Какие способности развивает малыш в сюжетно-ролевых играх?
В процессе игры ребенок приобретает определенный опыт и входит в роли взрослого мира. Вы можете наблюдать, как интерпретирует малыш внешний мир, мир взрослых. Ребенок проигрывает ситуации так, как он их видит и чувствует. Так развивается его видение и понимание внешнего мира, а так же задач и ролей взрослых в повседневной жизни. Сюжетно-ролевые игры открывают безграничный простор для развития малыша по самым разнообразным аспектам. Именно в таких играх ребенок получает возможность многостороннего развития.
1. Умственное развитие
Сюжетно-ролевые игры – отличная площадка для умственного развития ребенка. Придумывание новых сюжетов и сценариев тренирует мышление и фантазию, помогает малышу генерировать новые идеи и показывать свое видение мира. Через сюжетно-ролевые игры помимо образного мышления тренируется так же логическое мышление. Например, играя в «Магазин», ребенок учится считать, а играя в «Школу» – писать.
2. Физическое развитие
Часто ролевые игры связаны с определенной подвижностью. В игре развивается мелкая и крупная моторика ребенка и его общая физическая форма. Например, игры с мелкими предметами, которые необходимо переставлять, передвигать, заменять и т.д. отлично развивают мелкую моторику. А активные игры, например, в «Полицию», когда малышу приходится применять всю свою сноровку и скорость, чтобы «обезвредить преступника», прекрасно тренируют крупную моторику, т.е. навыки ребенка перемещаться в пространстве с одновременной концентрацией всех органов чувств, умение координировать свои движения.
3. Нравственное развитие
В ролевых играх могут присутствовать как злые, так и добрые герои. Нравственное развитие ребенка в ходе игры строится на понимании, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок усваивает модели поведения положительных героев и учится давать оценку чужому поведению.
4. Эмоциональное развитие
В игре ребенок учится выражать свою точку зрения, свое видение мира. Эмоциональное развитие происходит благодаря играм в группе, когда ребенок усваивает принципы игры в группе, учится воспринимать чужое мнение и договариваться с другими детьми.
Как родителям поддержать сюжетно-ролевые игры ребенка?
Роль родителей в процессе игры скорее закулисная. Вы можете направлять ребенка, подавать ему идеи, наблюдать игру со стороны.
Для формирования правильных социальных моделей поведения основная задача родителей – создать условия для комфортной игры. Проследите за тем, чтобы в помещении было достаточно места и ничего не мешало увлеченному погружению в игру.
Если деткам сложно распределить роли самостоятельно – помогите им в этом. Разумеется, если ваш ребенок играет один, вы можете предложить ему подключиться и разнообразить игру, взяв на себя какую-то роль.
Еще одна задача родителей – обеспечить правильные и безопасные декорации для игры: игрушки, ткани, книги, наборы инструментов и другие элементы, которые могут потребоваться детям
Обратите внимание на качественные материалы, которые вы используете для игр.
Социальные роли в играх
Социальные роли (муж – жена, дочь – сын и т.д.) распределяются в самом начале игры. Так, девочки берут на себя роль домохозяйки, мамы, тем самым усваивая модели женского поведения.
Ролевые игры для девочек
Здесь уместно приобрести для девочки комплект кухонных игрушек, а еще лучше – полноценную детскую кухню или кукольный домик, где ваша дочь станет полноправной хозяйкой. Вы только представьте, сколько счастливых минут проведет ваша малышка, готовя игрушечные бутерброды и супчики для всей семьи и укладывая кукол спать в настоящем мини-домике.
Ролевые игры для мальчиков
Для мальчиков оптимальным выбором станут игрушки с мужским вектором, например, машинки, конструкторы или набор игрушечных инструментов.
С недавних пор в детских магазинах стали появляться домики для мальчиков. Мы уже писали об этом тренде в одной из предыдущих статей «Можно ли покупать игрушечный дом мальчику?». Такие домики выполнены в виде парковок, электростанций, автозаправочных станций и т.д. и дают огромный простор для игры.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку вжиться в образ другого человека. Сначала полицейский, потом доктор, сначала мама, потом воспитательница – ребенок перенимает различные варианты взглядов на мир и пытается понять и вжиться в образ так, как его понимает детское сознание.
В ролевой игре ребенок тренирует свое социальное поведение
Ему важно научиться договариваться с другими о том, во что играть и как распределены роли. Так малыш соотносит себя с группой, учится толерантному отношению к другим людям, при этом открыто выражая свои идеи и представления об игре.
Усваивая модели поведения взрослых и идентифицируя себя с женским или мужским полом, через сюжетно-ролевые игры дети усваивают образцы поведения, которые станут основой характера человека в будущем. Далее мы взглянем за кулисы детских сюжетно-ролевых игр, а именно – на поведение родителей и позицию в играх.