Страхи родителей, которые передаются детям

Содержание

Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.

Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.

Выяснить причины

Как священник я с такими ситуациями сталкивался не раз и знаю, что обычно они не случайны. Когда начинаю разбираться в том, что же послужило причиной такого поведения ребёнка, нередко выясняется, что в недавнем времени он чего-то или кого-то сильно испугался. Чаще всего негатив вызвало общение с незнакомым человеком. Например, осматривал врач в поликлинике или медсестра делала неприятные процедуры. Малышу было больно, он запомнил эти ощущения — и у него сформировалось понятие, что если кто-то чужой тянется к нему, то это не предвещает ничего хорошего. Он опасается, что сейчас произойдёт что-то плохое — и начинает плакать. Это защитная реакция, и она абсолютно нормальна. Ребёнок пытается защищать свои границы, которые у него уже частично сформировались.

Как подготовить ребенка к встрече с собакой

Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:

  • Ни в коем случае не начинать бежать от собаки – это сигнал, чтобы она догнала и поймала. Все движения должны быть спокойными, плавными.
  • Собаки чувствуют эмоциональное состояние человека. Если рядом крупная собака, вызывающая у малыша страх, он может остановиться и подумать о том, что «собака занята своими делами», это поможет успокоиться.
  • Недопустимо долго держать зрительный контакт с животным. Подобное поведение для животного равносильно вызову на бой за звание сильнейшего.
  • Не следует приближаться к собаке, когда она есть или, если рядом находятся щенки. Она будет защищать свое от чужого вмешательства.
  • Ребенок должен научиться говорить «Фу» или подобную команду громко и уверенно.

Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации

Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна

Сохранять осторожность необходимо всегда

Любой детский (взрослый) страх, как избавиться?

Как помочь ребенку перестать бояться

Маленькие дети очень впечатлительны. Причины, по которым ребенок начинает бояться собак, могут быть такими:

  • нападение пса на самого ребенка;
  • укус собаки;
  • резкий и громкий лай;
  • большие размеры, особенно когда собака больше ребенка;
  • оскал и злобное рычание;
  • нападение животного на других людей, которое произошло на глазах у малыша.

Родителям необходимо правильно себя вести, чтобы не позволить фобии развиться еще сильнее. Нельзя делать следующее:

  • называть ребенка трусом;
  • высмеивать его страх;
  • критиковать;
  • заставлять ребенка сталкиваться со своим страхом.

Вот несколько советов, как помочь ребенку преодолеть страх.

  1. Проходя мимо пса на улице, крепко держите малыша за руку. Он почувствует себя в безопасности под вашей защитой.
  2. Смотрите с ребенком фильмы и мультики, в которых собаки изображены как дружелюбные животные.
  3. Сходите с ребенком в гости, где есть щенок. Пусть малыш поиграет с песиком.
  4. Рассказывая ребенку о собаках, не делайте акцент на том, что она может укусить. Лучше описывайте положительные качества животного.

Обязательно обучайте ребенка, как правильно вести себя при встрече с собаками, а именно:

  • не трогать ее, когда она ест или вылизывает щенков;
  • не убегать от собак;
  • не смотреть псу прямо в глаза;
  • не приближаться к бродячим животным.

Причины развития

Точные причины этого невроза учеными пока не выяснены, но они полагают, что решающую роль играет генетическая предрасположенность, а также факторы социальные и окружающей среды.

Риск возникновения социальной тревожности есть у особ, родственники которых его имели или имеют. Исследователи выяснили, что наличие данного расстройства напрямую связано с передающимся по наследству недостатком ряда нейромедиаторов и их разбалансированностью. У людей с этим тревожно-фобическим состоянием повышена чувствительность миндалевидного тела, отвечающего за такое эмоциональное состояние, как страх. Более восприимчива у них и передняя поясничная кора мозга, обеспечивающая когнитивную деятельность. Она управляет не только эмоциями и импульсивностью, но и ожиданием награды и критики.

Как и в случае со многими психическими расстройствами, социофобия закладывается в детстве. В подсознание человека откладывается сильная негативная эмоция, полученная им в малом возрасте. Это обычно стыд, который застенчивый от природы ребенок испытал в какой-либо неприятной ситуации. Такое событие стало для него психотравмирующим, хотя на самом деле было не таким уж и страшным, но неправильно интерпретированным в силу неокрепшей психики, особенностей характера и недостатка опыта.

Эмоция стала шоком и внедрилась в жизненную программу в качестве спасения от стыда. Злую шутку сыграл инстинкт самосохранения, посчитав такое сильное переживание способом спасения при нестандартной ситуации.

В дальнейшем взрослый человек, носящий в себе детское неосознаваемое отрицательное переживание, особым способом реагирует на любую похожую ситуацию. Первой дает сигнал вегетативная нервная система: у индивида начинает колотиться сердце, он покрывается потом, начинает плакать, дрожать, перестает двигаться, теряет контроль над организмом и т. д.

Социофобия формируется также из-за неправильного воспитания, чрезмерной опеки или насилия в семье, критического отношения родителей. Играет большую роль негативный личный опыт, к примеру, если ребенок как-либо проявил себя в школе или семье, а в ответ его раскритиковали или обсмеяли. Это откладывается в его подсознании.   

Индивиду вбивают в голову стереотипы или он сам получает стойкие ложные убеждения, что он ничтожество, его не понимают, этот мир не для него, общаться с другими опасно, его обязательно засмеют, что бы он ни сказал или ни сделал и прочее.

Все это «подпитывает» несладкую жизнь больного: в любой ситуации у такого индивида автоматически возникает мысль об опасности, он  безоговорочно верит, что у него опять ничего не выйдет, он станет посмешищем и объектом негативных обсуждений. Вот человек и старается любым способом избежать таких пугающих случаев, приспосабливает под это всю свою жизнь.

Существует и такие гипотезы. По наблюдению ряда исследователей, многие обратившиеся за помощью социофобы часто переезжали. Каждый раз им было необходимо обживаться на новом месте, выстраивать коммуникации, что забирало много энергии. В итоге человек как бы «подвисал» в социальной среде.

Другие специалисты также заметили, что множество пациентов росли в неполной семье или один из родителей был не родным – мачеха, отчим.

Почему возникают страхи?

Страх перед собаками обычно развивается в детском возрасте и может сохраняться на протяжении всей жизни, если его вовремя не искоренили. В отличие от других тревожно-фобических состояний, боязнь животных всегда развивается при отсутствии объективных причин. Некоторые предполагают, что патология возникает в результате испуга, но это не так. Даже если нападений, укусов не было, человек может испытывать страх. Согласно статистике, кинофобия редко развивается у людей, которые неоднократно подвергались нападению животных.

Даже после сильного стресса, укуса, человек может какое-то время бояться собак, но это не говорит о фобии. При психическом расстройстве больной испытывает страх перед любой собакой, независимо от ее размера, возраста: паника может начаться даже при виде щенков и их изображений.

Проведя исследования возникновения фобий, ученые пришли к выводу, что страх может прививаться ребенку при его воспитании. Ведь дети часто перенимают ощущения своих родителей.

Нередко страхи возникают из-за особенности характера, например, на фоне комплекса неполноценности. Чувство ущербности способствует развитию фобий. В других случаях, тревожно-фобическое расстройство развивается в результате психических патологий.

Что такое фобия

Фобия – это психическое расстройство, при котором человек испытывает мучительный страх относительно безопасных объектов или ситуаций. Если точнее, то это патологический страх, не поддающийся контролю человека, и чрезмерная тревожность. Эта разновидность испуга каждый раз проявляется как реакция на определенную ситуацию или конкретный объект.

Психиатры описывают фобию как сильно выраженный, навязчивый и упорный страх, который невозможно описать с логической точки зрения. Человек, страдающий определенной фобией, старается избегать некоторых мест, ситуаций, объектов или видов деятельности.

Распространено мнение, что управлять фобией невозможно. Однако специалисты уверяют, что побороть панический страх реально, особенно когда он еще пребывает на стадии зарождения. И соглашаются: чем больше времени человек живет с фобией, тем тяжелее помочь ему.

В наши дни специалисты много внимания уделяют изучению причин возникновения разных фобий. Большинство исследователей признают, что обычно за фобиями стоят глубинные причины.

Существуют основные факторы, которые провоцируют фобии:

  1. Биологические и генетические причины. К первым можно отнести людей с врожденным сниженным синтезом гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) – нейротрансмиттера, который оказывает успокаивающее воздействие. Также воздействия некоторых лекарственных препаратов, психоактивных веществ, хронический стресс. Генетически обусловленные фобии встречаются в семьях, где один из родителей страдает от болезненного страха и проецирует его на ребенка. Но нельзя с точностью утверждать, что больше влияет на появление фобии – генетическая предрасположенность или наблюдение за поведением родителей.
  2. Социальные причины. Шокирующие внешние воздействия, перенесенные в детском и подростковом возрасте формируют фобии у взрослых. Например, ребенка (ради шутки) закрыли в шкаф другие дети и оставили там надолго. У взрослого может сформироваться клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства). Сюда относятся пережитые укусы животных, насекомых, потеря в толпе, угроза утопления, падение с высоты и т.д.
  3. Психологические причины. Когда вроде бы и не было психотравмирующей ситуации, а фобия есть. В таком случае причины скрыты в подсознании. Возможно, это неверно истолкованные слова и действия, эмоциональное и физическое насилие, которое наблюдалось по отношению к человеку.
  4. Опыт человечества – боязнь огня, грозы, воды, рептилий и т.д.

Инстинкт самосохранения у ребенка

Заложенный генетически на протяжении эволюции человечества инстинкт самосохранения проявляется в ребенке с первого момента жизни: это потребность новорожденного в еде, тепле и материнской заботе. Но в некоторых случаях недостаточная осознанность собственных действий, отсутствие жизненного опыта и плохо развитый инстинкт самосохранения приводят к тому, что ничего не боящиеся дети рискуют нанести себе и своему здоровью серьезный вред – залезть на подоконник, опрокинуть на себя горячую миску, сунуть пальцы в огонь или розетку и т.д. Задача родителей объяснить такому ребенку вероятную опасность окружающего мира, по возможности предусмотрев заранее опасные для малыша ситуации.

У ребенка нет и не может быть суицидальных наклонностей: высокоразвитый механизм самосохранения работает на глубоком, не подавленном эмоциями уровне и целиком направлен на поддержание естественного благополучия. Отсутствие собственного опыта не дает принимать решения на его основе, потому малыш инстинктивно избегает опасности, даже не представляя, что может быть как-то иначе.

Когда страх вреден

Когда он оказывается надуманным и имеет мало общего с реальностью, когда угроза оказывается воображаемой и для нее просто нет оснований, страх оказывает разрушающее воздействие на человека. Физическая и эмоциональная реакция на страх может быть настолько резкой, что может негативно влиять на жизнь людей.

Он ограничивает свободу человека, делает его пассивным, искажает и даже сужает его восприятие происходящего. И если такой страх возникает снова и снова, жить полноценной жизнью становится невозможно. Необоснованный страх может наносить абсолютный вред, становясь серьезной психологической помехой в жизни. С подобными страхами нужно учиться бороться.

Оксана Охотникова, клинический психолог, гештальт-консультант:

«Все эмоции люди любят делить на хорошие и плохие. При этом негативные эмоции принято как-то подавлять и останавливать. Но это происходит от незнания того, что такое эмоции и зачем они нужны. Эмоции — древний регулятор нашего поведения. Они позволяют нам оценить ситуацию, понять свои потребности. Эмоции работают быстрее, чем наше сознательное мышление. Страх, это не плохо и не хорошо — это естественная физиологическая реакция организма в ответ на опасность.

Вред возникает, когда человек постоянно пребывает в страхе — это вызывает соматические заболевания и снижает иммунитет. Когда люди истощены, они любое событие воспринимают тяжелее. А сам страх делает жизнь человека неполноценной».

Постепенное «знакомство» с животными

Если вы решите действовать жесткими методами, вы можете лишь усугубить ситуацию. Не позволяйте соседскому псу лизать малышке лицо, это способно вызывать сильнейший шок. Вместо этого разработайте план, благодаря которому она постепенно познакомится с братьями нашими меньшими. Сначала покажите девочке фотографии собак, затем займитесь прочтением книг о животных, в полной мере раскрывающих характер этих преданных существ. Вы можете раздобыть чучело собаки и попросить ребенка потрогать его. Не настаивайте в том случае, если малышка не готова к этому шагу.

Когда девочка сможет разговаривать о собаках, не проявляя симптомов страха, позвольте ей наблюдать за соседским псом через забор

Это важно, чтобы кроха чувствовала себя в безопасности. Подходить к домашнему питомцу следует вместе

Держите ребенка за руку, так вам будет проще контролировать ситуацию. Прежде чем малышка протянет руку, чтобы потрогать соседского пса, может пройти несколько ознакомительных заходов.

Симптомы кризиса 7 лет у ребенка

В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:

  • не выполняет просьбы, не слушается;
  • капризничает, упрямится;
  • выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
  • не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
  • пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
  • осознанно поступает наперекор взрослым;
  • обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
  • подвержен перепадам настроения.

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.

Что такое сепарационная тревога?

Сепарационная тревога — это расстройство, вызванное страхом разлуки, расставания с дорогим человеком (обычно это мама или папа у маленького ребенка) или каким-либо объектом (например, любимая игрушка). Страх разлуки считается нормальным в некоторых обстоятельствах: когда ребенку еще не исполнилось два года, если он идет в детский сад или в новую школу, если семья недавно переехала на новое место. Этот страх может проявляться по-разному: от легкого беспокойства до истерики и сильной постоянной тревоги. Родители могут помочь ребенку справиться с этим, но если страх перерастает в тревожное расстройство, малышу может требоваться помощь врача.

Тревога, вызванная разлукой, возникает почти у всех детей. Она может появляться уже в 4 месяца и обычно проходит в возрасте около двух лет. К этому моменту у ребенка формируется чувство постоянства объекта, он понимает, что родители продолжают существовать, даже если их нет рядом. Если тревога сохраняется в более старшем возрасте, малышу может потребоваться помощь.

Некоторые ситуации и факторы могут усиливать тревогу и увеличивать риск появления тревожного расстройства даже у детей старшего возраста. Среди них:

  • стресс, связанный с тяжелыми жизненными ситуациями: болезнь или утрата близкого человека, развод родителей, переезд;
  • темперамент, влияющий на уровень тревожности и повышающий его;
  • наличие проблем с тревогой или тревожных расстройств у близких родственников.

Сепарационная тревога проявляется характерным поведением. При расставании с одним из родителей, с любым близким человеком или важным для ребенка объектом (игрушкой, одеждой), он начинает плакать, тревожиться, беспокоиться. Ребенок может просить не оставлять его, умолять родителей не уходить. Если это не помогает, он может сильно переживать и продолжать плакать даже в отсутствие родителей. После их возвращения малыш успокоится, но если стресс был сильным, состояние может оставаться возбужденным или тревожным.

Основные симптомы тревожного расстройства, связанного со страхом разлуки, включают:

  • Проблемы с концентрацией. Ребенку сложно концентрироваться на игре или любых других занятиях, он постоянно проверяет, не оставили ли его;
  • Постоянное беспокойство: ребенок все время боится, что с ним или с его родными случится что-то плохое, их похитят, они пропадут, исчезнут;
  • Проблемы со сном: трудности засыпания, периодические пробуждения, ночные кошмары. Ребенок может отказываться спать один и приходить по ночам к родителям;
  • Нарушения аппетита;
  • Нестабильное эмоциональное состояние: раздражительность, беспокойство, постоянное напряжение, плаксивость;
  • Навязчивое поведение: малыш старается быть как можно ближе к родителям, даже если они никуда не уходят;
  • Частые позывы к мочеиспусканию, энурез.

По этим признакам можно отличить тревогу от манипуляции. Если ребенок пытается манипулировать родителями, он будет успокаиваться сразу же после их возвращения, вести себя обычным образом. Если же тревога или ее последствия проявляются в те моменты, когда родители никуда не уходят, это связано с сильным страхом потери.

Сепарационная тревога у взрослых

Тревожное расстройство из-за страха разлуки с дорогим человеком может возникать не только у детей, но и у взрослых. Тревога в этом случае сопровождается напряжением, нервозностью, беспокойством, учащенным сердцебиением и дыханием. Она может провоцировать бессонницу, панические атаки, навязчивые идеи. Боязнь расставания может быть связана с травмой или тяжелой ситуацией, депрессией, другими расстройствами

При появлении тревожности важно обратиться к врачу, чтобы он назначил лечение. Это может быть психотерапия, прием лекарств, лечение сопутствующих заболеваний

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

‍Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

‍Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

‍Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

‍Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Стал старше? Пусть наблюдает!

Когда ребёнок уже достаточно подрос, пережил кризис трёх лет, ему очень нравится проявлять самостоятельность. Он хочет сам подходить к причастию, запивать его

Поэтому очень важно давать ему такую возможность, а не подносить к Чаше на руках

Ближе к школьному возрасту дети уже достаточно сформированы, понимают, куда и зачем идут. Им важен пример других детей. В это время они активно подражают окружающим. Это естественно. Учёный Альберт Бандура писал о том, что все люди учатся прежде всего через наблюдение. Если ваш ребёнок чего-то не знает или боится, ему нужно показать, как это делают другие дети. Опасаетесь, что он как-то неправильно может себя повести в храме на причастии — придержите его, пока другие причастятся. Он посмотрит, тревожность снизится — тогда можно предложить причаститься и ему. Доверие к священнику и Чаше может сформироваться не сразу — ничего страшного. Если объяснять, рассказывать и не форсировать события, всё получится, страх и робость уйдут.

Далее начинается новая эпоха в жизни ребёнка: школьные годы. В этом возрасте он может стесняться, не принимать себя — но это уже другие проблемы, которые не имеют отношения к страху Церкви и причастия.

Как мы получаем фобию?

Возникает логичный вопрос: почему одни люди боятся одного, а другие другого. Как мы «выбираем» себе фобию, или как фобия выбирает нас? Увы, учёные пока не нашли этому объяснения. Существуют версии, что склонность к возникновению фобий может быть связана с родовой травмой, другие объясняют это нарушением внутриутробного развития мозга. Существует также мнение, что к развитию фобии может привести какой-то негативный пережитый опыт или серия событий. Есть сведения, что страх можно перенять у ближайшего родственника, например, у матери, которая чего-то панически боится, или у совершенно чужого человека, ярко рассказавшего о своём страхе. Тут уместен будет пример, как дети начинают бояться заболеть, когда узнают о существовании неизлечимых болезней или бактерий и вирусов. Фобии также могут возникнуть и в результате сильного стресса, запредельного переживания, связанного, например, с угрозой лишиться жизни.

Сторонники психоанализа связывают возникновение фобий с внутренними проблемами психики. В том числе, фобии могут свидетельствовать о наличии боязни человека осуществления его тайных желаний. Такое желание, особенно если оно социально осуждаемо, начинает восприниматься психикой как опасность.

Виды кинофобии

Боязнь кукол — что это за фобия и как называется

В психологии фобия собак разделяется на истинную и ложную (псевдокинофобию). Если истинная боязнь сопровождается тихой паникой, пассивностью по отношению к животным, то псевдокинофобы жестоки. Из этой плеяды появились так называемые догхантеры, которые, прикрываясь страхом, стараются нанести максимальный вред четвероногим. По мнению специалистов, ложная кинофобия ничего не имеет общего с боязнью собак, так как называется патологией, сопровождаемой агрессией.

Истинная кинофобия сопровождается паникой, истерикой, без проявления жестокости

Фобия собак включает названия других типов тревожно-фобических расстройств: боязнь быть укушенным – адактофобия и опасение подхватить бешенство – рабиефобия.

Все виды боязни могут развиваться как последствия психического расстройства, сильного стресса, психосоматических явлений и даже шизофрении. Поэтому для правильного определения вида есть критерии:

  1. Признаки фобии возникли самостоятельно и не являются следствием других патологий: бреда, синдрома навязчивых мыслей, длительно продолжающейся депрессии и других.
  2. Тревога по поводу встречи с животными вызывается реальным объектом и связанными с ним ассоциациями, образами, ситуациями.
  3. Кинофоб стремится избегать любых опасностей, возникающих даже от одного упоминания о животном.

К сведению. Кинофобия значительно снижает качество жизни. Люди начинают вести отшельнический образ, сокращают общение с внешним миром, не могут выбрать любимую работу.

Юрий Щербатых обозначил природные, социальные и внутренние страхи

  • Природные страхи — связаны с угрозами, которые может нести в себе окружающий мир. Например, боязнь опасных насекомых, ураганов, громких звуков.
  • Социальные страхи — связаны с опасностями от других людей или от общества в целом. Сюда можно отнести страх публичных выступлений, хулиганов, военных действий.
  • Внутренние страхи — связаны с фантазиями, личными особенностями, внутренним миром. Например, боязнь темноты или страх одиночества.

Самыми ранними считаются природные страхи, поскольку ребенок уже в первые дни жизни реагирует на громкие звуки, внезапный порыв ветра, яркий свет. Вместе с развитием воображения появляются внутренние страхи, а социальные возникают, когда человек становится частью коллектива.

Чтобы знать, как помочь ребенку не бояться, нужно для начала правильно определить страх.

Список самых распространенных фобий

Невозможно составить полный и окончательный список всех фобий. На сегодня психиатрам и психологам всего мира известно о более чем 500 фобий. Но их число постоянно растет.

Самые распространенные:

  • арахнофобия – боязнь пауков;
  • офидиофобия – боязнь змей;
  • акрофобия – боязнь высоты;
  • агорафобия – боязнь открытого пространства;
  • никтофобия – боязнь темноты;
  • геронтофобия – паника от мысли о старости;
  • глоссофобия – боязнь публичных выступлений;
  • астрафобия – боязнь грозы с молниями и громом;
  • трипанофобия – боязнь инъекций;
  • птеромерханофобия – боязнь полетов;
  • клаустрофобия – боязнь маленьких комнат, лифтов и даже тесной одежды;
  • мизофобия – опасение микробов и грязи;
  • танатофобия – панический страх смерти;
  • монофобия (аутофобия) – страх одиночества;
  • какоррафиофобия – опасение неудачи;
  • акустикофобия – паника, вызванная громкими звуками;
  • алгофобия – боязнь боли;
  • гемофобия – боязнь крови;
  • гефирофобия – опасение мостов;
  • гилофобия – паника, вызванная лесом.

Страх, тревога и фобия — в чем разница

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, важно понимать разницу между этими понятиями

  • Страх — это непосредственная реакция на опасность. Эмоция, которая возникает в ответ на реальную или воображаемую угрозу.
  • Тревога — это реакция на неопределенность, когда человек ожидает неприятных событий, но не уверен в их наступлении.
  • Фобия — это неконтролируемый, иррациональный страх перед ситуацией, которая может и не представлять реальной угрозы. Ключевое слово здесь «иррациональный», поскольку ребенок часто и сам понимает, что бояться нечего, но справиться с собой не может.

Если речь идет о тревоге (реакции на неизвестность), родителям достаточно поговорить с ребенком о волнующем событии, рассказать, как все будет происходить, ответить на вопросы. Этого хватит для того, чтобы он перестал бояться.

Что касается фобий — это область работы психолога или психотерапевта. Если речь идет об устойчивом иррациональном страхе, который не проходит от года и больше, нужно обратиться к специалисту.

В ситуации, когда дети испытывают именно страх (то есть уверены, что есть угроза), разговоров недостаточно. О том, как помочь ребенку преодолеть страх, поговорим ниже.

С 7 до 12 лет

Начало школьной жизни — тот экватор, за которым природные и «фантазийные» страхи все больше уступают место социальным. Дети, выросшие в гиперопеке, могут тяжело переживать разлуку с родителями и необходимость самостоятельно справляться с заданиями в школе.

Родители же часто усугубляют ситуацию, придавая чрезмерную важность оценкам, заставляя многократно переписывать домашние задания и т. д

Как преодолеть детские страхи, связанные со школой, и помочь ребенку не бояться этого нового жизненного этапа? В первых классах стоит сосредоточиться не столько на отметках, сколько на том, понимает ли ребенок программу в целом, какие него есть белые пятна.

Если будет понимание, отметки подтянутся сами собой. И не забывайте, что школа — это лишь часть жизни, помимо уроков у детей должны оставаться увлечения и хобби.

Идиопатическая кинофобия или боязнь собак, по необъяснимым причинам

Вы пытаетесь разобраться, но не можете установить первопричину страхов ребенка? Разговоры и наблюдения не помогают? Существует вероятность того, что ваш ребенок относится к 3% сегменту населения нашей планеты, испытывающего страх перед собаками без причин. Шанс ничтожно мал, а подтвердить идиопатическую кинофобию практически невозможно. По мнению психологов, внезапно накатившая фобия всегда несет под собой более глубокую причину, она может таиться в полученной информации или снах. Главная проблема в том, что ребенок сам не помнит и не понимает, что его напугало. Если вы склоняетесь именно к этому варианту, малыша стоит оградить от контакта с четвероногими до тех пор, пока он сам не проявит к ним интерес.

Простые советы по созданию безопасной обстановки в семье

Не акцентируйте внимание на негативе («будешь плохо учиться — станешь дворником»), вместо этого найдите позитивные стимулы («хорошо закончишь школу — сможешь научиться строить самолеты, это очень интересно»).
Избегайте выяснений отношений при ребенке, особенно на повышенных тонах. Для маленьких детей ссора родителей — настоящая трагедия

У подростка же таким образом легко потерять авторитет.

Не стыдите ребенка за страх — это еще больше усилит эмоциональную нагрузку. Ищите способы преодолеть травмирующую ситуацию в безопасных условиях (например, если ребенок боится публичных выступлений, можно тренироваться дома и перед родственниками).
С ранних лет вводите в жизнь детей элементы самостоятельности. Не ожидайте, что умение принимать решения и терпеливо работать над задачами придет само.
Если ребенок рассказывает о неприятных событиях в школе или о своих промахах, не спешите дать оценку ситуации и совет — расспросите обо всем подробнее, позвольте выговориться, проявите сочувствие и понимание.

Справиться с ночными страхами помогает установленный режим дня, в котором есть место спорту и прогулкам на свежем воздухе. Движение и спорт помогают снизить уровень гормона стресса — кортизола.

Для хорошего крепкого сна:

  • исключите громкий звук телевизора и компьютерные игры по вечерам;
  • проветривайте комнату перед сном;
  • не заставляйте ребенка спать в темноте, если ему страшно — лучше вместе выберите ночник.

Самосохранение взрослого человека

Экстремальные ситуации в жизни взрослого человека могут возникнуть в любой момент: особенно подвержены этому представители связанных с риском профессий, любители экстремального отдыха или спорта – в случае опасности инстинкт самосохранения дает команды мозгу выжить во что бы то ни стало. Далее только от человека и его умения взять себя в руки, сконцентрироваться в сложной ситуации, продумать дальнейшие действия зависит успех решения проблемы выживания.

Страх и чувство самосохранения – понятия неразделимые: только страх за собственную жизнь способен толкнуть человека на решительные действия. Из инстинкта самосохранения выходят связанные с ним последующие – чувство жажды и голода направлены на сохранение физического здоровья тела, обмороки и потеря памяти могут стать защитой человеческого мозга от психологических потрясений.

Задача самосохранения взрослого человека определена уже самим названием: в конкретный момент все силы человека направлены на сохранение своей жизнедеятельности или приспособления к возникшим, опасным для человека условиям.

В рискованных ситуациях при проявлении страха за собственную жизнь вскрываются скрытые резервы человеческого организма: увеличивается физическая мускульная сила, выносливость, скорость, быстрота реакции и прочее. В исключительных случаях гипертрофированный инстинкт самосохранения способен трансформироваться в манию безопасности и серьезную психологическую проблему, с которой человек справиться самостоятельно не сможет – в подобных случаях требуется обращение к профессиональному психологу или психотерапевту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: