Содержание программы
Практическая реализация «Радуги» опирается на семь видов деятельности, каждый из которых, по задумке авторов, соответствует определённой активности малышей и охватывает все виды занятий в детском саду.
Физическая культура — красный цвет
Это приоритетное направление программы, формирующее привычку к охране здоровья, чистоплотности, порядку. В процессе воспитания этих культурно-гигиенических навыков дети учатся самоконтролю, вырабатывают алгоритмы поведения в критических обстоятельствах, несущих потенциальную угрозу жизни, а также учатся предупреждать возникновение опасных ситуаций.
Воспитание культурно-гигиенических навыков — важный аспект реализации программы Радуга
Игра — оранжевый цвет
Задача создания эмоционально тёплой атмосферы в группе считается основной в процессе игровой деятельности. Кроме того, такая активность позволяет зародиться симпатии, интересу к партнёру по игре. На занятиях и на досуге ребята вовлечены в три вида игр:
- дидактические, способствующие усвоению, закреплению и отработке изученного материала (применяются в ходе занятий),
- подвижные, помогающие снять излишнюю заорганизованность малышей (используются и на занятиях, и вне учебной деятельности),
- сюжетно-ролевые, развивающие коммуникативные навыки, речь, расширяющие границы наглядно-образного и понятийного мышления (являются элементом учебной и досуговой работы).
Изобразительно-практическая деятельность — жёлтый цвет
Обучение этому виду активности происходит на основе знакомства с народным творчеством, в частности с декоративно-прикладными образцами произведений Хохломы, Гжели, дымковских сюжетов. В ходе работы ребята учатся рисовать красками, карандашами, а также осваивают навыки лепки.
Изобразительно-практическая деятельность детей организуется на основе знакомства с лучшими образцами народного творчества
Конструирование — зелёный цвет
С помощью данного вида активности у детей развивается творческий подход к созидательной деятельности: малыши учатся строить из строительного сырья разного вида и формы (конструктор, пирамидки, природные материалы и пр., гибкие и жёсткие детали разных размеров и форм).
Конструирование помогает ребятам учится добиваться поставленных целей
Занятия музыкальным и пластическим творчеством — голубый цвет
В ходе знакомства с этими видами креативной деятельности ребята обогащают свой эстетический опыт, развивают музыкально-сенсорные способности, учатся ритмично двигаться, а также тренируют пространственную координацию.
На занятия дети не только знакомятся с музыкальными инструментами, но и пробуют на них играть
Знакомство с окружающим миром и развитие речи, грамота — синий цвет
Основная направленность этой части программы — обучение родному языку, которое происходит через знакомство с лучшими образцами художественной литературы, народного творчества, кино (в большей степени речь идёт о мультипликации).
На занятиях грамотой ребята подготовительной группы знакомятся с буквами и звуками
Математика — фиолетовый цвет
Главная задача занятий математикой не столько познать азы царицы наук, сколько освоить навыки учебной деятельности, в частности, научиться определять главную задачу, выделять направления поиска, оценивать полученные результаты.
Занятия математикой помогают ребятам усвоить понятия больше-меньше, длинный-короткий, высокий-низкий и др., а также получить элементарные арифметические знания
Учебно-методический комплекс «Радуга»
Для решения программных задач была издана серия пособий по образованию и воспитанию малышей каждой возрастной группы, затрагивающая все основные направления развития детей:
- познавательное развитие,
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП),
- развитие речи,
- ИЗО,
- конструирование,
- художественная деятельность.
Состав серии «Радуга»
Пособия для программы публикуются издательством «Просвещение».
- Развивающие книги «Познаю мир» для дошкольников всех возрастов, посвящённые назначению и функциям окружающих объектов, знакомству со связями между явлениями и вещами, знаками и символами.
- Книги «Моя математика».
- Дидактические альбомы «Сделаю сам».
- Альбомы-пособия по ручному и художественному труду.
- Новое методическое пособие для подготовительной группы «На пороге школы» (авторы — Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик).
Фотогалерея: примеры разных серий пособий для реализации программы
Это пособие используется в качестве дидактического материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
Задания для этого раздела курса развития речи опираются на диалогические словесные приёмы
В пособии собраны задания по всем видам деятельности
Основные вариативные программы
Вариативные и альтернативные программы отличаются своими философскими и концептуальными основами (взглядами авторов на ребенка, на закономерности его развития и, соответственно, на создание условий, способствующих формированию личности).
Вариационные программы могут быть основными и дополнительными.
Основные программы:
Содержание основной программы отвечает требованиям целостности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и способствует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регулятивных, двигательных, творческих), формированию конкретных видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, строительной и др.) Таким образом, основная программа определяет весь спектр развивающих задач (включая коррекционные задачи) и все содержательные аспекты образовательной деятельности в дошкольных учреждениях в рамках реализации основных образовательных услуг. Основные комплексные программы дошкольного образования включают: «Гармония развития», «Детский сад — дом радости» и «Детство». , «Детство» и др. и др.); «Золотой ключик» (и др.); «Истоки» (ред. ), «Из детства в отрочество» (ред. ), «Кроха» (и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду»; «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст»; «Радуга»; «Развитие».
В рамках реализации основной образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений могут применяться специализированные программы: «Красота». Радость. Творчество» ( и др.); «Росинка. В мире прекрасного»; «Произведение искусства»; «Природа и художники»; «Настроечная вилка»; «Гармония», «Синтез»; «Маленький мальчик»; «Музыкальные шедевры»; «Ритмическая мозаика»; «Программа развития речи дошкольников»; «Программа математического развития дошкольников в системе «Школа-2000″»; «Росинка. Расти здоровым» и т.д.
Среди базовых программ особое место занимают программы коррекционной направленности (по направлениям коррекции), реализация которых предполагает ряд необходимых изменений в организации жизни детей, адаптацию типового режима и создание специальной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Временной план занятия
Занятие в ДОУ по санитарным нормам имеют установленную протяжённость:
- младшая группа (первая, вторая) – 15–20 минут;
- средняя — 20–25 минут;
- старшая и подготовительная — 30–35 минут.
Время на каждый из этапов занятия рассчитывается исходя из требований к продолжительности урока для разных возрастных групп
Структурные элементы занятия вписываются в определённый хронометраж.
Введение в тему, то есть мотивация, актуализация опорных знаний (с помощью картинок, демонстрации презентации, отгадывания загадок и т.п.). На эту работу выделяется 2–3 минуты.
Основной блок — 20–25 минут. Этот этап включает знакомство с новым материалом, его отработку и творческое осмысление полученной информации. А также в эти временные рамки вписываются физкультминутка, пальчиковые игры (дыхательные упражнения). Согласно особенностям программы, на основном этапе занятия малышей приобщают с самостоятельной деятельности (если есть необходимость, то с минимальной помощью взрослого).
Заключительный этап — 2–4 минуты. Педагог даёт оценку работе группы, каждому малышу
При этом важно сказать ободряющие слова каждому воспитаннику. В средней и старших группах дети сами оценивают свою работу, определяют, что получилось, а что нет.
Организация и проведение занятия в ДОУ
Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду проводится в рамках установленных временных рамок, которые рассчитываются на основании требований к различным возрастным категориям:
- I и II младшие группы: 15-20 мин.
- Средняя группа: 25 мин.
- Подготовительная и старшая группы: 35-40 мин.
Проводя занятия в ДОУ, необходимо помнить о временных рамках — для каждого возраста предусмотрена разная продолжительность уроковПрактические и технические элементы занятий подстраиваются под заданный хронометраж:
- Подготовка (3-5 мин). Введение детей в тематику при помощи мотивации и актуализации заданной информации — изображений, загадок и головоломок, демонстрационных презентаций.
- Главный блок (20-25 мин.). Характеризуется наличием знакомства с подающимся материалом, включая его обработку и анализ, творческое восприятие информации.
К основному этапу подключаются физические упражнения, игры и общение с детьми. Исходя из особенностей блока, детей обучают самостоятельной деятельности, при возможности, — педагог практически не помогает, только наблюдательная деятельность.
Завершающий блок. Дается оценочное суждение всей группе и каждому ребенку по отдельности
Важно говорить одобряющие слова, которые будут мотивировать детей к дальнейшим занятиям. В старшей и средней возрастной категории, оценка работы происходит самими детьми
Пример конспекта математического занятия по «Радуге» во II младшей группе.
Этап | Описание |
Введение | Педагог привозит на санях небольшую игрушку снеговика, после чего все по очереди рассматривают его округленные формы. Снеговик говорит детям: «Что-то одиноко и скучно мне по двору гулять, дорожки чистить, да снег убирать. Хочу себе друзей снеговиков. Дети, помогите мне!»
Воспитатель задает вопрос: «Ребята, поможем бедному снеговику?» Ученики отвечают положительно. |
Главный блок | Педагог начинает демонстрацию того, из чего можно сделать снеговика: обводя пальцами, он показывает круги и говорит об отсутствии угловатости. После чего воспитатель предлагает каждому ребенку собственноручно покатать круг и понять его структуру. Задаются вопросы:
«Укажите самый большой и маленький круги». «Как мы называем фигуры, из которых сделан снеговик?». После ответов, педагог проводит небольшую разминку, которая сопровождается стихотворениями или песнями о снеговике. Воспитатель приглашает группу за стол, на котором расположены круги из бумаги разного размера. Дети делают друзей для снеговика. Работа проходит в самостоятельном режиме с возможной помощью. Если есть желание — добавляются новые предметы, рисуются глаза, нос, шляпа или метла. |
Завершающий блок | Каждый из детей дарит снеговику нового друга. После чего игрушка благодарит ребят за выполненное задание. Завершающий вопрос детям от педагога:
«Для кого мастерили снеговиков?» «Из чего изготавливали?» |
Подобная игра не только знакомит с объемными телами (конус, круг, цилиндр), но и укрепляет навык склейки, развивают моторику, воспитывает детей важному умению усидчивости, мотивируя их доводить начатое дело до конца
Картотека тем
Как уже отмечалось, программа «Радуга» охватывает все виды занятий, которые проводятся в детском саду. План работы составляется методическим советом ДОУ с учётом целей и задач программы. При этом группировка тем может проводиться по-разному:
- помесячно с указанием темы и количества занятий;
- помесячно с указанием темы, целей и материала для занятий;
- по тематическим блокам.
Автор — Фирсова В.Н., воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», Ханты-Мансийский АО.
Старшая группа | ||
Ознакомление с окружающим миром | ||
Месяцы | Тема | Количество занятий |
сентябрь | 1.Земной шар на столе. 2. История возникновения родного города. 3. Портреты Земли. 4. Экскурсия в парк. | 1 1 1 1 |
Автор — Вит И., воспитатель МКДОУ г. Шарья, Костромская область.
Подготовительная группа | ||||
Грамота | ||||
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Материалы |
Сентябрь | 4 | Знакомство с буквами. Буква А. | Познакомить с гласной буквой А, познакомить с образом буквы Аа. Упражнять в выразительном произношении звуков в словах. Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме. | Коллаж с буквой А, предметные картинки, в названии которых есть звук . |
https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-nod-po-gramote-v-podgotovitelnoi-grupe-po-programe-raduga.html |
Таблица: пример блочно-тематического планирования по программе «Радуга» (фрагмент)
Авторы — методический коллектив МБДОУ д/с № 41, г. Таганрог, Ростовская область.
Месяц | Неделя | 2-я младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | Праздники |
Октябрь «Кем ты хочешь быть?» | 1 | Труд людей | Знакомство с профессиями родителей | История возникновения профессий | Проекты на темы профессий | 1 октября День пожилого человека Международный день музыки 4 октября Всемирный день защиты животных 5 октября Всемирный день учителя |
2 | Кто работает в детском саду? | Знакомство с профессиями ближайшего окружения | Знакомство с видами профессий. Откуда хлеб на стол пришёл? | Знакомство с классами профессий. Откуда хлеб на стол пришёл? | 6 октября Всемирный день архитектуры 9 октября Всемирный день почты 11 октября Всемирный день девочек |
— Рыба-ёж (Дамир).
У рыбы-ежа почти нет врагов. Его тело усыпано шипами, а при опасности еж заглатывает воду и раздувается как шар. Иглы рыбы-ежа ядовиты.
— Вот как рыба-ёж защищается от хищных рыб.
— Посмотрите, кто это, будто звезда с ёлки?! Это морская звезда ( Оля).
Морские звезды живут в море.
Тело большинства морских звезд имеет пять лучей. Все морские звезды хищники. Они ползают по дну с помощью многочисленных ножек-присосок.
Они очень красивые, бывают разных цветов — красные, синие, зеленые и даже черные. У нас дома есть морская звезда, её привез папа с юга. Она мне очень нравится.
А это кто? ( осьминог). Данил.
Осьминог-охотник, который сам иногда становится жертвой. Он обладает тайным оружием — в его теле находится чернильный мешок, наполненный красящей жидкостью.
Осьминог-это существо, тело которого похоже на шар. У него восемь щупальцев.
Питается крабами, раками и другими моллюсками.
Осьминог способен менять цвет, маскироваться. Поддается дрессировке, имеет хорошую память, различает геометрические фигуры.
— Вот какой умный осьминог.
— Ещё много тайн хранит морское дно, здесь обитает много рыб и животных, которых изучает человек. Ну, а нам пора подниматься на поверхность.
— Пока мы поднимаемся, давайте ещё раз посмотрим на этих замечательных животных и рыб.
(перечислить: осьминог, морская звезда, рыба-ёж, акула, медуза – всё это (морские обитатели).
— Вот мы и на поверхности. Давайте выйдем на берег и поиграем в нашу любимую игру « Море волнуется».
— Вы будете показывать какое-нибудь морское животное, а я попробую отгадать.
Цели и принципы программы по ФГОС
Общие направления программы раскрываются исходя из целей педагогической работы в определенной возрастной группе, что позволяет расширять и видоизменять образовательные техники. Основные цели программы затрагивают такие важные аспекты, как развитие и совершенствование личности.
Помимо этого, «Радуга» позволяет:
Укрепить и сохранить выработку полезных привычек, которые составляют здоровый образ жизни
Так, дети не только выполняют различные задачи, но и помнят о важности мытья рук от использованного клея.
Улучшить физическое и психологическое состояние. К примеру, соответствие коммуникативных навыков исходя из возраста ребенка.
Обеспечить максимально возможное и содержательное обучение при помощи расширения кругозора
К примеру, рассмотрение тематики народного творчества влечет за собой ознакомление с гжелью, старинными игрушками и хохломой.
Всесторонне подготовить ребенка к школе, включая мотивационную составляющую и последующее обучение. Затрагиваются конкретные знания, которые характерны образовательному процессу.
Для того чтобы реализовать поставленные ребенком цели, программа предлагает решение следующих задач:
- Обеспечение возможности радостно и содержательно проводить время в детском саду. В этом случае любая познавательная деятельность приводится в игровую форму.
- Совершенствование важных коммуникативных навыков и речевого аппарата, что возможно благодаря чередованию групповой и индивидуальной форм работы. Сюда же относится общение с родителями и педагогами.
- Возможность укрепления физического состояния ребенка благодаря поднятию таких важных вопросов, как личная гигиена и самочувствие. Выявляются не только в контексте организационного процесса, но и во время игр.
- Ознакомление с вопросами защиты, в том числе обучение основам поведения на улице, технике бытовой безопасности.
Программа «Радуга» позволяет решить многие задачи касательно обучения и воспитания детей
- Предоставление базовых знаний о математическом представлении окружающего мира.
- Формирование уважительного общения с окружающим миром, в частности воспроизводится вопрос о значимости помощи природе.
- Приобщение к знаниям, искусству или труду. Совершенствует общее осознание моральной стороны добра и зла, а также позволяет выявить эмоциональные действия человека.
- Совершенствование навыков самоконтроля, в том числе эмоций, трудностей, рефлексии и любых других аспектов.
Представленные программы, задачи и цели исходя из возрастной группы, являются обязательной составляющей, которая применяется в случаях дошкольной организации и введении обновленной педагогической программы.
Достоинства и недостатки программы
«Радуга» ориентирована на массовый детский сад и уже имеет обширный опыт внедрения в работу, поэтому выделить достоинства и недостатки несложно. Итак, к положительным сторонам осуществления программы можно отнести 5 факторов.
- Своевременное и полноценное физическое и психическое развитие ребёнка. В процессе разных видов деятельности малыши получают необходимый информационный объём, а также возможности направить физическую энергию в русло пользы для здоровья. Таким образом, осуществляется всесторонняя и качественная подготовка к школе.
- Максимальные возможности реализации индивидуального подхода благодаря дифференцированному принципу усвоения программных задач. Иными словами, у педагога есть возможность варьировать содержание каждого программного компонента так, чтобы дети с достаточным уровнем общего развития получали чуть больше обозначенного объёма информации, а малыши с недостаточным уровнем общего развития могли немного подтянуть свои знания, умения и навыки до необходимых границ.
- Организация предметно-развивающей среды с целью создания положительного микроклимата, поддержки уверенности детей в своих силах, создания ситуации успеха на занятиях и вне учебной деятельности. При этом материально-техническая обеспеченность ДОУ роли не играет: педагог, творчески подходя к своему делу, создаёт такую предметно-развивающую среду, которая была бы полезна и интересна детям, используя для этого подручный материал. Например, для развития сенсорных способностей в младшей группе воспитатель не приобретает готовые тренажёры, а делает шумовые коробочки, наполняя капсулы от Киндер-сюрприза крупой, монетами, сахаром и т.д., тем самым различая их по звуку, весу.
-
Качественно новый подход к оценке деятельности ребёнка. Не с позиции «малыш должен — не должен», а с позиции «в этом возрасте ребёнок способен, может…». Деятельность ребят оценивается не только с точки зрения практических результатов, а и в процессе общения с ними, наблюдения.
Как и во всякой другой программы, в «Радуге» есть и недостатки. Тем более, что первоначально именно эта система пришла на смену типовой программе, имеющей многолетний опыт внедрения в практику.
- «Радуга» даёт установку, без детального описания инструментария. То есть предполагается, что воспитатель не просто исполнитель, а творец: у каждого ребёнка есть способности, раскрыть которые необходимо правильным подбором «ключиков» — приёмов, методик. Этот механизм педагогу, особенно молодому, понять и реализовать сложно. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что и любую другую программу (например, «Детство», «Развитие» и др.) без творческого подхода в работе досконально освоить не получится.
- Некоторые разделы, как показывает практика, усложнены. Это связано с тем, что первоначально дополнения публиковались одновременно с экспериментальным внедрением «Радуги» в работу и в связи с этим не все пожелания ДОУ, участвовавших в пилотном проекте, учитывались. Особенно завышенные оказались требования к возможностям ребёнка в разделах «Математика» и «Грамота». Однако это обусловлено ещё и тем, что изначально «Радуга» удовлетворяла социальный заказ родителей малышей, которые не вполне объективно могли соотнести возраст дошкольника и тот объём материала, который они могли бы воспринять.
Оценка результатов работы по программе
Программа РАДУГА, как и любая другая системная техника, требует оценочного суждения по ФГОС, благодаря которому педагог может оценить работу детей.
Анализ проведенной методики в детском саду характеризуется 3 шагами:
Выполнение плана. Процентное и численное соотношение детей, усвоивших суть программы исходя из образовательной деятельности.
На это указывают средний и высокий уровни выполнения, которые вычисляются из затраченного времени на выполнение задачи. На основе анализа выявляются дети, которым нужно больше внимания со стороны родителей и педагога.
Анализ результатов программы «Радуга» проводится на основе выполнения плана по занятиям
- Анализ программы, что включает оценочное суждение в рамках определенной шкалы (низкая, средняя и высокая). Учитывает выполнение задач исходя из использованных программных областей.
- Описание анализа. Указывается результативность при задачах в каждой из тематических областей. Применяется процентное суждение нижних, средних или высоких показателей.
Описываются будущие перспективы и предрасположенность к тем или иным навыкам. Исследуются недостатки проведения, которые исправляются на следующем занятии.
Из всех имеющихся педагогических комплексов с интересными приемами, программа «РАДУГА», выведенная по всем стандартам ФГОС, пользуется наиболее высоким спросом. Педагог в ДОУ должен обладать творческим, индивидуальным и справедливым подходом к каждому ребенку.
Достоинства и недостатки программы
На практике можно выделить объективные достоинства ее внедрения:
- Полноценное психологическое и физиологическое развитие. В ходе различных видов деятельности, дети приобретают необходимую информацию, включая способность сосредотачивать физическую энергию в полезное русло. Подобным образом происходит высококачественная дошкольная подготовка.
- Техники, позволяющие максимально реализовать персональный подход к каждому ребенку, что возможно благодаря дифференциальному усвоению программных вопросов.
Так, у преподавателя появляется возможность изменять содержание техники таким образом, чтобы дети с необходимым уровнем развития приобретали немного больше ранее обозначенной информации. В то же время ребенок с недостающими знаниями может улучшить уровень собственного развития и довести его до необходимых значений.
Составление наглядно-формирующей среды с целью формирования позитивной атмосферы внутри группы, поддержания внутренней уверенности у детей, а также формирования условий для успеха. При этом вещественно-технические особенности не играют никакой роли.
Преподаватель самостоятельно подходит к выбору нужных материалов, которые используются в педагогических целях. Например, при развитии сенсорных возможностей, педагог не покупает уже готовые реквизиты, а производит их сам: пустой ящик, наполненный монетами, мелкими игрушками, сахаром, многое другое.
Высококачественный подход к анализу деятельности не с психологической стороны «ребенок должен», а с «ребенок в этом возрасте способен на…». При этом оценочные суждения включают не только практику, но и процесс общения и наблюдения.
Программа «Радуга» помогает раскрыть способности ребенка Как и любая другая программа, методика «Радуга» обладает рядом недостатков, которые в некоторых случаях могут не устраивать педагога. Техника не может дать точную установку без применения дополнительных инструментов.
Предполагается, что воспитатель не только исполнитель, но и творец: каждый ребенок обладает рядом способностей, которые можно раскрывать техниками или методиками. Механизм особо сложно реализовать большинству воспитателей, в особенности молодым и неопытным.
Как показывает практика, некоторые из проводимых техник усложнены, что связано с одновременной публикацией новых дополнений и экспериментального внедрения программы в педагогическую среду.
Поэтому многие пожелания детских садов при первом запуске не учитывались, включая не самое объективное соотношение возрастных категорий к ожиданиям родителей.
Анализ программы
Эффективность любой системы определяется практическими результатами. Если говорить о показателях успешности работы по программе «Радуга», то это сформированный образ «радужного» выпускника детского сада, которого можно охарактеризовать как личность:
- доброжелательную, спокойную и дружелюбную,
- умеющую находить общий язык со сверстниками и взрослыми,
- имеющую свою сферу интересов (творческих, познавательных),
- психологически устойчивую к неудачам, которые преодолеваются конструктивно,
- инициативную в разных видах активности,
- рассматривающую предстоящее обучение в школе как качественно новую ступень взрослости.
Однако эти показатели хороший воспитатель может выделить и без каких-либо методик анализа — результаты работы, что называется, налицо. А вот чтобы избежать просчётов и пробелов, в конце каждого учебного года проводится мониторинг эффективности работы по «Радуге».
Один из показателей успешного использования программы Радуга состоит в том, насколько хорошо малыши умеют сотрудничать друг с другом в процессе совместного выполнения задания
Алгоритм мониторинга программы
Эта форма анализа включает три формы отчёта.
- Анализ выполнения программы. Он включает процентное соотношение детей, которые усвоили программу по каждой образовательной области, то есть показали высокий и средний уровень, и тех, кто не усвоил этот материал, то есть показали низкий и ниже среднего уровень. Кроме того, поимённо, с определением трудностей, указываются дети, требующие повышенного внимания со стороны педагога и родителей.
- Мониторинг по программе, включающий оценку (высокую, среднюю, ниже средней, низкую) деятельности каждого ребёнка по всем образовательным областям.
- Справка к мониторингу. Описание результативности работы по программе по каждой образовательной области с указанием процентного соотношения высоких, средних, ниже среднего и низких показателей, а также с пунктирным обозначением перспектив исправления недостатков или закрепления полученных результатов.
Образцы форм анализа можно посмотреть здесь https://yadi.sk/i/RYn7zM8s3S3ptN https://yadi.sk/i/_9EJdDa73S3pte https://yadi.sk/i/rvmi1X6K3S3ptr
Артикуляционная гимнастика.
-Представьте, что греет солнце, все расслабились, наш язычок тоже захотел погреться на солнышке.
1. Лопатка (широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе) счет 1-2-3-4-5
2.Подул ветерок. Как дует ветер? («воздушная струя»)
3. Камешки бьются о берег
-маленькие (т-т-т-т)
-большие (д-д-д-д)
4.Язычок захотел показаться на лодочке («чашечка»- края языка подняты кверху, язык широкий).
5. Ветер дует в паруса («фокус»-воздушная струя проходит посреди языка, края языка подняты вверх).
6. Увидел язычок морского конька («лошадка»).
7. Опасность-рыба-пила плывет («иголочка»- язычок острый).
8. Быстро уплывает морской конек («лошадка» в быстром темпе).
9.Остановись, конек, не бойся! Уплыла рыба-пила (темп медленный).
Молодцы!
-Ребята, хотите опуститься на морское дно и своими глазами увидеть, кто же там живёт? (Да).
— А как можно спуститься на морское дно? (ответы детей).
В : — Существует специальный аппарат, который опускается на дно и исследует его. Называется он батискаф.
Занимайте места. Из иллюминатора (специальное окно — показать рукой) мы будем наблюдать за происходящим.
— Готовы? (Да). Тогда запускаем мотор: д-д-д-ррррр. Погружение. Смотрите внимательно, кто же нам покажется?
Медуза. (прицепить картинку вверху коврографа).
— Кто это?( Медуза).Полина у нас готовила рассказ, давайте послушаем.
-Я расскажу вам об ушастой медузе. У самой поверхности моря танцуют сотни ушастых медуз и похожи они на прозрачные зонтики. Четыре ротовые лопасти свешиваются как длинные уши, поэтому её так назвал «ушастая». Ушастая медуза почти полностью состоит из воды. На её щупальцах есть клетки, которые лопаются и разбрызгивают яд. Для человека яд ушастой медузы не опасен.
В: — Опускаемся ниже.
Акула ( прицепить картинку)
В: — Внимание! Кто за бортом? ( Акула). Какие у неё огромные зубы! ( Илья рассказывает об акуле)
Какие у неё огромные зубы! ( Илья рассказывает об акуле).
Живут акулы в морях и океанах. Акула видит наш мир в черно-белом цвете и плохо слышит. Это хищное существо с очень острыми зубами, опасное для человека. Самые большие акулы – это китовые акулы. Китовая акула, примерно как одна большая грузовая машина, достигает длины 9 и более метров.
-Это самая большая акула.
— Кто ещё что знает про акул? ( Алла).
Большая белая акула «прославилась» тем, что нападает на людей. Самая маленькая акула — кошачья. Она может быть не более полуметра в длину.
-Как вы думаете, почему она получила такое название – кошачья?
( маленькая, безобидная)
В: — Вот мы и на морском дне.
— Здесь настоящий лес, только разноцветный. Лес, а в воде растёт.
— В воде росли – водоросли. Они и впрямь похожи на лес – в их зарослях прячутся морские животные, водоросли служат некоторым из них пищей, обогащают воду кислородом, необходимым для жизни рыб и других обитателей морских глубин.
— Как здесь красиво! Кто же это плывёт?
Что такое календарно-тематическое планирование
Определение
Календарно-тематическое планирование (КТП) — это учебно-методический документ, который составлен на основе образовательной программы, календарного графика и учебного плана.
КТП определяет, в каком порядке, и в какие сроки необходимо пройти определенную тему. План обязательно должен быть выполнен в конце учебного года. Его используют для того, чтобы обучение предмету было целенаправленным и систематичным, а также чтобы учебная нагрузка была равномерно распределена.
Для чего нужно, сфера применения
Ежегодный календарно-тематический план составляется перед началом учебного года каждым педагогом: учителем-предметником, руководителем кружка, факультатива или спортивной секции.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
КТП — комплексный документ, в котором отображается:
- класс;
- количество часов на прохождение блока;
- тема и дата урока;
- цель и дидактические задачи каждого занятия;
- краткое содержание материала;
- форма организации познавательной деятельности;
- методы и средства обучения;
- формируемые компетенции;
- методы контроля и т. д.
Календарно-тематическое планирование совмещает в себе функции тематического и поурочного планирования.
Определение
Тематическое планирование (ТП) — перспективный рабочий план преподавателя. Он учитывает темы и сроки их прохождения. Может корректироваться в течение учебного периода по объективным и субъективным причинам: праздникам, болезни преподавателя и т. д.
Определение
Поурочное планирование — основанный на основе тематического плана конкретизированный порядок проведения каждого урока в течение учебного периода.
Администрация отслеживает и контролирует соблюдение КТП, его сроков и качества подготовки учащихся.
Значение данной методики планирования для педагога заключается в том, что это помогает ему организовать процесс обучения. К тому же, в процессе составления плана необходимо проанализировать большие объемы информации и предугадать возможные вопросы и ответы учеников. Это способствует более структурированной подаче информации и лучшей подготовке к форс-мажорным обстоятельствам.
Целевое назначение календарно-тематического планирования — определить место каждой темы учебной дисциплины в рамках курса и значимость каждого отдельного занятия.