по теме: «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части»
старшая и подготовительная группа
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?
Можно играть на детской площадке, во дворе.
2
Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе?
Нужно быть очень внимательным, потому, что во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
3
Почему нельзя играть на проезжей части?
Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей част и, ребенок создает аварийную ситуацию, которая может закончиться ДТП , травмой или смертью.
4
Почему нельзя играть около проезжей части?
Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
5
Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?
Когда играешь с мячом вблизи проезжей части , мяч может выскочить на дорогу , погнавшись за ним, можно попасть под машину.
6
Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?
Ездить на велосипеде по проезжей част и разрешается детям после 14 лет Маленькие должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах
Катаясь , нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
7
Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?
Можно не рассчитать скорость движения санок , не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
8
Почему нельзя кататься с горки коло проезжей част и даже если машин нет?
Спускаясь с горки трудно затормозить и остановить санки, а машина может появиться в любую минуту. Водитель не рассчитывает, что на дороге появится препятствие, может не заметить и сбить санки, что приведет к серьезным травмам или гибели ребенка.
9
Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?
Проезжая часть не предназначена для езды на роликах, ребенка может сбить машина
Кататься на роликах даже около проезжей части очень опасно, может задеть машина. Кататься можно во дворе и в специально отведенных местах.
Ритуалы начала и окончания занятия
Присутствие ритуалов начала и окончания занятия очень важно при работе с дошкольниками в группах. Ритуалы позволяют лучше организовать детей, настроить их на работу, сплотить и создать необходимую атмосферу
Оргмомент помогает детям понять, где начало и где окончание занятия.
Упражнения для развития памяти у детей на занятиях в детском саду
Примеры ритуалов начала и окончания занятия:
- «Продолжи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети, сидящие напротив, по очереди дополняют его. Например, воспитатель говорит: «Больше всего я люблю покушать… яблоки» или «Моя любимая игра… прятки».
- «Передай сигнал!». Дети сидят или стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель выбирает начинающего, и по команде он слегка сжимает руку стоящему слева, а тот следующему. И так несколько раз, пока скорость передачи «сигнала» не станет максимально быстрой.
- «Ну-ка, повтори!». Воспитатель демонстрирует движение, позу или выражение лица, а малыши должны повторить это все вместе.
- «Сегодня я узнал…». Этот ритуал подходит для окончания занятия. Каждый ребёнок начинает построение своего предложения с этой фразы и дополняет её тем, что запомнилось ему из этого занятия больше всего.
Утреннее приветствие заряжает на весь день
- Физкультминутка под одну и ту же песню или мелодию. Хорошим вариантом будет начинать или заканчивать занятие под выбранную музыкальную композицию. Благодаря этому, малышам будет легко фиксировать момент начала и окончания.
- «Какой я?». Сутью этого ритуала является краткий рассказ каждого крохи о себе. Детям даётся возможность немного обдумать то, что они будут говорить, и, начиная с воспитателя, каждый ребёнок рассказывает о себе несколько слов. Этот ритуал нет смысла проводить каждый день, но, периодически возвращаясь к нему, можно дать понять детям, что какие-то качества и характеристики человека более длительное время остаются неизменными, а какие-то наоборот — меняются каждый день.
- «Море волнуется раз…». Это всем известная детская забава также годится на роль ритуала. Она незамысловатая, веселая, но при этом требует определённой доли внимания от участников.
Вариантов этих ритуалов существует великое множество, перечень доступен каждому. Педагогу нужно выбрать те, которые больше всего подходят именно для его подопечных и проводимых им занятий.
Обратите внимание! Важно помнить, что для начала и окончания занятия лучше использовать разные ритуалы. Достаточно выбрать несколько для начала и несколько для окончания. Так детям проще будет зафиксировать эти моменты
Так детям проще будет зафиксировать эти моменты.
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Путешествие по островкам безопасности»
Цель: Познакомить детей с термином «безопасность».
Задачи: Познакомить детей с некоторыми правилами безопасности.
Развивать мелкую моторику рук, память, мышление, словарный запас.
Развивать дыхательную систему детей.
Воспитывать взаимопомощь в выполнении заданий, дружелюбие.
Материалы и оборудование: картинка дороги, платок, столы, игрушка муравья, предметы пожаротушения, мешочек, картинки со знаками правил поведения на природе, коробочка, картинки с опасными и не опасными предметами.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, мы с вами будем изучать правила безопасного поведения в различных местах. А кто знает, что такое безопасность?
Воспитатель: Безопасность – это правила безопасного пребывания (поведения) человека в окружающей среде, охрана и укрепление здоровья. Сегодня я хочу вас пригласить на путешествие по островкам безопасности. В этом путешествии, мы узнаем, какие правила безопасности будем изучать. Согласны? Тогда встаем на ножки
(Перед детьми воспитатель раскрывает платок (парус)).
Это наш парус, для того чтобы наш корабль поплыл нужен ветер. Но мы в помещении, где ветра нет. Что же нам делать? Правильно, нужно подуть на платок.
Дети дуют на платок и постепенно передвигаются.
Воспитатель: Вот мы у первого островка. А что за островок, вы узнаете, если выполните задание «Собери картинку». Что изображено на картинке? Правильно, это дорога. Значит это островок правил дорожного движения. Здесь мы с вами узнаем как вести себя на дороге, как переходить дорогу, узнаем, что означают сигналы светофора. Поплыли дальше.
Воспитатель: Остановка – это наш второй островок. Посмотрите, что здесь? Мешочек, значит, поиграем в игру «Чудесный мешочек.
Дети достают из мешочка предметы, называя их
Воспитатель: Что это за предметы? Правильно, эти предметы принадлежат пожарному. Значит этот островок правил пожарной безопасности. На этом островке мы узнаем как вести себя во время пожара, причины пожара, о профессии пожарного. Поплыли дальше.
Воспитатель: Устали? А на этом островке мы немного разомнемся.
Физминутка «На зарядку становись!»
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! Одна рука прямая вверх, другая вниз, рывком меняем руки
Повторяем упражненье, Руки перед грудью, рывки руками
Делаем быстрей движенья.
Раз – вперед наклонимся. Наклоны вперед, назад и в стороны
Два – назад прогнемся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмемся.
Приседания опять Приседания
Будем дружно выполнять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Кто там начал отставать?
На ходьбу мы перейдем, Ходьба на месте
И урок наш вновь начнем.
Воспитатель: Что вы с вами сейчас делали? Правильно, зарядку. А для чего нам нужна зарядка? Молодцы, на этом островке будем изучать правила здорового образа жизни, для чего питаться правильно, что такое режим дня и т. д. Поплыли дальше.
Воспитатель: А вот и следующий островок. Посмотрите, а здесь нас ожидает гость. Кто это? (муравей). Муравей хочет познакомить вас со знаками, чего нельзя делать на природе.
Воспитатель: Молодцы! Этот островок о правилах безопасного поведения на природе. Здесь мы узнаем как вести себя на природе, какие растения и грибы бывают. Давайте попрощаемся с нашим гостем. Поплыли дальше.
Воспитатель: Приплыли. Что же готовит для нас этот островок!? А здесь у нас коробочка. Что же в ней?
Воспитатель открывает коробочку, а в ней опасные предметы.
Игра «Топаем, хлопаем»
Если предмет опасный – топаем, если нет хлопаем.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете, какие предметы для нас опасны. Этот островок о правилах поведения дома. Ведь и дома нас могут поджидать опасности, а какие мы с вами и узнаем. Поплыли дальше.
Воспитатель: А вот и островок. Ой, кто-то к нам стучится. Кто же это может быть? Я посмотрю, хорошо. Ой, а там злой, голодный, серый волк. Ребята, мне кажется, что он хочет нас съесть. Что будем делать? Открывать или нет?
Воспитатель: Ой, какие же вы молодцы! Правильно, нельзя открывать дверь незнакомцу. Этот островок правил безопасного поведения с незнакомцами.
А теперь, нам пора возвращаться в детский сад. Дуем на наш парус.
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? |
Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине. |
2 |
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? |
Ожидая транспорт пассажир ? должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным. |
3 |
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным? |
Около автобусной остановки очень интенсивное движение и пассажир может попасть под машину. |
4 |
Как пассажир должен вести себя в транспорте? |
Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми. |
5 |
Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? |
Пассажир не должен заходит ь в транспорт с мороженным, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу. Фантики от конфет и другой мусор нельзя бросать на пол в автобусе. Бумажку нужно положить в карман, а потом выбросить в урну. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобус а иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму. |
6 |
Что еще нельзя делать в автобусе? |
В автобусе нельзя громко включать музыку, ты будешь мешать другим пассажирам . Они могут не услышать, когда объявят их остановку. |
Основные понятия и термины по ПДД
Автобусная, трамвайная остановка — место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.Водитель — человек, управляющий транспортным средством.Двустороннее движение — транспорт движется в двух противоположных направлениях.Дорога — часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.Железнодорожный переезд — любое пересечение дороги железнодорожными путями.Одностороннее движение — транспорт движется в одном направлении.Островок безопасности — место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.Пассажир — человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.Пешеход — человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход — место обозначенное для перехода через улицу. Посадочная площадка — место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.Проезжая часть — часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.Транспортное средство — транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.Светофор — устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу. Тротуар — часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.Улица — часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.Участник дорожного движения — взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
О важности тематического планирования
Невозможно добиться хоть сколько-нибудь значимого результата без комплексного подхода, лучший способ учесть многочисленные детали – подготовить добротный календарный план. В ДОУ он составляется на учебный год (с сентября по май включительно) и содержит весь спектр мероприятий (беседы, игры, викторины, экскурсии, работа с родителями…). Чем подробнее, тем лучше.
Удобны варианты, где каждый месяц посвящен широкой проблеме, каждая неделя предполагает изучение некой важной составляющей этой проблемы, и на каждый день запланировано подходящее мероприятие, призванное раскрыть определенный её аспект. Естественно, необходимо учитывать время года
Зимой актуально заострить внимание на запрете кататься с горы в сторону дороги, рассказать о светотражающих элементах, объяснить принцип увеличения тормозного пути авто на льду. Ближе к лету уместно систематизировать знания детей о правилах, касающихся управления велосипедом
Важно! Педагог должен сам знать, уважать и соблюдать ПДД, не допускать ошибок в терминологии, не пользоваться устаревшим материалом
В противном случае он может научить детей неправильным, опасным действиям, либо спровоцировать пренебрежительное отношение к нормам безопасности
Эффективные виды занятий
Для обучения дошкольников «дорожной грамоте» в ДОУ с успехом используют следующие разновидности занятий:
- беседы;
- открытые занятия;
- разнообразный досуг на тему ПДД.
Дорожные знаки
Беседы о дорожной безопасности
В подготовительных группах плодотворно проходят беседы по тематике ПДД. Дети учатся делать выводы, исходя из собственного опыта, выражать свою позицию, подбирая аргументы, а значит, вспоминая то, чему он уже научился на занятиях. Беседа в целом подталкивает его лексическое, коммуникативное развитие. В то же время она требует минимум подготовки. В 25 минут должно уместиться:
- Вступление от педагога, которое привлечет детей и настроит их на конкретную тему.
- Основная часть, где рассуждения детей должны составлять около трех четвертей всего времени.
- Формулирование выводов, которые под руководством воспитателя делают сами дети.
Формальным поводом для беседы может быть любое, даже вымышленное событие. Например, воспитатель якобы видел, как мальчик неправильно перешел дорогу и его чуть не задавили.
Обратите внимание! Удобно проводить беседу после просмотра подходящего по смыслу мультфильма или чтения рассказа. Можно обсуждать рисунок или смоделировать ситуацию из игрушечных машинок и кукол, и т
д.
Открытые занятия в подготовительной группе
Это событие для дошкольников, почти праздник. Оно может включать активные тематические игры, просмотр мультфильмов, элементы представления, квеста, викторины, беседы с настоящим автоинспектором и пр. Цель – добиться максимальной наглядности, вовлечь детей в события и помочь полному запоминанию важных правил. Неплохо начинать открытое занятие с появления любимых детьми сказочных персонажей, которым по сюжету нужна помощь в освоении ПДД.
Прогулка
На такие мероприятия в качестве пассивных зрителей нередко приглашают малышей из средней и старшей группы.
Лекции по ПДД
Конспекты занятий по Правилам дорожного движения — результат труда преподавателей теории и инструкторов вождения, по сути это и есть сами занятия по ПДД в сжатой форме. Предлагаемые Вам конспекты по ПДД ни в коей мере не заменяют и не могут заменить Правила дорожного движения, это лишь маленький путеводитель для тех кто учится в автошколе, призванный облегчить понимание сухого и официального текста ПДД. На занятиях хорошие преподаватели стараются не вдалбливать пункты Правил, а стараются добиться их понимания, так как именно понимание Правил дорожного движения помогает Вам на дороге.
Представьте двух людей говорящих на абсолютно разных языках, много ли они поймут при общении? Весьма сомнительно… Правила дорожного движения по сути, язык общения водителей, кстати сказать международный. Вам не составит труда, зная Правила, разобраться в дорожной ситуации в любой стране и на любом континенте. Да, все очень просто, Правила нужны для взаимопонимания, зная намерения остальных водителей, а правильнее сказать – участников движения, легко спланировать свои действия. В нашем случае взаимопонимание и безопасность синонимы. Естественно, безопасность обеспечивается не только Правилами дорожного движения. Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Даже сам факт наличия дорог упорядочивает транспортный поток, тем самым обеспечивая безопасность. Представьте, что бы происходило, если бы на большой асфальтированной площадке, между знаков и светофоров разъезжало три-четыре сотни автомобилей… На протяжение нашего обучения мы постараемся в легкой и доступной форме научиться правильно понимать дорожную ситуацию, оценивать все риски и принимать правильное решение на дороге. В дальнейшем мы будем использовать следующие сокращения и обозначения:
ПДД или Правила — Правила дорожного движения; БД — безопасность движения; ГИБДД — Государственная инспекция безопасности дорожного движения; ДПС — Дорожно-патрульная служба; ж/д — железнодорожный переезд; ДТП — дорожно-транспортное происшествие; КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях; ОСАГО —обязательное страхование автогражданской ответственности; ТС — транспортное средство; МТС — маршрутное транспортное средство
движение разрешено, ТС имеет преимущество | |
движение разрешено, водитель ТС обязан уступить дорогу | |
движение запрещено |
- ПДД, общие положения, основные понятия и термины
- Общие обязанности водителей, пассажиров и пешеходов
- Дорожные знаки
- Дорожная разметка
- Применение специальных сигналов
- Сигналы светофора и регулировщика
- Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
- Начало движения и маневрирование
- Расположение ТС на проезжей части
- Скорость движения
- Обгон и встречный разъезд
- Остановка и стоянка
- Проезд перекрестков
- Пешеходные переходы и места остановок маршрутных ТС
- Движение через железнодорожные пути
- Движение по автомагистралям
- Движение в жилых зонах
- Приоритет маршрутных ТС
- Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами
- Буксировка механических ТС
- Учебная езда
- Перевозка людей
- Перевозка грузов
- Дополнительные требования к движению велосипедов
- Неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация ТС
- Основы безопасности дорожного движения
- Оказание первой помощи пострадавшим
- Ответственность водителя
Проект по ПДД в подготовительной группе
Поскольку обучение дорожной грамоте — чрезвычайно актуальная в современном мире тема, охватывающая различные образовательные области в ДОУ, то это направление очень часто выбирается для реализации проектной деятельности (краткосрочной либо долгосрочной) в подготовительной группе.
В качестве примера рассмотрим краткосрочный проект воспитателя А.И. Лапштановой. Срок реализации проекта — 2 месяца (сентябрь–октябрь). Воспитатель подробно обосновывает актуальность выбранной темы, её цель и конкретные задачи, предварительно изучает методическую литературу. Практический этап проекта предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности, игр, творческих заданий, а также ряд мероприятий для родителей. На заключительном этапе проекта воспитатель создаёт ситуацию поиска новой информации и намечает задачи следующего проекта.
Таблица: пример краткосрочного проекта по ПДД в ДОУ (фрагмент)
Автор
Лапштанова А.И., воспитатель МБДОУ Д/с №6 «Солнышко», г
Лукоянов
Название
Педагогический проект «Дети и дорога»
Описание работы над проектом
Организовать работу по решению задач проекта через:
Непосредственно образовательную деятельность:
«Знаки дорожные помни всегда»;
«Осторожно, дорога!»;
«О работе ГИБДД»;
«Транспорт на улицах города»;
«Правила для пассажиров».
«Художественно-эстетическое развитие»:
рисование «Опасные ситуации на дороге», «Улица города», «Транспорт на улицах города»;
лепка «Весёлый светофор»;
слушание «Песенка Свистулькина» из мультфильма «Незнайка».
Ситуационно- имитационное моделирование.
Составление творческих рассказов:
«Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
«Если бы все знаки перепутались?»;
«Истории в транспорте».
Чтение художественной литературы:
Б. Житков «Светофор»;
С
Волкова «Про правила дорожного движения»;
О. Бедарев «Азбука безопасности»;
В. Клименко «Происшествия с игрушками»;
С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»;
И. Мигунова «Друг светофор»;
В. Иришин «Прогулка по городу»;
А. Дмоховский «Чудесный островок»;
Н. Кончаловская «Самокат»;
В. Кожевников «Светофор»;
Д. Хурманек «Перекрёсток» и др.
Целевые прогулки к пешеходному переходу, наблюдения за действиями пешеходов и автомобилистов в условиях улицы; разбор каждой ситуации.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Показ презентации «Дорожные знаки».
Дидактические игры:
«Светофор»,
«Угадай-ка»,
«Наша улица»,
«Виды перекрёстков»,
«Поставь дорожный знак»,
«Это я, это я, это все мои друзья!»,
«Будь внимательным»,
«Правильно разложи»,
«Доскажи словечко»,
«Узнай по описанию».
Подвижные игры:
«Пешеходы и автомобили»,
«Дорожные знаки и автомобили»,
«Светофор» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
«Инспектор ГБДД»,
«Поездка домой на автобусе»,
«У бабушки в деревне».
Отгадывание загадок.
Участие в спортивном соревновании по правилам дорожного движения (ответственный: инструктор по физич. культуре — Горшкова Н.В).
Разбор ситуаций:
«Чего не должно быть»,
«Как правильно перейти через дорогу?»,
«Какие знаки помогают пешеходу в пути?»,
«Что нужно знать, если находишься на улице один?»
С родителями провести:
консультацию на родительском собрании «Как научить ребёнка соблюдать правила дорожного движения»;
практикум: «Как поступить в данной ситуации»;
организовать дискуссию «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»;
информация в родительский уголок: «Правила поведения детей в автомобиле», «Как научить детей наблюдательности на улице», « Причины детского дорожного травматизма»;
совместное творчество детей и родителей — создание рисунков на тему «Мы идём через дорогу».
Цит. по: http://solnishko.edusite.ru/p44aa1.html
Мы живём в обществе, где необходимо соблюдать определённые нормы поведения в транспорте и на проезжей части. Но дошкольники — это отдельная категория пассажиров и пешеходов: такую серьёзную информацию, как правила дорожного движения, им нужно объяснять наглядно и на доступном языке. Даже в подготовительной к школе группе такие занятия должны проходить в игровой форме. Из этой занимательной игры ребёнок обязательно должен извлечь урок, который пригодится ему в нужный момент, помогая сохранить здоровье и жизнь.