Использование наглядного материала
Формирование представлений о диких и домашних животных у младших школьников можно осуществить при работе с изображениями. Их используют для того, чтобы решать познавательные задачи. Для этого применяются иллюстрации с изображением животных, которые группируются по принципу обобщений:
- домашние;
- обитатели леса;
- экзотические.
Дошкольники младшего возраста могут познакомиться не только с животными, но также и с их детенышами
Вместе с детьми рассматриваются реалистические картинки, обращается внимание на детенышей животных, много раз произносятся их название. Для сравнения предлагаются картинки с изображением отличительных признаков животных
Для знакомства дошкольников с дикими и домашними животными можно использовать дидактические игры, словесные и настолько печатные игры. Природоведческие подвижные игры основаны на подражании повадкам животных, образу их жизни, явлениям неживой природы. Дети имитируют звуки, движения и действия животных. Так лучше усваиваются знания, формируется эмоциональный положительный настрой, углубляется интерес к природе.
Функциональность природных объектов
Л.М. Маневцова считает, что классификация животных должна осуществляться детьми, основываясь на определении функциональных и структурных признаков
Функциональность природных объектов может быть связана с деятельностью человека, поэтому она преобладает в житейском сознании. Это может относиться как в взрослым, так и к детям.
Дошкольники стремятся группировать по признакам объекты, поэтому дети воспринимают животных как живых существ с определенным поведением. Многообразные формы поведения воздействуют на эмоции детей. Поэтому функциональный признак часто становится доминирующим в объединении животных.
Нужно отметить, что объединяя животных, основываясь на морфологических сходствах, дети стараются опереться на существенные признаки понятий зоологии. Но они не могут отделить их от несущественных признаков и не могут придать им особого значения. Это дает основание считать, что представления дошкольников имеют допонятийный уровень.
Таким образом, дети должны получать знания о домашних животных в занимательной и интересной форме. Для этого применяются разные средства.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей младшего дошкольного возраста, тема «Детский сад, детский сад — он так нужен для ребят»
Автор занятия: Гламоздина С. В., воспитатель НДОУ «Детский сад №203 ОАО «РЖД», г. Абакан.
Задачи:
Воспитывать любовь к детскому саду, уважение к сотрудникам детского сада. Показать, что детский сад похож на семью; как и в семье, здесь есть взрослые, которые заботятся о детях. Развивать фразовую речь. Понимать смысл загадки и находить отгадку.
Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир, различать эмоциональные состояния (веселый, сердитый).
Развивать общую и мелкую моторику.
Материал:
Лист ватмана с изображением дома, пиктограммы, гуашь, ватные палочки для рисования, фотографии сотрудников детского сада.
Конспект примерного занятия по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Занятие по теме «Семья»
Цель: формировать представления о семье, воспитывать интерес к именам.
Дополнительный материал: семейная фотография, клей и одноразовые тарелочки по количеству детей в группе.
Мотивационная часть: Загадки про семью, или беседа о том, кто является частью семьи у детей (мама, папа, брат, сестра, бабушки, и другие). Воспитатель наводящими вопросами вовлекает в занятие всех детей
Важно каждому ребенку дать слово или оформить небольшой стенд с фотографиями, с которыми смогут познакомиться ребята из группы
Содержательная часть: Вместо воспитателя задавать вопросы может сказочный персонаж: мягкая игрушка, или кукла. Ставится проблемная ситуация, или зачитывается рассказ о том, что вся семья персонажа собралась за большим столом на ужин и только одно место осталось не занятым. Задается вопрос, почему отсутствует член семьи, кто может отсутствовать, по каким причинам. Далее переход к семьям детей. Разговор о том, что такое семья и какие традиции, кроме вечернего ужина, есть у семьи.
;Обратите внимание! В этой части занятия можно использовать пальчиковую гимнастику (как мама готовила кашку, как папа работал, как бабушка вязала, как братик катал машинку, и так далее). Пальчиковую гимнастику можно разбавить общими физическими упражнениями и таким образом заменить физминутку
В процессе занятия проговорить детям о чувствах, которые испытывают другие члены семьи, когда кого-то нет дома. Обязательно заключение. У сказочного персонажа кто-то должен вернуться на пустое место, чтобы наглядно показать весь состав семьи.
Рефлексия: После рассказа можно создать рамочку для фотографии. Дети приклеивают фото на тарелочку и могут дома поставить рамку на видное место и поделиться впечатлениями от проведенного занятия. В конце дети рассказывают о своих чувствах и отвечают на вопросы о том, что они запомнили, что такое семья, какие эмоции они испытывали, когда персонажу не хватало одного из членов семьи, каким радостным стал день, когда вся семья оказалась в сборе.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Уровни представлений о животных у дошкольников
- Низкий. У детей незначительный объем знаний о животных. Дошкольник знает и при помощи взрослого может выделять определенные внешние признаки строения животного, наиболее яркие поведенческие особенности животных и их реакции. Он может наблюдать за ними только если это предлагает взрослый. Причем представления о признаках живых существ очень неустойчивы. Интерес к природе достаточно ситуативен, эмоции ребенка выражены слабо.
- Средний. Дошкольник знает и может назвать несколько представителей животного мира, опираясь на их признаки. Он безошибочно может определить живых животных, находить в них не только существенные, но и несущественные признаки. Проявление интереса и желание ухаживать за животными избирательны и неустойчивы. Ребенок редко самостоятельно наблюдает за животными.
- Высокий. Дошкольник знает достаточно много животных и их характерных признаков. Он может правильно определить их принадлежность к живым существам, выделяя у определенных объектов признаки живого. Он способен проявить интерес к особенностям жизни, получает радость от общения, учит проявлять сочувствие попавшим в беду животным. Он стремится оказывать им помощь. У него осознанное отношение к животным, ребенок легко определяет их состояние.
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Значение трудового воспитания
Трудовое воспитание дошкольников – это не просто способ формирования достойных членов общества, но также значительный фактор физического и умственного развития детей. В процессе труда ребенок находится в непрерывном движении, что благоприятно сказывается на работе большинства систем организма. Движения ребенка становятся более уверенными, он учится координировать свои действия, что позволяет ему переходить к выполнению более сложных задач. Также во время работы у детей развиваются такие важные качества, как усидчивость, внимательность и способность логически мыслить. При правильной организации трудового воспитания у детей вырабатываются такие важные способности, как творческое мышление и умение фантазировать. Благодаря постоянной работе ребенок развивается в умственном плане и приобретает определенные представления о красоте и эстетике.
Только посредством трудового воспитания дошкольнику можно привить такие качества, как самостоятельность и ответственность. Кроме того, в процессе работы формируется личность ребенка и его характер, появляется множество навыков, а также опыт преодоления трудностей. Труд позволяет детям сформировать активную жизненную позицию, а также умение взаимодействовать с окружающими. Только посредством трудового воспитания можно вырастить достойных членов общества.
Результат трудового воспитания во многом зависит от правильного педагогического подхода. Цели и задачи, поставленные перед ребенком, должны четко соответствовать его возрасту, а также учитывать индивидуальные особенности его развития. Было бы неправильно перекладывать ответственность за трудовое воспитание исключительно на дошкольные образовательные учреждения. Это совместная ответственная работа, в которой на равных должны принимать участие как педагоги, так и члены семьи. Именно в семье закладываются основы характера и мировосприятия ребенка, которые во многом определяют его отношение к труду (собственному и общественному). Можно сказать, что трудовая деятельность ребенка – это результат многолетней кропотливой работы родителей и воспитателей.
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку»
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение дома. — Ребятки, посмотрите, что это? (дом)
— А дом большой или маленький? (большой)
— Значит, в этом доме живет много людей
Что же это за дом? Послушайте загадку:
— Ребятки, посмотрите, что это? (дом)
— А дом большой или маленький? (большой)
— Значит, в этом доме живет много людей. Что же это за дом? Послушайте загадку:
В этом доме все для нас —
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс,
Тихий час, —
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда
Подрастем,
Вместе в школу пойдем.
(детский сад)
Воспитатель:
Молодцы, догадались. Конечно это наш родной детский сад. Мы каждый день приходим в детский сад. А вот чем мы занимаемся в детском саду, мы сейчас с вами покажем.
Игра « Как живете»
(Дети имитируют движения)
Как живете?
Как утром делаете зарядку?
Как танцуете?
Как рисуете?
Как умываетесь?
Как ждете обед?
Как машете вслед?
Вдаль глядите?
А как шалите?
Воспитатель:
Вот какие молодцы, не скучаете в детском саду. Ребятки, а кто в детском саду заботится о вас, занимается с вами и играет? Посмотрите, вот фотографии- помощники. Я буду загадывать загадки, а вы смотреть и отгадывать про кого я буду говорить. Только слушайте внимательно.
Первая загадка:
Кто научит рисовать,
Cтроить, мастерить, играть?
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Антон дерется?
Кто же это?
(Воспитатели)
— Молодцы, а как воспитателей зовут?
(Дети находят фотографию, которая соответствует загадке, и помещают её в дом «детский сад»).
Следующая загадка:
Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрёт от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам? …
(Няня)
— Правильно. Это наша няня. Попробуйте отгадать эту загадку:
Мажет ссадинки и ранки,
Носит белый халат,
Прививки нам поставит,
И витаминкой угостит …
Кто это?
(Медсестра)
— Молодцы, это наша медицинская сестра, она заботится о нашем с вами здоровье и хорошем самочувствии.
Еще одна загадка:
Кто играет на баяне,
Учит песенки нас петь,
С нею весело плясать
И на ложечках играть …
(Музыкальный работник)
— Вот какие догадливые. Это наш музыкальный работник.
Последняя загадка:
С кем мы делаем зарядку,
Спортом занимаемся
Хоть с мячами, хоть с флажками
Нас научит управляться …
— Молодцы, все загадки отгадали.
А кто еще трудится в нашем саду, чтобы ребятам было здесь хорошо?
Вот как много людей живет в нашем детском саду. Ребятки, чтобы всем было хорошо и весело нужно жить дружно. Правильно? Давайте сыграем в игру «Дружба».
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с вами подружим
Маленькие пальчики
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдное загибание пальцев на левой руке)
Мы закончили считать.
— Вот какие мы дружные. Главное, чтобы в нашем детском саду всегда были мир, дружба, улыбки.
Психогимнастика
Бывает, что мы ссоримся и тогда настроение портится, становится грустно, а когда помиримся, то становится весело и мы улыбаемся. (Пиктограммы).
— Это, какое личико? Как догадались?
— А это, какое? Почему так решили?
— Покажите, какое бывает выражение лица, когда мы сердимся? (дети показывают)
— А теперь покажите веселое выражение лица (дети показывают)
Игра на внимание «Сердитый, веселый»
(Дети топают ножками, когда видят картинку с сердитым выражением лица, и хлопают в ладоши, когда видят « веселое» личико).
Ребятки, давайте нарисуем вот на этих личиках веселые улыбки, и поместим их в детский сад. Пусть в нашем общем доме будет всегда доброта и веселые улыбки.
(На картинках нарисованы глаза и нос, а рта нет, дети дорисовывают улыбку ватными палочками).
— Молодцы, вот какой дружный у нас детский сад и наши детки.
Люби детский сад — твой второй дом!
Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.
Вместе спорят и мечтают,
Незаметно подрастают.
Детский сад — второй ваш дом,
Как тепло, уютно в нем!
Вы его любите, дети,
Самый добрый дом на свете!
Методические приемы педагога
Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе используются следующие приемы:
- Вербальные (рассказ, беседа, диалоги, чтение).
- Демонстрационные (показ иллюстраций, видеороликов, презентаций, изучение натуральных объектов и гербариев, экскурсии).
- Практические (опыты, игра, совершение каких-либо действий с предметами и материалами).
Работа по ознакомлению с окружающим миром
Игра занимает приоритетное место в методах работы педагога. Именно через игру ребенок получает эмоциональный опыт и быстрее запоминает. Сюжетные игры по мотивам сказок, игры в ферму и зоопарк с домашними и дикими животными, изучение времен года с куклами дает возможность ребенку не только изучать новое, но и закреплять полученные знания.
Например, предложив ребенку игру «Кто что ест», можно познакомиться с дикими и домашними животными, изучить лесных зверей, насекомых и птиц, узнать, что такое съедобные и несъедобные растения и грибы, определить, на каких растениях растут плоды для корма разным животным.
Игры могут быть сюжетно- ролевыми, двигательными, творческими, трудовыми и дидактическими играми природоведческого характера. Каждое занятие может превратиться в маленькое путешествие и доставить ребенку удовольствие от изучения нового.
Обратите внимание! Все занятия в детском саду проводятся соответственно требованиям ФГОС
С какими животными нужно знакомить детей?
Дошкольники должны познакомиться с представителями четырех классов мира животных: земноводные, пресмыкающиеся и насекомые.
С млекопитающими дети должны познакомиться с первой младшей группы. Цель – развивать бережное отношение и интерес к живым существам, желание ухаживать за ними и помогать им. Развивать элементарные навыки ухода за живыми существами.
Во второй младшей группе у дошкольников формируют интерес и развивают бережное отношение к животным, желание за ними ухаживать. Нужно различать основные части тела животных.
Позднее дошкольники должны познакомиться со строением и поведенческими особенностями живых существ: обитателей живого уголка природы. Нужно выделять части тела, покров и поведенческие особенности животных: как они передвигаются, как питаются, как отдыхают.
Далее нужно расширять детские представления о внешнем виде и поведенческих особенностях животных в уголках природы. Нужно учить детей замечать величину, форму и окраску некоторых частей тела животных, замечать их функции в процессе передвижения, отдыха и питания. Развивать представления о том, что условия жизни животных должны быть максимально приближены к свободным.
На завершающем этапе расширяют знания, обучают детей связному рассказу об особенностях внешнего вида животных, об их повадках, а также о том, какие распространены в других зонах нашей страны животные. Также детей можно познакомить с тем, как некоторые животные приспосабливаются к условиям жизни – к природным и к тем, что создаются человеком.
Оформление патриотического уголка в детском саду
Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников
Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль
правила оформления по ФГОС
В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.
Требования к оформлению уголка:
- Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
- Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
- Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
- Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
- Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.
Ознакомление с миром природы. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Ознакомление с миром природы.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Знакомить детей с доступными явлениями природы.
Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Наглядный материал.
Дидактическая игра «Береги природу» для детей младшей группы
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Поэтому мною была разработана дидактическая игра для детей младшей группы, направленная на формирование любви к природе и основных правил поведения на природе. Дидактическая игра «Береги природу» по экологическому воспитанию в младшей группе. Цель: формировать доброе отношение к миру природы, отзывчивость на общение с живыми существами, закрепить основные правила поведения на природе «Что нельзя делать на природе». Ход игры: Воспитатель показывает картинку детям, рассказывает, что на ней изображено, спрашивает у детей их наблюдения. И объясняет, что нельзя делать на природе, и как нужно относиться к живым существам, которые нас окружают.
«Нельзя рвать цветы с клумбы. Цветами нужно любоваться, ухаживать».
« Нельзя разорять птичьи гнезда. Трогать яйца птиц руками».
«Нельзя рубить молодые деревья, ломать ветки деревьев. Благодаря деревьям у нас есть чистый воздух».
«Нельзя ловить бабочек и других насекомых. В неволе они умирают».
«Нельзя разорять муравейники».
«Нельзя разжигать костры на природе. Может случиться пожар, погибнут множество животных и растений».
«Нельзя топтать насекомых».
«Нельзя трогать диких животных и забирать их домой. В неволе они погибают. А некоторые из них могут причинить вред здоровью».