Рене Нейра
Рене Найра со своей внучкой
В одном из колледжей Техасса не так давно появилась удивительная пара студентов. Она симпатичная 18-летняя девушка, а он импозантный 82-летний мужчина. Мелани и Рене приходятся друг другу внучкой и дедушкой, и поступили они в университет одновременно.
Рене рьяно взялся за изучение экономики, а его внучка предпочла изучать искусство. До поступления дедушка Нейра самостоятельно изучал экономику, но всё же решил, что университетских знаний это не заменит. К тому же он решил, что учёбу, начатую в пятидесятые, было бы неплохо и закончить. А после окончания колледжа Рене Нейра планирует поступить в университет, чтобы получить степень бакалавра. Что ж, у такого целеустремлённого мужчины это точно получится! Получилось ведь закончить университет у 80-летней Рут, вынужденной прервать учёбу из-за войны.
Американская теория поколений
Историки из США в 90-х годах прошлого века озвучили теорию X, Z, Y. Ученые утверждают, что каждые 20 лет поколения меняются, а затем идет повторение. Как разделили американские историки людей разных периодов рождения:
- 1961-1981 годы рождения – поколение Х;
- 1981-2004 годы рождения – поколение Y;
- рожденные с 2005 года – поколение Z.
Первая категория (Х) отличается повышенным трудолюбием, выносливостью, блестяще исполняет поставленные задачи, подчиняется общим правилам. Люди, рожденные в этот период, дорожат домом, бережно относятся к вещам, умеют экономить.
Вторая категория (Y) характеризуется следующими качествами: хорошее чувство юмора, позитив, жизнерадостность. Люди, рожденные в этот период, идут по жизни легко и весело, ищут разнообразия во всем, готовы к новым открытиям.
Третья категория (Z) отличаются лидерскими качествами. Это, как правило, самостоятельные, целеустремленные, независимые люди.
Психологи говорят, что у каждого поколения цели и стремления бывают похожими, поэтому теория американских ученых не считается научным доказательством.
Советские школьники
Конечно, современный быт не сравнить с советским. И проблема не только в появлении Интернета, гаджетов и новых технологий. Дело в том, что в СССР детей с ранних лет готовили ко взрослой жизни. А потому даже в подростковом возрасте советский ребенок был вполне самостоятельной личностью, знал, чего хочет от жизни, мог обеспечить свои нужды.
Depositphotos
В обществе, где любовь к труду была настоящим культом, школьники советских времен не могли быть лентяями и лежебоками. А потому они постоянно осваивали новые навыки, учились у старших, обзаводились полезными хобби.
Парни интересовались радиотехникой и электроникой, мастерили поделки из дерева или увлеченно возились с транспортными средствами. Эти навыки оставались потом на всю жизнь и нередко помогали себя прокормить.
Depositphotos
На уроках труда девушки учились готовить, вязать и вышивать, а мальчики осваивали искусство владения молотками, стамесками и рубанками. Эта дисциплина сохранилась и в наших школах, однако осталась она, скорее, для галочки. Ведь даже вопрос сбора условной табуретки может стать для современного выпускника непосильной задачей.
Удивительно, но советские дети умели лучше общаться, чем их современные сверстники. Отсутствие Интернета и гаджетов (а порой даже отсутствие электричества и света) выгоняли детей на улицу в любую погоду. Вне дома они знакомились, собирались в компании, играли, общались.
Depositphotos
Кроме того, в СССР детей обучали правильному общению со старшими и младшими, прививали правила поведения. Конечно, в то время дети были менее раскрепощены, чем сейчас, но зато от них исходило больше уважения к окружающим.
Важно отметить и то, что современный ребенок слишком разбалован доступностью всего. Он не видит в вещах ценности, ведь уверен, что любой предмет можно безболезненно заменить
А зачем тогда чинить старое, если можно купить новое? А вот советские дети могли починить что угодно — и обувь, и гирлянду, и утюг, и даже магнитофон.
Depositphotos
Отдельно стоит сказать и про такое важное и развивающее занятие, как чтение книг. И если в советское время читать и посещать библиотеки было модно, а редкая книга считалась лучшим подарком, то сегодня внимания детей и подростков хватает разве что на чтение коротких заметок в новостной ленте.. Можно с грустью заявить, что современные дети не умеют читать книг
Они слишком избалованы теми яркими развлечениями, которые доступны сегодня, и на затяжное чтение вкупе с самостоятельным обдумыванием и анализом прочитанного просто не хватает времени и желания. При том, что сегодня любая книга доступнее, чем когда-либо.
Можно с грустью заявить, что современные дети не умеют читать книг. Они слишком избалованы теми яркими развлечениями, которые доступны сегодня, и на затяжное чтение вкупе с самостоятельным обдумыванием и анализом прочитанного просто не хватает времени и желания. При том, что сегодня любая книга доступнее, чем когда-либо.
Depositphotos
В результате вырастает целое поколение людей, которые что-то слышали обо всём, но ни в чём не разбираются досконально. И если советские дети, имея небольшой набор дисциплин, хорошо знали каждую, то у современного ребенка нагрузок много, но осилить всё не представляется возможным.
Depositphotos
Мы нередко слышим фразу, что «раньше было лучше». Но всегда будут как сторонники, так и противники такого утверждения. Человечество постоянно движется вперед, а потому каждое поколение всегда чем-то отличается от предыдущего.
А поскольку в последнее время перемены и правда были стремительными, неудивительно, что школьники Советского Союза и современные дети отличаются столь разительно. Но только время покажет, кто же был лучше и кто принес больше пользы.
Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд
При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые. Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство.
Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день (пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее) без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно.
Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Она была изложена в декретах: «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией.
Джон ДьюиФото: Wikimedia Commons
Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан. Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства.
Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. Каждая школа, согласно декрету №812, должна была завести приусадебный участок.
По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться».
Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование
Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт
Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы (а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР) был сопоставим с полной анархией.
Школьная система XIX века в России
Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.
Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:
- Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
- Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
- Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
- Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.
Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:
- Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
- Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
- Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.
В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:
- Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
- Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
- Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.
2010-е годы: боец
Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы.
Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.
«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика
Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой:
Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам.
Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.
Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.
Рут Альмон
Детство Рут фактически закончилось в 1933 году, когда к власти в Германии пришёл Адольф Гитлер. Её родители бежали из страны в Палестину, а девочке вместо второго класса пришлось пойти работать на рынок. А в 56 лет Альмон, уже имея троих взрослых детей, решила всё-таки закончить своё обучение.
Рут Альмон учится за компьютером
К тому времени Рут так и не научилась нормально читать и писать, поэтому ей пришлось сначала научиться этому в Открытом Университете на курсах для пенсионеров. Позднее она поступила в Университет Хайфы на кафедру экологической и эволюционной биологии. Обучение несколько затянулось, в университете Альмон провела целых десять лет. Но оно того стоило. Пожилая студентка закончила университет с отличием и написала замечательный диплом по орнитологии, рассматривающий поведение бакланов. Сама Рут была очень рада своему званию магистра и поначалу ей даже не верилось, что она его получила. Обрадовалась получению диплома и тайка Кимлан Йинакул.
Эпоха запретов
Так как советская система стремилась воспитать равных(считай — одинаковых) членов общества, то наказание за различия во внешнем виде были достаточно суровы.
Например, для девочек были под запретом длинные распущенные волосы ниже плечей, тут была приемлемой только коса. А другая прическа считалась признаком распущенности девушки, и ее в обязательном порядке заставляли сменить прическу, иначе дело могло дойти даже до исключения из школы.
Парней тоже не пускали в класс, если их прическа отличалась особой патлатостью. Особенно порицалось копирование стиля “Биттлз”, когда волосы опускались ниже плеч. Иногда провинившегося могли остригать прямо на уроке!, а потом еще и устроить выволочку при всей школе, обвиняя парня в попытке подорвать социалистические ценности.
Кирилл Патрахин
Кирилл Петрович всегда любил путешествовать, и к своим 89 годам успел побывать в 75 странах. Поэтому неудивительно, что он решил поступить в университет на географа. Вышло у него это не сразу, к поступлению Патрахин готовился два года. Хотя за плечами у пенсионера уже было высшее строительное образование, полученное им в 37 лет.
Кирилл Патрахин. Фото: Николай Оберемченко / «Комсомольская правда»
Патрахин поступил в престижный пермский педвуз, правда, на платное заочное отделение. Но никаких поблажек пенсионер для себя не требует. Наравне со своими молодыми сокурсниками он занимается физкультурой и просиживает много времени за учебниками. Однако по физкультуре ему всё-таки поставили зачёт автоматом, как ни настаивал Патрахин на сдаче нормативов. В зачётке Кирилла Петровича — одни пятёрки и четвёрки, поэтому он не сомневается, что и диплом получит без проблем. К моменту окончания университета Патрахину будет уже 95, но для него самого это не имеет никакого значения, ведь «жить никогда не поздно», как говорит пожилой студент.
Смольный институт Екатерины II
До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:
- В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
- В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
- В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
- В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.
Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:
- Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
- Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
- Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
- Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.
В школу в 8 лет
Основная масса родителей все-таки предпочитает со школой не торопиться. Простой пример: если набрать в поисковике «В школу в 6 лет или в 7», выпадет не один миллион ответов, и в большинстве из них утверждается, что в школу надо идти ближе к 8 годам. Некоторые даже сожалеют, что нельзя ребенка в 9 отдавать, чтоб наверняка с нагрузками справился.
В отличие от «амбициозных», родители «митрофанушек» ставят во главу угла не интеллектуальную, а психологическую и эмоциональную готовность ребенка. Отчасти они правы: еще выдающийся психолог Лев Семенович Выготский утверждал, что у детей с 3 до 7 ведущая деятельность — игровая, а познавательная становится преобладающей с 7 до 13 лет.
Но опытные воспитатели и педагоги знают, что принцип «лучше поздно, чем никогда» работает далеко не всегда. Это подтверждает Светлана Юрьевна Кондякова, старшая воспитательница детского сада «Жемчужина»: «Действительно, бывают дети, которые в течение лишнего года, проведенного дома или в детском садике, могут запросто растерять весь интерес к учебе. Самое печальное, что исчезает мотивация к обучению и познанию. В первом классе им будет скучно и не интересно, а если так, то каких успехов в учебе можно в этом случае ожидать? Пересидевшие дети остаются еще на год в детском саду, где продолжают играть, и в дальнейшем воспринимают учебу на уровне игры».
Пересиженным деткам приходится туго. Чуть ли не до третьего класса они вынуждены проходить то, что уже давно знают, и школа для них — очень скучная история. Что делать подготовленному ребенку в классе, где все решают 2 плюс 2 равно 4, в то время как он с дробями справляется играючи? Психологи считают, что для подлинного интереса к учебе именно этот интерес и есть основной двигатель школьной успешности и успеваемости. Процесс познания должен быть немножко сложным, должен находиться в так называемой зоне ближайшего развития, чтобы вызывать азарт исследователя, радость первооткрывателя. Это очень сильно мотивирует!
И все же в 6,5 лет к школе готовы далеко не все. Например, ребенок может уметь читать и считать, быть крупным и сильным, но психологически ему надо еще подрасти.
Законы пионеров
Пионер – юный строитель коммунизма – трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником. Пионер – активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран. Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят. Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет. Пионер – надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.
У пионеров было множество обязанностей: сбор металлолома и макулатуры, уборка в парках и скверах города, ведение школьной стенгазеты, тимуровская работа и многое другое. Но самое главное – это шефство над октябрятами. Пионерам давали «подшефный» первый класс, чтобы познакомить детей со школой, помочь им освоиться, они должны были следить за их внешним видом, помогать в учёбе.
Пионеры, приняв на руки доверчивых, испуганных первоклашек, отвечали за них во всём. Первые месяцы проводили с ними все перемены, везде водя за ручку. Девочки приносили из дома бантики и заколки, заплетали малышкам на переменках косички – ведь не у всех мам была возможность это сделать дома, многие уходили рано на работу. Мальчишки учили своих подшефных играть в футбол после уроков, кататься на коньках. Делали с первоклашками домашнюю работу. Водили их в кино после уроков, покупая билеты на свои карманные деньги. Отвечали на вопросы первоклашек.
Что будет дальше с российским образованием
Итак, современное российское образование унаследовало что-то от советской системы (относительную доступность), при этом стало слишком перегруженным, оторванным от практики, знания перестали быть глубокими, а творческого процесса в образовании скоро вообще не станет.
Нельзя сказать, что государство считает систему идеальной (хоть серьезной критики и нет), но на ближайшие 5 лет запланирована реализация национального проекта «Образование». Это несколько проектов, сгруппированных по 4 основным направлениям:
- обновление содержания;
- подготовка и переподготовка кадров;
- создание современной инфраструктуры;
- эффективное управление.
С точки зрения качества образования самые важные – первые 2, которые отвечают на вопрос «Чему учить детей?» и «Кто будет этим заниматься?». На весь проект запланировано потратить почти 800 миллиардов рублей (что в масштабах бюджета страны за 6 лет не так уж много), а целей поставлено много.
Среди целей – ликвидация третьей смены в школах (в России пока еще есть и такое), возможность учиться по индивидуальному плану, создание общественно-деловых объединений, постоянное повышение квалификации минимум половины учителей, полноценный запуск Национальной системы учительского роста (одна из частей которой – обязательная аттестация по новым правилам – вызвала бурю возмущения), и т.д.
То есть, российское образование будет продолжать двигаться примерно в том же направлении, что двигается сейчас – никакой отмены ЕГЭ или возвращения к отдельным элементам советской системы не планируется.
Эксперты считают, что образование должно двигаться в будущее, но не оставлять за бортом лучшие достижения советской системы. Полностью копировать советскую систему не стоит, говорит Роза Саргсян, в современных реалиях она не будет работать:
Что же касается дальнейших действий, то будущее образования – в сочетании нового содержания и современных технологий, считает Павел Чернышов:
Кстати, профессиональному образованию в России стали уделять внимание не так давно – в 2012 году страна вступила в «WorldSkills International», а в 2019-м в Казани прошел мировой чемпионат ассоциации. Также в России уже активно проводятся выпускные экзамены по стандартам WorldSkills
Возможно, складывающаяся в России система образования будет иметь мало что общего с советской, но если учесть, что современный мир отличается от того, что было 30 лет назад, это не так уж плохо.
Школы в допетровской России
До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.
<<Форма демодоступа>>
Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:
- грамматику,
- диалектику,
- риторику,
- церковное пение,
- землемерие,
- географию,
- звёздознание.
Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.
Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил
Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.
Учёба, выходные, каникулы
Учебная неделя в стандартной школе составляла шесть дней. Суббота ничем не выделялась среди других в расписании. Единственное отличие — именно на неё обычно приходилось проведение классного часа. Лишь в конце 90-х, с реформой образования, многие заведения перешли на пятидневку.
Урок, как и сейчас, составлял один академический час, то есть 45 хронологических минут. Перемены были преимущественно 5 минут, за исключением большого перерыва в полчаса, когда детей вели в столовую перекусить. Начинаться занятия могли как с 7.30, так и с 8.00, и продолжались до 12.00 или до часу дня. Во многих школах была распространена вторая смена, то есть учёба после обеда и до вечера. Причиной было большое количество учащихся: классы попросту не вмещали всех детей.
Длительность летних каникул была неприкосновенной: с 25 мая и по 1 сентября можно было отдохнуть. Однако к свободе прилагался внушительный список внеклассного чтения: литературы, которую нужно было освоить за три месяца. plaza-escorts.com. Помимо этого, существовали недельные перерывы между четвертями примерно в середине осени и в конце марта.
Внеурочная деятельность
Стоит отметить, что наряду с обязательной программой имелись довольно обширные факультативные курсы для желающих. С ностальгией люди постарше вспоминают систему кружков. Каждый мог найти занятие по душе — от автомоделизма до выжигания по дереву и курсов кройки и шитья. И всё это совершенно бесплатно. Единственным занятием, за которое родителям приходилось отдавать деньги, было посещение музыкальной школы.
Статистическое большинство школьников было включено в советскую систему отдыха в детских оздоровительных лагерях. Немалый вес в этом деле имели пионерская организация и ВЛКСМ.
Достойное место занимал и спорт
Поскольку в СССР он формально был только любительским, пристальное внимание уделялось формированию кадров. Наличие соответствующей инфраструктуры (бассейны, дворовые спортивные площадки) позволяло мальчишкам и девчонкам поддерживать хорошую физическую форму, даже не ставя задачу показать высокие результаты на соревнованиях
Школа в СССР имела как плюсы, так и минусы. Стандартизация образования с целью получить серый оболваненный винтик государственной машины соседствовала с высоким уровнем теоретической подготовки и массовой эрудированностью масс. Будучи делом прошлым, школьное образование СССР продолжает выступать предметом жарких споров до сегодняшнего дня.
Как большевики, придя к власти, стали переделывать традиционную школу
Большевики сформулировали принципы своей образовательной политики ещё до революции. Они в основном опирались на идеи Маркса, Энгельса, Ленина, Клары Цеткин, Эдвина Гёрнле и других немецких социал-демократов. Также на коммунистическую концепцию образования (социального воспитания, как говорили сами большевики) повлияли взгляды Льва Толстого, Петра Кропоткина, Константина Вентцеля.
С самого своего прихода к власти коммунистические лидеры действовали в сфере образования самым решительным образом. Только за 1918 год советские декреты в корне изменили дореволюционную школу: полностью отделили её от церкви и запретили преподавание богословия, ввели совместное обучение мальчиков и девочек, отменили оценки, наказания и плату за учёбу. Но самое главное — образование наконец-то официально стало всеобщим и обязательным, хотя и с оговорками.
Проводя реформы, новая власть стремилась избавиться от «старой школы». С одной стороны, для ускоренной индустриализации страны нужно было обеспечить граждан равным средним и профессиональным образованием. С другой, создав единую систему образования (от детского сада до вуза), надо было выковать нового, советского человека, готового строить новый мир.
Детский сад на прогулке, Ленинград, 1930-е годыФото: Wikimedia Commons
1920-е годы стали для советской школы временем смелых педагогических экспериментов. При этом многие лидеры Наркомпроса не имели не только педагогического образования и опыта, но и даже высшего образования. Тем не менее они были знакомы с передовыми педагогическими идеями своего времени.
Сочинение на тему: когда моя бабушка училась в школе
На улице двадцать первый век высоких технологий и компьютеризации, век информации. Нам очень сложно понять тех, кому пришлось жить в иные годы, когда не было всяких гаджетов, мобильных телефонов и компьютеров. Не понять нас и нашим бабушкам, которые очень часто говорят такую фразу как, в наше время было по-другому, в наше время было другое отношение, другая школа.
Обычно данная фраза пролетала мимо ушей, но однажды я заинтересовалась, а как же было раньше? Чем отличались школьные годы бабушки, от наших школьных лет? А отличия были существенные и об этом мне поведала моя бабушка. А я поделюсь с вами информацией в сочинении на тему: Когда моя бабушка училась в школе.
Обратите внимание
Чтобы понять временной период, скажу, бабушка пошла в школу в 1950 году. Это было время, когда не так давно завершилась война, всем очень тяжело, вокруг бедность и попытки восстановить то, что было разрушено войной.
Понятное дело, ни о каких гаджетах и речи не было в те непростые времена. Когда моя бабушка училась в школе, не было ни компьютеров, ни интернета, ни интерактивных досок, ни видеоматериалов.
В классе была скромная мебель, парты, учительский стол, потрепанные учебники, обычная деревянная доска, на которой и решались примеры на уроке.
Все ученики ходили в скромной форме, носили обычные портфели и ни коим образом не пытались выделиться. Теперь же современные дети хвастаются новыми покупками, показывая своим друзьям последнюю модель смартфона, или новый школьный наряд.
За нас же все сделает поисковая система в интернете, где можно найти любые школьные материалы.
Мы слишком ушли в виртуальный мир, и если бабушка моя на перемене со своими подругами прыгала на скакалке, то современные дети все сидят в телефонах.
Другое отношение было и к учителям. Во времена моей бабушки было глубокое уважение к школьным преподавателям, их даже немного боялись. Сегодня же ученики могут вступить в спор, могут даже говорить с учителем на повышенных тонах.
Важно
Единственное могу сказать, похожи наши школьные годы лишь тем, что и в наше время, и когда училась моя бабушка, были хулиганы-двоечники, которые могли сорвать урок.
Они придумывали различные пакости, что и является головной болью для учителей всех времен.
Очень жаль, что в наше время люди стали не такими отзывчивыми, каждый стал только за себя, проблемы другого не его проблемы. Сложно найти тех, кто безвозмездно придет на помощь, а вот в школьные годы моей бабушки все было по-другому и в этом был огромный плюс того далекого уже для нас времени.
Расписание
Набор предметов, которые преподавались ученикам, призван был воспитать всесторонне развитую личность с энциклопедическими знаниями. Такая задача имела свой социальный и производственный заказ: получая стандартно обученных выпускников с базовым набором информации, любое предприятие либо вуз могли успешно сформировать на этой основе специалиста нужного профиля.
В начальной школе большое внимание уделялось чистописанию: детей учили не просто выводить буквы, но делать это красиво и правильно. Учитывая, что самопишущие ручки получили распространение в СССР только в 70-х годах, данный предмет был жизненно необходимым
Также детей учили чтению, грамматике русского языка, рисованию. С первого класса была физкультура.
В середине обучения в программу вводился иностранный язык — английский или немецкий, реже французский. Мнение ребёнка при выборе лингвистического направления не учитывалось. Математика начинала делиться на алгебру и геометрию, на смену природоведению приходили география и биология. С пятого класса приступали к длинному курсу истории, который оканчивался уже вместе со школьным обучением.
У старшеклассников исчезал из программы русский язык, освоенный в предыдущих классах, зато расширялось естественнонаучное направление. В дополнение к химии и физике добавлялась астрономия, а к геометрии — черчение.
«Вымирания детей остаётся несомненным фактом»
Настоящей бедой для страны в те годы был колоссальный уровень детской смертности. К примеру, в Московской губернии, дети-груднички составляли 45,4% общего числа умерших всех возрастов. А, по данным 1908-1910 годов, количество умерших в возрасте до 5 лет составляло почти 3/5 общего количества.
Если в 1867-1871 годах из 100 родившихся в возрасте до года умирало более 26 младенцев, то через 40 лет динамика практически не изменилась. Из ста детей 24 умирали, не дожив до своего первого дня рождения.
«Прошло 25-30 лет. Во всех государствах смертность сильно понизилась; даже и там, где она весьма низко стояла, как, например, в Швеции, она уменьшилась чуть не вдвое. Наоборот, России — по этим данным, относящимся к 1901 году, не только сравнительно с европейскими, но и со всеми государствами (исключая одну Мексику) принадлежит печальное первенство в смысле потери наибольшего числа младенцев в течение первого года их жизни сравнительно с числом родившихся», — писал директор Центрального статистического комитета, профессор Павел Георгиевский.
Эксперты того времени сходились на том, что одними из причин высокой детской смертности были беднота, тяжелая санитарная обстановка и полное отсутствие охраны труда работниц. К слову, именно смертность детей фабрично-заводских рабочих была одной из самых высоких в царской России.
О том, что в стране на фоне роста производства растет и детская смертность, писал и Владимир Ленин. В 1912 году была опубликована его статья «Капитализм и народное потребление», в которой он отмечал: «Растет производство сыра, растет производство молока на продажу, богатеют немногие зажиточные крестьяне и купцы, а беднота еще более беднеет. Дети бедных крестьян, оставаясь без молока, мрут в громадном числе. Смертность детей в России невероятно высока».
Владимир Ленин: «Смертность детей в России невероятно высока».Фото: Public Domain
Добавляли свои краски к общей картине и данные санитарных врачей.
«Население, существующее впроголодь, а часто и вовсе голодающее, не может дать крепких детей, особенно, если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина в период беременности и вслед за нею», — писали один из первых российских детских врачей Дмитрий Соколова и доктор Гребенщикова.
Выступая в 1901 году с докладом в соединённом собрании Общества Русских Врачей, они заявили, что «вымирания детей остаётся несомненным фактом». В своем выступлении Гребенщиков подчеркивал, что «врождённая слабость ребёнка всецело зависит от состояния здоровья его родителей и кроме того, ещё особенно от тех условий, в которых находится мать во время беременности».
«Таким образом, если мы поставим вопрос о здоровье и силах родителей, то, к сожалению, должны сознаться, что общий уровень здоровья и физического развития в России весьма невысок и, можно безошибочно сказать, с каждым годом делается всё ниже и ниже. Причин для этого, конечно, много, но на первом плане стоит, несомненно, всё более и более тяжёлая борьба за существование и всё большее и большее распространение алкоголизма и сифилиса…»
«Население, существующее впроголодь, а часто и вовсе голодающее, не может дать крепких детей». Фото: Public Domain