Гормональные изменения перед пубертатным периодом — адренархе и гонадархе
Адренархе — рост продукции андрогенов надпочечниками — возникает между 6 и 8-м годами жизни. В надпочечниках начинается регенерация ретикулярной зоны, которая была подавлена сразу после рождения девочки, с сопутствующим повышением активности Р450 микросомальных энзимов. Этот внутренний слой коры надпочечников является ответственным за секрецию половых стероидных гормонов. В результате возрастает продукция андрогенных стероидных гормонов надпочечников — дегидроэпиандростерона сульфата (ДГЭАС), дегидроэпиандростерона (ДГЭА) и андростендиона, что имеет место от 6-8 до 13-15 лет.
Гонадархе — установление нормальной функции яичников — начинается около 8 лет, когда возрастает пульсирующая секреция ГнРГ гипоталамусом. Это ведет к стимуляции синтеза гонадотропинов ФСГ и ЛГ передней долей гипофиза, происходит преимущественно во время сна и не сопровождается никакими фенотипическими изменениями.
Первым признаком пубертатного периода является увеличение пульсационной секреции ЛГ ночью. Эту пульсационную секрецию ЛГ ночью меняет Пульсационная секреция ЛГ и ФСГ в течение дня, что приводит к росту уровня эстрогенов вследствие роста фолликулов в яичниках. Положительная обратная связь от увеличения уровня эстрадиола инициирует пик ЛГ, необходимый для индукции овуляции.
Адренархе не является обязательным для нормальной функции яичников — гонадархе. Это подтверждается тем фактом, что пациентки с гипофункцией коры надпочечников имеют нормальное пубертатное развитие. Яичники, в свою очередь, могут начинать функционировать до адренархе в случае преждевременного пубертатного развития. С другой стороны, гонадная функция не является необходимой для функции надпочечников — доказательством служит нормальное адренархе у пациенток с дисгенезией гонад.
Первым фенотиповым изменением в пубертатном периоде в большинстве случаев является начало развития молочных желез (телархе), которое происходит около 10 лет. Но иногда может наблюдаться увеличение скорости линейного роста за 1-2 года до начала телархе, извещающее о начале пубертатного развития.
После телархе начинает развиваться лобковые оволосение, пубархе (нередко вместе с аксиллярным), что имеет место около 11 лет. Дальнейшими событиями обычно являются пубертатный скачок роста (9 см / год), который наблюдается около 12 лет и, наконец, менархе — около 13 лет. Менархе происходит обычно через 2-2,5 года после телархе. Нормальное пубертатное развитие начинается в пределах 2,5 стандартных отклонений от средних значений, т.е. между 8 и 14 годами.
Компьютер: друг или враг
Довольно часто доводится слушать фразу: «Все зло — от компьютеров». Основываясь на подобном мнении, многие родители запрещают своим чадам пользоваться этим девайсом.
Как бы мы ни относились к этому прибору, следует признать, что он прочно вошел в наш быт и без него не обходится ни одна сфера деятельности
Таким образом, компьютерная грамотность является важной составляющей жизни современного человека
К десятилетнему возрасту девочку стоит приучить к мысли, что подобный прибор — не зло и не добро. Он лишь инструмент в руках пользователя, и именно от него зависит, пользу или вред он принесет.
Что девочка в 10 лет должна уметь делать на компьютере?
- Пользоваться текстовым редактором. Уметь печатать с учетом правил постановки пунктуационных знаков и абзацев, а также исправлять ошибки.
- Иметь базовые навыки создания презентаций (подбор и вставка картинок, комментарии к ним).
- Обладать умениями пользоваться поисковиками. Быть способной отыскать нужную книгу, фильм, мультфильм, статью.
- Уметь пользовать гугл- или любым другим онлайн-словарем/переводчиком.
- Иметь представление о компьютерной и сетевой безопасности (не давать пароли никому, не сообщать личных данных незнакомцам или знакомым только по онлайн переписке и т.п.). Проверять все посторонние подключенные девайсы и скачанные программы на вирусы.
Несмотря на кажущуюся самостоятельность и даже ответственность, не стоит разрешать пользоваться компьютером сколько душе угодно. Дело в том, что даже взрослые часто не могут часами оторваться от сего прибора, так что ждать сознательности от ребенка в высшей степени наивно. Пользоваться компьютером (планшетом, телефоном) стоит разрешать не более 2-х часов в сутки с перерывами через каждые 30-40 минут. Все это должно происходить только после того как уроки и домашние обязанности сделаны.
Еще один важный вопрос, который волнует родителей: «Какой компьютер для девочки 10 лет стоит выбрать?». В данном вопросе все индивидуально. Однако ообесли есть где поставить компьютер, лучше выбрать его, а не ноутбук или планшет. Этот девайс в будущем проще чинить и усовершенствовать. Кроме того, он более долговечен и функционален.
Что касается планшета, то если у ребенка уже есть довольно мощный телефон и компьютер, то этот прибор будет явно лишним.
В любом случае помните, что десятилетка все еще ребенок и все подобные взрослые приспособления воспринимаются ею как игрушки. Так что без здравого ненавязчивого контроля не обойтись.
Физиология возраста
Заканчивается формирование органов слуха. Интенсивно развивается скелетная мускулатура. Завершается окостенение скелета и формирование нервно-психической деятельности. Быстро растут легкие, у мальчиков дыхание становится брюшным, у девочек – брюшным и грудным. В период полового созревания у подростков могут наблюдаться головная боль, одышка, неприятные ощущения в области сердца, головокружения и, иногда, обмороки.
У девочки в возрасте 12 лет увеличиваются молочные железы, темнеют соски. Вес девочки увеличивается.
У мальчика увеличиваются яички и половой член, мошонка темнеет и становится складчатой, растут волосы на лобке. Кости начинают расти быстрее, превышая в скорости рост мышц, что может сопровождаться болью или зудом, тело становится неуклюжим. Кожа и волосы становятся жирными, начинает выделяться пот.
Половое и личностное созревание
Психологи постоянно настаивают на необходимости различать психологическое взросление и пубертатный возраст: возрастной кризис, сопровождающий подростков в это время, имеет не только физиологическую, но и психическую природу, обусловлен множеством факторов – и далеко не все они относятся к половому созреванию.
В это время человек формируется не только как биологическая единица, но и как личность.
Кроме вторичных и первичных половых признаков совершенствуется еще и мозг – в это время дети становятся способными более полно и многомерно воспринимать окружающий мир, перерабатывать полученную информацию и т. д. В процессе учебы гормональные изменения – только помеха. Они отвлекают от книги, принуждают к совершенно непродуктивным занятиям вроде гоготания на лавочке вместо подготовки уроков или вздохам по разнообразным «предметам страсти», которыми могут быть как далекие голливудские актеры, так и недоступная красотка (красавчик) из параллельного класса.
Дела по дому
Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.
Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.
В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату
Лучше вместо этого:
- Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
- Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
- Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).
Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.
Игры и игрушки для детей в 10-12 лет
Игрушки, которые интересовали детей в раннем возрасте, переходят в качество оберегаемых и бережно хранимых талисманов, с которыми не расстаются, но не играют в них больше. Для мальчиков и девочек основными игрушками становятся сложные головоломки, радиоуправляемые модели, логические настольные игры и компьютерные.
Последние нельзя запрещать, так как это приведёт только к тому, что они станут особенно желанными. Однако надо дозировать время, проводимое за монитором, организуя для ребёнка не менее увлекательное времяпрепровождение, желательно со спортивным уклоном.
Любые игрушки должны покупаться только с учётом интересов подростка, чтобы они не становились разочарованием. В большинстве случаев детям хочется получать в подарок различные спортивные средства.
Воспитывая мальчика или девочку, близким нужно в первую очередь анализировать своё поведение. Оно должно быть направленно на формирование самостоятельной и полноценной личности, а не на манипулирование ребёнком с целью удерживать его около себя.
Часто родители неосознанно стараются привить детям чувство вины и долга перед ними, которое, по их мнению, сможет уберечь сыновей и дочерей от ошибок и разочарований. В результате такого неграмотного подхода они добиваются только того, что дети либо обзаводятся массой комплексов и не могут жить полноценно, либо рвут отношения с близкими как можно раньше, желая наконец стать личностью.
По-разному, но похоже
Необходимо иметь в виду, что преобладание женских гормонов в организме девочки не означает отсутствия в нем мужских (и наоборот). Именно андрогены «виновны» в том, что на теле юношей и девушек появляются волосы.
Оволосение по мужскому типу называют ромбовидным – волоски, заняв лобок, карабкаются вверх по животу, формируя ромб. Для женщин характерна резкая граница между растительностью и животом. Повышенная девичья «лохматость» может свидетельствовать о переизбытке мужских гормонов и является поводом для обращения к эндокринологу.
Несуразный внешний вид, угловатость и неуклюжесть подростков – явление нормальное и обусловлено физиологическими процессами в их организме
В этот период очень важно правильно питаться и разумно подходить к физическим нагрузкам, поскольку дисбаланс в формировании органов может привести к проблемам в будущем
Рост различных тканей происходит неравномерно. Сначала растут кости, потом – мышцы, затем – сосуды и нервные волокна. Части тела тоже развиваются не так чтобы гармонично: начинают активно удлиняться ступни и кисти рук, вслед за ними – собственно, конечности, меняется лицо, и в последнюю очередь – туловище.
Особенности психологии переходного возраста
По мере взросления человека, у него начинает повышаться
степень осознанного отношения к миру вокруг. Подросток становится значительно
более склонным к рефлексии, что неизменно ведет к переменам в психике.
Для переходного возраста большую значимость имеет стремление
как-то выделиться из толпы, самоопределиться, привязать себя к определенной
возрастной группе. Потому подростки часто становятся частью какой-либо
субкультуры или выбирают себе кумира, ролевую модель, на которую стремятся быть
похожими.
Желание поменять не только себя, но и мир вокруг также приводит к формированию политических взглядов. Это тоже может иметь определенные риски для ребенка.
Дела по дому
Прежде всего, приходится учиться рассматривать подростка 10-11 лет не только как ребёнка, но и как человека, желающего принимать решения самостоятельно, без оглядки на то, что о нём скажут или подумают. Возможно, что выполнение домашних обязанностей он будет рассматривать не как объективно необходимое действие, а как акт подчинения чужой воле.
Обсудите с будущей хозяюшкой то, что вы не в силах успеть всё по дому и разумно будет (если уж она уже достаточно взрослая) разделить с ней заботы. Отведите ей свою «территорию,» за которую она будет отвечать, поручите ей определённый (но строго ограниченный) перечень дел, которые находятся в её ведении.
В 10 лет девочка должна самостоятельно убирать свою комнату
Лучше вместо этого:
- Держать в порядке свою комнату (подавать личный пример).
- Обсуждать последствия такой нерадивости (возникновение аллергических реакций и частые болезни из-за избытка пыли и плохой гигиены, появление у одежды неприятного запаха на который могут плохо реагировать одноклассники).
- Уметь проявлять умеренно-положительную реакцию на то, что дочь всё-таки взялась за уборку (бурные восторги, как и игнорирование, могут стать причиной негативного отношения подростка к опыту ведения хозяйства).
Если дочь 10 лет выполняет что-то вне регламентированного перечня, то обязательно отметьте то, насколько сильно она вам помогла, ведь это не входит в её обязанности, и она потратила свободное личное время на заботу о семье и домашних делах.
Эта манящая и пугающая цифра «10»
Едва успевают потухнуть свечи на праздничном торте, как родители десятилетней дочери начинают замечать в ней разительные перемены. И это не только начало полового созревания, появление груди и других вторичных половых признаков, но и изменения в характере.
В таком возрасте девочки часто становятся вспыльчивыми, начинают бунтовать и скрывать что-то от своих родителей. Почему так? Дело в том, что не только тело вчерашней малышки постепенно из детского превращается в девичье, но и психика. Гормональная система испытывает огромные нагрузки и сама девочка не всегда осознает, что с ней происходит. Она даже может не понимать, прочему начинает более тонко реагировать на все, плакать без видимых причин или проявлять немотивированную агрессию.
Как правило, именно в 10 лет (это усредненные показатели, может произойти как раньше, так и позже) ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Дочка замечает, что ей могут нравиться те вещи, от которых родители не в восторге. Да и сами мама с папой уже не кажутся всезнающими и непогрешимыми. Происходит своеобразное развенчание родительского культа и это сложно пережить обеим сторонам. Девочке может быть сложно принять, что папа с мамой не так хороши, умны, богаты, заботливы как другие родители. В то же время, самим им бывает не просто смириться с возрастающей самостоятельностью малышки.
В этом возрасте их задача — использовать все средства, чтобы помочь десятилетней дочери принять изменения, происходящие с ее телом и психикой
Кроме того, важно начать прививать девочке осознание того, что с новыми правами и возможностями (которые приносит этот возраст) приходит и новая ответственность. Уравновешенность этих обеих чаш весов — залог формирования самостоятельной и самодостаточной личности, чего желает для своего чада каждый заботливый родитель
Полезные советы родителям
- Не противиться проявлениям их эмоций. Чтобы не потерять контакта с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на всё реагируют чрезмерно бурно и вызывающе, а на запреты могут устраивать истерики, надо не противиться проявлениям их эмоций. После всплеска, который не находит преград, дети оказываются готовы к конструктивной беседе, так как не ощущают противодействия со стороны взрослых и необходимости биться за интересы. Они осознают, что спокойный разговор с аргументированными доводами даёт намного больше.
- Место свободе. Контроль за жизнью детей в ряде направлений должен ослабевать. Не следует строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать своё мнение, но не используя вызывающих чувство вины слов: «ну», «твоё дело», «как хочешь» и «мне не нравится»). Например, если хочется убедить подрастающую дочь, что платье, которое она выбрала, ей не подходит, лучше сделать это, объяснив, что оно скрывает её сильные стороны и создаёт эффект несуществующих недостатков.
- Адекватная оценка внешности. Родители не должны занижать или переоценивать внешние данные детей. И то и другое вызовет комплексы. Надо не тыкать на недостатки, а следует в мягкой форме показывать подростку, какие слабые стороны во внешности у него есть, и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, характеризуя их как индивидуальную особенность.
Уход за младшими детьми
Десятилетки уже в состоянии помогать маме или другим родственникам ухаживать за малышами. Например: сменить памперс, погулять с коляской во дворе, приготовить смесь и покормить с бутылочки. Однако эта помощь не должна становиться чрезмерно обременительной. Девочка — еще сама ребенок, и ей нужно личное время. А делать из нее бесплатную безотказную няньку — только вредить ей.
В случае с более взрослыми детьми, 3-7 лет, десятилетка вполне может водить и забирать их из детсада (если он находится недалеко), а также играть с ними на улице, помогать с уроками. И опять-таки, подобная помощь не должна отнимать личное время (2-4 часа) и возможность полноценно высыпаться, питаться, учиться и т. п.
Из чего сделаны мальчики?
Еще один «подарок» полового созревания – «ломающийся» голос. У девочек это проходит безболезненно: их гортань меняется несущественно. То ли дело пубертатный возраст у мальчиков: формирование кадыка и стремительный рост голосовых связок приводят к тому, что юноша то начинает басить не хуже Шаляпина, то срывается на забавный дискант. Подобные предательства собственного тела могут лишить молодого человека уверенности в себе, тем более что это далеко не все неприятности.
Андрогены занимаются физиологическими изменениями, которые влияют и на психику. Когда мальчику исполняется 12 лет (средний возраст начала пубертатного периода у юношей), сначала увеличиваются яички и начинает постепенно расти половой член (темпы сугубо индивидуальны, поэтому начинать «мериться» в юном возрасте не стоит).
Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении
Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.
С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.
Расстройства аутистического спектра
Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.
Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.
Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок, известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.
Алена Попова — консультант для мам, мама-монтессори, автор проектов «Мама нОва» и «Интернет-мама» рассказывает как быть организованной мамой
Обязанности ребенка по дому: 3 года
собирать игрушки (можно начинать и раньше, когда малыш берет игрушки с полки, учите ставить их на место. Это можно делать и с 1-1,5 лет);
чистить зубы, умываться, причесываться (не забывайте, что паста должна быть детская, а взрослый — рядом
Также контролируйте качество чистки зубов и умывания, подсказывая малышу, на что нужно обратить внимание);
самостоятельно раздеваться, с небольшой помощью одеваться ;
складывать книжки, журналы на полку (также как и игрушки — взял, почитал, поставь на место прежде чем взять что-то другое);
относить салфетки и приборы на стол (в тренинге я рассказываю как приспособить среду под малыша, в т.ч. и посуду);
вытирать за собой следы (пол, стол и т.п.).
Обязанности ребенка по дому: 4 года
- помогать расстилать и убирать постель (просите сами, не ждите, чтобы малыш предложил );
- протирать пыль;
- помогать готовить десерты, украшать что-либо (еду, комнату и т.п.);
- помогать убирать в саду, в доме;
- помогать мыть посуду.
Обязанности ребенка по дому: 5 лет
- расстилать и убирать свою постель (уже сам, а не помогает);
- помогать убирать квартиру (главное, чтобы сама мама знала, что можно передать ребенку, каким инструментом снабдить, и какого качества уборку он хочет получит (ну и насколько это реально! :));
- оплачивать мелкие покупки;
- кормить своего питомца и убирать за ним;
- самостоятельно завязывать шнурки и убирать одежду (но, например, мои дети совсем не умеют завязывать шнурки :), а убирают одежду за собой еще с того трехлетнего возраста, когда научились ее одевать/снимать и скадывать);
- самому готовить бутерброды убирать за собой (опять таки, здесь нужна подготовительная работа от мамы и папы — научите намазывать масло на хлеб, пусть в доме всегда будет нарезанный хлеб и сыр, например).
Обязанности ребенка по дому: 6 лет
- пылесосить;
- поливать цветы;
- выгуливать домашних животных (если они у вас есть :));
- выносить мусор;
- собирать вещи в школу;
- чистить овощи (купите для пользования ребенка безопасную чистилку, и просите начистить вам огурцы, морковь, картошку и т.п.);
- накрывать на стол (этому можно еще с трехлетнего возраста учить);
- подбирать себе одежду (вряд ли сильно касается мальчиков, но и им тоже нужно это уметь).
Обязанности ребенка по дому: 7 лет
- мыть собаку/кошку;
- гладить простые вещи (поддерживайте интерес ребенка еще с маленького возраста, когда он приходит и просит — не отказывайте, просто обязательно рассказывайте правила безопасности!);
- самостоятельно вставать по утрам и ложиться вечером спать (учите использовать будильник не только на просыпание, но и на время выхода, подготовки ко сну, выхода на занятия и т.п.);
- оставлять после себя чистую ванну и туалет (в 7 лет даже может сам мыть унитаз в перчатках ;)).
Обязанности ребенка по дому: 8-9 лет
- мыть пол (снова таки — это можно делать и с более раннего возраста);
- наводить порядок в шкафах и на полках (учите это делать еще с того момента, когда научился одеваться и складывать свои вещи);
- уметь пришивать пуговицы и зашивать дырки;
- самостоятельно наполнить себе ванну;
- помогать другим;
- ухаживать за младшими братьями и сестрами.
Обязанности ребенка по дому: 9-10 лет
- уметь обращаться со стиральной машинкой и сушилкой;
- самостоятельно переходить улицу;
- ходить в гости;
- менять постельное белье;
- покупать продукты по списку;
- быть в состоянии оказать простую первую помощь (можно найти тренинг по оказанию первой помощи и пойти туда всей семьей, например).
Обязанности ребенка по дому: 10-11 лет
- ездить самому на автобусе;
- ответственно распоряжаться карманными деньгами ;
- не бояться остаться одному дома (можно начинать с более раннего возраста, оставляя его одного на 15-30-45 мин.);
- ответственно относиться к хобби.
Обязанности ребенка по дому: 11-12 лет
- помогать родителям в важных делах (например, ремонт);
- чистить плиту и духовку;
- помогать укладывать младших братьев-сестер;
- распределять время для занятий учебой.
Обязанности ребенка по дому: 13-17 лет
- приготовить обед для всей семьи;
- помогать старшим;
- последовательно выполнять поставленные задачи;
- иметь четкое представление о своих возможностях.
Реакция группирования с одногодками
Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:
- Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
- Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.
В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.