазию под названием «Камаринская», в которой очень виртуозно сочетает разные ритмы и настроения. Это положило начало новому типу классической музыки.
  13. В 1851 году композитор возвращается в Петербург, где работает с известными певцами. Он дает уроки пения, репетирует оперные партии. Эта работа оказывает большое влияние на русскую школу вокала.
  14. С 1852 по 1854 год Глинка опять отправляется в путешествие по Европе, однако все это время проводит в Париже, утомившись от переездов. Там он начинает работать над симфонией «Тарас Бульба».
  15. В 1856 году Михаил Иванович уезжает из Санкт-Петербурга в Берлин, где продолжает свое изучение местной классической музыки и много пишет.
  16. 15 февраля 1857 года в результате обострения простуды он умирает. Его хоронят на Лютеранском кладбище, но, по настоянию его сестры Людмилы, его прах уже в мае этого года перевозят в Санкт-Петербург и хоронят на Тихвинском кладбище.

Михаил Иванович Глинка

Вторая опера Глинки “Руслан и Людмила”

Будучи руководителем Капеллы, Глинка должен был сам искать способных певчих. Лучшими голосами всегда славилась Украина. Именно там капельмейстер и побывал, чтобы набрать певцов. Самое главное его открытие – Семен Гулак-Артемовский, который довольно быстро стал очень известным певцом, а затем прославился и как композитор.В это время Глинка искал интересный сюжет для своей новой оперы. Он прочитал поэму Пушкина “Руслан и Людмила” и решил заняться именно этим произведением, тем более, что рассчитывал поработать вместе с Пушкиным. Но в начале 1837 года Александр Сергеевич погиб, так и не успев дать указания, на которые надеялся Глинка. Сколько сочинителей пытались написать либретто — так и осталось неизвестным. Глинка обращался ко многим. В конце концов либретто сделали, опера была создана.Через шесть лет после премьеры “Ивана Сусанина”, в 1842 г., просто день в день, состоялась премьера оперы “Руслан и Людмила”.Постановка, несмотря на сказочный сюжет, предназначалась совсем не для детей. Глинка к тому моменту был уже знаменит и как композитор, и как дирижер. Тем не менее, его новую работу сурово раскритиковали. Особенно старался Фаддей Булгарин.В это время в его личной жизни тоже наметились перемены. Глинка пылко влюбился в Екатерину Керн – дочь той самой Анны Керн, которой Пушкин когда-то посвятил замечательные лирические стихи “Я помню чудное мгновенье”. Екатерине Глинка посвятил знаменитый “Вальс-фантазию” и романс на знаменитое стихотворение, адресованное ее матери. Но развестись с первой женой ему удалось только в середине 40-х гг., когда отношения с Екатериной Керн фактически прервались.
Рис. 6. Михаил Глинка в последние годы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Михаил Иванович Глинка
(1804 — 1857)

Великий русский композитор, родоначальник русской классической музыки, зачинатель двух новых направлений русской оперы (народная музыкальная драма и опера-сказка).
Он заложил основы русского симфонизма, его романсы являются классическими образцами этого жанра.

Слайд 2

Текст слайда:

Детство

Михаил Иванович родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье богатого помещика. Ребенок с самого рождения попал под опеку бабки, которая, окружив его чрезмерной любовью и назойливой заботой, предпринимала все, чтобы отдалить мальчика от детей его возраста и вырастить из него человека, непохожего на других.Огромным событием, вырвавшим его из этой тепличной атмосферы, была музыка.

Из воспоминаний М. И. Глинки:

«Мой отец иногда принимал сразу много гостей, и в таких случаях он посылал за музыкантами моего дяди — маленьким оркестром, состоявшим из его крепостных, и тогда этот оркестр подолгу оставался у нас. Прежде всего он играл, конечно, танцы, под которые гости танцевали. Но в перерывах он играл и другое. Некоторые из этих вещей были для меня источником самых живых восторгов. Однажды эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление — я оставался весь день в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в томительно сладостное состояние и на другой день во время урока рисования рассеянность еще больше увеличилась. Учитель… неоднократно журил меня… однажды — догадавшись… он сказал, что замечает, что я все только думаю о музыке. — Что же делать? — отвечал я. — Музыка — душа моя!»

Слайд 3

Текст слайда:

Детство, юность

Первой учительницей музыки Глинки была мадмуазель Кламмер, с которой он занимался до 1814 года, когда его десятилетним мальчиком отдали учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге. В столице он уже серьезно занимается музыкой, берет несколько уроков у всемирно известного пианиста и композитора Фильда, после чего переходит к отличному немецкому музыканту Карлу Мейеру.После деревенской крестьянской музыки Глинку окружают самые новые течения европейской музыки.В 1822 году Глинка, окончив пансион, едет гостить к дяде в его имение в Смоленской губернии. Это важный шаг в его жизни: у дяди он с воодушевлением отдается «настоящей игре». Он играет с крестьянским оркестром, экспериментирует и понемногу сам начинает сочинять музыку.

Слайд 4

Текст слайда:

Расцвет творчества

В 1822-1823 годах Глинка написал широко известные романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина и другие. В эти же годы он познакомился с известными Василием Жуковским, Александром Грибоедовым и другими.После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем им велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Слайд 5

Текст слайда:

Расцвет творчества

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин». Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к отъезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, и лишь в 1847 году вернулся на родину.Множество произведений М. И. Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка.

Слайд 6

Текст слайда:

Смерть и наследие

Глинка уехал в Берлин в 1856 году, где и скончался 15 февраля 1857 года. Похоронили композитора на лютеранском Троицком кладбище. Его прах был перевезен в Санкт-Петербург и там перезахоронен.Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы.

Музыкальный критик В. В. Стасов:

«Оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке»

Краткая биография Глинки

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка— великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров — классический русский романс.

Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.

После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».

В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.

В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.

После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.

В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».

С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Работа капельмейстером и замысел «Руслана и Людмилы»


Илья Репин. Михаил Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент). 1887. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1837 году Михаила Глинку назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы. Он должен был готовить новые постановки, однако после пары репетиций композитор решил сначала позаниматься с певчими и дать пару уроков по сольфеджио: артистам не хватало мастерства. Преподавал Глинка сам, он тщательно готовился к занятиям и даже написал пару учебных пьес для хора. В это же время у композитора возникла идея сочинить оперу по сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». По задумке Глинки, либретто для постановки должен был написать сам Пушкин. Однако поэт вскоре погиб, и музыкант на время отказался от идеи оперы.

В 1838 году Глинку вместе с двумя помощниками отправили в Украину. Ему поручили найти новых певчих в капеллу. Отбор проходил в несколько этапов: сначала устраивали прослушивание в семинарии, потом самых талантливых приглашали домой и просили исполнить уже технически сложные произведения. За весну и лето этого же года отобрали 19 мальчиков и двух взрослых мужчин. Под впечатлением от Украины Михаил Глинка написал романсы «Гуде ветер» и «Не щебечи соловейко».

Осенью этого же года Михаил Глинка вернулся в Петербург. Практически все время он проводил на службе: обучал новых певчих, репетировал с хором или оркестром. Отношения композитора с женой ухудшились: «Жена моя принадлежала к числу тех женщин, для которых наряды, балы, экипажи, лошади, ливреи и пр. были все; музыку понимала она плохо <…>»</…>. Поэтому свободные вечера Глинка старался проводить вне дома.

В 1838 году композитор вернулся к идее оперы «Руслан и Людмила» и взялся за работу. Однако она продвигалась медленно, Глинка писал урывками — выходили только небольшие отрывки. Музыкант вспоминал: «Я всегда писал утром после чаю, и от этой каватины меня беспрестанно отрывали: не успел я написать страницы или двух, как являлся дядька унтер-офицер, руки по швам, и почтительно докладывал: «Ваше благородие! Певчие собрались и вас ожидают».

В 1839 году Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. В «Записках» композитор писал: «…Мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан <…> и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали»</…>. Екатерина Керн разделяла его страсть к музыке: они играли в четыре руки, вместе пели арии из оперы «Жизнь за царя». Михаил Глинка написал для возлюбленной «Вальс-фантазию» и посвятил романс «Если встречусь с тобой» — стихотворение Алексея Кольцова подобрала к музыке Керн. Глинка решил разъехаться с женой: развод она не дала. В это же время тяжело заболела Екатерина Керн. Композитор писал: «Я был не то что болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме». Он перестал появляться на службе, и в декабре 1839 года Глинку уволили с чином коллежского асессора.

Интересные моменты биографии

  • Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
  • Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
  • Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
  • Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
  • Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.

Примечания

  1. Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович //Русский биографический словарь — М.: 1916. — Т. 5. — С. 275–290. https://wikidata.org/wiki/Track:Q1960551″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q21175476″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q20646192″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q4484802″>
  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/wiki/Track:P268″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837″>

  3. CONOR https://wikidata.org/wiki/Track:Q16744133″>https://wikidata.org/wiki/Track:P1280″>
  4. Левашёва О. Е., Лебедева-Емелина А. В. Глинка // Большая российская энциклопедия. — М., 2007. — Т.7. — С. 233—235.
  5. Глинка, Михаил Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Финдейзен Н. Ф. Глинка, Михаил Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. Розанов, А. С. М. И. Глинка. Альбом. Первый период жизни в Новоспасском(неопр.) . — М.: Музыка,. — «Властная старуха, «не совсем хорошо» обращавшаяся с крепостной прислугой, баловала своего внука «до невероятной степени»». Дата обращения 25 сентября 2014. Архивировано 25 сентября 2014 года.
  8. Глинка // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  9. Великая дружба азербайджанского и русского народов / Составители П. А. Азизбекова, Шихали Курбанов. Ответственный редактор И. А. Гусейнов. — Б.: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. — С. 214.
  10. Карагичева Л. Кара Караев. — М.: Советский композитор, 1960. — С. 9.
  11. Бәдәлбәјли Ә. Б. М. И. Глинка (азерб.) // Әдәбијјат вә инҹәсәнәт. — 29 мај 1954.
  12. 123 Мария Петровна Иванова (Глинка) р. 1817. Запись:234301(неопр.) . Родовод. — «26 апрель 1835 брак: Михаил Иванович Глинка; 15 март 1841 брак: Николай Николаевич Васильчиков; октябрь 1846 развод: Михаил Иванович Глинка». Дата обращения 5 июня 2014. Архивировано 5 июня 2014 года.
  13. Ошибка в сносках: Неверный тег ; для сносок aif не указан текст
  14. 12 Глинка Михаил Иванович — русский композитор(неопр.) . Школьное дополнительное образование: классическая музыка. Дата обращения 18 октября 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  15. Шестакова (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
  16. Шестакова, Людмила Ивановна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  17. Горностаев, Иван Иванович (неопр.) . Большая биографическая энциклопедия. Дата обращения 15 августа 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  18. Ю. Н. Фост — Память о М. И. Глинке в Берлине
  19. [Поморский берег. Биографические справки https://pomorskibereg.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8.pdf]
  20. Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском (неопр.) . Культурное наследие земли Смоленской. Дата обращения 18 октября 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.

Основные произведения


«Лирический альбом» Глинки и Павлищева, 1829 Оперы

  • «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831)
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

«Патетическое трио» d-moll
Исполняют: Стэнли Чеппл (Stanley Chapple ; фортепиано), Уильям Макколл (William McColl ; кларнет) и Артур Гроссман (Arthur Grossman ; фагот)
Помощь по воспроизведению
  • «Венецианская ночь» (1832)
  • Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий и 12-ти романсов на стихи Нестора Кукольника
  • «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)
  • «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)

Смерть

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и преследования, которым он подвергался, мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Михаил Глинка в последние годы

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески.

Глинка умер 15 февраля 1857 года в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Новаторская музыка Михаила Глинки


Михаил Глинка. Изображение: polzam.ru

В 1841 году Екатерина Керн выздоровела, но врачи рекомендовали уехать ей на юг России. Михаил Глинка хотел отправиться вслед за ней и даже написал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Однако бракоразводный процесс с женой вынудил композитора остаться. В ночь, когда Керн уезжала из города, Глинка писал музыку: «Всю ночь я был в лихорадочном состоянии, воображение зашевелилось и в ту ночь изобрел и сообразил Финал оперы, послуживший впоследствии основанием увертюры оперы «Руслан и Людмила». К 1842 году опера была готова, и практически сразу же начались репетиции в Петербургском Большом театре.

27 ноября 1842 года в Петербурге состоялась премьера. Опера «Руслан и Людмила» провалилась: во время пятого акта ложе покинула императорская семья.

Все обстоятельства сложились против композитора. Сначала у главного декоратора был конфликт с директором театра, и он в о. Глинка вспоминал: «Замок был похож на казармы, фантастические цветы авансцены были безобразно и гадко размалеваны самыми простыми красками <…> Одним словом это была не декорация, а западня для актеров»</…>. Потом, перед самой премьерой, заболела прима и ее заменили юной, неопытной артисткой. Тем не менее, за зиму 1842 года опера прошла 32 раза.

В 1844 году Михаил Глинка отправился в Париж. Там композитор подружился с известным музыкантом Гектором Берлиозом, и он включил сочинения Глинки в свою концертную программу. Аплодировал полный зал. Успех натолкнул Михаила Глинку на мысль дать в Париже сольный концерт, который состоялся в апреле 1845 года. Он вспоминал: «Во время концерта зал был полон. Русские дамы словно украсить концерт соотечественника; они явились в великолепном убранстве». Концерт высоко оценила пресса: лестные статьи появились сразу в трех ведущих французских журналах.

В 1845 году Глинка приехал в Испанию. Красивая природа и атмосфера города Вальядолид впечатлили композитора — вскоре после приезда он написал оркестровую пьесу «Арагонская хота». Глинку стала интересовать национальная музыка. Он приглашал себе в квартиру погонщика мулов, просил его спеть народные песни и переносил их на ноты.

Летом 1847 года Глинка вернулся в Россию. Несколько месяцев он пробыл дома, в селе Новоспасском, однако его здоровье ухудшилось, и композитор решил провести пару месяцев в Варшаве. Вскоре в польском городе началась эпидемия холеры. Глинка не выходил из квартиры и все время проводил за роялем. В это время появились романсы «Слышу ли голос твой» на слова Лермонтова и «Заздравный кубок» на стихотворение Пушкина. В 1848 году Глинка сочинил плясовую «Камаринская». Композитор объединил мелодии двух народных песен: свадебной «Из-за гор, гор, высоких гор» и плясовой «Камаринской». В «Записках» он писал: «Вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр <…> Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ»</…>. Глинка первым из русских композиторов объединил в одном музыкальном произведении разные ритмы, характеры и настроения.

В 1851 году Глинка ненадолго вернулся в Петербург, где давал уроки пения. Вскоре он снова уехал за границу — на этот раз в Париж. Во Франции композитор начал работу над третьей оперой «Тарас Бульба», однако вскоре забросил — не было вдохновения. Крымская война 1853 года вынудила Глинку покинуть Париж: Британия и Франция в коалиции с Османской империей воевали против России. В 1854 году композитор снова приехал в Петербург, но в 1856 году покинул его вновь. Михаил Глинка уехал в Берлин, где прожил до конца жизни.

В феврале 1857 года Глинка скончался. Его похоронили на лютеранском кладбище в Берлине, однако вскоре прах композитора перевезли в Петербург и перезахоронили на Тихвинском кладбище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: