Для чего нам нужны трудолюбивые дети?
Было бы ошибкой утверждать, что главный мотив – избавление родителей от части домашних обязанностей, хотя каждому человеку приятно, если он приходит с работы, а его ожидает чистая квартира и приготовленный ужин.
Однако воспитание трудолюбия у ребенка – это гораздо более многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает его более ответственным, значимым, самостоятельным. В то же время, отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности, эгоизма, беспомощности перед обстоятельствами.
Памятка для родителей
Чтобы терпеливо и последовательно обучить своих детей бытовой культуре, родителям стоит взять на вооружение 7 золотых правил:
- Поощрять стремление своего малыша к самостоятельности.
- Показывать алгоритм правильности действий на своем примере.
- Не торопить, давая выполнить все действия самостоятельно.
- Не спешить помочь, понимая, что дошкольник только овладевает этими навыками.
- Использовать игровые ситуации, потешки, небольшие стихотворения в процессе обучения.
- Поддерживать свой позитивный эмоциональный настрой и положительное отношение к действиям у ребенка.
- Хвалить ребенка за каждый получившийся шаг в процессе выполнения процедур.
Если родители придерживаются перечисленных правил, у детей формируются устойчивые навыки самообслуживания. В последствии навыки превратятся в привычки – действия, выполнение которых становится естественной потребностью.
Как приучить к труду школьника
Некоторые родители считают, что учеба и школа — вещи несовместимые. Мол, современные дети так перегружены уроками, что лучше не трогать их с наставлениями об уборке. И это главная ошибка. Если вы не хотите погрязнуть в быту, превратившись в мать-наседку, следуйте следующим правилам.
-
Составьте расписание. У школьника теперь много дел — занятия в школе, секции, кружки. Так почему бы не вписать в график еще и легкую уборку. Это очень дисциплинирует и помогает детям стать более самостоятельными. Конечно, не нужно взваливать на ученика непосильные задачи. Начните с малого — с ежедневного выноса мусора по пути в школу.
-
Просите о помощи. Подросший ребенок уже понимает, что мама устает и о ней надо заботиться. Многие женщины слишком опекают свое чадо, а потом сильно удивляются, когда 17-летний детина не в состоянии и кружку за собой помыть. А зачем ему напрягаться, если мама всегда это делала сама? Не упустите момент. Почаще говорите сыну или дочери, как они вас выручают.
-
Отпустите контроль. Например, вы поручили подростку уборку в его собственной комнате. Договоритесь, что не заходите на его территорию, а он при этом должен постоянно поддерживать там порядок и чистоту. Таким образом, вы предоставляете сыну или дочери свободу действий. Ребенок ощущает себя взрослым и ведет себя по-взрослому — отвечает за свои поступки.
Просить и благодарить
Любая, даже не самым лучшим образом сделанная работа заслуживает благодарности. Именно благодарность родителей позволит ребенку получить моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это может вдохновить и на новые трудовые подвиги. Ольга Стриевская на всю жизнь запомнила совет матушки Марии Ильяшенко: если ребенок поможет тебе хоть с кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много, эта благодарность даст ему силы работать дальше. Благодарность может быть просто эмоциональной реакцией.
Например, в семье Стриевских детям нравилось разыгрывать маму следующим образом. Сперва сказать: мама, пойди посмотри, как мы все разбросали. А когда мама приходила посмотреть на беспорядок — комната сияла чистотой. И как же радовались они неподдельному удивлению мамы! Благодарность необыкновенно приятна ребенку, тогда как критика, даже справедливая, может надолго отбить у детей желание сделать что-то полезное. Евгения Пайсон советует: «Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: “У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!”
Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, сделать по-новому. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки». Конечно, благодарность, реальная помощь семье важны, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактные вещи для того, чтобыему включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать ребенку: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой». Прекрасным стимулом являются соревновательные моменты между детьми. В семье Стриевских, например, был период, когда на самой чистой комнате вешали флажок, потом было время — чертили графики помощи по хозяйству. Если ребенок постарше, нет ничего страшного, если стимулом для выполнения домашних обязанностей будет просмотр фильма, прогулка с друзьями.
Другое дело, что обязанности не должны возникать спонтанно, мама должна периодически напоминать о них ребенку, помочь ему рассчитать свое время так, чтобы его хватило и на работу, и на развлечения. Просить и напоминать — еще два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Евгения Пайсон отмечает: «Очень часто родители говорят, что лучше все сделать самим, чем напоминать ребенку десять раз. Не лучше! В этом случае ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Нужно не бояться напоминать, иногда даже взять за руку и повести за собой». Согласна с этим и Ольга Стриевская: «Бывает так, что сама начинаешь делать то, о чем попросила, и ребенок, подумав, включается в работу. Я показываю ему, что это не сложно, а даже приятно. Или говорю: давай половину сделаю я, а половину ты. Совместный труд всегда интереснее, чем приказы или указания. Все время идет поиск компромиссов. Иногда приходится подбирать ребенку ту работу, которая ему больше нравится. А иногда можно и сказать: сделай еще и что-то другое, хотя это не так приятно. Приходится сталкиваться и с отказами, но в этом случае я стараюсь не настаивать, а смириться. Бывает, покажешь ребенку, что ты не сердишься на него, а можешь сделать спокойно за него его работу — и он откликается, ему становится стыдно, неловко. Смирением можно победить детский протест, но все же я стараюсь никогда ситуацию до крайности не доводить».
Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги? Психолог Евгения Пайсон считает так: «Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, мойка машины, заполнение документов на компьютере и т. п., — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена идеально — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть в семье дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме не платят за ужин — сыну не платят за вынесенное ведро»
И еще хотелось бы подчеркнуть одно важное свойство работы: она не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее радость. Кроме того, наказание — это всегда требование, а не просьба, и уж при чем тут благодарность!
Как поощрять инициативу ребенка
- Кроха рассыпал муку? Покажите, как из нее приготовить тесто. Дайте ребенку свой маленький кусочек, чтобы он его месил, рвал, катал. Это занятие развивает мелкую моторику.
- Схватил грязную тряпку и протирает зеркало? Объясните, что для этих целей имеются другие салфетки. Замените малышу орудие труда на правильное.
- Требует отдать в его руки пылесос, швабру? Предоставьте ему такую возможность. Пусть уборка затянется. Но даже полчаса потраченного на это времени принесут неоценимую пользу для правильного воспитания.
- Хочет готовить вместе с вами еду? Это не проблема! Детки отлично чистят лук и яйца от шелухи, нарезают игрушечным ножичком отварные овощи, закладывают продукты в электромясорубку под бдительным контролем мамы, выдавливают интересные фигурки из теста с помощью кулинарных формочек. Доверьте крохе сложить в тарелку нашинкованную для борща капусту. Разрешите посыпать пудрой сладкое печенье. Попросите выложить чистые яблоки в вазу для фруктов. Похвалите! И увидите переполненные гордостью, искрящиеся глазки.
У меня не возникало проблем с уборкой игрушек в квартире. Если даже сынок был не в духе, с протестом относился к просьбе, то я предлагала ему помощь. При этом, делая акцент, что это Я ему помогаю, а не наоборот. По мере взросления у него появлялись дополнительные обязанности. Молоть продукты мясорубкой было любимым занятием. Я же стояла рядом и следила за безопасностью процесса. Иногда я смешивала горсть круп. Потом просила перебрать полученную смесь в разные посудины (это распространенное упражнение для стимуляции речи, поскольку развивается мелкая моторика). Бабушка доверяла внуку пылесос, поливать цветы. Папа купил игрушечные инструменты и ремонтировал текущие поломки в квартире с участием сына. Дедушка разрешал сажать растения на даче, и, конечно же, не ругал за нечаянно затоптанные грядки.
Чего следует избегать?
- Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
- Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
- Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
- Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
- Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.
Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.
В каком возрасте следует приучать ребенка к труду
Прошлое поколение не представляло свою жизнь без работы, потому что ежедневную рутину не облегчали бытовые гаджеты. Сегодня же мы видим картину, как мама закидывает белье в машинку, продукты в мультиварку, робот пылесосит, посудомоечный агрегат моет, а скучающий ребенок не ведает, чем себя занять. И вот оно! Поколение избалованных детей, не знающих, в какое русло направить бурлящую энергию, не уважающих родительский труд, требующих дорогие подарки. Как же быть?
Начиная с 2-3 лет, малыши стремятся помогать. Они просят разрешения вымыть посуду, хватают швабру в руки, тянутся к утюгу, пылесосу, куску теста на столе. Рассыпанная мука, игра с кастрюлями, детская посудка и бытовая техника на прилавках магазинов — неотъемлемые атрибуты правильного, счастливого детства. Привлекайте кроху к семейным обязанностям как можно раньше. Я бы сказала, уже с полугодовалого возраста. Родительские действия выстраивайте по следующей схеме.
1. Лучше всего — собственный пример. Не убирайте дома, когда ребенок спит, на улице или в гостях у бабушки. Пусть карапуз видит, как взрослые хлопочут по дому, суетятся, наводят чистоту.
2. Обязательная теория. Озвучивайте происходящее вокруг. Рассказывайте крохе, зачем вы вытираете пыль, как приятно жить в чистой комнате, какой из него вырастет замечательный помощник. С 3-4-летнего возраста поощряйте желание учиться, узнавать новое. Ведь грядущие школьные уроки — обязательный труд для растущего человека.
3. Доверие без страха. Распространенная ошибка родителей — нежелание осложнять себе жизнь. Намного быстрее вымыть собственноручно две тарелки, чем после «помощи» детей вытирать мокрый пол, перемывать посуду и переодевать в сухую одежду «виновника».
4. Поощряйте. Хвалите за любые попытки взяться за что-то новое. Расскажите, как тяжело справляться с хлопотами по дому в одиночку. Объясните, что сын (дочь) — главные помощники, и вы цените их усилия.
Трудовое воспитание дошкольников
Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.
По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень
Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость
При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.
Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…
Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.
Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.
Значение труда для развития личности
Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.
?
Такие качества как выносливость, терпение, стремление к преодолению трудностей, доведение начатого до конца формируются в ранние годы. Ребенок учится понимать, что работа может быть не только приятной, но и утомительной, грязной. Дисциплина и сила воли рождаются именно в такие моменты.
Убираясь по дому или помогая маме помыть посуду, малыш приучается к ответственности, понимает, что если выполнить поручение небрежно, то это никого не обрадует
Чем бы он ни занимался, его помощь демонстрирует любовь, внимание, уважение к родным
Простое поручение по починке сломавшейся машинки или куклы – это не механическое воспроизведение определенных действий. Сознательный труд рождает инициативу, изобретательность, ребенок находится в активном поиске, стремясь найти пути решения проблемы
В это время развиваются его память, внимание, пробуждается воображение. Когда малыш занимается с небольшими деталями и предметами, формируется его мелкая моторика, которая напрямую влияет на совершенствование центров речи, интеллект
Правильное воспитание детей младшего возраста не только приносит радость им самим, а делает счастливыми всех близких.
Поощрение
Важно хвалить детей за любое проявленное желание помочь родителям. Обязательно расскажите крохе, насколько ценна его помощь с домашними делами
В качестве поощрения хороши не только ласковые слова и обнимашки, но и любые совместные занятия. Объясните ребёнку, что благодаря его помощи у вас теперь появилось больше свободного времени, которое вы можете провести вместе.
А вот от денежных поощрений лучше воздержаться, иначе вы рискуете вырастить корыстного человека, который даже во взаимоотношениях с самыми близкими людьми будет искать в первую очередь собственную выгоду.
Ребёнок должен понимать, что домашний труд не оплачивается материально, но он нужен, чтобы быть полезным своим близким
Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье.
Памятка родителям по трудовому воспитанию ребенка в семье.
Сущность трудового воспитания детей заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых
Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно
Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива
Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем
Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:
Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.
«Трудовое воспитание детей в семье»
Одно из главных качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях — это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общества. Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания. Основа трудового воспитания закладывается в семье. Любовь к труду необходимо формировать очень рано. Уже с полутора лет ребенок может помочь накрыть на стол, убрать игрушки на место. С трех лет ребенку можно дать постоянное трудовое поручение.
Возраст от 5 до 7 лет является самым благоприятным возрастом для развития трудолюбия. Именно этот период родители должны использовать для формирования трудовых навыков у ребенка. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активности, к деятельности.
Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых рождает у ребенка желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — главная задача родителей.
Постоянное привлечение детей к семейным делам — главное условие воспитания трудолюбия. Детей надо приучать складывать одежду, ставить на место обувь, приучать обслуживать себя: помыть руки, почистить зубы, одеться самостоятельно. Прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения навыков самообслуживания, надо научить его это делать.
Родители должны с раннего возраста требовать, чтобы ребенок поддерживал порядок в игрушках, сначала помогая ему, поощряя трудовые умения. Круг обязанностей с возрастом надо расширять: самостоятельно убирать игрушки, заправлять постель, убирать посуду после еды, убрать комнату, ухаживать за домашними животными, поливать цветы и т.д.
Считаем необходимым, напомнить Вам, уважаемые родители, что необходимо по возможности вовлекать детей в совместный, общий труд. Пусть он вносит свой вклад, в общее дело и за это малыша надо похвалить, отметить успех.
Дети радостно говорят: «Мы с мамой пирожки пекли» или «Мы с папой чинили машину», дети гордятся собой, от причастности к общему делу у них появляется чувство уверенности в себе.
Готовиться к праздникам можно всей семьей, определите дело и своему дошкольнику, пусть купит хлеб или в вашем присутствии подготовит подарки гостям, не забудьте отметить это при всех и в следующий раз ребенок сам проявит активность в подготовке к празднику.
Если мама собралась стирать, то ребенку тоже найдется дело в маленьком тазике.
При выполнении всех дел старшим надо быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелание что-то делать. Пусть ребенок видит усердие каждого, сноровку, умение все делать с готовностью.
Методика трудового воспитания дошкольников
В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.
Малышей нужно с раннего возраста приучать к необходимости помогать родителям
Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.
Важно! В дошкольном возрасте у детей только внешняя мотивация, т.е. они нуждаются в материальном поощрении. В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда
Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания
В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда. Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания.
Роль семейных традиций
Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему как это делается и помочь самому справиться с этим.
Необходимо формировать у малыша социально-бытовые навыки
Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т.п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.
В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.
Актуальность правильной позиции взрослого
Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.
Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.
Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.
Важно! Не стоит ждать от малыша идеального выполнения с первого раза. Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно
Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять
Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять
Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.
Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
Как приучить 6-летнего ребёнка к труду
С этой возрастной категорией личный пример работает особенно хорошо. Начать можно с простого. Например, делая уборку в квартире, попросите чадо приносить вам тряпки, швабру и другой инвентарь
Здесь важно помнить о нескольких вещах:
- Покажите, где лежит каждый из предметов, а ещё лучше сложить их близко друг к другу;
- С бытовой химией работайте самостоятельно;
- Обязательно поощряйте стремление малыша помогать, а не только его успехи;
- Если вы видите, как ваш ребёнок не может справиться с тем или иным поручением, помогите, но не делайте всё за него полностью. Это сложный путь, но он окупается с лихвой;
- Попутно объясняйте и проговаривайте, чем заняты вы.
Можно также попросить малыша протереть пыль в местах, до которых он может дотянуться, или принести пару чистых полотенец для ванной комнаты из комода.
Вне игры!
Нельзя не заметить, что сегодня условия домашнего труда стали во многом легче. Появились технические усовершенствования: стиральные и посудомоечные машины. Не такая уж редкость и няни, помощницы по хозяйству. В связи с этим ответ на вопрос «зачем надо привлекать к работе по дому еще и ребенка?» кажется не столь очевидным. Поэтому, прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы он мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной? Психолог Евгения Пайсон считает, что приучать ребенка к труду имеет смысл тогда, когда его помощь действительно нужна. «Приучение ради приучения или ради каких-то далеких перспектив бессмысленно, — считает психолог. — Ребенок всегда почувствует, делает ли он чтото нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать “белое от коричневого”, лишь бы чем-нибудь занять. Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь, ребенок легко и естественно приучается трудиться». Даниил Ильяшенко, шестой ребенок в семье протоиерея Александра Ильяшенко, вспоминает, как в шестилетнем возрасте ходил по утрам на молочную кухню для своих младших сестренок-близнецов, а лет в десять, когда все большое семейство переезжало на новую квартиру, он в новых «апартаментах» сам вешал карнизы. «Сейчас я могу сказать, что невероятно счастлив, что вырос в такой семье и воспитывался именно в таких условиях, где нас было много и проходилось трудиться больше, чем в других семьях, — говорит Даниил, будучи уже отцом собственного семейства. — Эта закалка во многом мне помогла».
«Естественность» — именно то слово, которым характеризует процесс приобщения к домашнему труду своих восьмерых детей и Ольга Стриевская: «Я не могу вспомнить, чтобы кого-то надо было заставлять, все хотели мне помогать. Другое дело, что, когда все дети были еще маленькие, организовать такую помощь было невероятно тяжело, куда проще было все сделать самой, а детей отправить играть в детскую. Но ведь ужин понарошку — это совсем не то что готовить для папы ужин по-настоящему! И мне приходилось, если мы режем салат, каждому ребенку находить нож и дощечку; если мы жарим сырники, то к плите потом страшно было подойти…» Даже совсем маленький ребенок способен понять, что помощь по дому — это реальное дело. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела. А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, такое занятие будет лишь имитацией работы. Но если попросить его собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это реальная помощь. Родители должны продумать, какое ребенку можно поручить дело, чтобы это не стало бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в силах, для него это игра, зато расставить чистые тарелки по размеру в шкаф, разложить вилки и ложки — реальная помощь. «И есть еще одно отличие игры от настоящей помощи — за игру не благодарят», — отмечает психолог Евгения Пайсон.
Как и когда приучать к труду
Давайте работу по силам
Ребенку необходимо четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую — под руководством взрослых и на какую следует попросить разрешение. Двухлетке уместно доверить уборку игрушек, а школьнику — полноценную помощь по дому.
Если кажется, что ребенок не справится, например, поранится или разобьет хрупкие предметы, выполните работу вместе. Так он укрепит свое желание помогать взрослым и чуть больше разовьет нужные практические навыки.
Подавайте правильный пример
Если родители с нежеланием делают домашнюю работу, то дети тоже будут отказываться помогать по хозяйству. Найдите для домашних дел подходящее время, чтобы силы на работу были и у вас, и у ребенка.
Когда дети на своем опыте знают, что такое поддерживать чистоту и порядок в доме, им легче объяснить ценность труда дворников, легче приучить выбрасывать за собой мусор. Если ребенок постоянно мастерит своими руками поделку, то не будет заниматься вандализмом и уничтожать то, что изготовлено другими людьми.
Используйте игру
Игровой подход срабатывает в любом возрасте — малыши, играя, в первый раз прибирают свои игрушки, а младшеклассники с горящими глазами бегут собирать поделки из мусора, забывая о том, что не хотели вставать из-за компьютера несколько минут назад.
Поощряйте усилия, а не результат
Хвалите ребенка за помощь по дому, даже если у него еще не получается вымыть пол или вытереть пыль с полок быстро и хорошо — мастерство приходит со временем и опытом. Аккуратно укажите на ошибки и расскажите, как сделать лучше. Но не ругайте и не говорите, что в следующий раз сделаете сами — такие высказывания отбивают желание трудиться.
Делайте задания понятными
Малышам давайте четкие и простые указания из одного действия: принеси веник, убери кружку со стола. Детям постарше можно уже показывать конечную цель: например, прибраться в комнате — это расставить игрушки по местам, навести порядок на рабочем столе, вытереть пыль на полках, пропылесосить. В любом возрасте ребенку должны быть понятны требования взрослых.
Не превращайте труд в наказание
«Где ты шлялся после школы? Иди быстро мой посуду». Если вы наказываете детей с помощью труда, то будьте готовы к тому, что они быстро потеряют интерес к домашней работе. Наказания хочется избежать — даже если ваш ребенок станет учиться на пятерки, чтобы избавиться от домашней работы, к труду вы его так не приучите.
Материалы по теме:
Разделение труда
Виды деятельности детского труда тоже может различаться. Есть общий труд, который под силу детям любого пола. Приобщение к нему вырабатывает привычку у мальчика помогать не только папе, но и маме. В последствие мы получаем мужчину в состоянии разогреть себе ужин, постирать самостоятельно свою одежду и даже помочь женщине в уборке или готовке. Так же можно сказать и про девочек.
Но не забывайте про мужскую и женскую работу, которая должна обязательно присутствовать в жизни каждого мальчика и девочки. Так с детства приучайте вашего мальчика к рабочим инструментам, для начала игрушечным, затем и настоящим.
Для девочек: работа в саду или помощь маме с цветами: садят, поливают, протирают листики. Учатся женскому рукоделию: работать с иголкой и ниткой — шить, вязать, вышивать, изготовлению мелких подарков для друзей, например открыток.
Благодаря разделению труда мальчики и девочки учатся быть самостоятельными и ответственными, приобретают определенные навыки и техники, об этом учит гендерное воспитание.
Памятка о том, чего нельзя
- Обязанности по дому нельзя делить на женские и мужские. Вымыть пол или приготовить еду не может быть недостойным занятием для мужчины. Любой труд уважаем.
- Нельзя нагружать детей сверх меры. Работа должна быть по силам, ребенку еще необходимо время для основного детского занятия – игры.
- «Льзя» и «нельзя» в семье нужно определить четко и закрепить с раннего детства. От того, какую позицию занимают по этому вопросу взрослые, будет зависеть, какая обстановка будет царить в семьях их детей: полная расхлябанность или порядок.
- Нельзя освобождать свое чадо от трудовых обязанностей, иначе на выходе получится потребитель. Если ребенок не приучен что-то делать вместе со всеми, в нем никогда не пробудится потребность сделать что-то для других.
- Нельзя наказывать трудом за проступки. Такая распространенная родительская практика ошибочна. На любом труде будет лежать «черная метка» наказания. Воспитательный эффект обратный – резко отрицательное отношение к труду. Наказывают лишением удовольствий: запретом на общение с компьютером, поездку за город, лишением карманных денег.
- Нельзя ценить только собственные усилия. В детях нужно поддерживать уважительное отношение к любому труду, чаще рассказывать о своей профессии, о том, чем занимаются друзья, родственники, соседи.
Цели и задачи трудового воспитания дошкольников Трудовое воспитание в семье поможет ребенку найти себя, правильно реализовать во взрослой жизни. Дедушка Ленин был прав, утверждая, что человек станет счастливым, когда труд будет приносить ему радость, станет его потребностью.
Какие ошибки допускают родители, приучая ребенка к труду?
- Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», — постоянно слышит малыш, и со временем всякое желание работать у него пропадает.
- Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами — даже то, что малыш в состоянии сделать все сам.
- Приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду.
- Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.