Требования к дошкольному образованию
Детские образовательные учреждения в строгом порядке подчиняются ФГОС. Стандарт устанавливает основные правила к обучению воспитанников. В частности, государством регламентируется структура программы, условия ее выполнения и итоги освоения.
Требования к структуре образовательной программы
Программа в садах должна обеспечивать все аспекты развития ребенка. Дети должны получать:
- социально-коммуникативные навыки для корректного общения со сверстниками, взрослыми, родителями;
- познавательный интерес, чтобы сохранять и развивать свою любознательность, стремление к новому;
- художественное развитие в рамках знакомства с различными формами искусства (музыка, пение, танцы, рисование);
- речевые навыки для обогащения словарного запаса, способности изъясняться, раскрепощаться при диалогах и монологах;
- физическое воспитание для поддержания здоровья ребенка, повышения его выносливости, силы, координации и гибкости.
Требования к условиям реализации программы
В детских учреждениях должны соблюдаться определенные нормы для безопасного и эффективного нахождения воспитанников:
- грамотная образовательная среда (доступность образования, благополучие малышей, сохранение здоровья, сотрудничество с семьями);
- корректные психоэмоциональные условия (уважение, поддержка, защита детей, использование соответствующих возрасту и развитию форм работы с ними, поощрение инициативы, постоянное взаимодействие с родителями и детьми);
- компетентные специалисты (педагоги, воспитатели, тренеры должны обладать соответствующим образованием);
- качественные материально-технические условия (сюда входит соответствие санитарным, пожарным нормам; использование безопасного оборудования);
- финансовое благополучие (бюджет учреждений должен быть сформирован так, чтобы могли выполняться все необходимые по программе требования).
Программа дошкольного образования заканчивается для ребенка, когда он выпускается из детского сада. Цель государственной программы с ее стандартами и принципами 一 выпустить здорового, инициативного, любознательного, доброжелательного маленького человека, готового к дальнейшему обучению и познанию мира.
О том какими знаниями и навыками должен обладать дошкольник вы узнаете из видео.
Вопросы-ответы
-
Кто такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
-
Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
-
Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
- Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
- В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
- В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
- В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
- В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
- В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
-
Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
-
«Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.
Надо ли заставлять детей есть
Довольно часто дети отказываются есть здоровую пищу, мотивируя это тем, что она им не нравится. Нужно ли заставлять их делать это против воли? Конечно, нет. А вот спокойно и аргументированно убедить ребенка поесть вполне себе можно и даже нужно.
Помните, как наши мамы и бабушки в ультимативной форме говорили многим из нас, что пока мы не съедим всю пищу в тарелке, они нас из-за стола не выпустят? И что вы при этом чувствовали? Наверняка, мотивации такое заявление не добавляло.
Многие матери воспринимают то, что ребенок не ест приготовленную ими пищу, как личную обиду. Они считают, что ребенок пренебрегает заботой и не ценит потраченное на него время. На самом деле такая позиция является эгоистичной. Вверх берет чувство обиды за то, дети отвергли их заботу и любовь.
Но это абсолютно не соответствует действительности. Ребенок их по-прежнему очень любит, а причины отсутствия аппетита обычно лежат совсем в другой плоскости. Нужно просто доверительно и спокойно обсудить ситуацию и понять в чем дело.
Ученые установили, что имеется связь между принуждением ребенка к еде и пищевыми нарушениями во взрослой жизни. В западных странах ребенка часто заставляют есть здоровую пищу, мотивируя тем, что это модно, полезно, вкусно, дорого. А, например, в некоторых странах Третьего мира матери будет стыдно, если ее ребенок худой, так как в таком случае соседи будут считать, что семья бедная.
В общем, мотивация может быть самой разной. К сожалению, тотальный контроль родителей в отношении питания часто приводит к негативному последствию во взрослой жизни ребенка. То же самое касается запрета фастфуда, чипсов и другой вредной пищи. Запретный плод всегда сладок, и ребенок начинает воспринимать такую еду, как недоступное удовольствие, что еще сильнее повышает желание это съесть.
И наоборот, заставляя малыша против его воли есть полезную пищу, родители добиваются прямо противоположного эффекта. Ребенок просто перестает воспринимать данный продукт как пищу, что неизбежно отрицательно скажется на его пищевых привычках в будущем.
Источники статьи:
- Питание детей раннего возраста. Нетребенко О.К. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского, 2007. с. 73-80
- Питание детей дошкольного возраста. Иноятова Х.Б., Нуриддинов Ш.Ф., Мамадиярова М.А., Рахматова Д.Г. Academy, 2020. с. 4-7
- Анализ привычного рациона питания детей 7-9 лет. Бондаренко А.А., Маханькова Е.А. FORCIPE, 2021
- Рациональное питание детей раннего возраста. Лундина Г.В., Яковлева Т.В., Вятский медицинский вестник №2, 2015. с. 70-73
Автор статьи
Врач высшей квалификационной категории
Специальность: гастроэнтеролог
Стаж: 24 года
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития |
Необходимые действия |
Физическое развитие |
· Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка. · Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. · Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие |
· Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. · Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. · При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы. · Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие |
· Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. · Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. · Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие
Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости
Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.. Творческое развитие
Творческое развитие
- Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
- Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
- Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
- Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность
Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:
- Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
- Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
- Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.
Средства физического воспитания
Наиболее значимыми средствами физического воспитания детей первых лет жизни являются:
1. Режим дня. Должен отвечать всем необходимым требованиям и нормам. Ребенок должен спать не менее 10 часов, вовремя ложиться и вставать. В режиме дня дошкольников обязательно нужно зарезервировать время для занятий физкультурой, другой физической активности, а также закаливания.
2. Природные факторы. Это силы природы, которые используют для физического воспитания детей в двух основных направлениях:
В качестве вспомогательных средств. В этом случае природные факторы усиливают эффективность спортивных занятий. Выполнение комплекса упражнений на свежем воздухе в солнечную погоду повышает функциональные возможности органов и систем, ускоряет метаболизм, улучшает детское настроение, заряжает положительной энергией.
В качестве самостоятельных средств. Здесь имеется в виду закаливание ребенка при помощи воздуха, воды, солнца. Закаливание может включать в себя обтирание полотенцем, обливание прохладной водой, контрастный душ, купание. Воздушные и солнечные ванны улучшают обменные процессы, снабжают организм необходимыми питательными веществами, способствуют нормальному росту и развитию
Важно понимать, что использовать силы природы нужно рационально, только в этом случае они дадут желаемый эффект
3. Физические упражнения. Являются основным средством физического воспитания дошкольников. С их помощью детский организм учится адаптироваться к нагрузкам, что приводит к повышению работоспособности, улучшению функционирования всех органов и систем.
4. Санитарно-гигиеническая обстановка
Крайне важно, чтобы в местах занятий физкультурой и спортом соблюдался температурный и световой режим, поддерживался порядок и чистота. Одежда ребенка должна быть чистой, дышащей
Не стоит забывать и о правильном питании. Сбалансированный рациональный рацион играет огромную роль в физическом развитии ребенка и росте организма, а также предупреждает развитие различных патологических состояний.
Обучение чтению по Зайцеву
Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях.
При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.
Рекомендации родителям по воспитанию дошкольников
Подготовить ребенка к школе.
Обучайте ребенка в интересной игровой форме: нужно овладеть речевыми навыками, развить логику, мышление. Для этого пользуйтесь развивающими играми: пазлы, раскраски, лепка, рисование, музыка.
Эти навыки ребенку пригодятся в будущем. В детском саду ребенка научат многому, но нужно помнить, что образование – это двусторонний процесс, в котором сообща участвуют родители и педагоги. Не оставляйте образовательную функцию на плечи педагогов, занимайтесь детьми сами.
Форма обучения — игровая.
Не рубите на корню стремление ребенка к новым знаниям. Обучайте ребенка так, словно вы с ним играете. Не учите его тому, что учиться надо, должен. Пусть он учиться, познает не с позиции «надо», а с позиции «интересно». Развивайте в нем тягу к обучению, пусть ему будет интересно, для этого найдите такую форму, чтобы у него было желание учиться и демонстрировать свои умения.
Уделите внимание речи. Не останавливайтесь на том, что ребенок говорит
Обратите внимание, как он говорит. Оцените роль речи в жизни человека
Не останавливайтесь на том, что ребенок говорит
Обратите внимание, как он говорит. Оцените роль речи в жизни человека
Ребенок должен не только говорить, но и уметь выражать свои мысли точно, словарный запас должен быть расширенным. Играйте с ним в различные игры, где нужно воображение, и знакомство с новыми словами или воспользуйтесь играми развивающими речь ребенка. Не останавливайтесь на том, что ребенок знает базовые слова, расширяйте словарный запас слов
Если вы думайте, что всему этому он научится в школе, то обратите внимание на тот факт, что есть много людей, которые не могут выражать мысли, и у них скудный словарный запас, то есть не оставляйте эту задачу школе
Советы логопеда: обследовать процесс формирования речевого аппарата. В последнее время чаще встречаются дети, которым требуется подрезание уздечки языка. Нужно, чтобы логопед обследовал артикуляционный аппарат, и дал рекомендации ребенку. Не забывайте об артикуляционной гимнастике.
Советы логопеда родителям дошкольников
Говорите с ребенком правильной речью, не нужно подражать детям и использовать детские выражения. Наоборот, дети, услышав речь взрослого, будут подражать ему. Когда родители говорят с дошкольниками «детским» языком, это приводит к проблемам с речью и мышлением. Чем лучше речь, тем лучше будет письмо.
Рекомендации родителям для дошкольников о здоровье
Родители должны привить в ребенке желание быть здоровым и сильным. Для этого нужно культивировать здоровый образ жизни, дать понять, что здоровье и сила взаимосвязаны. Этим самым ребенок должен научиться бережно относится к здоровью.
Зная, что здоровье ребенка – бесценное богатство, нужно беречь и укреплять его физическое и психическое здоровье.
В дошкольном возрасте родители должны обратить внимание на:
- Психическое здоровье (благоприятная обстановка в семье, исключение стрессовых ситуаций);
- Очень важен и режим дня дошкольника — ведь если его не установить в этом возрасте, позже ребенку будет еще тяжелее.
- В этом возрасте слабо развиты мышцы, поэтому нельзя долго находиться в статической позе. Активная деятельность поможет избежать такого диагноза, как гиподинамия.
- Ребенок должен быть ознакомлен с правилами гигиены, которые должны соблюдаться. Гигиена – основа здоровья.
Возраст дошкольника является важным. Ведь, в этот период он научится тому, чему сложно обучиться в старшем возрасте. Например, если по какой-то причине ребенок до 6 лет не научился говорить, то с каждым годом шансы на то, что он научиться, уменьшаются. И чем ребенок взрослее, тем труднее его научить навыкам, которые он приобретает до школы. Используйте период, когда он впитывает информацию как губка, и заложите в него знания и навыки, которые будут инструментом для его обучения в школьный период.
Взаимосвязанные принципы
Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия
Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.
Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.
Принцип взаимосвязи обучения и развития
Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями.
Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.
Взаимосвязь обучения и развития у дошкольников
Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул
Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый верный стимул.
Любите детей, тогда у вас непременно все получится.
Главные цели и задачи дошкольного образования
Занятия в дошкольном учреждении
Разработка ФГОС велась для систематизации воспитательного процесса дошкольников. Оно не содержит обучения письму, чтению, выставления оценок. Главной целью является выпустить из детского сада здорового, гармонично развитого, воспитанного маленького человека, готового к школьной жизни. Для этого в садах программа построена таким образом, чтобы соответствовать подходам к начальному школьному образованию.
Цели стандарта определяют особенные задачи в раннем образовании:
- следить за здоровьем детей;
- исключить зависимость обучения от гендера, проживания, нации, особенностей физического здоровья;
- подготовить малышей (при взаимодействии со школой), чтобы они были готовы к дальнейшему обучению;
- обеспечить условия для развития индивидуальности;
- основываться на нравственных, культурных ценностях, правилах общественной жизни;
- формировать общую просвещенность детей, воспитывать физические, интеллектуальные, эстетические качества;
- поощрять разнообразие видов деятельности в саду;
- обеспечить необходимыми социокультурными условиями для разностороннего развития;
- поддерживать семьи, проводить мероприятия по совершенствованию знаний родителей о развитии, воспитании детей.
В совокупности, цели и задачи образования дошкольников一 это основа гармоничного развития воспитанников в детских заведениях.