Илья муромец и соловей разбойник

Читать краткое содержание сказки «Три богатыря»

Сказка начинается традиционно, повествованием о том, что когда-то давно жил себе отец, у которого было трое сыновей. Все они были красивые, здоровые, умные, учились, отцу помогали, не общались с нехорошими людьми. Имена трех богатырей из сказки – Тонгуч-батыр, Ортанча-батыр и Кенджа-батыр. Ребятам было двадцать один, восемнадцать и шестнадцать лет. Жили они в мире и добре. Однажды отец позвал их к себе и сказал, что не нажил много добра, для трех сыновей того, что есть, мало. Нужно им самим идти в мир да копить себе богатство. Для этого все у сыновей есть – выросли здоровыми, храбрыми и хорошими охотниками. А в дорогу дал отец им три наставления: чтобы жить спокойно – быть честными, чтобы быть счастливыми – не лениться, чтоб не краснеть от стыда – не быть хвастливыми. Также ждут их три хороших коня – вороной серый и буланый. Сказал так отец и оставил богатырей. А они отправились в путь.

Честь-Хвала

  • История создания книги
  • Зачин
  • ПОВЕСТЬ ПЕРВАЯ О ДРЕВНИХ БОГАТЫРЯХ ВОЛЬГЕ, СВЯТОГОЕ И МИКУЛЕ О юности Вольги Всеславьевича
  • О том, как Вольга встретил Микулу Селяниновича и не смог поднять его сошку
  • О том, как Святогор встретил Микулу Селяниновича и не смог поднять его сумку
  • О том, как Святогор женился на Плёнке Поморской

ПОВЕСТЬ ВТОРАЯ, О ДЮКЕ И ЧУРИЛЕ

  • О богатстве Чурилы Пленковича

О богатстве Дюка Степановича и о его споре с Чурилой
О том, как Шарк–великан закинул Чурилу Пленковича к ясным звёздушкам
О том, как Дюк Степанович победил Шарка-великана
О том, как Чурила гулял с чужой женой и поплатился за это жизнью
ПОВЕСТЬ ТРЕТЬЯ, О ХОРОШИХ И ПЛОХИХ ЖЕНИТЬБАХ

  • О том, как матушка посватала Хотену Блудовичу молодую Авдотью Часовичну

О том, как Ставр Годинович попал в княжеский погреб, и как умная жена Василиса Микулична его оттуда вызволила
О том, как поехал Иван Годинович свататься за Настасью Дмитриевну, и что из этого вышло
ПОВЕСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ, О ТОМ, КАК ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ СТАЛИ БОГАТЫРЯМИ

  • Об исцелении Ильи Муромца

Об Илье Муромце и Соловье-разбойнике
О трёх поездках Ильи Муромца
О встрече Ильи и Святогора
О том, как Добрыня купался в Пучай-реке и победил Змея Горыныча
О том, как Илья испытывал молодого Добрыню Никитича
ПОВЕСТЬ-БЫЛИНА ПЯТАЯ, О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ МИХАЙЛЫ ПОТЫКА

  • О том, как Михайло Потык женился на Марье Белой Лебеди

О том, как Михайло Потык выиграл в шашки царство Бухарское
О том, как Михайло спас Марью, Лебедь Белую, из гроба-погреба
О том как Михайло Потык отвадил женихов Марьи Белой Лебеди
О том, как Марья, Лебедь Белая, изменила Михайле Потыку
ПОВЕСТЬ ШЕСТАЯ, О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ДОБРЫНИ НИКИТИЧА, ДУНАЯ ИВАНОВИЧА И АЛЁШИ ПОПОВИЧА

  • О том, как Добрыня бился с Дунаем, а Илья Муромец их помирил

О том, как Добрыня и Дунай просватали князю Владимиру невесту Апраксию Литовскую
О том, как Добрыня и Василий Казимирович выиграли дань у царя Бутеяна Батвесова
О том, как колдунья Маринка приворожила Добрыню Никитича
О том, как Алёша Попович победил Тугарина Змеевича
О том, как Добрыня убил Змея, а потом женился на богатырше Настасье Микулишне
О том, как богач Соловей Будимирович сватался за Забаву Путятичну
ПОВЕСТЬ СЕДЬМАЯ, О ТОМ, КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ПОССОРИЛСЯ С БОГАТЫРЯМИ

  • О том, как сорок калик со каликою отправились в Ерусалим

О том, как Добрыня уехал на три года, а Владимир уговорил Алёшу Поповича жениться на его жене
О том, как Алёша заступился за молодую боярыню Елену Петровну
О том, как Сухман Долмантьевич победил силу татарскую, и как князь Владимир ему не поверил
О том, как Владимир обидел Илью Муромца, и тот выпустил на него голь кабацкую
ПОВЕСТЬ ВОСЬМАЯ, О МЛАДШИХ БОГАТЫРЯХ

  • О том, как Михайло Казарин освободил из плена свою сестру Марфу Петровну

О том, как пьяница Василий Игнатьевич хитростью победил татар
О том, как молодой Михайло Данилович взял отцовского коня и доспехи и победил татар
ПОВЕСТЬ ДЕВЯТАЯ, О ЗАСТАВЕ БОГАТЫРСКОЙ И О ПОСЛЕДНИХ БОЯХ

  • Былинный зачин, о том, как старчище Иванище ходил в Ерусалим

О том, как русские богатыри победили в Царьграде татарских богатырей и привезли в Киев Идола Скоропеевича
О том, как Илья бился со своим сыном Сокольником
О том, как Илья звал богатырей воевать с Калин-царём
Послесловие

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Реклама:

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

Характеристика героев

В былине три основных героя – Илья Муромец, Соловей-разбойник и Князь Владимир.

Илья Муромец


Полное имя – Илья Иванович. Русский богатырь, уроженец села Карачарово, что расположено под городом Муромом, в честь которого герой и получил своё прозвище. Илья — герой многих русских былин.

В былине «Исцеление Ильи Муромца» сказано, что до 33 лет Илья лежал на печи, не владел руками и ногами, то есть был параличным. Он был чудом исцелен, набрался силы богатырской и пошел совершать подвиги, защищать русскую землю и бороться с нечистью. На момент событий, описанных в былине о Соловье-разбойнике, Илья Муромец уже находится в солидном возрасте.

Неоднократно по отношению к Илье используется определение «старый казак», оно употребляется, скорей всего, в значении «удалец, вольный человек» или воин, выполняющий определенные поручения князя. Казачество как сословие сложилось гораздо позднее, в XV веке. По социальному происхождению Илья был выходцем из крестьян  («мужичишко-деревенщина»).

Могучий, сильный и храбрый мужчина, в тексте используется такое определение, как дородный. Илья Муромец — воплощение русской доблести, героизма, силы духа, герой благороден, смел и справедлив.

Соловей-разбойник

Об облике и происхождении Соловья-разбойника существуют разные мнения. Его представляют и «невиданным чудищем», и человеком-птицей, а то и просто злым человеком, который причиняет вред окружающим.

Мнения о том, что образ разбойника восходит к обычному человеку, который по роду деятельности был разбойником, придерживается, например, исследователь Миллер.

Имя собственное «Соловей» могло быть прозвищем или фамилией человека. В различных легендах и вариантах пересказа былинного сюжета у Соловья-разбойника разные отчества. В классическом тексте, на котором основывается данный обзор, он обозначен как «Одихмантьев сын» (то есть отчество Одихматьевич). Встречаются также варианты: Ахматович и Рахматович.

Князь Владимир

Владимир Красно Солнышко или Владимир Всеславич — герой былин о русских богатырях. Образ, вероятно, восходит к историческому князю Владимиру Святославичу. Есть мнение, что к Владимиру Мономаху. Однако фольклорный герой не является реальной личностью, он стал собирательным образом русского князя домонгольской эпохи.

В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» киевский князь герой второстепенный. Его характер проявляется в отношении к главному герою Илье Муромцу. Владимир не верит Илье, что тот смог одолеть Соловья, обвиняет его во лжи, называет пренебрежительно «мужичища-деревенщина», тем самым проявляя сословную кичливость. На фоне Ильи, кладущего крест «по-писаному», кланяющегося «по-ученому», князь выглядит не так благообразно.

Убедившись в правдивости Муромца, Владимир просит разбойника посвистеть. А потом ведет себя несообразно с княжеским достоинством: сам бежит наливать вино Соловью. Смертоносный свист устрашает князя, и он укрывается шубой. Рядом с Ильей князь мелковат, не смел, не очень умен. И разбойник подчиняется не Владимиру, а Илье. Князь изображен в былине несколько предвзято, как нередко в народном творчестве представлялись образы царей.

Второстепенные персонажи

Дочери и зятья Соловья-разбойника  появляются в одном из эпизодов, пытаются помочь отцу и тестю, но оказываются немощными и незначительными перед лицом богатырской доблести.  Названы в тексте «любимыми», что намекает на способность Соловья-разбойника к проявлению человеческих чувств и обозначает связь между героями, олицетворяющими «силы зла».

Народ (черниговцы и киевляне)  — коллективное действующее лицо, обобщенный образ населения Руси, живущего под княжьей волей и властью князя и под гнетом врагов. Чаяния и надежды людей на защиту и спокойствие обращены не к правителю, а к таким народным героям, как Илья Муромец.

Мудрость

К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого

А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга

Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.

Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.

И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.

Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.

И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

Просто выдумка или отсылки к альтернативной истории?

Интересно выражаются Князь Киевский и император Василевс о некотором своем родстве. Якобы они братья по крови владыческой. Понятно, что подразумевается под этим не совсем родство кровное, в скорее единство между управленцами разных государств. А может быть, под этим скрывается нечто иное? Тут меня плавно переносит к альтернативной истории.

Может это такой тонкий намек, что в какой-то момент, не будет сейчас заострять внимание на самом моменте, примем его как данность. Так вот, в какой-то момент у власти появились люди с примерно одинаковыми взглядами и целями, а может быть и генотипом. Потому как в целом правители Киевской Руси и Царьграда друг от друга не особо-то и отличаются

Оба любят деньги, халяву и поклонение себе. Вот тебе и сказка ложь, да в ней намек

Потому как в целом правители Киевской Руси и Царьграда друг от друга не особо-то и отличаются. Оба любят деньги, халяву и поклонение себе. Вот тебе и сказка ложь, да в ней намек.

Кстати, я вот тут подумала, а откуда взялся Соловей-разбойник? Что это вообще за персонаж такой, что сражает армии звуком? А как быть с тем, что слово «война» по некоторым альтернативным источникам происходит от слова «вой»? Может, Соловей это человек прошлой цивилизации, который обладает особыми умениями или скорее приспособлениями, способными воспроизводить некий звук. Он спасся и обитал где-нибудь в лесах, нападая на новых купцов?

Вот на такие странные мысли натолкнул меня вполне безобидный на первый взгляд мультфильм для взрослых и детей. Но это всего лишь мои домыслы и фантазии, так что смотрите сами и делайте собственные выводы. На этом свой обзор завершаю и перехожу к следующему мультику из серии «Три богатыря».

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Реклама:

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Реклама:

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего — только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Реклама:

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, — это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Когда происходили события в былине об Илье Муромце

Фигура исторического персонажа, Ильи Муромца, окутана тайнами и легендами. В былинах и сказаниях нет четкого ответа, когда родился и жил богатырь. В истории Руси можно ассоциировать образ Ильи с разными личностями. Наиболее правдивой версией считается жизнь Илии Печерского, инока и силача, по прозвищу Чоботок (Сапожок), родившегося в Муроме. Жил он в двенадцатом веке, принял монашество в преклонном возрасте с именем Илия в Киево-Печорской лавре.

Согласно этой версии, умер инок в 1188 году. Его памяти посвящен день — 1 января. Причислен к лику святых в 1643 г.

В лавре, где он служил монахом, покоятся его мощи. В одном из храмов Мурома находится средний палец левой руки. Согласно исследованиям, было выяснено, что это мощи человека крепкого телосложения, роста 177 см (что считалось по тем временам очень много), который умер в возрасте 50 лет, перенесший паралич и имеющий множественные ранения.

Ход непосредственно- образовательной деятельности:

I.

Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена?

-Дети: «Да хотим».

Мы отправимся с вами в те времена, когда нашу страну Россия называли Русь. На Руси всегда было много набегов, многие хотели завоевать наши земли, поработить наш народ. Но чаще всего терпели поражение. Как вы думаете, почему?

Ответы детей (потому что русские люди защищали свою родину)

— У современной армии ребята, есть различные виды оружия и техники.

А давным –давно все было по-другому. Посмотрите на картину русского художника Виктора Васнецова.

— Кто изображен на ней? (богатыри)

А зовут их: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

— Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?

Ответы детей.

Совершенно верно. Они высматривают, не приближается ли враг к русской земле? Не обижают ли где кого?

— Во что одеты богатыри?

Ответы детей (шлем, кольчуга)

— Ребята, обратите внимание каким оружием пользовались в древности на Руси? (щит, меч, копье, булава, лук со стрелами). — А какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Силач, воин, борец)

— А какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Силач, воин, борец)

— Какими словами можно сказать о богатыре, какой он? (сильный, мужественный, отважный, смелый.)

Давайте попробуем рассказать о каждом богатыре. Сначала назовите богатыря, о котором будете рассказывать, скажите, почему вы выбрали его, расскажите, как он одет, вооружен, о каких его подвигах вы знаете.

Краткие рассказы детей.

Ребята, а давайте мы с вами представим, что мы богатыри, да разомнемся под богатырскую песню.

Физкультминутка

Дети выполняют общеразвивающие упражнения под фонограмму

песни «Богатырская наша сила».

II.

Отдохнули, а теперь садитесь на стульчики, наше путешествие продолжается.

— Богатыри ребята, существовали очень давно. Как вы думаете, откуда же мы узнали об их подвигах?

-Ответы детей (из сказок, рассказов).

Верно. Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним жанром устного народного творчества-жанром былины.

Былины- это древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Исполнялись былины, вот на таких музыкальных инструментах. Это гусли (показывает). Ребята, но былины – это особые песни. Слово «былина» происходит от слова «быль» — правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, это не исторический документ, а произведение искусства, в котором есть и вымысел. Сегодня я хочу прочитать вам былину, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Жил-был на свете богатырь Илья Муромец. Много подвигов он совершил. С одним из них мы сегодня и познакомимся.

(Чтение былины)

Вопросы:

— Понравилась вам былина, ребята?

— С каким былинным героем мы познакомились сегодня?

Ответы детей. (с Ильей Муромцем)

— Какой подвиг он совершил?

Ответы детей.

— Как князь наградил богатыря?

Ответы детей.

В нашей стране чтут подвиги наших предков. И первого января, ребята, отмечается День былинного богатыря Ильи Муромца.

А сейчас ребята мы с вами попробуем собрать пазлы «Богатыри». Сделать это не просто, но у вас обязательно все получится. (дети собирают пазлы).

Молодцы все получилось.

III.

Ну вот ребята мы и познакомились с богатырями, защищавшими нашу Русь, узнали, что такое былина.

Есть такое выражение, ребята «Кто с мечом к нам придет- тот от меча и погибнет». Как вы думаете, что оно означает?

-Ответы детей (кто нападет на нашу землю с оружием тот сам и погибнет).

Правильно ребята. Ну что, путешествие наше закончилось, пора нам возвращаться в детский сад.

Илья Муромец и Одолище

В тех войсках басурманских есть сильный богатырь – мечет он копье свое долгомерное повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. И никто из богатырей русских сразиться с ним до сей поры не осмелился.

Как приехал Илья – не стал долго раздумывать. Дал коню отдохнуть, напоил, накормил и поехал навстречу богатырю – Басурманину Поганому.

Чуть миновал заставы городские, так и увидел злого татарина. Кидает он правой рукой копье свое долгомерное и сам себя похваливает:
— Как легко ворочаю своим копьем, так легко и с Ильей Муромцем управлюся.

Услыхал это Илья, пришпорил коня и пустился на злого татарина.

Еще солнышко не взошло, как начался у них бой великий. Бьются час, бьются другой. Приустали кони их, а богатыри твердо в седле сидят, никоторый даже не качается.

Вот и полдень настал. Тут кони богатырские спотыкнулися, пали наземь – не поднять их ни лаской, ни угрозою. Стали богатыри пеши биться. Поломали они свои копья долгомерные, поломали мечи тяжелые и схватились врукопашную. Сильно бьются – прах вокруг столбом стоит, земля под ногами гудом гудит.

Уж солнце близко к закату клонится, как поскользнулся вдруг Илья Муромец и упал на дороге навзничь. Насел на него Басурманин Поганый, выхватил нож из-за пояса и хотел перерезать горло Илье Муромцу.

Тут вспомнил Илья про старцев прохожих и подумал так:
«Видно неладно старцы сказывали, что смерть мне в бою не написана. Вот приходит она от руки вражеской, от ножа острого».

И только подумал он это, как почуял в себе такую силу великую, будто вновь испил чашу пива в полтора ведра. Освободил он руку правую — да как ударит Басурманина в грудь Поганого. Взлетел басурманин выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего. Упал на землю и воткнулся в нее по самые плечи.

Тогда вскочил Илья Муромец на ноги, выхватил у басурманина нож булатный и отрубил ему буйну голову. Взял он эту головушку бритую, вздел ее на обломок копья своего и поехал прямо на заставу богатырскую – с другими богатырями ждать-поджидать, когда вражеское войско под стены городские подступит.

Да только не пришлось им тогда дождаться. Как увидели татары, что убил у них Илья Муромец самого сильного богатыря, не осмелились они на бой, а снялись с места и ушли в свои степи.

Так избавил Илья Муромец Киев-град от новой беды и привез князю Владимиру подарочек – голову Басурманина Поганого.

Созывал Владимир-князь всех богатырей и стал угощать их, стал потчевать. И всех богатырей стал награждать подарками. Всех наградил, а Илью Муромца, самого главного, позабыл.

Илья Муромец на это очень прогневался. Выбежал он тут на белый двор, призвал к себе всю голытьбу пьяную. И стал говорить им таковы слова:
— Не пристало мне, крестьянскому богатырю, пировать здесь да бражничать, а пристало мне с вами гулять.

Берет он свой тугой лук и накладывает на тетиву калену стрелу. Пускает ту стрелу в золотоверхий дворец. Ударила стрела в золотые маковки, и посыпались те маковки на белый двор. А Илья Муромец приказал голытьбе подбирать те маковки и купить на них зелена́ вина.

От удара стрелы той зашатался дворец князя Владимира, сделались богатыри ни живы ни мертвы. А сам князь Красно Солнышко на Илью сильно прогневался. Но ему богатырь говорит таковы слова:
— Уж ты, князь Красно Солнышко, неладно делаешь: всех богатырей угостил, наградил, а Илью Муромца ничем не одарил!

Тут понял Владимир-князь, что сделал неправильно. Взял свою шубу соболиную и выносит на белый двор, подает ее Илье Муромцу и говорит:
— Не обидься, Илья Муромец, что тебя я не одарил ничем. Вот дарю я тебе свою шубу соболиную.

Разгневался Илья Муромец, схватил шубу соболиную. Схватил за рукав, схватил за другой, всю разорвал. Рвет и приговаривает:
— Как рвал я басурман поганых, так рву я, князь Владимир, твою шубу соболиную!

Князь Владимир возразить ему не осмелился. Знал его силу великую.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: