Черная рука, зеленые пальцы: почему нашим детям так нравятся страшилки

Почему дети так любят рассказывать страшилки?

Рассказывать друг другу небылицы дети начинают в 4-5 лет.

Некоторым малышам нравится придумывать разные истории и делиться ими с окружающими, проверяя их реакцию. Первыми слушателями становятся родители, братья, сестры, бабушки и дедушки. Если реакция будет ожидаемой: «Очень интересно

А что было дальше? Ой, я боюсь!», ребенок убеждается, что его рассказ вызвал определенные эмоции, пока ему еще не важно, какие именно, и начинает развивать свои фантазии. Опробовав очередную детскую страшилку на родственниках, карапуз рассказывает свои страшные истории друзьям в группе детского сада или на игровой площадке

Виды и цели детской лжи

Детская ложь имеет под собой разные основания. Чаще всего, разновидность вранья определяется целью, которую преследует ребёнок:

Склонность к фантазированию или «играем в ложь»

В школьной программе есть замечательное произведение Николая Носова – рассказ «Фантазёры». В нём говорится о двух мальчиках, которые хвастаются между собой: один полетел на Луну, другой – переплыл океан…

Подобные истории мы можем услышать и от наших детей.

Стоит отметить, что подобные истории нельзя назвать ложью в прямом смысле этого слова. Скорее речь идёт о богатом воображении ребёнка и его творческих способностях.

Ложь, связанная со страхом

Это очень распространённый вид лжи у детей. Возникает такой вариант искажения действительности в результате желания ребёнка избежать наказания или выговора (чаще всего от родителей).

Продуманная ложь

Используя ложь-стратегию дети чаще всего имеют определённую цель. Наиболее распространённый вариант – преследование каких-либо материальных благ (денег, игрушек, «вкусняшек» и т.д.)

Почему ребенок меня не слышит

Если родители постоянно что-то требуют, держат ребенка в жестких рамках, выставляют завышенные требования, — то ребенок не будет слушаться и ответной реакцией будет бунт и агрессия. Все это может проявляться тихо или бурно. Если тихо, то ребенок просто будет выстраивать психологический барьер на подсознательном уровне так, что не будет слышать на самом деле. Он пойдет заниматься своими делами, игнорируя просьбы родителей. Бурная реакция будет проявляться в противлении и поведении назло.

Некоторые дети имеют привычку впадать в ступор. Это своего рода «заторможенное» состояние.

Он бы и рад исполнить то, о чем его просят, но не может, его психика отказывается воспринимать окружающие обстоятельства. Ранее ребенок уже был сильно травмирован, а у родителей не нашлось слов, чтобы попросить прощения за свое амбициозное поведение. Они не смогли сгладить ситуацию. Теперь она зашла в тупик. Свою боль в слезах и обиде он уже излил раньше, теперь он просто молчит, ожидая окончания разговора. Порог чувствительности настолько повысился, что ребенок не выдерживает даже требований в тихом тоне.

Говорят, что дети хорошие актеры и манипуляторы.

Они умеют прекрасно использовать свое детское обаяние, истерики, хитрость, чтобы добиться желаемого. Они делают вид, что слушают своих родителей, соглашаются, но заранее уже для себя решили, что поступать так не будут. Но когда обнаруживается их непослушание, всегда находится альтернатива – другой родитель либо дедушка с бабушкой.

Дети просто ищут поддержки и понимания: «Я не сделал так, как хотела мама, потому что мама была неправа. Правда, бабушка? Ведь она неправа…». Большой ошибкой взрослых является занижать авторитет одного из родителей, даже если он действительно был не прав. Любые спорные вопросы в воспитании детей лучше всего решать в их отсутствие. Если ребенка будут поддерживать другие члены семьи в его непослушании, добиться от него чего-либо будет очень сложно.

Многие родители жалуются, что дети плохо учатся, им трудно дается новая информация.

Или, ребенок гиперактивен, загруженность учебой в школе и дома не дает ему возможность высвобождать свою энергию. Сидя за уроками у него нет к ним интереса, ведь все мысли там, во дворе с детьми в активных играх. Да, есть дети, которые готовы старательно приобретать знания.

А есть те, с кем родители занимаются каждый вечер, тратя на это уйму свободного времени. Но и во время совместных занятий, ребенок, будто не слышит, что ему говорят. Крик, нетерпение, эмоции, битье, суета только усугубят ситуацию

Любовь, проявленное терпение, внимание помогут ребенку слушать и слышать

Родители часто не замечают, как ребенок из пеленок оказался выпускником школы.

Они привыкли видеть его маленьким. Соответственно и отношение такое: контроль, недоверие, постоянные советы и запреты. Но детям нравится, когда родители замечают их «взрослость», доверяют. Если подростка опекать и учить, как маленького, он не будет воспринимать слова родителей. Это только станет поводом для него делать все назло и наоборот.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Они используют обиду для манипуляций

Фото Pexels

С детства большинство людей знают: обида – хороший способ получить желаемое. Стоит надуться, отвернуться, обидеться или хотя бы пригрозить, что обидишься, можно многого добиться. Обычно это дети усваивают, благодаря мамам. Против мам обычно и используют.

На фоне развода дети могут подсознательно захотеть повышенного внимания, «поглаживаний». Это нормальная, хорошая потребность. Но путь её удовлетворения может быть неэкологичным, манипулятивным, например, через капризы и обиды.

Если ребёнок ищет внимания таким способом, значит, ему этого внимания всё-таки не хватает

Важно додать внимание, восполнить его дефицит. Но также важно сделать это вне связи с манипуляциями

Во взрослой жизни дети, которые усвоили силу обиды, могут продолжать пользоваться этим манипулятивным инструментом.

«Ты меня не любишь», «Я тебе не нужна»,– такие фразы можно услышать и от 5-летнего ребёнка, и от 30-летней женщины.

Как бороться с детским враньем

Ребенок врет – что делать родителям? Они как никто другой знают свое чадо, поэтому интуиция мамы должна подсказать лучший выход из этой ситуации. Как было сказано выше, с малышами лучше всю ситуацию превратить в игру. Например, спросить: «Ты, случайно, не фантазер?». Со школьниками и подростками нужно принимать иные меры. Но сначала следует выяснить причину лжи. И, конечно, ни в коем случае не говорить, что ребенок потерял ваше доверие. Иначе все дальнейшие действия будут бесполезны.

Основные методы борьбы с детской ложью таковы:

  • Ослабить контроль и расширить зону самостоятельных действий ребенка.
  • Повышать самооценку чада, хвалить, интересоваться достижениями, больше разговаривать.
  • Одинокому ребенку нужно помочь наладить контакт со сверстниками и найти занятие по увлечениям.
  • Создать доверительную обстановку в семье.
  • Не смеяться над фантазиями ребенка. Наоборот, нужно помочь сыну или дочери реализовать свои желания, поддержать стремление к воплощению мечты.
  • Не загружать ребенка поручениями и заданиями, давать ему время на отдых и прогулку.
  • Прислушиваться к мнению своего чада, не игнорировать его интересы.
  • Поощрять общение со сверстниками, интересоваться друзьями, школьной жизнью и успехами.

В ситуации «ребенок постоянно врет, что делать родителям» самое главное – корректировать собственные действия: не обманывать, уметь признавать ошибки, самосовершенствоваться и работать над собой. Ребенок смотрит на поведение родителей, они являются для него идеалом и стереотипом поведения. Конечно, если в семье принято скрывать правду и лгать по мелочам, то и ребенок вырастет обманщиком.

Впечатления и детские фантазии

Итак, почему дети врут? В первую очередь потому, что у них свое восприятие действительности. Если малыш говорит, что его папа очень большой (а на самом деле папа невысокого роста), он просто описывает свое впечатление. Для маленького ребенка папа действительно большой, поэтому говоря так, он не собирался никого обманывать.

Еще одной безобидной причиной детской лжи являются фантазии. У детей иногда они настолько переплетаются с жизнью, что малыши сами путаются где правда, а где обман. Например, во время игры в полицейского ребенок открывает шкаф и достает из него всю одежду. В комнату заходит мама и спрашивает, зачем он это сделал? Но мальчик с полной уверенностью говорит, что это не его работа. Конечно, мама не верит, ведь в комнате больше никого нет. Но ребенок фантазирует. Образ полицейского и он сам для него разделены. Иногда ребенок хочет пошалить и нарочно говорит, что варенье съела муха, а кошка — конфеты. Он прекрасно понимает, что мама догадывается, кто на самом деле виновник случившегося. Просто ему хочется поиграть, и взрослый включается в игру.

У детей может быть «странная» логика

Если ругать,оскорблять или, чего хуже, пытаться очернить другого родителя в глазах ребёнка,можно получить совсем не те результаты, на которые рассчитываешь.

Например, если папа «плохой», то почему он вообще оказался папой? Что с мамой не так, если она выбрала такого «плохого» мужа? А если папа точно «хороший», то, выходит, мама говорит неправду, и как ей тогда дальше верить?

Мир ребёнка – это ещё то зачарованное королевство. Если подумать, то ребёнок-то как раз более адекватен в восприятии взрослых трагедий. Но даже если он поверит в услышанное, это всё равно может привести к неутешительным последствиям.

Во взрослой жизни такой ребёнок может столкнуться с серьёзными проблемами в личной жизни.

Это может быть деструктивный сценарий, «повторение истории» или, наоборот, тотальный страх серьёзных отношений, брака, ограничивающие убеждения о представителях противоположного пола.

Обязательно научите и мальчиков, и девочек «Правилу нижнего белья»

— Твоё тело принадлежит только тебе. Никто не может касаться тебя без разрешения.

— Никто не должен просить тебя показать или потрогать твои части тела, закрытые нижним бельём.

— Никто не должен показывать или просить потрогать тебя свои части тела, закрытые нижним бельём.

— Если такое происходит, обязательно расскажи мне об этом (или тому, кому ты доверяешь).

— Ты можешь сказать «НЕТ» — сразу и твёрдо, если кто-то прикасается к тебе без разрешения и тебе это неприятно. Говори «НЕТ» и отказывайся столько, сколько нужно. Не делай то, что тебе неприятно и не нравится.

— Ты можешь отказаться от поцелуев, объятий или прикосновений, даже тех, кого любишь и хорошо знаешь, если тебе это не нравится.

— Никто не должен пытаться заставить тебя сделать то, что тебе неприятно, стыдно или некомфортно.

— Если кто-то прикасается к тебе и просит сохранить это в тайне, обязательно скажи мне. Никто не будет ругать тебя стыдить или винить.

Просьба или угроза «сохранить секрет» – это основная тактика тех, кто занимается сексуальными домогательствами. Объясните ребенку, что любая тайна, которая вызывает у него переживания, тревогу, подавленность, страх или отчаяние – это плохая тайна и её нельзя хранить в себе. О ней нужно обязательно рассказать тому взрослому, которому ребенок доверяет (одному из родителей, воспитателю, учителю, врачу).

Помогла ли эта статья вам осознать важность таких разговоров с ребенком?

Причины

Узнав истории из школьной жизни, многие сделают вывод, что дети – жестокие существа, но это не так. Дети непосредственные и правдивые. Они говорят то, что видят. И порой не понимают, какую боль могут причинить окружающим.

В детском коллективе отношения часто строятся, как в животном мире. Дети организуют сообщество с лидером или несколькими лидерами, так называемыми «популярными» ребятами. Такому коллективу часто присуще чувство стадности. Поэтому когда один из детей не нравится лидеру или претендует не его место, он может стать изгоем, и дразнить его будет большинство ребят. Дразнят обычно неуверенные в себе, слабые дети.

Есть, несомненно, случаи агрессивности детей. Но они не являются нормой. Здесь нужна работа психолога или психиатра. Все остальные ситуации можно решить педагогическими средствами.

Очень важна позиция учителя, он должен делать самостоятельные наблюдения, проводить общие занятия с ребятами, в отдельных случаях наказывать обидчиков и проводить беседы с родителями.

Вмешиваться или нет, если ребенка дразнят?

Многие родители, узнав о том, что их ребенка дразнят, сразу бросаются в бой. Они приходят в школу, разбираются с обидчиками, оскорбляют их родителей. Достается и учителю.

Но не все так просто. Психологи, в том числе автор книг Дорис Бретт, считают, что нельзя действовать так прямо. Такая тактика может усугубить неблагоприятную ситуацию. Ребенок может попасть еще в один ряд изгоев. «Ябед» или «слабаков» в детском коллективе тоже не жалуют. Но и оставлять без внимания такую ситуацию невозможно. Целесообразно поговорить с ребенком, успокоить, дать понять, что это не конец света, и проблему можно решить.

Какими бывают детские страшилки

Лучшей классификации, чем у молодого стажера Рахманина из книги Эдуарда Успенского «Красная рука, Черная простыня, Зеленые пальцы» не придумаешь. Он разделил детские небылицы на понятные ужасы, ужасы научно-фантастические и самые ужасные ужасы. Первая группа — это традиционные рассказы, связанные со скелетами, вампирами, Красным печеньем, с котлетами, в которых обнаруживается вдруг человеческий ноготь.

Например: «У одних девочек была мама, а папы не было. И к маме часто приходили гости. Они с мамой веселились всю ночь и уходили. А дети ничего этого не помнили, потому что им вечером мама давала Красное Печенье, и они все забывали. И еще у них было пианино красное. Однажды они играли на пианино, нажали кнопочку, пианино отъехало, и открылся ход. Дети туда спустились, там был подвал со светом, и там сидели дядьки без голов, и Красное Печенье делали из их мозгов. И тогда все забывалось. Дети позвали полицию, и она всех арестовала».

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Взрывные дети – дети с низким уровнем адаптивности и самоконтроля. Что это?

  • способность переключаться с одной задачи на другую;
  • способность организовать и планировать свою жизнь;
  • способность дистанцироваться от проблемы (ситуация и эмоциональная реакция – одно, решение проблемы – другое);
  • умение находить общий язык с окружающими, умение разговаривать и договариваться, умение жертвовать чем-то своим для другого;
  • умение правильно оценить ситуацию и отношение других по отношению к себе. Взрывные дети могут, например, считать, что их никто не любит, или, наоборот, не понимать, что их собственное поведение может кому-то не нравиться, они могут не замечать, что из-за этого с ними никто не дружит Таким образом проблемы общения только еще сильнее усугубляются.

Все эти качества – не врожденные, они приобретаются, у основной части детей это происходит по мере взросления само, у взрывных – с отставанием. Перечисленные проблемы – это не оправдание плохого поведения ребенка, это причины, с которыми нужно работать, чтобы помочь ребенку преодолеть отставание в развитии.

Ругать или нет

Ребенок в 10 лет врет и не слушается? С такими проблемами родители сталкиваются все чаще. Но не стоит думать, что дети ведут так себя от избалованности. Как правило, наоборот.

Ругать ли детей, если их поймали на лжи? Психологи уверяют, что наказания и ругань в этом деле бесполезны. Они могут только усугубить ситуацию. Вместо этого стоит спокойно поговорить с врунишкой, объяснить, почему нельзя врать, а также попытаться выяснить, из-за чего несовершеннолетний стал говорить неправду.

Маме и папе придется сохранять спокойствие. Агрессией в данном случае не поможешь. А вот разрушить хрупкую связь «родитель-ребенок» можно запросто.

Как родителю вести себя с подростком

Любой родитель может сказать, что желает самого лучшего своему ребенку и хочет, чтобы тот был счастлив.

И вот ситуация: ребенок где-то отдыхал с друзьями, приходит на час позже оговоренного времени счастливый и довольный, но последние полтора часа его телефон был недоступен.

Довольны ли родители его счастьем в этой ситуации? Подросток может услышать, что у матери порваны все нервы, а у отца добавились седые волосы, – его позитивные эмоции сталкиваются с неприятием со стороны родителей

И здесь важно, чтобы взрослые разделяли, где их счастье, а где счастье их детей

Второй пример: ожидания родителей в отношении детей. Многие мечтают, чтобы их ребенок стал великим артистом, ученым или спортсменом. Но за этими ожиданиями родитель зачастую перестает видеть истинные потребности своего ребенка. Поэтому если взрослые мечтают слышать звук скрипки в своей квартире, то можно научиться играть самим, а не пытаться реализовать свои потребности за счет детей.

Часто родителям хочется выглядеть непоколебимыми и всезнающими, что делает их недосягаемыми. Это усиливает желание подростка еще больше отделиться

Поэтому перед подростком важно признавать свою человечность, свои страхи и переживания. Абсолютно нормально сказать: «Я переживаю, когда ты не берешь трубку», «Мне важно знать, что с тобой все хорошо»

Это лучше, чем претензия: «Где тебя носило?!»

С подростком важно быть честными, если вы ждете от него того же самого. Если вы будете создавать иллюзию своего образа, ребенок подсознательно заметит нестыковки, почувствует это противоречие

Если дела идут как-то не так, абсолютно нормально поделиться этим с подростком и выслушать его мнение. Это послужит для него примером того, как можно делиться своими переживаниями, покажет, что это нормально и может помочь. В этой ситуации важно не перегибать и не превращать ребенка в жилетку, в которую можно поплакаться. Все должно быть в рамках поддержки друг друга.

Важным вопросом является авторитет родителей. С одной стороны, ребенок подвергает его сомнению, а с другой – все еще продолжает зависеть от родителей и не может решить самостоятельно все вопросы.

Поэтому взрослому нужно выдерживать определенный баланс: строить отношения не допросами, которые усиливают авторитарную позицию родителя и провоцируют отдаляться, а интересоваться увлечениями подростка, важными для него взаимоотношениями. Дело в том, что в первой ситуации ребенок не чувствует, что им интересуются: родителям интересны какие-то побочные продукты его жизни.

Жизнь после подтверждения болезни

Да, она существует. Часто случается, что вовремя поставленный диагноз позволяет остановить развитие заболевания. В этом случае подросток может не вспоминать о своем недуге до конца жизни. Но так везет не всем. Бывает, что подростковая шизофрения не уходит бесследно, а просто трансформируется в другую стадию, тогда нужно научиться с нею жить. Конечно, будет непросто это сделать, но не стоит отчаиваться и опускать руки: люди живут с куда более серьезными проблемами.

Даже если диагноз «шизофрения» окончательно подтвержден, это не повод отчаиваться и опускать руки

Очень важно начать лечение, а современные лекарственные препараты поистине творят чудеса, при этом практически не имеют побочных эффектов

В наше время шизофрения вовсе не приговор, молодой человек должен и может вести нормальный образ жизни. Периоды ремиссии могут продолжаться до 5-7 лет.

Бытует мнение, что шизофрения, начавшая свое развитие в подростковом возрасте, обязательно должна проявляться агрессивным поведением или шокирующими поступками. В действительности все не так. Шизофренические приступы не провоцируют агрессию. Подросток, страдающий этим психическим расстройством, скорее способен причинить вред самому себе, нежели кому-то из окружающих.

После лечения ребенок обязательно должен пройти курс реабилитации. Она подготовит его к жизни в социуме. Специалисты расскажут как вести себя в различных ситуациях, анализировать чувства, контролировать эмоции. В отдельных случаях за подростком понадобится постоянное наблюдение.

Проявления заболевания

К сожалению, нет таких симптомов, обнаружив которые можно было бы однозначно сказать, что у подростка развивается шизофрения. Каждый случай индивидуален. Казалось бы, похожие проявления у одного ребенка могут свидетельствовать о серьезном заболевании, тогда как у другого – это всего лишь особенности характера, пробелы в воспитании или просто плохое настроение.

Основные признаки шизофрении бывают трёх типов:

  1. Негативные. Представляют собой нарушения психики и некоторых функций организма. Определенные эмоции попросту становятся недоступны подростку. Он утрачивает возможность логически мыслить, планировать свои действия, нести ответственность за собственные поступки. Со стороны это может выглядеть как отчужденность, замкнутость или обычная лень. Эти симптомы довольно тяжело выделить и правильно их квалифицировать.
  2. Позитивные. На самом деле, ничего хорошего, а тем более, позитивного в них нет. Симптомы имеют такое определение, поскольку приобретаются организмом по ходу развития заболевания. К ним относятся галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Когнитивные. Проявляются они сбоем психических функций, апатией и безразличием. Страдает концентрация внимания, возможность запоминать информацию и пользоваться ею. Эти нарушения трудно не заметить при тесном контакте с ребенком.

На начальной стадии подросток воспринимает галлюцинации просто как свою слишком развитую фантазию. Причем они могут быть зрительными или слуховыми, либо сочетаться друг с другом. Лишь со временем ребенок понимает, что с ним что-то не так. Ситуация осложняется тем, что психика еще полностью не сформирована, поэтому невозможно предсказать последствия шизофренических приступов.

В период обострения подросток теряет ощущение реальности. Он растерян и подавлен, отсутствует чувство социального равновесия. Настроение может резко и непредсказуемо меняться, эмоции не всегда соответствуют ситуации. Прогрессирующая шизофрения не дает активно общаться с окружающими – наблюдается аутизация, нелюдимость и апатия.

Замкнувшись в себе, ребенок остается один на один с проблемой. Типичная ситуация начальной стадии шизофрении:

  • подросток слышит какие-то голоса у себя в голове;
  • иногда ему кажется, что они читают вслух его же мысли;
  • его посещают различные видения;
  • есть ощущение слежки или преследования.

Но самое страшное заключается в том, что ребенок не может никому об этом рассказать: родители слишком заняты работой или собой, друзья, скорее всего, воспримут такой рассказ, как очередной повод для насмешек и издевательств. Поэтому не остается ничего другого, как в одиночку бороться с собственными страхами.

И только когда симптомы шизофрении выходят из-под контроля, скрывать заболевание становится невозможно. Если это случилось, следует немедленно обратиться к специалисту.  Невыявленные психические расстройства в подростковом возрасте могут иметь весьма печальные последствия.

Стоит отметить, что в большинстве случаев шизофрения у подростков искажает эмоциональное восприятие либо развивается дисфункция мышления и восприятия информации. Но, в то же время, как это ни удивительно, болезнь не влияет на интеллектуальные способности. То есть, в поведении ребенка происходят видимые изменения, но если он хорошо учился в школе, то продолжает делать это и дальше.

Возрастные особенности

До 2–3 лет дети вообще не умеют врать. Это связано с особенностями развития самосознания.

3–4 года

В 3–4 года ребенок впервые задумывается о том, почему родители или воспитатели наказывают его, за что ругают, а за что хвалят. Вместе с этим встает вопрос «Как избежать наказания и получить похвалу?». Так и включается механизм освоения лжи.

4–5 лет

В 4–5 лет дети уже умеют врать. Сначала ложь основана на защитных механизмах, инстинкте самосохранения. Постепенно она становится более изощренной, появляются другие причины.

Иногда взрослые сами ускоряют этот процесс:

  • учат на личном примере;
  • часто ругают и наказывают;
  • ставят в неловкие ситуации и задают провокационные вопросы;
  • выдвигают завышенные требования;
  • учат излишней вежливости (поздороваться с тем, кто неприятен, обнять этого человека и т. д.).

Дети не могут дифференцировать ложь на хорошую и плохую, допустимую и недопустимую. Если мама заставляет быть послушным, подавляет желания, потребности, эмоции, чувства, интересы сына или дочери, то отпрыск решает, что мама поддерживает любую ложь.

5–8 лет

В этом возрасте, как правило, уже все дети начинают осваиваться в детском коллективе – детском саду, подготовительных классах и школе. Там они учатся обманывать для собственной выгоды, защиты или по примеру сверстников, которые уже освоили этот навык.

В это время важно уделать ребенку много внимания, расспрашивать о том, как проходит его жизнь вне дома – какие есть проблемы, как складываются отношения с другими ребятами

8–10 лет

Сейчас ребенку крайне важно заслужить авторитет у друзей – в ход могут пойти самые разные способы, в том числе и обман. В то же время, ему важно мнение родителей, поэтому школьник может обманывать их, чтобы в родительских глазах его поступки выглядели лучше, чем на самом деле

Старше 10 лет

Причины лжи в возрасте 10–12 лет и старше, как правило, кроятся в нарушении близости общения с родителями – в нем нет доверия, близости. Ребенок может сомневаться, в том, что родители адекватно отреагируют на его проступки или намерения, если он в них честно сознается.

Однако в 5–12 лет дети уже отлично различают ложь во благо и плохую ложь. В 13 лет большинство детей уверены в том, что бывают ситуации, в которых без лжи не обойтись.

Почему ребенок врет

Основные причины

Психологи выделяют несколько основных причин детской лжи:

Страх наказания

Когда ребёнок понимает, что его ждёт наказание за тот или иной «проступок», он находит выход из этой ситуации – сказать неправду и избежать, таким образом, наказания.

Стать лучше в глазах окружающих

Часто дети используют ложь, чтобы повысить свой статус, самоутвердиться. Сверстникам они рассказывают о вымышленных доходах родителей, о небывалых путешествиях и т.д.

Ложь, как установление личных границ

Часто дети используют ложь при отстаивании и защите своих личных границ, когда понимают, что родители слишком много требуют или сильно давят контролем.

Недоверие к взрослым, проблемы в семье

Если ребёнок много врёт, то зачастую это указывает на внутри семейные проблемы. В таких случаях к вранью добавляется воровство и вандализм, с помощью которых дети «кричат о помощи».

Ложь, как форма протеста

Использование лжи часто можно увидеть в случаях, когда ребёнок «бросает вызов» авторитету взрослого.

2- 4 года

В этом возрасте малыш познаёт окружающий мир. На данном этапе ребёнок много фантазирует, с помощью фантазий он раскрашивает свою реальность. Все фантазии в этом возрасте безобидны. Не мешайте маленькому выдумщику, а наоборот, помогите ему. Предложите нарисовать «придуманного героя» или вылепить его из пластилина.

4-5 лет

В этом возрасте ребёнок ещё не способен отделить реальность от лжи. Если вы его обманываете, он искренне верит. Говорящий неправду родитель формирует подобную же модель поведения в своём ребёнке. Малыш начинает применять ложь, хотя в этом нет особой надобности. Чаще всего это происходит, если ребёнок боится вызвать неодобрение мамы. В этом возрасте он трактует это неодобрение как нелюбовь. Ему гораздо легче соврать, нежели услышать, что его не любят, что он плохой.

7-8 лет

Очень важный и переломный момент. Ребёнок становится школьником: со стороны родителей – меньше контроля, больше свободы. В общении со сверстниками хочется казаться лучше, смелее, сильнее. Идеально подходит в этом случае хвастовство, его-то младший школьник и начинает активно использовать. Кроме того, если ребёнок получает не очень хорошие оценки, то часто пытается их скрыть, просто не говоря об этом. Он их замалчивает.

Не упустите этот момент. Поговорите с ребёнком и объясните, что ваша любовь не связана с отметками в дневнике, и что он не хуже других детей в классе!

9-10 лет

Для того, чтобы завоевать наиболее значимое место среди сверстников, ребёнок начинает активно врать. Он уже хорошо понимает разницу между правдой и неправдой, но это его не останавливает: невероятные истории о путешествиях, престижных работах родителей, крутых гаджетах и т.д. – это лишь малая толика всевозможных небылиц ребёнка данного возраста.

11-12 лет

В этом возрасте детская ложь тесно связана с критическим уровнем доверия в семье, а также может быть следствием строго воспитания.

В этом возрасте подросток видит чёткую грань между правдой и ложью. Врать он будет уже осознанно, преследуя определённую цель. Причин может быть много: нехватка внимания, самоутверждение, страх перед унижением, защита личных границ и многое другое.

Подозреваете, что ребёнок говорит неправду? Приложение «Где мои дети» поможет вам разобраться – узнайте, где сейчас находится ваш ребёнок или где был в течение дня или послушайте, что происходит вокруг него в данный момент.

Первопричины вранья

Ложь среди взрослых, как правило, воспринимается как предательство, но не так остро, как в случае, если на вранье пойман ребенок. Родители часто ругают своих потомков, не разобравшись в первопричинах подобного поведения. Такое решение не принесет никаких положительных плодов — скорее всего, отруганный и даже наказанный ребенок продолжить говорить неправду. Ребенок постоянно врет? Что делать?

Психологи говорят, что у детского вранья могут быть разные первопричины. Например:

Строгость, переходящая границы допустимого. Дети, которых держат в ежовых рукавицах и в излишней строгости, склонны врать. Они ищут способ получить желаемое, но не оказаться отруганными или наказанными.
Дефицит внимания
С помощью вранья несовершеннолетний привлекает к себе внимание. Этот принцип распространяется не только на родителей, но и на сверстников
Хочется выглядеть круто, а значит, иногда приходится говорить неправду.
Манипуляции. Довольно часто родители не задумываются о том, как они разговаривают с детьми. Они часто используют манипуляции. Например, когда ребенок не слушается, хватаются за сердце или начинают демонстративно плакать, говорить что-то вроде «Ты меня в могилу загонишь!» или «Я с тобой с ума сойду!». Единственным способом защиты у ребенка в этом случае будет ложь.
Проблемы с самооценкой. Ложь помогает самоутвердиться и выдавать себя за того, за кого хочется. Ребенок пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле.
Кризис в отношениях или проблемы личного характера. Иногда дети врут, если они переживают кризис (в том числе в отношении с родителями) или сталкиваются с проблемами, о которых рассказать родителям не могут

Не важно, по каким причинам. При кризисе в семье ложь может сопровождаться вандализмом.

В конце концов, у несовершеннолетнего может быть просто богатая фантазия. И под враньем он не подразумевал никакого зла. Истории в этом случае носят развлекательный характер.

Как исправить поведение взрывного ребенка?

Понять, в чем конкретно у ребенка проблема (поможет психолог и наблюдение за ребенком) и постепенно и целенаправленно работать с проблемой. Ребенок не умеет общаться со сверстниками? Нужно учить общаться. Не умеет реагировать на смену плана или обстоятельств? Помочь не считать это проблемой и уметь перестраиваться. Не умеет выражать свои чувства и желания? Учить оценивать свое состояние, работать над пополнением словарного запаса и умением выражать свои чувства, эмоции и желания.

От взрослого, возможно, потребуется отказаться от ряда своих требований (особенно поначалу), научиться активному слушанию, поступиться частью своих желаний и отказаться от старого метода общения. А также потребуется добиться понимания проблемы ребенка от окружающих (учителей, родителей, бабушек и дедушек и всех, кто работает и постоянно общается с ребенком).

Их поведение меняется

Поведенческие модели детей меняются. Даже если ситуация изменилась в лучшую сторону, всё, как прежде, уже не будет. Если у родителей всё дошло до развода, на то были причины.

Далеко не всегда до развода дом с двумя родителями ощущается как «безопасный» (особенно, если, например, отец пил, буянил). Главный страх в социальном мире – это не страх очевидной опасности.

Главный страх – это страх неизвестности и неопределённости.

Когда не знаешь, чего ожидать, начинаешь подстраховывать на всякий случай и во всём ждать подвоха. Включаются защитные механизмы – одни дети становятся агрессивными («лучшая защита – это нападение»), другие предпочитают «спрятаться», стать незаметными, не проявлять себя в этом мире слишком открыто или ярко.

Важно помочь сохранить ребёнку какие-то привычки, ритуалы, традиции, игры, которые были до развода родителей. Важно показать стабильность и предсказуемость этого мира

Именно по этой причине часто выходит боком благое намерение уберечь ребёнка от какой-то информации. Решение о разводе не озвучивается до тех пор, пока это возможно. А когда скрывать больше уже нельзя, на ребёнка это обрушивается как гром среди ясного неба.

Фактор неожиданности хорош только тогда, когда вы нападаете на врага.

К каким последствиям это может привести?

Сильно подрывается доверие к миру. И к людям. Во взрослой жизни ребёнок, который прошёл через этот опыт, может быть тревожным, мнительным, излишне настороженным.

Корректнее постепенно готовить ребёнка к грядущим изменениям, сообщать информацию частями.

«Ты только посмотри на себя!»

Стыд — еще более мощное оружие, чем вина.

Вина — это последствие конкретного поступка, который можно как-то загладить. Чувство стыда глубже и переживается глобально. Через эту эмоцию мы видим себя неправильными, не заслуживающими внимания или одобрения. Люди, которых стыдили с раннего детства, не уверены в себе, боятся быть отвергнутыми, они считают себя недостойными любви — точно так же, как и воспитавшие их в стыде родители.

Если вас пристыдили, вы можете захотеть оправдаться и попытаться доказать, что вы не так уж плохи. Но такой шаг заставляет вас принять родительский стыд на себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: