Тематическая неделя «Быть здоровыми хотим».
В старшей разновозрастной группе в середине мая можно запланировать неделю, направленную на формирование желания быть здоровым, заниматься спортом и правильно питаться. В течение недели дети рассматривают энциклопедии о теме человека, знакомятся с олимпийскими чемпионами, осваивают самомассажные упражнения, вспоминают о пользе правильного питания. Физминутки и пальчиковые игры по теме недели, материал для бесед вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Быть здоровыми хотим».
Содержание тематической недели «Быть здоровыми хотим»
Неделя начинается с открытия «Школы здорового человека», дети организуют сюжетно-ролевые игры «Делаем зарядку», «У врача». Ребята рассматривают альбом «Спортсмены России», беседуют о профессии спортивного судьи, арбитра. Воспитатель организует беседу «Кто людям добра желает, тот сам его добывает», которая позволит научить понимать себя через познание своих чувств, способствует развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитанию чувства сострадания, милосердия.
Педагог планирует рассматривание плаката «Строение человека», дети знакомятся с частями тела и их функциональным значением. Ребята ищут в группе упругие предметы, наблюдают за подорожником, самостоятельно организуют эксперименты на прогулке. Настольные игры «Колумбово яйцо», «Сложи квадрат» способствуют формированию математических представлений и пространственного восприятия у детей старшей группы.
Для работы с детьми подготовительной группы планируются игра «Да – нет», пальчиковая гимнастика «Голова», дыхательные упражнения, в ходе которых дети знакомятся с понятиями «лёгкие, альвеолы». Чтение сказки «О стране Ротландии» позволяет формировать валеологические представления у детей 5-7 лет.
Педагог планирует рисование «Мы спортсмены», изготовление «Цветка здоровья», чтобы вспомнить и закрепить факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека. Дети подготовительной группы учатся составлять диалоги от лица объектов картины, организуют «Музыкальный магазинчик».
Игровая ситуация «Зуб за зуб» позволит научить детей правильно чистить зубы, познакомить со строением зубов, методом самообследования, их названиями. Настольная игра «Режим дня» позволит закрепить у детей понятие о здоровье как главной ценности человеческой жизни. Итогом недели становится оформление плаката «Мы за здоровый образ жизни».
Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.
Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.
Питаться умеренно
Базовые принципы питания — закупать продуктов ровно столько, сколько нужно на неделю. Включать в рацион цельнозерновые каши — овсянку, гречку, коричневый рис, семена — кунжут, чиа, орехи, отруби, рыбу, фрукты и овощи.
Покупаю перекусы — батончики из сухофруктов без добавления сахара и большое количество фруктов и овощей. Перекусы снижают вероятность того, что на обед и ужин вы съедите больше, чем требуется организму.
Закупите сразу 7-10 батончиков на неделю, чтобы они были под рукой
Читайте этикетки продуктов — подробно об этом рассказывает кандидат биологических наук
К составу котлет из полбы нет никаких вопросов
Я начинаю свой день с уникальной водоросли, суперфуда — спирулины. Это источник антиоксиданта фикоцианина — натурального белка, который обладает противовоспалительными, противоопухолевыми свойствами и укрепляет иммунитет.
Так выглядит упаковка и утренний напиток со спирулиной
Спирулина полезна веганам и вегетарианцам — в ней 65% растительного белка. Кстати, водоросль снижает аппетит.
Спирулина бывает в виде порошка и в таблетках
Как человек, который постоянно недоволен весом, советую книгу клинического психолога Юлии Лапиной «Тело, еда, секс и тревога».
Пункт «питаться умеренно» объемный. Я выписала неожиданные пункты, о которых раньше не задумывалась
Что помогло мне?
Купить
продукты питания на неделю — все строго по списку: у меня это крупы, натуральные йогурты, фрукты, овощи, семена, рыбу, чаще всего, ем в кафе
перекусы дают прилив энергии в перерывах между основными приемами пищи
приложение по подсчету БЖУ: одно из популярных — FatSecret. Подносишь штрих-код продукта и получаешь информацию о пищевой ценности
Делать ежедневно
пробовать суперфуды: к примеру, спирулина и другие водоросли благотворно влияют на уровень сахара в крови, снижают риск ожирения
читать этикетки: в супермаркетах появляются отделы со «здоровой едой», но не все из них действительно полезны
Обращайте внимание на:
дату производства, срок годности и условия хранения
энергетическую ценность на 100 грамм
состав: «нет» продуктам с добавлением сахара, фруктозы, консервантов, трансжиров, а также с длинным сложным составом
пробовать новые заправки к салатам: в блендере — базилик + чеснок + лимонный сок + оливковое масло; греческий йогурт + мед; оливковое масло + сок лимона
нет времени готовить — заказывайте еду с помощью специальных сервисов
Делать ежемесячно
не готовить одни и те же блюда по одним и тем же рецептам. Следите за разнообразием рациона — организм должен получать все макро- и микроэлементы.
практиковать периодическое голодание, проконсультировавшись с врачом (не всем оно подходит).
Мне нравятся две схемы:
16/8: поужинав в 19.00, завтракаете в 11.00 следующего дня
5/2: два дня в неделю сокращаете калории до 500-600
Как составить отчёт по ЗОЖ в детском саду
Отчёт по любому виду деятельности в ДОУ составляется на основании проведённых мониторингов. Периодичность их организации определяется методическим советом ДОУ, но не реже одного раза в год. Мониторинг сформированности культуры и безопасного и здорового образа жизни подразумевает:
- медицинскую оценку состояния здоровья каждого воспитанника (контроль уровня заболеваемости, регулярное измерение роста, взвешивание и пр.);
- педагогическую диагностику (оценка уровня овладения основными движениями, освоение КГН, показателей двигательной активности);
- изучение режима питания;
- анализ случаев травматизма в ДОУ;
- оценка наполнения предметно-развивающей среды;
- диагностика эффективности осуществления образовательной деятельности (анализ занятий, развлечений, проведения режимных моментов);
- изучение результатов просветительской работы с семьями воспитанников.
Каждый из перечисленных критериев фиксируется в отдельной диагностической карте. На основе этих карт составляется итоговая таблица «Диагностика сформированности основ ЗОЖ», куда входят следующие показатели, обозначенные баллами от 1 до 3:
- наличие интереса к спорту;
- осознанное отношение к ЗОЖ;
- навыки ЗОЖ;
- навыки основ безопасности жизнедеятельности.
Диагностические карты и образец итоговой таблицы можно найти здесь.
Отчёт по ЗОЖ даёт возможность судить об общем уровне сформированности физических качеств у детей
Воспитание привычки к ЗОЖ является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Этот вектор взаимодействия с малышами реализуется через все формы образовательной деятельности при помощи различных методов и приёмов, в том числе и в проектной деятельности. Результаты этой работы фиксируются в отчёте по сформированности представлений о ЗОЖ у детей.
Понятие технологий здоровьесбережения и их виды для реализации целей и задач ЗОЖ
Цели и задачи ЗОЖ, реализуемые в образовательном процессе, систематизируются при помощи системы воспитательных, превентивных и коррекционных мер, осуществляемых посредством тесного контакта педагогов и медперсонала ДОУ с детьми, их родителями, то есть благодаря работе в рамках четырёх технологий здоровьесбережения:
- физкультурно-оздоровительной (через развитие физических качеств малышей, а также удовлетворение их потребности в движении);
- медицинской профилактической (через осуществление контроля за состоянием здоровья детей медперсоналом детского сада);
- технологии социально-психологического комфорта воспитанников (через обеспечение оптимальных условий для создания позитивной атмосферы в коллективе малышей, а также для проведения диагностики готовности воспитанников к обучению в школе);
- повышения валеологического образования семей воспитанников (через приобщение мам и пап к мероприятиям по ЗОЖ, например, участие в спортивном состязании «Мама, папа, я — спортивная семья»).
Практическое занятие «Огород на подоконнике»
Задачи. Активизировать представление детей о внешнем виде семян: помидор, огурец, укроп, навыков посадки. Уточнять представления детей о том, что растение вырастает из семян. Формировать умение правильно сажать семена сделав углубление. Развивать речь, обогащать словарный запас, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы.
Материалы и оборудование. Лейки с водой, емкости с землей, семена (помидор, огурцов, свекла), тарелочки, кукла Федора.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько разных вещей я вам приготовила, ой, а что это за коробочка, ее здесь не было. (Отрывает коробочку лежит колокольчик, звонит в него.)
Появляется Федора.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел. Это бабушка Федора. А почему ты такая грустная, что случилось.
Федора. Каждую весну я сажаю много разных овощей, но в этот раз боюсь у меня нечего не получится. Моя кошка Мурка играла и все семена мне перемешала. А у меня глазки плохо видят, и я теперь не могу разобрать где какие семена. Помогите мне пожалуйста, ребята.
Воспитатель. Поможем Федоре. Мы с ребятами как раз разные семена рассматривали, а сегодня хотели посадить огород на подоконнике, давай сюда свои семена. Ребята, сначала мы с вами разберем семена, а потом посадим. Назовите какие семена здесь лежат. (Дети называют семена фасоли, гороха, лук.)
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам разложить семена по тарелочкам. У вас тарелочки разных цветов. Матвей, Вика, Артем в тарелочку какого цвета вы хотите собрать семена? (зеленого) Амина, Люда, Вова, а вы? (синего). (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Молодцы, ребята семена вы правильно разложили. А сегодня я хочу познакомить вас с другими семенами, но с начало отгадайте загадки.
Я важный и сочный
У меня красные щечки. (Помидор.)
Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (Свекла.)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)
Воспитатель. Посмотрите это семена помидора. Какие они? (шероховатые, круглые, мохнатые). А это семена огурцов. Какие они? (овальные, желтые, твердые). А вот семена свеклы. Какие они? (коричневые, круглые, колючие).
Посмотрите как интересно из такого маленького семечка вырастает красивый и сочный плод (воспитатель показывает схему роста растения).
А сейчас мы с вами будем сажать наши семена. Что нужно для этого сделать? (С начало нужно сделать лунку и положить туда одно семечко, затем присыпать его землей и полить из лейки.)
Воспитатель. А вот свеклу мы будем сажать делая бороздку и сеять семена. (Воспитатель показывает как это нужно сделать.) А кто из вас знает, что нужно сделать чтобы семена проросли быстрее? (Накрыть пленкой, поставить в теплое место, должен быть свет.)
Дети сажают огород с помощью воспитателя и Федоры.
Федора. Ну, ребята, какие вы молодцы. Помогли мне разобрать семена, а я узнала как еще быстрее можно прорастить семена. А сейчас мне пора домой. (Прощается и уходит.)
Физическая культура для детей дошкольного возраста
Конспект зарядки «Весёлые медвежата»
Конспект сюжетно-игрового занятия по физкультуре «Колобок» во 2 мл.гр.
Конспект занятия по физкультуре «Охотники за приключениями»
Физкультурный досуг для детей подготовительной к школе группы «Красный, жёлтый, зелёный»
Конспект физкультурного занятия во II младшей группе «Веселые воробышки»
Занятия – Игры по физической культуре в летнее время
Комплекс физкультурно – оздоровительных занятий «Наша Победа» в системе взаимодействия с воспитателями
Занятие по плаванию во ІІ младшей группе «Веселые лягушата»
«Играем пальчиками» — Конспект занятия из цикла «Азбука здоровья малышам» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по ритмопластике по авторской программе «Гармония» в подготовительной группе
Конспект занятия по ритмике гендерного типа по авторской программе «Гармония»
Занятие по фитнесу для средней группы «Веселое путешествие»
Физкультурное занятие для детей подготовительной к школе группы «Мяч и я – друзья!»
Физкультурное оздоровительное занятие в подготовительной группе «Как гному Хлюпику стать здоровым»
Интегрированное занятие по формированию дыхания в подготовительной логопедической группе «Лесная прогулка»
Конспект физкультурного занятия «В гости к кукле Кате»
Нетрадиционное физкультурное занятие с детьми старшего возраста, познавательного цикла «Цветочное царство»
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе «Цветок здоровья»
Физкультурное занятие с элементами фольклора «Поиграй, посмеши, свою удаль покажи!»
Конспект физкультурного развлечения для детей старшего возраста «Зимняя спартакиада»
Соревнование — конкурс «С физкультурой мы дружны, нам болезни не страшны»
Физкультурный досуг для детей старшей группы «Путешествие в Страну Игралию»
Конспект физкультурного занятия с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий «Цирковые огоньки»
Конспект игрового физкультурного занятия детей младшей группы с родителями «Навстречу друг другу»
Осенняя спартакиада-состязание с элементами волейбола, баскетбола, футбола
Консультации для воспитателей «Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста»
«Физкультурный уголок» или «Уголок здоровья» (нетрадиционное физкультурное оборудование)
Экологический праздник в бассейне для детей младшего и старшего дошкольного возраста «Берегите друг друга»
Итоговое физкультурное занятие в средней группе «Путешествие на планету Игра»
Конспект интегрированной НОД в бассейне в подготовительной группе «Мы — друзья дельфинов»; План проведения НОД, Самоанализ интегрированной ОД в бассейне «Мы — друзья дельфинов»
Интегрированная ОД для детей четвёртого года жизни по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы «Движение. Дыхание. Речь.»
Мастер класс для родителей в детском саду, Профилактика плоскостопия у детей 4 -5 лет, НОД по физкультуре «На необитаемом острове»
Физкультурное занятие для детей «Восхождение на Эльбрус»
Занятие по физкультуре для детей средней группы «Веселые ежата»
Спорт и здоровье для детей дошкольного возраста
Спортивное развлечение «Армейские учения с Незнайкой и его друзьями»
Спортивное развлечение для детей подготовительной к школе группы «Путешествие к разноцветным планетам»
Спортивный досуг для детей 6-7 лет «Остров сокровищ»
Спортивный досуг с родителями и детьми «В гостях у Семафорчика»
Спортивный досуг для детей «Битва волчат и козлят»
Спортивный досуг для детей в бассейне «Веселые игры»
Спортивный конкурс для детей, посвященный женскому празднику 8 марта «Самая умелая»
Спортивный конкурс для детей «Состязание здоровячков»
Сценарий спортивного развлечения с участием родителей для среднего возраста с ОВЗ «Папа, мама, я — спортивная семья»
Спортивный праздник для детей «День универсиады»
План-конспект спортивного соревнования в средней группе «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики»
Летний спортивный праздник «Неразлучные друзья — взрослые и дети!»
Спортивный досуг для детей второй младшей группы «Вечер спортивного развлечения»
Спортивный досуг для детей с элементами аэробики «Делай с нами, делай как мы!»
Спортивное мероприятие «Праздник мяча» совместно со школьниками 1 класса
Спортивное развлечение для подготовительной группы с участием детей средней группы «Праздник спорта и здоровья»
Конспект спортивного развлечения «Дворовые подвижные игры для дошкольников летом в ДОУ»
Анализ компонента по воспитанию ЗОЖ в образовательных программах
Рабочая программа по ЗОЖ составляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
- Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» . Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564);
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Программа по ЗОЖ также составляется на базе образовательной программы, по которой работает конкретное ДОУ. Этот документ устанавливает ведущий компонент работы по ЗОЖ.
Авторские программы по формированию ЗОЖ
Кроме того, при создании рабочей программы педагог, опирается на авторские разработки по формированию ЗОЖ. Существует ряд программ, которые основываются на комбинации требований к воспитанию ЗОЖ, представленных в общеобразовательных концепциях, и делают акцент на конкретном аспекте этой работы:
- «Школа здорового человека» Г.И. Кулика, Н.Н. Сергиенко (формирование представлений о себе, правилах гигиены, мерах по охране здоровья);
- «Я и моё тело» С.Е. Шукшина (знакомство с телом человека и его строением);
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Стеркиной, Н. Авдеевой. О. Князевой (формирование безопасности жизнедеятельности);
- «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, А.Г. Макеевой, Т.А. Филипповой (знакомство с полезными и вредными свойствами продуктов).
Примером рабочей программы, составленной на основе вышеперечисленных концепций, может быть разработка воспитателя из г. Нижневартовска Ситенко О.В. «Программа по формированию основ ЗОЖ у дошкольников 3–7 лет «Азбука здоровья».
Рабочая программа по воспитанию привычки к ЗОЖ опирается на нормативные документы, образовательную программу и авторские программы по этому направлению
Методика разработки проекта по ЗОЖ
Одной из форм работы в рамках практического метода является проект. Его миссия заключается, прежде всего, в реализации творческого потенциала малышей и поощрении инициативности маленьких воспитанников.
Кроме того, проекты приобщают родителей к активному креативному сотрудничеству с ДОУ. В контексте воспитания привычки к ЗОЖ проекты могут быть двух видов:
уточняющие, закрепляющие определённый вопрос темы и не требующие много времени на разработку, то есть краткосрочные (рисунки, стенгазеты, буклеты, поделки, например, посвящённые здоровому питанию и пр.);
разрабатывающие практический аспект темы после детального и всестороннего изучения теоретической составляющей, а также после рассмотрения результатов мониторинга развития детей, то есть долгосрочные (к примеру, долгосрочный проект «Остров здоровья» в подготовительной группе, призванный повысить уровень осведомлённости детей и родителей о мерах закаливания, важности физических процедур и рационального питания).
Разработка долгосрочного проекта требует тщательной методической подготовки.
Алгоритм разработки долгосрочного проекта
Подготовка такого рода проекта включает три этапа:
- вводный или подготовительный, то есть этап сбора материала по теме (например, для разработки описанного выше проекта «Остров здоровья» с детьми проводились мониторинги, призванные выявить объективные показатели здоровья и уровня знаний относительно ЗОЖ, родители участвовали в анкетировании по теме);
- внедренческий или основной, то есть осуществление задач проекта (проведение занятий, внеурочных мероприятий и пр.);
- итоговый, предполагающий составление творческого отчёта, «продукта», по изученной проблеме (подготовка презентации, фотоотчёта, методических пособий, например, серии дидактических игр).
Примерами долгосрочных проектов могут быть:
- «Малыши-крепыши» в первой младшей группе;
- «Неболейка» во второй младшей группе;
- «Будь здоров!» в средней группе;
- «Быть здоровым — это здорово» в страшей группе;
- «Остров здоровья» для подготовительной группы.
Фотогалерея: краткосрочные проекты — рисунки и аппликации по ЗОЖ
Рисунки по ЗОЖ являются непременным атрибутом предметно-развивающей среды группы
Цветок Здоровья отлично представляет основы ЗОЖ
Аппликация может дополняться рисунком, например, очертаниями кастрюли для варки борща
Уже с младшего дошкольного возраста дети приобщаются к выполнению аппликаций на тему ЗОЖ
Для оформления аппликации можно использовать не только бумагу, но и подручный материал, например, одноразовую посуду
Фотогалерея: краткосрочные проекты по ЗОЖ — идеи для поделок из разного материала
Поделки выполняются совместно с родителями
Поделки из овощей и фруктов — один из самых популярных на сегодня вариантов совместного творчества детей и родитетей
Поделки могут быть иллюстрациями к сказочным сюжетам по теме ЗОЖ
Дети с большим воодушевлением выполняют поделки из пластилина
Вести активный образ жизни
Жизнь фрилансера вносит коррективы в расписание — если нет занятий английским, тренировок в спортзале или встреч с друзьями в этот день, я могу провести его дома.
Это хорошо один-два раза в неделю. В противном случае есть риск впасть в две крайности — сидеть за работой по 24 часа в день или прокрастинировать с пабликами и видео на Ютуб.
Я устраиваю творческие свидания с самой собой — подробнее об этом говорит Джулия Кэмерон в книге «Путь художника».
Аргументы «против» значительно уступают аргументам «за»
Что помогло мне?
Купить | |
Делать ежедневно |
|
Делать ежемесячно |
|
Пить 2 литра воды в день
Я забываю о том, что нужно пить воду. Но соблюдая водный режим хотя бы неделю без пропусков, чувствую, как кожа насыщается влагой, а организм теряет 1-2 килограмма.
Мне помогает только будильник — я ставлю таймер на равные промежутки в 1-1,5 часа. В офисе «работает» бутылка с водой рядом с монитором: делаешь пятиминутный перерыв — пьешь.
Стандартная формула расчета количества потребляемой воды — 30 мл на килограмм веса. Учитывайте погодные условия, влажность воздуха и потерю воды при занятиях спортом.
Вспомнив предыдущий опыт такого режима, поняла: кожа выглядела здоровой, когда я соблюдала водный баланс
Что помогло мне?
Купить |
|
Делать ежедневно |
|
Делать ежемесячно |
Цели дидактических игр
Задача педагога – объяснить воспитанникам, что без здоровья невозможна полноценная жизнь. Чтобы быть крепким, выносливым, никогда не простужаться, не посещать педиатра и стоматолога, необходимо следить за питанием, физически тренироваться, соблюдать правила гигиены. А научиться всему этому можно игровыми методами.
Цели дидактических игр по ЗОЖ:
- приучение к здоровому образу жизни, соблюдению режима дня;
- получение представления о человеческом теле, его работе и потребностях;
- знакомство с гигиеническими правилами, приучение к чистоте и опрятности;
- формирование бережного отношения к собственному организму;
- расширение и систематизация представления о полезной и вредной пище, получение навыка дифференциации продуктов;
- знакомство с витаминами и питательными веществами;
- получение навыка оказания первой помощи и вызова врача;
- обучение выявлению опасных для жизни и здоровья ситуаций, закрепление представлений о правильном и безопасном поведении;
- расширение кругозора касаемо лечения и профилактики заболеваний;
- воспитание чувства сострадания, взаимопомощи;
- развитие речи, улучшение памяти и концентрации внимания.