Кризис семи лет у ребенка: симптомы, признаки, причины

Правила поведения родителей

  • Родителям станет легче, если они поймут, что кризис – явление временное. Он проходит, его просто нужно пережить.
  • Принять факт взросления ребенка и предоставить ему достаточно самостоятельности, поддерживать его инициативность.

Хотят того родители или нет, но малыш взрослеет и лучшим для него будет свободное развитие без жестких ограничений и рамок. Изменения происходят на физиологическом уровне и связаны с интенсивным биологическим созреванием детского организма. Поэтому как бы ни хотелось взрослым видеть своих детей малышами, их рост и развитие не сдержать. А попытками сделать все за ребенка и оградить от всех опасностей этого мира, можно очень сильно навредить ему.

Необходимо постараться помочь ребенку смягчить прохождение кризиса.

Не стоит думать, что повзрослевший малыш может сам справиться со всеми возникающими трудностями

Ему по-прежнему нужны внимание и помощь родителей. Чтобы ребенок чувствовал любовь и поддержку следует разговаривать с ним, расспрашивать о том, как проходят дни, знать, как зовут его друзей и персонажей любимого мультфильма

Важно продумать совместный семейный досуг. По статистике, дети, чьи родители вовлечены в их жизнь, проходят этот кризисный этап намного быстрее и спокойнее

Если ребенок сильно переживает по поводу неудачи, можно отвлечь его, погулять или поиграть вместе с ним в любимую игру, или заняться совместным делом, а может быть, просто приласкать и взбодрить его. Стоит избегать слов и фраз, указывающих на несостоятельность ребенка в определенных делах типа «я же говорила, что ничего из этого не выйдет…», «а Саша вот как хорошо сделал, не то, что ты…». Лучше оказать поддержку, подарить объятия и поцелуй. А впоследствии создать ситуацию успеха, чтобы малыш не потерял веру в себя и свои силы.

Чтобы в будущем ребенок смог адекватно реагировать на неудачу, нужно помочь ему принимать роли разного характера, в том числе и роль проигравшего. Хорошо подойдут групповые игры, когда сам ребенок должен рассудить играющих и дать им определенные места. Такой способ позволяет понять, что вторым быть не страшно.

Приказной тон и назидания в этом возрасте малоэффективны.

Лучше не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий. Не стоит спешить делать замечание малышу или указывать на его ошибки и неудачи, лучше спокойно выяснить причину, помочь пережить неприятный момент. Родителям стоит прислушиваться к мнению ребенка, его мыслям и желаниям и постараться понять его. Попробовать поставить себя на место маленького сорванца, вспомнить свое детство. И лишь затем применять определенные воспитательные меры. А наказания стоит использовать обдуманно, нечасто и по делу.

Не стоит «ломать» ребенка.

Это возраст, когда близкому взрослому важно быть защитой, поддержкой и опорой. Если дитя предпочитает на обед всегда одно и то же блюдо или хочет носить только синий цвет, уступить родителям не так уж и сложно

Это мелочь, которая важна для психологического развития чада. Консерватизм в 5-7 лет – это норма.

Часто в этом возрасте родители отдают детей на занятия по подготовке к школе. И спортивная секция не помешает. Спорт учит детей дисциплине, справляться с эмоциями, агрессией и гневом.

И самая важная рекомендация: в общении с малышом поможет терпение и любовь, а также настрой на оптимизм и юмор.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет. Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета

Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
Его увлекают только игры со сверстниками

Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Симптоматика

Как понять, что ребенок находится в состоянии кризиса?

В речи возникают конструкции «Я огорчен», «Мне тоскливо», «Я обрадовался». Заметна тенденция к описанию чувств

Школьник способен объяснить текущее состояние: «У меня хорошее настроение, потому что учитель похвалил мою работу».
Внимание направлено на результаты творческой, мыслительной деятельности. Дети в 7 лет болезненно воспринимают критику, нуждаются в поощрении

Без оценки посторонних быстрее теряют мотивацию.
Ребенок меняет манеру поведения в зависимости от ситуации: формально отвечает гостям, учителям; ровесникам — более развязно.
Бунтует, не слушается из-за упрямства (например, не носит шапку, даже если на улице холодно). Живет с оглядкой на друзей, старшие перестают быть беспрекословным авторитетом.
Напоминает маленького подростка — отстаивает право на личное пространство, ругается.

Иногда добавляются жалобы на учителей. Малыш разрывается между «хочу» и «надо». Хочется играть, но нужно идти в школу. Новые правила раздражают детей, но адаптация проходит довольно быстро.

Как это проявляется

Один из ключевых моментов кризиса 7 лет — утрата детской непосредственности. Малыш вдруг отказывается дурачиться вместе с родителями, играть в привычные игры. Он хочет казаться взрослым и всячески стремится это продемонстрировать: может говорить манерным «взрослым» голосом, требовать купить ему «взрослые» гаджеты и одежки, обижаться, если родители над ним посмеиваются. Порой это выглядит как позерство. Авторитарных родителей это может особенно раздражать.

Некоторые малыши начинают ломать свои игрушки и заявлять, что они уже слишком взрослые, чтобы играть с ними. Другие отказываются водиться с детьми помладше, но стесняются приятелей постарше.

Другой признак кризиса — ребенок вдруг становится ужасно несговорчивым. Надеть шорты на улицу в плюс 30? Ни за что! Попить из любимого стаканчика молоко перед сном? Да вы шутите, никогда! Это все для маленьких!

Сергей Громов, Детский психолог, консультант, тренер, эксперт портала «Я — родитель»

В этот период у ребенка происходит переоценка ценностей. Он осознает себя взрослым и претендует на автономность и самостоятельность.

Однако по факту он еще дошкольник и не готов к независимости. Родители по-прежнему остаются очень значимыми в его жизни фигурами.

В итоге возникает конфликт: с одной стороны ребенку хочется больше прав и свобод, с другой — он еще толком не понимает, что с этими свободами делать, да и не все родители торопятся ему их предоставлять.

Сам по себе кризис — это условное «низы не могут, а верхи не хотят». То есть мама с папой не могут принять, что ребенок вдруг изменился, действительно повзрослел, что старые схемы контроля и воздействия больше не работают.

А низы, то есть дети, не понимают, как себя вести, потому что они-то уже вон какие взрослые, а с ними все нянчатся, что за дела! И что это за постельное белье с машинками, уберите немедленно! И мультики ваши дурацкие смотреть не буду, даже не просите!

Этапы становления школьника

Психологи выделяют несколько важных этапов в позиции шести-семилеток:

  1. Малыш в подготовительной группе детского сада мечтает о школе, хочет побыстрее туда попасть, не совсем понимая, что его ждет. Когда он идет в первый класс, положительное отношение к школе остается, при этом учебный процесс его мало интересует. Школьная жизнь нравится первокласснику своим антуражем, она дает возможность почувствовать себя взрослым. При этом то, что нужно слушать учителей, выполнять домашнее задание, проявлять усидчивость и быть прилежным, остается на заднем плане.
  2. Второй этап – это понимание социальной жизни в стенах школы. Учебный аспект по-прежнему не интересует школьника.
  3. Третий этап подразумевает сочетание социальной жизни и учебной активности, но он, как правило, приходится на 8-й год жизни.

Как пережить кризис 6-7 лет: эффективные советы психологов

Кроме неприятных проявлений в поведенческой психологии, кризис 6-7 лет у ребенка преподносит родителям и приятные сюрпризы в виде самостоятельности. Ребенок на правах равноправного члена семьи просит поручать ему ответственные задания: приготовить омлет, сходить в магазин, отнести квитанцию.

Советы психолога по преодолению детского кризиса 6-7 лет:

  • Обязательно воспользуйтесь возможностью предоставить ребенку больше ответственности и свободы. Пропустив этот момент или постоянно отказывая в самостоятельности, вы рискуете вырастить либо лодыря, либо тревожного и нерешительного человека. Именно взрослые поручения помогут найти конструктивные и приемлемые способы проявления взрослости. В список взрослых дел может войти и приемлемый график выполнения уроков.
  • Предложите ребенку самому определить, во сколько он будет делать домашнее задание, — естественно, в его решении должны присутствовать здравый смысл и учет режима сна. В этом вы ему и можете помочь. Подобный подход будет намного эффективнее, чем постоянные просьбы сесть за уроки.
  • Постепенно снимайте с себя ответственность за выполнение детских дел (собрать портфель, приготовить форму для физкультуры…).

Это весьма эффективные советы не только по преодолению кризиса 6-7 лет, но и по формированию и упрочнению самостоятельности. Однако подобные рекомендации оказываются весьма трудновыполнимыми для большинства родителей, так как им сложно провести границу между своей ответственностью и ответственностью ребенка. Многим из нас очень хочется быть «хорошими родителями», а значит, у нас должен быть «хороший ребенок», который не забывает сменную обувь, учебники, карандаши. Хочется перепроверить, помочь, подсказать, напомнить. Это понятно, естественно, но одновременно — губительно для самостоятельности! Поэтому учитывая основные характеристики кризиса шести-семи лет, старайтесь дозировать контроль, иначе ребенок никогда не встретится с последствиями своих действий. Если его подстраховывать во всем, не будет ни последствий, ни ответственности, ни ответственной взрослости.

Советы психолога:

  • Позволяйте ребенку обнаруживать последствия своих ошибок. При этом проявите максимум уважения, избегайте насмешек и злорадства, иначе ребенок перестанет обращаться к вам за помощью и защитой. По возможности спокойно объясните ему связь поступков и последствий.
  • Чтобы пережить кризис 6-7 лет как можно безболезненней, избавьтесь от командного тона. Обязательно говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда просите ребенка об услуге. Странно, что о необходимости таких простых «волшебных слов» забывают в первую очередь сами поборники вежливости — родители. Вы приглашаете ребенка во взрослый мир, с его обязанностями и ответственностью, так что потрудитесь относиться с уважением к его труду. Того же вы будете вправе ожидать и от него.

Дети, к удовольствию взрослых, начинают все больше времени проводить не просто за игрой, а за какими-то занятиями: конструирование, лепка, рисование… Самостоятельные занятия — еще один приятный подарок кризиса. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой у ребенка — дома, в его комнате — всегда находились какие-нибудь интересные, развивающие и творческие занятия.

Выраженный кризис 6-7 лет у детей является обещанием легкой школьной адаптации. Помогите ребенку на первых порах освоить новую затею, а также организуйте его день так, чтобы у него нашлось для этого свободное время. Говоря о занятиях, имеется в виду именно домашнее времяпрепровождение, а не дополнительные кружки. Повторюсь: чрезмерное насыщение свободного времени первоклассника внеклассными занятиями может привести к переутомлению, а свободное домашнее времяпрепровождение, напротив, формирует устойчивость к школьным стрессам.

В разгар кризисного периода именно школа является естественным разрешением ситуации, когда хочется проявить свою взрослость, опробовать новые возможности и получить пищу для познавательной потребности

Поэтому крайне важно отдать ребенка в первый класс вовремя, не в период расцвета игровой деятельности, а когда ему исполнится 6-7 лет. А всяческие доводы вроде: «В школу идет его друг», «Да что ему дома сидеть», «Разве мой хуже» — смехотворны и вредны для ребенка

Что делать родителям?

Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего – не паниковать

Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им

Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе

Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку – забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении

Мотивы, которые побуждают ребенка идти в школу

Без мотивации мальчик/девочка точно не побегут с радостью получать среднее образование. Основные мотивы:

  • познавательный мотив, когда школьник получает новые знания, которые ему так необходимы;
  • социальный мотив, когда детям с ранних лет говорят о том, как нужно учиться и получить необходимые знания;
  • позиционный мотив, который настраивает детей на то, что они займут определенное положение и приобретут новый, значимый социальный статус;
  • игровой мотив, ведь, как известно, до определенного возраста дети воспринимают новую информацию исключительно в форме игры и развлечений;
  • оценочный мотив, когда школьник радуется, когда его хвалят взрослые.

Как проявляется кризис 6-7 лет и как нужно вести себя родителям

Давая характеристику кризиса 6-7 лет, психологи обязательно отмечают хитрость ребенка. Как правило, это не злостное сокрытие правды, а скорее шуточное и ситуативное лукавство вроде розыгрышей. Поступая таким образом, ребенок экспериментирует с отношениями и возможностями своей личности. Например, может сказать, что звонила бабушка, а этого на самом деле не было, или повозить мокрой щеткой зубы, а сказать, что почистил.

Как вести себя родителям при таком проявлении кризиса 6-7 лет? По возможности старайтесь обращать в шутку незначительные хитрости и добавьте здоровую долю контроля, так как принятие последствий своих поступков — это формирование ответственности и взрослости. При этом не становитесь карающим всевидящим органом, а скорее доброжелательным регулировщиком движения, который тактично напомнит о необходимости переходить только на зеленый цвет. Для того чтобы хитрость не привела к сокрытию важных сведений, введите правило не ругать ребенка в случае признания.

Также одной из особенностей протекания кризиса 6-7 лет являются постоянные паузы перед совершением какого-либо действия. Легко характеризует это поведение гневный оклик взрослых: «Ты что, совсем меня не слышишь? Как с глухим разогреваю!» Пауза — это своеобразное упрямство в легкой форме. Ничего не поделаешь — кризис.

Совет психолога:

Повторите свою просьбу вновь или обратитесь в режиме полного контакта: глаза в глаза. Но обязательно с последующей проверкой, все ли ребенок понял и готов ли он выполнить просьбу. Данный совет, как вести себя родителем при таком проявлении кризиса 6-7 лет не означает, что за этим со стороны ребенка последует благодушное выполнение указаний, но все же позволяет вывести конфликт из патовой ситуации.

Как показывают исследования в области психологии, дети в период кризиса шести-семи лет с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовыми к школе, чем их сверстники с незначительными проявлениями кризиса.

Чего нельзя делать

Наряду с активными действиями, рекомендуется соблюдать некоторые табу при общении с семилетним ребенком, чтобы смягчить нервозность, истеричность в его поведении:

  • Если дошкольник заупрямился и не слышит никаких доводов, НЕ надо наказывать его в это время. Вникнуть, почему это происходит, гораздо полезнее, вдруг какие-то дела в данный момент чрезвычайно важны для чада.
  • НЕ нужно категорично заставлять ребят выполнять устоявшиеся правила, например, режим дня. Дошкольник считает себя уже взрослым, поэтому следует проявить уважение к нему и общаться с ним по-взрослому. Например, поинтересоваться, что новое он хотел бы внести в свою жизнь. Это лишний раз повысит авторитет взрослого.
  • Ни в коем случае НЕ критиковать малыша и НЕ понижать его самооценку. Даже если он выполнил задание, трудовое поручение неидеально, с точки зрения взрослого, следует тактично указать на ошибки и исправить их вместе.
  • НЕ привязывать к себе чадо, окружая его тотальным контролем, пусть у него будет возможность самостоятельно решить какие-то личные проблемы.
  • НЕ отвечать наказанием на неправильные действия ребенка, надо понимать его сложное состояние, которое в конечном итоге пройдет.

Как проявляется кризис

Родители шести-семилеток часто наблюдают, что их сын /дочь стали себя вести не так, как это было раньше.

Как может проявляться кризис у первоклассника:

  1. Длительная реакция на обращение взрослого. Школьник получает приказ, пожелание, просьбу, но выдерживает паузу, прежде чем сделать (или не сделать) то, о чем его просят. Складывается впечатление, что он не слышит или не хочет слышать то, что ему говорят взрослые. Например, если раньше сын/дочь сразу шли к столу, когда мама звала их обедать, то сейчас они выдерживают паузу и могут вообще не пойти на кухню.
  2. Оспаривание любого обращения взрослого. Если раньше ребенок спокойно ложился в постель после того, как родители напоминали об этом, то теперь он рьяно начинает спорить: «Я еще не доиграл», «Мне рано ложиться спать», «Старшая сестра еще не спит» и т.д.
  3. Невыполнение привычных требований. Мальчик или девочка не спорят, не выдерживают паузу – они просто не делают то, о чем их просят. При этом, они могут придумать какую-то несуществующую причину или пойти на хитрость, чтобы объяснить, почему не выполнили то, о чем просили взрослые.
  4. Хитрость. Например, родители попросили вымыть руки перед едой. Сын идет в ванную, включает воду, но руки не моет. Не всегда хитрость означает начало конфликтов между родителями и детьми. Скорей всего, это проявление детской непосредственности, нежелание совершать серьезные поступки.
  5. Школьник или воспитанник выпускной группы ДОУ начинает проявлять излишнюю «взрослость». Он может копировать поведение одного из родителей или выполнять какие-то взрослые обязанности. Часто при выборе одежды начинаются споры: «Я уже не маленькая, зачем мне это платье с бантиками?».

Как воспитать ответственность?

Завершается время беззаботного детства, поэтому ребенку будет важен момент развития таких понятий, как ответственность, долг. Воспитание этих качеств ложится на плечи родителей.


Ответственность в 6-7 лет зависит от отношения взрослых

Данный возраст подразумевает:

Выполнение несложных обязанностей, например, полить цветы, помочь убрать посуду, навести порядок в комнате, причем мальчик также должен выполнять задания по дому.
Хвалить за проделанную работу, однако делать это нужно заслуженно

Лучше обращать внимание на то, что малыш сделал, а не на то, что у него не получилось. Необходимо терпеливо его учить переделывать некачественную работу.
Давать выбор детям, например: «Ты быстро убираешь комнату и идем гулять, или я убираюсь одна и тогда у нас не останется времени на прогулку».

Возраст 6-7 лет – это новый этап в жизни ребенка, и задача родителей заключается в том, чтобы помочь ему пройти по этому пути.

Причины изменений в поведении ребёнка

Кризис семилетнего возраста у малыша связан прежде всего с социальным развитием, обязательными образовательными нормами. Ведь согласно действующему законодательству ребёнок в нашей должен пойти в первый класс в чётко установленные сроки — не ранее 6,5 лет и не позднее 8 лет (в отдельных случаях возможно и более раннее поступление в школу — с разрешения директора конкретного учебного заведения).

Кризис семи лет напрямую связан с социальными нормами, необходимостью идти в школу в определённом возрасте

Начало кризиса связано со взрослением ребёнка в связи с осознанием своей новой социальной роли ученика. Сложность состоит в том, что малышу чаще всего трудно быстро к ней адаптироваться:

  1. Меняется режим дня (особенно если ребёнок до этого не посещал детский сад или ходил туда нерегулярно).
  2. Появляется ответственность (необходимо выполнять задания учителя, поддерживать внешний вид и пр.).
  3. На уроках требуется быть спокойным и сосредоточенным, в то время как ребёнку хочется поиграть, повеселиться.
  4. Малыш попадает в новый круг общения (особенно если он ранее не был знаком с одноклассниками).

Начало кризиса связано с тем, что ребёнок начинает осознавать свою новую роль ученика, но не может свыкнуться с ней

Характеристика детей и семей, у которых кризис может быть более выраженным

Некоторые ребята изначально более предрасположены к данному кризису:

  1. Излишне чувствительные, мнительные малыши.
  2. Домашние дети, которые не посещали детский сад, а, например, «сидели» с бабушками.
  3. Родители психологически не готовили малыша к школе, а тем более, когда его с первого же месяца отдают в продлёнку.
  4. Взрослые слишком тревожились о поступлении ребёнка в школу, передавая ему своё волнение (малыш изначально «накручен», запуган школой).
  5. Малыша отдали в первый класс слишком рано (не все дети в 6,5 лет психологически готовы становиться учениками, между тем родители не хотят «терять» лишний год в детском саду).
  6. Ребёнка одновременно со школой отдали на какую-то секцию или кружок. Это нужно делать хотя бы за полгода до поступления в первый класс или, наоборот, когда малыш уже адаптируется к учёбе.
  7. От сына или дочери ждут слишком многого. Например, кроху со средними данными отдают в класс с повышенной нагрузкой.

Некоторые дети изначально более предрасположены к переживанию кризиса: например, это излишне чувствительные ребята или те, кого необоснованно рано отдали в первый класс

Особенности психологии ребенка в возрасте 7 лет

Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, главная черта переходного периода — утрата детской наивности, предсказуемости. Внутренний мир малыша усложняется: он не так открыт людям, анализирует действительность, думает, прежде чем что-то сказать. Родители не всегда понимают мотивы его поступков.

Дошкольник становится школьником: нужно выбирать место в иерархии класса, развивать самостоятельность, искать надежную опору. Игра перестает быть основным делом, ее место занимает учеба. Наблюдается ряд физиологических изменений — в теле, чертах лица. Повышается уровень силы, выносливости, координации.

Появление новых друзей тоже накладывает отпечаток: поиск единомышленников заставляет задуматься о собственных жизненных ориентирах. Ребенок немного отделяется от семьи, сравнивает ее с другими, критикует родителей, даже упрекает за неправильное воспитание («Мама, ты торопишь меня, а сама собираешься так долго, что мы опаздываем!»)

Сохранение детства

В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи – например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками

Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет учиться: советы психолога

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: