История вальдорфской педагогики
Вальдорфская педагогика родилась в самом начале ХХ-го столетия, а название свое она получила от одноименной немецкой табачной компании – сотрудники предприятия жаловались, что образование их детей далеко от идеального. По их мнению, упор в учебе делался на зазубривании материала, а другим аспектам, например, творческим или развитию логического мышления, педагоги внимания не уделяли.
Собственник компании решил разработать совершенно новые принципы образования, направленные на развитие лучших качеств у учеников. Воплотить идею в жизнь взялся педагог из Австрии Рудольф Штайнер, и в 1919 году была открыта первая школа с его методикой преподавания. Сначала в ней учились только дети сотрудников табачной фабрики, но уже через несколько лет подобные учебные заведения широко распространились не только в Германии, но и за ее пределами.
Сегодня в мире открыто более тысячи вальдорфских школ (из них почти два десятка – в России) и около двух тысяч детских садов, работающих на основе этой педагогической методике. В нашей стране существуют также частные вальдорфские дошкольные студии.
Плюсы системы и минусы системы?
Хотя данная система действительно представляет интерес и является по-настоящему новаторской, несмотря на то, что существует уже более ста лет, у вальдорфской педагогики есть свои плюсы и минусы.
- К сильным сторонам вальдорфской методики относится прежде всего ориентированность на комфорт ребенка. В таких школах нет оценок — главного стрессового фактора для учеников.
- Акцент на развитие творческих способностей. Использование на уроках материалов, сделанных своими руками, развивают фантазию, воображение, а нестандартные креативные задания формируют неординарный взгляд на мир.
- По завершении обучения по данной методике у ребенка развивается высокий эмоциональный интеллект, эмпатия.
- Педагоги заодно с родителями. В общеобразовательных школах между учителями и родителями зачастую наблюдается противостояние, однако согласно принципам вальдорфской педагогики родители вовлечены в процесс образования, поэтому сотрудничают с учителями.
- В вальдорфских школах дети также сдают ЕГЭ и получают общее образование наравне с учениками обычных школ.
Тем не менее, у вальдорфской системы образования есть и существенные недостатки.
- Оторванность от действительности. В соответствии с методикой, дети погружаются в особую образовательную среду и оказываются несколько изолированными от реального мира, поэтому оказываются зачастую не готовы к встрече с ним.
- Навязывание авторитета учителя. Именно педагог — главный взрослый человек для ученика вальдорфской школы. Из-за оторванности от действительности он не учится взаимодействовать с другими взрослыми.
- Болезненная адаптация к общеобразовательной школе. Если родители решат перевести ребенка в обычное учебное заведение, новая обстановка может травмировать ученика, так как покажется слишком непривычной.
Что думают люди?
Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.
Вот что думают об этом обычные родители.
- Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
- Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
- Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».
Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.
Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.
В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.
А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!
Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.
Всего вам доброго!
Всегда ваша, Евгения Климкович
Отличительные особенности вальдорфской школы
В соответствии с учебными программами, разработанными в России для учеников Вальдорфской системы образования, предполагается обязательная аттестация учащихся в 4, 9 и 11 классах. Кроме привычных дисциплин преподается ряд специализированных. Например, под музыкальное сопровождение происходит объединение танца или пантомимы, такой предмет называется эвритмией. К тому же дети с 9 лет занимаются ботмеровской гимнастикой (комплекс специальных упражнений, позволяющих привести организм и все его системы в гармонию, сформировать раскрепощенную, творческую и целеустремленную личность).
В основе образования – наблюдения за растениями и животными в биологии, эксперименты и опыты в физике и химии. С самого начала обучения преподаются в основном гуманитарные дисциплины. В программе обучения — два иностранных языка. В расписании занятий есть главный урок, на который отводится не менее 1,5 часов. На нем изучаются история, биология, география, литература. Остальные уроки длятся по 45 минут и следуют дальше по расписанию. Это иностранные языки, музыка и другие.
В школах не приветствуется использование современных гаджетов — это противоречит принципам школы, ее духу.
Задача педагогов – развивать таланты учеников и культивировать интерес к получению знаний, мотивировать к дальнейшему обучению. Ученики должны получать удовольствие от процесса, поэтому соревновательный момент отсутствует. Успеваемость учеников не оценивается, никто не остается на второй год и не получает медали и грамоты. Дети получают удовольствие от процесса обучения, общения с преподавателями и друг с другом. У учеников отсутствует учебная форма.
Для учителя в школе отведена особая роль. Так как учебники отсутствуют, именно учитель определяет, как будет подан материал, будут ли использоваться какие-то пособия или сборники, или достаточно будет устного изложения. Первые семь-восемь лет, большую часть уроков для учеников проводит классный руководитель, он становится наставником, владеет знаниями по всем основным предметам и преподает некоторые ремесла. Именно он после окончания составляет характеристику на учащегося.
Педагоги школы говорят, что при переходе ребенка из Вальдорфской школы в обычную общеобразовательную, могут возникнуть проблемы с адаптацией у учеников младших классов. Это связано с различной степенью интенсивности преподавания предметов. Однако все различия проходят к средним классам. Кроме того в школах преподают ремесла и краеведения. Дети составляют карты, изучают здания и улицы, учатся, например, печь хлеб. Старшеклассники проходят социально-ориентированные практики в больницах, домах престарелых, детских домах.
Таким образом, в Вальдорфских школах можно выделить несколько основных методов преподавания.
- Метод «душевной экономии». Всему свое время. Развивать у ребенка необходимо те способности, которые он может освоить сейчас, без внутреннего сопротивления.
- Феноменологический подход. Учащиеся запоминают информацию не через заучивание. А через познание, наблюдение, установление взаимосвязей.
- Рациональное развитие памяти. Процесс изучения и запоминания происходит быстрее и качественнее, благодаря включению движения чувств ребенка. Педагог должен преодолеть безучастное отношение ребенка к материалу.
- Ритмический распорядок дня. Необходим четко разработанный ритм и плавный переход в течение дня от умственной работы к физической деятельности.
- Принцип «гармонизации душевной жизни». Учителя стараются добиться у ребенка равновесия мыслей и чувств. Гармония здорового тела, возможна только при душевной гармонии.
В школах часто проводятся костюмированные праздники, а перед началом каникул все классы готовятся к отчетному концерту. Школы коллегиально управляются учителями. Ответственно подходят к внутреннему стилю и оформлению школы. В интерьере присутствуют в основном натуральные материалы — дерево и камень, керамика. Цвета спокойные, умеренные.
Многие считают Вальдорфские школы единственными, которые не губят индивидуальность ребенка.
Суть вальдорфской школы
Вальдорфская школа возникла как замена государственному образованию с его оценками, жесткими рамками и контролем. То есть это, в первую очередь, альтернативное обучение, в основах которого лежит «наука» антропософия. Придумал эту вещь австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штейнер.
Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:
Антропософия — путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.
Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.
ДУХ, ДУША И ТЕЛО
Именно поэтому все больше родителей присматривается к нестандартным вариантам образования. Сегодня мы расскажем вам об одной из самых популярных альтернативных образовательных систем – вальдорфской педагогике.
История вальдорфской школы началась в самом начале ХХ века в Штутгарте. Это был тяжелый для Германии период – только что закончилась Первая мировая, и страна лежала в руинах. Всеобщая разруха коснулась и школ. В какой-то момент работники сигаретной фабрики «Вальдорф Астория» поняли, что система образования, основанная на примитивной зубрежке, безнадежно устарела. Стремительно меняющийся мир требовал совсем иного подхода. Стремясь обеспечить детям хорошее образование, сотрудники фабрики обратились к ее владельцу, Эмилю Мольта. Осознав серьезность проблемы, фабрикант предложил известному педагогу Рудольфу Штайнеру разработать новую уникальную систему образования, которая будет настроена на возрастные особенности детей и поможет развить творческие и познавательные способности каждого ребенка.
В основу программы вальдорфской школы Рудольф Штайнер заложил постулаты созданного им религиозно-мистического учения – антропософии. Согласно этому учению, в человеке объединены Дух, Душа и Тело.
Исходя из этого, главной задачей образования Штайнер считал не только получение знаний и развитие интеллекта, но также эмоциональное становление и формирование воли.
При этом он считал, что педагогика должна быть ориентирована не на конъюнктурные требования позднеиндустриального общества достижений, а на потребности развития ребёнка.
В 1919 году программа Штайнера получила одобрение министерства образования и культуры Германии. Первую вальдорфскую школу построили всего за год. Поначалу в ней учились дети сотрудников «Вальдорф Астория». Очень быстро стало заметно, как разительно ученики новой школы отличаются от своих замученных зубрежкой сверстников. Любознательные, уверенные в себе, увлеченные, счастливые дети послужили лучшей рекламой, что в новой школе пришлось срочно открывать новые классы. А вскоре вальдорфские школы заработали сначала по всей Германии, а затем – и за её пределами.
В 1928 году открылась Свободная высшая школа в Штутгарте – первое учебное заведение, готовившее педагогов для вальдорфских школ. Стоит ли говорить, что большинство ее студентов было выпускниками таких школ!
Пришедшим к власти нацистам система воспитания свободно мыслящих, «слишком» любознательных детей пришлась не ко двору. Вальдорфские школы начали закрывать или перепрофилировать. Однако сразу после окончания Второй Мировой войны все они открылись вновь.
Сегодня в мире насчитывается более 1 150 вальдорфских школ и более 1 857 детских садов в 65 странах. В России первая вальдорфская общеобразовательная школа открылась в 1992 году. В 1995 году была Ассоциация Вальдорфских Школ России. В данный момент в нашей стране работает около 20 таких школ – в Москве, Подмосковье, Петербурге, Владимире, Воронеже, Самаре, Ярославле, Иркутске, Калуге, Никольске, Томске, Уфе. Часть из них – государственные, остальные зарегистрированы как некоммерческие образовательные учреждения. Учится в них около 2 500 человек.
Вальдорфская педагогика: короткий рекламный ролик
Почему родители, даже из тех, кто не озабочен ни «духовностью» ни «экологическим мышлением», посылают своих детей в вальдорфские школы?
Вальдорфские школы любят проводить дни открытых дверей для всех желающих — они талантливые маркетологи. Что мы видим, приходя на день открытых дверей? Прекрасные декорации (знаменитый вальдорфский интерьер!) и учителей, кипящих энтузиазмом пионервожатых из советских кинокартин.
Интерьер вальдорфской школы ласкает зрение. Стены красятся в мягкие, пастельные тона. Для их окрашивания используется специальная фресковая технология, дающая «эффект мерцания». По стенам развешиваются репродукции известных картин, вперемешку с прелестными детскими рисунками. На полках выставлены коллекции красивых природных объектов, соответствующие времени года.
Каждый урок представляет собой синтез устного рассказа, рисования, музыки и драмы. Главный отличительный признак вальдорфского учителя: Энтузиазм и Любовь к детям — всё с большой буквы.
Учителя, взявшие свой класс в «началке», ведут его почти до выпуска, по крайней мере до шестого-седьмого класса точно. То есть, один учитель ведёт все предметы… Удобно? Нетравматично? О, да!
Вальдорфская педагогика необычайно привлекательна для родителей, умученных советской школой. Особенно на фоне тех проблем в среднем образовании, которые переживает сейчас весь мир. О них мы говорить не будем. Они, к сожалению, всем известны и без напоминаний.
Однако многие деятели и в нашей стране, и за её пределами, ведут непримиримую войну с вальдорфцами, упирая на то, что система вальдорфских школ и дошкольных учреждений — это плохо замаскированная тоталитарная секта. Особенно усердствуют представители православной церкви. Лично меня их мнение, по многим причинам, всегда интересовало в самую последнюю очередь. И я никогда не следую принципу: «Враг моего врага — мой друг». Если Вам не нравится та же девочка, что и мне, я не кинусь к Вам на шею без оглядки. А вдруг, Вы окажетесь девочкой — ещё похуже?..
Но зачем мне мнение православной церкви? Зачем мне история этих некрасивых свар и архивы судебных исков? У меня есть свои глаза и свой опыт определения степени скисания супа в кастрюле. Для этого мне даже не надо ехать в Германию и внедряться в вальдорфский детский сад под видом мамочки-хиппи, мечтающей вырастить из своего ребёнка Снусмумрика.
Недавно один человек спросил у меня, по каким критериям я определяю, стоит ли доверять информации или не стоит? И я ответила сразу: по уровню грамотности текста. «Какие ошибки ты имеешь в виду? — уточнил вопрошающий — орфографические, стилистические, фактические?» «Все ошибки, любые» — отрезала я. «Читать текст с ошибками — как вселиться в гостиницу и обнаружить клочок волос в ванной комнате. Умный человек сразу поймёт, какой отпуск его ожидает». И вот недавно мне представилась возможность ещё раз проверить на практике свои ощущения. Я предлагаю Вам текст, написанный самими вальдорфцами на официальном сайте. Я оставила его без каких-либо изменений. Читайте сами.
«Вальдорфские детские сады очень отличны от других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:
- запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение (воспитание не рассчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение; до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказачном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);
- запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка — источник слишком сильных впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств);
- запрет на всякую оценку ребенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением взрослого, при этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу).
Вот такие вот дела. И это не личный блог, не уютненький дневничок в ЖЖ — это главная страница официального сайта, собственно, продающего услуги очень разборчивым папам и мамам.
Плюсы и минусы
На основе существующих отзывов о вальдорфской школе отметим ее основные достоинства и недостатки.
Достоинства:
В первых класса упор делается главным образом на развитие личности ребенка. В учебных заведениях такого типа детки являются не иначе как центром вселенной
Каждый из учеников имеет право высказывать свое мнение, а педагог старается максимально поддерживать их в реализации любых мыслей/желаний/идей.
Как правило, в вальдорфских школах буквально с первых классов начинается изучение двух иностранных языков.
Огромное внимание уделяется творчеству. Дети не только учатся рисовать и петь, но и познают азы игры на музыкальных инструментах, танцуют, постигают театральное искусство и эвритмию (искусство художественного движения, разработанное тем самым Рудольфом Штайнером).
Как бы это удивительно ни звучало, но в вальдорфской школе нет домашних заданий.
Праздники (Новый год, Рождество, 8 Марта и многие другие) отмечаются в штайнеровских учебных заведениях с особым размахом
Дети подготавливают сценки, разучивают стихи и песни, а также мастерят друг для друга подарки. Особенным праздником здесь является день рождения. Вместо привычной раздачи сладостей в вальдорфских школах устраивают настоящие торжества. Одноклассники подготавливают для именинника стихи, дарят ему подарки и открытки.
В школе все едины. Дух соперничества, зависть и злой умысел здесь рубятся на корню. Благодаря тому, что в классе нет разделения на лидеров и неудачников, он становится одним сплоченным коллективом.
Как показывают отзывы, вальдорфская школа имеет и недостатки:
- Перевод ученика в простую школу затруднен. И дело тут не столько в необходимости ребенка перестраиваться на другую образовательную систему, сколько в организационных моментах. Банальный пример: ребенка, которому ни разу не ставили оценок, нужно оценить по общепринятой системе.
- Обучение длится 12 лет. В обычных же школах ученик может уйти с 9 класса в колледж или остаться до 11 класса и поступить в университет.
- Нет упора на точные науки, поэтому многие из выпускников вальдорфской школы становятся гуманитариями.
- Большинство штайнеровских школ частные, а значит, платные.
- Некоторые родители считают атмосферу, которая царит в частных вальдорфских школах, чересчур идеализированной, поэтому боятся, что она оторвет их ребенка от реальности.
Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Вальдорфские выпускники и родители[править]
https://youtube.com/watch?v=16pp3o8cK8Q%3F
Кто они? Выпускники вальдорфских школ?
Вопреки распространённому мнению, что вальдорфская педагогика создаёт для ученика «тепличные условия», не обеспечивает последующей социальной адаптации выпускников, что приводит к их маргинализации после окончания школы, практика показывает, что вальдорфские выпускники успешно учатся в вузах, что подтверждается исследованиями, проведёнными в разные годы. Так, в 1981 году в ходе изучения биографий граждан 1946—1947 гг. рождения по заказу Министерства образования (Бонн) под руководством Бернхарда Фира (Bernhard Vier) три независимых исследователя установили, что среди вальдорфских выпускников 22 % получили высшее образование, что в 3 раза выше уровня выпускников государственных школ, а среди тех, кто посещал вальдорфскую школу с 1 по 13 класс, этот показатель достигает 40 %; при этом отмечается, что эти результаты достигнуты при отсутствии внешнего дисциплинирования, нацеленности на конкретный результат, специализации до 13 класса, конкурентного давления и других негативных для психики факторов.
В 2012 году на пресс-конференции эксперт ОЭСР (OECD) в сфере образования и международный координатор исследований PISA Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher) представил результаты исследования Дюссельдорфского университета имени Генриха Гейне, которое было направлено на изучение внутришкольной ситуации:
При одинаковых результатах выпускных экзаменов у вальдорфских учеников выше уровень мотивации (нравится учиться — 80 % против 67 % в обычных школах), так как обстановка в школе воспринимается как приятная и поддерживающая у 85 % и 60 % соответственно, хорошие отношения с учителем — 65 % и 31 % соответственно.
То, что развивает в учениках вальдорфская школа, в большой степени соответствует тому, что требует мир от человека, когда воспроизведение готовых знаний утрачивает значение, важно не законсервировать знания до ближайшего экзамена, а творчески и эффективно применять их в новых областях».
Существует множество примеров успешных карьер вальдорфских выпускников.
Выпускники вальдорфских школправить
Существует множество примеров успешных карьер вальдорфских выпускников, в т.ч.:
- Буллок, Сандра
- Энде, Михаэль
- Зюдхоф, Томас Кристиан, лауреат Нобелевской премии по медицине (2013)
- Порше, Фердинанд
- Уэбб, Вероника
- Хауэр, Рутгер
- Энистон, Дженнифер
Вальдорфские родителиправить
Показательно также, что вальдорфским школам доверяли своих детей и внуков такие известные люди, как
- Бергман, Ингмар (дочь Линн Ульман)
- Михаил Барышников (дочь)
- Берлускони, Сильвио (дочь)
- Дюрренматт, Фридрих (дети)
- Иствуд, Клинт (дочь)
- Геншер, Ганс-Дитрих (дети)
- Коль, Гельмут (сын)
- Михаил Козаков (сын)
- Хайнц Никсдорф (дети)
- Шрёдер, Герхард (дочь)
- Фриденлунд, Кнут (дети)
- Фриш, Макс (дети)
Вальдорфская педагогика: гармонизация окружающей среды
Правила системы несложны:
- Нужно создать максимально благоприятные условия для развития ребенка.
- Как можно раньше приобщать чадо к здоровому образу жизни, трудовой деятельности, искусству.
- Воспитание и развитие осуществляется только в игровой форме, большую роль играет и личный пример взрослых.
- Много времени дошкольники проводят на свежем воздухе, познают окружающий мир и получают ценный опыт. Им рано прививают любовь к природе и труду.
- Ограничено влияние СМИ (телевизор, интернет, радио считается преждевременным взрослением).
- Воспитанников нужно хвалить и поощрять, но не оценивать. Строгие критерии мешают природному развитию ребенка.
- Нельзя принуждать детей выполнять задания, строго критиковать их и ругать.
- Поддерживается инициатива ребенка: запрет или отказ должен быть мотивированным (навредит крохе, причинит дискомфорт другим, сломает вещи и так далее).
-
Дети играют не только покупными игрушками, но и сделанными своими руками из подручных материалов.
Это развивает творческие способности и фантазию.
- Четкое соблюдение режима дня.
- Максимальная реализация возможностей ребенка, активно используются развивающие игры, сказки, творческие задания.
Вальдорфская система в первую очередь ориентирована на эстетические и трудовые дисциплины
Особое внимание уделяется и семейному воспитанию: взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения должна быть сильной. Атмосфера в Вальдорфских садиках очень похожа на семейную, и дети ходят туда с радостью
Нельзя списывать недопонимание или нежелание ребенка посещать сад на адаптационный период, должен возникнуть эмоциональный контакт с воспитателями и одногруппниками.
Дети много играют, причем содержание занятий определяют сами детям. В таких садах не станут корить за разбросанные игрушки или гиперактивность, а повышать на малыша голос и вовсе не нужно, ведь существует свод правил, обязательный для соблюдения всеми. Игрушки многофункциональные, часто из натуральных материалов, приветствуются ролевые и сюжетные игры
Музыке, ритмике, рисованию также уделяется большое внимание, но рисуют не фломастерами, а деревянными карандашами, а лепят не из пластилина, а из специального воска — гармония с природой и с самим собой
Занятия происходят в игровой форме, но они тоже разнообразны: сегодня слушаем сказку, завтра организовываем спектакль, послезавтра сочиняем музыку — ничего общего с традиционной детсадовской системой. Информация преподносится блоками, их три: духовный, творческий и трудовой. Программа обучения по Вальдорфской системе рассчитана на 11 лет, но при желании можно будет отдать малыша и в обычное учебное заведение, хотя над адаптацией придется немного поработать.
Минусы системы
Рассмотрим и отрицательные моменты данной педагогики. Прежде всего, подойдут такие учебные заведения не каждому ребенку, не всякой семье. Необходимо понимать, что обучение предполагает глубокую вовлеченность всей семьи в общественную жизнь школы, необходимость участия в мероприятиях.
Кроме того, к числу недостатков можно отнести следующее.
- Вальдорфское образование носит гуманитарный, творческий характер. С таким едва ли удастся поступить в технический вуз. Однако из выпускников школы могут получиться хорошие актеры, дизайнеры, художники.
- Перевод ученика в стандартное учебное заведение будет сопряжен с рядом трудностей. Для ребенка станет шоком появление оценок, домашних заданий и огромного потока информации.
- Некоторые видят в системе черты секты, а тот факт, что основатель, Штайнер, увлекался оккультизмом, лишь укрепляет их веру.
Существует мнение, несмотря на явные достоинства такого образования, что ребенок, получивший его, рискует стать «белой вороной» на фоне своих сверстников. Нравственное и творческое развитие детей действительно проводится на высшем уровне, они получают массу полезных практических навыков, но знаний математики, физики, химии, необходимых для поступления в престижные вузы, у них не окажется. Ребенок будет расти в атмосфере уважения, поэтому нет риска, что он станет закомплексованным аутсайдером, но и к реалиям современной жизни он окажется не вполне готов. Поэтому вопрос о нестандартных учебных заведениях до сих пор открыт и однозначного ответа на вопрос, доверять ли им своего малыш, все так же нет.
История возникновения системы образования
Основоположником этой системы воспитания детей стал легендарный мистик и философ 20 века, Рудольф Штейнер. В 1907 году он опубликовал свой труд «Образование ребенка», в котором нашла отражение ранее разработанная им концепция антропософии. Книга стала прорывом педагогики, и уже в 1919 году в Штутгарте была открыта первая вальдорфская школа. На сегодняшний день во всем мире действует более 1000 таких школ.
Спустя два десятилетия после открытия первой школы, основываясь на ее достижениях, во многих странах мира были открыты аналогичные заведения: в США, Голландии, Норвегии, Австрии, Украине и пр.
В своей книге Штейнер говорил о том, что любовь к ребенку должна служить главной движущей силой в его развитии. Причем речь шла не только о любви родителей: дети – это самые искренние и бескорыстные существа, они крайне чувствительны к мимике взрослых, их эмоциональному состоянию. При этом в первые годы жизни они очень зависимы от окружения. Он еще не в состоянии дистанцироваться, выделить собственное я, а потому именно окружающие его люди создают фон для развития его физического и психического здоровья.