Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

  • Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
  • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
  • Следить за чистотой ногтей.
  • Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
  • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
  • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
  • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:

  • Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
  • Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
  • Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
  • Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.

Фотогалерея: навыки, которые нужно совершенствовать у старших дошкольников

При кашле и чихании дети приучаются использовать носовой платок, отворачиваясь при этом в сторону

Воспитанники старшей группы должны есть аккуратно, бесшумно, поддерживая за столом правильную осанку

Ребята 5–6 лет умеют опрятно заправлять свои кроватки после дневного сна

Воспитанники старшей группы должны уметь быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду в шкафчик

В старшей группе ребята учатся самостоятельно чистить зубы

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

  • Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
  • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
  • Следить за чистотой ногтей.
  • Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
  • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
  • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
  • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:

  • Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
  • Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
  • Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
  • Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.

Фотогалерея: навыки, которые нужно совершенствовать у старших дошкольников


При кашле и чихании дети приучаются использовать носовой платок, отворачиваясь при этом в сторону


Воспитанники старшей группы должны есть аккуратно, бесшумно, поддерживая за столом правильную осанку


Ребята 5–6 лет умеют опрятно заправлять свои кроватки после дневного сна


Воспитанники старшей группы должны уметь быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду в шкафчик


В старшей группе ребята учатся самостоятельно чистить зубы

Картотека трудовых поручений в подготовительной группе.

Задание № 1. « Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями». Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.

Задание № 4. «Дежурство по столовой». Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание № 6. «Уборка строительного материала». Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ». Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)». Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место.

Задание № 10. «Ремонт книг». Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.

Задание № 11. «Расставим стулья в определенной порядке». Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду». Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте.

Задание № 13. «Уборка в уголке природы». Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала». Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель». Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.

Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду.

Задание № 17. «Уборка в столовой». Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 18. «У нас в шкафу порядок». Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ». Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.

Задание № 20. «Меняем полотенца». Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Определение 1

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения, представляющая собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это не только усвоение норм и правил культуры поведения, но и очень важный процесс по вхождению ребенка в общество и его социализация.

Каждый ребенок с самого раннего детства должен понимать и соблюдать правила, осознавать, что быть неопрятным, грязным и неряшливым это некрасиво и некультурно.

Внешний вид человека формирует первое представление о нем как о личности.

Процесс гигиенического воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с воспитанием культурного поведения. С самого раннего детства ребенка учат правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, пользоваться столовыми приборами, учат вежливо и доброжелательно разговаривать с окружающими, соблюдать опрятность во внешнем виде, знакомят с правилами поведения в обществе и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Все культурно-гигиенические правила, ребенок должен не просто знать, их соблюдение необходимо довести до автоматизма.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает решение следующего круга задач:

  1. Развитие у детей культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время ежедневного туалета, приема пищи и т.д.
  2. Формирование стойкой привычки следить за собственным внешним видом, умение пользоваться предметами туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа и т.д.).
  3. Формирование навыков поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами.
  4. Формирование основных представлений о значимости собственного здоровья и умение его сохранять и укреплять; закрепление четкого правила, что «чистота тела – это основной залог здоровья».
  5. Формирование стойкой потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизнедеятельности.
  6. Привлечение родителей воспитанников к формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков в условиях семьи.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Успешное решение данных задач осуществляется посредством применения ряда педагогических приемов, которые воспитатель использует в работе с воспитанниками, с учетом их возраста:

  • Прямое обучение
  • Показ
  • Упражнения, предполагающие выполнение конкретных действий во время дидактических игр
  • Систематические напоминания детям о правилах гигиены и их соблюдения (в режимных моментах, играх и т.д.)
  • Постепенное повышение требований к соблюдению правил гигиены и формированию навыков самоконтроля за их выполнением

Данные приемы могут быть использованы по отдельности, а могут и в комплексе. Комплексное применение приемов целесообразно для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Определение 1

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения, представляющая собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это не только усвоение норм и правил культуры поведения, но и очень важный процесс по вхождению ребенка в общество и его социализация.

Каждый ребенок с самого раннего детства должен понимать и соблюдать правила, осознавать, что быть неопрятным, грязным и неряшливым это некрасиво и некультурно.

Внешний вид человека формирует первое представление о нем как о личности.

Процесс гигиенического воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с воспитанием культурного поведения. С самого раннего детства ребенка учат правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, пользоваться столовыми приборами, учат вежливо и доброжелательно разговаривать с окружающими, соблюдать опрятность во внешнем виде, знакомят с правилами поведения в обществе и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Все культурно-гигиенические правила, ребенок должен не просто знать, их соблюдение необходимо довести до автоматизма.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает решение следующего круга задач:

  1. Развитие у детей культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время ежедневного туалета, приема пищи и т.д.
  2. Формирование стойкой привычки следить за собственным внешним видом, умение пользоваться предметами туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа и т.д.).
  3. Формирование навыков поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами.
  4. Формирование основных представлений о значимости собственного здоровья и умение его сохранять и укреплять; закрепление четкого правила, что «чистота тела – это основной залог здоровья».
  5. Формирование стойкой потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизнедеятельности.
  6. Привлечение родителей воспитанников к формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков в условиях семьи.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Успешное решение данных задач осуществляется посредством применения ряда педагогических приемов, которые воспитатель использует в работе с воспитанниками, с учетом их возраста:

  • Прямое обучение
  • Показ
  • Упражнения, предполагающие выполнение конкретных действий во время дидактических игр
  • Систематические напоминания детям о правилах гигиены и их соблюдения (в режимных моментах, играх и т.д.)
  • Постепенное повышение требований к соблюдению правил гигиены и формированию навыков самоконтроля за их выполнением

Данные приемы могут быть использованы по отдельности, а могут и в комплексе. Комплексное применение приемов целесообразно для детей старшего дошкольного возраста.

Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Суть понятия

КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

В средней группе в работе на формирование КГН акцент делается на повышение уровня самостоятельности ребёнка

Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:

  • мыть руки;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • принимать пищу аккуратно.

Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:

приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
закреплять умение пользоваться личной расчёской;
отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).

В детском саду КГН осваиваются быстрее потому, что дети видят не только образец взрослого, но и пример товарищей

Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.

  1. Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
  2. Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
  3. Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
  4. Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
  5. Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).

Отработку того или иного навыка следует разбивать на отдельные этапы, например, чистка зубов как элемент утреннего туалета

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что

они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,

чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об

этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает,

отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети

реагируют на слова “волосы” (расческа, ножницы, шампунь,

мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и

пр.).

Вариант.Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром

идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые

используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)

Неочевидные преимущества навыков самообслуживания

Очевидные бонусы овладения навыками самообслуживания ясны, малыш становится самостоятельнее, уже не нужно следить за каждым его шагом. Тем не менее, многие родители пренебрегают навыками самообслуживания, фокусируясь больше на развитии мышления ребенка и его творческих способностей. Однако, педагоги и психологи в один голос утверждают, что самообслуживание вносит неочевидный, но ощутимый вклад буквально во все сферы жизни малыша.

Когнитивное развитие ребенка

Выучивание последовательности действий благотворно влияет на развитие памяти и мышления, участвует в улучшении внимания ребенка. Следует также помнить, чем большим количеством навыков ребенок уже овладел, тем лучше он сможет сориентироваться в новой для него ситуации, поэтому навыки самообслуживания вносят свой вклад и в общую смышлёность ребенка.

Развитие координации и мелкой моторики

Вы когда-нибудь задумывались насколько хорошо нужно владеть своим телом, чтобы самостоятельно надеть футболку, справиться с пуговицей или завязать шнурки? Многочисленные мелкие действия, которые малышу приходится выполнять при одевании и других процедурах становятся самыми настоящими упражнениями на развития мелкой и крупной моторики.

В нашем обществе навыки самообслуживания понимаются как показатель адекватности человека, мы даже неосознанно оцениваем людей по их внешнему виду и опрятности. Ребенок, который к 6-7 годам имеет проблемы с одеванием или, тем более, нуждается в помощи во время посещения уборной, вероятно станет объектом для насмешек сверстников, а иногда и взрослых. Верно и обратное, ребенок, не имеющий трудностей с самообслуживанием, чувствует себя уверенней, легче адаптируется к детскому саду и школе.

Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей. Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться — не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания — вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Суть КГН в подготовительной группе

При занятиях с детьми 6-7 лет методические наработки в сфере культурно-гигиенического воспитания носят системный и обобщенный характер, создавая условия для дальнейшего расширения умений и знаний на следующей стадии образования – школьном обучении.

КГН это непрерывный процесс, поэтому ключевое значение имеет дозирование поставляемой детям информации. Отдельно отрабатываются и оттачиваются все культурно-гигиенические навыки. Детей обучают способам рационализации этого вида самообслуживания.

КГН в подготовительной группе включает в себя 4 направления:

  • Поведение за столом. Детей учат правильно пользоваться столовыми приборами и посудными принадлежностями, употреблять разные виды блюд и пищевых продуктов.
  • Уход за одеждой и постелью. Дошкольники тренируются заправлять кровать, расстегивать/застегивать кнопки, пуговицы, молнии.
  • Водно-гигиенические процедуры. Они предусматривают отработку намыливания рук, использования зубной пасты и щетки, применения полотенец, салфеток и других аналогичных принадлежностей.
  • Аккуратное обращение с личными вещами. Сюда входит складывание игрушек, канцелярских принадлежностей, средств индивидуальной гигиены.

Существуют ли специальные упражнения для развития навыков самообслуживания?

Разумеется, опытные родители опробовали много способов научить ребенка одеваться и ухаживать за собой. Мы предлагаем пять развивающих упражнений для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:

  • Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс? Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.
  • Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.

  • Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.
  • Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.
  • Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.

Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно — задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Определение 1

Культурно-гигиенические навыки – это важная составная часть культуры поведения, представляющая собой навыки соблюдения опрятности, содержания в чистоте собственного лица, рук, тела, одежды и обуви.

Формирование культурно-гигиенических навыков, это не только усвоение норм и правил культуры поведения, но и очень важный процесс по вхождению ребенка в общество и его социализация.

Каждый ребенок с самого раннего детства должен понимать и соблюдать правила, осознавать, что быть неопрятным, грязным и неряшливым это некрасиво и некультурно.

Внешний вид человека формирует первое представление о нем как о личности.

Процесс гигиенического воспитания и обучения находится в тесной взаимосвязи с воспитанием культурного поведения. С самого раннего детства ребенка учат правильно сидеть за столом, аккуратно кушать, пользоваться столовыми приборами, учат вежливо и доброжелательно разговаривать с окружающими, соблюдать опрятность во внешнем виде, знакомят с правилами поведения в обществе и т.д.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Все культурно-гигиенические правила, ребенок должен не просто знать, их соблюдение необходимо довести до автоматизма.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает решение следующего круга задач:

  1. Развитие у детей культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время ежедневного туалета, приема пищи и т.д.
  2. Формирование стойкой привычки следить за собственным внешним видом, умение пользоваться предметами туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа и т.д.).
  3. Формирование навыков поведения за столом, умения пользоваться столовыми приборами.
  4. Формирование основных представлений о значимости собственного здоровья и умение его сохранять и укреплять; закрепление четкого правила, что «чистота тела – это основной залог здоровья».
  5. Формирование стойкой потребности в соблюдении правил гигиены и опрятности в повседневной жизнедеятельности.
  6. Привлечение родителей воспитанников к формированию и развитию у детей культурно-гигиенических навыков в условиях семьи.
  7. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Успешное решение данных задач осуществляется посредством применения ряда педагогических приемов, которые воспитатель использует в работе с воспитанниками, с учетом их возраста:

  • Прямое обучение
  • Показ
  • Упражнения, предполагающие выполнение конкретных действий во время дидактических игр
  • Систематические напоминания детям о правилах гигиены и их соблюдения (в режимных моментах, играх и т.д.)
  • Постепенное повышение требований к соблюдению правил гигиены и формированию навыков самоконтроля за их выполнением

Данные приемы могут быть использованы по отдельности, а могут и в комплексе. Комплексное применение приемов целесообразно для детей старшего дошкольного возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: