Опубликованные материалы

Хозяйственно-бытовой труд: задачи, содержание, методика руководства в различных возрастных группах

Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Задачи и содержание работы по группам:

1-я младшая группа:

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшаягруппа:

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна.

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду

Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):

Два-три года:
Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).

Три-четыре года:
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т

д.
Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).

Четыре-пять лет:
Аккуратно складывает и убирает одежду.
Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.

Пять-шесть лет:
Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
Может оценить результаты своей деятельности.
Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.

Шесть-семь лет:
Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
Создаёт поделки на основе собственного замысла.
Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.

Таблица: протокол диагностики

Фамилия, имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умениеотобрать необходимое оборудование Освоение трудовых навыков и умений
ФИО ребёнка Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень Уровень

Уровни оценивания:

  • Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
  • Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.

Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.

Методика трудового воспитания дошкольников

В детском саду происходит формирование начальной основы трудолюбия. Воспитатели приучают малышей к деятельности, которая полезна для общества. Обучение обязательно проводят в игровой форме, так как этот вид деятельности является ведущим для дошкольников.

Малышей нужно с раннего возраста приучать к необходимости помогать родителям

Воспитывать ребенка нужно постепенно, так как ему придется освоить несколько этапов. Ему предстоит выработать навыки, уметь ставить перед собой цели, планировать свою работу и достигать результата.

Важно! В дошкольном возрасте у детей только внешняя мотивация, т.е. они нуждаются в материальном поощрении. В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда

Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания

В ДОУ воспитатели помогают малышам овладевать первыми орудиями труда. Педагог также ставит цели и контролирует их достижение — это хорошо развивать через навыки самообслуживания.

Роль семейных традиций

Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям – помогающая. Например, если малыш просит зашнуровать себе ботинки, то родителю не нужно сажать его на стул и делать это за него. Правильно будет показать ему как это делается и помочь самому справиться с этим.

Необходимо формировать у малыша социально-бытовые навыки

Воспитание трудолюбия у дошкольников зависит от разных факторов. Овладевание простыми навыками начинается с наблюдения за взрослым человеком. Если родители часто убираются, моют посуду и т.п., то малыш начнет пытаться повторять за ними.

В 3 года у малыша формируется потребность «Я сам». Именно с этого момента можно начинать обучение.

Актуальность правильной позиции взрослого

Воспитатели могут предложить брошюру «Трудовое воспитание в семье», консультация для родителей содержит практические советы и частые ошибки. Мамы и папы должны систематически приучать детей к выполнению обязанностей по дому.

Некоторые взрослые ошибочно просят ребенка помогать только по высказанной просьбе. Подобная позиция мешает правильно обучать. Иногда родители занимают чрезмерно опекающую позицию. Они все делают за малыша, пресекают его самостоятельность и инициативность.

Близкие люди должны помогать ребенку справляться с разными задачами. Например, давать ему самостоятельно одеваться и собираться на прогулку.

Важно! Не стоит ждать от малыша идеального выполнения с первого раза. Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно

Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять

Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять

Обучение детей трудовым навыкам начинается с показа действия. Родитель должен давать поддержку малейшим попыткам сделать что-то самостоятельно. Например, протереть пол. Пусть даже ребенок только разотрет грязь – проявление инициативы нужно поощрять.

Если взрослый начнет чрезмерно опекать малыша, то он быстро привыкнет лениться и у него не будет стремления к личной деятельности.

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

Как приучить малыша к труду?

Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых.

Сначала малыш овладевает произвольными движениями рук. Это происходит к концу первого полугода жизни. Затем движения объединяются в единую систему, что позволяет ребенку достичь определенного результата своих действий: выбрасывании погремушки из кроватки, захватывание игрушки и т. п. Благодаря участию взрослых в трудовом воспитании малышей эти действия усложняются. Ребенок уже может надевать колечки на стержень пирамидки, вкладывать одни предметы в другие и прочее.

Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду. Закрепление действий самообслуживания происходит с помощью игровых приемов. Малышу предлагают умыть куклу, одеть её или уложить спать. Усовершенствование орудийных действий малыша также можно осуществить в игре: умение пользоваться лопаткой, забивать колышки молоточком и прочее.

Таким образом происходит выработка привычки. Она имеет свойство быстро угасать, поэтому необходимо поддерживать её, повторяя трудовые действия. Так, например, умываясь, малыш закатывает рукава, намыливает руки и смывает мыло водой. После чего расправляет полотенце и вытирает ручки. Чтобы ребенку не было скучно выполнять все эти действия, можно использовать потешки. Например, такую:

«Чистая водичка

Моет Кате личико,

Ларочке ладошки,

А пальчики – Илюшке».

Чтобы приучить малыша обслуживать самого себя, необходимо вызвать у него интерес к этому. Можно включать в деятельность различные инсценировки, используя игрушки, например, организовать настольный театр. Сюжет игры может быть различным: «Мишка учит Тигренка правильно есть» или «Как Курочка умывалась» и т. п. Чтобы ребенок правильно выполнял освоенные навыки, необходимо постоянно следить за этим. С этой целью можно использовать рассказы о сложных житейских ситуациях, с которыми сталкиваются дети.

При усвоении навыков самообслуживания уместны и дидактические игры. Название может быть любым. Например, «Мишка замерз», «Искупаем куклу Катю», «Угостим зверюшек»

Родителям важно знать, что если они не обратят должного внимания на то, как малыш выполняет то или иное действие, у него будут формироваться плохие привычки, а необходимые навыки развиваться не будут

Трудовое воспитание в игровой форме

Игра – лучшее средство развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации – и, конечно, трудиться.

В детском саду с дошкольниками проводят различные игры: как на познание теории, так и практические.

Первые направлены на расширение представлений дошкольников о разных профессиях, о навыках, необходимых для каждой из них, а также на умение соотносить действия людей с их профессиями, средствами и орудиями труда. К ним относятся, например, такие:

  • Кто где работает?
  • Кто это делает?
  • Кто это умеет?
  • Кто что делает?
  • Кому что нужно для работы?
  • Что сначала, а что потом?
  • Угадай, что я делаю? И др.

Вторая категория позволяет в игровой форме освоить различные практические навыки. В таких играх дети учатся трудиться, подражая взрослым:

  • водят и чинят машинки;
  • накрывают стол для кукол;
  • «готовят» в детской посуде;
  • учатся пользоваться игрушечными приборами (утюгами, духовками, стиральными машинами, пылесосами).

Дома с успехом можно использовать все эти виды игр. Кроме того, прекрасным обучением являются такие домашние «трудовые» игры:

  • кто быстрее (вытрет пыль, соберет игрушки);
  • у кого лучше получится (убрать в комнате, сложить вещи);
  • «Веселые истории» — в процессе бытовой домашней работы родители сочиняют и рассказывают детям интересные истории из «жизни» чашек и кастрюлек, гвоздей и молотков;
  • «Ревизоры»: ребенку объясняют, что сегодня качество его уборки в игровой зоне проверит его любимый мишка (кукла, зайка) — старательность малышей при этом резко повышается;
  • «Игрушечный быт» — родители вместе с детьми моют игрушечную посуду, стирают кукольные одежки, чинят сломанные игрушки и т. д.;
  • «Конкурс талантов» — соревнование между детьми (можно пригласить соседей или друзей) в рисовании, изготовлении всевозможных поделок, аппликаций. Это тренирует навыки ручного труда, развивает мелкую моторику.

Социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

Современная педагогика занимается интенсивным поиском путей обновления содержания и методов образования. На протяжении многих десятилетий наше образование, как и вся страна в целом, было закрытой, консервативной системой: мы практически не знали о состоянии зарубежной системы образования

Для того, чтобы зарубежный опыт грамотно вписывался в отечественную систему дошкольного воспитания и обогащал её, очень важно знать и понимать представленность этого опыта в контексте целостной системы образования того или другого автора, другой страны, её истории, культуры, национальной традиции. В практике бывает и так, что организаторы внедрения зарубежных педагогических

систем (М. Монтессори, Р. Штейнера, теория интересов О. Декроли и др.) не всегда учитывают то, что условия социокультурной среды, их традиции не подлежат перенесению один к одному в другие условия. В результате заимствованные педагогические системы искажаются до неузнаваемости и не приносят пользы.

Однако целый ряд идей, педагогических принципов, приемов, форм организации жизни детей в дошкольном учреждении может значительно обогатить отечественную систему дошкольного образования. Например, создание продленного дня для школьников на базе детских садов, как это происходит в Германии, когда школьники младших классов вместе с педагогом и самостоятельно занимаются интересными делами (спортивные игры, выпечка торта, катание на велосипедах), а не только подготовкой домашнего задания; осуществление очень простого и эффективного совместного пребывания в детском саду будущих воспитанников и их родителей, как в Лондоне, для улучшения адаптации детей к новым условиям, осуществления контактов с воспитателями и другими детьми; воспитание личной ответственности за свою деятельность, как это происходит в США.

В настоящее время передовые инновационные технологии заимствуются в Европе, Азии, Америке. На рынке образовательных услуг за престижные методики родители готовы платить дополнительно. Как отмечают Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова: «Европа более или менее легко перенимает новое, заменяя его вскоре на новейшее, соревнуясь с Америкой по части соединенных усилий школы, семьи и общества в воспитании молодых поколений, перенимая из-за океана основные психологические теории». Несмотря на то, что за рубежом, организована система дневного ухода за детьми изучение документов по дошкольному образованию позволяет отметить, что на отношение к детству в огромной мере влияют традиционные представления о развитии человеческой личности, основанные на религиозных взглядах, условиях жизни данной страны, различных философских, этических и эстетических взглядах (88).

На современном этапе, как показывает практика Европы и Америки, различные подходы к воспитанию интегрируются, вырабатывается общий стиль отношения к ребенку, который отражает различные формы культурного и экономического состояния страны.

Социально-экономические преобразования последних лет, происходящие в современной России, выдвигают соответствующие требования к воспитанию и организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В настоящее время в науке, практике создаются предпосылки обновления содержания воспитания. Теоретические подходы воспитания отразились в инновационных процессах. С появлением различных типов образовательных учреждений отмечается стремление у практиков строить образовательную работу на научных основах. Многие педагоги и родители начинают понимать, что воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Наше общество нуждается в такой личности, основными качествами которой были бы доброта, порядочность, трудолюбие, профессионализм, гражданская ответственность. Предпринята попытка разработать ряд документов по основным проблемам воспитания. 28.09.1999 г. специальным решением Коллегии Министерства образования России принята «Программа развития воспитания в системе образования до 2001 г.».

Методологической основой обновления образования и процесса воспитания является доктрина развивающего смыслового вариативного образования, способствующая, по утверждению Е.Чепурных, переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства (313). Формирование личностных качеств начинается в дошкольном возрасте. Дошкольное воспитание основывается на принципах вариативного содержания и познания детьми дошкольного возраста окружающего мира на основе его самоценности и игровой деятельности.

Формы трудового воспитания

Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.

Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:

  • Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
  • Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
  • Групповые (праздники, утренники, соревнования).

Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).

Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:

  • работа в звеньях для выполнения работы;
  • развитие трудовых традиций;
  • смотры, выставки, конкурсы;
  • отряды и трудовой десант;
  • индивидуальные поручения.

Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.

Формы работы с дошкольниками

Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:

  • Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
  • Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
  • Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.

Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Трудовое воспитание детей в семье

Трудовое воспитание детей в семье должно начинаться с самого раннего возраста. Многие родители ошибочно полагают, что малыша не нужно загружать посильным трудом, вот когда он вырастет, тогда можно будет ему популярно объяснить, как важен труд в жизни человека. В результате дети вырастают неприученными к труду, и заставить их выполнять какую-нибудь работу по дому очень сложно.

Трудовое воспитание детей в семье должно начинаться с примера, который демонстрируют родители. Если взрослые не отказываются от работы, то и малыш со временем будет стремиться к тому, чтобы выполнять то, что он может

Очень важно на этом этапе не отказываться от помощи ребенка, даже если на самом деле он не столько помогает, сколько создает для родителей дополнительные хлопоты

Если маленькая девочка просится «помыть посуду», мама должна всячески этому способствовать, хотя вполне вероятно, что после такой «помощи» придется перемывать все заново. В то же время, если мать станет регулярно отказываться от детской помощи, то ребенок потеряет интерес к труду и в дальнейшем заинтересовать его будет очень сложно

Для того чтобы малыш рос трудолюбивым, родителям следует уделять большое внимание воспитанию детей трудом. На что следует делать упор?

Зачем воспитывать в ребенке любовь к труду

Трудолюбие всегда считалось основой культуры и жизнедеятельности. Способность и отношение к труду – это не врождённые качества. Их можно и нужно приобретать.

Детский труд – это основа воспитания

Поэтому важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы ребёнок понял, что труд необходим

Ребёнку недостаточно знать, что трудолюбие – это хорошо. Он должен понимать, почему

Важно объяснить малышу, что труд позволяет ему проявить свои способности и таланты. В этом вопросе невозможно переоценить роль семьи

Только в труде воспитываются в ребёнке такие качества как дисциплинированность, инициатива, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, доброжелательность, успешность, отзывчивость.

Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей

Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:

  • слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
  • нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.

Алгоритм работы со слабослышащими детьми:

  1. Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
  2. Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.

Трудовое воспитание дошкольников

Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.

По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень

Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость

При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.

Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…

Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.

Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.

Структура труда

Чтобы приучить ребенка к труду и научить его правильно воспринимать рабочие процессы, нужно воспринимать данное явление, как систему, которая состоит из нескольких элементов. Структура труда представляет собой совокупность следующих составляющих:

цель – это конкретный результат, который должен быть достигнут в результате трудовой деятельности;
мотивы – это все то, что побуждает ребенка к труду;
способы и механизмы – это определенный набор последовательных действий, благодаря которым достигается поставленная цель. В этом плане чрезвычайно важны навыки и правильное понимание процесса труда. Здесь также играет немаловажную роль умение логически выстроить трудовой процесс и заранее спланировать свои действия. Эмоциональная составляющая также важна;
результат трудовой деятельности подразумевает сравнение полученных итогов с первоначальной целью и определение степени их соответствие

В случае, если результат будет неудовлетворительным, важно проанализировать алгоритм действий с целью поиска ошибок и работы над ними.

Умение правильно ставить цели – это один из важнейших моментов в трудовом воспитании дошкольника. На ранах этапах цели практически всегда определяются взрослыми, что значительно упрощает трудовую деятельность ребенка. Тем не менее, на определенном этапе стоит давать детям некоторую самостоятельность, чтобы они сами начали осознавать суть тех или иных рабочих процессов

Важно следить за тем, чтобы поставленные цели были реальными и выполнимыми, ведь, после неудачи у ребенка может сформироваться негативное отношение к труду

Предшествует всему получение необходимых навыков, благодаря которым ребенок сможет выполнять как элементарные, так и сложные задачи

Помимо навыков физических, важно также обращать внимание на мыслительный аспект, который заключается в умении планирования действий и составления продуманных алгоритмов. В этой связи у ребенка вырабатывается такое важное качество, как самоконтроль. В процессе трудового воспитания дошкольники учатся контролировать ход своих действий, а также правильно оценивать полученные результаты

Если что-то идет не так, то ребенок должен уметь скорректировать свои действия. Таким образом, дети управляют не только трудовым процессом, но и собственной деятельностью и направлением мышления.
После завершения всего перечня действий, из которых складывается трудовой процесс, важно оценить полученный результат, а вернее степень его соответствия той цели, которая была поставлена изначально. Положительный результат уже сам по себе формирует соответствующее отношение ребенка к труду. А вот в случае негативного результата, важно проанализировать поставленные задачи и выявить ошибки и несоответствия, после чего попытаться повторить работу еще раз. Важно сделать все возможное, чтобы поражение не вызвало у ребенка негативных ассоциаций с трудовой деятельностью

В процессе трудового воспитания дошкольники учатся контролировать ход своих действий, а также правильно оценивать полученные результаты. Если что-то идет не так, то ребенок должен уметь скорректировать свои действия

Таким образом, дети управляют не только трудовым процессом, но и собственной деятельностью и направлением мышления.
После завершения всего перечня действий, из которых складывается трудовой процесс, важно оценить полученный результат, а вернее степень его соответствия той цели, которая была поставлена изначально. Положительный результат уже сам по себе формирует соответствующее отношение ребенка к труду

А вот в случае негативного результата, важно проанализировать поставленные задачи и выявить ошибки и несоответствия, после чего попытаться повторить работу еще раз. Важно сделать все возможное, чтобы поражение не вызвало у ребенка негативных ассоциаций с трудовой деятельностью.

Мотив – это, пожалуй, самый важный фактор трудового воспитания ребенка. Мотивы детского и взрослого труда существенно отличаются. Так, для детей наиболее важным является эмоциональный аспект, который заключается в том, чтобы принести пользу, принести окружающим радость, а также вызвать одобрение и заслужить похвалу

Важно, чтобы мотив не противоречил цели, а полностью соответствовал ей, чтобы ребенок четко понимал значение той или иной работы для себя и окружающих

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: