Особенности проведения интегрированного и комплексного занятия в средней группе детского сада

Что следует учитывать при планировании интегрированного занятия?

Обучение дошкольников – сложный процесс, требующий от педагогов не только соответствующих знаний, но и усердия, терпения и огромных усилий

Важно отметить тот факт, что, планируя каждое интегрированное занятие в средней группе, необходимо учитывать следующие моменты:

Материал должен подаваться в сжатой форме, компактно и четко.
Каждое занятие должно быть продумано до мельчайших подробностей и соответствовать учебной программе.
На всех этапах занятия преподаваемый ребятишкам материал интегрируемых предметов должен быть взаимосвязанным и взаимообусловленным.
Учебный материал должен излагаться в понятной для детей форме.
Интегрированное занятие в средней группе должно быть информационно емким, но сжатым с точки зрения временных рамок.
Занятия необходимо проводить систематично, с повторением пройденного ранее материала.

Занятия по математике

К началу своей школьной жизни ребенок должен знать множество чисел и величин, а также уметь ориентироваться во времени и пространстве. Педагогическая практика говорит о том, что первоклашки порой с трудом переходят от действий к конкретным образам, предметам, числам и иным абстрактным понятиям. Избежать подобных трудностей можно, развивая у ребенка умственное мышление на комплексных занятиях в детском саду. Именно в дошкольном возрасте малыши должны познакомиться с разнообразными математическими связями, зависимостью между величинами, мерами и т. д.

Если рассмотреть комплексные занятия в подготовительной группе по математике, то их структура такова:

— повторение уже пройденного материала (от 2 до 4 минут); — знакомство с новой темой (от 15 до 18 минут); — обобщение усвоенного (от 4 до 7 минут).


Например, в первой части комплексного занятия дети сравнивают ширины и длины предметов. При этом дошкольникам предлагается игра «Что изменилось?». Во второй части занятия воспитателем демонстрируются приемы, при помощи которых измеряется ширина и длина предметов. Далее дети выполняют все самостоятельно. Этот вид деятельности для них является практическим заданием. В четвертой части комплексного занятия выполняются упражнения по группировке и сравнению различных геометрических фигур.

Общие черты интегрированных и комплексных уроков

Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?

Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:

  • Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
  • Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
  • Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
  • Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).

Примеры проектов

Исследовательская работа «Экологические проблемы родного города»

Проблема загрязнения окружающей среды – это одна из основных угроз для всех людей, живущих на планете. И наш город – не исключение. В данной работе ученик исследует экологические проблемы родного города и пути их решения.

Проект по направлению история «Дорога жизни»

Проектная работа посвящена юбилею снятия блокады Ленинграда. Цель работы: изучение одной из страниц истории Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда.

Исследовательская работа «Удивительное рядом»

Я уже знаю, что гусеница потом превращается в куколку, но как это происходит, я никогда не видела? Сможет ли гусеница окуклиться у меня дома. Цель работы: стать свидетелем превращения гусеницы в куколку.

Исследовательская работа «Невидимки»

Маше 6 лет, и она не верила, что на наших руках остаются бактерии, пока сама это не проверила. Ее целью стало узнать, действительно ли существует на наших руках невидимая глазу грязь (микробы, бактерии)?

Мороженое в домашних условиях

Данный краткосрочный проект “Мороженое в домашних условиях” для старшей группы детского сада посвящен изучению истории мороженного. рассмотрению рецептов приготовления мороженного в домашних условиях и практической деятельности воспитанников.

Проект “Чудеса из мыла”

Детский проект в ДОУ на тему «Чудеса из мыла» создан воспитанницей старшей группы детского сада под руководством мамы с целью, изучить историю мыловарения и попробовать самостоятельно изготовить мыло в домашних условиях.

Круговорот воды в природе

В исследовательской работе в старшей группе детского сада “Круговорот воды в природе” содержатся исследования дошкольника об испарении воды, рассматриваются основные принципы круговорота воды в природе на простых примерах.

Проект в средней группе ДОУ “Волшебница – вода”

В исследовательской работе в средней группе “Волшебница – вода” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с водой и ее свойствами.

Краткосрочный проект в средней группе: “Маленькие исследователи”

В исследовательской работе в средней группе “Маленькие исследователи” содержатся педагогические разработки по проведению краткосрочного проекта в средней группе детского сада, направленного на знакомство воспитанников с вулканами.

Почему извергаются вулканы?

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Почему извергаются вулканы?” направлен на изучение воспитанниками природных особенностей вулкана, его строения и причин извержения.

Проект в ДОУ “Числа в сказках”

Предложенный краткосрочный проект в ДОУ в средней группе на тему “Числа в сказках” направлен на изучение воспитанниками значения чисел в сказках и определение смысла употребления разных чисел в контексте сказки.

Что могут добрые слова?

Данный проект в ДОУ на тему «Что могут добрые слова?» разработан воспитателем детского сада с целью ознакомления воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения с теорией влияния слов на живые организмы.

Исследовательская работа «Что же такое иммунитет?»

В течение своей жизни мне ни один раз приходилось слышать фразы: «Вадик гулять не пойдет, он опять заболел, иммунитета совсем нет»; «Нужно правильно питаться, кушать натуральные продукты. Иначе не будет сил и иммунитета». Меня заинтересовало: Что же такое иммунитет и почему о нем так часто говорят?

Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Виды и этапы познавательной деятельности

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало

Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.

Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей

Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе

Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

  1. Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
  2. Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
  3. «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
  4. Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

О чем важно помнить?

Вот еще одно важное свойство: виды деятельности детей на таком занятии нельзя будет строго разделить, они будут плавно перетекать один в другой. Мы можем организовать познавательную деятельность воспитанников таким образом, что они будут вспоминать различные времена года, производить анализ сезонных изменений, учиться различать и группировать весенние цветы, перелетных и зимующих птиц

Затем ненавязчиво можно перейти к речевой игре, проходящая в форме чтения стихов о весне. Физическая активность – это, например, подвижная игра «Весенние цветы», а художественная деятельность – рисунок или аппликация «Подснежник».

Думаю, такие занятия можно провести и в средней группе ДОУ, только форма подачи материала, конечно, будет более простой. Если у вас, например, 2 младшая группа, то занятие, посвященное весне, скорее всего, будет комплексным, поскольку для малышей все занятия в основном такие.

Ну, это лишь только мои примеры. А как интегрированные занятия проводите вы в детском саду? Может быть, вы еще сможете выделить какие-нибудь особенности, которые не учла я, поделитесь опытом!

Чуть не забыла, могу еще порекомендовать вам одно хорошее пособие Н. Н. Леоновой «Художественно-эстетическое развитие детей 5—7 лет». В нем собраны конспекты занятий, предполагающих обучение детей изобразительной деятельности нестандартными способами. Очень интересно, на мой взгляд!

Комплексные занятия в средней группе

В возрасте 4-5 лет ребенка продолжают учить активно взаимодействовать с окружающим миром. И этому во многом способствует проводимое воспитателем комплексное занятие. В средней группе дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает. В таком возрасте малышу необходимо расширять круг знаний о предметах, узнавать об их назначении и признаках. Этому во многом способствует образовательный процесс, который учитывает возрастные особенности ребенка и уровень его развития.

Комплексное занятие в средней группе включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у малышей воображения и речи, памяти и восприятия. Формирование этих психических процессов является неотъемлемой частью осознанного отношения к окружающему миру.


Комплексные занятия для детей средней группы проводятся по темам «Мебель» и «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и «Игрушки». При этом они решают задачи:

— совершенствования пространственной ориентировки; — формирования умения сосредотачивать свое внимание на предметах; — развития речи и обогащения словарного запаса; — формирования начальных математических представлений. При правильной организации комплексных занятий дети 4-5 лет в конце учебного года научатся распознавать окружающие предметы и их признаки, сравнивать их и производить над ними простейшие опыты (например, тонет — не тонет)

При правильной организации комплексных занятий дети 4-5 лет в конце учебного года научатся распознавать окружающие предметы и их признаки, сравнивать их и производить над ними простейшие опыты (например, тонет — не тонет).

Полезные пособия

Мне кажется, что суть проблемы кроется в том, что интегрированные уроки в ДОУ стали проводиться не так давно. Конечно, это теперь уже не ноу-хау, но определение это вошло в педагогику только в 90-х годах ХХ века. Кроме того, часто в литературе используется еще и такое понятие, как комплексное интегрированное занятие. И как тут разобраться, в чем отличия, да еще и составить четкий план НОД?

Думаю, что изучить особенности каждого из занятий будет гораздо проще на конкретных примерах. Со своей стороны, я могу порекомендовать некоторые интересные пособия для педагогов, которые, как мне кажется, дают наглядное представление о структуре, целях и задачах и тех и других занятий.

Комплексные занятия удобно распределены по темам с ориентацией на то, что воспитатель сможет проводить их каждую неделю, в книге Н. С. Голицыной «Конспекты комплексно-тематических занятий» для старшей группы. Мне кажется, что эти конспекты в дальнейшем можно будет взять за образец при подготовке к самостоятельным занятиям и по другим темам, поскольку они грамотно составлены.

Подобные пособия, к слову, есть для дошкольников разных возрастов. Например, ориентацией этой книги является уже подготовительная группа. Здесь собраны конспекты на целый учебный год.

Что касается интегрированных занятий, то для их проведения с детьми того же возраста есть книга автора А. В. Аджи, которая содержит конспекты таких занятий для подготовительной группы детского сада. В ней я нашла описание около ста занятий, направленных на речевое развитие детей шести–семи лет и активизацию их познавательной деятельности.

Конечно, я указала здесь далеко не полный список полезных пособий, а лишь поделилась собственным опытом. Буду рада, если вы тоже поделитесь полезными книгами по нашей теме. Расскажите, какой литературой пользуетесь вы, дорогие коллеги?

Что общего между двумя формами организации учебного процесса?

И урок, и занятие имеют один и тот же объект обучения, — это ребенок или студент. Формы взаимодействия могут быть разными, она может быть пассивной, когда ученик во время занятия или урока просто слушает новый материал, и активной, когда учитель привлекает учащихся к исследованию материала, задавая вопросы, придумывая ситуации, которые должны разобрать ученики. Занятие и урок временно ограничены, имеют сходную структуру и ставят перед собой определенные задачи. Формы организации учебного процесса ставят перед собой цель повышение уровня культурного и интеллектуального развития учеников.

В чем отличия между уроком и занятиями? Отличия между формами организации учебного процесса заключаются в следующем.

Модели интегрированного обучения

Помимо форм выделяют такие современные модели организации интегрированного инклюзивного обучения, как:

  • постоянная полная интеграция;
  • постоянная, но неполная интеграция;
  • частичная интеграция;
  • временная интеграция;
  • эпизодическая интеграция;
  • комбинированная интеграция.

Постоянная полная интеграция

При такой модели интегрированного обучения дети с инклюзией посещают общеобразовательную школу вместе с другими учениками и получают дополнительную коррекционную помощь при необходимости. Постоянная полная интеграция возможна в двух случаях:

  • уровень развития ребёнка близок к нормальному, без сильных отклонений;
  • в школе помимо преподавателя ещё есть отдельный специалист.

Постоянная, но неполная интеграция

Такая модель подходит детям, у которых есть отклонения от возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи и не могут посещать все уроки наравне с другими учениками. Учителя и родители определяют, какие предметы ребёнок будет посещать с классом, а что проще осваивать с помощью специалиста.

Частичная интеграция

В этой модели большее значение отдаётся индивидуальному обучению ребёнка с особенностями развития. А уроки в общеобразовательной школе он посещает лишь частично или проводит время с детьми после основной учёбы.

Чем раньше выявлены особенности развития, тем больше шансов для успешной адаптации 

Временная интеграция

В данной модели интегрированного обучения ребёнок с инклюзией проводит время с обычными детьми в школе не реже двух раз в месяц. А занимается индивидуально по специально разработанной программе.

Эпизодическая интеграция

Такая модель применяется в школах, где нет возможности организовать полноценное интегрированное обучение: нет отдельного специалиста, нет возможностей для модернизации преподавания. В таком случае организовывают периодические мероприятия, которые помогают социализировать детей с особенностями развития.

Комбинированная интеграция

Модель обучения, которую применяют в маленьких населённых пунктах, если в них нет возможностей для какого-либо интегрированного образования. В этом случае используют лишь некоторые элементы инклюзивного обучения. Поэтому комбинированная модель подходит детям с минимальными отклонениями в развитии, иначе они просто не смогут усваивать образовательную программу наравне c другими учениками.

Кому подходит интегрированное обучение

Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.

Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.

Внешние условия Внутренние условия
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу ребёнок психологически готов к школе
есть условия и среда для интегрированного обучения  

Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.

Где педагогу научиться работать с детьми с ОВЗ

Чтобы обучать детей в обеих системах образования, несмотря на отличия инклюзивного обучения от интегрированного, педагогу необходимы курсы повышения квалификации. Сегодня можно пройти курсы коррекционной педагогики сравнительно быстро — максимальный срок обучения по дистанционным программам 144 часа.

На таких курсах педагоги учатся приемам по воспитанию детей с ОВЗ, методике вовлечения учеников в образовательный процесс, основам конфликтологии и другим дисциплинам. После курсов педагог получает удостоверение установленного образца, которое позволяет работать коррекционным педагогом в общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Знакомство с природой

Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.

В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.

Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.

В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

Оформление патриотического уголка в детском саду

Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников

Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль

правила оформления по  ФГОС

В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.

Требования к оформлению уголка:

  • Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
  • Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
  • Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
  • Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
  • Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: