Как выбрать тему? Советы воспитателям
План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос — выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.
В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:
При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
Общение и обмен опытом с коллегами — важный момент самообразования педагога.
Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:
- Годовое планирование
- Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности
Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.
Сенсорное развитие
Формирование восприятия ребенка о свойствах предметов происходит за счет их сенсорного развития. Условием удачного освоения любыми практическими действиями является усовершенствование сенсорики у малюток 2 – 3 лет, поскольку это период, когда происходит усиленное психическое и физическое совершенствование малышей.
Сенсорное воспитание является основой для умственного развития, формирования наблюдательности, развития эстетического чувства, фантазии и внимания и способствует расширению запаса слов, а также влияет на совершенствование зрительной, моторной, слуховой, образной памяти. Как средства сенсорного воспитания у дошколят используются дидактические упражнения и игры, конструирование, рисование.
Детки, которые обладают культурой в области сенсорики, различают большую палитру звуков и красок, а также вкусовых ощущений. Готовый план по самообразованию воспитателей в младшей группе позволит вам дорогие педагоги самосовершенствоваться и узнать потребности деток в еще большей степени.
Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Самообразование на тему «Активизация и обогащение словаря детей 4–5 лет» Актуальность выбранной мною темы работы подтверждает документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержд нный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года, где прописаны требования к структуре…
План по самообразованию «Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания» Цель: объединить усилия педагогов и родителей по формированию навыков самообслуживания; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности Задачи: 1. Выявить эффективные методы и условия формирования навыков самообслуживания (одевание –…
Самообразование воспитателя средней группы по темам ФГОС
Основной отличительной чертой детей в четырёхлетнем возрасте можно смело назвать повышенную двигательную активность и ярко выраженное желание получать понятные ответы на многочисленные, ежедневно возникающие у ребенка вопросы.
Воспитанники должны учиться говорить полными предложениями и иметь для этого достаточный словарный запас. Для расширения активной лексики следует использовать дидактические игры, наглядно отражающие изучаемую тему.
Сюжетно-ролевые игры, включенные в план по самообразованию воспитателя, персонифицируют разного рода абстрактную деятельность, помогают познакомиться с понятиями и ситуациями, пока ещё неизведанными в реальной жизни. Это помогает приобрести основы жизненного опыта и в случае возникновения подобных обстоятельств в реальности — поступить правильно.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Важное требование! Дети овладевают темой в формате непосредственной образовательной деятельности (НОД). Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями
Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление
Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление
Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление.
Нельзя забывать! Занятие должно быть строго регламентировано по времени, не давая детскому организму «застояться».
Планирование смены интеллектуальной деятельности на ритмическую составляющую урока сохраняет общую динамику и помогает восприятию материала.
Во время занятий по ИЗО (лепка, рисование, аппликация и другое) важно не забывать, что воспитатель поэтапно проговаривает задание и одновременно выполняет описанные действия вместе с ребятами. В случае необходимости, оказывает малышу помощь, объясняет, в чём заключается ошибка. Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки
Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки.
В темах самообразования воспитателей в ДОУ по ФГОС (средняя группа) отображается работа в следующих направлениях:
- устранение возможных дефектов речи с помощью речевых упражнений, скороговорок;
- знакомство с классификацией разных групп предметов, явлений и понятий;
- закрепление навыков гигиены и самообслуживания;
- работа с уголком природы, наблюдение за природными изменениями, обсуждение народных примет;
- использование пальчикового, перчаточного, настольного театра по народным сказкам с участием воспитанников;
- привлечение родителей к изготовлению наглядных дидактических пособий, оздоровительной дорожке закаливания, украшений и атрибутов, подчеркивающих приметы меняющихся времён года и праздников.
Тематический уголок «Времёна года»
Стоит задуматься! Выполняя поручения воспитателя, взрослые показывают ребёнку заинтересованность его жизнью вне дома, получают дополнительные темы для бесед и дарят малышу возможность ценить и гордиться умениями родных ему людей.
Готовый план работы по самообразованию воспитателя старшей группы
При планировании работы по развитию речи дошколят первую половину года обычно оставляют на повторение и отработку ранее полученных знаний и умений, а второе полугодие — на знакомство с новыми понятиями и навыками.
В пятилетнем возрасте воспитанники старшей группы должны:
- уметь отвечать развёрнутыми предложениями;
- понятно объяснять свою мысль;
- уметь задавать при необходимости вопрос;
- понимать различия в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
- активно пользоваться словарным запасом;
- заучивать и выразительно рассказывать стихи;
- описывать увиденное;
- пересказывать услышанное.
Для усовершенствования всех перечисленных умений особенно хорошо подходят такие формы обучения как театрализация, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов по картинкам.
Хороводная театрализованная игра
После прослушивания литературных произведений у ребят должна быть возможность обсудить и пересказать услышанное. Задача воспитателя — донести до каждого родителя необходимость расспрашивать своё чадо о событиях прожитого им вне дома времени. Задавать вопросы, побуждающие вспомнить важные моменты, а также детали.
Надо помнить! Научиться красиво и внятно говорить можно только разговаривая.
Именно в этом возрасте ребёнок учится не просто говорить, а беседовать. Он должен понимать, что в разговоре полезно уметь слушать собеседника, не перебивать, разговаривать спокойно и дружелюбно.
Все эти и другие правила поведения будут работать, если так общаются окружающие ребёнка взрослые — родители и педагоги.
Участие в родительских собраниях педагога психолога поможет родителям избежать типичных ошибок и разобраться в наиболее продуктивных воспитательных приёмах.
Подбирая темы для обсуждения, нельзя забывать о таком виде деятельности, как наблюдения.
Это касается сезонных изменений природы, наблюдений за развитием отдельного растения или повадками и характером домашнего питомца.
Наблюдая процессы и явления, пытаясь их описать, ребенок развивает аналитические способности, необходимые в изучении точных наук.
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Содержание работы | Практические выходы | ||
Изучение методической литературы | Сентябрь — май | 1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015. 2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008. 3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977. 4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. | Совместная игровая деятельность. | |
Знакомство с дидактическими играми на развитие речи. | Совместная игровая деятельность. | ||
Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | ||
Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. | Совместная игровая деятельность. | ||
Дидактические игры на закрепление изученного материала. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | ||
Дидактические игры на закрепление изученного материала. | Совместная и самостоятельная игровая деятельность. | ||
Работа с семьёй | Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. | Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей. | |
Консультация «Дидактические игры – что это такое?» | Информация в уголке для любознательных родителей. | ||
Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). | Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения» | ||
Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» | Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» | ||
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. | Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками». | ||
Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). | Отчёт «Как мы играли и чему научились в первый год пребывания в детском саду» | ||
Самореализация | Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. | Составление картотеки дидактических игр. | |
Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». | Выступление на педсовете. | ||
Мастер-класс «Дидактические игры для детей раннего возраста» | Выступление на семинаре-практикуме. | ||
Отчёт о результатах работы по теме самообразования. | Выступление на итоговом педсовете. |
prodetskiysad.blogspot.com
Как правильно сформулировать тему:
- Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:
Изучаемый процесс |
Предмет исследования |
Условия |
Изучение Исследование Развитие Формирование Становление Воспитание Анализ Разработка Организация Влияние и т.п. |
Познавательные способности Познавательная активность Умения что-то делать Личностные качества Любознательность Самостоятельность Наблюдательность и т.п. |
На музыкальных занятиях На экскурсиях в природу В процессе изучения чего-либо В процессе знакомства с чем – либо В игровой деятельности и т.п. |
Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»
- Формулировка темы по схемам:
¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО
Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО
Например:
«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
- Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования |
Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. |
Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками . Болта Галина Николаевна).
Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»
- Этап – подготовка доклада, выступления.
- Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
- Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
- Составление развернутого плана выступления.
- Просмотр и чтение специальной литературы.
Подбор и систематизация наглядных материалов.
Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.
Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.
- Распределение материала по вопросам.
- Письменное изложение полного текста выступления.
- Этап – работа с подготовленным материалом
- Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
- Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
- «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).
- Этап – подготовка к выступлению
- Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
- Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.
(https://festival.1september.ru/articles/417088/(Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками .Болта Галина Николаевна).
Организация работы по темам
Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме
Например, если выбрана тема «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада
Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.
План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.
Самообразование и для чего оно нужно? Под этим процессом понимают специально организованную, систематическую и самодеятельную педагога, которая направлена на достижение определённых общественно и личностно значимых целей. Для чего же оно нужно и для чего составляется план по тесно связано со спецификой педагогической деятельности, её ролью в социуме, а так же с модным нынче непрерывным образованием, которое связано с постоянно меняющимися условиями труда педагогов. Весь смысл этого процесса заключается в удовлетворении познавательной активности, а его суть — в овладении культурой мышления, умении самостоятельно, без какой-либо помощи, работать над своим совершенствованием, преодолевать проблемы, в том числе профессиональные.
Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?
Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.
Дополнительное развитие педагога — обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.
Необходимость профессионального развития воспитателя
Перед воспитателем, составляющим план по самообразованию, стоят сложные цели по формированию и воспитанию подрастающего поколения.
Уделять внимание развитию интеллектуальных способностей ребёнка. Использовать все возможности для раскрытия творческого потенциала малыша
Поддерживать живой интерес дошкольника к сезонным изменениям, природным явлениям и экологии окружающего мира. Развивать с каждым ребёнком социальные навыки общения. Учить беречь и охранять своё здоровье. Формировать устойчивые представления о ЗОЖ, последствиях вредных привычек и безопасном поведении. Воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям, истории и традициям своего народа. Знакомить с культурными ценностями, проводить мероприятия, направленные на повышение эстетического воспитания.
Поведение ребёнка за столом — часть воспитательного процесса
Важно! Готовя план по самообразованию воспитателя, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)
Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)
Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС).