Ребенок ругается матом. что делать родителям?

Когда школьник матерится

Первое знакомство ребенка с матерным словом произошло. Так бывает, что в школе, ближе к подростковому возрасту, ребенок снова начинает материться. И снова очень неприятная ситуация для родителей, когда уже более взрослый ребенок употребляет в своей речи матерные слова. Почему это происходит?

Мама дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Это чувство нужно ему для сохранения себя и развития своих природных свойств. Примерно до шести лет состояние ребенка полностью зависит от состояния мамы, которое может либо подрывать развитие ребенка, либо быть хорошей основой для его будущего. К возрасту пубертата (12-16 лет) зависимость от родителей уменьшается. Подростковый период – это время, когда ребенок пробует себя во взрослой жизни. Будет или не будет он употреблять мат в этот период – зависит от ряда факторов.

В возрасте с 6 до 16 лет у ребенка закладывается культурный слой, который регулирует поведение человека в обществе. Культура – это способ существования, который выбрало человечество в целях собственного самосохранения, механизм ограничения неприязни, способной разрушить общество. Мат, как слово о животном, о сексуальном, пробивает культурный слой, снимая имеющийся в обществе запрет на секс и убийство и провоцируя на агрессивное поведение. Поэтому в обществе нельзя говорить матом.

Недостаточное воспитание, неблагоприятное окружение ребенка, временное или полное отсутствие чувства защищенности и безопасности от матери, допустимость матерных слов в его окружении задают соответствующую основу развития. В этом случае он не чувствует запретов культуры, и использование матерных слов в речи будет являться для него своего рода нормой.

Подросток в стремлении показать себя взрослым, независимым от родителей, а также вследствие присущего подростку желания не выделяться среди себе подобных может употреблять матерные слова, чтобы быть «как все». В этом случае поддержка семьи, верное направление в развитии и создание эмоциональной связи с ребенком с ранних лет дадут свои результаты – период использования мата продлится недолго, и ребенок, получивший соответствующее понимание в семье, вряд ли продолжит свое знакомство с нецензурными словами, он будет тянуться к большему.

Мат глазами ребенка

Если для взрослых мат обозначает низкий уровень культуры и воспитания, то дети воспринимают нецензурную лексику совершенно по-другому. Для ребенка мат может иметь следующие значения:

•    Сознательное или бессознательное оскорбление человека, с целью обидеть

•    Средство демонстрации психологического напряжения

•    Способ показать себя взрослее

•    Сознательное выражение протеста, демонстрация дерзкого поведения

•    Способ войти в «авторитетную» для ребенка компанию

•    Бессознательная защита от психологической травмы

•    Способ пережить первую романтическую привязанность

Можно сделать вывод, что детская нецензурная брань не всегда является исключительно отсутствием воспитания и неблагополучия семьи.

Как решить проблему

Важно, чтоб с ребенком — подростком говорил человек, пользующийся у него авторитетом

Чтобы ваши действия были максимально успешными, необходимо подбирать такие методы воспитания, которые были бы актуальными для определенного возраста ребенка.

Если ваш малыш дошкольник, то ему необходимо объяснять, что существуют хорошие и плохие слова. Расскажите ребенку, что у вас в семье так непринято. А люди, которые выражаются подобными словами грубые и невоспитанные.
Если ваш малыш уже ходит в школу, постарайтесь донести до него то, что он сам по себе значим, повысьте его самооценку. Объясните, что его желание выделяться среди других, можно заменить занятиями в спортивном кружке и соответствующими достижениями.
Если дочь или сын уже подросток, то хорошо будет, если о неправильности действий ему расскажет человек, пользующийся большим авторитетом в его глазах.
Проявляйте побольше своей любви и заботы по отношению к ребенку

Он должен чувствовать, что защищен, поэтому нет необходимости становиться озлобленным на весь мир или таким образом защищаться.
Обратите внимание на друзей вашего малыша. Возможно, причина плохого лексикона в схожем общении со сверстниками

В ваших силах повлиять на изменение его круга общения, познакомить с хорошими детьми, можно пригласить их к себе в гости, чтобы ваш сын или дочь увидели, что другие дети умеют общаться по — нормальному.
Если матюки являются способом проявления эмоций ребенка, то можно предложить ему иные способы подобных проявлений.
Следите за тем, что малыш смотрит по телевизору, на какие сайты заходит, посещая интернет. Возможно, причина в этом. Объясните отроку, что есть альтернативный вариант.
Самое главное следите за своей речью. Возможно вы, сами того не замечая, частенько произносите некультурные слова во время нервного напряжения. В таком случае начните с себя и подадите своему ребенку пример.

Что делать, когда ничего не помогает

  1. Скажите малышу о том, что при сохранении подобного поведения, вы не возьмете его с собой на прогулку, в кинотеатр или развлекательный центр.
  2. Если ваш карапуз осознает свои действия и понимает, что поступает нехорошо, то можете на людях начать к нему относиться, как к малышу, который еще ничего не знает и не умеет себя вести. Такое отношение не понравится вашему ребенку.
  3. Игнорируйте своего малыша в те моменты, когда он употребляет ненормативную лексику. Общайтесь с ним только тогда, когда его разговоры являются нормальными.

Инструкция по разрешению конфликта

— Как же правильно разрешить конфликт своего ребенка с чужим? Распишем пошагово?

  • Надо оценить расклад сил, попробовать немного успокоиться самим. Оценить, насколько велика угроза для ребенка. Оценить, насколько адекватна и договороспособна другая сторона. Одно дело, когда обидчик — мальчик с интеллигентными родителями. Другое — когда это совершенно разболтанный ребенок родителей с алкогольной зависимостью. 
  • Оцениваем свои силы и вырабатываем стратегию. Готовы ли мы идти разбираться и скандалить? Все очень индивидуально и зависит от того, какие у нас в семье есть ресурсы и как мы умеем выходить из конфликтных ситуаций.
  • Стараемся выслушать обе стороны. Две стороны говорят в присутствии третьего, каждый описывает свою версию событий. Такая очная ставка.
  • Продумываем действия сторон, составляем для них новые правила. Что-то неприемлемое запрещаем. Смотрим, что будет проще — может быть, уйти от конфликта или посотрудничать.
  • Через какое-то время мы возвращаемся — ни в коем случае этот пункт нельзя пропускать! — и контролируем эффективность наших действий. Что получилось, что нет? Может, надо провести какую-то «работу над ошибками», еще кого-то дослушать, кому-то пригрозить, напомнить о договоренностях?

И важно, чтобы никто в этой истории не был сильно унижен. Унижение — это всегда напряжение в системе, эскалация конфликта, и все становится только хуже

Как матерное слово попадает в детский сад или в школу?

Психические свойства человека, определяющие его желания, способности, группируются по векторам, которых всего восемь. Существует определенный тип людей, одной из природных задач которых является реанимация наших природных инстинктов, подавленных культурой, проговаривание информации о том интимном, что происходит между мужчиной и женщиной. Это люди с оральным вектором. Так устроены их бессознательные процессы. Именно от них мы слышим то, что скрыто от нас, то, что мы можем не осознавать.

В возрасте примерно шести лет дети проходят первичное сексуальное развитие. У них возникает интерес к гениталиям, к разной степени прикрытости тела. И пробуждение этого интереса связано с матерным словом, услышанным от орального ребенка. Для детей это открытие нового, неведомого ощущения. Со временем, в ходе взросления ребенка, эти переживания забываются.

Почему ребенок ругается матом?

Как правило, дети употребляют нехорошие слова неосознанно. Однажды где-то услышав, они воспроизводят их машинально в своей речи. Но могут быть и другие причины, в соответствии с ситуацией и возрастом.

Малыш пытается привлечь внимание взрослых. Он ждет любой реакции, даже негативной, лишь бы ему уделили внимание

Проводите с ребенком больше времени, принимайте участие в его играх. Ребенок должен чувствовать себя нужным.

Малыш копирует детей из сада (школы, двора и пр.). В этом случае изоляция ребенка и запрет на общение не имеют смысла. Бороться с проблемой снаружи бессмысленно – бороться надо изнутри. Ребенку нужно чувство уверенности в себе и в родительской любви. Жизнерадостному, уверенному в себе ребенку не потребуется доказывать сверстникам свой авторитет посредством употребления брани. Подражание старшим товарищам – это проблема детей уже более старшего возраста – начиная лет с восьми. Будьте ребенку другом, незаметно внушая ему те истины, которые помогут ему оставаться самим собой, не теряя авторитета среди друзей.

Назло родителям. В такой ситуации виноваты обычно родители, бросающиеся выражениями вроде «лоботряс», «глупец» и пр. Такие слова означают для ребенка неприятие его родителями. Поэтому в случае какой-либо провинности лучше объяснить малышу, почему он не прав.

Интерес к своему телу. С «помощью» более развитых сверстников ребенок узнает «основы анатомии» в бранных выражениях. Значит, настало время поговорить с ребенком на эту щепетильную тему. Объяснить, воспользовавшись специальными пособиями по возрасту ребенка. Ругать малыша в данной ситуации нельзя. Такой процесс познания мира для него является естественным, и осуждение может стать причиной неправильного восприятия ребенком элементарных вещей.

Не бывает, наверное, семей, которые не проходили бы данный этап воспитания детей. Но если семья – это, прежде всего, дружественная атмосфера, отсутствие ненормативной лексики и полное взаимопонимание, то охота к бранным словам пропадет у малыша очень быстро.

Получено 5 советов от психологов

Хороший ответ

2

Похожий вопрос

Младший брат отбился от рук (3 ответа)

4
Хороший ответ

1

Похожий вопрос

Дочь отбилась от рук (1 ответ)

Вероника, здравствуйте!  Вы очень хорошие родители и правильно воспитываете сына.  Воспитатель это не работа, а призвание и состояние души Педагога!  Много уважения вызывает Педагог — хореограф.-  Очень профессионально нашел подход к ребенку. Вопрос, конечно сложный и воспитателей не исправить….  Но ваш ребенок постоянно подвергается в саду психологическому насилию…. Вероника, я вам рекомендую срочно искать другой детсад и желательно детей в группе не более 15 человек, с профессиональными  педагогами.

С ув. О.В.

Рудомётова Ольга Владимировна. Детский, взрослый психолог, г Алматы.

5
Хороший ответ

4

Похожий вопрос

Дочь «отбилась от рук» (1 ответ)

Добрый день, Вероника!

Я читал ваш вопрос на другом ресурсе

И я конечно же обратил внимание на тот факт, что — вам-то самой — вполне удаётся «договариваться» с сыном. Но у других — «не хватает терпения»

Получается, что таким образом ребёнок — «много к себе требует». И это — вошло у него в привычку. С учётом такой небольшой разницы с братом — очень прозрачна мысль о «сиблинговой ревности» — которая «излишне переводится родителями в позитивное русло», то есть — не «проговаривается» его реальная зависть и ревность к младшему.

Мне кажется, что «копать» нужно как раз примерно в этом направлении.

Но тут нужно обсуждать более детально. Если хотите — приходите на консультацию, поговорим. Если пойдёте к другому специалисту — обязательно постарайтесь поговорить о теме «сиблинговой ревности».

Удачи вам!

Пётр Юрьевич Лизяев, психолог-психотерапевтОчные консультации/психотерапия в Москве — индивидуально и в группе, а также по Skype.

2
Хороший ответ

Похожий вопрос

Ругают в садике (1 ответ)

Вероника, здравствуйте!

Первый Ваш вопрос — как родители Вы не можете изменить ребенка, он может измениться сам, но для этого необходимо работать с психологом. Тут дело не в том, что Вы слишком хорошие или плохие родители, Вы просто родители, которые находятся в отношениях со своим ребенком и увидеть всю проблематику просто не возможно (даже психологи консультируются между собой чтобы «глаз не замыливался») именно для этого необходим специалист. 

Что касается перевода в другую группу, то тут предсказать невозможно. Я бы порекомендовала поработать с психологом и через некоторое время принять решение по поводу необходимости перехода в другую группу. 

Если у Вас будет желание, Вы можете обратиться ко мне за консультацией. 

Галина Федоренко. Психолог. Арт-терапевт. Психоаналитик.

4
Хороший ответ

Не отвечать на зло грубой силой

— Если родители применяют насилие в таких конфликтах, что в этот момент с ними происходит? Сильная жажда защитить своего ребенка? Невоспитанность? Высокая степень агрессии?

— Я думаю, что все вместе. У людей, которые ведут себя агрессивно, как правило, не очень высокий уровень самоконтроля. 

И если они, условно, способны поставить на колени и ударить чужого ребенка, то, скорей всего, и по отношению к своему ребенку могут так поступить.

С некоторой долей вероятности. Поэтому я бы не стала романтизировать этот способ разрешения конфликтов. 

С другой стороны, родитель имеет право что-то делать, чтобы конфликт прекратить и не допускать его развития. Но наша задача — не стать насильниками, наша задача — конфликт погасить.

— Остановить цепочку зла?

— Да. Потому что мы, как люди, обладающие большими ресурсами и большей властью, чем дети, способны это сделать. Они же внутри ситуации не всегда на это способны. По большому счету, если уж мы входим в конфликт между детьми на правах третьей силы, мы должны быть миротворческим контингентом. 

«За ребенка готова порвать, зарядить с ноги и поставить других на колени»

И мы не можем применять насилие по отношению к чужому ребенку, не можем его трогать, трясти, бить, ставить на колени, потому что — на секундочку! — это принесет репутационный ущерб не нашему ребенку, а нам самим. Это уголовная ответственность, к тому же в нашем обществе обижать ребенка порицаемо, даже если он себя ведет неидеально. Насилием мы ставим под удар себя и свою семью — и нашего ребенка обвинят не в том, что он «ябеда», а в том, что он сын или дочь жестокого садиста.

— Ну и, наверное, равный должен разбираться с равным?

— В идеальной ситуации, может быть, да. Но в реальной жизни — кто кому равен? Мы все не равны, наши силы и возможности, так что разбирается, кто с кем и как умеет. 

Наша задача, когда мы чувствуем, что сильнее — не быть жестокими. Это запускает порочный цикл, где насилие порождает насилие, которое в свою очередь порождает насилие, и так до бесконечности. Мы не можем опускаться до физической агрессии, насилия, потому что это путь в бездну, которая затягивает нас вместе с жертвой очень глубоко.

Ребенок ругается матом — что делать? Инструкция для родителей

Для начала обратите внимание на себя. Не употребляете ли Вы сами такие выражения? Или, может, кто-то из домашних любит употребить бранное словцо

В вашем доме так не выражаются? Это почти залог того, что дитя ругаться матом не будет. А вот отучить малыша сквернословить, если сами ругательствами не гнушаетесь, будет весьма сложно. Почему Вам можно, а ему нет?

Не говорите чаду, что он еще слишком мал для таких слов. Детям свойственно нас копировать, и чем больше (по его логике) он у вас переймет, тем быстрее повзрослеет.

Учите ребенка анализировать свои поступки и чувства, чаще разговаривайте с ним, объясняйте на своем примере, что такое плохо и хорошо.

Не паникуйте, если из уст ребенка вдруг вылетело бранное слово. Не злитесь и не ругайте чадо. Скорее всего, ребенок еще не до конца понимает смысл слова и смысл запрета на такие слова.
Услышав нехорошее слово впервые, предпочтительно его проигнорировать. Чем меньше вы будете акцентировать внимание на этом «инциденте», тем быстрее ребенок забудет это слово.

Не спешите смеяться и улыбаться, даже если нецензурное слово в устах родного дитя прозвучало комично. Заметив вашу реакцию, ребенок захочет порадовать вас снова и снова.

Если бранные слова начали появляться в речи ребенка регулярно и осознанно, значит, пришло время объяснить ему, что они означают, и, конечно, выразить свое огорчение этим фактом. И, само собой, объяснить, почему их произношение – это плохо. Если с помощью ругани ребенок пытается решать конфликты с ровесниками, найдите вместе с ним другие решения конфликтов.

А что делать жертве драчунов?

Агрессия агрессией, но бывает частенько и наоборот: ребенок никого не обижает, а вот ему от других достается регулярно.

Пока малыш под родительским надзором — все в порядке, вы всегда защитите его. Но вот отправляется ребенок в детский садик… Нет, с синяками и шишками он не приходит, но жалуется регулярно. Или вообще категорически отказывается заходить в группу. А раньше ходил без проблем. Что это? Возможно, он становится жертвой чьей-то агрессии. Так что пресекать рукоприкладство у сына или дочки надо, но надо и учить самообороне.

Многие мамы, и тем более папы говорят, когда ребенок жалуется, что его обижают, на него нападают: «Давай сдачи». Пожалуй, это неподходящий совет для ребенка, который сам не дерется. Во-первых, сдачи он давать не может (хотя бы потому, что гуманист), во-вторых, «нападательные» дети имеют прекрасный опыт сражений и драк, а у вашего ребенка такого опыта нет, так что пока он будет решать дилемму «можно — нельзя, а если можно, то каким образом», ему уже здорово достанется. На нападение надо реагировать немедленно.

В каждой группе есть агрессивные дети. Учите своего ребенка обороняться.

Родителям необходимо научить ребенка правильно вести себя в такой ситуации:

Терпеть нельзя! Ни в коем случае! Ты должен обороняться

Как? Громко сказать: «Не дерись!» Ребенок может начать плакать, но, так как маленькие дети плачут частенько, взрослые могут не сразу обратить на это внимание. Поэтому позвать надо так, чтоб тебя услышали, а сам мелкий агрессор испугался (хотя бы того, что его накажут

Крикнуть и позвать надо очень-очень громко. Неплохо будет, если вы с ребенком заранее (на всякий случай) прорепетируете. Тогда в случае необходимости сработает этот опыт, и малыш будет реагировать автоматически и немедленно.
А этот способ действует еще лучше. Детский визг, сами знаете, имеет сокрушительную силу, да и дети визжать любят. Так почему бы этим не воспользоваться? Надо завизжать. Завизжать изо всех сил и визжать, пока или драчун не ретируется, или помощь не подоспеет.

Драка плоха даже не тем, что ребенка обидят, стукнут, толкнут. Самое плохое, что его унижают как личность. И если он не научится поставить хулиганствующего ровесника на место, если не научится оборонять себя, это скажется и на его характере, и на самооценке. Учите ребенка обороняться. Но первой заповедью всех этих уроков должно стать: это не для нападения, это для защиты.

На тех, кто умеет постоять за себя, другие дети, даже агрессивные и очень вредные, нападать опасаются.

Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на .

Что делать родителям ребенка-драчуна: стратегия, тактика и профилактика

Если я слышу от родителей: «… дерется… ничего не помогает…», — задаю вопрос: а что вы делали? Как правило, отвечают: наказывали, ставили в угол, ругали…

Это как раз то, что мало помогает. Вы не сделали самого главного. Можно, конечно, и отругать, и поставить в угол, но сначала непременно скажите: «Я тебя очень люблю и поэтому не позволю стать плохим человеком, а значит не разрешу так себя вести».

Задача родителей — спокойно и толково объяснить ребенку, как надо вести себя. Не все объясняется словами. Жесты, поступки, действия — тоже самая доступная и понятная ребенку форма объяснения. И самая, кстати, действенная.

Как нельзя реагировать на детский мат?

Основными ошибками в коррекционной работе с ребенком, который использует в своей речи мат, являются:

1.    Непоследовательность в воспитании

Самая частая ошибка, которая, по сути, является неким злоупотреблением своим статусом родителя и взрослого человека. Если ребенку запретить ругаться матом, но не распространять этот запрет на семью и ближайшее окружение, то попытки перевоспитания будут не эффективны.

2.    Попытка пристыдить

Попытка пристыдить ребенка, особенно при людях, является лишь методом самоутверждения родителя, оправданием свое беспомощности. Такое эгоистичное поведение по отношению к ребенку может привести к психологическим травмам и расстройствам.

3.    Обобщение

К обобщению относится уход от темы. Зачастую, услышав бранное слово у ребенка, родители начинают ругать его за все его недостатки и прошлые ошибки.

4.    Наказание без пояснений

Если наказывать ребенка без пояснений о причине, то такой способ перевоспитания приведет не к решению проблемы, а к элементарной негативной реакции на запрет.

Категорически нельзя использовать физическое наказание, напоминать ребенку о проступке и пускать проблему своим ходом.

Почему дети ругаются матом

Принято считать, что в большинстве случаев ребенок приобщается к «матерной культуре» с подачи родителей. То есть, если мама или папа имеют привычку регулярно прибегать к «крепкому словцу», то малыш с самого детства начинает воспринимать это как норму. Так что, появление матерных слов в лексиконе крохи будет вполне предсказуемым явлением.

Тем не менее, это далеко не единственная причина, почему дети ругаются матом. Согласитесь, нередко бывают случаи, когда мат начинают использовать малыши, чьи родители совсем не склонны к употреблению «нехороших слов». Оказывается, что существуют вполне конкретные причины, почему дети ругаются матом на том или ином этапе взросления. На них мы и остановимся подробнее:

2-5 лет. В этом возрасте ребенок использует матерные слова неосознанно, как правило, даже не зная, что они означают. Тут все происходит исключительно по схеме подражания: малыш слышит – малыш повторяет. На этом этапе первостепенную роль играют уже упомянутые ранее разговорные привычки родителей и ближайшего окружения ребенка. Вины же крохи здесь нет абсолютно, ведь подражание в таком возрасте – неотъемлемая часть детского развития

Так что, папе и маме в этом случае, стоит в первую очередь обратить внимание именно на чистоту своей собственной речи.
5-7 лет. На данном этапе дети уже начинают понимать, что ругаться матом – нехорошо и неприлично

А сквернословят в этом возрасте они обычно, скорее, в знак протеста. Чаще всего, это своеобразный бунт против принятых правил. Ведь именно в 5-7 лет дети осознают, что их поведение ограничено довольно жесткими рамками. При этом значение матерных слов им чаще всего неизвестно. Для малышей это лишь средство показать, что они не хотят подчиняться установленным нормам поведения.
8-12 лет. Ребенок начинает понимать, в чьем присутствии можно сквернословить, а в чьем – нет. В этом возрасте дети обычно используют матерные слова среди своих сверстников. Так они пытаются самоутвердиться в коллективе, показать свою самостоятельность и «взрослость». Чаще всего это помогает им чувствовать себя более уверенно. В присутствии же родителей и других взрослых дети такого возраста избегают употребления бранных слов.
12-14 лет. Этот период можно отнести к пресловутому переходному возрасту. Именно на него обычно приходится «пик сквернословия». Объясняется это тем, что на данном этапе жизни мировоззрение и весь внутренний мир ребенка кардинальным образом меняется. В чем-то это связано с гормональной перестройкой организма, а в чем-то с особенностями становления психики. Так или иначе, ребенок сталкивается с многообразием эмоций, многие из которых он ранее не испытывал. Вместе с этим у подростка возникает острая необходимость выплеснуть их наружу. Тут-то на помощь и приходят матерные слова. Ведь, как ни печально это признавать, зачастую именно ругательства носят максимально яркую эмоциональную окраску. Правда, стоит оговориться, что далеко не все дети этого «проблемного» возраста выбирают такой способ высвобождения своих эмоций. Многие начинают активно заниматься спортом, интересоваться отношениями с противоположным полом, находят новые увлечения и хобби. В любом случае, с течением времени необходимость использования матерных слов постепенно отпадает. Это происходит ввиду культурного и эмоционального развития подростка: ему просто становится недостаточно такой формы выражения своего «Я».

Таким образом, каждому этапу взросления ребенка свойственны те или иные особенности, которые и определяют причины детского сквернословия

Для родителей очень важно знать об этом, чтобы как можно лучше понимать свое чадо. Кроме того, осознание причин, по которым ребенок прибегает к ненормативной лексике, поможет подобрать наиболее оптимальные пути решения вопроса, как отучить ребенка ругаться матом

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: