Легастения
Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы. Методисты всё более изощряют и оттачивают свои разработки в соответствии с принятыми концепциями, а практическая результативность этих новейших разработок всё более и более падает. Европейцы с недоумением взирают на то, как из года в год ухудшается статистика по легастении.
(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)
Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн.
В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.
В это же время в Японии число легастеников равно нулю. Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.
Фонетическая часть речи
При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.
При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука , в 65% случаев страдает звук . Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки или .
Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, , , , , и оглушение звонких звуков.
Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.
Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.
Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.
Особенности развития
Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.
На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка»
В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.
По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.
Последствия
Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.
В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.
В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.
Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное.
Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.
Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.
В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.
Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.
Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.
Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.
Сложные дислалии
К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:
- Ротацизм и ламбдацизм.
- Ротацизм и сигматизм.
В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.
- Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
- Фонетико-фонематические нарушения
- Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
- Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
- Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.
Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).
Определение
Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.
Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.
Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха
Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе
Причины нарушений речи
Нарушения речи — это отклонения в речевом развитии при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Оно связано с физиологическими, неврологическими или психическими проблемами.
Согласно исследованиям, на проблемы с речью у дошкольников жалуются 40–50% родителей.
Причинами могут быть наследственность, врождённые патологии, осложнения во время родов, а также травмы и заболевания, перенесённые в первые месяцы жизни. Но часто бывает, что трудности возникают у вполне здоровых детей. В этом случае проблема имеет социальные корни. Например:
Гиперопека. Родители стараются предугадать все желания ребёнка до того, как он их озвучит, не дают ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывают и договаривают за него слова.
Тревожность. Опасаясь за здоровье ребёнка, родители мешают ему исследовать мир — свободно перемещаться, трогать «взрослые» предметы — и тщательно перемалывают пищу, затрудняя развитие мышц ротовой полости.
Подгузники
Дети вынуждены регулярно привлекать внимание родителей, чтобы справить естественную нужду или устранить последствия этого действия. У ребёнка, круглосуточно одетого в памперс, такой проблемы нет
Нет и повода для коммуникации.
Соска тоже часто становится проблемой для развития речи современных дошкольников. Если рот ребёнка постоянно занят, речевой аппарат не развивается.
Дефицит общения. С ребёнком просто не разговаривают, считая его недостаточно развитым для этого. Взрослые как будто ждут, что он подрастёт и заговорит сам. Однако дети не могут научиться говорить, просто слушая телевизор и разговоры родителей. Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.
Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей
Игра «Отгадай что звучит»
Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.
Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.
Игра «Хорошая погода»
Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.
Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.
Игра «Угадай кто кричит»
Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.
Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.
Игра «Жмурки»
Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.
С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши
Игра «Иди или беги»
Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.
Для детей 2 – 3 лет
Специалисты установили норму слов, которую должны знать малыши, достигшие двух лет. Принято считать, что у чад данного возраста в словарном запасе должно быть около пятидесяти слов.
Безусловно, каждый маленький человечек рождается со своими индивидуальными особенностями. Одни начинают говорить раньше, другие позже. Но все сводится к тому, как родители подойдут к вопросу о формировании речевого строя детишек.
Существуют определенные правила — упражнения, которые необходимо осуществлять в развитии речи у детей 2 – 3 лет:
Изучаем предметы окружающего мира вместе
В процессе совершения каких – либо действий, обязательно описывайте все происходящее. В этом возрасте маленькие люди впитывают в себя всю информацию, как губки, активно познают мир. Стараются до всего дотронутся, прочувствовать на ощупь.
Главное правило родителей – давать описание всем действиям малыша. Если тот взял в руки предмет, обязательно произнесите его название, опишите внешние характеристики. Хвалите за проявление любой активности в поведении крохи
Заостряйте внимание на том, что он делает.
Знакомимся с иллюстрациями
Существует множество книжек с красочными, яркими изображениями. Они помогут сформировать представление крохи об окружающем мире, повысить словарный запас. Приобретайте книги для самых маленьких. Показывайте иллюстрации ребятам, задавайте вопросы по картинкам. «Как может собака? – АВ – АВ». Изучая животных по картинкам старайтесь увидеть их и в реальном мире
Обязательно сконцентрируйте внимание чада на том, что этот зверь живой, а этот нарисован в книге
Звуковые обозначения
Любые действия, которые выполняет карапуз, старайтесь выделить звуками. При хлопках в ладоши, повторяйте «ХЛОП – ХЛОП». При топанье ножками: «ТОП – ТОП». Мячик стучит: «БУМ – БУМ». Произнося различные звуки кроха со временем осознает, что каждое действие влечет за собой определенное звучание.
Повторение звука
Карапуз, воспроизводит звуки, попросите произнести их еще раз, закрепить полученное умение. Пример: «Как мычит корова? – «МУ». В случае непонятного высказывания со стороны маленького человечка, повторите его за ним. Это поможет побудить малыша произнести слово правильно. Не забывайте поощрять крошку за успехи и старания.
А ещё веселее изучить и угадывать звуки в песне про синий трактор и сочетать с танцевальными движениями, как в видео:
Функциональная дислалия
Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.
Причины функциональной дислалии:
- Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится. - Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
закреплением правильного произношения; - У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам; - «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
его речи
Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.
Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
с раннего детства
Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.
Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д
Предложите ребенку воспроизвести их.
Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».
Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.
Обсудите, какие звуки издают разные животные.
Играйте с ребенком в рифмы – попросите ребенка закончить предложение в рифму.
Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка»
Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.
Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.
К сожалению, превентивных мер и домашних упражнений для развития фонематического слуха у ребенка часто бывает недостаточно
Очень важно своевременно заметить проблему. «Предупрежден – значит вооружен!»
Обращайте внимание, не смешивает ли (или взаимозаменяет) рёбенок звуки (фонемы), что приводит к неправильному воспроизведению слова (жук — “щук”, гора — “кора”)
Для самостоятельного развития фонематического восприятияскачайте эти методические материалы.
Важно понимать, что если у вашего ребенка нарушение слухового восприятия (НСВ), то вряд ли он сможет справиться с этими проблемами без соответствующей помощи. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, стоит обратиться к специалисту
Впрочем, современные методики прекрасно справляются с этой проблемой. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все программы устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этих нарушений. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра.
Современные специалисты и родители прибегают к новым неврологические методикам, развивающим фонематический слух, таким, как Fast ForWord. На сегодняшний день методика Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.
Fast ForWord — это неврологическая компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, ФФНР, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой методики тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует также улучшению внимания, развитию памяти и прочих когнитивных навыков.
В 70-х годах прошлого века американский нейропсихолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость воспроизведения согласных звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраиваются под скорость восприятия фонем каждого ребенка и тренируют фонематическое восприятие с плавным ускорением воспроизведения, вплоть до корректного восприятия мозгом звуковой информации в темпе обычной человеческой речи. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты стали быстрее усваивать новые слова, значительно улучшалась их дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась неврологическая методика Fast ForWord. Занятия в Fast ForWord проводятся онлайн, в интересной для ребенка, увлекательной игровой форме — ученик слышит в наушниках определенные звуки и выполняет задания, как в видеоигре.
Коррекция
Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.
Медикаментозное лечение
С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.
Чаще всего невролог и врач логопед назначают:
Пантогам
Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.
Глицин
Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.
Фенибут
Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.
Кортексин
Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов
Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости
Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов
Обратить внимание на уровень гемоглобина
Коррекционная работа
Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.
Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:
Фонематическая тренировка
Узнавание неречевых звуков
- Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
- Различение набора похожих фонем.
- Дифференциация отдельных слогов.
- Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.
Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:
- “Узнай слово”
- “Повтори за мной”
- “Поставь правильно ударение”
Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.
Причины
К нарушениям фонетической стороны речи у детей приводит множество логопедических заболеваний (ринолалия, изменения голосообразования, дислалия, скрытая дизартрия). Особенности этих патологий — фонационные и звукопроизносительные дефекты. Классификация ФНР производится в зависимости от прямых причин фонетических нарушений:
- Патологии строения языка. Артикуляция практически всех согласных происходит с помощью языка, а значит, любые изменения его анатомии оказывают влияние на правильное произношение. Распространенной патологией, встречающейся чаще всего, является анкилоглоссия (короткая подъязычная связка).
- Стоматологические пороки развития. Наиболее частой причиной изменений речи детей с фонетическими нарушениями признан неправильный прикус: дистальный, мезиальный, боковой и передний открытые. К этим же этиологическим факторам нарушений фонетической речи относят пороки развития неба (готическое небо, волчья пасть), искажающие не только правильное произношение, но и речевое поведение в целом.
- Мышечный тонус речевой мускулатуры. Спазм или парез мышц артикуляции — характерная особенность дизартрии. При таких патологиях ухудшается подвижность губ, языка, связок голосового аппарата, снижается активность неба, изменяется речевой выдох (слабый, рассеянный).
- Заболевания гортани, такие как ларингит, трахеит, аномалии развития, папилломатозные изменения, функциональное переутомление голосовых связок, приводят к возникновению диспросодии.
- Двуязычие, иначе билингвизм, в системе ФНР встречается довольно часто. Для этих детей характерны, например, межзубный , увулярный , двугубный .
- Влияние окружающей среды. Отсутствие должного внимания со стороны педагогов и родителей к развитию речи у ребенка приводит к фонетическим расстройствам. Необходимо помнить, что возникновение нарушения фонетического строя речи у детей с социально-педагогической точки зрения может быть связано с манерой речи взрослых (сюсюканье, картавость, излишняя смягчение звуков, шепелявость и др.).
Существуют примеры более тяжелых форм системного (общего) недоразвития вербальной функции или фонетико-фонематической патологии, которые включают в себя нарушение фонетической стороны речи и тяжелее поддаются коррекции.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работа по коррекции фонетических расстройств речи у детей с диагнозом ФНР проводится по уникальным методикам и включает в себя формирование и укрепление навыков правильного произношения звуков (развитие артикуляционного аппарата), а также постановку речевого дыхания и звуков, произносимых с дефектом.