Игровая деятельность по прочитанному
Роль игры на занятиях в детских садах, безусловно, очень велика. С помощью игр дети усваивают материал, повторяют его. Игры помогают лучше ощутить сказочную атмосферу.
Важно! Ведущий вид деятельности у детей 5-6 лет — игра. Но игры бывают совершенно разными. Многие подумают, что в данном примере нет игр совсем, но это не так
На самом деле практически весь этот урок можно назвать одной большой игрой. Почему? Дело в том, что дети играют роль путешественников. То есть урок- ролевая игра. Кроме того, в конце учительница спрашивает, чья история больше понравилась. Это показывает, что в уроке присутствовали элементы состязания
Многие подумают, что в данном примере нет игр совсем, но это не так. На самом деле практически весь этот урок можно назвать одной большой игрой. Почему? Дело в том, что дети играют роль путешественников. То есть урок- ролевая игра. Кроме того, в конце учительница спрашивает, чья история больше понравилась. Это показывает, что в уроке присутствовали элементы состязания.
Если же искать игры в содержании урока, то можно найти такие игры, как «Ответь на загадку» и «Угадай сказку».
Ещё одной ролевой игрой может быть «Создай свою страну». Там могут быть и Царь с Царицей, старик с бабкой, волк с лисой и другие сказочные герои.
Интересно! Новогодний утренник тоже можно сделать в виде игры. Это тоже поможет развитию фантазии и памяти детей. А взрослым будет интересно за этим наблюдать.
В целом можно сказать, что сказки в подготовительной группе детского сада очень важны. Без них ребёнок не сможет расширить свой кругозор и познать окружающий мир.
Картотека литературы с целями по ФГОС
Как было сказано выше, детям в старшем возрасте необходимо читать рекомендуемые педагогами книжки. Именно поэтому, в каждой группе должна быть картотека литературы с целями по ФГОС.
Картотека литературы в старшей группе
Представим примерный список литературы для картотеки:
- нравственное воспитание: «Лиса и кувшин», «Господин Ау», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «А что у вас», «Живая шляпа», «Ребёнок в обществе», «Что такое этикет», «Вовка добрая душа», «Чук и Гек», «Дело было вечером»;
- самообслуживание и труд: «Мойдодыр» «По щучьему велению» «Федорино горе»;
- основы безопасности: «Дядя Стёпа — милиционер», «Машины на нашей улице», «Профессии»;
- ознакомление с социальным миром: «А что у вас», «Рассказ танкиста», «Детский сад», «Сон и слон»;
- знакомство с миром природы: «Сова», «Кот-ворюга», «Лев и собачка», «Черёмуха», «Приобщение к искусству», «Лето красное», «Как весна и зима спорили», «Осень», «Про космос».
Как видим, программа включает различные жанры и авторов. Это необходимо для того, чтобы дети максимально полно формировали навыки восприятия художественной литературы. Кроме того, средства художественной литературы должны быть использованы в каждой образовательной области, например, в познавательной, речевой, физической и т. п.
Пять этапов плана по самообразованию к теме экология
I этап – информационно – аналитический. Подбор темы по самообразованию для воспитателей
На этом этапе изучается психолого – методическая литература и подбираются экологические темы по самообразованию для воспитателей. Составляется перспективный план работы, организуются выставки игр и пособий, обобщаются опыты работы по экологическому воспитанию дошколят, вместе с родителями организуется выставка поделок из овощей, фруктов и листьев.
II этап – внедрение в практическую деятельность
На этом этапе разрабатывается программно – методическое обеспечение процесса образования. Формой распространения опыта является:
- календарно-тематическое планирование;
- наглядный материал;
- просмотр педагогической деятельности;
- подготовка памяток, анкет рекомендаций и советов для родителей, педагогов и детей;
- подборка методического оснащения и пополнение методической копилки;
- составление перспективного рабочего плана.
V этап – мероприятия для детей
На данном этапе проводятся мероприятия для ребят «Осенние дары», «Природный мир глазами ребят», подготавливаются стенгазеты «Мир экологии в жизни малюток», «Берегите природные богатства», «Маленький эколог», «Зеленая аптечка». Загадываются загадки, декламируются стихи по экологии, проводятся наблюдения, тематические прогулки и изготавливаются плакаты в защиту природного мира.
Для дошколят экология в Доу и самообразование педагогов направлено на создание и реализацию таких развлекательных замыслов, как:
- обогащение и систематизирование знания дошколят об экологии, природном мире, предметах и явлениях внешнего мира;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи, сенсорики дошколят;
- формирование желания действовать с различными игрушками и играми, побуждение к творчеству в игре, самостоятельности и инициативы;
- воспитание творческой самостоятельности, формирование дружелюбия, дисциплинированности;
- воспитание культуры честного соревнования в соревнованиях.
Самообразование воспитателя в Доу по экологии возрастает вместе с размышлением над тем, чего не хватает нашим малышам. Многие педагоги занимаясь самообразованием, пришли к выводу, что дошколята являются равнодушными к окружающему миру, не замечают тот или иной природный объект, у них нет чувства единого целого с природой.
По мнениям многих педагогов, для понимания экологии и природного мира, ребенку необходимо дать не только знания о ней, а научить слушать и сопереживать природным явлениям, научить видеть, как зеленеет травка, как поют птицы, какой звук издает ветер. Тогда обогатится и внутренний мир малышей. Но без обучения самого педагога и обогащения опыта работы не обойтись, поэтому для воспитателя будут полезны следующие вебинары:
- «Как организовать зону природы в ДОО: методический инструментарий для воспитателей»;
- «Виртуальные экскурсии в ДОО как средство экологического воспитания дошкольников».
Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы
Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:
тренировать внимание и память; развивать мышление и речь; воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям. Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка
Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
- нравственное воспитание;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- развитие самостоятельности, самообслуживания.
Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности
Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н
Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой
Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.
Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание
Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.
Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:
- О ком говорится в сказке?
- Куда собираются мать с отцом?
- О чём мать просит дочку?
- Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
- Что случилось с братцем?
- Кто такие гуси-лебеди?
- Какое решение принимает девочка?
- Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
- Куда прибежала девочка?
- Кого она увидела в избушке?
- Как девочке удалось спасти братца?
- Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
- Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
- Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?
Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.
Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:
- воспитательные;
- образовательные;
- развивающие.
Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.
У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.
Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу
Что следует учитывать при отборе книг?
Список литературы в подготовительной группе – это составляющая процесса, которая может изменяться в зависимости от взглядов руководства, непосредственного мнения самого педагога-воспитателя, а также родителей. Здесь, в отличие от школьной программы, где над сотрудниками всех уровней довлеет невидимый призрак необходимости уложиться в отведенный годовой период и успеть охватить материал, все куда проще. Однако это не значит, что к выбору материала можно подойти «абы как». Наоборот, каждое литературное произведение должно обеспечивать осуществление познавательных, нравственных и эстетических функций. Занятие по художественной литературе в подготовительной группе всегда должно ставить во главе угла книгу, которая:
- Имеет идейную направленность, то есть соответствует целям разностороннего нравственного воспитания, прививает любовь к отечеству, человеку, природе. В качестве главного действующего лица являет героя с положительным моральным обликом.
- Характеризуется высоким художественным мастерством и литературной ценностью, что отражается в наличии образцового литературного языка и существовании в произведении единства содержания и формы. Яркий пример – Пушкин для детей и его сказки, где слово само по себе является искусством.
- Решает конкретные педагогические задачи. Например, закрепляет знания о названиях, героях, авторах, возможно, даже художниках-иллюстраторах, развивает логическое и образное мышление, воображение, память, речь и т. д.
- Определяется как доступная для данного возраста ввиду соответствия возрастным и психологическим особенностям развития, жизненному опыту детей, кругу их интересов.
- Обладает занимательностью сюжета, ясностью и простотой композиции. Например, Ганс Христиан Андерсен, сказки которого и сегодня любимы детьми, не перенасыщал свои произведения перипетиями повествования. В «Дюймовочке» мы видим и чудеса, и приключения, которые развиваются поступательно и линейно, не запутывают малыша.
В. Катаев, «Цветик-семицветик»
Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.
Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.
Произведение В
Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то возле дверей нашей группы нашла вот эту коробку.А на ней надпись: «Открыть любознательным детям группы Осьминожки». Ребятки, а кто такой любознательный ребенок? (Тот, которому интересно все новое и неизведанное.) А вам интересно, что в этой коробке? (Да) Значит вы тоже любознательные!
А как же узнать, что в ней находится? (Посмотреть).
Воспитатель открывает коробку
Воспитатель: Ребята в этой коробке спрятались сказки. Давайте мы с вами поиграем. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете подсказывать мне словечко. А если вспомните название этой сказки, обязательно скажите.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!» «Айболит»
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»
Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха)
Это просто … (таракан! (Ха-ха-ха) «Тараканище»
Воспитатель: Вы правильно узнали все сказки. А знаете ли вы, что все эти сказки написал один очень известный детский писатель?
Дети отвечают.
На фланелеграф вывешивается портрет К. И Чуковского
Воспитатель: Посмотрите, а в волшебной коробке еще одна книжка К. И. Чуковского
Из коробки достается книжка К. И Чуковского «Цыпленок»
Рассматривание обложки
Дети вместе с воспитателем рассматривают обложку,и отвечают на следующие вопросы:
– Можно ли узнать по обложке, о чем книга? (Да.)
– Про кого эта книжка? Почему вы так думаете? (Про цыплят и курицу)
Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце, Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый – маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да)
Приготовьтесь, не стесняйтесь,
По удобнее располагайтесь!
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку, про цыпленка, который хотел поскорее вырасти.
Воспитатель сопровождает рассказывание сказки показом персонажей с помощью фланелеграфа. (Приложение 1)
Воспитатель: Давайте поиграем
Подвижная игра «Курочка с цыплятами»
Вышла курочка гулять Взрослый изображает маму – курицу. Идет
Свежей травки посчипать высоко поднимая колени, руки заложены
за спину.
А за ней ребятки Дети идут за мамой-курицей и повторяет
Жёлтые цыплятки. движения.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! «Грозит» пальчиком.
Ходят желтые цыплята Идут в рассыпную, ритмично кивая головой
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.
Хоть они и маловаты. Останавливаются и приседают
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи! Произносят звукоподражания.
Могут зернышки искать Пальцы рук собраны в щепоть, поочередно
Землю лапкой разгребать клюют корм
-Пи, пи,пи! Пи,пи,пи!
В заключении занятия воспитатель просит подойти детей к фланелеграфу и ответить на вопросы:
– Вам понравилась сказка?
– Как она называется?
– Кто написал сказку?
– Какие герои были в сказке?
Упражнение «Подбор определения к заданному слову»
– Каким был цыпленок? (Маленький, желтенький, крошечный, кругленький и т. д.)
– Какая была мама курица? (Большая, рябая, добрая, заботилась о сыночке и т. д.)
– Как заботилась курицы о цыпленке? (Кормила, ласкала, жалела)
– А какой был кот? (Большой, злой, серый, страшный, усатый и т. д.)
– А какой был петух? (большой, красивый, разноцветный, голосистый, важный, удалой)
– А какая была лягушка? (зеленая, веселая, большеротая,).
Проект
«Чтение художественной
литературы во второй младшей группе детского сада»
Выполнила:
воспитатель
Маркова Н. А.
Саранск
Чтение стихов во время игровой деятельности
В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, «Лизочек», С. Маршак, «Кошкин дом», Л. Левин, «Сундук».
Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.
Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС
Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.
Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС
Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.
Оформление титульного листа
Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:
- Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…).
- Наименование документа (план по самообразованию педагога).
- Сведения о педагоге:
- Ф.И.О. педагога.
- Стаж работы.
- Квалификационная категория и дата её присвоения.
- Название темы.
- Учебный год.
- Возрастная группа.
- Год.
Оформление второй страницы
Тема: «…».
Цель: «…».
Задачи (примерный перечень):
- повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
- разработать перспективный план работы с детьми;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- организовать работу кружка, создать учебную программу;
- оформить в группе уголок…;
- подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- подготовить (принять участие) в семинаре…;
- подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».
Таблица: формы работы по месяцам
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | |
Сентябрь | Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей |
|
Консультация для родителей: «…» | |
Октябрь | Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка | |||
Ноябрь | Оформление папки передвижки. Тема: «…» | |||
Декабрь | Оформить в группе уголок… | Оформление папки передвижки. Тема: «…» | ||
Январь | ||||
Февраль | Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» | |||
Март | ||||
Апрель | Развлечение «…» | |||
Май | Диагностика | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. | Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | Выставка детских работ | Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу | Консультация для родителей: «…» | |
Июль | ||||
Август |
Выход темы (представление практического применения)
Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
- провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
- подготовить (участвовать, провести) семинар;
- провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
- оформить папку-передвижку;
- составить сборник консультаций для родителей;
- составить отчёт о проделанной работе за учебный год.
В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.
Оформление списка литературы
В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.
Как оформить тетрадь по самообразованию
Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.
Оформление титульного листа
Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:
- Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…)
- Наименование документа (Тетрадь…)
- Сведения о педагоге:
- Ф.И.О. педагога.
- Стаж работы.
- Квалификационная категория и дата её присвоения.
- Дата начала ведения.
- Год.
Внутренние страницы
Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.
Таблица: план работы по месяцам (бланк)
Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями |
сентябрь | |||
Перспективный план самообразования педагога
План должен содержать следующие данные:
- ФИО воспитателя.
- Группа.
- Стаж работы.
В. Катаев, «Цветик-семицветик»
Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.
Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.
Произведение В
Катаева «Цветик-семицветик» учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек
Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»
Этап НОД | Содержание этапа |
Цель и задачи | Формировать представление о честности.
|
Оборудование |
|
Вступительная часть | Приветствие и настрой на работу.– Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели.– Как ваше настроение?Игра «Найди косточку»– Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.Знакомство с портретом писателя.– Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам. – Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется? |
Основная часть | Воспитатель читает рассказ.Вопросы для беседы: — Что купила мама? — Как повёл себя Ваня?- Кто заметил, что сливы не стало?- Почему Ваня решил съесть сливу?- Почему он не признался?- Почему беспокоился папа?- Как Ваня должен был поступить?ФизкультминуткаВоспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».- Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?Словарная работа.- В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?- Что означает слово «сочла»? Горница — это что? |
Заключительная часть | — Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?- Почему он так называется?- Как бы поступили вы на месте Вани?- Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы. |
Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы — это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры — всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.
Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.
Задачи программы
Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие
При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.
Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.
Мотивация дошкольников на занятиях
В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:
- Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
- Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
- «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
- «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.
В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).
Вопросы для беседы:
- О чём рассказывается в этой сказке?
- Как лиса попала в кувшин?
- Как она сначала разговаривала с кувшином?
- Какие слова она говорила?
- А как лиса стала потом разговаривать?
- Какие слова она говорила?
- Чем заканчивается сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.
Игры на развитие интонации:
- Угадай интонацию,
- Скажи ласково,
- Скажи сердито.
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.
Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.
- Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:— Всех милее наша… (мама).
- Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая… (сестрёнка).
- С веточки на веточкуПрыгает, резвится,Ловкая, проворная,А не птица. (Белка).
- Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).
Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.
Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей