Основные принципы методики вальдорфской педагогики
Как уже было сказано, главный принцип вальдорфской методики — неопережение. Он реализуется в следующем: родители, учителя и система образования в целом не давят на ребенка, заставляя его опережать собственные возможности. Для того чтобы гармонично развиваться, учащемуся необходимо понимать, на что он способен. И все обучение направлено именно на постепенное раскрытие ребенком собственного потенциала. Это в свою очередь рождает следующие методы и принципы, которые позволяют добиться главной цели — развить гармоничную, знающую свои сильные стороны личность в ребенке.
- Культ детства. Ребенка не торопят с взрослением, дают ему как можно дольше насладиться радостями детской жизни.
- Комфортная обстановка. Школа делает упор на создание семейной атмосферы.
- Близость к природе. Ученики украшают класс природными материалами, самостоятельно делают игрушки, ухаживают за растениями и животными. То есть метод основан на приближении жизни ребенка к естественному миру.
- Метод погружения. Материалы по всем предметам изучаются едиными блоками в течение нескольких недель. Например, если по литературе проходятся сказки Пушкина, то на уроках русского языка в качестве примеров к какому-то правилу будут приводить цитаты из его произведений, а на уроках истории делается акцент на периоде времени, в котором жил поэт.
- Метод “душевной экономии”. На уроках изучается материал, который интересен ребенку в данный момент.
- Близость к народной культуре. Дети на занятиях погружаются в культурный контекст и в рамках него учатся взаимодействовать друг с другом.
- Чередование ритма обучения. У детей есть возможность и повеселиться, поактивничать, так и позаниматься спокойной деятельностью, при этом такие занятия чередуются.
- Вовлеченность семьи в процесс обучения. Семья и педагог согласно методам Вальдорфской школы — сотрудники, а не противники.
- “Особенные” предметы. Предмет с красивым названием “эвритмия” в общеобразовательной школе не встречается, а вот обучающиеся по системе Штайнера отлично знают что это — искусство художественного движения, то есть метод соединения танца и пантомимы.
Основа этой методики — личностно-ориентированные педагогические технологии, учет индивидуальных особенностей ребенка: его темперамента, характера, увлечений, сильных и слабых сторон и т.д.
ДУХ, ДУША И ТЕЛО
Именно поэтому все больше родителей присматривается к нестандартным вариантам образования. Сегодня мы расскажем вам об одной из самых популярных альтернативных образовательных систем – вальдорфской педагогике.
История вальдорфской школы началась в самом начале ХХ века в Штутгарте. Это был тяжелый для Германии период – только что закончилась Первая мировая, и страна лежала в руинах. Всеобщая разруха коснулась и школ. В какой-то момент работники сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» поняли, что система образования, основанная на примитивной зубрежке, безнадежно устарела. Стремительно меняющийся мир требовал совсем иного подхода. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, сотрудники фабрики обратились к ее владельцу, Эмилю Мольта. Осознав серьезность проблемы, фабрикант предложил известному педагогу Рудольфу Штайнеру разработать новую уникальную систему образования, которая будет настроена на возрастные особенности детей и поможет развить творческие и познавательные способности каждого ребенка.
В основу программы вальдорфской школы Рудольф Штайнер заложил постулаты созданного им религиозно-мистического учения – антропософии. Согласно этому учению, в человеке объединены Дух, Душа и Тело.
Исходя из этого, главной задачей образования Штайнер считал не только получение знаний и развитие интеллекта, но также эмоциональное становление и формирование воли.
При этом он считал, что педагогика должна быть ориентирована не на конъюнктурные требования позднеиндустриального общества достижений, а на потребности развития ребёнка.
В 1919 году программа Штайнера получила одобрение министерства образования и культуры Германии. Первую вальдорфскую школу построили всего за год. Поначалу в ней учились дети сотрудников «Вальдорф Астория». Очень быстро стало заметно, как разительно ученики новой школы отличаются от своих замученных зубрежкой сверстников. Любознательные, уверенные в себе, увлеченные, счастливые дети послужили лучшей рекламой, что в новой школе пришлось срочно открывать новые классы. А вскоре вальдорфские школы заработали сначала по всей Германии, а затем – и за её пределами.
В 1928 году открылась Свободная высшая школа в Штутгарте – первое учебное заведение, готовившее педагогов для вальдорфских школ. Стоит ли говорить, что большинство ее студентов было выпускниками таких школ!
Пришедшим к власти нацистам система воспитания свободно мыслящих, «слишком» любознательных детей пришлась не ко двору. Вальдорфские школы начали закрывать или перепрофилировать. Однако сразу после окончания Второй Мировой войны все они открылись вновь.
Сегодня в мире насчитывается более 1 150 вальдорфских школ и более 1 857 детских садов в 65 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1992 году. В 1995 году была Ассоциация Вальдорфских Школ России. В данный момент в нашей стране работает около 20 таких школ – в Москве, Подмосковье, Петербурге, Владимире, Воронеже, Самаре, Ярославле, Иркутске, Калуге, Никольске, Томске, Уфе. Часть из них – государственные, остальные зарегистрированы как некоммерческие образовательные учреждения. Учится в них около 2 500 человек.
Как выглядит вальдорфская педагогика на практике
Классическое вальдорфское школьное обучение начинается в 7 лет. Программа рассчитана на 12 классов.
Детей в классах обычно немного. Атмосфера царит спокойная и доброжелательная. Вальдорфская педагогика – ненасильственная: учитель ориентирован на то, чтобы принимать ученика таким, какой он есть, и развивать в нем нужные качества.
Основное внимание уделяется не столько наполнению ученика знаниями, сколько формированию его личности. Сферу чувств развивают с помощью таких предметов, как музыка, живопись, театр, эвритмия
Уважая потребность малышей в физической активности, вальдорфские педагоги строят обучение таким образом, что часть материала усваивается через движение. Поэтому на уроках в вальдорфской школе ученикам предлагают не только слушать, читать и писать, но хлопать в ладоши, прыгать и играть в мяч.
Помимо привычных школьных предметов в расписании представлены: рукоделие и ремесло, сельское хозяйство и строительство дома. На таких уроках формируются конкретные, практические навыки, умение работать с материалами и инструментами. «Неинтеллектуальные» предметы могут занимать до одной трети учебного времени.
Уважение к другим культурам воспитывается в процессе изучения обычаев и верований разных народов мира. Занятия проводятся в форме театрализованных представлений, в которых участвуют сами дети.
Отличительные особенности вальдорфской школы
В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).
В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.
В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.
Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.
Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.
Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.
Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.
- Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
- Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
- Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
- Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
- Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.
В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.
Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.
История школы
Необычное учебное заведение обязано своим возникновением немецкому исследователю и философу Рудольфу Штайнеру. Профессионально занимаясь воспитанием детей, Штайнер столкнулся со «сложным случаем» –10-летним мальчиком, гидроцефалом, серьезно отстающим в развитии. Педагогический талант молодого человека развернулся в полную мощь: он всего за два года научил ребенка всему тому, что должны знать его ровесники, а в дальнейшем ученик поступил в университет и стал врачом. Результат впечатляет.
Первую свободную вальдорфскую школу Штайнер создал в 1919 году. Она была весьма необычной и новаторской, а также при ней был открыт детский сад. Название «вальдорфская» происходит от наименования компании «Вальдорф — Астория», которая оплачивала строительство, поскольку это учебное заведение посещали дети сотрудников фирмы. Каких-либо делений по сословной принадлежности здесь не прослеживалось, главную ценность составляла личность ребенка. Процесс обучения был максимально демократизирован, использовались принципы трудового и эстетического воспитания.
Многие идеи Штайнера не утратили своей полезности и актуальности и применяются по сей день. Именно поэтому придуманные им школы продолжают существовать, чаще всего – за счет государства, в отдельных случаях – с финансовой поддержкой родителей.
Что думают люди?
Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.
Вот что думают об этом обычные родители.
- Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
- Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
- Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».
Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.
Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.
В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.
А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!
Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Отношение к запретам и оценкам
Автор методики и его последователи очень негативно относятся к запретам, считая, что говорить ребенку «нет» можно только в самых крайних случаях:
- если идея малыша опасна для него самого;
- если задумка способна причинить вред другим детям;
- когда воплощение идеи обернется материальными убытками для школы.
Исключительно в этих случаях педагог может ограничивать инициативу детей. При этом запрет должен быть категоричным и не терпящим возражения, это поможет ребенку усвоить, что сама жизнь строится на основе определенных законов, соблюдение которых является обязательным.
Отношение к оценкам аналогичное – они в уникальной школе не ставятся, чтобы в еще большей степени подчеркнуть равенство детей. Избавление от оценочной системы – способ, помогающий избавиться от элемента состязательности. Однако если ребенок по какой-то причине переводится в обычную школу, необходимые ему оценки будут выставлены.
Также не в почете и учебник, его использование ограничено и чаще всего происходит в старших классах.
Главные принципы вальдорфского детского сада
Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…
Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.
Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.
Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.
Плюсы и минусы вальдорфской педагогики
К плюсам можно отнести:
- Развитие естественных способностей ребёнка.
- Развитие эстетического вкуса у детей.
- Методика направлена на сохранение здоровья детей (благодаря отсутствию гаджетов и наличию подвижных занятий и игр на свежем воздухе).
- Дети приобретают полезные навыки и умения (готовить, сажать овощи, шить и т.д.).
- Естественная обстановка во время обучения создаёт эмоциональный комфорт для малышей.
Но есть и недостатки:
- Уделяется мало внимания обучению точным наукам, а ведь не все дети рождены с гуманитарными способностями.
- Учащиеся поздно начинают читать, считать и писать: дети, посещающие вальдорфский садик, приходят в школу неподготовленными.
- Детям всё равно захочется играть современными игрушками.
- У воспитанников вальдорфского детского сада могут возникнуть трудности в общении со сверстниками из обычных садов.
Тем не менее, интерес к вальдорфским детским садам в нашей стране не угасает, а во всём мире образовательные учреждения, берущие за основу данную методику, дефицита в обучающихся не испытывают. Одними из самых знаменитых выпускников вальдорфских школ стали актрисы Дженнифер Энистон, Сандра Буллок, конструктор автомобилей и основатель компании Porsche Фердинант Порше.
Вальдорфская школа в России
Вальдорфские школы существуют и в России. Они есть в таких городах, как:
- Владимир;
- Воронеж;
- Жуковский;
- Зеленоград;
- Иркутск;
- Калуга;
- Киров;
- Москва;
- Самара;
- Санкт-Петербург;
- Смоленск;
- Уфа;
- Ярославль.
Как и в любой другой системе образования, обучение разбито на три ступени:
Первая: эта ступень традиционно считается начальной. На этом этапе ведется формирование базовых умений и навыков, развитие предметного мышления. Большинство занятий связаны с музыкой и живописью, что благоприятно сказывается на формировании мелкой моторики у учеников.
Вторая: к этой ступени относятся, как правило, с 5 по 8 классы. Она характеризуется развитием абстрактного мышления на базе предметного.
Третья: это период старших классов. У них начинается академическое обучение, которое предполагает обработку и усвоение большого объема информации.
Плюсы и минусы
На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.
Достоинства:
В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной
Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом
Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.
Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:
- Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
- Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
- Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
- Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
- Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.
Миф 4. Вальдорфские школы — вне системы образования
София Бледнова, выпускница НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Все учебные программы в аккредитованных вальдорфских школах России прошли экспертизу. По плану ученики проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах, так как предметы, хоть и преподаются иначе, остаются теми же, за исключением нескольких специальных дисциплин.
В старшей школе периодически проводят ВПР, а в некоторых школах каждый четвертый класс сдает норматив — тест на компьютере. Часто проходят проверки».
Сергей Ивашкин, директор самарской вальдорфской школы, член Европейского совета вальдорфского образования, классный учитель, преподаватель истории и обществознания:
«На подготовку к экзаменам в вальдорфских школах в России и за рубежом отводится специальный год, который называется АБИТУР, он предназначен для тех, кто хочет поступать в вуз.
В каких-то моментах программа отстает, а в каких-то, наоборот, уходит дальше, потому что ориентируется на состояние сознания ребенка, подростка. Нас занимает именно формирование мировоззренческой позиции — на наш взгляд, общее образование дается для того, чтобы человек получил картину мира
Поэтому нужно давать то, что важно для психического, душевного и духовного развития ребенка. Если даешь какой-то феномен, важно его прожить, прочувствовать
Содержание экзаменов не есть образование. К ним можно подготовиться быстро, в течение двух лет».
Урок МХК
Лилия Васильева, учитель математики в НОУ «Центр искусства воспитания»:
«Квадратное уравнение в обычной школе проходят в 8-м классе, в вальдорфской — в 10-м. Но в итоге все дети выходят на экзамен подготовленными и сдают его хорошо, поступают в ведущие вузы.
Было бы удобнее, если бы был 12-й класс. В 9-м классе процесс получения знаний завершается, происходит структуризация, в 10-м начинается исследовательский процесс, когда учитель ставит перед учениками задачу, а они, пользуясь всеми знаниями, которые у них есть, уже могут сами осуществлять процесс познания. И учитель становится коллегой, который помогает, направляет в этих сложных процессах. 10-11-й класс — это время анализа, когда мы уже говорим о взаимосвязи между предметами. А 12-й, по идее, — это синтез, когда все науки становятся единым целым и ученики понимают, как биология перетекает в математику, математика — в физику, а физика соотносится с химией».
Материалы по теме:
- Чему учат в вальдорфских школах в России;
- Сергей Федорчук: «Образование без эмоций не бывает»;
- Место, где с детьми разговаривают: как петербурженка создала детский сад, вдохновленный Реджио.
Суть вальдорфской школы
Вальдорфская педагогика основана на религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера антропософии, согласно которому в человеке взаимодействуют четыре сущности:
• физическое тело; • эфирное тело, которое отвечает за его жизненные силы и рост; • астральное тело, то есть проявление психических переживаний: • Я — бессмертная духовная составляющая человека.
Все эти сущности «рождаются» в последовательности с семилетними промежутками, при этом период школьного обучения примерно совпадает с рождениями двух: • Эфирное тело — рождается одновременно с выпадением у ребёнка молочных зубов (примерно в 7 лет)
Основой обучения в этот период становятся «следование и авторитет», важно развитие образной фантазии и памяти. • Астральное тело рождается в начале пубертатного возраста (примерно в 14 лет)
В этот период происходит эмоциональное взросление, развиваются интеллектуальные способности.
Но данное учение является лишь основой и не передаётся детям (как утверждает СМИ) в данной альтернативной системе педагогики как отдельный предмет или религиозное верование.
Основное отличие от общеобразовательной школы — обучение здесь проходит по желанию. Ребёнка не заставляют сидеть над учебниками (а в начальной школе учебников и вовсе нет), если он этого не хочет. Ребёнку даётся выбор, а основной акцент делается на развитие творческих способностей.
В вальдорфской школе запрещено пользоваться мобильными телефонами, также здесь нет компьютеров, ноутбуков и телевизоров. Одно из развлечений детей в стенах школы — это поделки, которые делают дети уже с первых классов исключительно из натуральных материалов.
Выглядит довольно интересно, но для большей точности давайте рассмотрим более подробно.
Методы воспитания
Правильное развитие памяти ребенка
Так как восприятие и запоминание информации на каждом этапе отличается, разработаны следующие правила обучения:
Ребенок должен быть заинтересован в учебном материале. Умственные занятия сменяются физической деятельностью. Такая смена улучшает потенциал памяти человека.
Все занятия проводятся в соответствии с графиком и строгой очередностью – один урок должен постепенно переходить в другой. До обеда дети обучаются ключевым дисциплинам. Во второй половине дня они занимаются различными видами прикладного искусства (приготовление пищи, ремесла, садоводство, резьба по дереву и т.д.)
Образование «веками», означает, что одна эпоха представлена на изучение, примерно на 3-4 недели. В этот период ребенок должен понимать и чувствовать все вещи, которые учитель пытается объяснить от начала исторического периода до конца.