Краткая история царь-пушки и царь-колокола для детей

Описание

Царь-пушка – это средневековое артиллерийское орудие, а если говорить еще точнее, бомбарда. Она имеет длину 5,34 м, наружный диаметр ствола составляет 120 см, калибр орудия – 890 мм, весит оно — 39,31 т. Длина ствола составляет шесть калибров, поэтому по современной классификации Царь-пушка – это мортира.

Мастер, отливший Царь-пушку, богато украсил различными рельефами и надписями. На правой стороне дульной части орудия находится рельеф, изображающий царя Фёдора I Иоанновича, во время правления которого и был изготовлен этот дивный памятник литейного искусства. Российский самодержец изображен на коне с короной на голове, в одной руке он держит скипетр. На ствол нанесены надписи, из которых можно узнать, когда и кем была изготовлена Царь-пушка. Некоторые историки считают, что название пушки появилось именно благодаря изображению на ней царя. Хотя, скорее всего, оно связано с огромными размерами орудия.

На каждой стороне ствола расположены четыре скобы, предназначенные для транспортировки орудия.

Любопытен канал ствола Царь-пушки. Внутрь от дульного среза он имеет вид конуса, с начальным диаметром 900 мм и конечным – 825 мм. Зарядная камора также напоминает конус: ее начальный диаметр 447 мм, а конечный (тот, что у казенной части) – 467 мм. Дно каморы плоское.

https://youtube.com/watch?v=aEl1c3iInE0

История

Не так много времени прошло со дня кончины Ивана Грозного, еще не осела пыль поднятая копытами коней опричников, а в Москве было создано самое большое в мире артиллерийское орудие, остающимся таковым до сегодняшнего дня. Пусть не по величине, но по калибру ствола — точно.

В 1586 году по высочайшему повелению начались работы по созданию грандиозной пушки. Историки до сих пор бьются над причиной такого необычного шага, но большая часть склоняется к мнению, что орудие создавалось для произведения внешнего эффекта на иностранных послов. Мол, смотрите, на что мы способны. Жахнем так, что мало не покажется!

Если более серьезно, то пушка была призвана засвидетельствовать рост мощи Государства Российского, как промышленной, так и военной. И, конечно, возвеличивала властвующего Государя! (а был Федор Иоанович по свидетельствам современников весьма неказист физически и нраву кроткого).

Производством руководил литейных дел Мастер Андрей Чохов.

Андрей Чохов (1545 — 1629) — знаменитый русский литейщик, создатель большого количества пушек и церковных колоколов. Одним из сохранившихся примеров уникальности творчества являются осадные пищали Чохова. Ученики продолжили и развили традиции мастера (в частности Алексей Никифоров).

Работы по отливке проводились на московском Пушечном дворе (ныне район Лубянской площади) в течении нескольких месяцев. Основным материалом для производства была бронза. По технологии производства орудие вполне соответствовало принятым на тот период времени стандартам. Только больше…гораздо больше!

Готовое сверхорудие с помощью двухсот лошадей приволокли на Красную Площадь Кремля для демонстрации государю. Ствол пушки был искусно украшен изображением Федора Иоанновича при всех царских регалиях и верхом на коне. Кроме того, узоры идут по всей окружности ствола в виде вязи. Стреляла ли гигантская пушка при демонстрации — свидетельств не сохранилось, а, учитывая, кроткий нрав царя Федора — скорей всего нет.

На стволе также имеются посвящение царице Ирине Федоровне Годуновой (супруге царя Федора) и упоминание о том, что делал монстра «литец Чохов». По одной из версий в связи с наличием изображения царя пушку так и нарекли — «Царь-Пушка».

По второй версии название связано прежде всего с размерами произведения пушечных мастеров и литейщиков средневековой Руси. Другим названием орудия было «Дробовик», так как предназначалась оно для стрельбы мелкими снарядами – «дробом» (каменная или металлическая некалиброванная картечь).

Налюбовавшись вдоволь, пушку водрузили на деревянный раскат (лафет) и поставили на боевое дежурство у стен Кремля (напротив современного ГУМа). Там она и стояла почти целый век! Разок попытались применить орудие против наскочивших татар хана Казы — Гирея, но те не рискнули приблизиться на расстояние эффективной стрельбы и выстрел сорвался.

Впоследствии, уже при Петре Алекесеевиче Романове в 1706 году, собравшись с силами, пушку отволокли во двор кремлевского Арсенала. И долгое время всей страной восхищались мастерством оружейников и поражались размерам, а также демонстрировали заморским гостям.

В 1835 году для пушки был отлит новый чугунный лафет (проект академика А.П. Брюллова) и декоративные ядра весом приблизительно по 2 тонны каждое. Перекатили её тогда к Оружейной палате, где были выставлены на обозрение и другие образцы орудий.

В 60х годах ХХ века Царь-пушку наконец водрузили на то, место, где она по сей день и стоит, у колокольни Ивана Великого. Или не совсем то, так как уже в 70х орудие отправляли на реставрацию в Серпухов, где снабдили новым декоративным лафетом и возвратили на место в 1980 году.

И все-таки она стреляла

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже — чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики, в конце XIX — начале ХХ веков о порядках в гладкоствольной крепостной артиллерии военные забыли, а гражданские историки вообще не знали и по названию «дробовик» решили, что Царь-пушка должна была использоваться исключительно в качестве противоштурмового орудия для стрельбы «каменным дробом».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин».# Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах — катках.

Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка — у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас находится Исторический музей. В 1626 году их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, — у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку «Павлин», что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку «Ехидну», что под селом Воскресенским; пушку «Кречет» ядром пуд десять фунтов; пушку «Соловья» ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».

Троицкая площадь Кремля

Оказываемся мы на Троицкой площади Кремля. Если смотреть от Троицкой башни, то по левую руку от нас здание желтого цвета — Арсенал. Строительство Арсенала началось по указу Петра I в 1702 году и продолжалось без малого 34 года. Правда прослужил он, по меркам истории, не очень долго. При отступлении в 1812 году, Арсенал был взорван войсками Наполеона, таким образом уцелел только фундамент. В восстановленном здании Арсенала планировали устроить музей Отечественной войны, поэтому сюда было свезено множество артиллерийского оружия того времени. Сейчас эти пушки, установленные на лафетах красуются по всему периметру Арсенала.

Напротив Арсенала, на правой стороне Троицкой площади находится Государственный Кремлевский дворец. Исторический облик Кремля был разбавлен в 1959-1961 году. Именно в эти годы на территории Московского Кремля появилось здание Дворца съездов.

Дальше дорога уводит нас в сквер Троицкой площади, где можно отдохнуть от полуденного зноя и полюбоваться артиллерийскими экспонатами XVII века.

Не вся территория Московского Кремля открыта для посещения. Запрещенными к осмотру остаются Сенатская площадь и здание Сената. Но справедливости ради стоит отметить, вряд ли там находится что-то более интересное, чем Соборная площадь Кремля. По брусчатке, кстати, ходить запрещено, за этим неустанно следит кремлевский патруль.

Другие крупные пушки

Царь-пушка не может не вдохновлять мастеров литейного производства. Не удивительно, что в новейшее время в России и за ее пределами появились копии московской достопримечательности и похожие орудия.

В 2001 году на заводе «Ижсталь» сделали две практически точные копии древнего оружия. Вес каждого экземпляра составляет 42 тонны, а каждое сделанное для них ядро весит почти 1,5 тонны. Материал изготовления — чугун. Одну пушку заводчане установили возле проходной ижевского завода. А второй экземпляр отправился в Донецк. Там пушку установили на улице Артема. Это был ответный жест на преподнесенный подарок — копию пальмы кузнеца Алексея Мерцалова.

В 2007 году в Йошкар-Оле на площади Оболенского-Ноготкова появилась своя Царь-пушка. Она в 2 раза меньше оригинала, украшающие пушку узоры заметно упрощены. Эта пушка стальная, снабжена 4-мя ядрами, весит вместе с ними 12 тонн. Сделали ее на Судостроительно-судоремонтном заводе имени Бутякова в Звенигово.

Пермяки тоже могут похвастаться своей копией московского оружия. Причем пермская пушка боевая, прошедшая испытания. С ее помощью произведено 300 выстрелов, вылетевшие ядра преодолевали расстояние 1,5 км. Пермскую пушку сделали не для украшения площади, изначальное ее предназначение — установка в морской части Кронштадта для защиты северных рубежей государства.

История Царь-Пушки для детей

Царь-пушка, как символ мощи Руси

На Ивановской площади московского Кремля находится памятник могуществу и непобедимости России, знаменитая, гигантская Царь-пушка. Она и Царь-колокол считаются самыми посещаемыми объектами столицы.

Создание грозного орудия

В XVI веке на русские земли часто совершали набеги крымские татары. Они разоряли города и села, грабили и убивали население, уводили в плен русских женщин. В 1586

году на Москву вновь двинулось несметное полчище татар. Царь Федор Иванович стал готовиться к обороне города. По его приказу мастер Андрей Чохов приступил к созданию оборонительной пушки. Она должна была своими грандиозными размерами не только напугать неприятеля, но и стрелять каменными осколками.

Когда работа была закончена, все были поражены размерам грозного орудия. Имея вес около 40

т. длину5 м. и калибр 890, она была настоящей «Царь-пушкой». Пушку установили на высоком берегу Москвы-реки, чтобы она была видна издалека. Но татары на этот раз не подошли к Москве.

Позже, царь Петр I приказал переместить орудие на территорию Кремля. Это оказалось трудной задачей. Только с помощью двухсот лошадей-тяжеловозов пушку удалось подтащить к воротам. Она была установлена на лафете, выполненном из дерева, который впоследствии сгорел. По чертежу академика Брюллова был создан новый, чугунный лафет. Когда началось строительство Дворца съездов, Царь-пушку переместили на Ивановскую площадь.

Настоящее произведение искусства

Сама пушка отлита из бронзы, а лафет, выполняющий декоративную функцию, из чугуна. Рядом лежат чугунные ядра, полые внутри, гармонично вписываясь в композицию. Тело пушки и лафет украшены удивительно красивыми гравировками и орнаментом. И хотя лафет был изготовлен на 250

лет позже, они прекрасно сочетаются по стилю выполнения. Изображение льва, символизирует силу и грозность русского оружия. На левой стороне пушки прикреплена табличка с основной информацией о ее создании. На правой стороне – изображение царя Федора Ивановича с перечислением его титулов.

Бомбарда

Если для граждан Москвы и многочисленных туристов Царь-пушка является символом России, то для историков это объект изучения. По их мнению, это орудие нельзя считать пушкой. На это есть несколько причин. 1. Ядра из чугуна такого размера разорвали бы ствол. 2. Длина тела пушки не соответствует ее калибру (почти в 10

раз короче).

Специалисты, проанализировав все характеристики орудия, пришли к единому мнению – это «бомбарда». Осадное орудие с коротким стволом, способное стрелять картечью или раздробленными камнями.

Тайна выстрела

Долгое время оставалось тайной, стреляла ли Царь-пушка хотя бы раз? В летописи нет никаких сведений на этот счет. И лишь в 1980

году при проведении реставрации и тщательном исследовании, внутри канала были найдены частички пороха. Но на самих стенках ствола следов от заряда не обнаружили.

Миф о смерти царя-самозванца

Возможно, что легенда о смерти Лжедмитрия соответствует действительности. Когда русский царь Лжедмитрий был разоблачен, он попытался тайно скрыться из столицы. Но был убит и предан земле. Через некоторое время его труп был найден у московской богадельни. Захоронение повторили, но тело вновь было обнаружено на поверхности земли. По Москве поползли зловещие слухи, что городу грозит беда. Тогда власти решили тело кремировать, а прахом выстрелить из Царь-пушки в сторону Польши.

У историков еще много вопросов о создании Царь-пушки, на которые пока нет достоверных ответов. Но, несомненно одно, она остается символом нашей страны, памятником в честь славных побед русского оружия.

Царь колокол интересные факты. Царь-колокол: 5 фактов о достопримечательности Московского Кремля

Среди достопримечательностей России, ставшими в какой-то мере ее символом, можно назвать не только водку и матрешки. Более значимыми и интересными для жителей страны и ее гостей являются уникальные памятники мастерства отечественных мастеров – например, гигантский царь-колокол.

История: царь колокол в жизни России

Колокола в христианской России играли большую роль: была даже поговорка «славна Москва малиновым звоном». При этом каждый храм стремился «переплюнуть» другие величиной и звонкостью колоколов, размерами колокольни.

Конечно, наиболее крупные и дорогие изделия принадлежали государству и/или дарились царями церкви. Знаменитый царь-колокол в Москве (Кремль) отливался несколько раз, увеличиваясь с каждой отливкой в весе и габаритах:

• 1599 , «Годуновский», весил 33,6 тонны, прослужил почти 50 лет. Раскололся во время пожара;

• 1654 , царя Алексея Михайловича Романова, весил 130 тонн, раскололся через несколько месяцев;

• 1655 – перезаливка, новый колокол падал, но остался цел. Во время пожара 1701 года раскололся;

• 1733 , отлит по приказу царицы Анны Иоанновны мастером Моториным. Вес 200 тонн, изделие отливалось непосредственно в Кремле, на Ивановской площади (нынешнее местонахождение).

Интересно, что громада изделия была настолько велика, что места для его крепления сразу не нашли. Во время пожара 1737 года по телу колокола пошли трещины (около десяти), один кусок отвалился. Среди обоснований этого повреждения называют нарушения технологии, удар от падения, скрытый брак литья, «списанный» на пожар.

Где находится царь-колокол сейчас

Поскольку изделие считалось «неподъемным», его долгое время не могли сдвинуть с места отливки. Поэтому величайший российский памятник – царь колокол – почти сто лет провел в земле. После его откопали, оградили от случайных зевак и стали проводить экскурсии.

Подъем из ямы был выполнен в 1836 году, причем со второй попытки – слишком велика была тяжесть, в первый раз начали лопаться канаты, и изделие пришлось вернуть на место. Перемещение на пьедестал заняло трое суток, с тех пор достопримечательность царь-колокол – одно из наиболее значимых мест Кремля и постоянно посещается туристами.

В разное время выдвигались предложения припаять на место отпавший кусок, но проекты были отклонены: велика вероятность, что звучание колокола станет дребезжащим.

Курьезные и серьезные факты о царе-колоколе Московского Кремля

1. Одна из оригинальных версий повреждения достопримечательности – выстрел бывшего «под мухой» Петра Первого из Царь-Пушки по Царю-колоколу. Это абсурд, поскольку к году отливки первый российский император был уже мертв (умер в 1725 году).

2. В 1941 году «под куполом» бронзовой громадины был размещен кремлевский узел связи.

3. У этого колокола никогда не было «родного» языка (била), поэтому он никогда не звонил. Лежащий на постаменте язык взят от другого изделия.

4. Подъем колокола на пьедестал осуществлял архитектор, строивший Исаакиевский собор – Огюст Монферран.

5. Царь-колокол находится на той же Ивановской площади, на которой его отливали – перевезти его в другое место оказалось невозможным даже для современных технологий.

Оказавшись в Москве, не забудьте посетить эту яркую достопримечательность российской столицы, и царь-колокол снова напомнит об изобретательности и мастерстве русских зодчих.

Обязательно поделись этим интересным фактом с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

Как выглядит Царь-пушка?

Если сначала ствол лежал на земле, то потом его поставили на лафет, создав памятную композицию, с ядрами и табличкой, содержащей краткую информацию о пушке, её массе, каждого ядра и лафета. Все экспонаты прекрасно сочетаются друг с другом, хотя сделаны в разное время и другими мастерами. Лафет с ядрами для ствола изготовили почти через 250 лет.

Декорации ствола сочетаются с рельефными изображениями лафета, подчёркивающими статус орудия. Особенно крупной головой льва, спереди по центру, сразу под стволом. А среди поразительно красивого узора, в виде переплетённых растений, изображён лев, повергающий змея. Впереди орудия стоят, выложенные пирамидкой, четыре ядра.

«Пугающее» впечатление на иноземцев

Сохранились свидетельства, что приказал изготовить большое орудие царь Федор Иоаннович для войны с крымским ханом. Но вероятно, что у Царь-пушки была задача только напугать иностранных послов своей мощью.

Громоздкое орудие и не собирались применять в бою. Андрей Чохов мог знать об этом на стадии проектирования. Мастеру предстояло дать ответы на главные вопросы:

  • Останется ли ствол целым после воспламенения пороха. Для выстрела 120-пудовым ядром необходимо огромное его количество.
  • Большой вес. Трудно представить неповоротливое орудие в сражении. Смена позиции стала бы неразрешимой проблемой.
  • Перезарядка заняла бы день.

Пушка стала символом превосходства России над возможными врагами. Оружейник сумел показать потенциал отечественного литейного дела. Логика Чохова простая – если русские создали большое орудие, то изготовить такие же меньших калибров им будет легко.

СПАДИЛО.РУ

История

Царь-пушка является артиллерийским орудием. Его отлил в 1586 году русский мастер Андрей Чохов. Сооружение литейного искусства шестнадцатого столетия располагается в Кремле города Москвы.

В 1586 году в Москве на Пушечном дворе, занимающий в то время уже достаточно солидную площадь берега реки Неглинка, по повелению государя Федора Ивановича отлили гигантскую пушку. Ее назвали Царь-пушка. Имя Андрея Чохова, который создал это произведение искусства, запечатлено на стволе орудия.

Длина памятника Царь-пушка равна пяти метрам тридцати четырем сантиметрам, внешний диаметр ствола составляет сто двадцать сантиметров, калибр орудия – восемьсот девяносто миллиметров. Выполненный из бронзы высокого качества ствол декорирован надписями, фигурной каймой и орнаментами. На боковой части ствола находятся 8 скоб для закрепления канатов при перевозке пушки. Над передней скобой с правой стороны имеется надпись: «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержавец всея великия Росия». А чуть-чуть левее расположена другая надпись: «Слита бысть сия пушка в преименитом царствующем граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». На крайней части ствола высечен вес пушки, который составляет две тысячи четыреста пудов. При переводе в килограммы это составит около сорока тысяч килограмм. Царь-пушка является самой большой в мире.

Снаряды

Осмотр ствола, который был проведен при реставрационных работах в 1980 году, обнаружил, что этот памятник имеет отношение к отдельному типу артиллерийских орудий, который близок к мортирам. Чтобы совершить выстрел из этой пушки, скорее всего, необходима была картечь. Ядра из чугуна, которые лежат около пушки, являются декоративными. Возможно, из орудия ни разу не стреляли. Однако, бесспорно, ее отливали в качестве боевого орудия.

Практически за четыре столетия Царь-пушка несколько раз переносилась на новое место. Сначала ее установили на Красной площади рядом с Лобным местом. После приказа Петра Первого о возведении в Кремле Москвы Арсенала ее в начале восемнадцатого столетия, используя специальные катки, переставили в Кремль. При пожаре в 1812 году опоры Царь-пушки и остальных орудий, выполненные из дерева, сгорели. Судостроительный завод Берда в Санкт-Петербурге стал местом изготовления опор из чугуна. В это же время была сделана опора для пушки Единорог. В начале марта 1835 года опоры отправили в Москву. Заводом был отправлен собственный мастер для установки опор.

Чтобы поставить на опоры огромные орудия, необходимы были мастера с опытом. По этой причине объявили торги, которые выиграл подрядчик, крестьянин Михаил Васильев. Ему заплатили за работу одну тысячу четыреста рублей.

В 1835 году пушку поставили на новую опору из чугуна. В 1843 году переместили от основных ворот Арсенала к Оружейной палате. Там Царь-пушка стояла до 1960 года. Позднее ее установили на Ивановской площади, около церкви Двенадцати апостолов.

Громогласный царь-колокол

Царь-колокол – настоящий великан. Только один его осколок в человеческий рост чего стоит! Его высота составляет 6,2 м, а диаметр – 6,6 м. Весит он почти 202 тонны. Можно только представить себе, как он мог звучать.

Интересно, что несколько десятков лет назад через отверстие можно было проникнуть внутрь. В наши дни проем закрыт сеткой. На колоколе можно увидеть красивые узоры и изображения, рассказывающие его историю. На нем присутствуют изображения императрицы Анны Иоанновны, царя Алексея Михайловича, а также Иисуса, апостола Петра и других библейских персонажей.

Интересный факт. Царь-колокол провел в земле около 100 лет. После пожара в 1737 году его долгое время не могли поднять.

Его достали из ямы, в которой он отливался, только в 1836 году, да так и не починили. Звон царь-колокола был бы настолько громким, что вызвал бы панику у людей и животных. С момента подъема колокол стоит на постаменте и является одной из главных достопримечательностей России.

История

Первый царь-колокол весил 33 тонны. Он был отлит в 1599 году и звонил на площади Кремля целых 50 лет, удивляя местных жителей своей красотой и мощным звуком. Дальше случился пожар, и колокол раскололся. Вскоре царь Алексей Михайлович поручил сделать из старого новый царь-колокол, больше от предыдущего в 4 раза!

На поиски мастеров и работу ушло немало лет. Второй колокол отлили в 1654 году, но он быстро раскололся при ударе языком. Через год его перезалили. Колокольный звон распространялся на 7,5 км! И снова народ радовался недолго. Колокол упал и только чудом остался целым. Спустя 13 лет его повесили, а еще через 25 лет он разбился при пожаре.

Интересный факт. Предшественники царь-колокола звонили по 50 лет, а затем раскалывались в пожарах.

С 1701 по 1730 год о восстановлении колокола молчали. Наконец, в 1730 году Анна Иоанновна поручила отлить его снова «с пополнением…чтобы в отделке было 10 000 пуд» – значилось в указе. Искать мастеров пытались за границей. Императрица обещала щедрое вознаграждение. Но мастера думали, что с ними шутят. Уж слишком большой был вес и размер сооружения!

Нашли умельцев на Руси. Работу вызвались выполнить Моторин Иван Федорович и его сын Михаил. Работы велись целых два года. Для создания колокола вырыли огромную яму и поставили кругом 4 литейных печи. В общей сложности над проектом работали 200, а затем 400 человек. В процессе печи ломались. Возникали пожары и трудности. Отливку царь-колокола Михаил закончил один. Отец его скончался.

Интересный факт. В царь-колоколе 72 кг золота и 525 кг серебра.

Неизвестно, как они туда попали. Колокол планировали отливать из старого царь-колокола с добавлением меди и олова. Но когда печь сломалась и медь ушла, пришлось собрать с пушечного двора и расплавить 600 других колоколов. Возможно, отсюда в составе появились золото и серебро.

В 1735 году работы были закончены и колокол, который можно увидеть сейчас, был отлит. На него начали наносить красивые узоры и надписи. Но в 1737 опять случился сильнейший пожар, во время которого от колокола откололся кусок весом в 11 тонн. То ли он упал с мостков, то ли раскол произошел от тушения холодной водой. Или технология изготовления была неправильной. Ученые до сих пор спорят о причинах появления осколка.

История появления царь-колокола и царь-пушки окутана множеством легенд, домыслов и споров, интересных для детей. Рассказывать о достопримечательностях углубленно можно, начиная со 2 класса школы

Детям важно не только послушать, но и посмотреть на сооружения хотя бы на фото. Интересный рассказ поможет ученикам лучше запомнить материал и проникнуться любовью к Родине

Краткая история

Многие слышали о Царь-пушке еще в детстве. В книгах это орудие называли Великаном Московского Кремля. С момента своего появления на свет она не перестает поражать своей красотой, силой и могуществом не только детей, но и взрослых.

Царь-пушка в Кремле отливалась на Пушечном дворе, литейщиком Андреем Чоховым. Состоялось это событие в 1586 году. Изначально ствол пушки поместили на деревянном раскате неподалеку от Лобного места . Позднее бревенчатые раскаты заменили надежными каменными.

Огромный вес делал её перевозку крайне проблематичной. Но с этой задачей удалось справиться при помощи 200 лошадей, которые тащили тяжеловесное оружие по бревенчатому настилу. Для удобства транспортировки на стволе с каждой стороны смонтированы четыре специальные скобы для закрепления канатных полос.

Пушку несколько раз переносили в разные места Кремля. После окончания строительства Кремлевского дворца съездов, орудие перенесли на новое место — Ивановскую площадь.

Сегодня Царь-пушка находится рядом с собором Двенадцати Апостолов на декоративном спецлафете, изготовленном гораздо позднее самой пушки в 1835 году на заводе Берда, в Петербурге.

Считается, что орудие создавалась для обороны Кремля, но современные исследователи уверяют, что Царь-пушка не справилась бы с возложенной на нее миссией. Из-за своих габаритов и особенностей конструкции она годится только для разрушения толстых крепостных стен.

По мнению историка Алексея Лобина, по своей конструкции Царь-Пушка и не пушка вовсе, а бомбарда. О чем говорит длина ствола — 3,4 калибра, что является эталонным соотношением для бомбард того времени, в то время как у классической пушки длинна ствола обычно превышает 40 калибров.

Перед пушкой сложены полые чугунные ядра, отлитые в 1835 году. Каждый снаряд весит почти две тонны. Правда, стрелять такими ядрами пушка не в состоянии — из-за их огромного веса пушку, скорее всего бы просто разорвало. Поэтому носят они исключительно декоративную функцию. По расчётам специалистов пушка могла стрелять каменными ядрами весом не более 1 тонны либо картечью.

Стреляла ли царь-пушка хоть раз?

Считается, что царь-пушка никогда не стреляла, а изготовлена была для того, чтобы наводить страх на иностранцев. Она должна была вселять страх во всех врагов, в том числе и предводителей крымских татар.

В 1980-х годах группа реставраторов пришла к выводу, что стрелять пушка никак не могла, о чём говорили наплывы и неровности в стволе, а также отсутствие следов зачистки после отливки орудия. Также не было сделано затравочное отверстие.

Есть и другая версия согласно которой, в канале пушки обнаружились частицы пороха, а значит, из бомбарды всё-таки стреляли как минимум один раз.

Оформление

Бомбарда и лафет декорирован литыми узорами и орнаментами. На стволе по бокам установлены крепления для транспортировки. С правой стороны изображен сидящий верхом на коне князь Федор Иванович. На голове у него корона, а сверху имеется надпись, описывающая личность правителя. Бытует мнение, что благодаря изображению Федора Ивановича, легендарная Царь-пушка получила такое название. Другая версия утверждает, что название у орудия связано исключительно с его большими размерами.

Дабы увековечить имя литейщика, на орудии сделали надпись: «Над созданием пушки трудился литец пушечный Чохов Андрей».

Копии Царь-пушки

Царь-пушка на протяжении всех лет своего существования влюбляла в себя многих литейщиков. В 2001 году в Удмуртии изготовили точную копию орудия. Вес его составил 42 тонны, а вес ядра — 1,2 тонн. Копию эту торжественно подарили Донецку (Украина).

Есть и в Перми копия Царь-пушки. Орудие это относится к категории боевых. Его активно испытывали. Поэтому было сделано больше 300 выстрелов ядрами, а также бомбами, дальность полета которых составляла 1,5 км. Пермская Царь-пушка изготовлялась для Кронштадта, чтобы со стороны морской части надежно защищать северную столицу нашей страны.

Копии Царь-пушки и названные в ее честь памятники также есть в Йошкар-Оле и Ижевске.

Популярные темы сообщений

  • Астероиды Астероиды это космические тела, каменистой породы, вращающие по своим орбитам вокруг солнца, другое название астероидов метеориты, различия между этими определениями заключаются только в размерах самих тел. По сути это блуждающие куски камня
  • Планета Венера На втором месте по отдаленности от Солнца, в Солнечной системе расположилась планета Венера. Несмотря на то, что планета долгие годы не была досконально изучена, она всегда манила любопытных. Ее легко было обнаружить на ночном небосклоне.
  • Дерево Абрикос Все хотя бы раз в жизни ели спелые и медовые абрикосы, курагу или абрикосовое варенье. В российских широтах это очень популярный фрукт летнего сезона. Эти вкуснейшие плоды растут на дереве, которое носит одноименное название,

Царь-ванна

Высота: 195,5 см Глубина: 151,1 см Диаметр: 533 см Объём: 25 м3 Масса: 48 т Год создания: 1824

Ванна была изготовлена для Баболовского дворца выдающимся мастером-каменотёсом Самсоном Сухановым. Баболовский дворец, ныне лежащий в руинах, был задуман как своего рода баня. На месте гранитной изначально была мраморная ванна меньших размеров. Специально для новой ванны перестроили часть дворца. Купальня была его центром. Не будет преувеличением сказать, что Баболовский дворец строился вокруг ванны. Но, скорее всего, в ней никто не купался, по крайней мере, регулярно. Вода, которая должна была туда подаваться, – из целебных Таицких источников. Она очень холодная. А каким образом планировалось подогревать воду в ванне – неизвестно.

Процесс создания

Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.

Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.

Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.

Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.

Установка Царь Колокола

Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.

Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.

Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.

Как создавался Царь Колокол:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: