Современные и советские подростки: в чем различия

Результаты российских исследований

Ученые из России провели большой социологический опрос среди людей, рожденных в 70-80-х годах и 2000-х. Исследовали культурные, психологические отличия разных поколений, их черты характера, жизненные ориентиры, цели, задачи, мечты.

К каким выводам пришли ученые из России? Современная молодежь более уверенная в себе, знает себе цену, идет к поставленным целям, предпочитают получать новые знания

Для современных подростков важно получить образование, иметь возможность хорошо зарабатывать. Подростки из 80-х относились к учебе немного по-другому, ведь они понимали, что у всех, в основном, будет одинаковое образование

Как правило, школьники прошлых лет любили прогуливать занятия, ведь всегда была возможность пойти учиться в ПТУ.

Современные школьники по своей инициативе посещают репетиторов, активно учат иностранные языки, хотят получить хорошее образование, которое даст старт для развития и получения материального достатка в будущем. Если поколение 80-х, в основном, предпочитало гулять на улице, то современная молодежь лучше пойдет на курсы программирования или будет изучать иностранные языки. Но также нынешние подростки любят играть в компьютерные игры и намного меньше читают книг, чем их родители.

Поколение 80-х отличается ответственностью, исполнительностью, самостоятельностью. Молодежь, которая жила в Советском Союзе, могла принимать ответственные решения, не перекладывая их на плечи родителей.

Психологи говорят, что нынешнюю молодежь излишне опекает старшее поколение. Раньше дети развивались без дополнительных занятий, сами делали уроки в школе. Теперь же родители стараются все решения принимать сами, не советуясь с детьми. Например, многие отдают сыновей и дочерей на курсы иностранных языков, в спортивные секции, в развивающие школы, не интересуясь, чего же на самом деле хотят дети. Домашнее задание школьники разучились делать самостоятельно, хотя поколение 80-х практически никогда не обращалось к родителям за помощью.

Советские подростки, в первую очередь, думали о коллективе, о судьбе Родины. Современная молодежь на первое место ставит собственные приоритеты, живут сегодняшним днем, получают удовольствие от жизни. Подростки наслаждаются молодостью и не спешат взрослеть.

Что будет дальше с российским образованием

Итак, современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (относительную доступность), при этом стало слишком перегруженным, оторванным от практики, знания перестали быть глубокими, а творческого процесса в образовании скоро вообще не станет.

Нельзя сказать, что государство считает систему идеальной (хоть серьезной критики и нет), но на ближайшие 5 лет запланирована реализация национального проекта «Образование». Это несколько проектов, сгруппированных по 4 основным направлениям:

  • обновление содержания;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • создание современной инфраструктуры;
  • эффективное управление.

С точки зрения качества образования самые важные – первые 2, которые отвечают на вопрос «Чему учить детей?» и «Кто будет этим заниматься?». На весь проект запланировано потратить почти 800 миллиардов рублей (что в масштабах бюджета страны за 6 лет не так уж много), а целей поставлено много.

Среди целей – ликвидация третьей смены в школах (в России пока еще есть и такое), возможность учиться по индивидуальному плану, создание общественно-деловых объединений, постоянное повышение квалификации минимум половины учителей, полноценный запуск Национальной системы учительского роста (одна из частей которой – обязательная аттестация по новым правилам – вызвала бурю возмущения), и т.д.

То есть, российское образование будет продолжать двигаться примерно в том же направлении, что двигается сейчас – никакой отмены ЕГЭ или возвращения к отдельным элементам советской системы не планируется.

Эксперты считают, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не стоит, говорит Роза Саргсян, в современных реалиях она не будет работать:

Что же касается дальнейших действий, то будущее образования – в сочетании нового содержания и современных технологий, считает Павел Чернышов:

Кстати, профессиональному образованию в России стали уделять внимание не так давно – в 2012 году страна вступила в «WorldSkills International», а в 2019-м в Казани прошел мировой чемпионат ассоциации. Также в России уже активно проводятся выпускные экзамены по стандартам WorldSkills

Возможно, складывающаяся в России система образования будет иметь мало что общего с советской, но если учесть, что современный мир отличается от того, что было 30 лет назад, это не так уж плохо.

Новости

Архив

12:49

«Всеми силами искореняйте негативные эмоции»: жителям региона дали советы, как вести себя, чтобы не допустить конфликтов на национальной почве

12:25

В Вольском районе перевозчик отказался от обслуживания трех автобусных маршрутов

12:13

Правительством РФ в Госдуму внесен закон о недопустимости использования иностранных слов

11:47

Чиновники высчитали, сколько россияне проживут после выхода на пенсию (срок утверждают на законодательном уровне)

11:45

Волонтёры разыскивают рыжеволосого мужчину из Энгельса, который пропал в середине лета

11:15

В Саратовской области кондитерскую фабрику обязали выплатить 65,7 миллиона рублей

11:11

Пожарные обнаружили труп мужчины при тушении квартиры в Ленинском районе

11:04

«История нас рассудит». Бывший председатель Саратовской городской думы Дмитрий Кудинов заставил понервничать нового спикера множеством вопросов по бюджету

10:56

Саратовец «сломал» сайт для заказа интим-услуг и заплатил более 200 тысяч рублей незнакомцу

10:49

Отключение тепла в домах из-за повреждения труб на Технической. Энергетики отчитались о ходе работ

10:42

Саратовец, который не согласился со своей мобилизацией, подал в суд на военный комиссариат. Решение

10:26

Регоператор: автомобильные шины нельзя оставлять на площадках для коммунальных отходов

10:21

Коммунальщики напоминают о необходимости подачи декларации о составе и свойствах сточных вод

10:12

Пенсионерка, которую сбила иномарка в Балаково, скончалась по пути в больницу

10:04

Снижение заболеваемости ковидом в регионе. За сутки инфекцию выявили у 107 человек

09:39

В Энгельсе иномарка наехала на подростка, в Петровском районе машина сбила пешехода и скрылась с места ДТП

09:25

Молодой житель Маркса до смерти забил знакомую: приговор

08:59

«Люди вынуждены идти на автобусы и опаздывать на работу»: из-за переполненных утром трамваев саратовцы не могут уехать в центр города

07:52

Промышленное производство в Саратовской области по итогам трех кварталов так и не вышло на прошлогодний уровень

07:24

Детское питание, овощи и творог. Официальные данные о продуктах, подорожавших в регионе сильнее всего

26 октября 2022, 20:55

Волонтёры разыскивают саратовца, который пропал два с половиной месяца назад

26 октября 2022, 20:39

В Балаково водитель Renault Logan сбил пенсионерку на пешеходном переходе

26 октября 2022, 20:26

Из-за повреждения на сетях тысячи саратовцев остались без отопления

26 октября 2022, 19:34

Сбер расширил возможности «Семейной ипотеки» и ипотеки с «Господдержкой»

26 октября 2022, 18:41

Мужской журнал выбрал «сексапильнейших из сексапильных»: есть ли саратовчанки среди финалисток

26 октября 2022, 18:36

Минздрав: в ближайшее время регион получит более 300 тысяч насадок-распылителей для назальной вакцинации от COVID-19

26 октября 2022, 18:34

Глава района, экс-депутат, журналист и неудачник выборных кампаний: определился круг претендентов на пост мэра Саратова

26 октября 2022, 18:20

Федеральные власти перевели региону деньги, чтобы зарплаты медсестер были не меньше 41 тысячи рублей, а врачей — больше 80 тысяч

26 октября 2022, 17:57

Жители Дергачей возмутились, что дети вынуждены ходить пешком по 40 минут или ехать на такси до школы из-за отсутствия автобусов. Комментарий администрации

26 октября 2022, 17:55

Строят меньше, квартиры «съеживаются», цены быстро растут: анализ рынка жилья в регионе

Американская теория поколений

Историки из США в 90-х годах прошлого века озвучили теорию X, Z, Y. Ученые утверждают, что каждые 20 лет поколения меняются, а затем идет повторение. Как разделили американские историки людей разных периодов рождения:

  • 1961-1981 годы рождения – поколение Х;
  • 1981-2004 годы рождения – поколение Y;
  • рожденные с 2005 года – поколение Z.

Первая категория (Х) отличается повышенным трудолюбием, выносливостью, блестяще исполняет поставленные задачи, подчиняется общим правилам. Люди, рожденные в этот период, дорожат домом, бережно относятся к вещам, умеют экономить.

Вторая категория (Y) характеризуется следующими качествами: хорошее чувство юмора, позитив, жизнерадостность. Люди, рожденные в этот период, идут по жизни легко и весело, ищут разнообразия во всем, готовы к новым открытиям.

Третья категория (Z) отличаются лидерскими качествами. Это, как правило, самостоятельные, целеустремленные, независимые люди.

Психологи говорят, что у каждого поколения цели и стремления бывают похожими, поэтому теория американских ученых не считается научным доказательством.

От военного порядка к постепенной демократизации

В период до Второй мировой войны, такого понятия, как единая школьная форма, еще не было. Связано это, скорее, не с безразличием власти СССР к подрастающим поколениям, а скорее из материальных причин — в стране, чье благосостояние было сильно подорвано как Первой мировой, так и Гражданской войной, просто не было денег на создание единого стандарта внешнего вида школьника. Единичными отличиями был только известный пионерский лагерь “Артек” и военизированные лагеря для мальчиков.

С окончанием боев против фашистских оккупантов, в 1948-ом власть наконец-то решила подумать за внешний вид своих грызунов гранита науки. Была введена единая, всесоюзная школьная форма, обязательная для любого школьного заведения.

Поначалу она очень напоминала военную, естественно — для мальчиков. Был заложен общий стандарт, который сохранился практически до распада СССР — белый верх, черный низ. Не была разрешена летняя обувь и бриджи, юбки у девочек должны были прикрывать колени даже в положении сидя. Неизвестно, чем руководствовались лидеры Союза, но до 1956-го года также была в силе система раздельного обучения — мальчики и девочки учились отдельно.

Мнение эксперта
Гречко Петр Олексеевич
Социолог, исследователь истории СССР, эксперт в области социализма, изучал марксизм, ленинизм и период Второй мировой.

С приходом “оттепели” и вплоть до Перестройки, требования несколько смягчились, а дети снова стали учится вместе, без разделения по половому признаку.

Но, впрочем, к каким-то серьезным изменениям это не привело — черная юбка с белым фартушком и бантом на голове для девочек, черная гимнастерка для мальчиков.

Только с началом эпохи Гласности к внешнему виду школьников стали относиться более терпимо, но все же до настоящей свободы приходилось ждать еще года, пока СССР не закончит свое существование в 1991-ом.

2.


Поколение X отличает трудолюбие, прагматизм, надежда на себя и способность подчиняться правилам. Жизненный лозунг таких людей – «Мой дом – моя крепость».

Поколение Y – оптимистичные, уверенные в себе, общительные люди, жаждущие удовольствий, быстрых результатов и разнообразия. Лозунг – «Жизнь – игра».

Поколение Z – самостоятельные, свободолюбивые, коммуникабельные личности, которые любят быть лидерами, не боятся проблем, ответственности и стремятся ко всему новому. Лозунг – «Нет ничего не возможного».

Несмотря на то, что ценности поколений во всех странах совпадают, психологи не считают теорию полноценным научным анализом, рассматривая её, как историческое эссе.

По мнению директора Института Психологии Павла Сергоманова, общей теории поколений, работающей в каждом обществе, быть не может. Это общие, поверхностные характеристики, основанные на анализе людей в США.

А как у нас в России?
Российская академия наук провела собственный анализ. Участниками исследования стали жители страны 1970-х и 2000-х годов рождения. Рассматривались культурные, социальные и психологические различия людей, живших в указанное время.

Что же было выяснено? Нынешние подростки стали более амбициозными, мечтают о построении грандиозной карьеры, больше ценят и уважают себя, чем поколение из 80-х.

У современной молодежи выше познавательная активность. Если раньше подростки относились к учебе со скукой и стремились больше времени проводить на улицах, то сегодня дети относятся к образованию очень серьезно. Оказавшись между выбором посетить репетитора или прогуляться с друзьями по улице, молодые респонденты выбирали первый вариант.

Старшее поколение выигрывает в ответственности и самостоятельности. Советская молодежь была готова принимать важные, судьбоносные решения и отвечать за свои поступки. Вопреки теории X, Y, Z, российская молодежь любит перекладывать такие решения на других людей.

По мнению психологов, проблема кроется в самом обществе. Общество ограждает современных детей от ответственности, самостоятельности и принятия личных решений.

Однако выросла мотивация личных желаний. Современные люди думают прежде всего о себе и, только потом об остальных. Советские подростки, выросшие в духе – «думай о Родине, а потом о себе», жили массовой идеей, а не личной.

***

В целом, люди стали жить настоящим, а не будущим. Дети совершенно не торопятся взрослеть, дорожат своей молодостью и стараются получить от неё всё по максимуму.

Интересности
8 сентября, 2020
868 просмотров

Советские и современные подростки развиваются по разным архетипам

В советскую эпоху считалось, что подростки должны учиться на хорошие оценки и скромно одеваться. Система образования в СССР предполагала собой воспитание всесторонне развитой личности. При этом были подростки, которых характеризовали как ботаников, а были непримиримые бунтари, что постоянно хулиганили и отказывались соблюдать субординацию.

В 2020-е годы наблюдается ситуация, когда каждый ребёнок в глазах своих родителей — это Леонардо да Винчи. Он имеет множество талантов: ходит на спортивные секции, занимается музыкой, является добрым, но при этом с легкостью может постоять за себя. В связи с этим современный подросток разбирается во всём, знаком с актуальными темами, однако их познания поверхностны. По этой причине им сложно стать узконаправленными специалистами, чего требует от них общество.

Среди современных подростков остаются молодые люди, которые увлечены одной или двумя темами. Это может быть музыка, компьютерные игры, литература, точные науки, спорт и так далее. При этом современные подростки не стремятся общаться с такими сверстниками, так как считают их гиками – людьми, чрезвычайно увлечёнными чем-либо.

Эксперты считают, что американская модель поколений неприменима для России

Сегодня в социальных науках господствует теория о существовании поколений X, Y и Z. Она была создана Уильямом Штраусом и Нилом Хау в 1991-м году для отражения смены поколений в Соединенных Штатах Америки, начиная с шестнадцатого века. Но разделение в ней является условным, и с научной точки зрения имеет статус скорее предположения, чем реально практичного подхода.

Поколения X, Y и Z являются тремя последними в иерархии, которые выросли уже во времена создания и активного использования современных информационных технологий. Специалисты отмечают, что теория поколений не может предоставить данных, которые позволили бы выявить кардинальные отличия между людьми, родившимися в 60-е и 90-е годы

Также этот подход не принимает во внимание отличия между жителями разных стран

Поэтому в России предприняли попытку сделать свое практическое исследование современных российских детей и их родителей, разница в возрасте между которыми обычно составляет тридцать лет. Было установлено, что нынешние подростки амбициознее своих родителей, ставят перед собой более высокие задачи, чем их родители в юности

Они не только стремятся получить среднее образование, но и уделяют внимание дополнительному прохождению разнообразных тренингов и семинаров для получения полезных навыков

Дети с разницей в полстолетия

На тему изучения изменений в разных поколениях проведено немало исследований. Одно из них сравнивает школьников 4-5 классов в возрасте 11-12 лет. Первое исследование проводилось в 1967 году, второе – в 2017. Основным предметом изучения являлось «чувство взрослости», то есть то, насколько дети хотят стать взрослыми и стремятся выглядеть таковыми.

Целых 50 лет разницы! Изменилась страна, изменился строй, изменилось образование. Конечно, изменились и дети. Как обнаружили исследователи, советские школьники гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные. По словам научного сотрудника Центра исследований современного детства Александра Бочавера, школьники 60-х хотели, чтоб к ним относились, как к взрослым, уважали их мнение. Нынешние же дети считают себя маленькими и взрослеть не торопятся, для них детство намного более привлекательно, чем полная проблем взрослая жизнь.

Это проявляется и в выборе занятий по душе. В советское время, когда существовало множество бесплатных кружков, дети проявляли бОльшую самостоятельность в их выборе. Современные дети чаще следуют родительским решениям, чем делают собственный выбор.

Однако исследователи отмечают, что у современных детей гораздо больше отличий друг от друга. И дело не только в социальном расслоении, но и в целом в отношении к жизни. То есть нынешние дети оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад.

Как можно оценить российское образование

В сфере образования в России занято чуть больше 5,5 миллионов человек. Это много – учителей больше, чем чиновников или медиков, и примерно столько, сколько занято людей в сельском хозяйстве. В процентном отношении это больше 15% от всех работающих в стране.

Большая часть этих людей работает на государство (конечно, есть и частные детские сады, школы, колледжи и вузы, но их меньшинство), поэтому именно от государства непосредственно зависит то, как работает образование.

Охарактеризовать состояние российской сферы образования однозначно не получится – с чем-то у России относительно неплохо (число людей без начального общего образования старше 25 лет – всего около 0,2%), а в чем-то есть проблемы (зарплаты учителей).

Оценить же уровень образования можно только в сравнении с другими странами. Один из главных индикаторов – то, сколько государство тратит на образование. В России это 3,5% от ВВП или 10,8% от суммарных государственных расходов. В сравнении с другими странами это не так уж много:

  • в Великобритании на образование тратится 4,9% от ВВП или 12,4% от расходов государства;
  • в Южной Корее – 4,1% от ВВП и 14% от расходов государства;
  • в Швеции – 5% от ВВП и 11,6% от суммарных расходов государства.

Однако эти цифры говорят не так уж много – бюджет Южной Кореи на 2020 год составляет 423,2 миллиарда долларов, а расходы федерального бюджета России – эквивалент 296,7 миллиардов долларов, и это при населении Кореи втрое меньше российского.

Что касается уровня образования взрослого населения, то проблема безграмотности была побеждена много десятилетий назад в СССР (впрочем, большинство стран мира ее тоже победили). Так, в России 94,2% жителей старше 25 лет имеют образование на уровне среднего общего (11 классов) и выше.

Высшее образование есть у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет, в среднем по развитым странам цифры примерно такие же: от 18,7% в Италии до 35,7 в Великобритании. Однако доступность высшего образования – скорее часть политики государства, поэтому эти цифры тоже мало о чем говорят.

Поэтому относительно взвешенную оценку российскому образованию могут дать только международные оценки. Первая из них – индекс уровня образования, который используется ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Индекс учитывает 2 показателя – долю грамотного взрослого населения и долю учащихся заведений среднего и высшего образования.

Россия сейчас находится на 32 месте между Грецией и Лихтенштейном с показателем 0,832. Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9 (но таких стран немного). Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.

Также очень важны рейтинги стран по качеству среднего и высшего образования. Прежде всего, это результаты анализа Международной программы оценки образовательных достижений (PISA), в которой школьникам выставляются оценки по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

В 2018 году Россия оказалась на 31-33 местах из 79 стран мира по разным направлениям. В 2015 году позиции России были выше, хоть баллов тогда российское образование набрало меньше (но и стран-участниц рейтинга было меньше).

Интересно, что в исследовании посчитали показатели отдельных 3 регионов России, и по читательской грамотности школьники Москвы заняли третье место после Сингапура и китайских провинций.

Что касается рейтинга стран по уровню вузов, здесь стоит учитывать Рейтинг лучших университетов мира, который ежегодно публикует журнал Times Higher Education (THE) из Великобритании. Он оценивает более 1300 вузов из 92 стран мира, и в 2019/2020 учебном году в него вошли 39 российских вузов.

Лидерами из России стали:

  • МГУ им. Ломоносова – занял 189 место в рейтинге;
  • МФТИ – попал в группу с 201 по 250 место;
  • ВШЭ – попала в группу с 251 по 300 место;
  • ИТМО и НИЯУ МИФИ – попали в группу с 401 по 500 место.

Российские вузы попадают и в другие рейтинги по качеству образования – но, как правило, это те же МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана и другие громкие имена.

Так что по международным оценкам российское образование сложно назвать совсем депрессивным, но и первые места в мировых рейтингах страна тоже не занимает.

Основные отличия в поведении советских и современных подростков

Психологи, изучая поведение современных и советских подростков, пришли к выводу, что между поколениями существует множество отличий. Основная разница заключается в том, как себя позиционируют молодые люди. Например, современные подростки, воспитанные в цифровую эпоху, испытывают на себе влияние мировых трендов, которые приводят их к раннему взрослению. Молодые люди начинают рано ассоциировать себя со старшими и стремиться ко взрослой жизни, что сказывается на их ориентирах. С малых лет они воспитываются в парадигме стремления к успеху, что делает их похожими на американских подростков.

Во времена Советского Союза дети и подростки не испытывали внешнего влияния, из-за чего взрослели тогда, когда это происходило само собой. Они ценили своё детство, не спешили вырастать, ходили в школу и делали уроки. Если в советскую эпоху происходило раннее взросление, то оно во многом было связано с семейными обстоятельствами. Например, в крестьянской семье родители не справляются сами по хозяйству. По этой причине такие дети быстро взрослели и начинали предпринимать попытки самореализации раньше сверстников.

Возникает парадоксальная ситуация, с одной стороны современные подростки стремятся становиться взрослыми, однако на практике они не имеют необходимого опыта для того, чтобы рано повзрослеть. В итоге складывается ситуация, когда они боятся совершать решительные действия или делать осознанный выбор, а также нести за него ответственность. Во многом этому способствуют социальные сети, где с одной стороны существует свобода слова и самовыражения, но при этом принято иметь мнение, схожее с теми людьми, у которых много подписчиков.

Листая индивидуальную ленту, подобранную по личным предпочтениям, современный подросток оказывается в рамках, от которых ему некомфортно избавляться. Таким образом, молодые люди испытывают проблемы с восприятием доселе неизвестной информации или научной дисциплины, чего не было у детей, выросших в СССР. В итоге складывается ситуация, когда советские подростки более осознанно подходили к выбору профессии. У них было меньше возможных вариантов развития, но благодаря этому они не теряли голову от ощущения полной свободы.

Что отличает современного подростка от советского

Как выявило исследование, современные подростки стали более амбициозными, рассчитывают на достижение более высоких целей, выше ценят и больше уважают себя.

«Они научились понимать, что к чему. У них более высокая познавательная активность, и современная школа научилась понимать их намного лучше. Особенно, мне кажется, велика тут роль дополнительного образования — у нас оно одно из лучших в мире«, — прокомментировал исследование Сергоманов.

Ученые отмечают, что самая большая разница между советскими и современными подростками проявляется по параметру ответственности: нынешние подростки предпочитают перекладывать ее на других.

«Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество и не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий. В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества«, — объяснила заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.

По словам экспертов, серьезно возросла и мотивация личных желаний, но желаний для ближайшего окружения стало заметно меньше.

«Что касается советских подростков, то, конечно, массовая идеология другого социально-экономического строя оказывала свое влияние — «прежде думай о Родине, а потом о себе». Не берусь оценивать, насколько это лучше или хуже«, — заметил Сергоманов.

Кроме того, современные подростки предпочитают жить в настоящем «здесь и теперь», выяснили исследователи.

«Они больше дорожат своей текущей жизнью: жить в настоящем предпочитают свыше 40 процентов респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие «взрослых» решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни«, — сказала Андреева.

Сравнение результатов современного исследования и данных 1980-х годов показало, что советские школьники относились к учебе преимущественно равнодушно, как к «школьной скуке», тогда как у сегодняшних девятиклассников отношение более противоречивое и эмоционально насыщенное.

Однако, несмотря на такое отношение к учебе в школе, современные подростки стали более любознательны и активны в познавательной деятельности.

«Это связано с особенностями современной социальной ситуации развития. <…> Рост требований к профессиональной компетентности сформировал в общественном сознании представление о том, что определение своего места в жизни находится в тесной связи с уровнем и качеством общего и профессионального образования, готовностью осваивать новые знания и умения«, — объяснила Андреева.

Современная образовательная среда, по мнению ученых, откликается на это требование времени, предлагая обучение по широкому кругу профессий и специальностей, однако не все они оказываются реально востребованными на рынке труда.

Исследование выполнено при поддержке Министерства науки и высшего образования. В исследованиях принимали участие подростки соответственно 1974 и 2004 года рождения.

Современные подростки раньше интересуются отношениями

Российские подростки отличаются от советских тем, что они раньше начинают интересоваться половыми отношения. Это является одним из основных критериев, по которым психологи судят, что современные молодые люди стремятся к раннему взрослению

Во времена СССР тема сексуальных отношений не обсуждалась по телевидению, а на различия между мужчиной и женщиной старались не обращать внимание. В итоге представители обоих полов могли работать на одной и той же специальности на заводе или фабрике

Современные молодые люди, имея доступ к социальным сетям, наблюдают различный контент, где люди определённым образом одеваются и намеренно подчёркивают свою сексуальность. Это приводит к тому, что подростки, желая подражать им, начинают раньше осознавать свою гендерную принадлежность. В итоге романтические переживания могут возникать в 12-летнем возрасте. Таким образом, современные подростки, в отличие от советских, более подвержены веяниям моды.

Первоклассники в 90-х

Детей тех лет отличает, прежде всего, необыкновенная коллективизация и отсутствие зависимости от различных гаджетов. На переменках было принято носиться по коридорам или выходить во двор школы, чтобы поиграть в «классики», попрыгать через веревочку или с мячом.

А если погода оставляла желать лучшего, то ребятня взахлеб обсуждала серии зарубежных сериалов, обменивалась постерами популярных актеров и певцов того времени.

Что еще характерно для школьников 90-х:

  • Школьная форма. В те времена это было обязаловкой: девочки носили коричневые платья с накрахмаленными воротничками, а сверху надевали белые или черные фартуки, мальчики носили темные костюмы и обязательно белые рубашки. На праздничные мероприятия девочкам полагалось завязывать бантики.
  • Стремление стать октябренком, пионером, вступить в комсомол. Тогда это было престижным, и школьники действительно хотели соответствовать всем требованиям, которые к ним предъявляли. Дети с гордостью носили пионерские галстуки и значки октябрят.
  • Облагораживание территории вместо уроков труда. Бывало такое, что учиться работать приходилось на практике, а не на уроке. Обычно школьники мыли окна и парты, пропалывали сорняки.
  • Расчерчивание тетрадей вручную. Сегодня продаются тетрадки уже с полями, а тогда это приходилось делать самостоятельно.
  • Использование логарифмической линейки для вычислений. В советское время, когда калькуляторы только стали появляться, а смартфонов еще не было вообще, такой инструмент был незаменимым. Ведь на нем можно было: складывать, вычитать, умножать и делить, извлекать корень, вычислять логарифмы и возводить в степень. И все это с высокой точностью.
  • Рукописные рефераты — так как компьютеров тогда не было, все доклады и рефераты нужно было писать от руки.
  • Игры на уроках — мега-популярный «Морской бой», «Крестики-нолики» и зарисовка разноцветных «косичек» на полях тетрадей.
  • Заполнение анкеты. В основном такие опросники делали девочки, давая на заполнение всем своим подружкам и мальчикам, к которым испытывали симпатию. Причем, каждая старалась придумать какие-то интересные вопросы, чтобы сделать свою анкету оригинальной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: