Как подготовить и провести занятие по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду

Программа кружка по конструированию в детском саду представляет собой документ, как правило, включающий следующие разделы:

  1. Цель рабочей программы кружка по конструированию.
  2. Задачи рабочей программы.
  3. Описание категорий слушателей кружка.
  4. Описание основных блоков работы (работа с детьми, педагогами, родителями).
  5. Тематический план (наименование тем, содержание работ, количество занятий).
  6. Условия реализации программы (включая требуемое материально-техническое оснащение).
  7. Методическое обеспечение программы кружка (включая используемые методические приёмы и список литературы).
  8. Планируемые результаты работы.

Практически все пункты этого списка уже рассмотрены нами, кроме пункта о работе с педагогами и с родителями. Поясним, что обычно имеется в виду в этом блоке. Работа с педагогами подразумевает достижение интеграции с другими образовательными областями. Педагоги других направлений (например, музыкального) привлекаются для дополнительной координации тем и занятий с детьми. Так, дети могут делать на занятиях кружка конструирования то, что они смогут использовать в процессе занятий с другими педагогами.

Работа с родителями заключается в том, что некоторые занятия дети могут продолжить и дома при непосредственном участии мамы и папы или самостоятельно (но под родительским контролем). В особенности это касается работы с безопасными материалами и готовыми конструкторскими наборами («Лего», оригами).

Картотека тем для кружковой деятельности

Картотека тем для занятий обширна, развивается от простых тем и техник работы к сложным. Обычно картотека тем учитывает важные праздники (23 Февраля, 9 Мая, 8 Марта, Новый год), сезонные изменения (времена года), а также иные важные события местного, федерального или международного масштаба.

В кружковой деятельности по конструированию часто делают поделки, посвящённые важным праздникам

Выглядеть перечень тем может так:

  • Конструирование зверей по рисунку.
  • Конструирование на тему «Любимые сказочные герои».
  • Подарок для папы (23 Февраля).
  • Подарок для мамы (8 Марта).
  • Конструирование одноэтажного дома.
  • Конструирование многоэтажного дома.
  • Конструирование улицы.
  • Конструирование перекрёстка и дорожных знаков.
  • Конструирование «Мой любимый город».
  • Конструирование спортивной машины.
  • Конструирование грузовой машины.

Детское конструирование по образцу

А. Н. Миренова предлагает собственную модель упражнений по конструированию. Ее суть в том, что дошкольники получают модель, которая играет роль образца.

Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель.

Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения.

Согласно исследованиям, которые провела А.Р. Лурия, подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов.

Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели. При этом становится очевидным, что данный тип конструирования является более сложным вариантом работы с образцом.

Н.Н. Поддьякова пишет о том, что мозг ребенка как бы переломляет все новые знания и впечатления.

Организация рабочего места, техника безопасности

Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.

Внимание!

  • ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
  • для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
  • если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
  • не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.

Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.

Раздел 3. Этапы игр с конструктором для самых маленьких

Очень важно соблюдать последовательность в усложнении построек малыша. Тогда он будет чувствовать себя умелым и успешным, с удовольствием будет учиться новом

К новому  этапу мы переходим с ребенком, когда предыдущий этап уже освоен им.

Основные этапы усложнения построек для малышей такие:

  • Этап 1. Строим из деталей одной формы, например, только из кубиков (башенка, поезд) или только из кирпичиков (дорожки, заборчики).
  • Этап 2. Комбинирование в одной постройке деталей двух форм (например, постройка из кубиков и кирпичиков – стул, стол, машинка и т.д.)
  • Этап 3. Использование в постройках деталей разных форм – не только уже знакомых малышу кубиков и кирпичиков, но и «крыш» (призм), «столбиков» (цилиндров), пластин. На этом этапе в одной постройке ребенка встречаются детали трех форм (кубики, кирпичики и еще одна новая форма).
  • Этап 4. Конструирование построек с использованием перекрытий (ворота, арки, мосты). Например, можно построить мост из кубиков и пластины, а вверху его украсить призмами — «крышами».
  • Этап 5. Сюжетные композиции с разными постройками из множества деталей.

А сейчас давайте остановимся подробнее на играх и занятиях с конструкторам на разных возрастных этапах развития малыша раннего возраста.  В каждом разделе по каждому возрасту Вы найдете:

  • краткое описание особенностей конструирования с малышом этого возраста,
  • основные задачи ознакомления ребенка  с цветом, формой, величиной предметов на примере конструирования в данном возрастном этапе,
  • игры с конструктором и примеры построек.

Методы конструирования

Такие авторы, как В.Г. Нечаева, А.Н. Давидчук, Ф.В. Изотова и другие предлагают различные методы организации учебного процесса по конструированию. Например, это может быть работа с готовыми образцами или моделями.

Также детей нужно обучать конструировать, опираясь на заданные условия. Существует детское конструирование, выполненное согласно чертежу или схеме. Также можно при работе опираться на заданную тему или замысел. Все это требует соблюдения определенных принципов организации труда во время занятий.

Ф. Фребель разработал методику работы по конструированию на основании образца.

Ее суть заключается в том, чтобы дать детям образец постройки, который выполнен из конструктора, бумаги или строительного материала.

Далее нужно продемонстрировать, как сделать такую же поделку. Эта форма дает возможность напрямую передать детям новые знания, которые остается лишь понять, запомнить и воспроизвести на практике.

Хотя этот вид конструирования легко усваивается детьми, он не развивает их творческие способности.

Детское конструирование по условиям

Поэтому Н.Н. Поддьяков предлагает иную форму работы: это детское конструирование по условиям. Данная форма работы носит принципиально другой характер. Суть работы в следующем.

Дети не получают готовых образов поделки или рисунка. Также им не показывают то, как правильно ее воспроизвести. Дети получают информацию об условиях, которым их поделка должна соответствовать.

Также нужно подчеркнуть практические функции этого изделия. Например, можно дать задание ребенку создать мост через нарисованную реку, ширины которого бы хватало, чтобы он мог вместить передвигающиеся по нему игрушечные машинки.

Задача организованной работы формируется с помощью условий и несет проблемную роль. Дети не знают способа решения обозначенной проблемы. В результате дошкольники должны самостоятельно проанализировать условия задания и построить на основе этого свою собственную конструкторскую деятельность.

Согласно работам А.Н. Давидчука эта форма работы по конструированию лучшим образом влияет на формирование творческих наклонностей у дошкольников. Дети получают общую тематику, но при этом самостоятельно создают поделки, проявляя собственную индивидуальность и находчивость.

Сегодня этот вид конструирования в образовательных учреждениях для дошкольников пользуется большой популярностью. Она очень похожа на работу по замыслу.

Разница в том, что воля ребенка ограничена поставленной тематикой и условиями.

Грибная пора

Замечательная объемная аппликация на тему «Осень» в детском саду вызывает желание отправиться в осенний лес за грибами.

Для работы подготовьте:

  • комплект цветной бумаги;
  • шаблоны – контурные изображения грибов и листьев;
  • декоративный картон для основы;
  • канцелярский клей;
  • ножницы.

Инструкция:

Возьмите светло-коричневую и темно-коричневую бумагу. Вырежьте полоски 7×1,5 см. Попросите воспитанников каждую склеить в кольцо. Это увлекательное занятие, развивающее усидчивость.

Из готовых бумажных колец сделайте корзину. Приклеивайте кольца к картону, чередуя темные и светлые экземпляры: получится интереснее. Сначала сделайте полукруг – это дно и бока корзины. Затем плотно заполните кольцами середину. В завершение сделайте полукруглую ручку корзины.

Вырежьте по шаблонам грибы и листья соответствующих колеров. Приклейте встык к верхнему краю корзины.

Поделки для младших ребят


Детям трехлетнего возраста лучше начинать конструирование бумажных поделок с легких задач, например, с изготовления зайчат. Некоторые малыши, которым уже исполнилось три года, уже владеют навыками вырезания простых фигурок из бумаги и картона. Чтобы создать поделки из бумажных полосок для детей, достаточно просто вырезать их из бумаги. Для облегчения задачи контуры чертятся карандашом. Конструирование головы зайчонка производится путем склеивания в кольцо бумажной полоски. Ушки из двух частей тоже приклеиваются к голове. Лапки крепятся с двух сторон к туловищу. Перед этим на полосах вырезаются отверстия. Завершающим этапом является крепление головы и рисование глаз на ней. Готовых зайчат помещают на зеленую бумагу.

Чтобы получить гусеницу, нужно кольца соединить между собой с помощью клея. Поделка украшается вырезанными из бумаги глазками и рожками. Эти детали дополнительно прикрепляются к голове. Насекомое нужно поместить на лист бумаги зелёного цвета. Чтобы создать имитацию съеденных листочков, нужно проколоть на «полянке» дырочки. Для этого удобней всего использовать дырокол.

Для производства птички также понадобятся полосы, имеющие одинаковую ширину и разную длину. Для этого понадобится бумага разных цветов. Все заготовки склеиваются кольцами. Они должны иметь разный диаметр. Колечки вставляются друг в друга и склеиваются. Голова конструируется из заготовки короткого размера и собирается в кольцо.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно  схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций — широкое поле для творческой деятельности  и развития творческих способностей дошкольника.

Влияние конструкторской деятельности на развитие ребенка

Все из описанных ранее методов конструирования оказывают позитивное воздействие на развитие разных способностей у детей дошкольного возраста, которые формируют их творческое развитие.

Дети учатся использовать разные исходные материалы для конструирования. От того, каков вид исходного материала зависит, какой тип конструирования больше для него подходит.

Обычно под строительным материалом подразумевают различные геометрические фигуры, которые могут иметь разные размеры.

Руководя конструктивной деятельностью дошкольников, нужно применять разные материалы. При этом нужно добавлять к ним различные небольшие модельки, изображающие людей или животных, растения или транспорт. Это позволит детям создавать конструкции для конкретных задач. Например, домик они смастерят для человека, а дорогу для машинки.

Игрушки расширяют возможности конструирования: они придают ему некоторую осмысленность и целенаправленность. Это дает возможность ребенку воспринимать конструкторские упражнения как игру.

Дети занимаются конструированием не только на специально организованных занятиях. Они с удовольствием это делают самостоятельное в свое свободное время.

Для этого они используют имеющиеся у них конструкторы, выполненные из разнообразных материалов. Дети учатся также создавать разные подвижные модели, практикуются с использованием разных способов крепления.

Дети также учатся работать с разными методами соединения деталей. Они создают подвижные модели, основываясь на чертежи или изображения

Важно учить детей правильно соединять детали с помощью таких инструментов, как гайки и гаечные ключи. Это развивает мелкую моторику рук, которая обычно плохо развита в этом возрасте

Для создания простых поделок или игрушек в детских садах часто используют бумагу и природные материалы. Это не просто приносит пользу детям, но и помогает им интересно провести время.

И.В

Новикова пишет о том, что очень важно давать детям образы моделей, созданных из природных материалов. Это поможет детям лучше воспринимать разные структуры материалов, учиться видеть характер предметов и выражать к ним свои чувства

Поэтому природный материал привносит в детское конструирование элементы художественного искусства. Так параллельно решаются задачи по художественному и эстетическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, для старших дошкольников нужно таким образом организовывать занятия, чтобы учить их правильно располагать элементы конструкции в пространстве, объединять их на основании общей логики.

Дети должны учиться предварительно продумывать свойства создаваемой ими конструкции и методы ее разработки.

К окончанию дошкольного периода дети должны быть способны самостоятельно конструировать что-либо согласно собственному замыслу.

Для успешного формирования навыков конструирования у старших дошкольников необходимо применение важных педагогических условий, которые мы обсудим в следующих статьях.

Ход

Столы разделены на три группы («цеха по производству игрушек»), за каждым столом будет работать одна из трех подгрупп.

За первым столом расположен следующий материал:

  • цветная бумага на выбор детей;
  • ножницы на каждого;
  • тарелочки для обрезков;
  • фломастеры;
  • схема изготовления рыбки в технике оригами на мольберте («цех по производству игрушек из бумаги»).

За вторым столом:

  • скорлупа от грецкого ореха;
  • семена клена;
  • пластилин для скрепления деталей;
  • бусинки для глаз;
  • для украшения поделки («цех по производству игрушек из природного материала»).

За третьим столом:

  • капсулы от киндер сюрприза;
  • разноцветные обрезки фетра;
  • пластилин;
  • бисер;
  • бусинки («цех по производству игрушек из бросового материала»).

На центральном столе — аквариум, накрытый скатертью («экспериментальная лаборатория»).

Организационный момент

Дети встают в круг, воспитатель обращает внимание детей на то, что вчера вечером по электронной почте было получено письмо от Татьяны Алексеевны. Зачитывается письмо:

Зачитывается письмо:

— Что же делать, ребята? (Поможем!)

— Я так и думала, что вы у меня добрые, отзывчивые ребята, готовые помочь малышам. Я приготовила для вас разнообразный материал для изготовления рыбок. Посмотрите, наша группа сегодня превратится в небольшую фабрику игрушек. Вы не против, если я буду директором фабрики?

Всего на фабрике будет работать три цеха:

  • цех по производству бумажных игрушек;
  • цех по производству игрушек из природного материала;
  • цех по производству игрушек из бросового материала.

В каждом цехе есть начальник цеха. Вы не будете против, если в первом цехе начальником будет Богдан (на груди красная эмблема), во втором — Дима (зеленая эмблема), в третьем — Маргарита (желтая эмблема). Прошу начальников цехов занять свои рабочие места.

Дети разбиваются на подгруппы путем выбора жетончиков соответствующих цветов: красных, зеленых, желтых.

Далее идет рассматривание строения рыбы по иллюстрации (форма тела, голова, плавники, хвост, глаза, рот, чешуя).

Первая группа выполняет рыбку в технике оригами в соответствии со схемой.

Вторая группа изготавливает рыбку из природного материала по образцу.

Третья группа выполняет работу из бросового материала по своему замыслу.

Идет работа в группах, воспитатель обращает внимание на осанку детей, технику безопасности, индивидуально работает с теми детьми, которым нужна помощь, обращает внимание на работу «начальников цехов», отмечает дружную, слаженную работу в каждой группе («цехе»). Проводится физкультминутка — «производственная гимнастика» — игра на внимание «Рыбы, птицы, звери»

Проводится физкультминутка — «производственная гимнастика» — игра на внимание «Рыбы, птицы, звери». Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек

Воспитатель обращает внимание на темп работы, просит заканчивать выполнение игрушек. — Ребята, не помню, сказала ли я вам, что в письме есть одно условие: игрушки не должны тонуть в воде

Что же делать? (предположения детей)

— Ребята, не помню, сказала ли я вам, что в письме есть одно условие: игрушки не должны тонуть в воде. Что же делать? (предположения детей).

— А как вы думаете, где на фабриках и заводах проводят опыты? (в лаборатории).

— Да, действительно, лаборатория — это такое место, где проводят какие-то испытания, исследования, опыты. И мы сейчас с вами откроем свою исследовательскую лабораторию и проведем опыт — тонут ли ваши игрушки воде. Подумайте, обсудите в группах, кто из вашего цеха пойдет в лабораторию с готовым изделием (открывается аквариум, детям, которые проводят опыты, надеваются белые халаты).

Проводятся опыты, делаются выводы. (Бумажная рыбка тонет, потому что при намокании бумага становится тяжелее воды. Рыбка из скорлупы грецкого ореха не тонет, т. к. этот материал легче воды, но если детали скреплены между собой не плотно, то внутрь рыбки попадает вода и она постепенно погружается на дно. Рыбка из киндер сюрприза не тонет, потому что пластмасса легче воды.)

— Итак, испытания прошли рыбки из скорлупы от грецкого ореха и рыбки из капсул от киндер сюрприза. Что же делать с бумажными рыбками? (предположения детей: можно оставить себе, подарить другу, тоже отдать малышам, чтобы они наклеили их в бумажный аквариум…).

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости

А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Оригами «Кленовый лист»

Дошкольникам подготовительной группы будет интересно познакомиться с японским искусством оригами. Сделать аппликацию несложно, главное – аккуратность. Для работы требуются 3 бумажных квадрата осенних цветов и канцелярский клей. Предпочтительный размер квадратов – 8×8 см.

Инструкция:

Возьмите квадрат. Сложите диагонально. Разверните.

Положите квадрат так, чтобы сгиб был направлен вертикально. От его верхней точки сложите «крылья» к сгибу. Получится ромб с более вытянутой верхней частью.

Переверните заготовку вытянутым концом вниз.

Торчащий верхний треугольник загните под «крылья».

Верхние углы сложите к центральной линии. Получится ромб с двумя маленькими треугольниками.

Верните треугольники в исходное состояние. Затем уберите их по сгибам внутрь ромба.

Верхние углы ромба отогните вниз. Получилась треть кленового листа.

Аналогичные действия произведите с 2-мя другими квадратами. Затем соедините их боковыми гранями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: