Диагностическая
В рамках этой функции педагог-психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, педагог-психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
- логопедические проблемы;
- привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
- задержка в развитии;
- расстройства поведения;
- прочие проблемы.
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Что такое «Разговоры о важном»
«Разговоры о важном» — это получасовые классные часы, которые проводятся первым уроком по понедельникам во всех российских школах и СПО. Цель этих занятий, по словам генерального директора российского общества «Знание» Максима Древаля, — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм»
Цель этих занятий, по словам генерального директора российского общества «Знание» Максима Древаля, — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм».
В телеграм-канале Минпросвещения сказано, что в ходе «Разговоров о важном» дети будут обсуждать с учителем вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, с фокусом на традиции и особенности регионов страны. Первый «Разговор о важном» провёл в Калининграде 1 сентября 2022 года Владимир Путин
В этом уроке приняли участие только победители олимпиад. А массово в российских школах программа стартовала 5 сентября 2022 года с занятия на тему «День знаний»
Первый «Разговор о важном» провёл в Калининграде 1 сентября 2022 года Владимир Путин. В этом уроке приняли участие только победители олимпиад
А массово в российских школах программа стартовала 5 сентября 2022 года с занятия на тему «День знаний».
Все официальные материалы «Разговоров о важном» размещены на сайте «Единое содержание общего образования»: здесь можно скачать методические рекомендации, сценарии, видео, плакаты, презентации и интерактивные задания к урокам. Материалы появляются постепенно: на данный момент доступны программы двух первых занятий
Сценарии уроков и задания различаются в зависимости от возраста учеников. На главной странице проекта указано, что все материалы для учителей носят характер рекомендаций.
По задумке создателей, «Разговоры о важном» в школе строятся в форме диалога между классным руководителем и учениками. По словам главы Минпросвещения России Сергея Кравцова, «Разговоры о важном» не должны повторять традиционные для урока формы, задача учителя — вовлечь класс в обсуждение и ответить на вопросы, которые волнуют детей
Сценарии уроков включают в себя игры, интерактивные задания, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия предполагается рефлексия — дети могут высказаться о том, что их заинтересовало, удивило, какие выводы они сделали. Начиная с 3-го класса, ученики могут оставить обратную связь о занятии в анкете, которая доступна по QR-коду.
Подготовиться к проведению «Разговоров о важном» учителя могут с помощью серии интенсивов «Классный марафон» от Академии Минпросвещения — ссылки на предстоящие трансляции появляются на странице «Сервиса для классных руководителей». Посмотреть записи уже прошедших интенсивов можно в группе Академии ВКонтакте — они собраны в отдельный плейлист
Отвечая на вопрос, обязательно ли посещение «Разговоров о важном», Минпросвещения ссылается на статью 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой обучающиеся обязаны «добросовестно осваивать образовательную программу, <…> в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия». В то же время эти внеурочные занятия не предполагают отчётности, а ученики не получают за них оценки
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Получить
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Проблемная
Педагог-психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
- выявление проблем у деток;
- анализ проблем и принятие решения — требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
- ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.
Как правило, для педагога-психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Актуальность и практическая значимость исследования
При обосновании актуальности исследования в разделе введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее:
-
научной значимости
-
социальной значимости
-
личностной значимости
-
Почему?
-
Для чего?
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.
Примеры обоснования актуальности темы исследования
1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории — актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.
3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.
4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.
Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Преподаватель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одногруппники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.
5. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.
6. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования в рамках проекта актуально.
Что известно о программе «Разговоров о важном»
Всего за 22/23 учебный год планируется провести 34 внеурочных занятия
На официальном сайте на данный момент размещена программа цикла классных часов «Разговоры о важном» с сентября по ноябрь. Большинство тем приурочено к памятным и праздничным датам
Мы изучили программы первых четырех «Разговоров о важном» в школе — вот краткая выжимка из методических материалов для 1-2 классов, а также старших классов и СПО
5 сентября — День знаний
На первом уроке из цикла младшие школьники знакомятся с историей Дня знаний в России, узнают о таких традициях, как праздничная линейка и первый звонок. Учитель рассказывает о секциях и кружках, которые есть в школе, интересуется, записались ли дети в какую-то из секций. Дети обсуждают с классным руководителем, чего они ждут от учёбы в школе, разбирают стихотворения детских поэтов об учёбе и выполняют интерактивные задания.
Старшеклассникам и студентам СПО педагоги рассказывают об образовательной платформе «Россия — страна возможностей», которая объединяет 26 конкурсов, проектов и олимпиад для молодых людей. Учителя делятся сайтом платформы и предлагают подробнее изучить проекты дома с родителями. Также ученикам рассказывают о Всероссийской олимпиаде школьников и мотивируют принять в ней участие.
12 сентября — «Наша страна — Россия»
Ученики первых и вторых классов слушают песни о Родине и природе, а также аудиозаписи со звуками живой природы — журчанием ручья, потрескиванием костра. Дети выполняют интерактивные задания, например, сопоставляют фотографии природных объектов с их названиями, а также изучают и обсуждают с учителем стихотворения о животных.
Подростки на этом занятии знакомятся с несколькими словарными статьями о патриотизме и учатся вычленять общее из разных определений. Также ученики читают и обсуждают отрывки из художественных произведений и интервью по теме патриотизма. В ходе интерактивных заданий старшеклассникам нужно будет вспомнить, к каким временным периодам относятся значимые события советской и российской истории, такие как победа в ВОВ, полёт Гагарина, перестройка.
19 сентября — 165 лет со дня рождения К. Э. Циолковского
Урок для младших классов построен в формате путешествия по основным вехам развития советской космонавтики, а также биографии К. Э. Циолковского. Дети узнают о моделях отечественных ракет, а также обсуждают с учителем своё отношение к историям о космосе и свои мечты.
В первой части занятия для подростков педагог рассказывает о выдающихся отечественных учёных, которые внесли вклад в освоение космоса. Далее учителю предлагается провести викторину, в ходе которой ученики делятся на команды и соревнуются друг с другом в количестве правильных ответов на вопросы о космонавтике. Подростки знакомятся с биографией и достижениями К. Э. Циолковского, обсуждают с учителем его высказывания.
26 сентября — День пожилых людей
С учениками первых и вторых классов учитель разбирает два праздника — Международный день пожилых людей (отмечается 1 октября) и День бабушек и дедушек (28 октября). Дети отгадывают загадки и изучают пословицы о семье и старших. Учитель предлагает идеи для поздравлений и подарков бабушкам и дедушкам, даёт список тематических художественных произведений, которые можно почитать дома с семьей.
Со старшеклассниками и студентами СПО учитель беседует о смысле Дня пожилых людей. В методических материалах предлагается обсудить, много ли времени подростки проводят со своими бабушками и дедушками, а также способы сделать жизнь родных и чужих людей преклонного возраста лучше. В комплект материалов к уроку входит видео, в котором рассказывается об уважительном отношении к пожилым людям в регионах России — Татарстане, Чеченской республике. Также подростки узнают о проекте «Московское долголетие»
В финале занятия учащиеся выполняют творческое задание — разрабатывают социальную рекламу, которая привлечёт внимание к проблемам пожилых людей
На данный момент известны темы «Разговоров о важном» в октябре и ноябре, но методические материалы для этих уроков пока недоступны:
-
3 октября — День учителя;
-
10 октября — День отца;
-
17 октября — День музыки;
-
24 октября — «Традиционные семейные ценности»;
-
31 октября — День народного единства;
-
14 ноября — «Мы разные, мы вместе»;
-
21 ноября — День матери;
-
28 ноября — символы России.
Самоанализ открытого занятия с психологом (старшая группа)
Самоанализ открытого занятия с детьми старшей группы
«Страна Добрых слов».
Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Занятие проводилось с детьми старшей группы.
На занятии присутствовало 16 детей: девочки и мальчика.
Цели:
1. Развивать эмоциональную сферу детей.
2. Создавать эмоционально – радостное настроение, как результат совместной деятельности.
3. Развивать коммуникативные навыки, нравственные качества: желание выручить друга, помочь в трудной ситуации.
Задачи:
Образовательные
- Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок», закрепить вежливые слова;
- Обучить выполнению движений по образцу;
- Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей;
- Знакомить со способами снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
Развивать навыки эмоционального общения друг с другом.
Развивать эмпатию, внимание, мышление, воображение, речь.
Развивать координацию движений, чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Развивать коммуникативные навыки детей;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться;
- Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение позаботиться о нем.
При планировании занятия учитывались возрастные особенности детей, выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания. Предварительно были проведены занятия, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, также проведена беседа с детьми о хороших поступках, значении их в жизни человека.
Структура занятия выстроена таким образом, что дети полностью погружаются в «путешествие», а время для них пролетает быстро и увлекательно. Каждый этап занятия сопровождался музыкальным и наглядным сопровождением (использовался проектор с подобранными по смыслу иллюстрациями).
В начале занятия для сплочения группы и поднятия эмоционального настроя использовалось упражнение «Клубочек».
Для привлечения интереса к занятию и формирования чувства эмпатии был предложен сюжетный момент с исчезновением «сундучка» и предложением отыскать его всем вместе.
На пути за «сундучком» детей поджидали разные задания: они прошли сквозь ураган, выполняя задание «Собери цветок», которое способствует формированию сплоченности группы, умения работать в микрогруппах, развитию внимания, наглядно-образного мышления, восприятия. Также дети попали под дождь из клея, но и это им не помешало вместе преодолеть преграды в виде тех самых цветов, что они выложили (оптимизирует двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве).
Смена деятельности в виде психогимнастики «Деревья» поспособствовала закреплению умения ориентироваться на образец, формированию быстроты реакции.
В качестве обучающего момента была проведена игра «Доскажи словечко» на тему вежливых слов. Дети отлично справились с заданием, подбирая подходящие по смыслу слова.
После активной деятельности дети переключились на творческое задание, с помощью пальчиковых красок и макета они создали прекрасное «Дерево дружбы», которое позднее стало украшением их группы. Совместное пальчиковое рисование – это способ не только расслабиться, эмоционально сблизиться и раскрепоститься, но еще и развитие мелкой моторики, воображения и творческого мышления.
В завершении занятия детям было предложено расслабиться и погрузиться в солнечный мир, где царит добро и спокойствие. После релаксации все дети чувствовали себя спокойно, мышечное напряжение было снято и наступило время для сюрпризного момента: дети получили «открытки» из найденного сундучка с добрыми пожеланиями, которые в дальнейшем подарили своим родным и близким. Таким образом, было вызвано желание приносить другим людям радость. На этой ноте занятие подошло к завершению. Стоя в кругу, вместе с детьми были подведены итоги занятия и вынесен главный итог: только все вместе, в дружном, сплоченном коллективе можно добиться чего-то большего, а дружба – залог успеха!
На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.
Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы. Занятие прошло по плану и без непредвиденных трудностей.
Педагог-психолог: Фионова С.П.
Тема 6. Приемы самоанализа саморазвития и самовоспитания будущего педагога
Определение конкретных психологических приемов самоанализа, саморазвития и самовоспитания методом «Мозгового штурма».
- Ганеева Э. Р. Синдром «выгорания» на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Р. Ганеева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2005. (С. 5-9).
- Льюис Дэвид Стресс-менеджер: Как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса / Льюис Дэвид; Отв. ред. Удовик С.Л.; Пер. с англ. Хомик А.П. — М.: АСТ; Рефл-бук; 2001. (С. 148-168).
- Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 95-116).
- Психология обучения речевому мастерству / Б. Ц. Бадмаев, А. А. Малышев. — М.: Владос Пресс, 2002. (С. 196-225).
- Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического Вуза): автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03 / О. В. Лозгачева; Казан. гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. (С. 9-11).
- Шарков Ф.И. Пособие по управлению без слов: Невербальные средства менеджера / Ф. И. Шарков. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. (С. 82-90).
Кто такой психолог?
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог — он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.
Что такое программа социологического исследования
Социологическое исследование — это сбор и обработка различной информации о закономерностях жизни в обществе.
Результатом этой работы будет получение достоверной информации об изучаемом процессе или явлении, часто выражаемый в виде списков, таблиц, графиков, диаграмм и др.
Проведение социологических исследований позволяет находить ответы на многие вопросы общественной жизни, недоступные для других методов получения интересующих сведений. Предварительно распланировав эту процедуру можно значительно упростить работу и сделать результат более точным.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Среди всех инструментов по изучению социальных процессов и отношений, социологическое исследование занимает приоритетную роль, позволяя получить наиболее полную и обстоятельную информацию. При этом его нельзя уподобить простому сбору необходимых фактов, это отработанная научная процедура, в рамках которой используются специальные методы и технологии, помогающие организовать необходимую выборку, систематизировать материал и пр.
Социологическое исследование проводится там, где в нем есть общественная потребность, определяемая наличием проблемы
В этом отношении важное значение имеют выявление необходимости изучения отдельных областей социума, которые в силу своей неясной природы, могут создать серьезные сложности в будущем
Тема 4. Составление контрольных вопросов и тестовых заданий.
Выделение и формулировка основных тем и разделов дисциплины при составлении контрольных вопросов. Виды тестовых заданий. Составление тестовых заданий для итогового контроля. Обработка ответов.
- Контрольные задания по психологии: / Бабанская Л. М., Бокуть Е. Л., Клименко И. Ф. и др.; ред.-сост. Першина Л. А. — 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2000. (С. 46-60).
- Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учеб.-метод. пособие / Божович Е.Д., Пускаева Т.Д., Вайзер Г.А. и др.; Под ред. Божович Е.Д. — М.: МПСИ, 1999. (С. 57-73).
- Хозиев В.Б. Сборник задач по психологии: Учеб. пособие / В. Б. Хозиев. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. (С. 58-64).
Тема 5. Методы воспитательного воздействия в процессе проведения урока.
Проигрывание педагогических ситуаций, требующих воспитательного воздействия. Применение подходящих методов педагогического воздействия (поощрения и наказания).
Апробация разных методов педагогического воздействия на малой выборке. Оценка эффективность того или иного вида педагогической оценки: открытой (поощрение, одобрение, благодарность) и скрытой (наказание, замечание, выговор).
- Белянина В.Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов (на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете): Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / В. Б. Белянина; Мар. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. — Йошкар-Ола, 2003. (С. 12-15).
- Булыгина А.И. Психологические аспекты взаимодействия «преподаватель-студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / А. И. Булыгина; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева. — Казань, 1999. (С. 9-14).
- Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников; Под ред. Гриншпуна И.Б. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. (С. 265-269).
- Климов Е. А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии / Е. А. Климов; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — М.: МПСИ; Флинта; 2003. (С. 216-234).
- Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого / Ю. И. Мухин. — М.: Фолиум, 1995. (С. 58-61).