Детям о финансах

Что собой представляли первые деньги

Детям будет интересно узнать, что задолго до появления денежных знаков люди просто меняли одну вещь на другую. В качестве оплаты использовались самые разные вещи:

  • домашняя утварь,
  • зерно,
  • овцы,
  • быки,
  • шерсть,
  • меха,
  • ткани.

Однако бартерная оплата – достаточно сложный вариант финансовых взаимоотношений. Ведь определение соотношения ценности продуктов и вещей – сложная задача. Да и не всегда это было выгодно, так как продукты быстро портились, а ткани и меха изнашивались.

По мере развития торговых отношений возникла необходимость обладать чем-то более постоянным, то есть предметом, которым можно было рассчитаться за приобретение той или иной вещи.

Изначально люди использовали в качестве денег раковины моллюсков, драгоценные камни. Однако стоимость их была слишком велика. Поэтому со временем появились металлические деньги. Самые дешевые – медные, подороже – серебряные, самые дорогие – золотые.

Недостатком таких денег был тяжелый вес, ими неудобно было пользоваться в поездках. Чтобы не возить с собой драгоценный металл, люди стали сдавать его в банк. В дальние странствия они брали с собой бумажную расписку, номинальная стоимость которой соответствовала цене за золото. Это и были первые бумажные деньги.

Мам, а почему говорят “бешеные” деньги, и “страшные суммы”. Деньги – это страшно?

Исследование польских психологов во главе с профессором Томашем Залескевичем (Tomasz Zaleskiewicz) показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги очень эмоционально, почти как сказочную силу или магию. Но только если не говорить о деньгах предметно, просто и рационально. Залескевич советует, постарайтесь успокоить ребенка, который слишком испуган или расстроен вопросами денег. И главное, самим взрослым рассуждать о них как о чем-то совершенно нормальном и простом, о чем-то, чем можно управлять. Чем в более рациональном ключе вы будете отвечать на вопросы о деньгах, тем проще и ответственнее будет относится к ним ребенок по жизни. Негативные разговоры о деньгах и определения денег, эмоциональные обсуждения проблем с деньгами могут навредить отношениям вашего ребенка и денег.

Зачем с детьми говорить о деньгах?

Разговоры с детьми о деньгах желательно начать как можно раньше. Даже в 2-3 года ребенок в состоянии уловить идею, что за товары и услуги надо платить. Любая игрушка или конфета имеют свою цену. Чем раньше малыш осознает ценность денег и поймет, откуда они берутся, тем разумнее его отношения с финансами. Он научится копить и тратить.

Финансово грамотные дети реже поддаются на уловки мошенников. Еще лучше, если родители регулярно проводят беседы о методах и способах обмана, которые используют злоумышленники.

Лучший способ обучения – личный пример родителей. Если вы регулярно ведете семейный бюджет, планируете траты и защищаете свои финансы от рисков, ваши дети с большей вероятностью пойдут тем же путем. Если вы совсем недавно занялись этим вопросом, учитесь вместе с ребенком. Установите MoneyKeeper с семейным доступом и формируйте правильные финансовые привычки сообща.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?

В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Появление первых монет

Металлические деньги в виде монет были созданы в Лидии (Малая Азия) еще в 7 веке до н.э. Ранее лидийские жители также пользовались возможностью обмена, пока не оценили стоимость золотых слитков. В товарообороте участвовали куски металла разных размеров. Их приходилось постоянно взвешивать. Создание чеканки монет избавило от этих сложностей. К тому же, рост количества денег стал превышать запасы золота. Пришлось отказаться от золотого стандарта.

Персидский царь Дарий I запустил выпуск монеты в 6 веке до н.э. Она отличалась высоким содержанием чистейшего золота – 8,4 г. Ей пользовались не только на территории царства, но и за границей. Золотыми «дариками» вносились подати. Они участвовали при крупных торговых операциях.

Король Франции Карл Великий пытался навести порядок в казне. Он приказал чеканить монеты с его обличием. Люди, которые отказывались принимать такую форму оплаты, могли понести телесные наказания или получить штраф.

Слово «монета» (от лат. «moneo» – «советую») появилось благодаря храму богини Юноны-Монеты на территории Древнего Рима, где впервые стали выпускать металлические деньги подобного образца. Позднее чеканить монеты принялись и другие государства, желая создать индивидуальный образ.

https://youtube.com/watch?v=tDpM1kh90Oc

В 1944 году доллар США был признан единственной валютой, которая поддерживалась стоимостью золота. В 1960-70-х годах металлические деньги, выполненные из драгметаллов, перестали выпускаться. В обороте остались только мелкие монеты, которые практически не имели ценности.

Старшая школа (13–16 лет)

Подросток-старшеклассник стоит на границе между детством и взрослой жизнью. Самое время открыть первую банковскую карточку и положить на нее сумму на месяц. Скорее всего, первый месяц закончится куда раньше, чем должен. Один раз это можно простить. А вот если ситуация повторится, должны последовать штрафные санкции в виде лишения карманных средств.

Чтобы средства не уходили в пустоту, расскажите подростку о технике 5 конвертов, где средства на месяц делятся на несколько частей: по конверту на неделю и один дополнительный, с накоплениями.

Летом можно начать подрабатывать. Перед поисками первой работы обязательно обсудите с ребенком как не нарваться на мошенников, обсудить суть договорных отношений, необходимость их исполнения и неотвратимость санкций. Будут полезны и экскурсы в современную финансовую историю.

Мотивируйте к накоплению

У многих желаний больше, чем денег – это нормально. Сообща трансформируйте «хотелки» ребенка в финансовые цели

Каждому взрослому в жизни пригодится навык выбора – отказаться от сиюминутного в пользу более важного и ценного. Например, не покупать шоколадный батончик каждый день, а в конце месяца купить желанную игрушку

Мотивацией для начала первых накоплений может стать реальная копилка. Маленьким детям сложно оценить виртуальные деньги на банковском счете, но если речь идет о школьнике, попробуйте оба способа. Некоторым подросткам легче копить деньги на карте, чем наличные. Мобильное приложение MoneyKeeper поможет как в постановке цели, так и с мотивацией при ее достижении.

Поощряйте самостоятельные покупки

Когда ребенок собрал деньги на покупку, позвольте ему самому купить желаемое. Не факт, что с первого раза удастся сделать правильный выбор, но каждый помнит чувство, когда ему удается достичь поставленной цели и реализовать мечту.

Начиная с младшего школьного возраста, дети могут самостоятельно покупать товары по списку родителей. Если до этого вы уже практиковали совместные покупки и правильно расставляли акценты и приоритеты, ребенок справится с этой задачей. Следите, чтобы ребенок в погоне за экономией не увлекся, от этого в большинстве случаев пострадает качество. Не ругайте, если ребенок сделал что-то неправильно. В следующий раз организуйте совместный поход еще раз и покажите разницу между тем, что он купил, и чего вы хотели.

Сыграйте для ребенка роль «придирчивого покупателя»:

покажите недостатки фруктов и овощей – свежесть, вид, цвет, запах;
заострите внимание на разнице веса в упаковках – 1 кг и 900 г;
почитайте с ребенком состав – чем меньше натуральных ингредиентов, тем сомнительнее качество продукта;
расскажите об уловках мерчендайзеров, когда самые дорогие товары находятся на уровне глаз покупателя;
обратите внимание на качество и целостность упаковки.

Даже если боитесь ребенка самого отпускать в магазин, ходите вместе с ним и передайте ему ведущую роль. Тогда вы легко сможете скорректировать сделанный выбор. При совместном шопинге оставьте комментарии к моменту, когда соберете все товары. Всегда хвалите ребенка за правильные решения и сделанный выбор. «Ошибочные» товары изучите совместно и покажите, что с ними не так и почему лучше выбрать другие.

Почему важно обучать детей финансовой грамотности

В июне 2021 года аналитический центр НАФИ провел социологическое исследование, в процессе которого опросили подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Вот некоторые результаты этого опроса:

  • 75 % подростков хотят повысить свою финграмотность;
  • 82 % опрошенных имеют деньги в личном распоряжении, как правило, это деньги на карманные расходы, оплату кружков, проезда, обедов в школе, подарки бабушек, дедушек и родителей;
  • 33 % детей имеют доход, не зависящий от семьи (подработки).

Исследование показало:

  1. Деньги у детей есть. Значит, есть то, чем можно и нужно управлять.
  2. Большинство подростков нуждается в повышении финграмотности.

Одного желания ребенка узнать больше о мире денег уже достаточно, чтобы дать ему все недостающие знания. Но есть и другие железобетонные аргументы, которые докажут жизненную необходимость финансового воспитания детей.

Ребенок научится:

  • вести свой бюджет, учитывать все текущие доходы и расходы, планировать их на будущее;
  • принципам разумной экономии и накопления, когда можно не купить гамбургер в МакДональдсе или очередную пачку чипсов, а сэкономленные 200 руб. отложить на желанную покупку;
  • пользоваться современными платежными средствами: банковской картой, бесконтактной оплатой;
  • находить дополнительные источники доходов и зарабатывать собственные деньги, например, подрабатывать офлайн или онлайн, продавать ненужные вещи, монетизировать хобби;
  • избегать ловушек мошенников;
  • разбираться в таких экономических понятиях, как инфляция, инвестиции, кредиты, сложный процент и пр.

Финансовая грамотность нужна для того, чтобы человек вырос самостоятельным в принятии важных финансовых решений и нес за них ответственность. Во взрослой жизни это прямой путь к профессиональному успеху и финансовой независимости.

Происхождение металлических монет

История происхождения денег начинается с Милетской Денежной системы и богатейшего города Ионии. Дата ее возникновения – примерно 7-5 век до нашей эры. Позже монетный двор и денежная система появились в Фокеях.

Обе вышеупомянутые денежные системы были созданы на основе золота. Делились они на более ценные и менее ценные, и главным их отличием был вес монеты.

Древние золотые монеты

Кульминацией происхождения денег-монет можно назвать приход Александра Македонского и возникшей золотомонетной системы. Именно она и вытеснила Милетскую и Фокейскую систему.

Благодаря монетам Александра Македонского единая валюта появилась в Греции. Для сравнения можно привести тот факт, что денежный оборот единой валюты в Восточной Европе начался только в 7-ом веке.

Именно благодаря Греции произошел переход от бартерных отношений к привычной для нас системе с применением денег.

Золотые монеты ценились так же, как и материал, из которого были отчеканены, поэтому они долго не обесценивались. На тот момент драгоценный металл ценился во всех странах, это дало возможность золотым монетам стать мировыми деньгами того времени до 20 века н.э.

Производство фальшивых денег жестоко каралось.

Чуть выше мы уже говорили, что Фокейская и Милетская системы были основаны на чеканке монет из золота. Но существовали монетные системы, чеканка которых была из серебра – это Эгимская и Эвбейская системы. Кроме того есть предположения, что имела место быть и чеканка из сплава золота и серебра.

Уже позднее появляется чеканка денег из меди, бронзы, сплавов никеля и алюминия. Механизм изготовления монет стремился поспевать за потребностью в деньгах. Сначала использовалось литье, затем пришла штамповка денег вручную, лишь потом появилась машинная чеканка.

Производством денег могли заниматься исключительно суверенные государства. По усмотрению государства определялись тип металла, вес будущих монет, а рынок и правительство определяли ценность материалов относительно друг друга.

Это называлось «монетной регалией». Если происходило нарушение правил, то это считалось преступлением.

Когда появились первые бумажные банкноты, функция монеты, как платежного средства, резко упала. Но даже после этого монеты оставались средством накопления.

Сейчас же ситуация такая, что в редком случае юбилейные или приуроченные к каким-то событиям монеты могут быть из золота, серебра, платины. Но даже в таком случае они не используются в качестве денег для платежей.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал — получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение — обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа – самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать карманные деньги. Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин – держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц

Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства

Учим ребенка зарабатывать

Должен ли ребенок, живущий в семье, зарабатывать? Нет, не должен.Будет ли этот навык для него полезен? Да, конечно.

Заработок для ребенка из нормальной семьи — это не способ выжить. А способ получить дополнительный ресурс на какие-то свои удовольствия. В случае успеха такая практика дает уверенность в своих силах, понимание того, чем бы хотелось заниматься в будущем, и подкрепляет желание быть финансово независимым. И все это — кроме непосредственно заработанных денег. Сплошные бонусы.

Пассивный доход можно получать с ценных бумаг, сдачи недвижимости в аренду или инвестиций в бизнес. Даже простой депозит в банке — это тоже пассивный доход. Если вы сами пока еще «плаваете» в теме инвестиций, то попрактикуйтесь, открыв брокерский счет или ИИС. Вы сможете разобраться на практике с разными типами ценных бумаг, различать их и понимать сильные и слабые стороны каждого типа. А уже потом расскажете об этом ребенку (и даже сможете показать на примере своего счета).

Чтобы говорить с ребенком о деньгах и не навешать на него своих вредных установок на бедность, сначала нужно выявить эти установки у себя и безжалостно с ними расправиться. Но даже если вы уже успели привить детям чего-то не того, никогда не поздно сознаться им в этом и рассказать, как думать, решать и действовать — правильно. Вашим детям и так с вами повезло: вы задумываетесь об их финансовом будущем и стараетесь сделать все по уму. Оставайтесь с нами, повышайте свою финансовую грамотность, и у вас все получится.

Хотите обсудить эту статью? Подпишитесь на наш Telegram

Основы финансовой грамотности для чайников и школьников

Сейчас перечислю те основные правила финансовой грамотности, о которых должен знать каждый. Особенно это касается новичков, родителей и школьников. Потому что в школах и в некоторых книгах этому могут не научить.

Это простая пошаговая инструкция на пути к гарантированному созданию вашего капитала и пассивного дохода.

Личный финансовый план:

  1. Зафиксировать текущую ситуацию
  2. Написать финансовые цели (это то, о чем мечтаете)
  3. Взять под контроль расходы прямо с сегодняшнего дня
  4. Планировать бюджет
  5. Увеличиваем доходы
  6. Сформировать подушку безопасности
  7. Финансово защитить себя и своих близких в случае непредвиденных обстоятельств
  8. Погасить долги
  9. Регулярно инвестировать минимум 10% от вашего дохода
  10. Реинвестировать проценты

Только после этого вы точно придете к созданию капитала своей мечты. А теперь давайте ниже подробно это все рассмотрим.

Как обучить ребенка финансовой грамотности

А главное — когда начинать? Как можно раньше. Правильное представление о деньгах должно появиться у ребенка еще до того, как у него будут свои карманные средства. Но для каждого возраста нужен свой подход. Рассказываем, как построить разговор о финансах, а также делимся родительским опытом.

Благополучие — это еще и про отказ от маленькой награды прямо сейчас ради большой, но позже

В результате оказалось, что ребята, которые смогли удержаться и не съесть лакомство немедленно, стали более успешными людьми. А вот поддавшиеся искушению в большинстве своем не могли похвастаться финансовым благополучием.

Все дело в усилиях, которые мы готовы предпринимать: получить быстрый результат прямо сейчас или сделать что-то еще ради награды покрупнее.

Происхождение денег на Руси

Идею с выпуском первых бумажных денег на Руси предложила Елизавета Петровна, которая управляла государством на протяжении 20 лет, с 1741 по 1761 год. Императрица пыталась справиться с проблемой нехватки денежных средств в казне. На изготовление монет тратилось много времени и ресурсов. Появилась необходимость в сокращении расходов.

Реализовать проект по переходу к бумажным деньгам сумел только Петр 3, сменив на посту Елизавету Петровну и подписав соответствующий Указ. В документе говорилось, что банками Москвы и Петербурга должны быть выпущены деньги из бумаги. Они обязаны заменить монеты.

Екатерина II, сменив предшественников, сделала первый заказ. Были выпущены ассигнации по 100, 50 и 20 рублей. Купюры были очень плохого качества, так как шла русско-турецкая война. В истории упоминалось, что для создания банкнот использовались даже царские скатерти. Тем не менее, спрос на такие деньги был велик, а потому в скором времени банк создал денежные знаки номиналом «5» и «10» рублей.

В 1797 году выяснилось, что денег напечатано слишком много. В обороте находилось примерно 18 млрд. бумажных рублей. В Россию пришла инфляция. Чтобы спасти денежную систему, в 1843 году было решено запустить в ход кредитные деньги. Правда, этот шаг императрицы не спас ситуацию. От части денег пришлось отказаться. Они были изъяты из оборота.

Бумажные деньги на Руси защищались от подделок при помощи сложного состава краски, которая наносилась на купюру. Каждая банкнота в 18-19 веке оформлялась печатью. Кроме того, для устрашения мошенников писалось предупреждение о наказании. Властям потребовалось немало времени, чтобы убедить народ отказаться от пользования металлическими монетами и не переходить на доисторический натуральный обмен. Общество боялось поддельных купюр.

С началом Первой мировой войны в 1914 году финансовое положение государства резко ухудшилось. Царская Россия несла большие траты. Денежные потери привели к тому, что снова была запущена активная печать бумажных денег. После этого последовал приход инфляции. Общество начало понимать, что бумага ничего не стоит, а вот золото, серебро всегда останутся в цене. Люди принялись прятать изделия из драгоценных металлов. В 1915 году из обихода пропала медная монета. Расчет велся вновь бумажными деньгами.

В 1917 году появились керенки, которые были ужасного качества, печатались на тонкой бумаге, где отсутствовали любые признаки подлинности. 20 и 40 рублей отлично подделывались. Размером они были с газетный лист, но на них не было ни государственного номера, ни подписей. Таким образом, появилось много фальшивок. По сравнению с 1914 годом денежный выпуск поднялся в 84 раза.

Сотрудников, что печатали бумажные деньги, заставляли работать чуть ли не круглосуточно. Для рабочих не существовало ни праздников, ни выходных. Люди саботировали, но это не привело к должному результату, так как деньги были нужны для пополнения государственной казны. Открыли фабрику, которая занималась заготовлением сырья для печатных купюр. Бумага формировалась из тряпья. Чтобы сделать печать цветной, пришлось приобретать краску за границей. Рассчитывались при этом из золотых запасов.

В 1921 году выпустили 5 и 10 тысяч рублей. В обороте уже находилось 188,5 млрд рублей. Катастрофически стало не хватать мелких банкнот. На этой ситуации могли наживаться спекулянты. Они брали деньги за обмен. Так с 100-рублевого билета спекулянты получали прибыль в 10-15 рублей.

Денежный голод привел к тому, что правительство России приняло решение разрешить провинциальным городам запустить выпуск собственных денег. Так появились «сибирки», «грузбоны» и прочие разменные знаки. Печатались такие деньги в Хабаровске, Калуге, Баку, Екатеринбурге и прочих городах. Не упустила возможности присоединиться к этому проекту и Грузия. Это привело только к значительному росту цен и, как результат, к снижению покупательской способности.

В 1922 году появились «червонцы». Эта особенная купюра не имела отношения к рублю. Советские власти оценили ее в 10 золотых рублей прошедшей эпохи. На удивление, «червонец» оказал положительное воздействие на народ. Ежедневно его курс по отношению к рублю рос.

В 1924 году появились казначейские билеты, купюры для всего СССР, выпущенные номиналом в 1,3 и 5 рублей. Подкреплены были золотом — 0,774234 грамма. А в 1961 году произошла денежная реформа. 100 новых рублей приравнивались к 1000 старых. Были напечатаны деньги, которые заменили прежние банкноты. В 1993-1994 после распада СССР Россия выпустила свою национальную валюту, полностью заменив находящиеся в обороте денежные знаки. в продолжение темы — о бумажных деньгах и монетах в РФ.

Ликвидируйте негативные установки

Не употребляйте в быту неправильные установки в отношении денег:

  • не жили богато, нечего и начинать;
  • гол как сокол;
  • затянуть ремешки;
  • в холодильнике мышь повесилась;
  • в кармане – вошь на аркане;
  • у богатых свои причуды;
  • богат – да крив, беден – да прям;
  • богатство – вода: пришла и ушла.

Народный фольклор не всегда подходит для воспитания правильного отношения к деньгам. Если даже в вашей семье не употребляют такие фразы, следите, чтобы ребенок не попал под влияние других людей – бабушек, дедушек, друзей или одноклассников. Такие короткие фразы глубоко заседают в подсознании и играют злую шутку с финансовыми установками. Человек невольно начинает в них искать оправдание своим неправильным решениям.

Осторожно комментируйте финансовые успехи других людей – не осуждайте и не превозносите их достижения. Не высказывайте мнение, что для богатства нужны особые таланты или обстоятельства

Вселите ребенку мысль, что успешная учеба, усердие и правильный выбор своего дела в жизни могут привести к финансовому благополучию.

Не перекладывайте на детей взрослые финансовые тяготы – жалобы на непосильную ипотеку, злого начальника, который наказывает деньгами, или маленькую зарплату. Такие разговоры могут напугать ребенка, и впоследствии он будет браться за любой труд, лишь бы не остаться без куска хлеба. Постарайтесь поддерживать в детях чувство финансовой защищенности и уверенности в завтрашнем дне, тогда у них не будет фобий, связанных с деньгами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: