3 класс. русский язык. разбор слова по составу

Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ → (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом → домашний, часовой → часовщик…).

Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

1) школа + -ниц- (а) → школьница

«школа» + «та, что…» → «та, что учится в школе»

2) пере + писать → переписать

«заново» + «писать» → «писать заново»

3) малина + -ник- → малинник

«малина» + «там, где…» → «там, где растет малина»

4) Лимон + -ов-(ый) → лимоновый

«лимон» + «сделанный из…» → «сделанный из лимона»

5) за+ петь → запеть

«начать» + «петь» → «начать петь»

Эти схемы наглядно показывают, что образование слова — это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

Итак, что значит разобрать слово по составу?

Это значит определить:

  • часть речи → выделить основу и окончание;
  • буквальное (словообразовательное) значение слова;
  • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Карточки на тему «Разбор слов по составу», 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Разберите слова по составу,

указав части речи и вопрос.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Номер материала: ДБ-997147

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Особенности определения окончания на примере разных частей речи

Разбор по составу существительного

Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания

Всё слово — основа.

Имя прилагательное

Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

Примеры

Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

Трудные случаи при разборе слова по составу

Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов

В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам

Внимание к слову — основа успеха

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное
(образец разбора): Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка. Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное
(порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора): Текст: Пролетело четыре дня. Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение
(порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора): Текст: С нее капали хрустальные дождинки. Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Состав слова: примеры разбора

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

  1. Разберем состав слова «подснежник»:
  • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам и числам: «подснежника», «подснежнику», «подснежники» и поч. Как видите, данное слово имеет нулевое окончание.
  • Основой является все слово целиком.
  • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «снег» («г» и «ж» — чередующиеся согласные), «снежный» и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «снеж».
  • Определяем приставку. Слово «подснежник» — это имя существительное, которое буквально обозначает «под снегом». То есть приставкой будет «под».
  • Определяем суффикс. Это самое сложное. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов, которые помогут нам понять, как именно оно образовалось: «снег», «подснежный», «подснежника», «подснежник». Из этого примера видно, что данное слово имеет два суффикса «н» и «ик».

2. Разберем состав слова «повторение»:

  • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово по падежам: «повторения», «повторению», «повторении». Как видите, данное слово имеет окончание «е».
  • Основой является следующая часть слова – «повторени».
  • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «повторять, «вторить» и пр. Таким образом, корнем выступает следующая часть «втор».
  • Определяем приставку. Слово «повторение» — это имя существительное. Его приставкой будет «по».
  • Определяем суффикс. Для этого необходимо подобрать несколько однокоренных слов: «повторять», «повторить», «повтор», «повторению». Из этого примера видно, что данное слово имеет один суффикс «ени».

3. Разберем состав слова «помогать»:

  • Определяем окончание. Для этого необходимо изменить слово, однако «помогать» — это начальная форма глагола. В некоторых учебниках утверждают, что оно имеет нулевое окончание, хотя большинство учителей рекомендуют заключать в рамку следующую часть – «ть».
  • Основой является все слово или «помога».
  • Определяем корень. Для этого требуется подобрать однокоренные слова: «помогла, «помогли», «помог», «может» («г» и «ж» — чередующиеся согласные) и проч. Таким образом, корнем выступает следующая часть – «мог».
  • Определяем приставку. Слово «повторение» — это неопределенный глагол. Его приставкой будет «по».
  • Определяем суффикс. В начальной форме глагола суффиксом обычно выступает гласная перед «ть». В данном случае это буква «а».

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

наверно, быстро, учитывая – неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил – суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

Корень

Вы наверняка помните, что для его выделения надо «подбирать однокоренные слова». В принципе, да. Давайте найдем корень у слова «подводный»: водный, вода – корень «вод».

Тут надо учитывать одну тонкость. Корень должен сразу вызвать у вас в голове образ того, о чем говорится. То есть вы должны по корню легко понять лексическое значение слова.

Вот разбираете вы «квартиру». Что это такое? Это часть многоквартирного дома, где живут люди. Какой тут корень? «Квартир». Вы его произнесли и сразу себе представили, например, однокомнатную квартирку.

А почему корень не «кварт»? Потому что: кварт, кварты, квартов, квартами – что это такое? О чем вы думаете, когда произносите эти слова? Ни о чем. Не о квартире точно. Значит, «кварт» тут никак не может быть корнем. В корне всегда заключено лексическое значение слова, и если оно в голове у вас не всплывает, значит, вы корень нашли неправильно.

Какой корень в слове «богатый»? «Богат» или «бог»? Когда я произношу «богат», у меня ассоциация сразу с богатством, с богатыми, с богачами. Я сразу улавливаю лексическое значение.

А если я начну изменять слово бог? Боги, богам, о богах, с богами – я начинаю думать о Боге – то есть о Творце, Всевышнем. Никакой связи с богатством нет.

Вывод – корень «богат».

По этой же причине в слове «работа» корень «работ», а не «раб». Работа сейчас уже не то же самое, что удел рабов.

Порядок морфемного разбора слова

Порядок морфемного разбора слова (разбора по составу) достаточно прост — производим разбор именно той формы слова, которая указана в задании.

Выписываем слово для морфемного разбора без изменений и определяем, к какой части речи это слово относится, является ли эта часть речи изменяемой или неизменяемой.
Если слово изменяемое, то определяем окончание слова. Для это изменяем слово — склоняем или спрягаем его.Если слово неизменяемое (это деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи), то окончания у него нет!
Определяем основу слова — это часть слова без окончания.
Определяем корень слова. Для этого подбираем однокоренные слова (они же родственные слова)

При этом следует обратить внимание на то, какое значение имеет исходное слово и помнить об омонимичных корнях. Омонимичные корни — это корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но различающиеся по значению. Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка»

В данном случае однокоренным будет слово «стволы».
Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производтся посредством подбора слов, образованных тем же способом.
При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например,
Пригорчика

Соответственно, подбирая однокоренные слова к слову, например, «ствол» (в значении ствол дерева) нельзя указывать как однокоренное слова «двустволка». В данном случае однокоренным будет слово «стволы».
Выделяются остальные морфемы — приставки (префиксы), суффиксы (аффиксы и постфиксы), соединительные гласные (интерфиксы). Выделение производтся посредством подбора слов, образованных тем же способом.
При разборе каждая морфема помечается соответствующим значком.Например,
Пригорчика

Приставка — приКорень — горСуффикс — чикОкончание — а

Отличие морфемного разбора от словообразовательного разбора

Достаточно часто подразумевается, что морфемный разбор слова и разбор слова по составу (словообразовательный разбор) это одно и то же, но это не совсем так. Так в чем же отличия этих двух способов анализа слов?

  • Морфемный разбор слова предполагает, что мы берем слово из задания без изменений, а для разбора по составу нужно использовать начальную форму слова (например, ходили; начальная форма — ходить)
  • Морфемный разбор слова не требуется указывать является ли слово производным, а при словообразовательном разборе это обязательно.
  • При морфемном разборе необходимо подбирать слова, образованные при использовании тех же морфем, а при слообразовательном разборе необходимо указывать именно способ образования слова.

Отличие морфемного разбора от морфологического разбора

Нужно понимать, что морфемный разбор слова и морфологичский разбор — это принципиально разные вещи. При Морфемном разборе слова анализируются только морфемы, входящие в состав этого слова, а при морфологическом разборе производится анализ слова как части речи, рассматриваются свойственные ему грамматические категории.

В качестве примера давайте сделаем морфемный разбор слова «Травинки» (Предложение: Травинки мягко шелестели в лунном свете)

  • Шаг 1. Выписываем слово без изменений — травинки. Это существительное, множественного числа, изменяемое.
  • Шаг 2. Определяем окончание слова. Окончание — «и».
  • Шаг 3. Определяем основу слова — травинк.
  • Шаг 4. Подберем однокоренные слова — для нашего слова это «трава», «травинка», «травка». Определяем корень слова — «трав».
  • Шаг 5. Выделяем остальные морфемы — приставки в этом слове нет, суффиксы — «ин» и «к», соединительных гласных — нет.

Схематично морфемный разбор слова будет выглядеть так:

Слово травинка — травинка

Виды разборов

В русском языке существуют множество анализов слова по различным признакам, необходимых для различных целей. Для понимания в чем у них отличая друг от друга разберем их на примерах:

Фонетический разбор

При фонетическом разборе — разбираемая часть разбирается на звуки и определяются их характеристики.

Разберем на примере слова подъезд

ударение: подъе́зд

Слоги: подъ—езд (2 слога)

Можно перенести как: подъ—езд, по—дъезд.

Фонетическая запись:

Подробный анализ звук и букв:

Буква Звук Характеристики звука
п согл., глух. парн., тв., шумный
о гласн., безуд.
д согл., зв. парн., тв., шумный
ъ не имеет звука
е согл., звонк. Непар., мягк.
гласн., уд.
з согл., зв. парн., тв., шумный
д согл., глух. парн., тв., шумный

Количество букв и звуков: Из сделанного выше разбора делаем вывод, что данное слово имеет семь букв и семь звуков. Буквы: две гласных, четыре согласных, одна не означает звука. Звуки: два гласных, пять согласных.

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Главной задачей морфемного анализа — разбор слова на его составляющие минимальные составляющие (морфемы).

Разберем на примере:

Морфологический разбор имени существительного

Разберем на примере: Кошка ходит по дому

  1. кошка — существительное.
  2. Начальной формой является: кошка (Им. П, ед. ч.);

Пост. признаки: нариц., одуш., женск. р. 1-е скл.;

Непост. признаки: Им. П, ед. ч.

3. подлежащее

Морфологический разбор глагола

Разберем на примере: Кошка ходит по дому

  1. ходит — глагол.
  2. Начальной формой является: ходить (инфинитив);

Пост. признаки: 2-е спряжение, непереходный, несов. вид;

Непост. признаки: изъяв. накл., ед. ч., Н.В., 3-е лицо.

  1. сказуемое

Морфологический разбор имени прилагательного

Разберем на примере: Красивая девушка идет неспеша в сторону деревни.

  1. красивая — прилагательное.
  2. Начальной формой является: красивый (Им. П, ед. Ч., муж. р.);

Пост. признаки: качественное;

Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. Женск. р., полная форма.

  1. Определение.

Морфологический разбор имени числительного

Разберем на примере: Три кота шумно играют:

  1. Три — числительное.
  2. Начальной формой является: три (Им. П.);

Пост. признаки: количественное, простое;

Непост. признаки: Им.П..

  1. Подлежащее.

Разберем на примере: Три кота шумно играют:

  1. Шумно — наречие.
  2. Неизменяемое;
  3. Обстоятельство.

Морфологический разбор причастия

Разберем на примере: Пишущий редактор сайта

  1. Пишущий — причастие, образованное от глагола писать.
  2. Начальной формой является: пишущий (Им. П, ед. Ч. муж. р.);

Пост. признаки: настоящее время, действительное, несовер. вид;

Непост. признаки: Им. П, ед. Ч. муж. р., полная форма.

  1. Определение. Морфологический разбор деепричастия

Разберем на примере: Увлекшись игрой Аня не заметила подкрадывающуюся опасность:

  1. Увлёкшись — деепричастие.
  2. Начальной формой является неопределенная форма глагола: увлечься;

Неизменяемая форма, соверш. вид, прошедшее время;

  1. Обстоятельство.

Морфологический разбор предлога

Разберем на примере: Котенок у кошки

  1. У — предлог.
  2. Неизменяемое слово, непроизводный, простой;
  3. Не является членом предложения.

Разберем на примере: Иван да Марья

  1. Да — союз.
  2. Неизменяемое, простой;
  3. Не является членом предложения

Морфологический разбор частицы

Разберем на примере: Даже она не знала, что с этим делать:

  • Даже — частица.
  • Неизменяемое слово;
  • Не является членом предложения

Синтаксический разбор простого предложения:

Пастух вел стадо в сторону деревни

Синтаксический разбор сложного предложения:

Я поставила корзинку и увидела, что вся она заполнилась жучками.

Лексический разбор слова

Образец лексического разбора слова.

Закончив вышивать свой платок, она принялась помогать другим девочкам в классе.

  1. Вышивать — это действие обозначающее украшение нитками определенного предмета.
  2. Слово однозадачное
  3. Значение прямое.
  4. Синонимический ряд: выстегивать, шить, расшивать.
  5. Слово русское.
  6. Относится к общеупотребительной лексике
  7. Не является устаревшим, оно входит в активный словарь русского языка.

Памятка «Разбор слова по составу» 3 класс

Разбор слова по составу

1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания)

4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

6. Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем).

Разбор слова по составу

1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания)

4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

6. Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем).

Разбор слова по составу

1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания)

4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

6. Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем).

Разбор слова по составу

1. К данному слову поставь вопрос и определи часть речи.

3. Укажи основу слова (это часть слова без окончания)

4. Выдели корень (общая часть всех родственных слов), подобрав 2-3 однокоренных слова.

5. Укажи суффикс (если есть) – часть слова, которая стоит после корня.

6. Выдели приставку (Это часть слова, которая стоит перед корнем).

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-341040

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Разбираем слова по составу во 2-3-м классе: основы

Разобрать слово по составу, значит, указать из каких частей оно состоит. Для начала ребенку нужно запомнить, какие бывают части слова, как называются и обозначаются:

  • Корень – первая часть слова, с которой школьники знакомятся во 2 классе. Она самая главная. В корне сосредоточено общее значение для всех однокоренных слов: коса, косить, косарь или гора, горный, пригорок. Правильно обозначать его сверху полукруглой скобкой.
  • Приставка – важная часть слова. Она имеет добавочное значение и помогает образовывать новые слова: петь – запеть, игра – выиграть, добро – недобрый, гулять – прогулка, клеить – склеить. Приставка располагается перед корнем и графически выделяется знаком ¬.
  • Суффикс – не менее значимая часть, участвующая в образовании новых слов. Он располагается после корня. Для обозначения суффикса используется знак ^. С его помощью создаются уменьшительно-ласкательные имена (Ваня – Ванечка), обозначаются детеныши и родители (белка – бельчиха, бельчонок), он нужен для увеличения значения слов (усы – усища) и т. д.
  • Окончание – изменяемая морфема, с помощью которой согласуются слова в предложении. Окончание располагается после суффикса или корня после корня, если суффикс отсутствует, и обводится в квадрат. Имена существительные в именительном падеже имеют нулевое окончание. Окончания нет у частей речи, которые не склоняются. Примеры окончаний: радуга, простой (прилагательное), дружить, буква, дети.
  • Основа – приставка, корень и суффикс. Представляет собой все значимые части слова без окончания. Примеры: большой, красота, оценка, предмет, волчок.

Схемы с краткой информацией, которые помогут ребенку разобрать слово по составу:

План разбора с примером

Для того, чтобы научиться правильному разбору слова к 3 классу школы, необходимо знать план:

  1. Поставить вопрос и определить часть речи. Для примера возьмем слово «маленький». К нему подходит вопрос «какой?». Значит, перед нами имя прилагательное.
  2. Выделить окончание, изменив вопрос к слову. Например, маленький – маленького. Изменяемая часть –ий и есть искомое окончание.
  3. Указать основу слова. Здесь все просто: основа – это все, что останется от слова, если убрать окончание, то есть, в нашем примере маленьк-.
  4. Выделить корень, подобрав однокоренные слова: маленький – малый – малыш. Корень в примере – мал.
  5. Выделить приставку. Она стоит перед корнем. В слове «маленький» приставки нет, значит, специальный знак ставить не нужно.
  6. Указать суффикс. Как мы помним, эта часть слова располагается между корнем и окончанием. Иногда суффикс в слове отсутствует. Но в нашем примере он есть – это еньк. Чтобы проверить себя, подбери слова с таким же суффиксом: умненький, сладенький.

Алгоритм кратко:

Видео урок:

Конспект урока в 6 классе

Примечание:Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Тема:Морфемный разбор слова.

Цели урока:

  • отработка умения производить морфемный разбор;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • воспитание любви к русскому языку, интереса к его изучению.

УУД:

  • познавательные: анализ слов с целью выделения значимых составных частей, рефлексия деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
  • коммуникативные: умение выразить мысль, умение слушать и слышать друг друга;
  • личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.

1. са­ха­рок – ли­сток, мешок      

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харка, листка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.

Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.

Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.

Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

Рис. 4. Об­ра­зец

2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный 

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.

Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.

Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.

Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

Рис. 5. Об­ра­зец

3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.

Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.

Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.

При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.

Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

Рис. 6. Об­ра­зец

4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.

Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.

Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.

Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).

Рис. 7. Об­ра­зец

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Слово может содержат более одного суффикса.

Окончание – изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком

Окончание может быть нулевым.

Основа – часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками

существует два постфикса — -СЯ, -СЬ.

Приставка в составе слова

Затем выде­лим при­став­ку в сло­ве, если она есть. Чтобы убе­дить­ся, есть ли эта мор­фе­ма в сло­ве, мож­но убрать ее и посмот­реть, суще­ству­ет ли в лек­си­ке рус­ско­го язы­ка такое само­сто­я­тель­ное сло­во, или, вто­рой вари­ант про­вер­ки, — менять пред­по­ла­га­е­мую при­став­ку на другую:

со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.

Результативным спо­со­бом опре­де­ле­ния при­став­ки в соста­ве сло­ва явля­ет­ся под­бор лек­сем с такой же приставкой:

со драть, со брать, со вме­стить, со гла­сить­ся.

В мор­фем­ном соста­ве лек­се­мы может быть несколь­ко при­ста­вок, тогда целе­со­об­раз­но соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и добрать­ся до пер­во­го про­из­во­дя­ще­го слова:

не без ынте­рес­ный — без ынте­рес­ный — интересный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: