Правила написания диктантов, которые ребенок должен знать
Может вопрос о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, и покажется сложным, но это не так. Не стоит бояться трудностей. Нужно всего лишь:
- Объяснить маленькому ученику, что самое главное – не спешить.
- Не стоит писать тогда, когда нужно слушать.
- Не списывать.
- При написании можно мысленно проговаривать слово по слогам.
- Когда учитель читает второй раз, нужно внимательно следить за тем, что написано в тетради.
- Несколько раз повторно прочитать свою работу.
- Быть терпеливым к своему ребенку. Для достижения результатов и взрослым требуется немало времени, а детям, в силу возраста, намного сложнее.
- Не ругать за плохие оценки.
- Хвалить даже за незначительные успехи.
- Попробовать посоревноваться с ним. Можно иногда и поддаться, ведь постараться написать лучше, чем взрослый – главный интерес малыша. Во время таких соревнований можно предложить ребенку найти ошибки у мамы.
- Завести специальную тетрадку для списываний. Пусть дочь или сын записывает в нее любимые стихи, отрывки из произведений.
- Следить за внимательностью ребенка – пусть он попытается ни на что не отвлекаться.
- Если вы взялись за диктанты, нужно правильно произносить каждое слово, делать обоснованные паузы.
- Попробовать писать зрительные диктанты.
- Следить за тем, чтобы ваш ученик проговаривал то, что он пишет.
- Не перегружать ребенка.
- Развивать моторику рук.
- Побольше гулять на свежем воздухе, пусть это, на первый взгляд, и не относится к вопросу о том, как научить ребенка правильно писать без ошибок, но кислород очень помогает хорошей работе мозга.
Как определить безударный гласный звук?
Первое, что нам важно сделать, — это определить сильную позицию в слове, поставив ударение. Теперь у нас есть ударный и безударные слоги. . Безударный гласный звук
Проверка безударного гласного
Безударный гласный звук. Проверка безударного гласного
Безударный гласный может находиться в любой части слова. Например:
в начале слова:
р_ка́ — рЕ́к;
в середине слова:
уч_ни́к — учЕ́ние;
в конце слова. В этом случае мы задаём вопрос, чтобы проверить безударный гласные:
высо́к_го — какого?
Безударные гласные делятся на:
- проверяемые;
- непроверяемые.
Проверяемые гласные — это гласные звуки, написание которых мы можем проверить.
Как это сделать?
Произнести слово в уменьшительно-ласкательной форме.
Гнездо́ — гнёздышко, зима́ — зи́мушка.
Использовать слово в форме множественного или единственного числа.
Волна́ — во́лны, дожди́ — до́ждь.
Подобрать родственное слово, где безударный гласный будет стоять под ударением.
Речно́й — ре́чка, варе́нье — ва́рим.
Проверку безударных гласных мы можем отработать на тренажёре iSmart в разделе «Безударные гласные. Проверяемое и проверочное слово». Ребёнку будет легко работать с подсказками, простыми примерами и разнообразными заданиями, выполняя которые он будет учиться правильно ставить ударения, находить в словах ударные и безударные гласные, получая поощрения.
Давайте попробуем.
Распредели слова:
Если ребёнок затрудняется в правильной постановке ударения, то ему будет сложно увидеть орфограмму и он чаще других может допускать ошибки даже в понятных по значению простых словах.
Закрепить умение правильно ставить ударение в словах можно также, работая на тренажёре iSmart. Как это работает?
Тренажёры — это интерактивные упражнения, рассортированные по классам, предметам и темам. Их на платформе около 300 тысяч.
Все упражнения размещены на образовательной онлайн-платформе iSmart.
У платформы есть ряд полезных функций:
- Диагностика знаний. Диагностика помогает определить уровень знаний ребёнка. После её прохождения станут очевидны темы, которые даются школьнику с трудом.
- Ступенчатая система подсказок. Система умных подсказок корректирует ошибки, даёт подробную обратную связь с правилами и примерами.
- Автоматическая проверка решений. Платформа проверит работу автоматически. А учителю остаётся только взглянуть на результат.
- Система поощрений. Если ребёнок выполнил задание сам и правильно, получил «смарткойн». Нет — остался без награды. Это отлично мотивирует!
А есть в русском языке слова, в которых нельзя проверить букву, обозначающую безударный гласный звук. Найдите это слово: гора́, молоко́
Теперь вы понимаете, что не ко всем словам с безударным гласным можно подобрать проверочное слово. Написание таких слов нужно запомнить или проверять по орфографическому словарю.
Например: пена́л пальто́ я́года
Непроверяемые гласные — это гласные, к которым невозможно подобрать проверочное слово.
Эти слова можно найти в орфографическом словаре, запомнить и отработать на тренажёре iSmart.
Например: ваго́н сини́ца
Расширять словарный запас можно, работая регулярно с орфографическим словарём. Это нужно для того, чтобы запомнить написание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками (орфограммами). А что же такое орфографический словарь?
Какие трудности могут возникнуть?
И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:
- ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
- не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
- у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
- у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.
Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.
Орфограмма – безударный гласный звук в корне
Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.
Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.
Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.
Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:
- различать согласные и гласные звуки,
- находить гласные в сильной и слабой позиции,
- переносить ударение с одной части лексемы на другую,
- определять, в какой именно ее части находится слабый звук,
- изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.
Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.
Проверяемые безударные гласные
Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.
Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:
“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.
Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.
В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”. Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”. Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.
Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы
Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Упражнения по теме
1. Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) гонять +б) заниматьв) сложить
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) предлагали +в) выхватил
3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) блокнотыб) невероятнов) по касательной +
4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) занимательный +б) приходитев) растерянность
5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) покосилсяб) броненосцыв) резиновые +
6. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) трагическийб) с дипломом +в) предполагал
7. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) косоглазыйб) директорв) собирались +
8. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне:а) по долинам +б) в адмиралыв) к матросам
9. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне:а) молоденькаяб) обижатьсяв) бояре +
10. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне слова:а) занимаешьсяб) терпения +в) абсолютные
11. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной является исключением из правила:а) ростовщик +б) озарятьв) безотлагательно
12. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной не является исключением из правила:а) изгарьб) скакать +в) равнина
13. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от наличия суффикса –А-:а) застелить +б) скакалкав) загорать
14. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от лексического значения:а) выраститьб) положениев) макать +
15. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от ударения:а) пригореть +б) придиратьсяв) выскочить
16. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной зависит от конечного согласного корня:а) равнениеб) подросли +в) касательная
17. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) оживленноб) удивительнов) натирает +
18
Укажите слово, в котором НЕТ чередующейся гласной в корне:а) положитьб) держащий +в) внимание. 19
Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +
19. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обменятьб) заправлялисьв) предлагали +
20. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) подписатьб) умирал +в) толкнуть
21. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) положили +б) заплесневеетв) голодала
22. Укажите слово с удвоенной согласной в корне:а) рассмешитьб) колоссальный +в) бессильный
23. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:а) обращениеб) выжидатьв) расстилаться +
24. Укажите слово с проверяемой гласной в корне:а) метафораб) опоздание +в) равняться
25. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне:а) подстилатьб) озарениев) репутация +
26. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) зам..реть от неожиданности, соб..рать ягоду, расст..лать скатертьб) обг..реть на солнце, прик..снуться к прекрасному, сл..жение чисел +в) г..рела роща, интересное предл..жение, немного подр..сти
27. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) перег..родкаб) заг..ратьи+в) г..рный
28. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) к..ситьб) к..стныйв) прик..сновение +
29. Выберите слово, где есть чередующаяся безударная гласная в корне:а) прик..снуться +б) к..солапыйв) к..стрище
30. Укажите, в какой строке на местах пропусков необходимо вставить одну и ту же букву:а) ст..рать вещи, выт..реть досуха, выб..рать одеждуб) бл..стать на балу, отп..рать дверь, проб..раться через заросли малины+в) оз..рённый идеей, точка соприк..сновения, сжатое изл..жение
Примеры
В заключение несколько примеров на пройденные правила:
- “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
- “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
- “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
- “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
- Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
- “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.
Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.
Ударные гласные звуки
Ударным называется выделяемый при произношении голосом. То есть тот, на который падает ударение. Такой звук всегда произносится более отчетливо. По сравнению с безударным он находится в более сильной позиции и играет смыслоразличительную роль. Как правило, написание букв, передающих ударные гласные, не вызывает трудностей.
Например, в словах маленький (ударение на первый слог), мирный (ударение на первый слог), далекий (ударение на второй слог) правописание ударных слогов ни у кого не вызовет сомнений. Здесь действует принцип «как слышится, так и пишется», а слышатся звуки отчетливо.
Ударные гласные звуки призваны выполнять функцию смыслоразличения. Для сравнения: мол, мал, мыл, мул — слова, которые мы различаем на слух благодаря тому, что в них пишутся разные гласные буквы.
Какие они бывают
Выделяется три типа:
- Проверяемые – можно проверить ударением.
- Непроверяемые – нельзя проверить никакими способами, надо запомнить.
- Чередующиеся – надо знать правила чередования.
Разберем первый тип – проверяемые звуки. Для их проверки, надо изменить слово так, чтобы сомнительный гласный стал ударным. Например: в…да – вОды (множественное число); в…сна – вЁсны, в…дро – вЁдра.
Другой способ – подобрать родственное слово, в котором звук будет под ударением. Возьмем слово “л…сник”. Так называют человека, который работает где? В лесу. В слове “лЕс” гласный под ударением, сомнений в правописании не возникает, значит “лесник” тоже пишется с “е”.
Скоро у нас выйдет статья “Проверяемые гласные” – прочитайте ее обязательно. Там я расскажу о способах проверки более детально, научу вас быстро запоминать орфографические правила.
Второй тип – непроверяемые. Их надо запоминать. В школьных учебниках такие слова даются в рамочках и выносятся в справочный раздел. Например, в слове “в…трина” нельзя проверить первый “и”, его можно только запомнить.
Однако иногда писать правильно помогает чувство языка, знание его истории. Например, слово “р…бота” в учебниках подается как словарное. Но каждый человек, для которого русский язык – родной, понимает, что “работа” от слова “рАб”. Вот вам и проверка.
Другой пример – мы пишем в словах полногласные сочетания “оло”, “оро”, если знаем старославянизмы с неполногласием “ла”, “ра”, “ле”, “ре”: молоко – млеко, смородина – смрад.
Есть и другие буквосочетания, секреты, правила работы со словарными словами – читайте статью о непроверяемых гласных.
Третий тип – чередующиеся. В одном и том же корне с чередованием могут быть разные звуки, сравните: положить – полагать, касаться – коснуться, заря – зори. Они проверяются по схожему принципу, правописание часто зависит от суффикса, который следует за корнем.
Здесь тоже есть нюансы, подводные камни в виде исключений и пр. Я постараюсь собрать все правила в простом и доступном виде в статье про чередующиеся гласные.
Гласные без ударения часто не соответствуют буквам, которые мы пишем. Дети 1-4 класса и ученики среднего звена забывают об этом, когда делают фонетический разбор. Отметим несколько основных правил.
§6. Буквы э – е
1. Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трехэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).
2. В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е, например: адекватный, бартер, вестерн, денди, кашне, кепи, компьютер, пенсне, рейтинг, стенд, тендер.
Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.). Написание многих заимствованных слов, особенно в начальный период освоения их русским языком, испытывает колебания, например: каратэ и карате, истэблишмент и истеблишмент. В редких словах обычно сохраняется написание с э, например, дзэн-буддизм, в словах же, которые прочно вошли в русский язык, закрепляется написание с е, но следует обратить внимание на написание слова рэкет и его производных. 3. После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается только после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс)
3. После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается только после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).
4. После остальных гласных в соответствии с произношением пишется э, например: алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, поэт, силуэт (но: проект, реестр, феерия и некоторые др.).
Безударная чередующаяся гласная корня: как определить?
Корни и правила для чередующихся гласных нужно запоминать дословно, чтобы не допускать ошибок при написании тех или иных слов. Подробно об этом мы уже рассказывали в этом материале.
Вот эти чередующиеся корни:
Кас-кос; Бер-бир; Тер-тир;Дер-дир;Чет-чит; | Раст-рост-ращ;Стел-стил;Мер-мир; Скач-скоч; Гар-гор и так далее. |
Написание буквы в корне здесь тоже зависит от наличия ударения или последующего суффикса:
Корень | Правило |
---|---|
гар-гор | Под ударением — А;Без ударения — О. |
Пример | Исключения |
уга́рный, зага́р, загоре́лый, погоре́лец. | вы́гарки, и́згарь, при́гарь. |
Корень | Правило |
---|---|
Клан-клон | Без ударения – О;Под ударением – что слышится. |
Пример | Исключения |
Кла́няться, склоне́ние, укло́н, наклони́ться. | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
твар- твор- | Без ударения – О;под ударением – А. |
Пример | Исключения |
тварь, сотвори́ть, затво́р, притво́р. | У́тварь. |
Корень | Правило |
---|---|
Зар-зор- | Без ударения — А,под ударением — О. |
Пример | Исключения |
зарни́ца, за́рево, зо́ри, зо́ренька. | Зорева́ть. |
Корень | Правило |
---|---|
кас-кос- | За корнем суффикс «А» — пишем А,Нет – О. |
Пример | Исключения |
касание, касательная, коснись, прикосновение | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
мак-мок- | А – значение «погружать в жидкость»;О — «пропускать, впитывать жидкость» |
Пример | Исключения |
Макать, вымокнуть, намокнуть | Нет |
Корень | Правило |
---|---|
равн- ровн | А — в корне со значением «одинаковый, равный»;О — «ровный, прямой» |
Пример | Исключения |
Равноправие, сравнять, подровнять | равнина, уровень, поравняться, поровну. |
Корень | Правило |
---|---|
раст- ращ- рос- | А — перед ст;О – в других случаях. |
Пример | Исключения |
отрасти, наращённый, поросль | отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав. |
Если Вы видите, что в слове есть эти корни, то лучше всего обратиться к правилу, чтобы не допустить ошибку и не получить двойку.
Какие безударные гласные в корне слова надо проверять? Только безударные проверяемые. Непроверяемые безударные гласные, так как слова с проверяемой гласной в корне нуждаются в уточнении из-за размытого ударения, а слова с непроверяемой почти всегда относятся к словарным.
Другие примеры подбора подходящих корней и слов для проверки
Для проверки безударной гласной в суффиксе придётся подобрать точно такое же слово, в котором ударение будет падать точно на суффикс.
- Умник, сверстник, бездельник — ученик;
- говядина — осетрина;
- платьишко — домишко;
- смелость, храбрость, воспитанность, радость, совесть — злость;
- громко — хорошо;
- апельсиновый, резиновый — дубовый;
- медведица — сестрица;
- царапина – морщина.
А если нужно проверить безударную проверяемую гласную в окончании (если это прилагательное), то используем классические вопросы и проверяем окончание именно по нему.
При проверке безударной гласной в окончании существительного, подбираем существительное того же рода и склонения, но уже с ударным окончанием. Это позволит проверить ударение.
Примеры слов с безударной гласной в окончании:
- синим (проверяем по вопросу каким?);
- высокого (по вопросу какого?);
- озеро (село);
- колено (окно);
- кони (пони);
- поле (ружье).
Обратим внимание на смысловые различия. Корни таких слов будут отличаться по смыслу:
- посидела (сидеть) и поседела (седина);
- отварить (варить) и отворить (открыть);
- полоскать (полощет) и поласкать (ласка);
- примирять (мирить людей) и примерять (мерять одежду);
- спешите (спешить) и спишите (списать);
- обежать (беш) и обижать (обида);
- слезать (слезь) и слизать (облизывать);
- запивать (пить) и запевать (петь);
- посветить (свет) и посвятить (святость);
- разредить (редкость) и разрядить (разряд);
- развевается (развеять) и развивается (развитие).
Запоминая такие слова, Вы сможете быстро освоить программу и разобраться с особенностями разбора тех или иных слов с безударными гласными в корне, суффиксе или предлоге. Знание правила позволит быстро определять, какие слова можно проверить с помощью словарика, а какие — строго с использованием изменения слова, ударения, словоформы или звуковки.