Сказка «колобок»

Сочинение на тему Моя любимая сказка Гуси-лебеди для 5 класса

Главная героиня этой народной сказки попадает в очень неприятную историю, так как она просто теряет своего младшего брата, который был оставлен под ее присмотром, так как родители ушли на работу. Мальчик мирно играл, но его похитили гуси-лебеди, и унесли к Бабе яге, которая собирается мальчика съесть. Нужно срочно выручать паренька, так как родители будут не в восторге от произошедшего.

Она начинает свой непростой путь, который таит в себе очень много опасностей, так как по дороге ей встречаются различные персонажи, которые просят ее чем ни будь ей помочь, но она все время отказывается. Первой на своем пути, она встречает печку, которая просит ее отведать хлеба, но девочка не захотела и пошла дальше. Речка, так же ее просит попробовать своего киселя, а наша героиня наотрез отказывается. Так она поступила и с яблоней.

В конце своего длинного пути она попадает в дом к Бабе яге, которая просит ее немного заняться рукоделием, так как сама она уходит по своим делам. Девочка начинает выполнять наказ злой старухи, но не забывает, что ее братец в опасности. Ей на помощь приходит мышка, которая соглашается выполнить всю работу за нашу героиню, а она отправляется выручать своего брата.

Они нашли друг друга, но теперь им нужно убежать. По обратному пути все, кому девочка отказывала, наоборот ей помогают, и наши герои благополучно возвращаются к себе домой. Очень поучительная история, которая рассказывает о бескорыстной помощи, которую должны оказывать люди друг другу в сложную минуту.

Предыстория

В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.

В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по  сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.

Воспитывать малютку просто — расскажите сказку

Часто ли вы задумывались, для чего наши пращуры создавали предания, мифы, легенды? Ответить на этот вопрос вовсе не так элементарно, как кажется. Еще не ведая о науке педагогике, наши пра-пра-прадеды нашли мудрое решение: чтобы ребятенок быстрее усваивал комплекс необходимых знаний о правилах поведения и общения, необходимы помощники:

  • песни;
  • басни;
  • легенды.

И для этого в сказочном сюжете важно не только продемонстрировать картинку из жизни, но и помочь правильно осмыслить ее. Под легкой завесой простенького повествования для подрастающих отроков скрываются подлинно философские глубины. Непослушный, озорной и беззаботный Колобок отважно отправляется в лес навстречу опасности

Опыта — никакого, страха — тоже

Непослушный, озорной и беззаботный Колобок отважно отправляется в лес навстречу опасности. Опыта — никакого, страха — тоже. Юный искатель приключений без боязни разговаривает со встречающимися на его пути обитателями лесной чащи, причем каждый со всей откровенностью заявлял о намерении съесть маленького путешественника

Но как ему удалось спастись, сбежать от Зайца, Волка и Медведя?

Юный искатель приключений без боязни разговаривает со встречающимися на его пути обитателями лесной чащи, причем каждый со всей откровенностью заявлял о намерении съесть маленького путешественника. Но как ему удалось спастись, сбежать от Зайца, Волка и Медведя?

Ответ — в самой сказке:

  • у Колобка имелись магические способности;
  • его беззаботная песенка обладала волшебной силой.

В древности люди полагали, что самые младшие дети в семье вполне могут владеть сверхъестественными способностями и стать колдунами, целителями, вещунами. А что представляет собой колобок? Это ведь тоже «поскребыш», изготовленный из остатков разной муки и опары. Наших предков удивляло то, что простой кусок теста, собранный практически из ничего, каким-то фантастическим образом делался круглым, ароматным и вкусным!

Кроме того, бытовала вера в то, что рассказ об истории своего появления на свет становился чем-то вроде «текста творения» и служил магической защитой от всевозможных неприятностей. Нужно доказательство? Припомните, как Колобок, исполнив свою нехитрую песенку, катился все дальше по тропинке, а каждый, кто намеревался его съесть, оставался ни с чем.

Колобок в мультфильмах и культуре

Большинство мультфильмов о Колобке принадлежит студии «Союзмультфильм». Известны рисованные и кукольные экранизации старой сказки, цитаты и песенки из которых популярны уже много лет. За пределами бывшего СССР русская сказка о Колобке экранизировалась только однажды: в 2000 году вышел короткометражный анимационный фильм для детей The story of Kolobok, созданный голландским режиссером Джеймсом Бокбиндером.

В России родиной колобка считается Ульяновская область. Местные власти хотят использовать сказочный образ для привлечения туристов: в планах — строительство тематического парка, производство сувениров и выпечка сладких пончиков в виде Колобка.

Волк и семеро козлят

Интересна для анализа и эта сказка, поскольку в ней есть послание и для ребенка, и для мамы. Козлята в сказке — дети послушные, но на самом деле не очень умные. И только один из них умный — тот, который спрятался от Волка и потом рассказал маме о случившемся.


Источник фото: pinterest.com

Эта сказка говорит о том, что опасно быть глупым и не уметь подстроиться под ситуацию. Козлята послушные, знают запреты, но они не смогли сориентироваться в непривычной, нестандартной ситуации ,когда пришел Волк.

А Мама-коза, можно сказать, была гиперопекающей и не развивала в детях самостоятельность, лабильность, их умственные и творческие способности. Она излишне оберегала детей: научила их закрывать дверь на засов, а что делать в случае опасности — нет.

Сказка как бы говорит мамам:

История создания персонажа

По структуре «Колобок» — кумулятивная сказка, то есть построенная на повторении схожих эпизодов. Свежевыпеченный хлеб, напевая песенку, убегает от голодных людей и зверей, пока не встречает на пути персонажа, который сумеет его перехитрить. Однозначной морали у сказки нет, выводы читателю предлагается сделать самостоятельно.

Сюжет об убежавшем круглом хлебе — бродячий, то есть встречается у народов из разных уголков земного шара. Начинается он одинаково: свежеиспеченная булка укатывается от хозяев, отправляется в путешествие и до поры до времени спасается от тех, кто желает ее съесть. А вот финал разнится: если в русской сказке Колобка съела Лиса, то, например, в норвежской его перехитрила свинья, а в немецкой он сам отдал себя на съедение голодным детям.

В русском фольклоре насчитывается 16 вариантов истории, в украинском — 8, в белорусском — 5, но они отличаются только второстепенными героями сказки, а сюжетная линия сохраняется неизменной. В английской версии вместо хлеба действует персонаж по имени Джонни-пончик, а в американском — Пряничный человечек.

Колобок — традиционный русский хлеб, выпекавшийся из остатков муки, который также называли колебом, калабашкой или колобухой. В сказке есть прямое указание на рецепт: нужно «по амбарам помести, по сусекам поскрести», то есть собрать оставшуюся муку и приготовить квашню. Благодаря смешению сортов лепешка при выпечке так сильно поднимается, что превращается в шар. Готовый хлеб обладает своеобразным вкусом и может долго храниться, не черствея.

Есть версия, что название «колобок» происходит от общеславянского слова «коло», означающего круг или колесо. Другие ученые связывают значение слова с понятиями «околобеть», то есть сжаться, или «колобья» — отходы от производства масла, на которых выпекали хлеб.

Исследователь А.Н. Афанасьев упоминает, что первоначально колоб был плоской лепешкой, поскольку готовился без использования закваски. Образ (и рецепт) круглого колобка относится к более позднему периоду. В сказке упоминается, что хлеб замешивается на сметане, что нехарактерно для русской кухни. Это отсылка ко времени действия сказки — окончанию Великого поста, когда свежее молоко уходило в переработку, и в крестьянском доме оставалась только сметана.

Хотя старик просит «испечь» колобок, в некоторых вариантах сказки хлеб явно готовится не в печи, а на сковороде: «в масле пряжон» означает «обжарен».

Это блюдо было не только пищей бедноты — сохранилось упоминание о том, что к царскому столу тоже подавали «колоб», разве что пекли его не из отходов, а из тончайшей пшеничной муки с добавлением яиц и говяжьего сала.

Образ колобка в русской сказке

По мнению писателя Бориса Акунина, в сказке о Колобке скрыта идея о вреде позитивного мышления: круглый хлеб — персонаж «совершенно не русский», потому что он всегда весел и не терзается дурными предчувствиями. Будучи легкомысленным, он сбегает от благополучных родителей и попадает в неприятности. Легкий нрав герою никак не помогает, скорее наоборот, доводит до гибели.

Это, разумеется, шутка, но и у «серьезных» фольклорных исследователей встречается характеристика героя как смышленого мальчишки, сбегающего из родительского дома. На картинках для детских книг и в мультфильмах Колобок часто изображается ребенком с задорной улыбкой, румянцем и звонким голосом.

Кто написал «Колобок» – автор общепринятого текста

Фольклористы начали записывать русские сказки еще с середины XIX века. Начиная с этого времени, в России активно издавались сборники сказок и преданий, записанных в разных уголках страны. Одни и те же истории фигурировали в них во множестве вариантов. И каждая из версий, записанных со слов рассказчика, имела свои достоинства и недостатки.

И в конце 30-х годов XX века русский писатель Алексей Николаевич Толстой решил подготовить для детских книжных издательств некие «стандартизированные» версии русских народных сказок. Он встречался с народными сказителями, изучал множество вариантов народных сказок, записанных в разных уголках страны, выбирал из них «коренной», самый интересный – и добавлял в него яркие словесные обороты или же сюжетные подробности из других версий, «склеивая» воедино несколько текстов, редактируя, дополняя. Иногда в процессе такой «реставрации» сюжета ему приходилось что-то дописывать, но Толстой, очень тонко чувствующий поэтику русского народного творчества, творил в том же стиле. И сказка «Колобок» также вошла в число народных историй, обработанных Толстым.

По сути в данном случае шла речь об авторской переработке народных сказок, которую Алексей Толстой выполнил с блеском. Итогом его работы стали два сборника народных сказок, выпущенных в сороковых годах, а также посмертное издание 1953-го года. С тех пор в большинстве случаев русские народные сказки издавались в СССР (а затем и в постсоветской России) именно под его редакцией.

Поэтому Алексея Толстого с полным правом можно назвать автором сказки «Колобок» – или как минимум соавтором. Ведь, несмотря на то что сюжет этой истории относится к народным, общепринятый (и очень популярный) текст написал именно он.

КОЛОБОК

Жили-были в одной деревне дед да баба. Хорошо жили, дружно. И не ссорились никогда.

Жили-были в одной деревне дед да баба

Вот как-то однажды и говорит дед бабе:

-Спеки-ка ты нам, бабка, пожалуйста, колобок! Давно чего-нибудь вкусненького хочется.

А баба деду отвечает:

-Да что ты, старый?   Откуда ж я тебе муки-то возьму? Мы же всю муку давно съели!

Дед ей говорит:

-А ты сходи в амбар, по амбару подмети, по сусекам поскреби. Глядишь, и наберешь муки на колобок.

Пошла бабка в амбар, по сусекам поскребла, по амбару помела, и точно — набрала на целый колобок. Вернулась бабка домой, да замесила тесто.

Вернулась бабка домой, да замесила тесто.

Добавила в него сметаны, да масла кусочек положила. А потом скатала из теста колобок да в печь поставила.  Немного времени прошло — приготовился колобок. Вышел он весь такой румяный да пригожий.  Бабка Колобок из печи достала, деду показала, да и положила на окошко — остужаться.

Бабка Колобок из печи достала, деду показала

А колобок лежал-лежал на окошке, а потом спрыгнул на травку, да и покатился от окошка на завалинку, от завалинки — к калитке, да и за порог. Пытались бабка с дедом его догнать — да куда там! Только они его и видели.

Пытались бабка с дедом его догнать — да куда там!

Катится колобок по тропинке, солнышку радуется, песенку себе под нос мурлычит.  И вдруг навстречу ему из-за куста заяц выскакивает:

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

вдруг навстречу ему из-за куста заяц выскакивает

А Колобок зайцу в ответ:

— Не ешь меня, заяц! Давай лучше я тебе песенку спою! — И запел:

Я Колобок, Колобок, я румяный бок

По амбару я метен,  по сусекам скребен

На сметане мешен, на окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

А от тебя, косой, я и подавно уйду!

Пропел да и покатился дальше по дорожке, а заяц ни с чем остался. Катится колобок дальше,  а навстречу ему волк:

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

Катится колобок дальше, а навстречу ему волк

А Колобок волку в ответ:

— Ну что ты,волк. Не ешь меня! Давай лучше я тебе песенку спою! — И запел:

Я Колобок, Колобок, я румяный бок

По амбару я метен,  по сусекам скребен

На сметане мешен, на окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Я от зайца ушел, от ушастого ушел.

А от тебя, волк, я и подавно уйду!

Пропел да и покатился дальше по дорожке, а волк, как и заяц,  ни с чем остался. Катится колобок дальше,  а навстречу ему медведь из леса вываливается:

-Колобок, Колобок, я тебя съем!

Катится колобок дальше, а навстречу ему медведь из леса вываливается

А Колобок медведю в ответ:

— Не ешь меня, медведь! Хочешь лучше я тебе песенку спою! — И запел:

Я Колобок, Колобок, я румяный бок

По амбару я метен,  по сусекам скребен

На сметане мешен, на окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Я от зайца ушел, я от волка ушел.

А от тебя, медведь, я и подавно уйду!

Пропел да и покатился дальше по дорожке, а  медведь ни с чем остался. Катится колобок дальше,  а навстречу ему лиса:

-Колобок, Колобок, куда ты красавец такой катишься?

Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса

Колобок приятно стало, что лиса его похвалила. Он зарумянился весь, да и говорит:

Качусь по дорожке, на мир смотрю, себя показываю.

Лиса говорит:

— А спой-ка ты мне, колобок песенку.

Колобок и рад стараться.  Залез на пенек,  устроился поудобнее и запел:

Я Колобок, Колобок, я румяный бок

По амбару я метен,  по сусекам скребен

На сметане мешен, на окошке стужен.

Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

И от зайца ушел, и от волка  ушел.

От медведя я ушел…

И от тебя, лиса, немудрено уйти. 

А лиса сделала вид, что Колобка не услышала:

— Стара я Колобок стала, ничего не слышу. Сядь ко мне на носик, да спой свою песенку погромче!

Колобок рад стараться, забрался лисе на нос

Колобок рад стараться, забрался лисе на нос, только собрался песню запеть, а лиса его — раз — и съела!

Курочка Ряба

Несмотря на свою простоту, эта сказка очень сложна и символична. И из-за того, что до наших дней она дошла в сильно измененном виде, может быть непонятно: о чем она?


Источник фото: dialogimam.com

Золотое яйцо в сказке можно рассматривать как множество символов. Оно может быть символом и материального богатства, и здоровья, и какой-то духовной ценности, и самой жизни. И дед с бабой били его, то есть пытались получить какую-то выгоду от яйца. А мышка — символ случайности — разбила яйцо, и дед с бабой остались ни с чем, поэтому они плачут.

То есть дед с бабой не уберегли то ценное, что им было дано, отнеслись к этому не бережно. Но Курочка снесла им обычное яйцо. То есть жизнь на этой неприятности не заканчивается.

Когда золотое яйцо рассматривают как символ смерти, а простое яйцо как символ жизни, тогда это сказка о победе жизни над смертью. Несмотря на сложный метафорический смысл дети усваивают из сказок именно его. Они ближе к природе, к интуитивным знаниям, поэтому могут понять этот глубинный смысл, заложенный в сказках.

Происхождение слова «Колобок»

Колобок — уменьшительно-ласкательное от слова колоб. В свою очередь колоб — это скатанный из теста комок, маленький, хлебец округлой формы, изготовленная из пресного теста клёцка.
Пышная, округлая лепёшка, производимая в виде хлебного кома, нередко шара или сама раздающаяся до такой формы к окончанию выпечки.В наречиях тверской области имеются слова: колобуха — увалень, галушка; колобан, что означает толстая лепешка, а также слово околобеть в значении — сжаться.

Некоторые ученые полагают, что слово заимствовано из других языков, например, происходит от греческого коллабас, что значит «хлеб из пшеницы» или из шведского klabb в значении «чурка», «полено».
Есть также мнения о норвежском происхождении слова от существительного klabb, в переводе означающее «ком», или из других скандинавских языков, например, от kolfr (шест, брус). Временами слово колобок соотносят с латышским kalbaks, что значит ломоть или краюха хлеба. Впрочем, эти версии происхождения слова колобок не кажутся убедительными из-за огромных фонетических различий.

Хоть и ложь, да в ней намек

В любой народной сказке имеется свой урок духовно-нравственного воспитания. Веселый, отважный маленький беглец в конце недолгого странствия очутился в зубах у рыжей бестии. Это своего рода расплата за самоуверенность, беспечность и любование собой. Для каждого Колобка, уверовавшего в собственную неуязвимость, сыщется своя Лиса, которая сыграет на излишней доверчивости, бесхитростности или какой-нибудь слабости.

О том, что главного героя обманула и съела Лиса, говорится в поучительной истории. Но драматическая развязка нравится не всем. Вследствие этого имеются иные тексты, в которых маленький неслух все-таки благополучно возвращается домой.

Так кто же все-таки написал эту сказку? Смотрите видео.

Три поросенка

Так, например, в современной версии сказки «Три поросенка» — хэппи-энд. Когда волк разрушил домики братьев, поросенок Наф-Наф, чье жилище оказалось самым устойчивым, пустил их к себе и спас им жизни. Казалось бы, все логично. Но чему учит сказка?


Источник фото: ef.ru

В изначальной версии сказки волк съедает двух поросят, которые построили домики из соломы и веток. То есть они «не выживают» из-за своей безответственности. Сказка учит тому, что если ты слишком легкомысленный, спустя рукава относишься к делу, не задумываешься о последствиях своих действий, то тебя ждет именно такой конец. Третий поросенок ответственно подошел к делу и справился с возникшими в жизни трудностями (волк не смог ему навредить).

Современная версия, получается, пропагандирует безответственность и иждивенчество. Ведь поросята спустя рукава построили домики, но у них хеппи-энд. В жизни так не бывает.

И бесполезно после прочтения сказки объяснять ребенку, что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф безответственные, с них не нужно брать пример, а третий поросенок — молодец, и на него надо равняться. Ребенок уже понял смысл сказки через метафору, он на подсознательном уровне усвоил, что можно лениться и как-то все само собой устроится. Поэтому лучше читать эту сказку «в оригинале», там посыл логичный и более правильный.

Как народ стал автором сказки «Колобок»

Народные сказки относятся к устному народному творчеству, фольклору. Такие сказки не записывались – они передавались из уст в уста, рассказывались по памяти, «обрастали» деталями, видоизменялись, в итоге один и тот же сказочный сюжет мог существовать одновременно во множестве вариаций.

При этом некоторые сказочные сюжеты повторяются в фольклоре разных стран. И «Колобок» – не исключение. По классификатору сказочных сюжетов история про убежавший от дедушки с бабушкой колобок относится к типу историй про «убежавший блин», и похожие сказки есть не только у славянских народов. Например, американский пряничный человек – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. Эту историю можно встретить среди немецких и узбекских, английских и татарских сказок, в странах Скандинавии и других местах мира.

Таким образом, автор сказки «Колобок» – действительно народ, на протяжении столетий пересказывавший эту историю друг другу. Однако в последние десятилетия мы чаще всего знакомимся с этой историей, читая сборники сказок. И у текста, опубликованного в них, действительно есть автор.

Читать сказку «Колобок» онлайн с иллюстрациями.

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

— Я колобок, колобок…

А лиса его — гам! — и съела.

Вопросы для обсуждения сказки вместе с детьми

По сказке можно задать ребенку много вопросов. Они должны быть составлены так, чтобы подросток смог ответить на них развернуто. Это разовьет воображение у него, а также даст ему возможность сделать правильные выводы по сюжету произведения.

Можно задать ребенку и затем обсудить вместе с ним следующие вопросы:

  1. Правильно ли сделал Колобок, решившись убежать от деда с бабкой? Почему он не послушался их?
  2. Что было бы, если герой не стал убегать из дома? Спасло ли бы это его от съедения Лисой?
  3. Нравится ли Колобок как главный персонаж сказки? Что в нем хорошего, а чем он не нравится?
  4. Почему именно Лисе удалось съесть Колобка? Какими качествами она обладает?
  5. Хороший или плохой персонаж Лиса?
  6. Почему Колобок считал себя умнее и хитрее всех? Правильно ли он делал, когда хорохорился перед зверями, которые попадались ему по дороге?
  7. Кто из персонажей больше всех нравится? Хотелось бы обладать такими же качествами?
  8. Кого в произведении можно считать добрыми персонажами, а кого злыми? Почему?
  9. Нравится ли финал? Что бы хотелось изменить в нем?
  10. Какое продолжение можно было бы придумать?
  11. Как сложилась бы судьба героя, если б его все же не съела Лисица?
  12. Можно ли считать главного героя слишком доверчивым и наивным? Хорошее ли это качество?
  13. Можно ли считать Колобка послушным? Надо ли в жизни быть таким?
  14. Можно ли так же, как это сделал Колобок, без спроса уходить гулять из дома?

Важно поинтересоваться у ребенка, понравилась ли ему данная русская народная сказка. Будет хорошо, если подросток сам сделает правильные выводы по всему сюжету и подробно аргументирует их

Чему сказка учит?

В «Колобке» сразу много важных поучений, которые детям полезно усвоить. В произведении сразу несколько глубоких посылов.

О необходимости слушаться родителей

Первое, чему учит сказка «Колобок», — это необходимость уважать своих родителей. Непослушание часто приводит к беде. Главный герой не хотел слушать бабу и деда, самонадеянно убежав из дома. В конце сказки становится понятно, что идея убежать из дома была неправильной. Желание главного героя освободиться от опеки родителей дорого ему обошлось: его в итоге съела Лиса.

Если бы персонаж слушался своих бабку и деда, то с ним не случилась бы беда. Сказка учит детей уважать родителей, слушать их и не убегать из дома. Но в «Колобке» имеется и посыл к самим родителям. Им необходимо внимательнее следить за своими детьми. Из-за недосмотра подросток может оказаться в опасности.

О том, что не следует доверять незнакомцам

В сказке герою по пути встретилось немало лесных обитателей. Со всеми он вступал в разговор. При этом каждый из зверей имел недобрые намерения по отношению к главному герою. Колобок действовал самонадеянно, пытаясь разговаривать и дразнить зверей.

После прочтения можно сделать вывод о том, что ребенку не следует разговаривать с незнакомыми ему людьми. Никогда нельзя знать, что у них за намерения. Многие незнакомцы опасны и могут навредить ребенку

Важно также не верить всему тому, что говорят чужие люди. Так они могут пытаться втереться в доверие, чтобы потом обмануть

Об умении отличать добро от зла

В сказке про Колобка заложена мысль о хорошем и плохом и о важности уметь различать эти понятия. Дед и бабка в произведении выступают добром

Они положительные персонажи, поскольку не желают зла Колобку, которого они сами испекли. Они относятся к нему как к ребенку.

Сам главный герой тоже рассматривается как положительный персонаж, но у него есть свои недостатки. Из-за них он и поплатился жизнью. Лесные звери являются олицетворением зла. Они сразу показывают себя с плохой стороны, поскольку хотят съесть главного героя.

О вреде хвастовства

Суть сказки кроется также во вреде хвастовства. Главный персонаж был слишком высокого мнения о себе. Его зазнайство погубило его. Произведение учит детей быть скромнее, не считать себя умнее других и не переоценивать свои возможности. В противном случае ребенка может постичь неудача.

О вреде хитрости

В «Колобке» хитрость преподносится как главное отрицательное качество не только Лисы, но и самого главного героя. Лисица в произведении выступает собирательным образом. В ней сочетаются и хитрость, и лесть, и лицемерие. Она обманула Колобка, усыпив его бдительность лживыми комплиментами. Главный герой поверил им и попал в беду.

Сам главный персонаж тоже хитер. Он обманул всех зверей, которые встретились ему до Лисы. Он наивно полагал, что хитрее всех. Но просчитался. Мораль в том, что хитростью не всегда удается добиться всех своих целей. Обязательно найдется тот, кто хитрее и проворнее. Сказка учит детей не верить лести. Часто все сказанное не является правдой, а многие люди, считавшиеся друзьями, на деле оказываются врагами.

Избегать неприятностей

По ходу всей сказки главный герой сильно рискует, общаясь со зверями, которые пытаются его съесть. В «Колобке» заложена большая мудрость. Она заключается в том, что не нужно хорохориться перед другими и нарываться на неприятности. Иногда лучше не создавать себе их, а при необходимости проявить сноровку.

Произведение учит и тому, что порой лучше воспользоваться своим преимуществом, если есть угроза опасности. Так, иногда в случае неминуемой беды лучше всего попытаться убежать от недоброжелателя.

Уметь преодолевать любые препятствия

В «Колобке» заложен еще один смысл. Главный герой хоть и поступает неправильно и безрассудно, но он смел. Сказка учит не бояться трудностей и при любой опасности сохранять самообладание.

Колобок как олицетворение качества человека

В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок. Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок»

Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава

Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним  – умением  говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

Хлебная символика

Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.

кадр из м/ф «Колобок»

Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.

Сочинение на тему Моя любимая сказка Репка 5 класс

Очень добрая и поучительная история, которая воспитывает в людях доброту и чувство взаимопомощи, которые так нам необходимы в сложную минуту. Эта сказка, расскажет про одну очень дружную семью, которая объединив свои усилия, смогла преодолеть очень сложную задачу, которая одному человеку была бы не под силу, а вместе наши герои смогли свернуть горы. Все начинается с того, что старик посадил репку, но эта репка росла очень быстро, и выросла очень большой. Пришла пора ее убирать, но один наш герой не справится.

Он принимает решение: позвать всех своих родственников, которые должны ему помочь. Все очень трудно и у них ничего не получается, так как она не поддается. Последний из членов этой семьи, который им поможет, это собачка, которая так же была призвана на помощь. Именно она решила исход этого сражения, так как когда она присоединилась к этой борьбе за урожай, то сразу же все получилось.

Очень глубокий смысл, который показывает, что может сделать коллективная работа. Эта большая семья, благодаря своей сплоченности, смогла преодолеть все преграды и одержала победу. Все остались с урожаем, а юный герой поймет и запомнит одну простую истину: не имей сто рублей, а имей сто друзей, которые смогут прийти к тебе в самую сложную минуту.

5 класс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: