5 стилей воспитания детей: какой из них ваш?

Бихевиоризм vs когнитивизм

Дань бихевиоризму отдают даже когнитивисты. Например, известный американский психолог и специалист по вопросам памяти Генри Рёдигер III в 2004 году, к столетию со дня рождения Б. Скиннера, опубликовал статью с заголовком «Что случилось с бихевиоризмом?».

В ней он утверждает, что поведенческий подход вовсе не остался в далёком прошлом, а «жив и здоров, и ничего с ним не „случилось“». Рёдигер указывает, что бихевиористская терапия, например, остаётся основным методом лечения многих фобий и нарушений поведения, а также расстройств аутистического спектра. А авторитетные бихевиористские журналы, такие как Journal of the Experimental Analysis of Behavior и Journal of Applied Behavior Analysis, продолжают выходить.

Бихевиоризм «выиграл интеллектуальную битву», считает Рёдигер, а все психологи на самом деле бихевиористы.

Схожее мнение почти 20 лет спустя высказала журналист и автор книги Teaching Machines: The history of Personalized Learning («Обучающие машины: история персонализированного обучения») Одри Уотерс. Она отмечает: хотя нам кажется, что теперь образование построено скорее на принципах когнитивизма, современный EdTech опирается на идеи бихевиористов.


Фото: Ollyy / Shutterstock

С помощью систем дистанционного обучения, прокторинга и других технологий школы, вузы и бизнес не только наблюдают за поведением тех, кого учат — они пытаются менять это поведение. Больше того, многие вещи проникли в образовательный процесс именно из бизнеса. А вместе с ними проникли и цели: контролировать поведение, стремиться к продуктивности и так далее.

Конечно, это достаточно радикальная точка зрения, а Уотерс известна как неумолимый критик крупных технологических компаний (хоть и поборник новых технологий в обучении). Но она наглядно демонстрирует главную идею: хотя идеи бихевиористов и отошли на второй план, сбрасывать их со счетов пока рано.

Permissive

Допустимые родители предлагают много тепла, но не устанавливают лимиты. Они позволяют своему ребенку поступать так, как ему заблагорассудится, и эти дети могут расти без понимания того, что общество наложит ограничения на их поведение. Следовательно, дети разрешительных родителей часто расстраиваются из-за своих попыток действовать в рамках ожиданий общества. Эффект разрешительного воспитания, отмечает Баумринд, заключается в том, что эти дети могут быть импульсивными, могут испытывать недостаток самоконтроля и, возможно, не имеют опыта в формировании своих желаний к ожиданиям других, что затрудняет адаптацию этих детей к взрослой жизни, согласно к книге Невида.

Негативные типы семейного воспитания

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  • из-за психологической неграмотности взрослых;
  • отсутствия гибкости;
  • наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  • перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и матерью;
  • эмоциональная холодность воспитателей.

Деструктивные виды семейного воспитания, причины которых кроются, прежде всего, во взрослых, имеют целый ряд классификаций. Среди них выделяют наиболее типичные, которые отрицательно сказываются на формировании детской личности.

Ребенок-кумир. Полный восторг многочисленных родственников, потакание любому желанию. Даже шалости окружающих умиляют. Ребенок в такой семье превращается в эгоиста, капризен, своеволен, готов лишь потреблять.

Воспитание по типу «Золушки» демонстрирует ребенку, что он плохой, ненужный и ущербный. Тот изо всех сил старается походить на родительский идеал, но его все равно наказывают по любому поводу.

Предъявление повышенных моральных требований. Ребенка не по возрасту нагружают заботами о младших или старших, заставляют читать и писать чуть не с пеленок, учить иностранные языки, заниматься музыкой. Минус такого воспитания – нагрузки не в меру приведут к развитию ранних неврозов.

«Ежовые рукавицы». Родители в жесткой форме навязывают свое мнение, диктуют и приказывают, срывают на ребенке злость. Требование беспрекословного подчинения чревато, из не знающего ласки малыша вырастет неотзывчивый человек, склонный к демонстративным протестам.

Гиперопека и гипоопека одинаково вредны, плохо отражаются на психике

Чрезмерное внимание или полная безнадзорность приводят к развитию неполноценной личности, дети пополняют ряды неудачников.

Привилегированность ввиду болезни. По-настоящему ребенок болеет или его физические слабости преувеличены, постоянно трясущиеся о нем родители делают своему чаду медвежью услугу

Дети в таких семьях вырастают с хорошо усвоенными правами, но ничего не ведают о своих обязанностях, становятся неженками-приспособленцами или подхалимами.

Противоречивое воспитание. Характерно для большой семьи, где бабушки и дедушки придерживаются своих методов, а отец с матерью «тянут» в другую сторону. Стили воспитания неустойчивы, детям навязываются противоречивые роли, они трудно адаптируются к переменам, а со временем проявляют невротические реакции.

Обратите внимание
Источники стресса ребенка, как правило, находятся не вовне. Типов неправильного воспитания много, именно родители чаще всего создают из своих малышей невротиков

Психический дискомфорт малыша любящие и внимательные родители всегда заметят, не прибегая к помощи специалистов.

Стили семейного воспитания и их характеристика

1. Авторитарный стиль. При авторитарном стиле воспитания все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновать свои требования, сопровождая их жестоким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Во взрослой жизни они становятся «большими детьми», которые не способны принимать собственных решений и которые прячутся от проблем за спину других людей. По отношению к подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, а отцы чаще твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.

2. Демократический стиль. При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное ответственное социальное поведение.

3. Попустительский стиль. При попустительском стиле воспитания ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может способствовать вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

4. Хаотический стиль. Хаотический стиль — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

5. Опекающий стиль. Опекающий стиль — это стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним что-то может произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Либеральный (попустительский) стиль воспитания

В данном случае лучше всего ситуацию описать можно так: «Отсутствие требований в сочетании с удовлетворением абсолютно всех потребностей».

В семьях с либеральным типом воспитания господствуют теплые, дружеские отношения, но практика наказаний за серьезные проступки часто отсутствует, вследствие чего начинает хромать дисциплина.

Родители в данной ситуации часто очень добродушны, позволяют детям все, чего они хотят. Это большая проблема вопреки тому, что кажется, что попустительский стиль – это рай для любых детей. Это не так

Если родители пускают на самотек их развитие, пренебрегают важностью участия в делах, это на практике может привести к возникновению ряда негативных последствий

Каковы последствия либерального воспитания?

Развитие личности детей хоть и проходит в ключе, при котором они становятся в большинстве вопросов самостоятельными и уверенными в себе, может развиться синдром одиночки. Им может начать казаться, что они противостоят целому миру и не имеют права рассчитывать на поддержку. Это характерно для случая, когда родители не просто попустительствуют, но и не стремятся проявлять участие в жизни детей.

Вот к чему еще может привести либеральный стиль воспитания:

  • безответственность. Когда маленький член семьи с детства привыкает не отвечать за свои поступки, чувство ответственности как таковое буквально атрофируется;
  • эгоизм. Ребенок, растущий в либеральной семье, считающий, что ему все дозволено, перестает заботиться об окружающих, он часто не думает о других, когда делает что-либо. Его заботят только собственные интересы.

Дети, воспитывающиеся в рамках попустительского стиля, часто считают, что им все можно. И ведут себя соответствующе. Из этого и вытекает впоследствии эгоизм, который в случае с неразвитой способностью отвечать за поступки начинает сочетаться с безответственностью.

Как сгладить либеральный стиль?

То, что не способствует росту и развитию детей как полноценных личностей, можно без труда убрать из модели либерального воспитания.

Вот 3 совета, которые позволят сгладить негативные черты попустительского стиля:

  1. Добавьте в модель взаимоотношений с детьми элемент контроля. В крайности бросаться не стоит, потому что, например, контроль в авторитарном формате еще хуже попустительства.
  2. Научите детей отвечать за дела и поступки. Поручите им, например, какую-то работу по дому, но в мягкой манере, без принуждения. Покажите, что это делаете и вы. Укажите на вероятные исходы: выполнение – поощрение и похвала; невыполнение – ответственность (в виде мягкого наказания, в виде отсутствия одобрения).
  3. Покажите, что все люди заслуживают уважения и имеют одинаковые права. Вне зависимости от выбранного способа, что следует понимать, это позволит маленькому члену семьи осознать, что эгоизм – негативное качество. Попробуйте научить его проявлять тепло, ласку и заботу сначала в семье, а потом вне ее. Научите его благодарить людей за то, что они делают ему. Покажите, что это не их обязанность, а часто просто жест доброй воли. Примеры: «Бабушка сделала подарок, потому что любит тебя, а не потому что должна»; «Папа работает, чтобы купить тебе игрушку, не потому что обязан, а потому что хочет радовать тебя».

Характерно ли для вас сочетание разных стилей?
Да, я иногда замечаю, что в зависимости от ситуации использую отличающиеся друг от друга стили. 50%

Нет, я стараюсь придерживаться одного. 0%

Не могу ответить, потому что недавно начала (начала) задаваться вопросами воспитания. 50%

У меня уникальная манера, это не сочетание чего-то. Я воспитываю детей вне рамок описанных вами моделей. 0%
Проголосовало: 2

Обсуждение

Предложенная нами классификация стилей родительского воспитания, встречавшихся в семьях, обратившихся в психологическую консультацию, существенно отличается от представленных в литературе. Это отличие касается общего принципа ее построения.

В настоящее время известны два типа классификаций. Первый тип, который явно доминирует в литературе, строится на основе выявления (преимущественно в беседе с родителями и их детьми) качественных особенностей различных стилей воспитания. К основным недостаткам этих классификаций можно отнести то, что вследствие отсутствия единой структуры описания различных стилей в них нет четких критериев их сходства и различий. Второй тип строится на основе результатов, полученных с помощью опросников, с последующим применением к ним факторного анализа, как это сделано, например, в работе Е. Шэйфера (Schaefer, 1959). С помощью этой математической процедуры выделяются независимые факторы, являющиеся основаниями классификаций. Основной недостаток этих классификаций состоит в том, что они в полное мере не учитывают качественное своеобразие различных стилей воспитания, оценивая их слишком обобщенными категориями.

С нашей точки зрения для классификации выявленных в нашем исследовании стилей родительского воспитания более адекватным оказался так называемый родовидовой принцип в сочетании с использованием четких содержательных критериев их различения по трем составляющим (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Как видно на рисунке, в наших случаях общая особенность всех стилей воспитания содержательно характеризуется по поведенческой составляющей как чрезмерно активное вмешательство взрослых членов семьи в жизнь ребенка. Основные стили воспитания (гиперопека и сверхтребовательность), встречающиеся как в чистом, так и в смешанном виде, различаются одновременно по определенным содержательным характеристикам когнитивных, эмоциональных и поведенческих составляющих. Наличие промежуточного типа свидетельствует о том, что различить основные типы даже по всем трем критериям зачастую невозможно. Разделение видов гиперопеки и сверхтребовательности по диапазону и степени производится главным образом по содержательным характеристикам поведенческих составляющих. Классификация гиперопеки на «больничную», тревожную и любящую осуществляется по содержанию когнитивных и эмоциональных составляющих, а классификация сверхтребовательности на мягкую, жесткую и жестокую ¾ по содержанию поведенческих и эмоциональных составляющих. Тем самым использование в нашей классификации родовидового принципа ее построения в сочетании с четкими содержательными критериями различения стилей родительского воспитания по отдельным составляющим позволило нам выявить и сходство, и достаточно тонкие качественные различия между ними.

Влияние на выбор и зарождение нейромаркетинга

В 2010 году Хайнес провел эксперимент, который касался принятия решений при выборе автомобиля. Через томограф были пропущены две группы людей, испытывающих интерес к автомобилям и, возможно, готовых приобрести их в будущем. Одним показывались картинки с автомобилями и просили их сосредоточиться на деталях, а другим нужно было находить квадраты на картинках, фоном для которых являлось изображение автомобиля.

В конце обе группы испытуемых отвечали на вопрос: хотели бы они приобрести тот или иной автомобиль, или нет. Исследование активности мозга в области префронтальной коры и островка Рейля, проведенное в начале эксперимента, позволяло с высокой точностью предсказать ответ.

Исследование показывает, что при совершении таких крупных покупок, как автомобиль, мы знаем, что нам нужно, еще на этапе прихода в салон. Это решение принимается в фоновом режиме, машина может быть случайно увиденной на улице, стоящей на тротуаре, или на картинке в журнале.

Получается, из этого следует, что искусство продаж и убеждения купить тот или иной продукт по большей части бесполезны и не влияют на решение — человек знает, чего он хочет, еще до того, как задумался об этом. А значит, новая реклама должна обращаться непосредственно к конкретным областям мозга — префронтальной коре и островку Рейля, влияя на них.

Так зародилось новое перспективное прикладное направление в маркетинге — нейромаркетинг, использующий бессознательные воздействия на определенные зоны мозга. В итоге самыми независимыми в своем выборе оказываются те люди, которые руководствуются случайностью в принятии решений: например, подкидывают монетку.

Итак, наука подошла, казалось бы, к довольно опасному пределу: уже возможно раннее считывание намерений человека, а также влияние на них. Казалось бы, теперь управлять людьми станет еще легче: влиять на их решения, продавать им что угодно, внушить любые идеи. Но не все так просто.

На самом деле, психология и нейробиология вплотную подобрались к сакральным вопросам, которыми прежде занимались только религиозные и эзотерические учения. Что управляет человеком? Сам ли он принимает решения, или кто-то диктует ему? Может ли он стать сам творцом своей души и жизни? Придет время, и мы узнаем точные ответы на эти вопросы.

Но уже сейчас понятно, что управлять людьми, словно биороботами, так просто не получится. Ведь решение принимается не просто мозгом как частью организма, но самой личностью. Мы знаем, чего на самом деле хотим, глубоко внутри себя, задолго до того, как задаемся этим вопросом. И это лишний раз доказывает, что наши душа и тело неразделимы.

Список использованной литературы:

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Либеральный стиль

В этом стиле, в отличие от предыдущего, присутствует другая крайность – полная свобода действий для ребенка. Малыш вправе делать все, что ему заблагорассудится. Никаких ограничений и правил! Никакого страха наказания за неправильный поступок! Ребенок сам решает, что такое хорошо, а что – плохо. По сути, родители просто не обращают внимания на ребенка, так как считают, что тем самым они ограничивают его свободу.

Из преимуществ подобного стиля воспитания можно назвать следующие:

  • с самых ранних лет ребенку дается понять, что именно он, а не папа с мамой, отвечает за все свои поступки;
  • ребенок в этом случае свободен, «как птица в полете»: никто не заставляет его выполнять различные домашние дела или уроки, никто не отчитывает и не понукает и, разумеется, не наказывает. Красота!

Но отсюда вытекают и недостатки такого воспитания:

  • часто ребенок не понимает, как ему себя вести в обществе, и потому нарушает все мыслимые законы и приличия;
  • сталкиваясь с какими-то жесткими правилами или чьим-то сопротивлением, такие дети обычно теряются и впадают в нерешительность или панику;
  • зачастую «либеральный» ребенок, не знающий и не понимающий элементарных правил поведения, попадает из-за этого в неприятные и даже опасные ситуации;
  • такие дети обычно плохо учатся, так как за ними нет контроля со стороны родителей;
  • не получая родительского внимания и любви, «либеральные» дети часто устраивает спонтанные бунты, бывает агрессивны и жестоки;
  • неуверенность в своих силах, невозможность выбрать профессию, трудности в создании семьи, неспособность соблюдать законы – типичные житейские трудности таких детей, когда они становятся взрослыми.

Гиперопекающий стиль

Что такое родительская гиперопека – понятно без дополнительных разъяснений. Такой стиль воспитания чем-то похож на авторитарный, но вместе с тем он во многом от него отличается. Родители-«гиперопекуны» не наказывают своего ребенка, не третируют его. Наоборот, они всячески стараются оградить свое чадо от житейских трудностей, стараясь все делать за него. Разумеется, в таком стиле воспитания есть некоторые преимущества:

  • ребенок бывает обычно спокойным, не суется ни в какие авантюры, не лазает по заборам, не дерется, вообще ничего не делает лишнего, всего опасается и сторонится;
  • маме и папе очень легко контролировать ребенка, он никогда не доставляет им «головной боли», всегда их слушается.

Из недостатков данного стиля следует выделить:

  • обычно ребенок растет не уверенным в себе, тревожным и мнительным;
  • он несамостоятелен, ленив и пассивен;
  • нарушив родительский наказ, он впадает в растерянность, панику и чрезмерное раскаяние;
  • он опасается окружающего мира и людей, а потому не в состоянии завести семью, устроиться на хорошую работу и вообще принять самостоятельное решение в чем бы то ни было. Во всех случаях ему хочется «посоветоваться с мамой», а если мамы нет, то он просто «плывет по течению».

Авторитетный (он же демократический) стиль

Такой стиль принято считать наиболее оптимальным и правильным. В самом деле: при этом стиле родители доброжелательны к детям, а дети – к родителям. Здесь все друг друга слышат, любят и понимают. Детское творчество, самостоятельность и ответственность всегда поощряются. Преимущества данного стиля воспитания можно продолжить:

  • ребенок в такой семье всегда ощущает поддержку, заботу, родительскую любовь;
  • он понимает, что такое самостоятельность и ответственность;
  • у него всегда есть право выбирать;
  • малыш знает, что родители всегда ему помогут и подскажут;
  • ребенок понимает, как себя вести в обществе, он с уважением относится к другим людям;
  • он не боится принимать самостоятельные решения и не опасается ошибиться, так как знает, что никто его за это не накажет;
  • в результате ребенок вырастает уверенным в себе, в своих силах и возможностях.

Есть ли здесь какие-то минусы? Считается, что есть. При демократическом стиле воспитания от родителей требуется много любви, терпения, уважения к ребенку и самим себе, мудрости. Хотя – какой же это минус? Это, если вдуматься, тот же плюс. Множество плюсов.

Конечно, это трудно. Такой стиль воспитания, пожалуй, наиболее сложен из всех перечисленных. Но, вместе с тем, и наиболее перспективен и правилен. Как говорится, мамам и папам на заметку.

Напутствие

Вот такие, совсем даже и не секреты воспитания детей, а работающие принципы!

На первый взгляд, простые и понятные в теории, но в то же время достаточно сложные для воплощения в практической жизни.

Дорогие родители, у вас большая конкуренция за ваших детей. У ваших детей есть друзья, есть школа. Не менее серьезные конкуренты — это средства массовой информации, интернет, электронные игры и т.д. И все они загружают ваших детей информацией, и все они влияют.

У каждого из нас  только лишь 24 часа в сутки, и если мы не проводим качественное время с детьми, наполняя их умы чем-то созидательным, то это время займут другие.

Роль семьи в воспитании ребенка

Хочу поделиться историей одной семьи, в которой ребенок стал желанным подарком.

В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.

Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах. Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе. Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.

Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.

Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.

Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.

Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.

Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.

Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».

Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.

Семейные стили воспитания детей

Далее представлены основные стили воспитания детей. Каждый из них влияет на ребенка по-разному. Знание основных принципов этих стилей позволит подобрать оптимальный для конкретного случая и подстроить процессы, связанные с воспитанием, к особенностям определенной семьи.

Непосредственно перед тем как углубиться в теорию, уточним понятия.

Стиль – совокупность манер, методов, приемов деятельности.

Стиль воспитания – это совокупность манер, методов и приемов воспитания ребенка, взаимодействия с ним. Он может характеризоваться степенью контроля, опеки, заботы и другими критериями, например, теснотой эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Семейное воспитание – собирательное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей, прочих членов семьи. Цель этих процессов – достижение ожидаемых результатов в части формирования личности, характера, ценностей, жизненных ориентиров.

Какой стиль воспитания вы используете?
Авторитарный. Мои дети должны воспитываться в строгости. 0%

Либеральный. Мои дети не должны испытывать потребностей и вольны делать то, что им хочется делать. 33.33%

Опекающий. Я очень люблю и постоянно опекаю своих детей. 33.33%

Авторитетный. И я рад (рада), что именно его. 33.33%
Проголосовало: 3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: