Чем комплексное занятие отличается от интегрированного: отвечаю на вопрос читателя

Цели и задачи комплексных и интегрированных занятий

Сходства этих видов уроков позволяет выделить ряд общих образовательных целей в контексте проведения занятий с детьми первой и второй младших групп:

  • получение разносторонней информации об объекте (например, песок может быть сухим и мокрым, может держать форму, а может рассыпаться),
  • осмысленное восприятие мира вокруг (дети изучают предмет или явление не отстранённо, а в комплексе с другими, к примеру, вода как осадки, то, чем мы моемся, что пьём),
  • систематизация знаний (например, зима — снег, мороз, Новый год, ёлка и т. д.),
  • пробуждение фантазии и творческой энергии (малыши рисуют, конструируют, моделируют, выполняют поделки и аппликации по теме),
  • воспитание положительного настроя на деятельность.

Чтобы осуществить эти цели, педагог ищет способы решить следующие задачи:

  • образовательные — дать представление о явлении или предмете, обогатить словарный запас по теме,
  • развивающие — стимулировать развитие речи (в частности, подбирать несколько слов для выражения мыслей), памяти, внимания, общей и мелкой моторики,
  • воспитательные — воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Изучив теоретический аспект темы, можем сделать вывод о том, что цели и задачи интегрированных и комплексных занятий в целом идентичны, отличие же этих форм организации уроков заключается в степени погружения в тему: комплексное занятие позволяет сделать это глубже. Поэтому в первой и второй младших группах комплексным урокам отдаётся предпочтение, в то время как интегрированные занятия вводятся элементами (например, на уроке по речевому развитию детей 1,5–3 лет при рассмотрении сказки «Репка», дети перечисляют героев-людей и персонажей-животных, то есть речевое развитие интегрируется с познанием).

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе

Во второй младшей группе можно проводить различные занятия.

Дидактические игры по познавательному развитию во второй младшей группе

Пример тем, которые можно поднять с целью познавательного развития во второй младшей группе по ФГОС:

  • агрегатные состояния вещества;
  • изменения состояний природы;
  • дикие и домашние животные и птицы;
  • изучение материалов, которые тонут и плавают;
  • праздники и традиции;
  • весна и осень, зима и лето;
  • народные приметы;
  • одежда и погода.

Временной план

Есть усредненная длительность занятий, которая основывается на возрасте учеников. Исходя из этого, возможно построить временной план занятий:

  • младшая группа – 15 минут;
  • вторая младшая группа – 20 минут;
  • средняя группа – 25 минут;
  • старшая группа – 30 минут.

Важно! Во время каждого занятия должна проводиться зарядка или активная игра, чтобы дети имели возможность размяться. Пример временного плана одного занятия:

Пример временного плана одного занятия:

  1. Мотивация и создание игровой ситуации – до 5 минут.
  2. Дидактическая игра или обучающий момент – 3-5 минут.
  3. Подвижная зарядка – 3 минуты.
  4. Проведения эксперимента – 10 минут.
  5. Итоги – до 2 минут.

Уголок в классе для изучения природы

Комплексное и интегрированное занятия: важные аспекты теории

В методической литературе понятия комплексное и интегрированное занятия, как правило, идут параллельно, отчего возникает путаница в терминах. Между тем наравне со сходными чертами, есть и отличия.

Интегрированное занятие — это разновидность урока, на котором конкретная тема раскрывается за счёт вовлечения детей в разные виды деятельности. При этом образовательные направления («Познание», «Физическая культура», «Развитие речи» и др.) дополняют друг друга, и переход от одной к другой происходит гармонично, что называется, незаметно. К примеру, рассматривая свойства воды во второй младшей группе, дети знакомятся с Капелькой, которая приглашает их провести опыт со снегом, чтобы понять, что он тает и превращается в воду, а затем нарисовать портрет новой подружки. Так интегрируются области «Познание» и «Xудожественно-эстетическое развитие»: малыши узнают, что вода может быть в разных агрегатных состояниях, закрепляют знания формы её капли.

Комплексное занятие — вид уроков, на которых взаимодействие разных образовательных областей происходит под эгидой общей темы, но с учётом конкретных задач по каждой

Важно: одна из областей будет ведущей

В основе интегрированного и комплексного занятий лежит интеграция образовательных областей

Таблица: сходства и различия сути интегрированного и комплексного занятий

Сходства Различия
Интегрированное Комплексное
Интеграция и концентрация видов деятельности вокруг одной темы. Тема разрабатывается с привлечением других, уже имеющихся знаний. Проработка темы идёт глубоко, с разных сторон.
Наличие междисциплинарных связей, то есть, например, знаний из курса по ознакомлению с окружающим миром на занятии по речевому развитию (сорока предлагает выучить чистоговорку).
Соответствие знаний и умений общему содержанию учебно-воспитательного процесса (уроки строятся на базовых знаниях, которые уже есть у детей, а новая информация даётся сопутствующей). Взаимопроникновение образовательных областей происходит незаметно, что требует досконально продуманной комбинации разных видов деятельности. Есть чёткий переход от одной деятельности к другой.
Детализация заданий на всех этапах организации урока.
Игровая форма работы.
Оправданное использование методических приёмов с опорой на тему (к примеру, с детьми 1,5–3 лет при изучении темы «Любимая игрушка» оба вида уроков будут строиться на основе атрибутов наглядности: малыши приносят свои любимые игрушки, показывают их и по возможности представляют).

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

Методика проведения интегрированных и комплексных занятий с младшими дошкольниками

Интегрированные занятия, как уже отмечалось, требуют доскональной подготовительной работы, связанной с логичным и гармоничным сочетанием разных образовательных областей в сюжете урока, а также привлечением опорных знаний малышей. Поэтому такие виды занятий не проводятся часто. Более того, по установкам ФГОС в первой младшей группе их проведение возможно только под конец учебного года. Для малышей 1,5–3 лет и 3–4 лет обычно это показательные, то есть открытые уроки.

Комплексные занятия, подразумевающие глубокое рассмотрение аспектов темы, также основываются на интеграции разных направлений образования. Поскольку интеграция — это структурная характеристика занятия, картотеки тем по этому показателю нет: комплексные или интегрированные уроки могут проводиться в рамках любого образовательного курса (развития речи, физкультуры и пр.). Но, как правило, интегрированные уроки организуются на этапе разработки или закрепления темы, а комплексные — на ознакомлении, уровне разработки и закреплении.

Интегрированные занятия с младшими дошколятами не проводятся часто, обычно это показательные уроки

Автор — Бондаренко Г.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6», г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.

Дата Тема Виды деятельности (области интеграции) Программные задачи Оборудование
Декабрь Дикие животные зимой
  • инсценировка сказки «Теремок» (художественно-эстетическое развитие);
  • игра по сказке «Кто в домике живёт?» (познавательное, речевое развитие)
  • помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре);
  • формирование речевого слуха;
  • развитие собственной активной речи, совершенствование силы голоса.
Пальчиковый театр по сказке «Теремок»
Март Весенняя капель Режиссёрская игра на фланелеграфе «Здравствуй, весна!» (познание, социально-коммуникативное, речевое развитие)
  • формировать активный словарь: светит солнце, травка и листочки зелёные, нет снега;
  • развивать зрительное восприятие;
  • воспитывать эстетические чувства.
  • фланелеграф;
  • деревья;
  • ёлочка;
  • дорожка из картона;
  • кукла Таня;
  • солнышко;
  • зелёные листочки;
  • травка;
  • птички.
Апрель Любимые сказки
  • повторение знакомых сказок;
  • чтение потешки
  • «Огуречик, огуречик…» (художественно-эстетическое, речевое развитие);
  • дидактическая игра: «Кому что дать?» (познание, социально-коммуникативное развитие).
  • вспомнить с детьми знакомые сказки;
  • помочь малышам драматизировать отрывки из произведений;
  • помочь запомнить новую потешку;
  • закрепить названия животных; сформировать представление о внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко);
  • воспитывать интерес к занятиям, желание трудиться.
  • сказки: «Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Курочка Ряба»;
  • игрушки: зайчик, козочка, ёжик;
  • муляжи фруктов и овощей: капуста, морковь, яблоко.

Комплексные занятия в младшей группе

Поступая в первое в их жизни образовательное учреждение, дети 2-3 лет подвергаются адаптационному стрессу. Для его устранения воспитатели должны проводить с малышами комплексные занятия по ФГОС ДО в рамках программы «От рождения до школы».

Адаптационные возможности детей раннего, а также младшего дошкольного возраста невелики. С приходом в дошкольное образовательное учреждение малыши попадают в новую для них социальную ситуацию. При длительном пребывании в стрессовом состоянии у ребенка могут возникнуть эмоциональные нарушения или замедлиться темпы психофизического развития.

Комплексное занятие в младшей группе должно помочь малышам привыкнуть к непривычной обстановке, к расставанию с родителями, к появлению большого количества детей и присутствия незнакомых взрослых. При этом воспитателем решаются следующие задачи:

— снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка; — снижение у малышей излишней двигательной активности и импульсивности, агрессии и тревоги; — развитие способности общения детей между собой; — совершенствование чувства ритма, мелкой и общей моторики, координации движения и игровых навыков.

На чем базируется такое комплексное занятие? Младшая группа (первая) – это дети от 2 до 3 лет. Им нужны разнообразные игры и хороводы, потешки и песенки, догонялки и стишки. Все это позволяет быстрее вовлечь малышей в предлагаемый воспитателем ритм, переключиться от слез на дружное хлопанье ладошками и топанье ногами. Подобные занятия призваны объединить детей и дать им хороший эмоциональный настрой.

Начинается такое обучение с упражнения. Дети дружно бегают, шагают или выполняют другие действия. Причем делают это они под определенный музыкальный или стихотворный ритм. Именно в первой части комплексных занятий малыши начинают настраиваться на групповую работу, у них возникает хороший эмоциональный фон и повышается двигательная и речевая активность.

Далее параллельно с упражнениями воспитатель предлагает детям различные игры. Это основная часть комплексного занятия, где малыши получают возможность активно двигаться, взаимодействовать со сверстниками и свободно выражать эмоции. На третьем этапе занятия детям предлагаются малоподвижные и спокойные задания.

Особенности интегрированных занятий

Несмотря на общие черты, комплексные и интегрированные уроки демонстрируют различный подход к обучению. Поправьте меня, если я не права! В чем особенность каждого из занятий? Расскажу, как я понимаю это для себя. Возможно, вы видите ситуацию как-то по-другому, буду рада вашим комментариям, так как тема действительно очень сложная!

Думаю, что конкретные примеры сделают мое объяснение более наглядным, поэтому предположим, что мы рассматриваем тему «Весна» в старшей группе ДОУ:

Интегрируя блоки из различных дисциплин, мы будем создавать у детей целостные знания по нашей теме, т. е

формировать у них представление о весне, как о сезонном явлении.
В ходе этого занятия воспитанники обязательно получат новые знания! Но при этом также важно, чтобы у них уже был какой-то определенный «багаж» представлений о весне. Иначе нам просто будет не на чем строить беседу, верно?
Планирование занятия предполагает конструирование материала определенным образом, с построением четкой и продуманной схемы

Я обычно использую интеллектуальные карты. В данном случае в центре у нас будет ключевое понятие («весна»), а другие понятия (времена года, цветы, птицы зимующие и перелетные, основные признаки весны и т. д.) уже будут связаны с ним логически. А как подготовка конспекта проходит у вас, расскажите?

Цели и задачи комплексных и интегрированных занятий

Сходства этих видов уроков позволяет выделить ряд общих образовательных целей в контексте проведения занятий с детьми первой и второй младших групп:

  • получение разносторонней информации об объекте (например, песок может быть сухим и мокрым, может держать форму, а может рассыпаться);
  • осмысленное восприятие мира вокруг (дети изучают предмет или явление не отстранённо, а в комплексе с другими, к примеру, вода как осадки, то, чем мы моемся, что пьём);
  • систематизация знаний (например, зима — снег, мороз, Новый год, ёлка и т. д.);
  • пробуждение фантазии и творческой энергии (малыши рисуют, конструируют, моделируют, выполняют поделки и аппликации по теме);
  • воспитание положительного настроя на деятельность.

Чтобы осуществить эти цели, педагог ищет способы решить следующие задачи:

  • образовательные — дать представление о явлении или предмете, обогатить словарный запас по теме;
  • развивающие — стимулировать развитие речи (в частности, подбирать несколько слов для выражения мыслей), памяти, внимания, общей и мелкой моторики;
  • воспитательные — воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Изучив теоретический аспект темы, можем сделать вывод о том, что цели и задачи интегрированных и комплексных занятий в целом идентичны, отличие же этих форм организации уроков заключается в степени погружения в тему: комплексное занятие позволяет сделать это глубже. Поэтому в первой и второй младших группах комплексным урокам отдаётся предпочтение, в то время как интегрированные занятия вводятся элементами (например, на уроке по речевому развитию детей 1,5–3 лет при рассмотрении сказки «Репка», дети перечисляют героев-людей и персонажей-животных, то есть речевое развитие интегрируется с познанием).

Дидактическая игра «Времена года»

Играет средняя группа, дошкольники 4-5 лет.

Цель дидактической игры «Времена года» – формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.

Занятие помогает дошкольникам:

запомнить сезоны года и последовательность их чередования;
правильно определять визуальные сезонные признаки;
закрепить представления об особенностях 4-х календарных времен;
развить наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки;
воспитать в себе любовь в природе, заботливое отношение к ее объектам;
видеть природную красоту во все времена года.

Для игры необходимо подготовить 4 иллюстрации, изображающих один и тот же пейзаж в разные сезоны, вырезать карточки с изображенными признаками, объектами и явлениями каждого времени года.

Дети разбирают картинки с сезонными пейзажами. Воспитатель показывает карточки одну за другой, а воспитанники выбирают изображения, соответствующие выбранным иллюстрациям сезонов, называют, что изображено, объясняют выбор. Выигрывает участник, первый без ошибок выбравший правильные карточки.

Для старшей группы игру можно усложнить.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого

Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции

Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Общие черты интегрированных и комплексных уроков

Согласитесь, сложно понять, чем комплексное занятие отличается от интегрированного, еще и потому, что в литературе часто одно понятие подменяется другим. Вы также, наверное, сталкивались с этой проблемой? Существует также еще и комбинированное занятие. Как вы понимаете в чем его особенность?

Для меня ситуация немного прояснилась, когда, вооружившись вышеупомянутой литературой и опираясь на личный опыт, я выделила некоторые сходные черты интегрированных и комплексных уроков:

  • Содержание обоих занятий концентрируются вокруг одной темы, в отличие от комбинированного, где, как я понимаю, разные виды деятельности просто сменяют друг друга.
  • Такие тематические занятия предполагают наличие междисциплинарных связей.
  • Оба они являются разнонаправленными, а не предметными.
  • Во время них обязательно происходит логически обоснованная и сюжетно связанная смена различных видов деятельности у детей (познавательной, физической, речевой, музыкальной, художественной).

Знакомство с природой

Обучение творческой личности может быть проведено для всех возрастных категорий детей, посещающих дошкольное учреждение. Однако особенно полезно комплексное занятие в подготовительной группе. Например, это может быть игровое обучение, знакомящее старших дошкольников с осенним сезоном.

В первой части занятия решаются познавательные задачи с одновременным развитием интеллектуальных способностей детей. Воспитатель при этом уточняет имеющиеся у ребят представления об осени, выделяя характерные особенности этого сезона. В указанном процессе особую роль будет играть календарь с наблюдениями изменений природы, который должен быть заготовлен заранее.

Во второй части занятия решаются другие задачи. В этом случае применяется иной вид деятельности дошкольников. Так, к занятию воспитатель организует небольшую выставку на тему осени. В качестве ее экспонатов используются репродукции знаменитых художников, а также фотографии с картинами увядающей природы. Осмотр такой выставки, который вызывает у детей переживание красоты, позволяет решать эстетические задачи воспитания.


В третьей части занятия используются ручная деятельность и художественное творчество дошкольников. Детям предлагается творить по своему желанию и усмотрению. Дошкольники могут рисовать букеты осенних цветов или выполнять поделки из различных природных материалов, создавать аппликации и т. д. Эта часть комплексного занятия позволяет развить у детей художественно-ручное умение.

При правильной организации подобного обучения временные рамки не имеют строгих пределов. Дети не почувствуют усталость и скуку. К тому же педагог всегда может устроить своим воспитанникам веселую физкультминутку.

Итоговое интегрированное или комплексное занятие в первой и второй младших группах

Такие уроки проводятся для подведения итогов учебного года, так как их цель — обобщить и закрепить весь тот материал, который изучали малыши за девятимесячный отрезок учебно-воспитательного процесса. Несмотря на глобальность цели, хронометраж итогового занятия не превышает время, отведённое на обычный урок. Неизменной остаётся и структура

Важно также учитывать тот факт, что по сложности задания не должны отличаться от тех, к уровню которых привыкли малыши

Итог в форме комплексного занятия может быть организован в виде «Весёлого паровозика», который ездит по станциям и привозит детям задания. Например, для первой младшей группы на одной станции малышам предстоит назвать диких животных, на другой — домашних, а на третьей — по описанию отгадать, какие звери зашифрованы.

Итог в форме интегрированного урока может быть представлен в виде игры, например, театрализации, в которой малыши станут сказочными персонажами наравне с игрушками и будут выполнять задания феи. К примеру, во второй младшей группе задачи может формулировать Фея Сказок, которая хочет проверить, насколько хорошо ребята усвоили тексты изученных произведений. Задания могут быть такими:

  • сколько попыток сделали герои сказки «Курочка Ряба», чтобы разбить яйцо,
  • кто помог вытащить репку в одноимённой сказке,
  • какие сказки иллюстрируют рисунки (показать 4–5 картинки).

Задания итогового занятия обычно представляются от лица сказочного персонажа или игрушкиДети на листе делают отпечатки ладошекВремя занятия в первой и второй младших группах установлены саннормами и ФГОС

Видео: итоговое комплексное занятие во второй младшей группе

Интегрированные и комплексные занятия — это одна из наиболее продуктивных на сегодняшний день форм реализации целей и задач образовательного процесса в детском саду. Комбинация разных видов деятельности для рассмотрения изучаемого объекта или явления с точки зрения его связей с другими объектами и явлениями или же всестороннего, глубокого освоения собственной сути осуществляется за счёт подготовки интегрированного или комплексного урока соответственно. При этом структурных или временных отличий (кроме тех, что определены ФГОС) в организации такого рода интеграции нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: