Влияние современных игрушек на развитие ребенка
Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:
- Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
- Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.
- Электронные манипуляторы. Игрушки, дополненные электронным функциями, способствуют тому, что ребенок «тормозит» в развитии. Малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка. В результате, прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление.
Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.
Сколько и каких игрушек нужно ребенку
Нейропсихологи рекомендуют ориентироваться на классическую формулу «пять плюс-минус два». То есть оптимальное количество игрушек для дошкольника – от 3 до 7. Здесь мы говорим именно об эффективных игрушках, которые будут активно использоваться, а не просто лежать мертвым грузом в корзине. Именно столько предметов может удержать ребенок в своем внимании.
В таком количестве игрушек есть и вторичная выгода для родителей: их быстрее и проще убирать на место.
Правильное хранение игрушек также важно. Они должны быть в доступе у ребенка, но в то же время если они будут валяться под ногами, то интерес к ним быстро угаснет
Оптимальный вариант – невысокие шкафы или полки, куда ребенок сам может дотянуться.
Игрушки в этом небольшом наборе из 5–7 штук должны различаться по принципу взаимодействия с ними: постучать, пошуршать, пособирать, послушать. Рекомендуем логично разложить игрушки по коробкам, ящикам, полкам, подписать или нарисовать значки: конструктор, мягкие игрушки, наборы для творчества,куклы, транспорт. Чтобы ребенок знал, где место у каждой игрушки.
Еще один важный момент для тактильного и, следовательно, психического развития ребенка – чтобы у него в доступе были разные текстуры. Одна из проблем современных игрушек – они в основном пластиковые
Поэтому родителям стоит обращать внимание на разные фактуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые, деревянные, резиновые, бумажные, металлические. Ну и совсем здорово будет, если удастся подобрать логичную текстуру игрушек: мишка должен быть пушистым, лягушка – гладкой, поезд – железным.
«Застенчивые» Дети
Те дети, которых считают «застенчивыми», «заторможенными» или «замкнутыми», часто нуждаются в дополнительной поддержке (хотя все упомянутые выше предложения применимы и к ним). Часто эти дети просто более чувствительны или им нужно больше времени, чтобы понаблюдать или поразмышлять, прежде чем реагировать (например, прежде чем отвечать на вопросы, если они присоединятся к игре).
В их случае родителям следует:
принимать предпочтения ребенка и не оказывать на него давления, чтобы он обязательно пытался вести себя по-другому (например, если он интроверт — вести себя как экстраверт); ребенок может чувствовать, что родитель не принимает его и не удовлетворен им, и это может вызвать еще большую тенденцию к отказу от контакта (поскольку это влияет на самооценку ребенка).
Ребенку нужна поддержка в поиске его сильных сторон, которые могут помочь ему положительно проявить себя в группе, а также в разработке стратегий, соответствующих его темпераменту и характеру. Сторон, которые эффективно позволят ему раскрыться.
Можно организовать встречи для ребенка со сверстниками на площадке (дома или в каком-либо месте, например, на детской площадке, в бассейне, научном парке) – нужно спросить ребенка, кого он хотел бы пригласить, и подтолкнуть его сделать это (также можно поговорить с родителями выбранного ребенка); застенчивому ребенку будет легче установить контакт в небольшой группе или в парах вне класса, и установление дружеских отношений с одним человеком таким образом может способствовать более широким контактам в классе.
Если у ребенка серьезные трудности и родители не могут помочь ему самостоятельно, стоит проконсультироваться с классным руководителем, школьным педагогом или психологом, либо в психолого-педагогическом консультационном центре.
Специалисты могут предложить ребенку помощь во включении его / ее в жизнь класса (педагог) или в развитии его личных и социальных навыков, которые позволят ему преодолевать трудности (например, психообразовательные семинары, социотерапевтические группы). Если в клинике есть предложение для детей с такими трудностями, стоит проинформировать их родителей.
Требования к игрушкам для детей
Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке». Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:
Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:
- Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
- Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.
- Внешний вид игрушки. Для воспитания художественного вкуса и эмоционального отношения игрушка должна иметь привлекательный дизайн. Ведь в раннем возрасте малыш в первую очередь оценивает все вещи и предметы согласно их визуальной составляющей.
Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).
Как Подходить К Решению Школьных Проблем С Учителями
Когда нужно поговорить с учителями о проблемах, спокойный и позитивный подход, скорее всего, даст положительный результат для ребенка. Вот что нужно делать.
Сделайте паузу, чтобы успокоиться
Если только что произошло что-то, что расстроило ребенка, это может расстроить и вас. Постарайтесь взять паузу, чтобы успокоиться, прежде чем что-то предпринять. Это поможет избежать поступков, о которых вы потом можете пожалеть, например, отправки гневного письма.
Вы можете сказать: «Я вижу, что ты очень расстроен из-за этого, и я тоже расстроен. Нам нужно успокоиться, чтобы мы могли подумать, что делать». Сказав это, вы поможете ребенку освоить эту стратегию.
Будьте положительным примером для подражания
Даже при серьезной проблеме вы можете показать ребенку пример позитивного решения проблем: будьте позитивны, думайте о решениях и говорите о работе с учителем. Это лучше, чем жаловаться или вести себя агрессивно.
Вы можете сказать что-то вроде: «Давай спросим учителя, есть ли у него идеи, как нам решить проблему». Такой подход покажет вашему ребенку, что вы цените мнение учителя.
Говорите уважительно
Независимо от того, что вы думаете, важно позитивно и уважительно отзываться об учителе ребенка, школе и других детях в присутствии ребенка. Если вы будете жаловаться или критиковать учителя или других детей и их семьи, ребенок будет делать то же самое
Обращайтесь по нужным каналам
Обычно это означает, что для начала нужно обратиться непосредственно к учителю ребенка, а не к директору. Обращение непосредственно к директору может сделать проблему более серьезной, чем она есть на самом деле.
Лучше всего договориться о встрече с учителем. Так вы сможете обсудить проблему наедине, а учитель сможет уделить вам все свое внимание. В зависимости от проблемы и возраста ребенка, может быть целесообразно, чтобы ребенок пришел на эту встречу
В зависимости от проблемы и возраста ребенка, может быть целесообразно, чтобы ребенок пришел на эту встречу.
Избегайте оборонительной позиции
Когда возникают проблемы, люди иногда начинают защищаться. Например, если вы или учитель чувствуете, что вас критикуют, вы оба можете почувствовать себя защитниками.
Оборонительная позиция может помешать решению проблемы, поэтому полезно попытаться увидеть точку зрения учителя и помочь ему увидеть вашу точку зрения. Например, «Я понимаю, что нереально ожидать, что вы будете проводить обеденное время на перемене, помогая Ивану, но я беспокоюсь, потому что ему одиноко и не с кем играть. Как мы оба можем помочь ему в этом?».
Что делать с игрушками, которые вам не нужны
Расставание с любимыми игрушками и теми, которые были частью специальной коллекции, или даже просто попытка избавиться от игрушек, накопившихся за эти годы, могут быть очень тяжелыми. Многие люди находят эмоционально сложным раздавать игрушки и предпочитают хранить и передавать их детям и членам семьи.
Существует много благотворительных организаций, которые будут рады найти новые дома для игрушек хорошего качества, особенно в это время года. Онлайн-платформы, торгующие подержанными предметами, — это другие варианты, которые дадут вашим сокровищам вторую жизнь.
Наконец, когда мы приближаемся к Новому году, стоит иметь под рукой список «хороших» игрушек, чтобы вы могли легко ответить друзьям и родственникам, когда они спросят: «Что мы можем подарить детям на праздник?»
Статья по теме: Как подобрать безопасные игрушки детям на новый год.
Шаги По Решению Проблем, Которые Можно Использовать При Встрече С Учителями
Если вы решили, что вам необходимо встретиться с учителем ребенка по поводу серьезной проблемы, следующие шаги помогут вам и учителю работать вместе для достижения положительного результата.
1. Определите проблему
Четко и конкретно сформулируйте суть проблемы — например, что происходит, как часто, кто вовлечен и кто пострадал. Это может помочь использовать вопрос. Например, проблему «Как мы можем помочь Анне найти друзей для игр?» легче решить, чем «Никто из детей не будет играть с Анной».
Полезно также спросить о проблеме у учителя ребенка. Так вы узнаете о ситуации с точки зрения другого человека. Например, «Анна говорит, что никто не хочет с ней играть. Похоже ли это на то, что вы видели?».
2. Определите желания, потребности и проблемы
Позвольте каждому определить свои потребности, нужды и проблемы. Если вы хотите, чтобы учитель оценил ваши опасения, будет полезно показать, что вы понимаете позицию учителя.
Используйте предложения типа «Я понимаю…», «Меня беспокоит…», «Мне нужно…» и «Я хочу…». Например, «Я понимаю, что класс большой, но меня беспокоит, что Алик отстает, потому что не понимает математику».
3. Придумайте возможные решения
Вместе с учителем придумайте как можно больше возможных решений проблемы. Учитель имеет большой опыт решения проблем. У учителя также есть стратегии, которые срабатывали в прошлом.
Очень важно не оценивать идеи на данном этапе. Это повышает шансы найти правильное решение проблемы. 4
Оцените решения
После того как вы с учителем перечислите как можно больше идей, подумайте о преимуществах, недостатках и последствиях каждого решения. Если у решения больше недостатков или негативных последствий, чем преимуществ, вычеркните его из списка. Продолжайте делать это до тех пор, пока не останутся только лучшие решения
4. Оцените решения
После того как вы с учителем перечислите как можно больше идей, подумайте о преимуществах, недостатках и последствиях каждого решения. Если у решения больше недостатков или негативных последствий, чем преимуществ, вычеркните его из списка. Продолжайте делать это до тех пор, пока не останутся только лучшие решения.
При этом важно быть реалистом. Например, неразумно ожидать, что учитель будет сидеть с ребенком во время трудных занятий, но разумно ожидать, что учитель будет проверять его время от времени
5. Выберите одну идею и попробуйте
Выберите лучшую идею или комбинацию идей для опробования. Запишите, о чем вы договорились с учителем, кто и когда будет что делать. Решите, когда вы встретитесь снова, чтобы посмотреть, как работает решение. Дайте решению 1-2 недели, чтобы подействовать, прежде чем снова говорить о нем.
6. Оцените, как все прошло
Учитывайте мнение каждого и отмечайте усилия каждого, когда вы оцениваете, насколько хорошо сработало решение:
- Что дало хорошие результаты?
- Что не сработало?
- Что мы могли бы сделать по-другому, чтобы помочь решению работать лучше?
Если проблема все еще не исчезла или не улучшилась, возможно, придется привлечь других людей для поиска возможных решений. В их число может входить директор школы или координатор по вопросам социального обеспечения. Неплохо сообщить учителю, что вы хотели бы поговорить с другими сотрудниками.
Что такое «родительский авторитет»?
Стать именно таким авторитетом для ребенка очень непросто, поскольку многие родители привыкли добиваться послушания угрозами или излишней строгостью. В результате мы чувствуем стремительную потерю контроля, когда наши дети вырастают, и пытаемся наладить испорченные отношения. Этого можно избежать, если с самого начала строить свой авторитет на принципах взаимоуважения.
Прислушивайтесь к своему ребенку
Вы требуете от ребенка, чтобы он выслушивал вас и поступал так, как вы ему говорите. Однако этого не произойдет добровольно, если вы сами не будете прислушиваться к его желаниям. Например, когда малышу не нравится что-то из одежды, которую подобрала мама для улицы, почему бы не дослушать его недовольство до конца, а не обрывать на полуслове? В ситуациях, когда это возможно, обязательно предоставляйте выбор: что ему надеть, с кем общаться на детской площадке, какой йогурт выбрать в магазине и т. д. Родительская ультимативность должна включаться лишь в крайних случаях, чтобы чадо понимало всю серьезность вашей просьбы.
Проводите время вместе
Конечно, родители и дети постоянно проводят время вместе. Но как часто вам удается заниматься чем-то, не связанным с учебой или домашним бытом? Подберите совместный досуг, который будет интересен и вам, и ребенку: читайте, гуляйте, ходить в кино и парк. Это необходимо для того, чтобы малыш чувствовал связь с вами и воспринимал как друга, с которым хочется делиться своими мыслями. Иначе вам сложно будет сохранять позиции самого близкого человека в будущем.
Не требуйте 100% открытости
Доверительные разговоры между родителями и ребенком обязательно должны быть. Делитесь с ним тем, как прошел ваш день, и не забывайте задавать ему те же вопросы. Чувствуя ваш интерес и сопереживание, малыш с легкостью раскроется перед вами.
Однако у каждого члена семьи — и взрослого, и ребенка — должно быть свое личное пространство и право на секреты. Не требуйте от крохи рассказывать вам все и всегда, если он сам того не хочет. Так ребенок устанет от слишком пристального внимания к себе и инстинктивно начнет отгораживаться.
Не идите на поводу у нервов
Не бывает идеальных родителей, и каждому из нас случалось идти на поводу у нервов, несправедливо накричав на ребенка. Вспылить легко, а вот успокоиться и не сорваться — трудно. Но если вы хотите подавать своим поведением пример и не ставить под сомнение свой авторитет в детских глазах, вам придется поработать над своими эмоциями. Злость и крики ребенок по-настоящему может заслужить только в крайних случаях, когда многократные наставления в спокойной манере оказались безрезультатны. Пожалуй, этот пункт самый сложный, ведь он означает работу над собой и контроль уже не над ребенком, а исключительно над своими действиями.
Устанавливайте правила и выполняйте обещания
Чтобы подорвать авторитет, достаточно всего лишь одного невыполненного обещания. Если же это повторяется систематически, ребенок рано или поздно перестанет доверительно относиться к вашим словам и сам заслуженно почувствует себя вправе нарушать обещания. Помните: не обещайте того, чего не можете сделать.
Причина 3: Краще розвиваються соціальні навички
Діти, у яких мало іграшок, легше встановлюють міжособистісні відносини з іншими дітьми і дорослими. Вони вчаться заводити розмову і підтримувати її. До речі, дослідження підтвердили: люди, які в дитинстві могли легко завести друзів, мали набагато більше шансів у дорослому віці стати успішними.
Причина 4: Дитина вчиться більше дбати про свої речі
Якщо у дитини занадто багато іграшок, вона менше про них піклується. Будь-яка іграшка знецінюється, коли серед купи інших можна легко знайти їй заміну. Твій малюк постійно ламає іграшки? Сховай їх всі. Тоді малюк швидко засвоїть урок ощадливості.
Причина 2: Развивается умение концентрировать внимание на одном предмете
Когда игрушек слишком уж много, у ребенка может начать страдать концентрация внимания. Детке очень сложно сконцентрироваться на одной игрушке, когда позади нее на полке стоит куча других вариантов
Если понаблюдать за игрой современных детей, то можно увидеть, что ни одна игрушка не задерживает их внимание на длительное время. А все потому, что у них слишком большой выбор игрушек. Читай также: Медики нашли игрушку, помогающую быстрее восстановиться недоношенным детям
Читай также: Медики нашли игрушку, помогающую быстрее восстановиться недоношенным детям
Причина 3: Лучше развиваются социальные навыки
Дети, у которых мало игрушек, легче устанавливают межличностные отношения с другими детьми и взрослыми. Они учатся заводить разговор и поддерживать его. Кстати, исследования подтвердили, что люди, которые в детстве могли легко завести друзей, имели намного больше шансов во взрослом возрасте стать успешными.
Причина 4: Ребенок учится больше заботиться о своих вещах
Если у ребенка слишком много игрушек, он меньше о них заботится. Любая игрушка обесценивается, когда среди кучи других можно легко найти ей замену. Твой малыш постоянно ломает игрушки? Спрячь их все. Тогда кроха быстро усвоит урок бережливости.
Причина 5: Легче привить любовь к чтению, письму, искусству
Чем меньше у ребенка игрушек, тем легче привить ему любовь в музыке, книгам, раскрашиванию или к рисованию. Ведь свое свободное время можно занять именно этими занятиями. Ученые доказали, что дети, которые понимают искусство, лучше понимают красоту окружающего мира, эмоции, более общительны.
Читай также: О чем расскажет любимая игрушка ребенка: психологические аспекты детских игр
Причина 6: Развивается изобретательность
В старшей школе ученикам не даются ответы на вопросы, а предоставляются все возможные инструменты, которые помогут ученикам эти ответы найти. Во время игры ребенка это правило тоже имеет место быть. Если у малыша мало игрушек, то он путем использования подручных материалов и включения изобретательства решает проблему. Изобретательность – это огромный дар с неограниченным потенциалом, который надо начинать развивать еще в детском возрасте.
Причина 7: Среди детей возникает меньше разногласий
Некоторые мамы и папы считают, что большее количество игрушек способно снизить накал страстей в детской во время их дележа между детьми. И каждый раз, когда покупается новая игрушка, возникает очередной повод для детского скандала, ссор и истерик. В то же время братья и сестры, у которых мало игрушек, делятся ими между собой, что приводит к развитию умений договориться, сотрудничать, мириться и играть в совместные игры.
Причина 8: Развивается усидчивость
У ребенка с большим количеством игрушек слишком быстро переключается внимание. Если ему дать игрушку, которая требует больше внимания и терпения, чтобы выяснить, как она работает или как ею играться, она тут же будет отброшена ради другой игрушки, более простой и понятной в игре. Те же дети, у которых мало игрушек, более усидчивы, терпеливы и полны решимости
Те же дети, у которых мало игрушек, более усидчивы, терпеливы и полны решимости.
Читай также: Почему интерактивные игрушки могут быть вредными для детей — мнение ученых
Причина 9: Ребенок вырастает менее эгоистичным
Дети, которые постоянно получают все, что хотят, верят, что могут получить все, что им захочется в дальнейшем. Такое отношение быстро приводит к нездоровому (и неподобающему) образу жизни.
Причина 10: Больше времени проводит на свежем воздухе
Малыши, у которых не так уж и много игрушек, больше времени проводят в играх на улице, любят активные игры на свежем воздухе, интересуются окружающей их природой, не страдают от лишнего веса и меньше болеют.
Причина 11: Учится понимать, что игрушки – это не главное удовольствие в жизни
Родители, которые поверили в то, что подарить радость ребенку можно, всего лишь купив ему новую игрушку, сами же приучают чадо к тому, что только материальные вещи и деньги имеют ценность. Детей нужно приучать к тому, что в жизни есть вещи, которые намного ценнее этого и которые тоже способны подарить радость, например, совместная прогулка, поход в театр или в кино, музей и прочее.
Причина 12: Ребенок становится более аккуратным и приучается к порядку
Если у тебя есть ребенок, да еще и не один, то ты прекрасно знаешь, что такое разбросанные игрушки. Чем их меньше, тем меньше беспорядка, тем чище и уютнее дома.
По материалам
Из опыта бывалых мам:
«Анжела 25 лет, г.Санкт-Петербург, сын Алексей 5 лет. Сын с двух лет пытается использовать еду не по назначению. С самого начала строго ловлю его за руку и говорю «Еда не игрушки! Едой не кидаемся!» Сейчас очень редко, но все-таки еще кидает»
«Ольга, 29 лет, г.Новосибирск, дочь Анжела 2,5 года. Не приемлю решений типа: Вон из-за стола! До следующего приема пищи без перекусов! Я дочке все время все объясняю, да, еду бросать не разрешаю, но объясняю почему. Выдаю для бросания пластилин, поролоновые кубики и разрешаю перекладывать еду из тарелки в тарелку. Не вижу в этом ничего страшного»
«Таисья, 28 лет, Г. Пермь, двойняшки Тимофей и Василина 2,6 года. У Тимофея период бросания начался в год и два месяца. Василина сначала с интересом наблюдала за братом и недели через 2 дети стали вместе бросать игрушки, пульты, книги и все что попадется под руку, порой друг в друга. Насчет друг друга – мы просто объясняли, что это больно, так делать нельзя. Опыт пришел быстро, так как один другому быстро дал понять что такое «больно когда прилетит игрушкой» По всему остальному – старались каждый раз давать варианты, типа куклу кидать нельзя, мяч – можно. Еще сильно помогло, когда муж стал выходить с детьми на улицу и подолгу бросать камни в лужу, пока дети не устанут. После этого до конца дня точно никто из наших карапузов ничего не бросал и постепенно эта привычка ушла, хотя многие дети делают это почти до школы. Мне кажется, именно метод «набросаться вдоволь» так сработал».
Выводы:
Кидание игрушек и предметов – это важный этап развития личности малыша. Ребенок бросает и наблюдает куда и как падает предмет, какие звуки издает.
Старайтесь оберегать малыша от кидания опасных, бьющихся предметов, не кричите и не ругайте его. Объясняйте почему нельзя бросать ту или иную вещь. Если кидает в людей – останавливайте и отводите в сторону. Опасные вещи делать нельзя, даже иногда.
Помогайте ребенку исследовать мир вокруг, поддерживайте самостоятельность и организуйте безопасные зоны для игр
Так малыш будет познавать свойства предметов, переключит свое внимание и начнет все реже кидать игрушки.
Постоянные запреты могут усилить желание все кидать. Лучше предложите альтернативу того, что можно кидать: листики во дворе, носочки в стирку, мячики в корзину
Пусть кроха удовлетворит свои потребности в кидании, тогда эта деятельность станет ему менее интересной.
Приучайте малыша к порядку: хвалите за каждую убранную вещь, не разрешайте доставать следующую игру, пока не убрана эта. Хвалите за уборку, даже если пока это не очень похоже на порядок. Продолжайте обучать, все придет со временем. В подростковом возрасте будет легче.
Для мотивации ребенка на уборку игрушек предложите заняться чем-то интересным сразу после того как игрушки будут убраны. Еще можно превратить наведение порядка в игру – убирать наперегонки или только игрушки определенного цвета. После трех лет попробуйте метод соревнований со словами «спорим, ты не умеешь убирать игрушки?». Дети обожают соревноваться, особенно если мама постоянно проигрывает.
(
оценок; рейтинг статьи )