Комплекс артикуляционной гимнастики детям 4-5 лет в средней группе

Артикуляционная гимнастика для шипящих

Шипящие звуки произносятся неправильно в том случае, если недостаточно развиты мышцы языка или губ. Устранить этот недостаток можно выполняя ежедневно комплекс упражнений, который необходимо применять утром и вечером. В комплекс входят следующие упражнения:

Чашечка — выполняется с открытым ртом в течение 5 секунд, 5 секунд отдых и снова 5 секунд работы. 3 подхода и можно приступать к следующему упражнению;

Лошадка — во время этого упражнения растягивается связка, расположенная под языком. Из-за нее нередко страдают шипящие и свистящие звуки;

Лопаточка — выполняется на расслабленном языке. Широко открыть рот, расслабить язык и без напряжения языка перенести язык за границу губ;

Грибок — напрягаем язык и упираемся им прямо в небо. 5 секунд работаем над упражнением, затем 5 секунд отдыхаем. Выполняется в 3 подхода;

Гармошка — выполняется для растяжения подъязычной связки. При выполнении упражнения не опускать язык, губы должны находиться в улыбке.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует:

  • постановке звука;
  • коррекции нарушений артикуляторного аппарата;
  • развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).

Чтобы произносимые ребенком слова были четкими и понятными, органы речи должны отличаться силой, подвижностью и упругостью. Поэтому в ДОУ так много внимания уделяется различным упражнениям на мимическую, жевательную и глотательную мускулатуру.

Обратите внимание! Помимо этого к подготовительной группе дошкольнику нужно уметь выполнять задания на развитию органов дыхания, участвующих в образовании звука

Кому показаны и противопоказаны занятия

Занятия полезны для всех детей, ведь отклонения в речи присутствуют в разной степени у каждого ребенка. Даже если нарушения не сильно заметны, занятия на артикуляцию будут отличной профилактической мерой.

Однозначно требуется проведение занятий для детей:

  • с явно выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, дизартрия, картавость);
  • с нарушенным темпом и скоростью речи;
  • с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно).

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные. Так существуют ограничения при одновременном проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Запрещено совмещать занятия при патологии сосудов, наличии психических заболеваний, пороках сердца. Следует ограничить проведение занятий при воспалении языка и губ, острых стадиях заболеваний десен и зубов, тонзиллите.

Важно! Противопоказания являются таковыми лишь на время болезни ребенка. В остальное же время артикуляционная гимнастика – лучший помощник для становления разборчивой и красивой речи

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Орган артикуляции Задачи гимнастики
Губы Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.
Язык Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д.
Щёки Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.
Нижняя челюсть Развивать подвижность нижней челюсти.
Мягкое нёбо Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна

Артикуляционная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата (органов, участвующих в образовании звуков речи). Благодаря регулярным занятиям достигаются следующие цели:

  • в процессе говорения закрепляется правильное положение и согласование движений языка, губ, щек, мягкого нёба и других органов речевого аппарата, развивается их подвижность и гибкость;
  • речь ребенка улучшается, становится более четкой и понятной;
  • происходит подготовка мышц артикуляционного аппарата к постановке звуков логопедом, если у ребенка есть их некорректное произношение.

Речевые занятия полезны для всех дошкольников, даже тех, у кого нет проблем с артикуляцией

Если ребенок занимается с логопедом, для закрепления результата родителям следует ежедневно уделять внимание гимнастике

Занятия можно проводить с детьми от 2 лет и старше в детском саду и дома

Важно, чтобы в дошкольный период ребенок научился проговаривать все звуки правильно

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша. Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда

Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком

Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.

Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.

Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой

  • Анищенкова Е.С. «Артикуляционная
    гимнастика для дошкольников: пособие для родителей и педагогов», АСТ.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная
    гимнастика для девочек», Детство-Пресс.
  • Волошина И.В. «Артикуляционная
    гимнастика для мальчиков», Детство-Пресс.
  • Куликовская Т.А. «Артикуляционная
    гимнастика в считалках», Гном.
  • Нищева Н.В. «Веселая
    артикуляционная гимнастика», Детство-Пресс.
  • Нищева Н.В. «Веселая
    артикуляционная гимнастика 2», Детство-Пресс.
  • Романова М. «Угадай, кто жужжит».
    Мозаика-Синтез.

Чтобы научить ребенка правильно и четко
произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.

Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект,
нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении
упражнений.

Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям
и ощущение успеха.

Выполняя советы и упражнения, которые мы привели
в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и
правильно.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

В чем заключаются цели и задачи логопедической коррекции?

Правильная речь относится к основным признакам успешного человека. Поставленное произношение звуков облегчает коммуникацию.

Поэтому важно еще в детском возрасте обратить пристальное внимание на корректную работу речевого аппарата и органов дыхания. Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

Верное произношение звуков речи зависит в первую очередь от подвижности органов речи, таких как:

  • язык;
  • губы;
  • нижняя челюсть;
  • мягкое небо.

Помимо подвижности необходимо соблюдать корректное расположение вышеперечисленных органов по отношению друг к другу.

Артикуляционная гимнастика призвана совершенствовать именно моторику языка, губ и челюсти, приобретать навык корректного расположения органов при воспроизведении звуков.

Упражнения для избавления от заикания также укрепляют мышечную функцию органов, благодаря чему произношение становится более четким и внятным.

Поскольку звуковое воспроизведение невозможно без дыхания, то его ритм и интенсивность также определяют чистое произношение. Задача дыхательной гимнастики — наработка четкого ритма и баланса вдоха-выдоха в речи.

Одной из основных причин возникновения логоневроза называют сбой дыхания при артикуляции. Поэтому оба вида гимнастик, как артикуляционная, так и (в особенности) дыхательная широко применимы в терапии заикания.

Комплексы артикуляционной гимнастики при нарушении согласных звуков

Артикуляционный комплекс может быть направлен на корректировку у детей определенных согласных звуков

Важно помнить, что провести полноценную диагностику речевых навыков и дать индивидуальные рекомендации может только специалист

Звуки Р, РЬ:

  • заборчик;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • качели;
  • часики;
  • маляр;
  • чашечка;
  • мотор;
  • чистим зубки;
  • варенье;
  • бегемотик;
  • индюк.

Звуки Л, ЛЬ:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • непослушный язычок;
  • змейка;
  • варенье;
  • индюк;
  • качели;
  • лошадка;
  • блинчик;
  • маляр;
  • чистим зубки.

Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • непослушный язычок;
  • блинчик;
  • горка;
  • часики;
  • качели;
  • чистим зубки;
  • маляр;
  • варенье;
  • змейка.

Звуки Ш, Щ, Ж, Ч:

  • улыбка;
  • трубочка;
  • лошадка;
  • грибок;
  • гармошка;
  • блинчик;
  • маляр;
  • варенье;
  • чашечка;
  • качели.

Скачать артикуляционную гимнастику

Улучшить речь ребенка можно при регулярном проведении артикуляционной гимнастики, а картинки и стихи помогут родителям быстрее освоить процесс обучения.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Наглядный материал для работы

Для артикуляционной гимнастики можно использовать множество различных картинок, игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала. Кубики для артикуляционной гимнастики могут выступать как материал для различных игр и заданий.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

Фотогалерея: схемы кубиков для артикуляционной гимнастики

На первом кубике изображены упражнения для развития кончика языка и уздечки На втором кубике — упражнения для развития корня и кончика языка На третьем кубике — 1пражнения для развития языка и губ

Использование наглядного материала помогает заинтересовать ребенка при выполнении гимнастики

Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы

Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками

Если в её создании примут участие дети, заниматься с ней они будут еще охотнее.

Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать

Начинайте проводить артикуляционную гимнастику с детьми с самого раннего возраста, используйте интересные и разнообразные способы привлечения их к работе: картинки, игрушки, кубики. Не заставляйте дошкольников, если у них что-то не получается, — помогайте им. Перечисленные упражнения кажутся взрослым простыми и веселыми потому, что мы с лёгкостью можем выполнить любое упражнение, но для детей это большой труд. Не забывайте проводить гимнастику каждый день, тогда количество перерастёт в качество, и ребёнок научится выполнять всё быстро и уверенно. А качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи.

Как правильно проводить занятия дома

Мамы и папы могут помочь детям узнать новые слова, освоить правильный грамматический строй речи, усовершенствовать звуковую культуру. Есть несколько важных правил, которые нужно обязательно соблюдать во время домашних логопедических занятий.

Уроки должны проводиться регулярно, желательно каждый день и непременно в доброжелательной, спокойной обстановке.
Стоит представлять очередное упражнение в виде игры, постараться увлечь ребенка развивающей задачей. Можно превратить обязательные тренировки в конкурс или соревнование – кто лучше, быстрее, внимательнее выполнит задание.
Поддерживайте ребенка, хвалите его не только за хороший результат, но и за старания. Избегайте критики и резких замечаний.

Артикуляционная гимнастика должна проводиться обязательно с устойчивым настольным зеркалом, так ребенок может видеть результат своих усилий. Полезно использовать изображения всех упражнений для языка на картинках.
Специальные пособия для самостоятельных занятий с ребенком — необходимая и обязательная для родителей помощь

Например, большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких — полный сборник нужных упражнений, дополненный подробными методическими рекомендациями по проведению и иллюстрациями.
Используйте для занятий стишки, скороговорки, логопедические песенки для детей — такой материал помогает быстрее добиться результатов, развивает не только речь дошкольников, но также и их внимание, память.
Старайтесь сами говорить четко, правильно, используя все богатство выразительных средств языка. Показывайте сыну или дочке пример внимательного и бережного отношения к нему. Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

Беседуйте на разные темы, читайте наизусть стихи, играйте в речевые игры.

В домашних условиях можно организовать как индивидуальное, так и групповое логопедическое занятие для детей 4-5 лет, оба варианта дают прекрасные результаты.

Анализ и оценка

Выполнение артикуляционной гимнастики как систематический аспект образовательного процесса нуждается в регулярном мониторинге. Так можно сделать вывод об уровне владения малышом речью, а также о прогрессе качества звукопроизношения. Промежуточный анализ проводится каждый месяц, а итоговый — раз в полгода по одному и тому же образцу. За каждый критерий оценивания выставляются баллы в количестве от 1 до 5.

Оценка качества выполнения гимнастики зависит от правильности её проведения, в частности, обеспечены ли малышам комфортные условия, зеркала и пр. для работы

Таблица: схема оценки качества выполнения артикуляционных упражнений

Критерий анализа движений органов речи Фамилия ребёнка
Иванов Никитина Петров Сидорова
Плавность (без толчков, дёрганий, а плавно, без пауз)
Разграничение (работает только язык, без участия губ, нижней челюсти)
Симметричность (движения выполняются одинаково и вправо, и влево)
Точность (необходимое положение органов речи достигнуто)
Чёткость (малыш знает положение всех органов артикуляционного аппарата в каждом из упражнений)
Устойчивость (ребёнок может задерживать положения губ, языка и др. под счёт)
Переключаемость (способность переходить от одного положения к другому)

Речь — это то, что приобретается ребёнком в процессе развития. И основной этап этого психофизического роста приходится на время, когда малыш начинает посещать дошкольное детское образовательное учреждение. Артикуляционная гимнастика для средней группы детского сада играет важную роль в формировании и отработке правильного произношения звуков. При разработке комплекса упражнений педагог должен руководствоваться требованиями к выбору заданий, а также тематикой занятий в конкретный временной отрезок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: