Постановка звука Л по подражанию
Родители самостоятельно, находясь перед зеркалом, могут показать детям правильную артикуляцию. При произношении согласного:
- губы находятся в положении улыбки, рот приоткрыт, верхние и нижние зубы не соприкасаются;
- конец языка устремлён вверх, прижат к задней поверхности дёсен над верхними резцами;
- воздух выдыхается с обоих боков языка, устремляется в щёки.
Дети должны повторять действия за родителями, глядя в зеркало. Однако такой способ тренировки не подходит для маленьких детей, ещё не способных к подражанию. В данном случае используются другие способы постановки звука Л.
Автоматизация звука
Доведение чистого произношения звука до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука , а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.
После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:
- ля-ля-ля – летние поля;
- лю-лю-лю – молока налью;
- ли-ли-ли – мы лису нашли.
Чистоговорки сменяются скороговорками.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.
Твердый звук дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.
Упражнения для артикуляционной гимнастики
Разминка
Прежде чем приступать к упражнениям, необходимо размяться:
сделать упражнения на дыхание;
Так ребенок учится распределять дыхание при произношении слов и предложений.
разработать речевой аппарат;
«Свеча».
Ребенок представляет, что перед ним — торт с горящими свечами. Первая свеча до пяти секунд, вторая — до семи, а третья — до десяти и с голосовым сопровождением. Воздух не должен закончиться раньше времени.
Важно поставить губы трубочкой при выдохе.
«Иголочка».
Набрать воздух, надув щеки, поочередно «проколоть» сначала одну, затем вторую языком. Во время прокола воздух выходит изо рта медленно и постепенно. Упражнение выполняется под счет.
Разминка не должна длиться дольше 15 минут.
Артикуляционные упражнения
Каждый день нужно добавлять по одному новому упражнению для поддержания у ребенка интереса. Ниже — примеры самых популярных упражнений для детей двух-трех лет.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки:
- позевывание;
- полоскание горла;
- резкое, отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ;
- покашливание.
Упражнения для нижней челюсти:
- открывание и раскрывание рта, причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого;
- жевательные движения;
- движения нижней челюсти влево-вправо.
Упражнения для щек:
- надувание щек: обеих одновременно и попеременно;
- перегонка воды из одной щеки в другую;
- втягивание щек в ротовую полость между зубами.
Упражнения для мышц шеи, гортани. Выполняются с закрытым ртом:
- опускание головы вниз;
- запрокидывание головы;
- поворот головы вправо-влево;
- наклоны головы вправо-влево;
- руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
- сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Упражнения для губ и языка:
- «Улыбка» — улыбнуться, разомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Заборчик» — улыбнуться, сомкнув зубы, удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Трубочка» — рот приоткрыть, боковые края языка загнуть вверх. Язык приобретает форму трубочки, задержаться в этом положении.
- «Бублик» — сомкнутые губы округлить и немного вытянуть вперед, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Лопатка» — открыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Чашечка» — широко раскрыть рот, высунуть язык вперед и вниз, медленно поднимая язык, загнуть его края вверх. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Часики» — улыбнуться, вытянуть язык вперед, тянуться попеременно кончиком языка то к правому уху, то к левому. Повторить 5-10 раз.
- «Качели» — широко открыть рот, попеременно тянуться языком то к носу, то к подбородку. Повторить 5-10 раз.
- «Индюк» — открыть рот, широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл». Нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Горка» — широко открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, выгнуть язык. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5, постепенно доводя до 10.
- «Маляр» — открыть рот, широким кончиком языка выполнять движения по небу вперед — назад, начиная от верхних резцов до мягкого неба. Повторить 5-10 раз.
- «Грибочек» — улыбнуться, придавить язык к небу, открыть рот как можно шире. Удерживать в таком положении под счет до 5, постепенно доводя до 10.
- «Конфета» — рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. Повторить 5-10 раз.
- «Лошадка» — улыбнуться, щелкать языком, изображая цокот копыт лошадки. Повторить 5-10 раз.
- «Барабанщик» — приоткрыть рот, улыбнуться, кончиком языка быстро и сильно стучать по верхним зубам изнутри, произнося звук . Повторить 10-15 раз.
Виды искаженного произношения «Л»
Дефект речи с буквой «Л» называется ламбдацизмом. Он бывает 4 видов:
- Двугубный. Губы вытянуты в трубочку и получается «У» (листок — уисток, лопата — уапата).
- Носовой. Язык у основания соприкасается с мягким небом, воздух поступает в нос, создавая звук «НГ» (лапа — нгапа, лук — нгук).
- Межзубный. Такое положение языка придает звучанию шепелявость.
- Отсутствие «Л». Создается эффект проглатывания звука (лето — ето, лодка — одка).
Когда «Л» заменяется другими звуками, например, ребенок вместо «Л» говорит «В», то это — параламбдацизм.
Здесь тоже есть несколько вариантов замены:
- на «Г» (ложка — гожка, положить — погожить);
- на «В» (вилка — вивка, луна — вуна);
- на «Й» (лыжи — йыжи, лампа — йампа);
- на «Д» (колбаса — кадбаса, колобок — кодобок);
- на «Ль» (мало — маля, клоп — клеп).
Нарушения произношения звука Л
Вам интересно, как называется дефект, когда не выговариваешь «Л»? Это картавость. А людей, произносящих нечисто «Л», дразнят картавыми.
Причиной неправильного произношения «Л» могут быть слабые мышцы языка, который в артикуляции этого звука играет основную роль. Это также может быть неправильное анатомическое строение уздечки языка, которая не дает дотянуться до основания верхних зубов. А при неправильном фонематическом восприятии, если оно имеет место, воспроизвести «Л», как и любой другой звук, проблематично.
Причины нарушений
Возможных провоцирующих факторов много:
- Нарушение дыхания в процессе речи, например, при такой патологии, как уменьшение объема легких или слабости дыхательных мышц;
- Проблемы с речевым слухом (ребенок плохо воспринимает речь);
- Слабость мимики и языковых мышц;
- Неправильное строение уздечки под языком.
Нередко родовые травмы, задержка психического и моторного развития в младенческом и дошкольном возрасте приводят к проблемам в артикуляции
Важно своевременно обратиться к логопеду, чтобы исправить ситуацию
Этапы постановки звука Л — это подготовка, непосредственно коррекция и закрепление
Важно все делать поэтапно, отрабатывая каждый шаг
Данный этап работы проводится как часть занятия.
Тема: Уточнение произношения имеющего звука с или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.
Цель: Добивать правильного изолированного, длительного произношения звука с, умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука с.
Чтобы дети правильно произносили звук с, необходимо следить за положением губ, языка, наличием воздушной струи, идущей посередине языка
Следует обратить внимание детей на то, что «сердитый» свист воздуха, выходящего из насоса, напоминает звук с. Когда мы произносим с, то губы в улыбке, зубы видны и тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, можно ощутить холодную струйку воздуха
Чтобы помочь тем, кто произносит звук нечетко, нужно видеть, что именно не получается у каждого ребенка.
Над чем надо работать
- Работа над голосом
- Над артикуляционной моторикой
- Выдыхаемой воздушной струей
Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.
Либо делаем “болтушку”, другое название “индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.
Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]
Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет на другой звук, например, на или .
В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.
Для выговаривания звука важна правильная артикуляционная поза
Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку
Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно
Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например, — самолет, а — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.
Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.
Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.
Артикуляционная гимнастика для звука Л
Она является основным этапом постановки звука Л, осуществляемой поэтапно. Занятия, в зависимости от возраста пациента, длятся от 15 до 25 минут.
- Разминка. Двигать языком, подражая цоканью лошадиных копыт. Также эффективно упражнение «Парус»: язык поднимается во рту вертикально, удерживается в таком положении 10 секунд, с каждым занятием время удержания увеличивается (максимальное время – 40 секунд). Разминка укрепляет и делает подвижнее языковые мышцы.
- От «Ы». Проводится игра «Пароходик». Рот растягивается в улыбке, язык упирается в зубы. Нужно прикусить расслабленный конец языка и произнести «ы-ы-ы» или «у-у-у». Получится «л-л-л».
- Постановка от мягкого звука «Л». Детям произносить мягкую фонему легче, чем твёрдую. Ведь губные мышцы не так сильно напрягаются.
- От «А». Нужно улыбнуться и, прикусывая расслабленный язык, произнести протяжный «А». Выйдет «ал-ал-ал». Далее должна быть отработка «ала-ала-ала», а на последнем этапе «ла-ла-ла».
- От «В». Нужно научить дошкольника не двигать нижней губой. Он должен держать нижнюю губу в опущенном состоянии 5 секунд, затем вернуть в исходное положение к верхней губе. Если пациент самостоятельно не справляется с заданием, то необходимо ему помочь: подставить под губу палец, двигать им вверх-вниз.
Подготовка к упражнениям
Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.
Ошибки, которые делает ребенок.
Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:
- «Гамак». Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
- «Вкуснятина». Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
- «Индюк». Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
- «Качели». Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
- «Грибок». Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.
Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.
Причины отсутствия правильного «Л»
Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука могут быть следующие моменты:
- неправильное речевое дыхание;
- проблема в речевом слухе;
- плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
- индивидуальное строение уздечки.
Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:
- у ребенка небольшой объем легких;
- ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
- выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
- неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
- торопливое произношение – захлёбывание.
Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.
- Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
- Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
- Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:
- предлагается пропеть гласный звук (о, а, ы, у, е), затем к нему добавляется согласный — (ла, ло, лу, лы, ле);
- подражание различным звукам.
Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:
созданием слухового образа звука
Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.
многократное произношение слов со звуком
ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.
плохое развитие артикуляционного аппарата,
О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:
- соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
- пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
- предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
- подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
- индивидуальное строение уздечки
Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.
Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:
- положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
- поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
- «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.
Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком , в которые входят различные гласные.
Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:
- положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
- говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.
Упражнения по установке правильного произношения «Л»
Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.
«Пароходик»
Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».
Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.
Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка
«Индюшонок»
Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка , используя следующее упражнение:
Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.
Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.
Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».
Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.
«Как едет лошадка?»
Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».
Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).
Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок. Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса. Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса
Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.
Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика
«Ветерок»
Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.
Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.
Автоматизация [Л] в словах
Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам
Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова
Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему .
Автоматизация в словах проводится по следующему алгоритму:
- Отработка слов, начинающихся на .
- Отработка интервокального положения (между двумя гласными).
- Отработка слов, заканчивающихся на .
- Отработка в середине слова.
- Закрепление в словах, содержащих несколько звуков .