Нравственное воспитание личности

Что подразумевают под нравственностью в дошкольном возрасте

Неспроста народная мудрость гласит, что «воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки ложится». Утрировано сказано. Личность ребенка формируется и в дошкольном детстве, и в период школьного возраста. Но главные общечеловеческие ценности закладываются в первые годы жизни.

Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.

Чем раньше ребенок усвоит подобные простейшие правила, тем более чутким станет его отношение к нравственным нормам в дальнейшем

Это особенно важно в наше время, когда компьютерные игры внедряют в сознание детей «новую мораль», а малыши осваивают различные гаджеты быстрее, чем начинают разговаривать

В раннем возрасте появляется такой важный регулятор поведения как «надо». Надо собрать игрушки, надо вовремя встать с постели и пойти в детский сад, надо застегнуть пуговицы и еще много других обязательств

Принятие и выполнение соответствующих возрасту обязательств является важной частью социально нравственного воспитания дошкольников

Дети перенимают у близких стиль отношения к людям, животным. Поэтому родители поневоле создают условия нравственного воспитания, в которых формируется либо умение сопереживать окружающим, либо черствость и эгоистичность.

В дошкольном возрасте дети при соответствующем стиле воспитания осваивают категории добра и зла, мотивы общественной пользы, учатся проявлять чувство взаимопомощи.

Связь обучения и развития личности

Обучение — это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение — это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие — прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект — особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

4 стр., 1589 слов

Актуальность нравственного воспитания детей

Общепринятый факт состоит в том, что обучить нравственному воспитанию невозможно. Привитие нравственных норм, привычек, качеств, поведения происходит за счет индивидуальных личностных особенностей. Взрослого перевоспитать невозможно. Он сам принимает для себя те или иные принципы нравственности.

Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония

К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей

И все же, чем младше ребенок, тем больше он открыт к окружающему миру. Уже доказано, что личность формируется к пяти годам (о чем писал советский педагог Макаренко). Но дошкольный и младший школьный период остаются наиболее гибким, благоприятным периодом в формировании нравственных норм.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать

Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими.

Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек.

Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Типы моральных качеств

Существует множество классификаций типов моральных качеств, если их обобщить, получатся следующие категории:

  1. Этические. Нормы, предписывающие то, что считать положительным, а что – негативным.
  2. Нравственные. Правила поведения, основанные на любви к ближнему. Хотя на первый взгляд этические и нравственные нормы не отличаются друг от друга, это не совсем так. Даже у преступных группировок есть своя этика, которая разрешает убивать, воровать и насиловать. Но такие действия не являются нравственными, потому что не содержат в себе любви к ближнему. Также этик может быть много, а нравственность – одна.
  3. Религиозные. Это моральные качества, считающиеся идеальными в определенной религии. Раньше именно они считались основными, а в ряде теократических государств внесены в законодательство и сейчас.
  4. Микрогрупповые. Это нормы, принятые в определенной группе. Они могут как быть тождественными морали, принятой на определенной территории, так и быть независимыми от нее.

Весы – распространенный пример моральных качеств

Важно! Деление это довольно условное. Например, представление о том, что такое любовь к ближнему, отличается у разных людей. Религиозные убеждения также строятся на нравственности

Религиозные убеждения также строятся на нравственности.

— Морально-этические принципы при общении между людьми.

_______

Некоторым может показаться, что они совершенно свободны от навязанных обществом правил, в том числе и во время общения

Но рано или поздно становится ясно, что для успешного завершения разговора, да и просто для получения удовольствия от беседы некоторые нормы все-таки придется принимать во внимание

А главным этическим принципом общения является соблюдение паритетности, то есть признание равенства партнеров, поддержание уважительной атмосферы во время беседы.

Правда, понимание необходимости следования этому правилу приходит не сразу, кто-то приобретает это знание в процессе воспитания, а кому-то приходится доходить до всего своим умом. В любом случае, морально-этические принципы являются определяющими в поведении человека. Именно они отвечают за манеру речи, отношение к собеседнику и потребность личности в совершении определенных действий.

В формировании основных принципов общения высшую регулятивную функцию выполняют компоненты нравственного здоровья – моральные убеждения, привычки, качества, действия и способности. Поэтому при высоком уровне культуры человек имеет возможности систематически бороться с отрицательными чертами своего характера, делая взаимодействие с другими людьми более приятным для обеих сторон.

То есть соблюдение общих этических принципов общения позволяет человеку во время взаимодействия с другими проявлять гуманность – сопереживать, сочувствовать, проявлять доброту, порядочность и милосердие. Такое поведение позволяет продемонстрировать человеку, насколько ценными для него являются те или иные контакты.

Вам может интересно почитать о том, как избавиться от страха общения.

Основными этическими принципами общения считают:

1) самоуважение и проявление уважения к собеседникам; 2) терпимость и социальную справедливость; 3) морально этические принципы 4) гуманизацию и демократизацию отношений; 5) непредвзятое отношение к партнерам; 6) признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека; 7) честность;

Плюсом использования таких норм общения является не только улучшение качества взаимодействия, но и возможность предварительной проработки сценария общения для поиска лучших ходов.

_______

Кто такой – нравственный человек?

Чем же является нравственное поведение в современном высококонкурентном обществе? Вряд ли нужно рассматривать это понятие как полный отказ от себя и собственных интересов. Но можно утверждать наверняка, что грубого эгоизма, высокомерия и жадности высоконравственный человек точно лишен. Такой индивидуум ищет пользы другим, думает о благе для всего общества. Проявляя альтруизм, этот человек лишает манипуляторов возможности управлять собой.

Добрые поступки, человечное отношение спасают жизни в буквальном смысле. Горячая совесть и высокие идеалы не позволяют злу затушить веру в светлое будущее человечества, присутствующую у каждого из людей с рождения.

Глядя на высокоморального «хорошего» человека, многим может показаться, что это некий дар свыше. Однако имеется множество примеров, когда целенаправленная работа над собой, своим мировоззрением и ошибками приводила к выдающимся результатам.

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:

Методы формирования нравственного поведения ПорученияУпражненияТребованияПоложительные примеры взрослыхВоспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания Этическая беседаПримерПросьбаОбъяснениеВнушение
Методы стимулирования ОдобрениеСоревнованиеПоощрениеНаграждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Нравственной тематикой пронизана вся деятельность детского сада. Опытный практикующий воспитатель порой и не задумывается «Сейчас я применю этот метод, а потом следующий». Все его поведение, от встречи ребенка утром, до малейших интонаций речи в течение дня, излучает доброту и дружественность, своим примером взрослый учит детей быть ответственными и великодушными.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.  

Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты неп
118,80 руб

Явление безнравственности

Процессы в обществе происходят циклично. Поэтому наступает момент, когда нравственность переживает упадок. Причиной этого может стать постоянная трансляция образа успешной личности, не берущей в счет мораль, идущей к своей мечте, разрушая на пути все имеющиеся стереотипы.

Все это, конечно, подается под соусом романтики, так привлекающей молодежь, легко поддающейся влиянию. Однако молодое поколение в большинстве своем не может оценить масштабность последствий. Ведь игнорирование требований ведет к анархии, хаосу и беззаконию.

Безнравственный социум — это сообщество, где люди следуют на поводу у собственного эгоизма. Они не испытывают угрызений совести, когда наносят вред окружающим. Все это ведет к глобальной катастрофе. Разрушаются исторически сложившиеся установки, размывается граница между добром и злом.

Как формируется нравственность личности?

У педагога должны быть те самые нравственные качества, которые были перечислены выше. Чтобы воспитать нравственную личность понадобится колоссальное количество времени, терпение и не каждому педагогу такое под силу. Вы можете задать вполне логичный вопрос, почему же? Просто каждый убеждён в том, что именно его методика является максимально действенной, но в таком деле лучше не проводить какие-либо эксперименты. Для таких людей новое часто бывает недоступным, но только благодаря комбинированию нескольких методик можно добиться необходимого результата. Воспитатель в первую очередь должен следить за собой и подавать личностный пример в различных жизненных ситуациях.

Следует для примера разбирать каждую отдельную ситуацию, разъяснять и растолковывать с точки зрения применяемых методов. Не забывайте о том, что существует ряд возрастных особенностей личности и должна быть особая готовность к восприятию той либо же иной информации, проведению анализа, а также её понимания. Нравственность есть у каждого, в том или ином проявлении. Только вот у кого-то она «спит» крепким сном, а у кого-то нет, и разбудить её может каждый

Способов для этого найдётся множество, необходимо постараться уделить особое внимание поведению человека

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозное направление

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.


Воскресная школа – один из методов религиозного воспитания

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.


Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Семейное направление

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.


Семья – основа духовно-нравственного воспитания

Творческое направление

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.


Творческое развитие – один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое направление

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.


Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Социальное направление

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.


Народные игры – один из методов социального развития

Какие нравственные принципы нужно привить ребенку?

Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым.

Родители собственным примером должны показать малышу, что значит сострадать, сопереживать человеку, попавшему в неприятную ситуацию, демонстрировать желание помочь ему. В семье дети получают первый опыт заботы о ближних. Не ограничивайте общение ребенка с больными родственниками, не отстраняйте его от пусть не всегда приятных реалий жизни – это поможет ему вырасти чистосердечным, чутким, ответственным человеком с развитым чувством долга.

Еще одним важным нравственным принципом, который необходимо привить ребенку, является умение дарить добро.

Оно может заключаться в преподнесении подарков близким людям или эмоциональной отдаче. Развить эту способность можно опять-таки на родительском примере. Ребенку нужно демонстрировать и пояснять, что делиться чем-либо, материальная ли это вещь или доброе слово, – радость не только для окружающих, но и для себя.

Формирование нравственности у детей невозможно без

воспитания в них честности, чувства преданности, желания быть максимально полезным для общества, уважения к старшим, к труду.

Важно отметить, что строгость – не помощник в процессе прививания духовных качеств ребенку

В отношении к подрастающей личности нужно проявлять любовь, внимание и чуткость – только в этих условиях возможно формирование достойного человека. Трудно переоценить значение воспитания нравственности в детях, ведь от того, какие принципы были заложены в них в детстве, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и жизнь всего общества

Трудно переоценить значение воспитания нравственности в детях, ведь от того, какие принципы были заложены в них в детстве, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и жизнь всего общества.

Сущность понятия «нравственное воспитание»

Нравственное воспитание охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума. С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель его нравственного развития.

Педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Нравственное воспитание – процесс двухсторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитанников, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.

Г. А. Урунтаева выделила особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:

  • у детей складываются первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
  • возрастает действенность нравственных представлений;
  • возникает сознательная нравственность, т.е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Важнейшую задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании духовно-нравственных качеств, а развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Нравственность же представляет собой сложное социально- психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противодействий, что обеспечивает уважение человека к самому себе. Поэтому нравственность можно определить как осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.

Из определения, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства. Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом. Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков. Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком.

Л. А. Григорович говорил о нравственности так: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И. С. Марьенко обозначил «нравственность — как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т. д».

По мнению авторов У.Б.Ибрагимовой, Р.Т. Мейрбековой, Г.А. Умирзаховой, «нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали».

Следует отметить, что процесс нравственного воспитания — это, в первую очередь, воздействие педагога на ребенка, нравственное развитие же — это отклик личности ребенка и те изменения, которые происходят в ней в процессе нравственного воспитания.

Иными словами, нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Истоки религиозно-нравственных норм.

Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.

В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.

В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.

Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.

Что такое нравственность?

Нравственность – это простыми словами комплекс положительных характеристик индивида. Это его оценка и отношение к жизни, к окружающим и даже сам образ жизни. Понятие «нравственность» широко по значению. Оно включает в себя сразу несколько категорий, о которых мы поговорим ниже.

Нравственный человек – это тот, кто живёт по совести, осознаёт ценность каждого человека, руководствуется моральными законами. Он верен традициям своего народа, семьи, страны.

Нравственность в психологии – это прежде всего, оценка человека самого себя, собственных поступков, мыслей, образа жизни. Индивид живёт по собственным правилам. Они главный критерий при выборе или принятии решения. Если личности комфортно, она не испытывает мук совести, не переступает через себя, значит, она ведёт себя в соответствии с выбранной позицией.

Нравственность может быть утрачена в процессе жизни. Тогда о человеке говорят, что он поступает безнравственно, вопреки человеческим законам. При этом необходимо понимать, что законы государственного уровня могут и не приниматься индивидом и даже не исполняться. При этом он будет оставаться глубоко нравственным человеком, живущим по совести, справедливости.

Истинно верующие люди, которые придерживаются канонов Библии, считаются глубоко нравственными людьми. Они придерживаются заповедей. Это критерий для них, основной жизненный ориентир.

Учёные полагают, что первые признаки нравственности зародились ещё в первобытном обществе. Тогда человек осознал, что не может руководствоваться только животными инстинктами. Он должен заботиться ещё и об окружающих его людях, помогать им, поддерживать, контролировать свои эмоции и порывы.

Нравственность требует от личности воли и характера. Если ребёнок отбирает конфету у того, кто слабее, уже можно говорить о низкой степени нравственности.

Родители всегда в ответе за поступки своих детей. Если ребёнок ведёт себя безнравственно по отношению к старикам, животным, культурным или иным общепризнанным ценностям, ответственны те, кто подаёт пример, прежде всего, семья.

Нравственность по-женски

Любопытно, что вышеприведенная концепция Кольберга подверглась осуждению среди его сотрудниц-женщин

Они заявили, что Кольберг разработал систему мужских ценностей, не приняв во внимание, что женщины больше ориентированы не на самоутверждение и справедливость, а на заботу о другом человеке, и таким образом низвел женщин до конвенционального уровня развития

Поэтому одна из сотрудниц Кольберга, Гиллиган, разработала схему нравственного развития специально для девочек.

Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководство­ваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать челове­ка, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред, — «эгоистом». Согласно Гиллиган, развитие нравствен­ности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: