Особенности дошкольного возраста
Развитие детей от рождения до зачисления в школьники происходит поэтапно. Изначально ребенок находиться в своем маленьком мире. Он интересуется вкусовыми качествами окружающих предметов, старается распознавать различные ароматы, совершает первые шаги и начинает выговаривать слова.
Далее следует дошкольный возраст, который обусловлено, делится на три периода:
- Младший – дети от трех до четырех лет. В это время происходит зарождение собственного «я». Ребенок уже знает, к какому относится он и окружающие. У него вырабатывается координация движений и мелкая моторика.
- Средний – дети от четырех до пяти лет. Период отмечается появлением мысленных действий с конкретными понятиями. У ребенка развивается самосознание и начинает сформировываться характер. Также разрабатываются сложные двигательные функции.
- Старший – дети от пяти до семи лет. В этом возрасте дошкольник начинает усиленно мыслить, распознавать свои обязанности и права, контролировать эмоции и поведение. Ребенок ловок и подвижен и легко поддается обучению.
3 периоды дошкольного возраста
Следующей ступенью формирования становиться школа. Как проявит ребенок себя в коллективе, насколько интересно будет для него обучение, что станет важным в этот период – во многом все зависит от дошкольной подготовки.
Ключевые новообразования дошкольного возраста
Социально-бытовые навыки
На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков:
- Новорожденный — улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
- Малыш (2 года) — понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
- Ребенок (3 года) — общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
- Младший дошкольник (4-5 лет) — партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
- Старшие дошкольники (6 лет) — совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.
Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания — все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.
Двигательные навыки
Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии — в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.
Этапы формирования:
- Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
- Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
- Зрительная ориентация.
Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.
Диагностика игровой деятельности
Игра является главным видом деятельности у дошкольников, поэтому динамику всех направлений развития личности можно проследить на основе мониторинга игровой активности. В диагностическую карту мониторинга, который проводится вне зависимости от возраста детей два раза в год (в начале и в конце учебного года) включаются такие показатели развития игры, как:
- содержание (источники замыслов и их разнообразие, число игровых задач, уровень самостоятельности в решении задач игры);
- виды взаимодействия с материалами для игр (разнообразие сюжета, самостоятельность в действиях с объектами-заместителями и ролевых высказываниях);
- характер и время взаимодействия малышей в игре (с кем ребёнок вступает в игровое взаимодействие, кто ставит игровые задачи, как долго происходит взаимодействие).
Ознакомиться с образцами карт для мониторинга игры можно здесь. На основании карты составляется аналитическая справка. Пример аналитической справки по игровой активности можно увидеть в публикации воспитателя Семейкиной А.Ю.
Диагностика позволяет проследить развитие игровой деятельности у детей
Ноги от пола
Дети строятся по кругу. В центре круга встает ловишка, назначенный педагогом. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловушка бегает за играющими, стараясь запятнать кого-нибудь. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол, т.е. тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка! » Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то педагог говорит:
«Раз, два, три — в круг скорей беги!»
Дети строятся в круг, здесь назначается новый ловишка и игра возобновляется.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Графомоторные навыки
Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.
Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.
Этапы формирования:
- 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
- 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
- 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
- 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.
Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.
Классификация видов игровой деятельности
Виды игровой деятельности могут распределяться по функции взрослого и форме проявления инициативы у детей:
- творческие игры или игровая активность по желанию ребят (малыши сами выбирают игру, обозначают цель и придумывают правила, взрослый находится в позиции наблюдателя);
- дидактическая, подвижная и театрализованная игровая активность или игры, инициируемые педагогом (эти способы взаимодействия определяются рамками правилами, установленными взрослым);
- игровая активность, определённая традициями народа (к этому виду относятся музыкальные игры, а также исторические игры).
Творческие навыки
Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.
Существует немало развивающих методик:
Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).
Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.
Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.
Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).
Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.
Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.
Коммуникативные навыки
Общение — главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения — вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.
Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.
Пути развития коммуникативных способностей:
- Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
- Находить решение конфликтных ситуаций.
- Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
- Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.
Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.
Приёмы в игровой деятельности
В работе над играми педагог использует все приёмы взаимодействия с детьми, комбинируя их в зависимости от вида игры и этапа освоения игровых действий. Так, на вводном этапе дидактических игр преобладающими будут объяснение и демонстрация, а на основном этапе театрализованных игр акцент будет на практической деятельности малышей.
Словесные приёмы
Речевое взаимодействие в игровой деятельности реализуется при помощи:
- объяснения, которое может быть представлено в виде сказочного сюжета (например, условия обучающей игры «Буква растёт» педагог может разъяснить с помощью сюжета о том, что буква хорошо кушала и стала расти — дети показывают, как из маленькой буквы в одном углу листа, она превращается в большую в противоположном конце листа);
- загадок и стихотворений (обычно этот приём используется педагогом для мотивации малышей, так, перед театрализованной игрой «Зеркало» своим воспитанникам старшей группы я загадываю загадку «Висит Окошко. В Окошке — Антошка. Отошёл Антошка — Пустое Окошко»);
- чтения, практикуемого в группах, где есть дети, умеющие читать (суть приёма в том, что условия игры дети читают сами в «волшебных инструкциях» или «письмах» сказочных персонажей).
Наглядные приёмы
Визуальные образы для детей играют ключевую роль во всех видах деятельности, так как именно через зрительный канал восприятия малыши познают мир. Наглядность в играх может быть представлена:
- картинками с иллюстрациями хода игровых действий (например, для подвижных игр);
- демонстрацией, то есть презентацией всех действия педагогом перед самостоятельным повторением детьми (этот приём используется и в обучающих играх — лото, пазлах и др. – и в подвижных, особенно тех, где много сменяющих друг друга видов движений, и в театрализованных, в которых педагог показывает, например, мимику и жесты изображаемого малышом персонажа);
- показом — воспитатель показывает образец выполнения задания при помощи видеоролика (обычно этот приём применяется в подвижных играх, например, с мячом).
Если игра хорошо знакома детям, то напоминание условий может быть в процессе игровой деятельности
Атрибуты для игр
Отдельного внимания заслуживает реквизит для игр, в частности, игрушки, которые в этом виде деятельности могут быть трёх типов:
- готовые (куклы, машинки, животные и т. п.) для знакомства с окружающими объектами, развития фантазии и чувственной сферы;
- полуготовые (кубики, пирамидки, пазлы и др.), призванные активизировать интеллектуальную сферу малыша через расположение деталей пирамиды по размеру, выстраивания объектов при помощи конструктора и пр.;
- материалы для изготовления игрушек (кинетический песок, глина, картон и т. п.), целевое назначение которых заключается в стимуляции творческого подхода и воображения (лепке посуды из песка или глины, выкладывания машинок камушками и пр.);
- театрально-игровые атрибуты (куклы для фланелеграфа, пальчиковые игрушки, элементы костюмов и пр.), с помощью которых дети дополняют тот или иной выбранный образ.
Практические приёмы
Посредством рисунков, аппликаций и поделок дети закрепляют информацию, полученную в ходе игры. Например, изготовление аппликации «Светофор» в средней группе может быть вариантом закрепления знаний сигналов светофора из подвижной игры «Автомобили».
Поделка с сигналами светофора может быть частью закрепления содержания игры Автомобили
Составление и реализация временного плана игры
Воспитатель включает подвижные упражнения в непосредственно-образовательную деятельность по двигательной активности или как часть прогулки.
Составление планирования — важный аспект деятельности воспитателя
При организации игровой деятельности воспитателю необходимо составить план. В плане должны быть отражены такие параметры, как:
- Мотивация. На этом этапе педагог рассказывает о том, во что о ни будут играть, поясняет предысторию игры.
- Организация. Педагог рассказывает воспитанникам правила игры, напоминает о безопасном поведении в помещении/на улице, призывает к соблюдению правил, распределяет роли, раздает атрибуты.
- Непосредственно игровая деятельность. Педагог наблюдает за выполнением правил игры и безопасностью детей.
- Усложнение (дополнительный этап). Воспитатель делегирует роль водящего другому ребенку. Данный этап возможно пропустить если уровень овладения игровыми навыками у детей низок.
- Итог. Воспитатель анализирует игру, благодарит детей за игру, организует рефлексию.
Методический анализ подвижной игровой деятельности в средней группе детского сада.
Анализ и контроль за деятельностью педагогов дошкольной организации осуществляет старший воспитатель или методист. Анализировать собственную педагогическую деятельность может и сам воспитатель. При осуществлении контроля со стороны руководства мониторинг выявляет уровень профессионализма и компетентности педагогов.
Обратите внимание! амоанализ рекомендуется проводить ежедневно для выявления недоработок в различных видах педагогической деятельности. План анализа педагогической деятельности:
План анализа педагогической деятельности:
- Наличие/отсутствие конспекта занятия с включением описания подвижной игры
- Организация деятельности в соответствии с возрастными и физическими особенностями детей. Адаптация правил и условий игры под детей с ограниченными возможностями здоровья, малышей раннего возраста.
- Соответствие условий санитарным правилам. Здесь анализируются условия помещения или погодные условия, если игра проводится на улице. Также временные рамки с обязательной сменой вида деятельности. После подвижной игры дети должны заняться спокойной деятельностью.
- Соответствие целей и задач ожидаемым результатам, теме недели.
- Оценка оборудования и игровой атрибутики.
- Понятность и доступность правил для воспитанников среднего дошкольного возраста.
- Анализ итогов: похвала детей, рефлексия.
Работая с детьми, педагог должен помнить, что эмоции и впечатления детства неизгладимы. Подвижные развлечения в комплексе с другими воспитательными средствами образуют фундамент для формирования гармонично развитой личности.
Подвижные игры в средней группе
Цель реализации подвижных игр в ДОУ — всестороннее развитие личности дошкольника.
Задачи:
- Укреплять здоровье воспитанников, проводить закаливающие процедуры.
- Развивать навык ориентировки на местности и по графическому плану.
- Развивать ловкость, гибкость, скорость движений.
- Воспитывать чувство коллективизма, толерантности.
- Учить взаимодействию в коллективе, общению со сверстниками.
- Удовлетворять потребности малышей в общении и взаимодействии со сверстниками.
- Развивать инициативность и самостоятельность.
Важно! Главной задачей организации подвижных развлечений является обучение ребят активной, самостоятельной и творческой деятельности!
Как и любая игра, подвижные упражнения организуются педагогами ДОО по определенным правилам. Правила определяют весь ход игровой деятельности, регулируют действия и поведение играющих, их взаимоотношения, содействуют формированию воли. Правила обеспечивают условия, в рамках которых у ребенка проявляются воспитываемые в нем качества. Перед началом развлечения педагог напоминает о правилах безопасного поведения.
Игры на масленицу в помещении
Игры для детей на масленицу в помещении отличаются от остальных только ограниченным пространством. Но если в доме минимум мебели и максимум квадратных метров, смело можете играть и в игры, описанные выше. А следующие детские игры на Масленицу вполне подходят и для других праздников, так что берем на заметку.
Найди своих
Участники делятся на две равные команды. Всем завязывают глаза и рассредоточивают по комнате. Одна команда мяукает, другая хрюкает. Какая команда быстрее соберется вместе – та и победила.
Подснежники
Для игры нужно подготовить много искусственных цветов. Дети делятся на две команды и поют запевку:
Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью, С великой милостью: Со льном высоким, С корнем глубоким, С дождями сильными, С цветами обильными.
Во время запевки водящий разбрасывает по площадке цветы. Как только песня заканчивается, дети начинают собирать цветы. Побеждает та команда, которая соберет больше цветов.
Кулачные бои
Не переживайте, махать кулаками детворе не придется! Битва будет проходить посредством длинных воздушных шариков. У этой игры 2 плюса: дети веселятся, а родители тренируют легкие!
Блинные гонки
Чтобы устроить веселые блинные гонки, заранее подготовьте сделанные из бумаги или фетра блины, две кухонных лопатки и 4 стула. Поделите участников на 2 команды. Задача этой игры-эстафеты — перенести на лопатке с первого стула на второй все блины по очереди каждым участником команды.
Как видите, игры и конкурсы на масленицу могут быть самые разнообразные. Главное – получить удовольствие от проведения времени с семьей и друзьями!
Западня
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний — в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется
Трудовые навыки
Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей. Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.
Если малыш не хочет трудиться — не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.
Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:
- организация работы;
- сбор всего необходимого для труда;
- уборка рабочего места по окончанию занятий;
- очистка инструментов и распределение их по местам.
В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания — вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.
Анализ хороводных игр в детском саду
Проведение анализа игры призвано определить уровень организаторских способностей педагога. Развитие способностей детей во многом зависит от того, какой была предварительная работа по освоению хороводной игры. Достаточной ли была мотивация к участию в игре, какими приёмами создавался интерес у детей. Руководитель рассматривает игровую деятельность воспитанников во взаимосвязи со своей методикой.
Протокол самоанализа хороводной игры:
Соответствие выбранного хоровода (песенного содержания, танцевальных движений, образов) возрасту и индивидуальным интересам детей.
Качество предварительной работы: что изучали или мастерили, возникновение увлечённости у воспитанников.
Освоение хоровода: насколько доступно было объяснение/показ.
Задачи проведения хороводной игры: если не реализованы, указать причины.
Оценка игровой деятельности детей:
следование правилам игры;
выразительность пения, танцевальных движений, мимики, жестов;
взаимодействие с партнёрами: если возникали конфликтные ситуации, проанализировать причины.
Завершение игры:
эмоциональное и физическое состояние детей — приподнятое или угнетённое.
Краткое планирование последующей работы по обучению хороводным играм.
Хороводные игры содержат в основе развлекательный компонент. В наши дни они утратили сакральное значение и стали детской забавой. При всей своей простоте и краткости хоровод развивает в детях музыкальность, ловкость и смекалку. В хороводном кругу дети испытывают чувство единения и равенства, раскрепощаются и с удовольствием проявляют свои способности в пении и танце. Включение способствует всестороннему развитию детей.
Источники
- https://tanci-palitra.com.ua/index.php?route=article/article&article_id=9
- https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/kartoteka_khorovodnykh_igr_dlia_detei_rannego_vozrasta
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html
- https://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dlya-doshkolnikov
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartot.html
Картотека хороводных игр
Карточка №1
«Ходит Ваня»
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова.Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Игра в прятки – дворовое развлечение для детей
Карточка №2
«Зайка»
Цель: Учить двигаться по кругу, хлопать в ладоши.
Зайка, зайка, что с тобой
ты совсем сидишь больной
встань, попрыгай, попляши.
твои ножки хороши.
Движения: Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.
Карточка №3
«Колпачок»
Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.
Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки,
Красные сапожки
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.
Карточка №4
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу,приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» – останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Карточка №5
«Кружок
Встаем в круг, держась за руки.Ведущий предлагает повторить за ним движения:
Мы сперва пойдем направо
А затем пойдем налево
А потом в кружок сойдемся
И присядем на немножко
А теперь назад вернемся
И на месте покружимся
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе.
(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)
Карточка №6
«Снежок»
На мотив («как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок (идут по кругу)
Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать (потирают ладошки)
Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)
Будем прыгать веселей (пружинки)
Чтобы стало потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)
Карточка №7
«Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(подносят пальчики к голове, шевелят ими)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгают на обеих ногах)
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал! (убегают на места)
Виды подвижных игр
Подвижные игры для дошкольников классифицируются по основным видам движений, по степени мышечной нагрузки, по использованию атрибутов. Для малышей среднего дошкольного возраста наиболее актуальными являются сюжетные подвижные игры, в которых идет разделение на роли и прослеживается сюжет.
Обратите внимание! Чаще всего педагоги склонны к классификации игровых упражнений по степени подвижности. Выделяются:
Выделяются:
- малоподвижные игровые упражнения характеризуются низким темпом и интенсивностью движений. В данных играх ведущим движением будет ходьба.
- игры средней подвижности отличаются более высоким темпом. Чаще используется ходьба и передача предметов.
- игры высокой подвижности отличаются высоким темпом и интенсивной мышечной нагрузкой. Ведущими движениями будут бег, прыжки.
Как появилась игра «горелки»
Другие названия игры — «разлуки», «разгары». Первоначально эта игра была приурочена к празднику Ярилы. По Б. А. Рыбакову, с «Ярилиным днём» (4 июня) можно отождествить «семик» на русальной неделе. О русалках читайте в статье «Русалка на ветвях сидит…» — почему Пушкин посадил её на дерево?». А вот фольклорист А. Н. Афанасьев считал, что праздник проходил весной «со Светлой недели, когда славилась богиня Лада». В любом случае игра очень древняя.
Славяне считали, что «где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь». Поэтому обязательно устраивали шумные игрища в честь Ярилы. Пели песни о яровой пшенице, о яр-хмеле и о плодородной земле.
Рыбаков приводит описание праздника Ярилы в Воронеже в 1763 году. На городской площади собирались горожане и окрестные сельские жители, устраивали ярмарки. Выбирали одного человека, которого «обвязывали всякими цветами, лентами и обвешивали колокольчиками. На голову надевали ему высокий колпак… в руки давали позвонки». Это был наряд Ярилы, в котором он ходил по городу, плясал и веселил народ.
Культурно-гигиенические навыки
К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:
- гигиена рук после прогулки и перед едой;
- водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
- полоскание рта после приема пищи;
- опрятность одежды;
- порядок среди игрушек в комнате;
- культура приема пищи.
Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно — задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.