Почему началась война
У детей все просто: в «войнушке» все делятся на хороших и плохих. В мире взрослых все гораздо сложнее. Ребенку нужно объяснить, что войны начинаются из-за желания правителей государств захватить чужие богатства, природные ресурсы. Говоря о войне 1941-1945 гг., можно рассказать, что фюрер Германии Адольф Гитлер захотел уничтожить целые народы только потому, что посчитал свою нацию лучше. Он хотел установить фашистский режим во всем мире и сделать остальных людей рабами, обслугой своего народа. Даже в своей стране фашисты убивали людей, потому что у них была другая национальность. Многие страны не смогли сопротивляться Германии и сдались.
Наша страна была гораздо больше, чем сейчас, и называлась Советским Союзом. В Союз входило много маленьких стран, люди имели разные национальности, но относились друг к другу так, будто они — одна большая семья. Гитлер предательски напал на Советский Союз, когда этого никто не ожидал. Люди спали в своих кроватях, но в один момент их жизнь изменилась, а для многих — оборвалась. Гитлер ожидал быструю капитуляцию, но он не догадывался, что советские люди будут до конца сражаться за свою свободу, а многие умрут за нее.
Подвиги городов-героев
Рассказывая о детях – героях войны, нужно упомянуть о том, что героями были не только отдельные люди, но и целые города. Тринадцать городов современной России, Украины и Белоруссии носят почетные звания городов-героев. Население этих городов проявило невиданный героизм и мужество в годы войны.
- Брестская крепость первая приняла удар войны. Ранним июньским утром 1941 года немецкие самолеты разбомбили пограничный Брест. Мирные люди в один момент стали воинами. Оказавшись в окружении без боеприпасов и продовольствия, они держали оборону почти месяц. Все погибли, а подвиг пограничников Бреста стал известен на всю страну.
- Одесса попала в окружение в августе 1941-го. Город отбивал атаку 73 дня. Тысячи женщин, детей рыли траншеи, ставили мины и ограждения из колючей проволоки. Взрослые и дети изготавливали гранаты и противотанковые мины на переоборудованных заводах. В сентябре город был взят оккупантами.
- Ленинград (ныне Санкт-Петербург) был окружен осенью 1941 года. В ноябре началась блокада города, которая длилась девятьсот дней. Люди выживали, как могли. Блокада Ленинграда – это отдельная, черная глава Великой Отечественной войны. Ленинград связывала со страной только «Дорога Жизни» — транспортный путь через Ладожское озеро. По воде на судах и по льду на машинах доставляли продовольствие для Ленинграда.
- Керчь одной из первых приняла удар немецкой армии. Город пытались захватить дважды. Керчь несколько раз пересекала фронтовая линия. Тысячи мирных жителей города погибли, еще больше были отправлены на принудительные работы в Германию. Город пробыл в оккупации семьсот дней и был почти уничтожен.
- Тула стояла с октября по декабрь 1941-го года. Город перешел на военное положение сразу после сдачи Орла, застигнутого врасплох. Неприятель отправил на покорение города свои лучшие войска, но взять Тулу он не смог, оборона длилась 43 дня. Жители рыли противотанковые рвы, минировали подступы к городу, ставили «ежей». Героическое противостояние Тулы сорвало планы Гитлера на быстрое взятие столицы.
- Волгоград раньше назывался Сталинградом, и Сталинградская битва изменила ход всей Второй мировой войны. Битва за Сталинград длилась с июля 1942 по февраль 1943 года и вошла в историю человечества как самая кровопролитная. Гитлер и его союзники поняли, что выиграть эту войну невозможно. Сталинград одним из первых получил звание города-героя.
- Москва была стратегически важным городом для Гитлера. С взятием Москвы ассоциировалась победа фашисткой Германии над Советским Союзом. Битва под Москвой длилась 203 дня, и в ней Гитлер потерпел первое крупное поражение от начала войны.
- Новороссийск отбивал натиск 394 дня. Огромную роль в обороне города сыграл Черноморский флот. Звание Героя присвоили 21 новороссийскому воину. Разрушенный и выжженный, в отечественную историю Новороссийск вошел несломленным советским городом-героем.
- Мурманск сдерживал врага на протяжении почти всей войны и был неприступен, как крепость. Мурманск бомбили, а он стоял и продолжал служить портом. Жилые дома были разрушены или сгорели, уничтожена большая часть предприятий. За все время город бомбили с воздуха почти 800 раз.
- Севастополь отразил бомбардировку, которая обрушилась на него в первый день войны. Этот город был главным портом страны, там стоял Черноморский флот. Гитлеровцы 250 дней осаждали Севастополь. Десятки тысяч мирных жителей погибли в боях или были взяты в плен и вывезены в Германию. Город почти стерли с лица земли.
- Киев принял удар 22 июня, а с 6 июля героически отбивался от немецких войск 72 дня. Воевали и солдаты, и мирные жители. Гитлер не смог сходу взять Киев, но с осени 1941 года город был в оккупации 2 года. Более 200 тысяч киевлян пали в боях, около 100 тысяч пленников увезены в Германию.
- Минск попал в центр сражений с самого начала войны. Почти неделю город оборонялся, но вынужден был сдаться. Минск жил в условиях жесткой оккупации, тысячи людей погибли. Люди не сдавались без боя, и за проявленную доблесть 8 минчан получили высшую степень отличия – звание Героя Советского Союза.
- Смоленск стоял на пути Гитлера к Москве, поэтому фюрер попытался захватить город уже на третий день войны. 10 июля 1941 года началось двухмесячное Смоленское сражение. Эта битва сорвала идею «молниеносной войны», не дав немцам подойти к Москве до зимы. Оккупация Смоленска длилась до осени 1943 года. Все эти месяцы жители не сдавались и создавали партизанские отряды. За боевую отвагу и мужество звание Героя Советского Союза получили 260 уроженцев Смоленщины.
Какой может быть реакция ребенка на рассказы о войне
Каждый ребенок может отреагировать по-разному. Кто-то будет гордиться, что его прадед воевал против врагов и защищал родину. Некоторые дети начинают пугаться, что война вернется на наши земли. Может появиться агрессия и злость на тех, кто убивает мирных граждан. Родителям нужно быть готовыми, что ребенок по-своему воспримет информацию, но игнорировать его чувства не стоит.
Рассмотрим несколько возможных вариантов поведения детей.
Ребенок чувствует страх и бессилие. Объясните, что это нормально – бояться и переживать. Успокойте малыша, скажите, что большинство людей в мире выступают против войны. Нарисуйте вместе картинку, на которой будет светить ласковое солнышко. Переведите вместе деньги на благотворительные нужды в страну, где сейчас происходят военные действия.
Ребенок чувствует нервное перевозбуждение, похожее на радость. Аккуратно разубедите ребенка, объясните, что война – это очень плохо, ведь страдают ни в чем не повинные люди. Впрочем, если у родителей тема войны вызывает восторг, ничего удивительного в том, что дети копируют поведение мамы или папы, нет.
Ребенок злится на зачинщиков войны. Для детей характерно делить людей на «плохих» и «хороших». Если малыш отражает злость в рисунках или играх, это нормально
Важно, чтобы он не проявлял ответной агрессии, расписывая в красках, что сделал бы с врагами.
Что можно рассказывать
Младшим дошкольникам рассказывать о войне нужно с особой осторожностью
Педагог должен мягко объяснить суть войны, но не акцентировать внимание на гибели и горестях. О блокаде Ленинграда достаточно сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать
Нужно показать, что люди защищали страну, не жалели себя, и поэтому сейчас мы можем жить в мире.
С пяти лет дети хорошо воспринимают информацию на конкретных примерах и историях. Можно показать дошкольникам портрет деда в военной форме из семейного альбома. Рассказать, как он жил до войны, как ушел на фронт, как воевал. Написать письмо дедушке и сложить его треугольничком, как это делали на фронте.
Детям старшего дошкольного возраста нужно рассказать о подвигах детей на фронте и в тылу врага, о жизни в блокадном Ленинграде через дневники Тани Савичевой. Рассказать о войне помогут и произведения художественной литературы, которые написаны для старших дошкольников отечественными и зарубежными авторами.
Можно показать детям репродукции картин на военную тематику. Это могут быть сцены прощания и проводов на фронт, картины о подвигах и человеческом горе, моменты отдыха и празднование Победы.
Помочь рассказать о войне могут и фильмы. Предложите родителям посмотреть вместе со старшими дошкольниками фильмы о войне.
Также ребенку можно показать итальянскую трагикомедию «Жизнь прекрасна» (1997) – фильм о еврейском мальчике, который вместе с отцом попадает в концлагерь. Отец решает спасти сына не только от смерти, но и от страха. Он говорит ему, что все происходящее – большая игра, и если будешь соблюдать правила, то обязательно выиграешь приз – настоящий танк. Фильм «прикрывает» ребенка-зрителя выдуманной игрой.
Для детей среднего дошкольного возраста более понятными станут мультфильмы. Например, «Солдатская сказка» или «Теплый хлеб».
При обсуждении фильмов и мультфильмов нужно не торопиться отвечать на вопросы детей: «Вот почему его награждают, а он плачет?», «Почему они победили, а музыка все равно грустная?». Стоит спросить: «А как ты сам думаешь? Как бы ты сам объяснил?». Необходимо делать паузы, давать ребенку возможность достроить логическую цепочку. Пусть он выскажется сам.
Если ребенку от восьми до девяти лет
В этом возрасте вы уже можете углубиться в историю, и поведать малышу о таком событии, как Великая октябрьская революция.
Во время рассказа о ней, могут возникнуть проблемы. Если вы недостаточно досконально знаете этот фрагмент истории, то можете ввести ребенка в заблуждение. Он может запутаться в том, плохое это было событие. Или, наоборот, хорошее.
Поэтому, ни в коем случае не давайте оценку действиям Ленина. Ваша задача — предоставить малышу исключительно факты. А он уже пусть сам думает, правильным решением было свергать власть или нет.
Объясните, что праздник 23 февраля появился еще в 1918 году. После того, как Красная Армия отразила нападение зарубежного врага на столицу.
Добавьте, что более 100 лет назад праздник назывался немного иначе. 23 февраля именовали, как «День Красной Армии и флота».
Важно! Если хотите подробно поведать ребенку о том фрагменте истории, в который и был учреждён праздник (о Великой октябрьской революции), рекомендуем сходить в какой-нибудь исторический музей. Там представлены факты о событии
А также хронология происходящего во время Великой Октябрьской Революции.
Если вы поведете ребенка в специальный музей, то ему там гарантированно понравится. Он узнает больше об истории нашей родины. А также об отечественной армии.
Заключение
Не пренебрегайте разговорами о 23 февраля с ребенком. Без вашей помощи, он не будет знать, что отмечается в рамках этого праздника. А также не будет считать, что его задача — защищать родину. Следовательно, он не сможет стать настоящим мужчиной.
Если ребенку от двух до трех лет
В этом возрасте малыш еще не понимает, что такое вооруженные конфликты. Он не знает, что такое война, флот, пехота и так далее. Поэтому, слишком уж углубляться в подробности не нужно. Про особенности военного дела ребенок все равно ничего не поймет.
Поэтому, вам остается только объяснить ребенку расшифровку термина «Защитник». Это единственное, что ребенок может воспринять в столь раннем возрасте.
Произнесите тезис «Защитник — тот, кто защищает». И попробуйте сделать так, чтобы ребенок его запомнил.
Подробно расскажите малышу о том, кого называют защитниками. Объясните, что это те люди, которые не дают сильным обижать более слабых. Защищают их.
Можете даже объяснить ребенку сказанное на примере. Скажите, что защищать можно абсолютно всех. Например, котенка в песочнице, на которого нападает злой ребенок. Собачку, над которой издевается стая других псов. И так далее.
Также, объясните, что защищать можно не только людей и животных. Скажите, что еще человек может оборонять и страну. Заодно, и расскажите, что живете в Российской Федерации. Объясните, что это большая страна, которую мужчинам нужно оборонять от нападения иностранных врагов.
Объясните ребенку, что все представители сильного пола обязаны оборонять родину. Также, поздравьте с праздником всех мужчин в доме. Дедушку, супруга, брата, дядю и так далее.
Ребенок спрашивает что такое война
Если ребёнок спрашивает о войне, то родителям ни в коем случае нельзя уходить от ответа или пытаться сменить тему. Отвечать надо максимально честно, но при этом учитывая возраст подрастающей личности. Если подростку уже можно достаточно подробно рассказать о концлагерях, то четырёхлетнему малышу всё-таки лучше объяснить, что во время войны могут страдать обычные люди, которых держат в определённом месте и никуда не выпускают, заставляя выполнять тяжёлые работы. Пусть это и не совсем точная формулировка, но она будет частично отражать действительность, а главное, будет понятна маленькому человечку.
Но это частности. С ними всё-таки проще. А как донести до дошкольника общую суть понятия «война»? Многие психологи рекомендуют начать объяснение с приведения примеров о конфликтах самого ребёнка со сверстниками. Но это не лучший вариант. В таком случае в сознании малыша формируется мнение, что война может возникнуть по самому незначительному поводу, а то и вовсе без него. Причём начинаются войны из-за конфликта двух людей. Но это же не так.
Не стоит использовать и мудреные академические формулировки с употреблением непонятных дошкольнику слов и терминов. Малыш быстро перестанет воспринимать данную информацию или у него сформируется абсолютно неверное представление о войне.
Дети – герои войны
Военные годы были тяжелым испытанием для всех. В один миг детям того времени пришлось повзрослеть. Закончилось их детство: игры в игрушки сменились тяжелым трудом и заботой о тех, кто слабее и беспомощнее.
Война – тема взрослая, но она унесла много детских жизней. Дети совершали поистине героические поступки. Их объединяла искренняя ненависть к фашизму и готовность пожертвовать жизнью, чтобы помочь Советской армии уничтожить оккупантов. Многие не увидели Великую Победу.
- Зина Портнова в начале войны стала партизанкой. В 15 лет девочка работала в столовой немецкого учебного корпуса и по заданию «подполья» отравила еду. Сто фашистских офицеров умерли, Зину вычислили и накормили отравленным супом, но она чудом выжила. Через 2,5 года Зину поймали и приговорили к расстрелу. Перед смертью ее долго пытали.
- Володя Дубинин встретил войну подростком четырнадцати лет. Юноша был партизаном и разведчиком. Юный герой подорвался на немецкой мине во время разминирования каменоломни вместе с саперами.
- Марат Казей был двенадцатилетним мальчиком, когда немцы предательски напали на страну, а в 13 лет он осиротел. Мальчик подался в партизаны и разведчики. Сестра Марата помогала раненым, но получила сильное обморожение ног. Ее эвакуировали, но ноги пришлось ампутировать. Марат отказался ехать с сестрой и остался мстить за мать. В 1943 году Марат спас партизанский отряд. В 1945 году он подорвал себя гранатой, попав в окружение.
- Аркадий Каманин — самый молодой летчик времен Второй мировой. Отец Аркадия – известный советский летчик, генерал-полковник летных войск Н. П. Каманин был примером для сына и сам отправлял его в полеты. В 15 лет Аркадий летал самостоятельно на У-2. Летчик многократно успешно выполнял важные летные миссии и уничтожал врагов. Аркадий скончался от инфекции в 18 лет.
- Лара Михеенко стала партизанкой в 14 лет. Занималась разведкой и собирала информацию о немецких военных объектах, раздавала агитационные листовки. В 43-м году Лара помогала подрывать железнодорожные пути и уничтожать немецкие эшелоны. В том же году девушка попалась врагу и была расстреляна.
- Вася Курка – молодой снайпер, который уничтожил 179 немцев. Василий добровольно зачислился в стрелковую дивизию в 16 лет и стал асом стрелкового дела. Он подготовил 59 снайперов, вместе они уничтожили около семисот немецких солдат и офицеров. Вася скончался от выстрела в голову в январе 1945 года, когда выглянул из траншеи во время перестрелки.
- Надя Богданова – самый молодой ребенок-герой. Надя стала партизанкой в 9 лет. Девочка скиталась по деревням в поисках еды и попала к партизанам. Однажды немцы поймали ее вместе с напарниками по разведке. Детей долго пытали и приговорили к расстрелу, но девочке чудом удалось избежать смерти. В 1943-м году маленькая партизанка участвовала в подрыве моста, чтобы прервать продвижение фашистов к Ленинграду, но ее схватили немецкие полицейские. Девочку пытали, издевались над ней целую неделю и бросили умирать на морозе. Надю спасла женщина-колхозница, благодаря этому девочка выжила. Надежда Богданова прожила почти 60 лет.
- Шура Кобер и Витя Хоменко были связными в подпольном центре Украины. Друзья вместе пересекли фронт и связались с партизанами. В 1942 году мальчиков казнило гестапо. Им было по 16 лет.
Самые распространенные ошибки в беседах о войне:
1. Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.
2. Очень важна умеренность в описании ужасов войны. К примеру, не стоит подробно расписывать детсадовцам или младшим школьникам, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым вы только дадите им повод для ночных кошмаров. А вот подростку уже можно и нужно знать о дневнике Тани Савичевой и подвиге молодогвардейцев.
3. Не стоит лгать и умалчивать. Вполне возможны вопросы, в особенности от детей постарше, почему фашистские войска так легко прошли глубоко на территорию нашей страны и даже едва не захватили Москву. Придется поговорить с ребенком и о том, что творилось в те годы в Советском Союзе и почему наша армия оказалось не подготовлена к войне.
4. Будьте готовы к нелицеприятным вопросам. Возможно, ваш вдумчивый ребенок захочет понять, почему по улицам нашей страны, победившей фашизм, маршируют коротко стриженные парни со свастикой на рукаве. Наверное, честнее всего будет сказать, что это – просто агрессивные дураки, которые совершенно не знают историю. И потому не понимают, что не победи наш народ Гитлера, они могли бы вовсе не родиться на свет. Ведь Гитлер считал всех тех, кто не ариец, людьми десятого сорта. В том числе и славян. А потому и их дедушек-бабушек могли бы запросто уничтожить, и они сами никогда бы не родились.
5. Настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребенку, что вам нелегко рассказывать о войне и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить все правильно… А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем ее не хочет, произведет гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые.
Дарья Селиванова, детский психолог: «Я считаю, что детям в этой непростой ситуации стоит давать не столько информацию, сколько поддержку и ощущение стабильности.
Когда ребенок задает Вам вопросы о войне, революции, его не всегда интересует информация. Чаще всего за этими вопросами стоит просьба: «Мама, помоги мне справиться со страхом, с тревогой, поддержи и защити меня». Поэтому Ваша основная задача — дать ребенку это ощущение безопасности и стабильности.
Я — не сторонник утаивания от детей происходящего. Тогда ребенок попадает в поле колоссальной тревоги, которой не находит объяснения. Но информация должна быть крайне лаконичной, без подробностей. Язык должен быть тем проще, чем младше ребенок.
Однозначно ребенок не должен смотреть новости по телевизору или онлайн трансляции. Почаще обнимайте малыша, чтобы он физически чувствовал Ваше присутствие рядом».
Война — это всегда трагедия для целого народа, которая влечет за собой человеческие жертвы. В разговоре с ребенком о войне тема смерти тоже может всплыть. Как говорить на эту тему с ребенком, рассказала детский психолог Елена Макаренко:
«Есть возраст, когда с детьми уже можно говорить о смерти, — это 5-6 лет. Обсуждение такой темы в таком возрасте — это норма физиологического развития. В каждом возрасте появляются свои страхи и свои вопросы, поэтому сейчас ребенку нужно рассказать то, о чем он просит.
Рассказывать о смерти можно лишь тогда, когда ребенок начинает задавать вопросы, но понятным и не страшным для него языком. Если ребенок не спрашивает, значит ему это еще неинтересно, и заводить эту тему самостоятельно не стоит.
Я — за правду, главное, сказанную спокойным голосом. Можно ровным голосом рассказать и про войну, и про смерть, про всё, что происходит в нашей стране
Для меня важно не пугать и не запугивать ребенка. Нельзя говорить: будешь плохо учиться — пойдешь на войну, где с тобой может случиться что-то плохое
Лучше всего отвечать на его вопросы, спрашивать, что конкретно его интересует
И важно не рассказать слишком много малышу или слишком мало взрослому школьнику, потому что в 5 лет ребенок готов слышать одно, а в 10 — уже гораздо больше
Например, на вопрос, почему умерла бабушка (такое, к сожалению, случается), достаточно сказать, что она была старенькая. Если начать вдаваться в подробности, говорить о больном сердце бабушки, её плохом здоровье, малыш будет примерять всё на себя. Каждый раз, когда у него будут какие-то ощущения в области сердца, он будет думать, что скоро умрет. Успокаивайте ребенка, говорите, что люди умирают, когда становятся очень-очень старенькие. Ни мама с папой, ни, тем более, малыш еще долго не умрут, потому что молодые и здоровые».
Конечно, лучше бы Вам никогда не довелось рассказывать ребенку о войне. Мирного неба Вам!
С чего начать разговор?
Беседа на такую взрослую тему, как война, требует подходящего момента. Поговорить можно в преддверии праздника 9 Мая, а заодно пояснить, что это за день, что он значит для страны, рассказать о подготовке к параду, об украшении города к празднику.
Ребенок сам может натолкнуть родителя на разговор. У дошкольника к 5 годам возникает много вопросов обо всем на свете, поэтому когда-нибудь он спросит, есть ли бабушки и дедушки у мамы и папы, где они живут, как они выросли. Это подходящая ситуация для разговора о трудном детстве детей того времени, о том, что многие мамы и папы никогда не видели своих бабушек и дедушек.
О войне должны знать дети любого пола. Война — это целый период из жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Это героизм и самоотверженность дедов, отцов, сыновей и братьев, но вместе с тем – крепость духа, забота и стойкость бабушек, матерей, дочерей, сестер. Такие разговоры дают возможность рассказать об истинных образах героев, а не тех, что пропагандируют современные мультфильмы.
Как ребёнку рассказать про войну простым языком
Сейчас же, папы с мамами стараются оградить своих отпрысков от всего «травмирующего психику». При этом взрослые старательно закрывают глаза на то, что детки не задумываясь убивают друг друга в сетевых компьютерных играх и смотрят по телевизору (даже на спортивных каналах) бессмысленные кровавые побоища, гордо именуемые «художественным вымыслом» или «смешанными единоборствами». И это не правильно. Ребёнок должен знать, что такое война и сколько горя она приносит обычным людям.
Разумеется, к подобным разговорам маленький человек должен быть готов. Не стоит сажать за стол несмышленую малышку и вместо весёлой сказки рассказывать про ужасы Освенцима или о последствиях ядерной войны. Но если ребёнок сам проявляет интерес к данной теме, просит купить военные игрушки, играет в соответствующие игры, рисует картинки с военной тематикой и, тем более, задаёт вопросы, значит время пришло.
Практика показывает, что подобный интерес появляется примерно в 4-5 лет. Катализатором же часто выступают такие праздники как 23 февраля и 9 мая. Именно в преддверии данных праздничных дней проводится масса различных мероприятий, а также появляется множество тематической атрибутики, которую дети просто не могут не заметить.
Что говорят психологи
Ни один специалист не даст четкого ответа, как именно нужно разговаривать с детьми о войне. Все зависит от ребенка, его восприимчивости, характера, от мировоззрения родителей. Если вы все-таки решили посвятить малыша в курс событий, нужно сделать это максимально мягко, без описаний страшных событий.
Если речь зашла о войне, естественно, ребенок будет спрашивать про оружие. Расскажите, что первобытные люди использовали зубы и кулаки, потом в ход пошли палки. Но этими способами невозможно было победить противника. С появлением металла человечество начало изготавливать мечи и щиты. Потом изобрели порох, и в ход пошло огнестрельное оружие. Чтобы его легче было перемещать, придумали машины с встроенными пушками и пулеметами. Но пользуются оружием только на войне. В мирное время оно хранится на специальных складах.
На вопрос ребенка, почему начинаются войны, можно дать такое объяснение. Не всегда две противостоящие друг другу стороны могут прийти к единому мнению с помощью слов. Например, происходит борьба за территории. Одна страна не хочет отдавать свою землю, вторая на нее по каким-то соображениям претендует.
Можно рассказать детям о существовании армии. Наверняка они видели людей в военной форме на улице или на парадах. Армия – это специально обученные люди, умеющие стрелять, разрабатывающие стратегический план действий на случай военных действий. Армия есть почти в каждой стране. Задача военных – защищать родную землю от захватчиков.
Расскажите ребенку о Второй Мировой войне. Не стоит углубляться в подробности, ведь даже взрослая психика не всегда может вынести всех ужасов, которые творились в то время. Если в вашей семье предки воевали против фашизма, обязательно упомяните об этом. Покажите фотографии героев, скажите, что они сражались за мирное небо, за то, чтобы все мы жили спокойно и счастливо. Напомните, что каждый год 9 мая наша страна отмечает великий праздник – День победы. Но это не совсем веселый праздник, ведь на войне погибло много людей, были разрушены целые города и страны.
Военные профессии
Знакомя малыша с событиями тех лет, можно также рассказать о военных профессиях. Военные занимаются важными для страны делами: управляют боевыми машинами, несут службу на границе, обучают молодых новобранцев военному ремеслу, чтобы в случае войны они могли встать на защиту Родины. Быть военным – так же почетно, как быть учителем, врачом, пожарным, полицейским. К военным специальностям также относятся профессии врача, летчика, моряка, связиста, инженера, водителя. В военное время люди этих профессий выполняют важнейшие миссии.
Женщины наравне с мужчинами идут на войну и проявляют храбрость, отвагу, самоотверженность. Остальные работают на заводах, в госпиталях, детских садах, школах. Женщины все так же остаются матерями и женами на войне, заботятся о своих и чужих детях, о раненых на войне солдатах, как о братьях.
Если ребенку от шести до семи лет
В возрасте от шести лет малыш уже знает про то, что такое 23 февраля. Понимает, кого поздравляют на этот праздник. Однако, он еще плохо знает один очень важный аспект — историю нашего государства.
Вы можете воспользоваться этим, и рассказать малышу о том, как устроена Россия. Объясните малышу, что вы и он проживаете на территории РФ. Скажите, что вы — россияне.
Также, объясните малышу, что раньше России не было. До 1991 года существовал только СССР. Союз Советских Социалистических Республик.
Расскажите малышу, что СССР представлял собой огромную страну. В нее входило множество небольших государств. Однако, в 1991 году СССР распался. И небольшие государства решили существовать по отдельности.
Объясните ребенку и про войска СССР. Скажите, что Советский Союз, в свое время, создал собственную армию. Она именовалась Красной. Потому, что флаг Советского Союза был окрашен в красный цвет.
Напомните ребенку, что именно Красная Армия победила во время Второй мировой войны. Ваша задача — сделать так, чтобы ребенок на всю жизнь запомнил это. В противном случае, пропаганда зарубежных СМИ и фальсификация истории приведет к забвению подвига наших дедушек и бабушек. А этого не должно случиться ни в коем случае.
Важно! Даже если вы негативно относитесь к службе в армии, и не хотите, чтобы ребенок туда пошел, не говорите этого. Объясните малышу, что защищать Родину — задача каждого мужчины
А в будущем ему уже самому предстоит решить, что делать — служить или не служить.
Напомним, в армию призывают всех граждан России мужского пола. Причем, даже после окончания ВУЗа. Поэтому, идти или не идти в армию — это решать не вам, а военкомату.