Социальная роль

Характеристики социальной роли

Американский социолог Толкотт Парсонс выделил такие характеристики социальной роли, как масштаб, способ получения, формализация и мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. То есть чем шире диапазон, тем больше масштаб.

Например, у социальной роли супруга большой масштаб, так как между мужем и женой существует широкий диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, которые базируются на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и их даже можно назвать формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, между продавцом и покупателем), взаимодействие происходит только по определенному поводу (например, покупка). В таком случае масштаб роли сводится к ограниченному кругу вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом и не требуют особых усилий для их приобретения. В этой ситуации проблема может быть только в контексте соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных усилий. Например, роль студента, аспиранта, ученого и другие роли, связанные с профессией и достижениями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений. Одни роли предполагают только формальные отношения между людьми с регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Например, отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами.

Формальные отношения зачастую сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. В качестве мотивации может выступать личная прибыль, общественное благо и др. Когда родители заботятся о благе своего ребенка, они руководствуются чувством любви и заботы, а руководитель трудится во имя дела.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

«Ты не разрешишь? Спрошу у бабушки!»

Если вы не разрешаете ребёнку есть чипсы и пить газировку – бабушка с дедушкой тоже должны быть на вашей стороне. Запрещаете допоздна сидеть за компьютером? У бабушки это правило тоже должно соблюдаться. Нет – значит нет! Вы должны быть непреклонны в своих запретах. И точка. Ребёнок точно должен знать, что ему можно, а что запрещается. Иначе из вашего ангелочка вырастет хороший манипулятор, а ваш авторитет в его глазах развеется в пыль.

Другое дело, донести это до бабушек и дедушек, ведь ни для кого не секрет, как они любят своих внуков, многое позволяют, балуют и на многое закрывают глаза.

Какие ошибки допускают родители в воспитании детей и как исправить ошибки воспитания ребёнка?

Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Рассмотрим основные ошибки.

Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность. Дети часто совершают проступки, но они не стоят того, чтобы устраивать скандал. Вместе с чувством стыда некоторые родители используют чувство вины. Они думают, что обвинив в чём-то малыша, они дадут ему стимул к правильным действиям. Но это не так. Из-за постоянных обвинений ребёнок перестаёт интересоваться жизнью, становится вялым и неуверенным в себе. Запугивания и угрозы – тоже не выход из положения. Они создают у малыша постоянное чувство страха. Это состояние парализует его, морально угнетает. Возникает психологический дискомфорт. Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять. Из-за смены требований и запретов малыш потеряется и не будет чётко знать, как себя вести. Найдите золотую середину. За достижения и свершения хвалите и стимулируйте, за проступки делайте выговор, но не перегибайте палку. Лучше скажите малышу, что вы его в любом случае любите. Не стоит устраивать террор и насилие. Это заставит ребёнка замкнуться в себе и перестать доверять вам. Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Иначе ребёнок просто запутается. Перенос проблем на ребёнка. Это типичные ошибки, совершаемые родителями. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей. Ваше отношение к малышу не должно зависеть от настроения

Из-за этого ребёнок может подумать: «Неважно, что я делаю, всё равно мама не замечает этого». Из-за перебоя эмоций вы можете пропустить успехи ребёнка или его проблему

Помните, что ребёнок 3 лет всегда копирует ваше поведение, поэтому, если не хотите вырастить психологически нестабильного человека, следите за своим поведением. 

Помните, что ребёнок 3 лет всегда копирует ваше поведение, поэтому, если не хотите вырастить психологически нестабильного человека, следите за своим поведением. 

Запреты без объяснений. У родителей дошкольников часто возникает такая ошибка. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены. Нельзя просто запретить сыну или дочери что-то, нужно сказать, почему не стоит этого делать. Ребёнок должен понять причину. Чрезмерная опека. Конечно, родители любят своих детей и заботятся о них. Но иногда забота бывает излишней. Особенно когда дети подрастают. В воспитании подростков типичной ошибкой родителей является чрезмерная опека. Нужно приучать ребёнка к самостоятельности. Он же не будет всю жизнь жить с вами, поэтому в каждом определенном возрасте позволяйте ему что-то решать и делать самому. Даже если он примет неверное решение, позвольте ему учиться на своих ошибках. Ребёнок должен набирать собственный опыт, чтобы успешно жить в будущем. Кроме этого, излишняя забота помешает ему найти друзей и отстаивать свою точку зрения. Поощряйте любые инициативы, исходящие от ребёнка. Помогите ему поверить в себя

Для любого человека важно личное пространство – и ваш малыш не исключение. У него могут быть свои секреты, и это нормально

Недостаток ласки

Любой человек нуждается в любви, а дети особенно. Дела делами, но всегда нужно найти время, что сказать малышу, как сильно вы его любите, обнять и поцеловать. Это придаст ему уверенности в себе и силы. В свою очередь, не нужно требовать от ребёнка того же. Поцелуи и объятия должны идти от сердца, а не по навязыванию.

Как правильно воспитывать подростка

Ребёнок нуждается в поддержке. Но именно во взрослой поддержке

Важно продемонстрировать, что вы видите в нём личность. Будьте максимально открыты в общении с подростком

Для него это сигнал вашего доверия к нему. Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета

Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам

Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним. Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями

Давайте понять своему ребёнку, что вы для него друг. Не бойтесь спрашивать у ребёнка-подростка совета

Например: «Как я выгляжу?» (когда готовитесь к важному мероприятию) или «Как думаешь, что подарить подруге или бабушке?» Дети идут в ногу со временем и могут подать нам много свежих идей. Притом обращение к ним как к экспертам будет очень приятно подросткам

Если чувствуете, что неправы или перегнули палку в ссоре с ребёнком, не бойтесь извиниться перед ним

Это не уронит ваш авторитет в его глазах, наоборот, создаст условия для сближения. Контроль поведения подростка со стороны родителей, безусловно, необходим, ведь в этот кризисный период ребёнок падок на различные соблазны и может подвергнуться отрицательному влиянию со стороны.Просто будьте внимательны к действиям, словам и внешнему виду своего чада, больше общайтесь с ним, искренне интересуйтесь его делами в школе, увлечениями, друзьями.

При общении с ребёнком поддерживайте контакт глаз, не разговаривайте «через плечо», всегда внимательно его слушайте. Не навешивайте ярлыков, не давайте обидных характеристик личности. Это лишь усилит проблемы воспитания подростков. Называя ребёнка кем-либо (лентяем, хулиганом, грубиянкой и т. д.), вы способствуете тому, чтобы он именно так себя и вёл. В отношении положительных характеристик действует такой же эффект. Поэтому верьте в своё чадо и на словах наделяйте его хорошими качествами – увидите, на деле тоже будет результат. Почаще вспоминайте себя в подростковом возрасте: свои эмоции, желания, страхи. Часто это даёт возможность посмотреть на ребёнка другим взглядом и лучше понять его внутренний мир. Поделитесь со своим чадом какими-нибудь «сокровенными» мыслями или чувствами из своего подросткового возраста. Рассказывайте, как справлялись со своими страхами, переживаниями, как преодолевали трудности. Ваш пример по-прежнему значим для ребёнка.

Да, подростковый возраст – нелёгкое испытание как для родителей, так и для самих детей. Но трудными их часто делаем мы сами. Со стороны родителей подчас требуется лишь проявлять побольше искренней любви, желания выслушать и понять, верить в ребёнка и помочь ему вовремя повзрослеть. Тогда с большой долей вероятности количество проблем в воспитании уменьшится.

Личный опыт

Самый типичный комментарий, который я слышу в разговорах с опытными мамами (и с папами тоже, кстати): «Так много ошибок в воспитании допустили со своим ребёнком, исправимся на внуках».

Честно говоря, я и сама так иногда думаю о своей дочери. Что если будет второй ребёнок, то многое я сделаю по-другому. Но и сокрушаться о том, как я воспитываю мою малышку, не собираюсь. И вам не советую. Вот почему.

О том, в каком ужасе я пребывала после рождения ребёнка, я уже писала здесь, повторяться не буду. Отпустило меня недавно. И прям так конкретно отпустило. Мне вдруг многое стало по-хорошему лень. Причём это я поняла, когда мы приехали к моей маме:)

Например, дочь до сих пор не просится на горшок. На момент написания этого текста, ей 1,9. Наша бабушка (моя мама) уверена, что это моя родительская ошибка, просто фиаско, ведь я не приучала и не высаживала Ханю с рождения. Да, не высаживала и даже не собиралась. Я уверена (ибо прочитала мнение врачей и психологов), что у детей нейронные связи в мозгу, ответственные за позывы в туалет, формируются к полутора годам, поэтому к горшку имеет смысл приучать с 1,3 и позднее.

Раннее приучение основано на рефлексах, то есть оно неосознанно. Вы ведь замечали, что при звуке воды вам очень хочется по-маленькому? Все потому, что наши мамы включали нам струйку воды для стимула. Вот это и называется рефлекс. Как у собаки Павлова

Советы психолога детям

Если вы столкнулись с проблемой нежелания общаться с родителями, то вам помогут советы психологов, что делать, если не хочется общаться с матерью.

Не вините себя

Многие люди размышляют так: «Раз я не хочу общаться с матерью, значит я плохой человек». Но, вы имеете право не хотеть общаться с родителями, и имеете право с ними не общаться. Ваш психологический комфорт важнее общественных устоев. Если ваша мать токсичный человек, то не вините себя.

Поговорите откровенно

Если вы не желаете общаться с матерью, значит на это есть веские причины

У вас могли накопиться серьезные обиды, и их важно проговорить. Выскажите в мягкой форме матери свои обиды, и объясните собственные чувства

Возможно она понимает свои ошибки или расскажет вам свою точку зрения, и вы сможете ее простить.

Найдите хорошее

Если вы в обиде на маму, вам кажется, что она вас недостаточно любила и заботилась о вас, но она хочет наладить отношения, то сфокусируйтесь на хорошем. Отпустите обиды, попытайтесь восстановить положительный образ мамы в своем сознании. Вспомните хорошие моменты с ней, даже если они были мелочными.

Общение между родителями и взрослыми детьми часто складывается не лучшим образом. Виной тому давние обиды, желание детей отстраниться, и неспособность родителей признавать свои ошибки. Если у вас проблемы в общении с детьми или родителями, и вы не знаете, как все исправить, то стоит обратиться к психологу за помощью.

Виды и типы

Весь комплекс можно описать всего пятью свойствами:

  1. Возможная близость взаимоотношений людей. Между взаимодействием преподавателя и ученика встает субординация и нормы общения, установленные образовательной организацией. Но вот супруги или друзья связаны гораздо глубже.
  2. Метод приобретения. Есть требования, полученные в силу не зависящих от личности обстоятельств: гендерная принадлежность, возраст. Но есть те, которых человек добивается, прикладывая усилия: должность на службе, образование.
  3. Масштаб проявленных чувств во время контакта индивидов. В отношениях продавца и покупателя или между коллегами не принято проявлять сильных эмоций. Другое дело – семья, где эмоциональная вовлеченность в жизнь ее членов значительнее.
  4. Условия взаимодействия: наличие или отсутствие. Повар в ресторане должен приготовить вкусную еду для клиентов, а полицейский – обеспечить порядок и следить за тем, чтобы люди следовали законам. Женщина же в семейном кругу кормит своих домочадцев, но делать это на формальном уровне она не обязана.
  5. Мотивы и намерения. Бизнесмен ведет свою деятельность с целью получения прибыли. Но если такую задачу поставит перед собой священнослужитель – это будет восприниматься негативно, так как от него обществом ожидаются бескорыстные действия.

Не воспринимать как отдельную личность со своими желаниями

Удобно, когда ребёнок растёт таким, каким мы хотим его видеть. Вот только это довольно эгоистичное представление. Дети меняются, и этот неизбежный факт необходимо принять. Да, они красят волосы в яркие цвета и делают пирсинг, находят новые увлечения и бросают старые, они отстраняются, бунтуют, проявляют агрессию, ведут себя странно. Они ищут себя. И в этот момент вам нужно как никогда понять и принять своего ребенка, который проходит важный этап взросления.

Конечно, у вас за плечами больший жизненный опыт и вы знаете, какие ошибки не стоит совершать в этом возрасте

Но ведь на ошибках учатся, не правда ли? Постарайтесь не навязывать своё видение («а вот в наше время…»), а спокойно обсудить все спорные вопросы, при этом принимая во внимание точку зрения ребенка и позволяя ему проявлять самостоятельность. Ведь все подростки стремятся к тому, чтобы быть независимыми, и если вы не будете излишне сдерживать ребёнка в его стремлениях, он будет к вам более доверительным. Задайте себе вопрос: то, что я пытаюсь запретить своему ребёнку, действительно так опасно и вредно для здоровья? Это противозаконно, неэтично? Если нет, то позвольте ребёнку сделать выбор самому

Задайте себе вопрос: то, что я пытаюсь запретить своему ребёнку, действительно так опасно и вредно для здоровья? Это противозаконно, неэтично? Если нет, то позвольте ребёнку сделать выбор самому.

Невоспитанная девочка: признаки

Распознать невоспитанную девочку можно по ряду признаков, присущих ее поведению:

  1. Капризность. Ребенок по любому поводу демонстрирует недовольство, эмоциональные реакции. Нежелание взрослых или сверстников выполнять желания девочки приводит к затяжным истерикам с ее стороны. В младшем возрасте такое поведение является вариантом нормы и часто связано с неустойчивостью эмоциональной сферы маленького ребенка. Но в возрасте после 3 лет такое поведение уже свидетельствует об отсутствии элементарного воспитания, поскольку ребенок прекрасно может контролировать себя и воспринимать обращенные к нему слова.
  2. Привычка перебивать собеседника. В обществе существуют определенные нормы ведения диалога. Оппоненты дают возможность друг другу высказать мнение, завершить мысль. Манера постоянно перебивать людей свойственна невоспитанным девочкам. Причем они могут демонстрировать такое поведение не только при общении с детьми, но и во время бесед с взрослыми.

    Так, дети могут перебивать воспитателя, учителя, родителей. Причина такого неуважения к собеседникам кроется в незаинтересованности другими людьми и в желании выделиться в любой ситуации.

  3. Неуважение к старшим. Нежелание уступать место в транспорте пожилому человеку, грубое общение с взрослыми людьми, недопустимая фамильярность, игнорирование авторитета родителей — все это свидетельствует о глубокой невоспитанности. В нашей стране всем детям с раннего возраста прививается понятие об уважении к старшему поколению. Демонстрация противоположного поведения всегда вызывает осуждение со стороны общества.
  4. Вмешательство во взрослые дела. Девочка может пребывать в уверенности, что она имеет полное право вмешиваться во взрослые разговоры или принимать участие в решении серьезных вопросов. Это вызвано отсутствием понимания своей реальной позиции в иерархии семьи, завышенным мнением о собственной значимости.
  5. Неблагодарность. Нередко дети демонстрируют неблагодарность по отношению к родителям, бабушкам или дедушкам, иным людям. Например, мама весь вечер готовит ужин для семьи, а дочка отказывается его есть, мотивируя свой отказ желанием попробовать что-то другое. Или папа покупает девочке на день рождения дорогой телефон, о котором она давно мечтала, а дочка выражает недовольство цветом модели. Подобная неблагодарность свидетельствует об избалованности и невоспитанности. Ребенок пребывает в уверенности, что все окружающие находятся перед ним в долгу.

    Любые подарки и заботы воспринимаются как должное.

  6. Привычка мусорить. Это наиболее явное проявление невоспитанности, которое можно часто наблюдать у современных детей. Нежелание соблюдать чистоту в собственном доме, в гостях, в общественных местах или на улице свойственно многим детям. Данная привычка говорит о нечистоплотности, отсутствии самодисциплины, неуважении к окружающим, неуважении к труду других людей. Причем подобное поведение является абсолютно осознанным. Ребенок прекрасно понимает, что бросая бутылку на дорогу, а не в урну, оно поступает неправильно. Но желание поступить правильно отсутствует.
  7. Непринятие установленных правил. Это основной признак, который объединяет в себе все предыдущие. Нежелание подчиняться существующим в семье, в группе или в обществе правилам, неуважение традиций, игнорирование норм и ценностей — все это результат невоспитанности.

Небрежно брошенное слово

Фото Pexels

Даже очень хорошие родители совершают ошибки. Моя прабабушка, очень добрая, мудрая и трудолюбивая женщина, однажды купала своих маленьких дочерей и произнесла такую фразу: «Какие же вы у меня страшненькие». Девочкам тогда было около десяти лет, но они обе запомнили эти слова на всю жизнь.

Моя бабушка часто говорила, что именно из-за этих слов была очень закомплексованной и стеснительной, а, главное, ей было обидно слышать такое от родной матери.

Конечно, взрослому человеку трудно уследить за всем, особенно за всем тем, чтобы было сказано о детях, при детях или прямо детям в глаза, но всегда можно постараться быть чуточку внимательней к своему чаду и попробовать исправить ошибку, если она возникла.

Можно ли искоренить социальное неравенство

История не знает таких времен, когда бы социальное неравенство вовсе отсутствовало. Но в целях того, чтобы общество было в меньшей степени подвержено негативным последствиям данного явления, страны ведут определенную политику, направленную на уравновешивание полярных слоев населения – богатых и бедных.

Чтобы создать благоприятные условия для экономического роста, власти проводят ряд мер:

  • оказывается разносторонняя финансовая помощь малоимущему населению;
  • обеспечивается доступность образования и медицины;
  • ведется борьба с дискриминацией при приеме на работу;
  • оказывается поддержка индивидуальных предпринимателей;
  • создаются рабочие места.

Социальное неравенство невозможно искоренить насовсем! Но можно увеличить прослойку среднего класса. А ведь именно он является самым устойчивым и адаптивным ко всем переменам, а также имеет сильное влияние на политику государства и формирование общественных ценностей.

Ошибка №3 – родители делают ребенка центром Вселенной

Очень часто родители полагают, что жизнь всей семьи должна вертеться вокруг ребенка. Домашние задания, прогулки в парке, посещение музыкальной школы или спортивного кружка – список потребностей ребенка почти бесконечен

Во многих семьях после рождения ребенка происходит полное переключение на его нужды, и в результате таких изменений страдают взаимоотношения между родителями, ведь внимание полностью переключается на нового члена семьи

Конечно же, детям нужна наша помощь, забота и внимание, но если абсолютно все будет сосредотачиваться только на них, то они могут вырасти эгоистичными и эгоцентричными. Гораздо лучше будет, если вы сможете создать в своей семье условия, в которых каждый ее член получает равное количество внимания

В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома

В таких семьях дети становятся более лояльными и приспособленными к жизни вне дома.

Чрезмерная опека

В последнее время всё чаще большой проблемой становится явление гиперопеки. Мать начинает резко увеличивать количество запретов и правил, за нарушение которых следуют скандалы и наказания.

Конечно, гиперопека это проявление излишней заботы и беспокойства о дочери, но если подростку не в переходном возрасте предъявлять слишком много требований и запретов, то это может вылиться в отсутствие воли и девочка будет всю жизнь жить по чужой указке.

Но в возрасте примерно 15 лет у подростков начинается период отдаления от родителей, они хотят сами принимать решения, и им это нужно позволять делать (за исключением случаев, где под угрозой оказываются здоровье или жизнь). Таким образом они учатся быть самостоятельными и автономными.

Формализация

Данная характеристика описывает межличностные отношения между носителями ролей. Некоторые роли сопровождают формальные отношений, остальные, в свою очередь, – неформальные.

Существуют такие роли, в которых допустимо сочетание и формальных, и неформальных отношений. Например, руководитель предприятия устроил на должность заместителя своего друга.

Зачастую, формальные взаимоотношения имеют все шансы быть нарушенными неформальными. Обычно такое бывает, когда человек излишне сентиментален и чувствителен, либо недостаточно хорошо воспитан, чтобы соблюдать субординацию и тактичность.

Влияние на развитие личности

Освоение нового положения в обществе кардинально воздействует на индивида. Чем больше позиций он выполняет, тем сильнее он приспосабливается к жизни в социуме. Выделяют два фактора обучения новой «должности»: технический и смысловой. Первый включает в себя то, как человек воспринимает свои обязанности и овладевает ими. Второй – его отношение к надеждам, возложенным на него.

В любом случае на протяжении всей жизнедеятельности индивидуум принимает на себя новые роли, связанные с возрастом, профессией, межличностными взаимоотношениями. И от степени погружения в амплуа зависит личностный рост или деградация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: