Правовое воспитание детей в дошкольных учреждениях

Принципы

Педагоги и воспитатели должны опираться на ряд принципов:

  1. регулярность, последовательность и ориентирование на конкретный результат;
  2. учет возрастных особенностей;
  3. на занятиях необходимо опираться на витагенный (жизненный) опыт дошкольников, так как только в этом случае можно достичь понимания детьми информации;
  4. привлечение родителей и иных окружающих ребенка людей к правовому воспитанию необходимо, чтобы использовать в этом отношении единый подход;
  5. индивидуальный подход к каждому воспитаннику, ведь у всех разные семьи, различный опыт, уровень развития;
  6. создание благоприятного психологического климата, дружелюбной обстановки в группе, в стрессовой атмосфере ребенок будет не способен к обучению.

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ

В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.

От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.

Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:

  • объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
  • характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
  • способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.

Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.

Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.

Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.

В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.

Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.

Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.

Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.

Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.

В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.

Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.

Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.

Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.

В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.

Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.

Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.

Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.

В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий

Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.

Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.

Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.

Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Методика

Правовое воспитание в детском саду осуществляется посредством совместных действий ребенка и воспитателя и включает в себя три компонента:

  • информация,
  • практика в заранее заданных условиях
  • самостоятельная деятельность.

Это означает, что организатор занятия с детьми вначале в доступной форме, с учетом жизненного опыта детей, дает им информацию. Затем моделируется игровая ситуация, в которой можно применить полученные знания. Далее воспитатель должен наблюдать, как дети самостоятельно переносят новые знания в практику, и при необходимости корректировать их действия.

Грамотно организованное правовое воспитание в ДОУ включает в себя методы и виды работ, наиболее подходящие каждой конкретной возрастной группе. Мероприятия в младших и старших группах детского сада должны различаться по своему содержанию.

Младшая и средняя группа

Сейчас издано много книг о родительской любви, об отношениях с родителями, возрастная аудитория которых «1+»:

  • «Хочу к маме» Д. Дональдсон,
  • «Самый лучший папа» Р. Гуишу,
  • «Что бы ни случилось» Д. Глиори,
  • «Самые нежные объятия в мире» С. Нэш,
  • «А дома лучше» Ю. Лангройтер,
  • «Люблю тебя всегда и навсегда» Э. Джонатан и многие другие.

Анализ сюжетов подобных произведений поможет осознать ценность семьи. Также уместно будет провести беседы о семейном благополучии. Такие книги подойдут для работы с детьми любого возраста.

Старшая и подготовительная группа

Для детей постарше наиболее популярными и широко используемыми являются ролевые и дидактические игры, направленные на развитие способности к коммуникации, эмпатии, толерантности и эмоциональной сферы в целом. В результате ребенок видит, как смотрятся со стороны его поступки, какие чувства он вызывает у одногруппников.

Хорошие результаты приносят беседы об известных сказочных героях, ситуациях. В работе со сказками воспитатель должен быть особо внимателен. Часто события в таких произведениях могут пониматься детьми иначе, чем взрослыми. Нужно ставить детей на место героя, задавая вопросы, как бы он себя повел, например, если бы поймал говорящую щуку или золотую рыбку.

Обязательно проводить сюжетно-ролевые игры, формирующие способность к бесконфликтному общению, умение договариваться. Можно разыгрывать ситуации, связанные с обидой, гневом, непониманием, радостью, счастьем, дружбой. Главное, чтобы дети усвоили необходимость вежливого поведения и поняли особенности проявление различных эмоций.

Можно провести игры на тему:

  • «Свое – чужое»,
  • «Я в другой стране»,
  • «Кому помочь?» и т.д.

Помимо устных занятий, очень полезны творческие уроки. Рисование, создание открыток, плакатов, лепка, создание декораций – задания вполне доступные для дошкольников. 

Воспитание таких качеств личности, как правовое сознание и культура являются основой для формирования правовой компетентности человека.

Залогом становления такой личности становится правовое воспитание дошкольников, так как именно в этом возрасте закладывается характер, начинают вырабатываться привычки. Ведь всем известно, что легче и логичнее изначально учить правильно, чем переучивать в дальнейшем. И главное, делать это нужно вовремя.

Примечание

В настоящее время на защите прав детей стоят три международных документа:

  • Декларация прав ребенка, принята в 1959 году;
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 1989 года;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, вступила в силу в 1990 году.

В России права ребенка также изложены в следующих документах:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;
  • Закон об образовании;
  • Семейный кодекс;
  • Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ход работы на этапе

С детьми

Познакомить детей тем, что ребёнок имеет право на семью.

Прочитать сказку

Каждый ребенок имеет право на дом и семью

Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали,как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу-мяу-мяу».

Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка.

– Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, – попросила мама.

– Мама, ему нужен дом, – умоляюще сказала Светик. – Ему плохо одному, без мамы и папы.

В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото.

– Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.

– Дочка, должна тебя огорчить, – грустно произнесла мама, – мы не можем взять котенка, у нас слишком маленькая квартира.

– Но у нас все-таки есть дом, а у этого котенка нет. Как же он такой маленький будет жить без дома и без мамы, – рассудительно произнесла девочка и бережно положила котенка в карман платья.

Рыжая мордочка тут же выглянула из кармана и запищала: «ма-ма».

– Видишь, он понял, что я его мама, – гордо сказала Светик,а мама подумала: «Ладно, возьмем пока котенка домой, чтобы не расстраивать дочку, а потом я отдам его кому-нибудь».

Дома мама вымыла котенка и накормила его теплым молочком, а Светик устроила Рыжику уютный домик возле своей кроватки.

Вечером девочка рассказала папе:

– Папа, солнышко подарило мне котенка. Солнышко его покрасило, и он стал такой рыжий, просто золотой. Он называет меня мамой.

– Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семь, – сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.

Поговорить о семейных традициях.

С родителями

Предложить взрослым создать герб своей семьи. То что всех объединяет, что любят делать вместе.

4 неделя провести форум по правовому воспитанию.

Результаты реализации проекта:

На первом этапе родители создали ромашки с именами детей, мы увидели разнообразие вариантов, каждая ромашка была изюминкой.

Для формирования у детей интереса к своей родословной взрослые создали «генеалогическое древо» каждого ребенка.

С большим интересом и творчеством родители создавали герб своей семьи, а дети с удовольствием рассматривали их. Все участники мероприятия получили положительные эмоции.

И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. В открытом занятии были отражены такие вопросы как:. В открытом занятии были отражены такие вопросы как:

В открытом занятии были отражены такие вопросы как:

Что такое семья? Какие права имеет ребёнок (на любовь родителей, на игрушки, на лечение и тд)

Рассказ детей о том, что означает их имя. Активное участие приняли родители, рассказывая вместе с ребёнком о гербе своей семь и своей родословной. Завершился форум совместным созданием детей, родителей и воспитателей цветика – семицветика исполняющего желание. После чего происходило награждение участников.

Все участники мероприятия получили положительные эмоции

И главный результат реализации проекта, на который очень хотелось бы обратить внимание,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла. Также хочется отметить, что отношения между воспитателями и родителями стали более доверительными и доброжелательными

Работа с родителями

Исходя из проведенных в последние годы во всех детских садах страны анкетирований, можно сделать вывод о критически малой осведомленности пап и мам о правах своих детей – около 20% слышали о документе, их регламентирующем, но не читали его, остальные же 80% — совсем ничего не знают по данной теме. Следовательно, начинать правовое воспитание дошкольников требуется с их родителей. Для этого можно предпринять следующие шаги:

  1. Оформить тематический уголок, поместив в него соответствующий теоретический материал.
  2. Провести несколько не слишком длинных лекций и бесед в простой и доступной для понимания форме.
  3. Организовать ряд совместных праздников, посвященных конкретному праву или правам.
  4. Оформить тематические выставки, подготовку материала для которых поручить родителям (можно совместно с детьми).
  5. Пригласить компетентного психолога и провести ряд тестов на понимание качества отношений между родителем и его чадом.
  6. Провести ряд опросов о сути Конвенции, ее значении и обоснованности.
  7. Во всех мероприятиях использовать наглядный материал в виде папок, памяток и так далее.

Результат работы с родителями можно считать положительным в том случае, если мамы и папы совместно с детьми принимали активное участие во всех мероприятиях и при этом ребенок воспринимался ими как равный член общества, полноправная личность.

Дидактическая игра «Сложи цветок»

Цель: закрепить знания детей о больших правах маленького ребенка. Учить детей понимать свои возможности при выполнении отдельных правил, прав.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям агрессии, жестокости, эксплуатации. Воспитывать желание стараться быть справедливым.

Материал: красные и зеленые кружочки с изображением лица детей, разноцветные лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на хорошую жизнь или нарушение их.

Правила игры: игроки должны вокруг зеленого кружочка выложить лепестки, на которых наклеены картинки с изображением прав ребенка на достойную жизнь, а вокруг красного кружочка выложить лепестки с изображением нарушения права ребенка.

Ход игры:

В игре могут принимать участие двое и больше детей.

1 вариант.

На столе посередине кладут 2 кружочка (зеленый и красный), а лепестки на столе выкладывают изображением к столу.

Дети по очереди выбирают лепесток, рассматривают его, объясняют: право ребенка защищается или нарушается.

Если на лепестке изображена картинка с защитой прав ребенка, ее выкладывают вокруг зеленого кружочка, а если права ребенка нарушаются, то вокруг красно кружочка.

Игра заканчивается, когда оба цветка будут составлены.

2 вариант.

Играет два ребенка. Одному ребенку предлагается сложить цветок, на лепестках которого находятся картинки с изображением защиты прав ребенка, второму ребенку – с изображениями нарушения прав ребенка.

Выигрывает тот игрок, который первый составит цветок.

Эффективность правового воспитания дошкольников в семье

Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.

Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.

Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.

В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.

Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.

Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.

В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей

Работа с детьми

Прежде чем начать работу непосредственно с дошкольниками, необходимо:

определиться со списком прав, особенно важных для закрепления; придумать доступные методы донесения смысла каждого права; изучить материалы Конвенции и других полезных в данной работе документов; составить оптимальный и перспективный план подачи информации; определить наиболее удобный график проведения работы – например, небольшими группами и всего раз в месяц у каждой из них (важно не слишком загружать детей, чтобы не выработать отрицательного отношения к данной теме). При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

При организации правового воспитания рекомендуется использовать следующие приемы и принципы:

Предпочтительнее всего подавать информацию в игровой форме с присутствием персонажа из сказки. Для игр необходимо выбирать простые темы, направленные на самопознание и развитие («Отражение в зеркале», «Сходства и различия», «Магия сновидений», «Кого я люблю» и другие). Вместо персонажей из существующих сказок можно выбирать выдуманных героев с определенной чертой характера или особенностью («Зайка-забияка», «Медвежонок-нехочуха», «Лучший друг Дружок», «Самый смелый ежик»)

Важно правильно использовать прием драматизации, давая ребенку возможность прочувствовать ситуацию, поставить себя на место героя, сопереживать ему и радоваться вместе с ним

При использовании художественной литературы необходимо включать ребенка в процесс — спрашивать его мнения о сюжете, поступках героев, узнать оценку произведения в конце прочтения, акцентировать внимание на особо важных моментах

Ключевые задачи правового воспитания дошкольников

Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелено на реализацию следующих задач.

1.Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.

2.Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.

3.Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.

4.Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.

5.Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.

6.Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).

В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:

·информационно-познавательный;

·эмоционально-оценочный;

·поведенческо-деятельностный.

Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена. В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям. С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности

С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.

В средней группе дошкольники узнают, что каждый ребёнок имеет право на семью для наилучшего ухода и воспитания

Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).

Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение

Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.

Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.

Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.

Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.

Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.

Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.

Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет

К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия

Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.

  • нравственно-правовые представления — первый компонент;
  • нравственно-правовые суждения — второй компонент;
  • ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.

Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах

Учащиеся средних и старших классов &#8212, вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно. Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность

Итоговая цель правового воспитания подростков – сформированная законопослушная личность.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Читайте еще: Понятие, методы и формы правового воспитания

Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:

  • Беседа,
  • Тематический классный час,
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики),
  • Игры, конкурсы, викторины,
  • Экскурсии,
  • Выставки, наглядная агитация,
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур,
  • Родительский всеобуч.

Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов

Форма мероприятия Тема (задача)
Классные часы в средних классах 1. «О вреде курения»,
2.«Ты не прав, если ты не знаешь прав»
3. «Предупреждён-значит вооружен»
4. «Законы жизни школьного коллектива»
5. «Что такое порядочность»
6. «Правила доверия»
7. «Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
8. «Я – гражданин России»
Классные часы в старших классах 1. «Умей сказать «нет»
2. «Склонность или пагубная привычка?
3. «Незнание законов не освобождает от ответственности»
4. «Что такое порядочность жизни»
5. «Что значит быть принципиальным»
6. «Что такое цель
7. «Свобода половых отношений»
8. «Любовь и дружба
9. «Закон о наркотиках»
10. «Мои права – мои обязанности»
11. «Как не стать жертвой преступления»
Конкурсы, викторины, игры 1. Викторина «Знаю свои права» (ко дню защиты прав детей)
2. Ролевая игра «Мы и выборы»
3. Правовая игра «Я и мои права»
4. Деловая игра по праву «Сам себе адвокат»
5. Викторина ля начинающих политиков «Большая восьмерка»
Наглядная агитация 1. Стенд «Правовой уголок школьника»
2. Выставка тематической литературы Предупреждение вредных привычек у подростков».
3. Выставка рисунков «Наши права в рисунках»,
4. Конкурс плакатов «Я выбираю жизнь!»
Родительские всеобучи 1. «Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми» (совместно с ОПППН УВД)
2. «Готовность родителей к кризисам своих детей» (средние классы)
3. «Занятость детей «группы риска» в кружках, секциях и факультативах»
4. «Подросток и его профессиональные интересы»

Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ

В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.

От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.

Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:

  • объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
  • характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
  • способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.

Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.

Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.

Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.

В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.

Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.

Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.

Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.

Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.

В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.

Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.

Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.

Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.

В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.

Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.

Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.

Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.

В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий

Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.

Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.

Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.

Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.

Мероприятия, проводимые школой в отношении детей из «группы риска»

Если мы говорим о мероприятиях по правовому воспитанию, то следует отметить ту работу, которую ведет каждая общеобразовательная школа с детьми из неблагополучных семей, «трудными» подростками, и детьми, которых воспитывают опекуны (приемные семьи). Такая работа ведется ни от случая к случаю, а постоянно, на протяжении всего календарного (не учебного) года.

В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:

  1. Выявление неблагополучных семей (детей, оказавшихся в непростой ситуации),
  2. Ведение картотеки «трудных» подростков,
  3. Подбор документов на учащихся. Передача их в комитет по делам несовершеннолетних,
  4. Индивидуальные беседы с «трудными» подростками о вреде курения, алкоголя и наркотических препаратов,
  5. Беседы и консультации с родителями,
  6. Групповая и индивидуальная работа психолога с «трудными» подростками, а также с детьми в сложной жизненной ситуации,
  7. Контроль за неблагополучными семьями, регулярные рейды,
  8. Встречи с инспекторами по делам несовершеннолетних.

Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: