Что делать, если ребенок устает?
Бывает и такое, что в нежелании делать ДЗ виновата усталость. Ваша задача в этой ситуации — создать комфортную атмосферу для учебы.
Покормите ребенка после школы. Сделайте ему чай, и бутерброды. Поставьте их на «рабочий стол» ребенка.
Введите систему мотиваций. Например, скажите, что если ребенок сделает ДЗ вовремя, и получит в школе 5, то вы дадите ему дольше посидеть за компьютером. Или позаниматься любым другим интересным для него делом.
Также, психологи рекомендуют вводить систему небольших санкций. За тройки и невыполненное задание наказывайте ребенка тем, что он любит больше всего. Если ему нравится сидеть за компьютером, то скажите, что за плохую оценку время игры на ПК снижается до 30 минут в день. В следующий раз ребенок сто раз подумает перед тем, как не делать ДЗ.
Заключение
Основные причины нежелания выполнять ДЗ заключаются в плохом отношении ребенка к предмету. Либо, в усталости, или невнимании со стороны родителей.
Чтобы решить возникшую проблему, нужно провести долгую воспитательную работу. Проявлять знаки внимания по отношению к чаду, а также помогать ему справиться с непониманием определенного предмета.
После того, как вы решите эти проблемы, ребенок будет регулярно делать уроки, и получать только хорошие оценки.
На портале Vikids вы можете:
— Выбрать школу ребенку
— Пообщаться с другими родителями на форуме.
— Посмотреть местоположение школ.
Чем больше злитесь на ребенка, тем больше он отомстит Вам во взрослой жизни.
Нет ничего хуже предательства от близких. Еще хуже получить от своих детей. Но дети всего лишь копируют Ваше поведение.
Получается, чем больше Вы злитесь на детей, тем больше они будут мстить, когда вырастут. Они все припомнят.
И чем сильнее Вы не контролируете агрессию на детей, тем сильнее испытываете чувство вины перед ними. Знакомо?
Самый простой способ — это поработать с психологом и убрать внутреннюю, неконтролируемую агрессию на детей и заменить ее любовью. И дети скажут Вам спасибо!
Предлагаю записаться ко мне на консультацию по кнопке ниже и мы за 30 минут найдем первопричину неконтролируемой агрессии на детей и исправим ее.
Мотивация — что это и как работает?
Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.
У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.
Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.
Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: «Что ты делаешь?» —»Разве не видишь? Тащу тяжелые камни». Спросил о том же второго, тот сказал: «Зарабатываю на жизнь своей семье». Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: «Я строю величественное здание».
Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.
Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную. Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.
Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей «подпитки» извне).
Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней («Все я делаю для мамы…»), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.
Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?
Как мотивировать ребёнка к учёбе: советы психолога
Специалисты предлагают несколько способов, как мотивировать школьника учиться:
1. Обучение в игровой форме. Этот педагогический инструмент знаком всем воспитателям и учителям. Он помогает ненавязчиво доносить информацию до детей, а те, в свою очередь, гораздо легче её воспринимают. Если ребёнок не желает учиться, или испытывает трудности, можно придумать квест, для прохождения которого нужно выполнять ваши задания. Форма игр может быть разной. Соревнования, тренинги, упражнения иллюстрируют школьникам их уровень, и они сами видят пробелы в знаниях. Такая совместная деятельность побуждает к познавательной активности. При этом в игре не должно быть стандартной оценки знаний ребёнка. Такая форма занятий способна заинтересовать даже тех, кто не успевает в учёбе.
2. Поддержка увлечений ребёнка. Не нужно навязывать свои интересы, занятия
Важно позволить детям заниматься своим хобби. Задача родителей — раскрыть таланты или развить те, что уже начали пробуждаться
Пусть ребёнок имеет возможность самостоятельно выбирать то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения важнее больших наград. За хороший результат нужно хвалить, замечать успехи, но не нужно делать это в форме дорогостоящих презентов и денежных сумм. Родители совершают ошибку, когда вводят денежный тариф на разные оценки. Лучше заменить их сладостями или совместными развлечениями.
4. Нужно интересоваться тем, что ребёнок узнал, а не только тем, какие он получил оценки
Для детей важно понимать, что полученные знания могут пригодиться, а родители должны это показать
5. Сведите эмоциональное напряжение к минимуму. Правильная мотивация к учёбе включает участие родителей. Можно рассказать ребёнку о своих трудностях в детстве, это повысит уровень доверия.
Видео: мотивация учиться
То, что влияет на интерес к учёбе, имеет отношение к жизни в целом. Если ребёнок испытывает неуверенность, страх, подавленность, он не сможет успешно учиться. Информация о том, как мотивировать ребёнка учиться, советы психолога, могут лишь служить руководством, но всё зависит от доверия между вами, и вашей готовности помогать ребёнку в этом нелёгком труде.
Причины и их устранение
Дети чаще всего не проявляют особого желания делать домашнее задание, когда:
- Устали.
- Не смогли полностью освоить материал, поэтому не уверены, что справятся.
- Задание им неинтересно, и они не видят смысла в его выполнении.
- Привыкли делать домашнюю работу вместе с родителями.
- Им лень: патологическая лень встречается очень редко, поэтому не стоит ставить такой диагноз, если ребенок хотя бы что-то делает с увлеченностью достаточно долгое время.
Определив мешающий фактор, приступают к его устранению.
Усталость
В школе дети занимаются долгое время умственным трудом – не менее трех часов при учебной нагрузке 4 урока в неделю (старшеклассники «работают» еще дольше), а если еще и внеурочная деятельность, то и того больше. Поэтому после занятий они должны отдохнуть. Восстановившись физически и интеллектуально, дети будут лучше и быстрее усваивать материал, аккуратнее делать записи.
На выполнение заданий желательно отводить определенное время. Идеально – с 3 до 6 часов вечера, так как мозг в это время функционирует лучше. Приступать следует сначала к самым сложным заданиям, оставив легкие напоследок.
Уменьшить усталость в течение дня позволит соблюдение режима труда и отдыха.
Обратите внимание, правильное питание, умеренная физическая нагрузка (занятия спортом), полноценный сон помогут предотвратить усталость и избежать стрессовых состояний. Четкое соблюдение режимных моментов способствует воспитанию дисциплинированности и самостоятельности.
Неуверенность
В современных учебниках обычно нет объяснений к формулировкам текста: подразумевается, что ребята самостоятельно придут к какому-то выводу на уроке. Если ученик не понял, то самостоятельно разобраться ему будет весьма сложно. Негативные высказывания родителей и педагогов по поводу неправильности действий также способствуют развитию неуверенности в собственных успехах.
Что делать в этом случае:
- Чаще хвалить (но не восхвалять!) – всегда найдется повод, за который можно ребенка похвалить.
- Предложить сначала самому попытаться выполнить задание на черновике, а если не справится – помочь (главное, чтобы ребенок знал, что ему при необходимости окажут помощь).
- Меньше критиковать (в идеале – вообще избегать таких высказываний).
- Предложить позаниматься с репетитором, если нет возможности дать ребенку необходимые знания (например, по иностранному языку).
Не стоит решать сложные задания за своих детей. Они все равно не поймут, как их решать, но сделают для себя вывод, что родители смогут сделать за них любое задание. Как следствие – взрослые делают домашние задания даже за старшеклассников!
Нет интереса
Ребенок не заинтересован в выполнении домашнего задания, когда он не осознает его необходимости
В этом случае важно объяснить школьнику, для чего нужно учиться и какую роль играет домашнее задание в учебном процессе
Не стоит прибегать к угрозам: «Не выполнишь домашнюю работу – поставят двойку!». Такие высказывания будут эффективны только для младшего школьника (особенно, если в семье воспитывается любовь и уважение к хорошим отметкам). По мере взросления ценность отметки снижается, тогда родители меняют мотивацию, предлагая школьникам «получать зарплату». С точки зрения психологов, такое поведение в корне неправильно. Вместо душевного тепла и поддержки родители предлагают детям финансовое вознаграждение (или материальное), что может привести к конфликтной ситуации.
Правильнее будет поощрить хорошую учебу совместным времяпрепровождением, например, походом в кинотеатр, поездкой за город. Но сделать это не условием («Будешь хорошо учиться …»), а следствием («Ты закончил четверть хорошо, поэтому …»).
Нет самостоятельности
Не любят выполнять задания дома неорганизованные дети. Им сложно себя заставить что-либо делать, организовать свой досуг. Чтобы избежать скандала при выполнении домашней работы, следует постепенно приучать их к самостоятельности.
Здесь важно школьнику объяснить, что выполнение домашних заданий – это его обязанность, а родители не всегда смогут помочь, поэтому делать он их должен сам
Желательно на практике показать последствия принятых им решений:
- Выполнил задание быстро – осталось больше свободного времени, которое может потратить на игру.
- Сделал самостоятельно – родители за это время успели приготовить вкусное блюдо или отремонтировать сломанный велосипед.
- Не захотел делать вовремя – тратит на это свободное время.
- Родителям пришлось контролировать, стоя рядом – школьник будет вместо них делать то, что они не успели (помыть посуду, прибраться в комнате).
Не сразу, но постепенно ребенок поймет, что лучше делать уроки сразу и самостоятельно.
Топ-5 главных ошибок родителей
- Вспоминать «сына подруги» и сравнивать
Даже зная о том, что не стоит сравнивать своего ребенка с другими, бывает сложно удержаться. Но эти сравнения провоцируют лишь обиду и практически не влияют на мотивацию. Напротив, вместо того, чтобы заставить ребенка заниматься, они вызывают нежелание учиться по принципу «все равно у меня ничего не получится».
Объяснять неудачи отсутствием способностей
Убедите ребенка в том, что основные предметы в школе на среднем уровне способны усвоить все — для этого нужно лишь терпение. Не стоит говорить, что ему просто не дано писать без ошибок, потому что у папы/мамы/дедушки тоже были такие проблемы. Даже если в этих словах есть доля истины, они сильно демотивируют.
Критиковать не поступки, а личность
Если вместо того, чтобы отметить ошибку, ребенку скажут: «Ты просто бестолочь», — это совершенно точно не будет стимулом учиться. Одна, две, три и даже 10 неудач не делают человека неудачником, у него всегда есть шанс исправиться.
Помните, что критика поступка или результата работы может задеть, но все же простимулировать к борьбе, а критика личности вызывает только протест или низкую самооценку.
Обещать подарки или деньги за оценки
Сразу скажем: речь не идет об обещаниях купить велосипед или ноутбук за успешное окончание года. Мы говорим о другой практике: платить ребенку за каждую пятерку. Да, первое время она может давать результаты, но готовы ли родители платить все время, до конца школы? И не станет ли сумма слишком мала для подростка?
Такие награды подменяют внутреннюю мотивацию на внешнюю, и школьник учится уже не для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, а чтобы получить моментальное вознаграждение.
Ограничиваться учебой в школе
Даже самая лучшая школа не может обеспечить индивидуальный подход, поэтому для раскрытия способностей ребенка нужны внешкольные занятия. Кому-то они потребуются с первого класса, кому-то — позже. Но только личный наставник поможет вырваться из «уравнивающей» школьной среды и заниматься в своем темпе: в одних случаях опережая программу, а в других — уделяя больше времени закрытию белых пятен.
Нет универсального метода, как заставить ребенка учиться, но есть много возможностей повысить его собственную мотивацию. Попробуйте каждый из них, и в какой-то момент уроки станут уже не тяжкой повинностью, а шансом узнать что-то новое, интересное.
Клинический психолог Аймисай Галимова и директор школы Skysmart Михаил Митин — о таланте и одаренности наших детей. Во втором выпуске «Большого разговора» на канале Skysmart Parents коснулись темы одаренности, таланта и гениальности наших детей.
Подросток не хочет делать уроки в 8, 9 или 10 классе
Вообще, очень подозрительно, когда в этом возрасте ребенок с радостью садится за домашнюю работу. У человека любовь, конфликты, отношения, а тут ему предлагают 20 примеров по алгебре. Да еще и не все получается, да еще и общий подростковый стресс. А объем домашней работы — запредельный. Так что это совершенно нормально, когда подросток не хочет делать уроки.
Редко встретишь школу, где учителей интересует, кто сколько задал по другому предмету. Особенно в 9 классе перед ОГЭ. В общем, это нормально, что подросток отказывается делать домашнюю работу всю и целиком. И все же хочется, чтобы он понимал что делает, а не просто придумать, как заставить его делать уроки
И важно, чтобы он делал то, что необходимо для высоких результатов по главным предметам
Подросток не успевает делать уроки
Если ребенок чем-то занят дополнительно: спортом, хобби, олимпиадным кружком — он может физически не успевать сделать всю домашнюю работу. В этом случае ваша задача — помочь ему выставить приоритеты.
- Позвольте ребенку иметь плохие оценки, если учитель так наказывает детей за несделанные уроки. Это поможет вам сформировать доверительные отношения с ребенком.
- Опирайтесь не на количество двоек, которое некоторые учителя ставят за каждую несданную работу, а на качество домашней работы, которая действительно важна для ребенка. Например, это предмет для будущего поступления, и учитель дает разумную работу, которая интересна и полезна. Это приоритет №1.
- Рассмотрите неинтересную, но полезную домашнюю работу. Например, отработку навыков решения типовых заданий к ОГЭ. Это приоритет № 2.
Эти работы ребенок должен делать обязательно, а остальные — вариативно. Если вы видите, что учитель заваливает детей домашкой, но это явно не сказывается на знаниях, потому что он все равно ничего не объясняет, попробуйте с ним пообщаться
Если учитель не пойдет вам навстречу — обратите внимание на то, что вас ставят в ситуацию, когда подростка приходится заставлять делать уроки ценой отношений в семье. Не давите на ребенка
Времени у него от этого не прибавится.
Подросток отказывается делать домашнюю работу
Очень часто за таким протестом скрывается неспособность справиться со всем объемом или затруднения по конкретным предметам. Ребенок чувствует себя плохо из-за неуспешности, но боится говорить об этом. В результате нам кажется, что подростку лень делать домашнюю работу. Но лень — это обычно прикрытие для всевозможных проблем. Например, неуверенности в предмете, бессилия, когда оценки плохие, даже если ребенок пытается выучить уроки.
- Объясните подростку, что вам важна не домашка ради галочки, а уверенность ребенка.
- Предложите ему нанять репетитора или пойти на курсы, чтобы подтянуть знания по тем предметам, в которых он чувствует себя неуверенно.
- Возьмите “мораторий на домашку”. Пусть ребенок не выполняет ее, пока они с репетитором не нагонят материал.
Объясните учителю, что вы делаете и зачем. Заявите о своей поддержке ребенка, что это ваше совместное решение, чтобы добиться хорошего результата по предмету.
Ребенок делает уроки ночью
Очень часто подростки не садятся за домашку в течение дня, а потом в ночи что-то пишут и утром еле могут проснуться. Обычно так сказывается нежелание садиться за уроки, которое может быть вызвано как сложностью, так и скучностью домашки. В любом случае, это негативная ситуация, которая вредит концентрации и успеваемости подростка.
- Снизьте общую стрессовую нагрузку на ребенка. Сложность приложить волевое усилие в течение дня и вечером может быть обусловлена или усугубляться от домашних конфликтов.
- Скажите ребенку, что сон — это здоровье, и оно важней любых оценок. Договоритесь, что у него есть два часа в день, когда домашку делать можно. В остальное время — нельзя. Понятно, что успеваемость от такого решения резко снизится, но такой шаг поможет вам наладить отношения с подростком и защитить его от перегрузки из-за недосыпа.
- Если в процессе эксперимента выяснится, что ребенок плохо засыпает, решайте эту проблему с помощью хорошего врача-терапевта. Не исключено, что ребенку уже необходим комплекс витаминов для поддержания работоспособности.
Помните, что ребенку потребуется много сил и здоровья для того, чтобы справиться с нагрузками в 11 классе. Это главный приоритет, когда мы хотим, чтобы ребенок стал успешен, смог спокойно выбрать направление для поступления в вуз и работать усиленно.
Ошибки родителей
Родители часто допускают ошибки, когда сталкиваются с проблемой, что ребёнок не хочет делать уроки во 2 или ином классе. Из-за них им не удаётся добиться желаемого результата, ситуация только усугубляется. Психологи называют несколько основных моментов неправильного поведения матерей и отцов.
Не делайте уроки за своего ребёнка
Данная ошибка встречается крайне часто. Родители находят быстрый и лёгкий способ, как решить проблемы с невыполненными домашними заданиями, – сделать всё самостоятельно. Такой подход категорически не рекомендуется! Иначе вы с раннего детства приучите детей к тому, что не нужно напрягаться, всё равно мама сделает сама, останется только красиво переписать.
Причём эта привычка в дальнейшем будет применяться не только к урокам, но и иному труду. Дети будут думать, что всего можно достичь за счёт других людей. Таким поведением вы точно не сможете приучить ребёнка к самостоятельности.
Не сравнивайте
Никогда нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек развивается в своём особенном ритме. Одним удаётся легко справляться с учёбой, вторые сталкиваются с трудностями, третьи и вовсе являются гениальными людьми, для которых процесс получения знаний – вполне обычное и простое дело.
Оценивайте возможности вашего ребёнка объективно. Он не должен быть лучше, успешнее кого-то. Достаточно, чтобы его развитие было нормальным. Не надо, смотря на других детей, пытаться сделать из своего чада юного гения. Не следует стараться впихивать столько информации, сколько он просто не способен усвоить, а затем ругать за неудачи.
У вас не получится сделать из ребёнка отличника, если он плохо усваивает те или иные темы. Ведь не всегда дело заключается в лени или нежелании учиться. Бывает, что дети просто не могут понять отдельные задачи и правила.
К примеру, часто случается так, что люди с математическим складом ума не имеют успехов в русском языке, литературе, истории и прочих гуманитарных науках. Зато они преуспевают в алгебре, физике, химии. И наоборот, гуманитарии плохо справляются с точными дисциплинами.
Не переходите на крик
Многие родители уверены, что приемлемый способ заставить детей выполнять домашнюю работу – показать собственное преимущество над ними. Для достижения этой цели они применяют крик или физическое воздействие. Это большая ошибка.
Только похвала, ласка, поощрение помогут добиться успеха. Если вы будете повышать голос, унижать детей, обзывать их, то кроме обиды ничего не получите.
Не наказывайте за плохие оценки
Для родителей оценки ребёнка очень важны, им уделяется слишком много внимания. Каждой матери хочется, чтобы её дети были лучше остальных, зарабатывали высокие баллы. Поэтому крайне неприятно слышать, что они получили плохие отметки, неверно выполнили домашнее задание или плохо вели себя в школе.
Помните, что хорошие оценки – далеко не самое важное в жизни. Не заставляйте ребёнка гнаться за ними
Просто поговорите со своим чадом, спокойно объясните, что получаемые знания помогут ему в будущем, поэтому при освоении материала важно прилагать усилия.
13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки
Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий
Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых
Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
Не дарите подарки за учебуНекоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебеДля этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
Бывает, родители требуют слишком многого от своих детейСейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
Лучше прививать привычку к учебе с 1-го классаЕсли чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
Помогите увидеть позитивные измененияКогда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
Подавайте примерНе пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
ПоддерживайтеЕсли школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
Разделите переживанияОбъясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
Укажите на хорошие качества ребенкаДаже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
Учитывайте желания и стремления самого ребенкаЕсли Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.
Зачем нужна мотивация
Этот вопрос выглядит странно только на первый взгляд. Мы то и дело стараемся обойтись без мотивации, когда говорим ребенку «есть такое слово — надо» или «марш за уроки, я сказала». Конечно, так бывает не сразу — вначале мы пытаемся найти дипломатичный подход: уговариваем, обещаем велосипед за четверть без троек, рассказываем о перспективах профессии дворника.
Но если это не помогает — у многих родителей появляется соблазн забросить дипломатию и заставить ребенка заниматься старым добрым методом «кнута без пряника». И поначалу он действительно приносит результаты. От жесткого контроля оценки действительно становятся лучше, но, увы, не надолго. Ребенок учится хитрить, увиливать, а если речь о подростке — родителей с большой вероятностью ожидает бунт. Чем сильнее сжата пружина, тем сильней она стремится к выпрямлению — и не только в физике.
Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.
Начните с цели, которая действительно вдохновит ребенка. Например, «закончить четверть без тройки по математике» звучит понятно для родителя, но скучно для ребенка. Поразмышляйте вместе, что такого приятного может случиться: будь то спокойствие перед контрольными или развитие собственного блога, в котором тоже пригодятся цифры.
А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.
Дифференцированный подход к формированию мотивации
Все дети обучаемы. Но в силу наличия разных психических свойств требуют разного подхода к выполнению домашнего задания.
Когда знаем, на чем сделать акцент при обучении, ребенок начинает учиться с удовольствием. Удается заинтересовать, сделать это занятие для него весьма привлекательным.
Для детей с абстрактным интеллектом важно опираться на его особенности. Он не ищет легких путей
Не стоит ограничивать его в выборе способов в решении поставленной задачи. Для него достаточно обозначить общий смысл, а сам поиск решения предоставить ему.
В то время как ребенку с ригидной психикой следует указать последовательность действий. Не торопить его, не подгонять. Дать ему время закончить начатое упражнение или задачу. Он будет задавать уточняющие вопросы, переспрашивать и ждать одобрения с вашей стороны. Следует выполнять домашние задания в привычной для него обстановке и темпе, без нововведений.
Непоседу можно усадить за уроки, объяснив ему пользу от данного процесса. Ему важно обеспечить переключаемость с одной деятельности на другую в процессе выполнения домашней работы. Если ребенок вскочил с места во время занятий, то позвольте ему несколько минут подвигаться. Ему будет проще на ходу решить пример или догадаться, как решить задачку. С ним необходимо повторять время от времени пройденный материал, один раз в несколько дней. А также стараться менять обстановку или манеру выполнения задания, чтобы это не стало рутинным занятием для него. Новизна — стимул к выполнению задания в таких случаях.
Как мотивировать ребенка на учебу в дополнительных секциях?
Какие кружки и хобби подобрать для ребенка?
Правильный выбор — залог успеха и получения удовольствия от процесса!
Вовлекаем ребенка в деятельность. Всегда
Важно при этом понимать, что, например, изучать математику необходимо всем детям без исключения. Это не только цифры, формулы
Это еще своеобразная тренировка для мозга.
А вот выбрать кружки, хобби вполне можно с учетом его психических особенностей:
Для молчаливого задумчивого ребенка, который задается вопросом о смысле жизни, интересуется космосом, фантастикой, будут интересны кружки, где он может получать исчерпывающие ответы на свои непростые вопросы. Астрономия и математика станут удивительным хобби для получения этой информации. Робототехника, шахматы, плавание, дайвинг придутся по вкусу такому глубокомыслящему человечку. Однако основополагающим хобби для гармоничного чувственного развития является музыка
Впечатлительному и сверхэмоциональному ребенку важно привить любовь к чтению. Для него это профилактика страхов, к которым он склонен
А также развитие воображения. Именно такой малыш много фантазирует, оживляет игрушки, тонко чувствует эмоциональное состояние другого человека. Отличным хобби станет рисование и чтение классической литературы на сопереживание.
Непоседа всегда отличается быстротой реакции и логическим мышлением. Ему проще моделировать ситуацию, и на этом следует сделать акцент. Его занимают игры в конструкторы, здесь проявляется его способность продумывать, просчитывать. Также он стремится быть первым, соревновательная направленность спортивных секций ему понравится и будет полезна.
Свое любимое хобби может легко обрести ребенок с ригидной психикой. Тот, который делает все не спеша, но с невероятной точностью и качеством выполнения работы. Усидчивость — главный козырь. Мастерить что-то руками — самое любимое времяпрепровождение. Такому ребенку придется по душе лепка, вязание, вышивка.
Зная индивидуальные особенности ребенка, можно увлечь его и найти ему приятное занятие. Правильно организованный досуг дает стимул развиваться дальше, разжигая желание получать знания Вопрос, как мотивировать ребенка что-либо сделать, становится неактуальным.
Превращайте ошибки в точки роста
Мы все порой совершаем ошибки. Бывает, что после неудачи ребенок опускает руки, теряет веру в себя. В ситуации неудачи ребенку нужен в лице родителя не строгий цензор, а понимающий и поддерживающий взрослый.
В спортивном мире есть мудрое выражение: «Без поражений не бывает побед». Оно применимо и к учебе. Объясните ребенку, что любая неудача – это ступенька к победе, поскольку он приобрел новый опыт и знания, которые в будущем сможет использовать для достижения поставленных целей.
Поведение, направленное на успех, формируется по мере взросления благодаря опыту преодоления трудностей и решения задач
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась и закрепилась отправная точка отсчета — твердая вера в себя и собственные силы. Для этого взрослые должны показывать пример отношения к неудаче как к опыту, а к ошибке – как к точке роста
Использовать компьютер для индивидуальной работы
Компьютер нельзя использовать как средство мотивации — я никогда не награждаю учеников работой на компьютере, но и не запрещаю его. Компьютер и образовательные онлайн-сервисы — это инструменты, с помощью которых учитель может настроить индивидуальную работу с каждым учеником
Ребенку важно чувствовать интерес к предмету, а это сложно реализовать в ситуации, когда учитель использует ко всем своим ученикам одинаковый подход
Сейчас я пользуюсь сервисом Яндекс.Учебник. Это удобный сборник заданий по русскому языку и математике, он позволяет выдавать задания каждому ученику отдельно, ориентируясь на его уровень, индивидуальные особенности и даже увлечения. Одной группе детей можно дать задания на сервисе, другую группу — попросить им помочь, а с третьей группой — провести викторину или фронтальное занятие у доски. Потом ученики меняются местами.
После уроков можно проанализировать, насколько был усвоен материал. В сервисе видно, сколько времени ученик потратили на задания и с какой попытки справился с ним. На каждое задание есть три попытки. Если дети не хотят выполнять какое-то упражнение, они могут его пропустить — это я тоже вижу и тогда понимаю, что кто-то не усвоил тему.