Профилактика
Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:
- посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
- обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
- многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.
Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.
- Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
- Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
- право собственности на свое тело;
- разница между хорошими и плохими прикосновениями;
- как распознавать угрожающие ситуации;
- как сказать «нет»;
- как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.
Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.
Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).
Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.
Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:
- определение проблемы;
- определение причин и факторов риска;
- разработка и тестирование мероприятий, направленных на минимизацию факторов риска;
- распространение информации об эффективности мероприятий и расширение масштабов проведения проверенных эффективных мероприятий.
Эмоциональное насилие
1. Такой человек опасается вступать в серьезные отношения из-за того, что не мог никому доверять в своём детстве.
2. Часто происходит так, что человек будто выключается из разговора или события. Это происходит неосознанно и называется диссоциацией.
3. Для такого человека в порядке вещей непредсказуемые и резкие перепады настроения. Это происходит из-за того, что в детстве он видел такое поведение своего обидчика и неосознанно перенял его.
4. Он иногда может причинять себе физическую боль, что тянется с самого детства.
5. В нем много ярости, которая может выйти наружу в самой неожиданной ситуации.
6. Этот человек постоянно на нервах. По этой причине со стороны он выглядит довольно раздражительным или пугливым.
7. Он не чувствует свою нужность. Он постоянно сомневается в своих силах, за какое бы дело ни взялся.
8. У такого человека низкая самооценка.
Эмоциональное насилие детей
9. Он странно реагирует на комплименты, так как всегда сомневается в их искренности.
10. Этот человек очень тихий. В детстве ему всегда говорили о том, что он неправ и незрелый, поэтому он просто стесняется разговаривать.
11. Ему довольно трудно с кем-то сблизиться, так как в целом людей он не любит.
12. Он часто подолгу и помногу мысленно и эмоционально себя изводит, так как для него это является нормой после детских лет издевательств.
13. Он старается избегать конфликтов, потому что они вызывают у него чувство сильной тревоги.
14. Он не умеет смотреть в глаза собеседнику, ему это сделать очень сложно. А если при этом ещё и говорить нужно, то ему становится вдвойне сложнее, потому что тревожность в таких ситуациях у него зашкаливает.
15. Он очень боится, что кто-то его бросит, поэтому опасается привязывания к кому-либо.
16. Этот человек часто находится в оборонительной позиции, воспринимая большую часть чужих слов как нападки или критику, даже если они таковыми не являются. Всему виной пережитое насилие.
2013
В январе 2013 года милиция задержала мужчину, который пытаясь скрыть следы изнасилования маленькой девочки, а также убийства ее матери, устроил в их квартире пожар. Злоумышленник взял в кладовке всю бумагу, газеты, тряпки и поджег их, после чего открыл краны газовой плиты. Преступник рассчитывал, что как только помещение наполнится газом, произойдет взрыв и тогда экспертиза не установит причину смерти женщины и ребенка. После этого он вышел из квартиры, прихватив с собой все ценные вещи и ювелирные изделия.
В мае того же года в Бишкеке пропала 9-летняя девочка — Лидия Видясова. К ее поискам привлекли весь личный состав милиции. Стражи порядка, как и родственники, до последнего надеялись найти ее живой. Однако спустя 13 дней после пропажи, милиционеры нашли труп девочки. В тот же день сотрудники правоохранительных органов задержали ранее судимого, в том числе и за изнасилование, 30-летнего Андрея Овчинникова. Он сразу же признался в содеянном, но попытался оправдаться — мол, был пьян, увез девочку, а потом задушил ее. Тело убийца отнес в подвал и закопал там.
Однако больше всего в 2013 году общественность поразил случай с трехлетней девочкой, которую собственный отец не просто изнасиловал, но и нанес ей множество ножевых ранений. Ребенок выжил чудом. Но возмутительным было то, что мать девочки написала встречное заявление, что она не имеет претензий. Но в итоге суд признал Усена Сакатаева виновным и приговорил к 24 годам тюрьмы.
Еще один случай жестокого обращения с собственным ребенком также попал во внимание прессы. 23-летняя девушка поругалась со своим мужем и уехала с двумя детьми в другой микрорайон, где порезала себя и двух своих детей бритвой
Пострадавшему мальчику было всего 2,5 года, а девочке — 1,5. Они оба были госпитализированы в детскую больницу №3. Мать тоже находилась в тяжелом состоянии. Детей прооперировали, но дальнейшая их судьба прессе неизвестна.
В ноябре 2013 года врачи родильного дома №4 обнаружили пропажу новорожденной девочки. Выяснилось, что ребенка похитила одна из пациенток перинатального центра. Женщина, похитившая девочку, призналась оперативникам, что таким образом хотела удержать мужа в семье, сообщив ему о рождении ребенка.
Откуда берется агрессия взрослых к детям
Да, все люди могут злиться. Однако, когда речь заходит о детско-родительских отношениях, тема агрессии приобретает особое звучание, ведь ребенок не может постоять за себя, дать взрослому отпор.
Даже самые трепетные и ответственные родители нет-нет, да и срываются на детях. И если разовые срывы и всплески гнева еще можно понять и простить, то регулярная немотивированная агрессия сильно травмирует психику ребенка и требует срочной коррекции.
Некоторые люди более склонны к агрессии, их нервная возбудимость такова, что достаточно малейшего повода и они уже готовых к «превышению полномочий», другие проявляют подобное поведение под влиянием определенных факторов — внешних, внутренних.
В любом случае, если в доме есть агрессия, нужно как можно быстрее пересмотреть сложившеюся ситуацию и изменить отношения с близкими. Не дожидайтесь печальных последствий своих «родительских промахов», таких как потеря контакта и взаимопонимания с детьми.
Как вернуть лидерство
Есть три шага, с помощью которых вы сможете предложить вашим детям отношения, от которых они не смогут отказаться.
Показать заботу
Одна из наиболее важных стратегий воспитания альфа-ребенка — проявлять собственную лидерскую позицию: заботу и твердость. Вы должны сообщать ребенку при каждом удобном случае, что можете заботиться о нем. Чувствовать самим, что в вас достаточно сил для этого.
Если ребенок с проблемой доминирования поймет, что он может бросить вызов своим родителям и сбить их с толку, он не будет доверять им. Не дайте ему такой возможности. Хотя будут моменты, когда он будет расстроен из-за того, что вы не подчиняетесь его требованиям.
Укрепить доверие
Дети должны почувствовать, что на родителей можно положиться. Когда они используют свой авторитет для контроля над ребенком, отбирая любимые вещи или отказывая в развлечениях, это только усугубит его альфа-позицию. Если отец или мать не разговаривают с ним, когда обижены, это убеждает его — отношения в их семье условны и опираются только на хорошее поведение.
Вам нужно выдержать перепады настроения, не принуждая и не демонстрируя силу. Лучше прекратить конфликт и поговорить о чувствах и переживаниях ребенка, когда все закончится. Это поможет вам сохранить достоинство и найти общий язык.
Возглавить общее дело
Эффективная стратегия общения с альфа-ребенком заключается в том, чтобы найти ситуации, в которых он будет зависеть от вас. Отправляйтесь вместе на прогулку. Многие дети отказываются от этого. Не только потому, что это предлагают родители. Дело в том, что дом становится их королевством.
Несмотря на протесты, приведите ребенка в новое место, которое вы знаете лучше. Это временно сместит его с лидерской позиции. И вы сможете показать, что готовы сделать все возможное, чтобы он был в безопасности.
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Отношения в родительской семье
Живя в семье, где подзатыльник — норма общения, где маленьких высмеивают, унижают и даже бьют, ребенок не понимает, что стал жертвой насилия. Для него такое отношение естественно и нормально. Он плохой, а, значит, заслужил наказание. Так устроен мир.
Вырастая, 95% детей, которых били и унижали родители, как правило, воспроизводят одну из двух моделей поведения:
-
мальчики становятся агрессивными и осознают, что теперь тоже могут издеваться над окружающими;
-
девочки свыкаются с установкой, что над ними можно посмеиваться, унижать и даже поднимать на них руку.
Когда такие люди встречаются, они воссоздают подобную модель семейных отношений. И даже сопутствующее страдание будет восприниматься как естественный спутник семейных уз.
Как себе помочь, если вы жили с жестокими родителями:
Родительское выгорание
Если к бытовой жестокости наше общество относится терпимо, то к родительству как к явлению предъявляет супер высокие требования. Правильный родитель обязан максимум времени уделять детям, водить их на «развивашки», курсы языков и спортивные секции, обеспечить качественный отдых, путешествия, образование. Не дай бог задеть детскую самооценку, что-то не то сказать или сделать. Ребенок превращается в главный семейный проект. На него бросаются все силы и средства. И если «проект» неуспешен, значит, родители не справились.
Выдерживать такое давление очень сложно. Особенно, если в семье одна мама, есть нерешенные бытовые вопросы или другие проблемы. Родители не выдерживают психологического напряжения и срываются, как думаете, на ком? Конечно, на детях.
Как справляться с родительским выгоранием
Последствия
В результате жестокого обращения могут наступать очевидные последствия: инвалидность и смерть.
Менее очевидны эмоциональные последствия. Дети испытывают страх, гнев, отчаяние, ненависть. В результате нередко развивается комплекс неполноценности, психологические травмы, алкоголизм, наркомания, депрессия и другие психические расстройства. У ребёнка ослабевает концентрация внимания, что ухудшает его школьные результаты. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, не умеют управлять своими эмоциями.
Дети не доверяют окружающим, стремятся к самоизоляции, становятся агрессивными, замкнутыми. Как следствие они не популярны среди сверстников. С годами эти проблемы только нарастают. Дети, подвергавшиеся жестокому обращению, чаще совершают преступления и самоубийства. Они становятся очень уступчивыми и в то же время учатся сами проявлять жестокость: унижать, запугивать бить других людей. Эта модель поведения закрепляется на всю жизнь.
Для некоторых детей жестокое обращение проходит бесследно. Их мы называем жизнестойкими.
Почему он так себя ведет?
Объяснение такого поведения может быть следующим: малыш просто позволяет себе с мамой не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже умеет себя контролировать и даже делает это систематически. Это одна причина.
Вторая причина в том, что ребенок — это универсальный «радар» и стопроцентный «хамелеон» в плане эмоциональных реакций. Это присуще малышу до 6 лет (потом начинают вызревать другие механизмы реакций, и такое поведение отходит на задний план).
«Тревожная мать — это уже мем». Психолог Алина Рябый — о нереальных требованиях к родителям
Способность копировать другого, подстраиваться — один из механизмов развития и совершенствования ребенка-дошкольника: 80% обучения для него — это имитация. Он копирует мамину походку, поведение за столом, манеру разговаривать. Иногда от такого подражания случаются большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок, например, решил приготовить пирог, «как мама», и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, когда он изображает отца, работающего за компьютером. Обычно это выглядит очень забавно.
Когда ребенок плохо себя ведет при появлении мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо — это наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства. Малыш мимикрирует, не осознавая этого, на уровне ощущений. Примерно так же, как растение поворачивается к свету, как кошка приходит «лечить» больное место хозяина.
Например, ребенок весь день провел с бабушкой, у них все было слаженно и гармонично. Он за это время подстроился под бабушкин тип реакций и скорость речи, ее требования. Стал «фиолетовым в горошек». И тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на поведение и слова. Ребенок все еще «фиолетовый в горошек», а ему надо снова стать «красненьким в крапинку», причем быстро.
У ребенка на какое-то время включается своего рода стопор, пока одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, не знает, как себя вести. Одна из возможностей выйти из этой растерянности — провокативное поведение. Все происходит не на уровне осознавания, это поведенческий сбой.
Как вести беседу с учителями
В сложившейся ситуации поведение родителя играет огромную роль. Даже если вы понимаете, что ваш ребенок действительно неправ, вы должны занимать только его позицию.
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
«Папа обижается». Агата Муцениеце об отношениях с Прилучным после развода
При этом не нужно скандалить с учителями, делайте это мудро. Например, вам говорят: «Ваш сын избил своего одноклассника, порвав ему при этом футболку». Отрицать это не нужно, достаточно попросить учителя изъясняться более правильно: «Не избил, а подрался». Вам говорят, что ваш ребенок «украл чужую вещь»? Поправляйте: «Не украл, а взял». Объясните педагогам, что вы сейчас не в суде и использование настолько категоричных формулировок попросту неуместно.
В ходе разбирательства постарайтесь понять, что на самом деле стало причиной поступка, совершенного ребенком. Не будет лишним уточнить, единственный ли это случай либо подобные инциденты уже случались не раз.
Если случай единичный, обязательно прилагайте все усилия, чтобы урегулировать конфликт. Для этого вам, скорее всего, придется встретиться с родителями другого участника случившейся истории и решать вопрос с ними. Кроме того, вы должны пообещать всем, что с вашей стороны будут приняты все необходимые воспитательные меры, благодаря которым подобная ситуация больше не случится.
2016
В августе этого года в 3-ю детскую больницу поступил четырехмесячный ребенок, которого сильно избил его 19-летний папа. Выяснилось, что малыша избили только за то, что он громко кричал, в то время как мамы не было дома. Нерадивого родителя водворили в СИЗО-1. В отношении него возбудили уголовное дело. Мать ребенка отказалась писать какое-либо заявление против своего гражданского мужа.
В Нарыне в этом году мать задушила своих двух дочерей полиэтиленовым пакетом. После убийства она попыталась скрыть произошедшее — утром позвала родственника и сообщила, что девочки умерли от болезни. Женщину задержали и водворили в СИЗО. Следствие по данному факту продолжается до сих пор.
Буквально в октябре от «лечения» у народного целителя в Бишкеке умер шестилетний мальчик. На спине ребенка нашли надрезы, которые делал лекарь. Выяснилось, что после этих надрезов, мужчина обрабатывал их медным купоросом. Таким образом родители мальчика пытались вылечить его от псориаза. Однако ребенку стало хуже и его привезли больницу, где он и скончался.
Две модели поведения родителя
Когда складывается подобная ситуация, все родители делятся на два лагеря: одни начинают яростно защищать своего ребенка, обвиняя в случившемся всех окружающих, а другие присоединяются к «обвинителям» и вместе со всеми начинают ругать свое чадо. Скажу вам сразу: и одна, и вторая модель поведения — неправильные. Так как в первом случае вы делаете все возможное, чтобы вырастить из своего ребенка инфантильного человека, а во втором — своим же поступком взращиваете в нем комплекс неполноценности и массу прочих «тараканов», справляться с которыми ему потом придется долго и дорого (без специалиста тут не обойтись).
Разных детей разные виды насилия калечат по-разному
Оказывается, различные виды насилия наносят психике каждого ребенка индивидуальные разрушающие травмы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана подробно объясняет связь подобных видов «воспитания» с последующими проблемами.
Крик заставляет любого ребенка терять чувство безопасности и защищенности. Ребенок со зрительным вектором погружается в пучину страхов, от которых будет страдать на протяжении взрослой жизни. Дети с анальным вектором в будущем будут неспособны принять собственного решения и страдать от прокрастинации. Кожный вектор, который должен из ребенка сделать прекрасного инженера или законотворца, под воздействием воплей превращает его в будущего изворотливого лгуна.
Но самый непоправимый ущерб крики наносят ребенку со звуковым вектором. Из потенциального будущего гения ребенок превращается в неспособного к взаимодействию с внешним миром человека, в худшем случае – аутиста.
Битье травмирует любого ребенка. Но самые тяжелые последствия для психики получает ребенок с кожным вектором. Бьете ребенка по рукам за то, что берет чужое – вы своим незнанием его психики превращаете в будущего вора. Поскольку у таких детей кожа очень нежная, побои зарождают мазохистские тенденции, непроизвольное стремление к получению новой порции болезненных ощущений. А девушки, предлагающие себя за деньги, это те самые, битые своими родителями дочери с кожным вектором.
Регулярные оскорбления, унижения, обзывания у ребенка с анальным вектором зарождают обиды, которые он будет помнить всю жизнь. Они на всю жизнь сделают его «тормозом». А у детей с кожным вектором такой вид жестокого обращения создаст жизненный сценарий на неудачу – как бы человек ни старался чего-то добиться, все будет заканчиваться крахом его планов.
Наверное, некоторые недоверчиво хмыкнут, но насильственное кормление ребенка – один из видов жестокого обращения. Заботливые женщины очень любят вкусно накормить всех, в том числе любимых детей. Но если ребенок не хочет есть, а его заставляют, упрашивают, убеждают – это приводит в дальнейшем к неспособности получать радость от жизни.
«Всего лишь» подзатыльники, раздаваемые родителями с «воспитательной» целью, навсегда отбивают у ребенка способность различать феромоны. Это лишает его в будущем естественного влечения к противоположному полу.
Откуда берется склонность к насилию
Возможность разобраться в причинах этого дает Системно-векторная психологи Юрия Бурлана. Раскрывая особенности векторов, которые лежат в основе нашей психики, она помогает нам лучше понять себя и других, увидеть, что руководит нашими поступками. Всего векторов восемь, и каждый из них определяет психику, темперамент, способности, желания и возможности личности.
Среди всего разнообразия человеческих характеров системно-векторная психология конкретно указывает людей, склонных к различным видам насилия в семье и не только. Ими являются те из нас, чья психика определяется анальным вектором. Это при том что именно обладатели анального вектора от природы наделены качествами лучших мужей, жен, отцов, матерей, воспитателей и преподавателей.
Они – приверженцы семейных ценностей, традиций, обладатели огромных желаний и способностей учиться и учить. Благодаря своей отличной памяти, они из поколения в поколение передают накопленный человечеством опыт.
Что заставляет некоторых из них переступать грань добра и зла, проявляя насилие в семье или в детских коллективах?
Профилактика
Крайней мерой защиты детей от жестокого обращения является лишение родительских прав и привлечение насильников к уголовной ответственности.
Нередко эффективным способом профилактики жесткого обращения с детьми является психологическое консультирование и социально-психологические тренинги. У родителей, которые научились эффективным способам воспитания и общения, управления своими эмоциями, отпадает необходимость прибегать к психологическому и физическому насилию над детьми. Можно учиться этому самостоятельно с помощью книг:
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как?;
- Гиппенрейтер Ю. Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?;
- Кови С. 7 навыков высокоэффективных людей;
- Корчак Я. Как любить ребёнка;
- Мазлиш Э., Фабер А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили;
- Петрановская Л. Если с ребенком трудно;
- Соловейчик С. Л. Непрописные истины воспитания.
Главная причина агрессии взрослых
По сути, она одна — изъян личности взрослого. Отношения по шаблону родительской семьи, выгорание, усталость от проблем, личностная незрелость — все говорит о том, что человеку не хватает собственных ресурсов справляться со своими жизненными обстоятельствами. Ему сложно организовать свою жизнь с учетом своих интересов и возможностей. Роли взрослого и родителя им не осознаны в полной мере. Он играет их вынуждено в силу обстоятельств и возраста.
Когда взрослый говорит ребенку: «У тебя что, совести нет?»; «Тебе маму совсем не жалко»; «Ты нас с матерью в гроб загонишь»; «Всю душу мне вымотал»; «Тебя что, выпороть?» и т.д., он перекладывает на него решение конфликта. Не сам принимает решение наказать, простить, объяснить, а ждет, что дочь или сын сделают это за него
И неважно, сколько им лет — 5 или 15
Что с этим можно сделать
Осознать, что вы несете ответственность за физическое и эмоциональное состояние ребенка, а не наоборот
Осознать, что все не так безысходно, как кажется
Каждому человеку можно помочь. В 99% случаев ситуация не так безнадежна, как думают родители. Если отношения с ребенком зашли в тупик, мучиться от угрызений совести бесполезно. Гораздо эффективнее обратиться за помощью к специалисту. Начните действовать и будете вознаграждены новым качеством взаимоотношений в семье.