Общение без истерик
Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.
Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:
- Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
- Учить понимать свои чувства и говорить о них;
- Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
- Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
- Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
- Быть примером доброжелательного отношения к людям.
Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна
Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук
Все статьи эксперта
Физический дискомфорт
Ребенок еще не очень хорошо отдает себе отчет в своих телесных ощущениях. Он может испытывать какую-то боль или дискомфорт, что лишает его душевного равновесия, но при этом истинную причину своего состояния он не понимает. Истерику может вызвать и чувство голода, и элементарная физическая усталость. Вот пример.
Мама Света:
«Я решила устроить для пятилетнего сына праздник по полной программе. Сначала мы пошли в зоопарк. Юра ни в чем не получал отказа: хочешь к белым медведям – пошли к медведям, хочешь к жирафу – пожалуйста, на карусели – пошли на карусели. Потом зашли в кафе-мороженное, потом поехали в Парк культуры – снова кататься на каруселях, а вечером зашли к его лучшему другу, там они тоже повеселились от души. И уже перед тем, как пойти домой, решили забежать в магазин, где мне нужно было купить продукты. И вот там он устроил жуткий скандал из-за какой-то ерунды: потребовал купить очередную игрушку, а у меня уже деньги кончились. Вот ведь свинтус неблагодарный – я ему и то, и другое, а он вести себя нормально не может!»
Светино возмущение можно понять, но ведь на самом деле причина скандала была вовсе не в игрушке. Юра просто очень сильно устал за день – такую «культурную программу» и взрослому-то нелегко выдержать, а уж ребенку – тем более. Старайтесь дозировать даже развлечения, поскольку это, хоть и приятный, но все-таки стресс для неокрепшей психики.
Нытье — это черта характера или приобретенная вредная привычка?
Важно понимать, что нытье — это не осознанная стратегия поведения ребенка, а именно усвоенное поведение, в формировании которого родитель играет основную роль. Если ребенок вежливо просит о чем-то, а родитель не отвечает, ребенок усилит громкость
Маленький ребенок может закричать или даже устроить истерику. Но ребенок постарше, у которого больше самообладания, скорее всего, будет именно ныть.
Крайне важно отличать нытье и плач, поскольку второе может возникать по совершенно иным причинам. Ребенок может плакать, если:
Ему нужна ваша помощь. Одна из основных причин нытья заключается в том, что они устали и нуждаются в вашей помощи, и через нытье пытаются донести родителю: «Я больше не могу вести себя как взрослый, пожалуйста, позаботься обо мне, как о младенце».
Ему нужно выразить свои чувства. Иногда, плач — это просто способ для маленьких детей выразить печаль или разочарование
В этом случае родителям важно принимать, поддерживать малыша и его чувства, а не исправлять, ругать или контролировать.
Ваш ребенок очень чуткий. И в этом случае мы говорим именно о черте характера, ведь все дети различаются по темпераменту! Возможно, в вашем случае дело просто в том, что ребенок чувствует простую ситуацию намного ярче, чем все остальные.
Что делать родителям?
Родители детей, у которых плохой аппетит, пытаются исправить положение двумя способами: увеличить объем пищи или насытить рацион любимыми лакомствами ребенка. Но подобный подход лишь усилит пищевой дефицит. Исправить нарушение помогут следующие рекомендации:
- постараться готовить ребенку любимые им блюда;
- привлекать его к кулинарному процессу, чтобы повысить привлекательность пищи;
- исключить перекусы на ходу;
- строго придерживаться графика питания;
- культивировать в семье принципы правильного питания;
- не применять в отношении ребенка методы шантажа по типу: если ты съешь суп, получишь за это чипсы.
Нытье как проявление усталости
Продолжительная ходьба по магазинам, или нахождение малыша на работе вместе с мамой на протяжении целого рабочего дня – очень сложное испытание для ребенка любого возраста. Он начинает капризничать, выявляя желание пить, есть, сходить в туалет, он может одновременно изнывать от жары или мерзнуть, постепенно превращаясь в маленького монстра. Не нужно злиться на малыша – ведь он просто переутомился, и в данном случае большая часть вины лежит именно на родителях. Ведь это очень вредно для детской нервной системы, и поэтому крайне нежелательно со стороны взрослых допускать для него насыщенности дня.
Обязательно нужно делать перерывы и смену обстановки, — например, сходить в кафе, погулять в парке, прочее. И самое главное при этом – нужно постоянно интересоваться самочувствием ребенка, спрашивая о ее ощущениях и настроении.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Ребенок говорит, что устал — как это понимать?
Прежде всего, нужно знать, что усталость у детей и подростков бывает разного типа и ощущается она по-разному.
Типы усталости у детей и подростков
- Физическая усталость — возникает в результате активных занятий спортом, физического труда. Способствует хорошему аппетиту и крепкому сну.
- Психологическая, или психоэмоциональная, усталость — возникает в результате хронического стресса. Обычно сопровождается нарушениями сна, повышением тревожности.
- Физиологическая усталость — возникает в результате неблагополучия организма: заболевания, системного нарушения питания. Ощущается как бессилие, даже если человек достаточно спит.
- Усталость от недостатка сна — возникает в результате нарушения режима дня. Сопровождается нарушением внимания, повышенной ранимостью и психологической неустойчивостью.
Причины у каждого типа усталости также различаются. Если с физической усталостью все понятно, то с остальными типами нужно разобраться.
Причины психологической усталости
- Ощущение потери контроля. Если подросток вынужден подавлять свои желания, подчиняться чужой воле, у него постепенно снижается волевой ресурс и мотивация, он становится вялым и апатичными. При этом жалуется на постоянную усталость.
- Чувство одиночества и отсутствия поддержки. Если подросток не чувствует поддержки друзей и близких, он постоянно находится в напряженном состоянии и истощается. Это тоже вызывает чувство усталости.
- Затяжные конфликты. Если ребенок находится в конфликте в школе или дома, он тратит свой ресурс на преодоление психологического дискомфорта. Длительные конфликты, которые угрожают психологическому благополучию, также приводят к чувству усталости.
Таким образом, если ребенка обижают в школе или если он не имеет времени заниматься чем-то для себя, когда перегружен уроками, он может испытывать психологическую усталость и апатию. То что он в итоге вечно тянет время, не может быстро справиться со своими обязанностями — это не причина, а следствие.
Как бороться с «нехочухой»
По ходу повествования уже были даны советы, как вести себя с «нехочухой» в той или иной ситуации. Дадим еще несколько общих советов.
- зная, на какую просьбу вы получите отрицательный ответ, предлагайте противоположное действие;
- превратите все в игру: пусть просит ребенка съесть кашу, например, лисичка, в роли которой можете выступить вы, а может и обычная игрушка;
- периодически устраивайте часы запрета на все запреты, т.е. позволяйте в это время ребенку принимать пищу, например, в спальне – только не заиграйтесь, все должно быть в пределах разумного, а отдохнуть от образа «послушного» ребенка тоже нужно.
КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ
Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.
Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.
О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.
Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.
За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка
-
За случайные проступки — например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком — в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.
-
За несдержанность, присущую возрасту — маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.
-
За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста — как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания — одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?
Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.
В каких ситуациях можно применять наказания
Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:
-
Ваше наказание — это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;
-
Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;
-
Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации — все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.
Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.
Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.
Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.
При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.
Причина 1. Ребенок специально отрицает все, что предлагают родители, чтобы самому найти то, что ему подходит
10–14 лет — тот самый переходный период, когда ребенок из маминой конфетки и папиной гордости превращается в подростка. Быть подростком — настоящее испытание на прочность. Ты меняешься, отношения с приятелями усложняются, родители бесят. Рушатся опоры: тем, кем я был, я оставаться не могу, но и стать тем, кем я хочу быть, пока тоже не получается.
Детей штормит не только в период пубертата, но и до него. И одно из проявлений такого состояния — подростковый бунт, бессмысленный и беспощадный (то есть протест против всего просто ради протеста). Мама хочет, чтоб я ходил в кружок программирования? А вот назло не буду туда ходить. Любые предложения родителей отметаются только потому, что они исходят от родителей.
Как отучить ребенка ныть. Практические советы.
Теперь вы знаете, как нужно реагировать в момент, когда, кажется, уши начинают сворачиваться в трубочку. А чтобы такие моменты происходили как можно реже, делимся советами, которые помогут предотвратить нытье в дальнейшем:
- Не кричите. Хотя мы понимаем, что порой это правило выполнить крайне сложно, напоминайте себе, что яркая реакция в ответ на нытье только прочнее закрепляет дурную привычку вашего малыша.
- Убедитесь, что ваш ребенок знает, что значит «вежливо просить». Она может даже не осознавать, что ноет, или не совсем понимать, что означает это слово. Лучший способ объяснить это — записать на пленку ее плаксивые и приятные голоса, а затем воспроизвести их.
- Время вместе. Планируйте его регулярно и качественно: читайте, готовьте вместе или занимайтесь чем-то еще, что нравится ребенку. Регулярноееобщения с ребенком один или два раза в день могут иметь огромное значение для семей, сталкивающихся с трудностями в поведении.
- Придерживайтесь плана. Даже несмотря на то, что получится не сразу! Отучить ребенка от нытья — непростая задача, которая всецело зависит именно от родителя.
Удачи вам, и крепких нервов!
(11
оценок; рейтинг статьи 3.9)
Мирись, мирись и больше не дерись!
А теперь давайте представим себе, что будет на нашей пленке после истерики. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним, что произошло. Расскажите о своих чувствах во время скандала: как вам было стыдно, неприятно, но вы рады, что он, наконец, смог взять себя в руки. Объясните, что таким способом он не сможет добиться желаемого результата. Когда вы оба остынете, обязательно помиритесь. Для малыша этот нехитрый ритуал означает переход к новому, спокойному состоянию.
А потом как-нибудь попробуйте проиграть разные формы поведения с игрушечными человечками – сначала пусть малыш «озвучивает» игрушку-ребенка, а вы – маму, а потом поменяйтесь местами. В игре покажите, к чему приводит то или иное поведение, и на наглядном примере малыш сам сделает соответствующие выводы.
Инесса СМЫК
По материалам журнала «Домашний очаг»
Шпаргалка родителям: что делать, если подросток ничего не хочет
- Перестать диктовать свое видение, даже если оно правильное на ваш взгляд. Вместо этого приглашать к диалогу: задавать вопросы, внимательно слушать, уважать мнение ребенка.
- Проверить нагрузку. Если дел слишком много — подумать, от чего можно отказаться. А если наоборот — вместе обсудить интересные ребенку занятия и помочь ему с организацией: вместе погуглить курсы по гитаре, выбрать классный мяч, предложить поучаствовать в той идее для видео в тикток.
- Убедиться, что у ребенка нет депрессии. В таком состоянии вообще бесполезно разговаривать и перебирать кружки — нужно обратиться к психологу и вернуть ресурс.
- Подавать пример и делиться с домашними энтузиазмом и вдохновением от любимого дела.
И главное — всегда быть заодно с ребенком. Какой бы период он сейчас ни проживал, крепкое плечо и внимательное участие родителей обязательно помогут справиться с чем угодно.
Плач и кризис трех лет
Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.
Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.
В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.
Что делать, если подросток постоянно устает и ничего не может делать
Все мы не раз видели, как усталый подросток вдруг становится весьма активным, когда влюбляется или заводит интересных друзей. Это не значит, что он лентяй и не хочет учиться, просто когда он мотивирован тем, что хочет, у него появляются силы. Да, усталость напрямую связана с мотивацией, а мотивация основана на желании добиться результата, который представляет ценность, и на ощущении, что ты — справишься.
- Постройте доверительные отношения. Когда подросток чувствует защищенность со стороны родителей, у него больше ресурса на то, чтобы справиться с другими задачами и он меньше устает.
- Передавайте ему постепенно управление его жизнью. Это касается и его права распоряжаться своим временем, карманными деньгами, личными вещами. Постепенно снижайте контроль и давайте пространство для проб и ошибок.
- Не требуйте успехов в учебе, которые нужны вам. Помогите подобрать коллектив, в котором подросток будет мотивирован соответствующим окружением.
- Убедитесь, что у вашего подростка нет проблем со здоровьем. Убедите его пройти медицинское обследование и выполнять рекомендации врача, если это необходимо.
Предподростковый и подростковый возраст имеют высокие риски для формирования чувства усталости и апатии по разным причинам. Поддерживайте своего ребенка, чтобы избежать негативных последствий этих состояний.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как распознать, что это не лень, а симптомы серьёзных проблем
В первую очередь подумайте о консультации с психологом, если в поведении ребёнка произошла резкая перемена
Неожиданно падает успеваемость, школьник, который раньше никогда не прогуливал, перестаёт посещать занятия, некогда активный ребёнок всё время лежит на кровати, общительный подросток избегает друзей и отказывается ходить в гости — всё это должно обеспокоить родителей.
Стоит обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на предложения позаниматься тем, что обычно приносит ему удовольствие. Когда человеку неинтересны ни учёба, ни развлечения, он не хочет ни работать, ни отдыхать, — вы вполне можете заподозрить, что происходит что-то, с чем ваш ребёнок не может справиться самостоятельно.
Полное избегание реальной жизни, предпочтение времяпрепровождения в интернете любым офлайн-занятиям — ещё один тревожный звонок
Потеря баланса между онлайн- и офлайн-жизнью может быть связана с игровой зависимостью, от которой страдают многие дети.
Не менее важны физиологические проявления: нарушения сна — ребёнок спит слишком мало или слишком много, не может проснуться с утра, идиопатические боли, хроническая усталость.
Что это
Аутизм нарушение развития у детей встречается у младенцев уже в 2-летнем возрасте, но диагноз может быть подтвержден и позже — в 3-5-летнем возрасте. Аутичные дети строят свой маленький мир и не хотят его покидать, любят играть одни и ни с кем не общаться. Их связь с внешним миром нарушена, хотя на физическом уровне они вполне здоровы.
Признаки аутизма:
- самоизолироваться, избегать людей, не искать друзей;
- нравится играть в одиночку;
- Трудности в вербальной (речь, письмо) и невербальной (мимика, жесты, прикосновения, оценка внешнего вида и голоса) коммуникации. Задержка речи, молчание – беспорядочное произношение фраз и слов;
- Нарушение социальных взаимодействий — отсутствие привязанности к действиям других, невосприимчивость к его влечению, несмотрение в глаза, непривязанность к кому-либо;
- Стереотипность поведения – наличие определенных обязательных ритуалов, повторение одного и того же вида действий в течение длительного времени, отголоски – повторение слов;
- Может быть агрессивным, кричать при попытке установить контакт;
- Любые изменения, происходящие вокруг него, будут мешать.
Для некоторых людей (1-2 человека) люди с аутизмом делают исключение и могут с ними общаться.
Точная причина аутизма еще не установлена, хотя многие эксперты отдают предпочтение генетической версии. Некоторые считают, что эта патология вызвана органическим заболеванием головного мозга.
Дети с аутизмом любят музыку. При легкой степени инвалидности они могут даже опережать своих сверстников в интеллектуальном плане, лучше учатся, но только по отдельным предметам, потому что их интеллектуальное развитие очень избирательно. Кроме того, такие люди склонны демонстрировать незаурядные способности в определенных областях (науки, искусства), а при правильном воспитании, обучении и специальных исправлениях вполне нормально адаптируются в обществе.
Профориентация в старших классах
Современное общество заставляет нас самоопределяться достаточно рано. Возможно, слишком рано, учитывая сложность профессий, которые мы осваиваем. Это трудно — из-за научного и технического прогресса деятельность усложняется, а количество профессий растёт. Сориентироваться в огромном количестве потенциальных профессий старшекласснику и даже студенту часто не под силу. И в этом нет совсем ничего удивительного.
Вызовы современности требуют от многих из нас переучиваться, менять профессию — возможно, не один раз за жизнь. Выбирать профессию на всю жизнь больше необязательно, а карьера строится быстрее, чем раньше. Поэтому, не стоит пугаться, если ребёнок не может ответить на вопрос «Кем ты хочешь быть?».